Строки, опалённые войной
план-конспект урока (литература, 9 класс) по теме
Сценарий литературной гостиной о творчестве поэтов, погибших на полях сражений в Великой Отечественной войне: М.Кульчицкий, П.Коган, Н.Майоров, И.Лапшин, В.Багрицкий, Б.Смоленский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter-muz_kompoziciya.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Строки, опалённые войной
Литературная гостиная
Оформление: стенд с фотографиями поэтов- участников Великой Отечественной войны 1941—1945 годов; отдельно имена поэтов, даты их гибели, стихотворные стро ки; на столах, покрытых плащ-палаткой, ле жат военные атрибуты, книги с произведе ниями военных лет, горит свеча.
(Звучит песня Лебедева-Кумача 30-х годов)
1 Ведущий. Литература Великой Оте чественной войны начала складываться задолго до 22 июня 1941 года. Во вторую половину 30-х годов неотвратимо надвига ющаяся война стала осознаваемой реаль ностью. Особо следует сказать о начинаю щих поэтах той поры — студентах Литературного института им. Горького, ИФЛИ, Московского университета. Это была большая группа талантливых моло дых людей, они называли себя тогда поко лением 40-х годов; потом, после войны, в критике они фигурировали как фронтовое поколение, а Василь Быков назвал их «уби тым поколением» — оно понесло на войне самые большие потери.
Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Нико лай Майоров, Илья Лапшин, Всеволод Баг рицкий, Борис Смоленский — все они сло жили голову в боях.
2 ведущий: Почти ничего они до вой ны не напечатали. Их стихи были опублико ваны в послевоенные, точнее, уже в «оттепельные» годы, обнаружив свой глубокий смысл. Молодые поэты отчетливо слышали «далекий грохот, подпочвенный, неясный гуд» приближающейся войны с фашизмом. Они отдавали себе отчет в том, что нас ожи дает очень жестокая война — не на жизнь, а на смерть.
3 ведущий: «Далекий грохот, подпочвенный, неясный гуд» — это строки Павла Когана. Он родился в Киеве, с 16 лет начал писать стихи. В 1941 году, несмотря на освобождение от призыва в армию по состоянию здоровья, добровольцем ушел на фронт и погиб в 1942 году в боях под Но вороссийском.
Многое, написанное поэтом, утрачено. Первые публикации появились во второй половине 1950-х годов. В 1960 году вышел первый сборник стихов «Грозa»
4 ведущий:
Нам лечь, где лечь,
И там не встать, где лечь.
И, задохнувшись интернационалом,
Упасть лицом на высохшие травы.
И уж не встать, и не попасть в анналы,
И даже близким славы не сыскать.
5 ведущий: 1937 году поэтом написано стихотво рение «Бригантина», положенное на музыку Г.Липского.
(Звучит песня «Бригантина».)
6 ведущий: Михаил Светлов, друг Эдуарда Багрицкого, вспоминает; «Прочел книгу Всеволода, сына моего друга Эдуарда Багрицкого, и подумал: сколько же еще не совсем раскрывшихся цветов таланта со жгла война!
Сейчас Всеволоду было бы уже за со рок. Но ушедшие всегда остаются в том воз расте, в каком они оставили нас. И Всево лод для меня всегда был и навсегда останется тем беспокойным, жаждущим мальчиком, с которым я познакомился у его отца. Поколение, пришедшее после нас, до стойно своего предыдущего поколения...
1 ведущий: Судьба Всеволода складывалась нелег ко. В двенадцать лет он потерял отца. Ему было пятнадцать, когда несправедливо аре стовали мать. Через год погиб любимый брат. Всеволод с горечью писал: "Мне скоро восемнадцать лет, но я уже видел столько горя, столько грусти, столько человеческих страданий".
В жизни Всеволода бывали минуты рас терянности. Из-за плохого зрения он был освобожден от службы в армии, попал в эва куацию, рвался на фронт, тосковал, и это на строение отразилось в его записях. Когда он, наконец, добился отправки на фронт, первое столкновение с войной потрясло его своей жестокостью, беженцы, замерзший ребенок, мать, укрывающая его ковриком, убитый, полузанесенный снегом солдат... Все это вместе с нелегкими довоенными воспоминаниями порой вызывало у Всево лода тоску.
2 ведущий: 16 февраля 1942 года он писал: "Очень трудна и опасна моя работа, но и очень ин тересна, Я пошел работать в армейскую пе чать добровольно и не жалею, Я увижу и уви дел уже то, что никогда больше не придется пережить. Наша победа освободит мир от самого страшного злодеяния — войны". Это написано за десять дней до гибели».
«...27 февраля привезли мертвого на шего сотрудника — молодого двадцатипя тилетнего поэта Всеволода Багрицкого — сына известного поэта Эдуарда Багрицкого. Очень славный паренек, подававший большие надежды в будущем...
3 ведущий: Хоронили Всеволода с воинскими поче стями. Он похоронен на опушке леса на пе рекрестке двух дорог, рожденных войной, у раскинувшей ветви сосны, на которой наш художник Евгений Вучетич вырезал надпись:
Воин-поэт Всеволод Багрицкий Убит 26 февраля 1942 года
Я вечности не приемлю,
Зачем меня погребли?
Мне так не хотелось в землю
С любимой моей земли...
Эти строки Цветаевой Всеволод очень любил и часто читал.
4 ведущий читает стихо творение В.Багрицкого «Ожидание":
Мы двое суток лежали в снегу
Никто не сказал: «Замерз, не могу».
Видели мы - и вскипала кровь –
Немцы сидели у жарких костров.
Но, побеждая, надо уметь
Ждать, негодуя, ждать и терпеть.
По черным деревьям всходил рассвет,
По черным деревьям спускалась мгла...
Но тихо лежи, раз приказа нет,
Минута боя еще не пришла.
Слышали (таял снег в кулаке)
Чужие слова на чужом языке.
Я знаю, что каждый в эти часы
Вспомнил все песни, которые знал,
Вспомнил о сыне, коль дома сын,
Звезды февральские пересчитал.
Ракета всплывает и сумрак рвет.
Теперь не жди, товарищ! Вперед!
Мы окружили их блиндажи,
Мы половину взяли живьем...
А ты, ефрейтор, куда бежишь?!
Пуля догонит сердце твое.
Кончился бой. Теперь отдохнуть,
Ответить на письма... И снова в путь!
5 ведущий: Обратим ваше внимание на портрет Михаила Валентиновича Куль чицкого Михаил Львов вспо минает: «Года за два до Великой Отечест венной войны он приехал из Харькова в Москву, как в столицу поэтов...
В Литературный институт он был принят "на ура" — мастерами-педагогами, а в ин ституте — на семинарах и в коридорах — уже "на ура" студентами.
Знакомство происходило просто — ос танавливали друг друга в коридоре.
— Ты откуда?
- Из Челябинска. А ты?
-Из Харькова. Я — Кульчицкий. Читай свои стихи!
И ответные чтения,..
Тогда он читал мне:
С веселой шпагою
Д'Артаньяна
Пришел в Париж,
чтоб овладеть Парижем...
Это звучало почти автобиографически...
А "шпагой" был наш талант — отважный, безотказный, блистательный.
6 ведущий: Стипендии не было, он поступил рабо тать в начальную школу, но как школьный учитель не оправдал надежд начальства... Потом он работал грузчиком
Он был человеком неунывающим, Из всех людей, которых я когда-либо встречал, мой друг Миша Кульчицкий был самым великим оптимистом. О себе он любил говорить: "Я самый счастливый на свете!"
- Почему ты самый счастливый! — спо рил я с ним. — Стихов твоих не печатают. Денег у тебя нет...
- Я живу, — говорил он, — в самое сча стливое время. Лучше быть бедным студентом двадцатого века, чем боярином пятнад цатого!
У Миши была своя железная логика: боя рин пятнадцатого века не катался в метро, не читал стихов Маяковского, не ходил в кино и был лишен многого того, что нам доступно. Его любили все — и преподаватели, и студенты, и девушки.
1 ведущий: Михаил Кульчицкий погиб в январе 1943года в битве за Сталинград в звании лейтенанта, командира пулемётного взвода
...Не до ордена. Была бы Родина
С ежедневным Бородино!
Так он думал, так он жил, так он писал. Его имя высечено золотом в пантеоне Сла вы на Мамаевом кургане, как бы на вершине века.
2 ведущий: читает стихотворение Михаила Кульчицкого «Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник»
Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
вертящихся пропеллерами сабель.
Я раньше думал: "лейтенант"
звучит вот так: "Налейте нам!"
И, зная топографию,
он топает по гравию.
Война — совсем не фейерверк,
а просто — трудная работа,
когда, черная от пота,
вверх скользит по пахоте пехота.
Марш!
И глина в чавкающем топоте
до мозга костей промерзших ног
наворачивается на чёботы
весом хлеба в месячный паек.
На бойцах и пуговицы вроде
чешуи тяжелых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
с ежедневными Бородино.
3 ведущий:
Нам не дано спокойно сгнить в могиле —
Лежать на вытяжку, - и, приоткрыв гробы,
Мы слышим гром предутренней пальбы,
Призыв охрипшей полковой трубы
С больших дорог, которыми ходили.
Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могиле мы построились в отряд.
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.
4 ведущий: Эти строки принадлежат Николаю Петро вичу Майорову. Поэт родился в приволжской деревне. В 1937 году поступил на историчес кий факультет Московского университета. С 1939 года занимался в Литературном инсти туте, в семинаре Павла Антокольского, несколько его стихотворений появились в студенческой газете "Московский университет». В 1939— 1940 написал две большие поэмы, но они не сохранились. Однокурсники и учителя поэта свидетельствуют, что непосредственно пе ред войной Майоров считался одним из круп нейших лирических дарований. Несколько его рукописей исчезло вместе с чемоданом, который поэт отдал на хранение в начале вой ны. Часть сохранившихся произведений со ставила изданный в 1962 году сборник «Мы». Лирика Майорова предметна, его язык, по большей части жесткий и лексически скуд ный, очень богат и выразителен интонацион но. Отчетливо звучащие во многих стихотворениях сожаления о том, чего не пришлось испытать, и мотивы ранней солдатской смер ти свидетельствуют, что поэт как бы предчув ствовал собственную судьбу.
5 ведущий: Разведчик Николай Майоров погиб в 1942 году под Смоленском, не дописав на чатого перед боем стихотворения, не дож давшись книги своей лирики, не окончив университета. Но он успел создать своего рода реквием мужественному и прекрасно му поколению, к которому принадлежал:
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
6 ведущий:
Мир, как окно, для воздуха распахнут,
Он нами пройден, пройден до конца,
И хорошо, что руки наши пахнут
Угрюмой песней верного свинца.
И как бы ни давили память годы,
Нас не забудут потому вовек.
Что, всей планете делая погоду,
Мы в плоть одели слово «Человек»
1 Ведущий: Хлебнув на Западном фронте в первые недели войны во время от ступления горячего до слез — на своей шку ре познав, что такое «котлы», танковые про рывы врага, его господство в воздухе, Симонов напишет полные тоски и боли строки, которые будут опубликованы только через четверть века:
Да, война не такая, какой
мы писали ее, -
Это горькая штука...
2 ведущий: По данным энциклопедии «Великая Отечественная война», в действующей ар мии служило свыше тысячи писателей, из восьмисот членов Московской писатель ской организации в первые дни войны на фронт ушло 250.
Четыреста семьдесят один писатель с войны не вернулся.
(Звучит реквием Моцарта или фортепи анный концерт Рахманинова; ведущие пе речисляют имена погибших поэтов.)
3 ведущий:
- Офицер Советской Армии Армин Фатых Карим пал смертью храбрых в феврале1945 года на подступах к Кенигсбергу.
4 ведущ.
- Александр Артемов в 1941 году ушел на фронт добровольцем и погиб в 1942 году.
5 ведущ.
- Муса Джалиль, будучи тяжело раненым, попал в плен. В концлагере вел актив ную подпольную работу. Был брошен фашистами в тюрьму Моабит, в 1944 году казнен. Мусе Джалилю посмертно присвоено зва ние Героя Советского Союза.
6 ведущ.
- Али Шогенцуков замучен в фашист ском концлагере в ноябре 1941 года.
1 ведущ.
- Юрий Инге погиб на Балтике 28 авгу ста 1941 года на корабле, торпедированном фашистами.
2 ведущ.
- 19 июля 1942 года вместе с экипажем самолета стрелок-радист Леонид Вилкомир погиб в воздушном бою в районе Новочер касска.
3 ведущ.
- Борис Котов погиб 29 сентября 1943 года при форсировании Днепра. Сержанту Котову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
4Ведущ. Штурман подводной лодки Алексей Лебедев погиб на Балтике 29 ноября 1941 года при выполнении боевого задания.
5 ведущ.
- Василий Кубанов добровольцем ушел на фронт. Умер в госпитале от обострив шейся болезни легких.
6 ведущ.
- Всеволод Лобода погиб 18 октября 1944 года в Латвии, неподалеку от города Добеле.
1 ведущ.
- Борис Костров 11 марта 1945 года был смертельно ранен в восточной Пруссии. Похоронен в городе Крейцбург на централь ной площади.
2 ведущ.
- Борис Богатков пал смертью храбрых 11 августа 1943 года в бою за гнездиловскую высоту, поднимая взвод в атаку.
3 ведущ.
- Владислав Занадворов погиб в но ябрьских боях 1942 года под Сталинградом.
4 ведущ.
- Командир стрелкового взвода Влади мир Чугунов погиб на Курской дуге 5 июля 1943 года, поднимая бойцов в контратаку.
5 ведущ.
- Политрук пулеметной роты Николай Отрада погиб 4 марта 1940 года на финском фронте.
6 ведущ.
- Георгий Суворов — участник боев за Ленинград. Погиб во время наступления войск 13 февраля 1944 года.
Звучит песня в исполнении В. Вы соцкого «Только он не вернулся из боя».
1 ведущ. Большие потери объясняются тем, что писателям, большинство которых стали фронтовыми журналистами, случалось по рой заниматься не только своими прямыми корреспондентскими обязанностями, а брать в руки и оружие. Многие же просто оказались в строю — воевали в армейских частях, в ополчении, в партизанах.
2 ведущ. Говорят, что когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до пос леднего дня войны не умолкали голоса изве стных поэтов, и рождались новые голоса.
3 ведущ. Юлия Друнина 17-летней выпускницей одной из московских школ, как и многие другие ее сверстницы, в 1942 году добро вольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
4 ведущ. Из воспоминаний Николая Старшинова: «В ее характере наиболее яркими чер тами были решительность и твердость. Ес ли уж она что решила, ничем ее не собьешь. Никакой силой. Наверно, это осо бенно проявилось, когда она доброволь цем уходила на фронт.
5 ведущ. Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41-й год.
Так сказала она о себе в 1942 году. И позднее в ее стихах будет звучать этот мо тив ухода из детства в огонь войны, из кото рой она не возвратилась даже через годы и десятилетия».
6 ведущ. Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
1 ведущ. «Юля была медсестрой, санитаркой в пехоте, самом неблагоустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на са мой передовой, в пекле, где под огнем при ходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжеленных раненых. Смер тельная опасность и тяжкий труд вместе,..»
Ее тяжело ранили, осколок перебил сонную артерию... Но, едва поправившись, опять рванула на передовую. Только после второ го ранения ее списали вконец, тогда она и пришла в Литинститут.
2 ведущ. Тот осколок, ржавый и щербатый,
Мне прислали, как повестку, смерть...
Только б дотащиться до санбата.
Не терять сознания, не сметь!
А с носилок свешивались косы,
Для чего их, дура, берегла?
Вот багровый дождь ударил косо,
Подступила, затопила мгла...
Ничего! Мне только восемнадцать.
Я еще не кончила войну.
Мне еще к победе пробиваться
Сквозь снегов и марли белизну.
3 Ведущий. Для того чтобы выстоять, необходимо было прежде всего осознать подлинный масштаб нависшей над страной опасности. На таком краю, в двух шагах от пропасти, оказалась страна, что выбраться можно было, только глядя жестокой правде прямо в глаза, до конца осознав всю меру ответственности каждого за исход войны.
А всего иного пуще
Не прожить наверняка –
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще.
Как бы ни была горька!
(Звучит симфония Д.Шостаковича, по священная блокаде Ленинграда.)
4 ведущ. Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозных обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого,
имен но от него зависит судьба народа и страны.
5 ведущ. В голодном, вымирающем блокадном Ленинграде в жуткую зиму 1942 года Ольга Берггольц, ставшая душою героического сопротивления, писала:
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободою дышали,
Что внуки позавидовали б нам.
6 ведущий: «Перед лицом большой беды» все ви дится иначе: и жизненные правила, и смерть, и дружба, и любовь. Россия вошла в сердце каждого.
1 ведущий: Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо,
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал,
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перезвоном,
Песчаный берег с низким ивняком
6 ведущий: «Клочок земли», «три берёзы» становились символом Родины, за которую шли в атаку, отдавали жизнь, завещая её нам. Чтобы помнили…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Строки,опалённые войной
Музыкально-литературная композиция,посвящённая Великой Отечественной войне....
" Строки, опалённые войной" Литературно- музыкальная гостиная
В материалы литературно- музыкальной гостиной "Строки, опалённые войной" опубликованы в журнале "Литература в школе", 2011 год, №4. Это композиция, в которой представлен средствами поэзии ...
строки, опалённые войной
открытый урок о ВОВ....
Презентация "Строки,опалённые войной(поэзия периода Великой Отечественной войны)
Эта презентация может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время.Аудитория -учащиеся 7-11 классов.Надеюсь, что материал будет полезен....
Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне «Строки, опалённые войной» к 75-летию Победы.
В конкурсе принимают участие чтецы с 1 по 10 класс. Ведущие предлагают познавательную информацию либо об истории создания стихотворения, либо об авторе. Предложенный материал можно использовать ...
Конспект урока литературы в 9 классе "Война и духовная жизнь общества. "Строки, опалённые войной"
На уроке литературы в 9 классе "Строки, опаленные войной" учащиеся знакомятся со стихотворным наследием периода Великой Отечественной войны. Цель урока: прививать любовь к русской поэи...
Урок литературы. Строки, опалённые войной: лирика периода Великой Отечественной войны.
Цели урока:1.Познакомить обучающихся с разными жанрами лирики периода ВОВ.2.Развивать умение слушать учителя, выступления одногруппников. Развивать умение конспектирования основного материала уро...