Строки, опалённые войной
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему
Все дальше уходят от нас военные годы. Но каждый раз, смотря на Вечный огонь,
зажжённый в память о Неизвестном солдате, воине- победителе, мы вспоминаем о тех, кто остался на полях сражений, мужественных людях-патриотах, отдавших свои жизни за наше светлое будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_muzhestva.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Час мужества.
Строки, опалённые войной.
Оформление.
1.Определение слова « патриотизм» (слайд)
2.Выставка книг о В.О.войне
3.Доклады учащихся о пионерах-героях, комсомольцах-героях.
4. фотографии поэтов.
Война- жесточе нету слова.
Война- печальней нету слова.
Война- святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
(А.Твардовский)
Все дальше уходят от нас военные годы. Но каждый раз, смотря на Вечный огонь,
зажжённый в память о Неизвестном солдате, воине- победителе, мы вспоминаем о тех, кто остался на полях сражений, мужественных людях-патриотах, отдавших свои жизни за наше светлое будущее.
Сейчас над нами мирное небо, а тогда, в 41-м, миллионы людей поднимались на борьбу с фашизмом со словами суровой и мужественной песни Лебедева-Кумача и А.Александрова «Священная война». Слова этой песни были написаны меньше чем за сутки и прозвучали по радио 24 июня 1941 года.
Худ. руководитель Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски профессор Александров положил стихи на музыку. Так появилась знаменитая песня, ставшая музыкальным символом сурового военного времени.
(Звучит песня «Священная война»)
На боевую вахту с первых же дней войны встала и вся многонациональная литература. Свыше тысячи человек из писательской организации ушли на фронт, половина из них за мужество и патриотизм была награждена орденами и медалями. Многие стали Героями Советского Союза. Сотни литераторов пали смертью храбрых в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.
Под Ленинградом пал смертью храбрых Всеволод Багрицкий, убит в боях под Смоленском Борис Богатков, под Киевом погиб Борис Лапин. В боях под Сталинградом- Михаил Кульчицкий
(Звучит песня «Москвичи» поэта Евгения Винокурова)
Поэты с фронта присылали стихи- письма, стихи- обращения, стихи- размышления, раздумья, монологи. Многие из них стали песнями и до сих пор близки и дороги нам. В ноябре 1941 года Алексей Сурков, который на тот момент был корреспондентом газеты «Красноармейская правда» создал знаменитую «Землянку».
(Звучит песня «Землянка»)
Николай Майоров, погибший в бою на Смоленщине в 1942 году, писал:
Я не знаю, у какой заставы
Вдруг умолкну в завтрашнем бою,
Не коснувшись опоздавшей славы,
Для которой песни я пою.
Ширь России, дали Украины,
Умирая, вспомню…И опять-
Женщину, которую у тына
Так и не посмел поцеловать
Фатых Карим погиб в бою под Кенисбергом в 1945 году, а в 1942 создал замечательные строки:
Пишу письмо перед началом боя.
Заговорят орудия сейчас,
И, может быть, на солнце золотое
Сегодня я гляжу в последний раз
Но я пойду, уверенный в победе,
Расстреливать без промаха врага.
Коль сам погибну- живы будут дети,
Моя Отчизна будет жить века.
Бессмертен мир, и, пестротой сверкая,
Среди лугов останутся цветы.
Надолго сохранит земля родная
И песнь мою, и ног моих следы.
Мне умереть не страшно. Я спокоен,
Идя в огонь под стягом боевым.
За славную Отчизну павший воин
Рождает песню подвигом своим.
О мужестве моряков- подводников рассказал в стихотворении «Баллада о мужестве Виктор Бершадский.
Славно воевали моряки,
Перед смертью смазали замки
Спит эсминец на глубоком дне
Со смертельной раною в броне.
В амбразуры немы и круглы,
Смотрят орудийные стволы.
Прибыл аварийный мотобот,
Вьется змейкой воздухопровод.
Под водою, как в лесу, темно,
Водолаз спускается на дно.
Здесь мои товарищи клялись,
Моряки погибли- не сдались!
И волна смертельной синевы
Смыла бескозырки с головы.
Будут жить морские корабли,-
Вот уже понтоны подвели.
Вот уж
Рубка над водой видна
Миноносца, всплывшего со дна.
Если бы я мог когда-нибудь
И моих товарищей вернуть.
Ничуть не уступали в мужестве мужчинам и женщины. Скольких раненых вынесли они на своих хрупких плечах с поля боя!
Были и такие, кто вёл солдат в атаку. Именно о такой славной, отважной девушке пишет Юлия Друнина в стих-и «Зинка», посвящённому памяти однополчанки, героя Советского Союза Зины Самсоновой.
(Звучит стихотворение Ю.Друниной «Зинка».)
А в произведении Михаила Исаковского «Русской женщине» звучит гимн всем женщинам военной поры.
(Читается стих-е «Русской женщине»).
И ему же, Михаилу Исаковскому, принадлежат слова всемирно известной песни «Катюша»
(Звучит песня «Катюша»).
Не только на полях сражений было трудно. В тылу тоже приходилось нелегко, однако русский народ всё выдержал, проявляя при этом несказанноые мужество и патриотизм.
А тех, кто выстоял блокаду Ленинграда, по праву можно назвать людьми с большой буквы. Лучше всех об этом сказала Ольга Берггольц в стих-и «Я говорю с тобой под свист снарядов».
(Звучит стих-е «Я говорю с тобой под свист снарядов»).
Наравне со взрослыми боролись против гитлеровцев и юные герои- пионеры и комсомольцы. Мы никогда не забудем Зину Портнову, Валю Котика, Марата Казея, Лёню Голикова, Лару Михеенко, Сашу Чекалина. Мы будем помнить о подвигах Зои Космодемьянской, героев- молодогвардейцев.
(Звучат рассказы о пионерах- героях).
Особое мужество проявляли советские люди, попавшие в плен. Бессмертен подвиг татарского поэта Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия- поэтического слова- в гитлеровском застенке.
С 26 июня 1942 года, когда тяжело раненный, оглушённый взрывной волной поэт попал в плен к фашистам, до 25 августа 1944 года, когда над его головой сверкнул нож фашистской гильотины, прошел 791 день лицом к лицу со смертью.
791 день унижений, изматывающих допросов в гестаповских застенках и не прекращающейся ни на день, ни на час борьбы. Всё это время узник фашистской тюрьмы Моабит Муса Джалиль писал стихи в свой самодельный блокнот.
Цикл стихов под названием «Моабитская тетрадь»- вершина творческого пути поэта, наивысшее проявление его героического духа.
«С мужеством свобода, что гранит,
Кто не знает мужества- тот раб»
Это строки из стих-я Мусы Джалиля о героизме, в которых звучит мотив: человек, погибающий за правое дело, бессмертен, ибо его ожидает жизнь «в сознании, в памяти народа».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Всем погибшим в концлагерях посвящается песня «Бухенвальдский набат». Последние строки этой песни звучат как наказ потомкам.
(Звучит песня «Бухенвальдский набат»).
Закончить Час мужества мы хотим словами А.Ахматовой:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Строки,опалённые войной
Музыкально-литературная композиция,посвящённая Великой Отечественной войне....
Строки, опалённые войной
Сценарий литературной гостиной о творчестве поэтов, погибших на полях сражений в Великой Отечественной войне: М.Кульчицкий, П.Коган, Н.Майоров, И.Лапшин, В.Багрицкий, Б.Смоленский....
" Строки, опалённые войной" Литературно- музыкальная гостиная
В материалы литературно- музыкальной гостиной "Строки, опалённые войной" опубликованы в журнале "Литература в школе", 2011 год, №4. Это композиция, в которой представлен средствами поэзии ...
строки, опалённые войной
открытый урок о ВОВ....
Презентация "Строки,опалённые войной(поэзия периода Великой Отечественной войны)
Эта презентация может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время.Аудитория -учащиеся 7-11 классов.Надеюсь, что материал будет полезен....
Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне «Строки, опалённые войной» к 75-летию Победы.
В конкурсе принимают участие чтецы с 1 по 10 класс. Ведущие предлагают познавательную информацию либо об истории создания стихотворения, либо об авторе. Предложенный материал можно использовать ...
Конспект урока литературы в 9 классе "Война и духовная жизнь общества. "Строки, опалённые войной"
На уроке литературы в 9 классе "Строки, опаленные войной" учащиеся знакомятся со стихотворным наследием периода Великой Отечественной войны. Цель урока: прививать любовь к русской поэи...
Комментарии
Замечательная разработка
Замечательная разработка внеклассного мероприятия. Пригодилась в работе. Большое спасибо!