Рабочая программа по литературе, 6 класс
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Рабочая программа по литературе в 6 классе предназначена для обучения школьников, отражает нормативные документы, основное содержание  предмета, нацелена на формирование прочных знаний, определяет объем, порядок изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей обучающихся.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №12"

ПРИНЯТО:

на заседании методического совета

Протокол № 1 от "28"августа 2014г.

          УТВЕРЖДАЮ:

          Директор МБОУ "СОШ № 12"

          ____________ И.В. Смирнова

         Приказ № 678/01-13от  "29" августа2014 г.

Рабочая учебная программа литературы

                                     

Класс: 6 А, 6Г

Составитель: Толмосова И.А., учитель высшей категории

г. Нижневартовск

2014


Аннотация к рабочей программе по литературе.

Рабочая программа по литературе в 6 классе предназначена для обучения школьников, отражает нормативные документы, основное содержание  предмета, нацелена на формирование прочных знаний, определяет объем, порядок изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей обучающихся.  


1.Пояснительная записка.

      Рабочая программа по литературе для обучающихся VI классов основной общеобразовательной школы  составлена на основе Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе.

 Учебник-хрестоматия: Литература. Начальный курс. 6кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях./Авт.-сост.: О.М. Хренова, М.А.Снежневская - М.:Мнемозина, 2011.

 Программа рассчитана на 70 часов (2 ч. в неделю)

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно развитие нации в целом. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

    Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

  • развитие интереса к отечественной литературе; развитие литературно-творческих способностей учащихся, потребности в самообразовании в области литературы и филологии, в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие образного мышления и воображения, эмоциональной сферы личности; художественного вкуса; углубление эстетического восприятия литературных произведений;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературных произведений;
  • повышение общекультурного уровня учащихся, расширение их нравственного и эстетического кругозора, формирование                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         читательской культуры, развитие умения правильно пользоваться русским литературным языком, писать сочинения на литературные темы, искать, обрабатывать и использовать информацию необходимую для постижения художественных произведений (справочная литература, масс-медиа, ресурсы Интернета);
  • подготовка к осознанному выбору будущей профессии в гуманитарной сфере.

               На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании данного планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  • овладение навыками устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
  • формирование умений развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя;
  • совершенствование умений создавать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; свободно владеть письменной речью;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
  • Таким образом, компетентностный подход к созданию данной рабочей программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

     Формы обучения

Синтетический (комбинированный) урок, урок - творческий практикум, урок-игра, элементы урока - заочной экскурсии, путешествия.

     Методы и приемы обучения:

  • Рассказ о писателе (сообщение учителя и учащихся).
  • Работа с текстом: чтение (ознакомительное, изучающее, выборочное).
  • Беседа по изученному материалу, анализ, сопоставление, оценка героев.
  • Пересказ  (подробный, выборочный, творческий); заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана, аннотации, целенаправленные выписки; отзыв, рецензия; комментирование эпизода  .

Контроль - неотъемлемая часть обучения. На уроках применяется:

  • текущий контроль: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение;
  • итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющий начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

 Сроки реализации: 01.19.2014 - 30.05 2015.

Структура рабочей программы:

1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика учебного предмета, курса

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

6. Содержание образования.

7.Тематическое планирование.

8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

9. Приложения к программе.

Рабочая программа составлена для обучающихся 6 классов с учётом их интеллектуального уровня развития, степени учебной мотивации. Обучающиеся 6 А, Г класса имеют разные учебные возможности: высокие, средние и низкие. Степень учебной мотивации также разная. Исходя из этого, составлена рабочая программа, которая предполагает обучение и развитие школьников с разными учебными возможностями на основе внутриклассной дифференциации и индивидуализации.

Предполагаемые результаты обучения учеников 6А класса:

  • успеваемость -  100 %;
  • качество знаний -45 %.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Предполагаемые результаты обучения учеников 6Г класса:

  • успеваемость -  100 %;
  • качество знаний -65 %.

2.Общая характеристика учебного предмета, курса

  Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Литература. Начальный курс. 6кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях./Авт.-сост.: О.М. Хренова, М.А.Снежневская - М. :Мнемозина, 2011.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведе-ний, составляющих золотой фонд русской классики. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам разви-тия русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы. В соответствии с этим у учащихся на уроках литературы формируются и развиваются ключевые компетенции:

  • смысловая компетенция (умения формулировать собственные ценностные ориентиры для своих действий и поступков; владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; умение принимать решения, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок);
  • общекультурная компетенция (владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; представление о системах этических норм и культурных ценностей в России и других странах; владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, писателя);
  • учебно-познавательная компетенция (умение ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
  • информационная компетенция (владение навыками работы с различными источниками информации — книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет-ресурсами; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять для решения учебных задач современные информационные технологии;
  • коммуникативная компетенция (владение навыками работы в группе, коллективе, приемами действий в ситуациях общения; владение разными видами речевой деятельности;
  • компетенция личностного совершенствования (освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения).

На уроках литературы школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, о профессии учителя в рассказах А. П. Платонова "Песчаная учительница" и В. Г. Распутина "Уроки

Инновационная образовательная практика показывает, что компетентностно ориентированный образовательный процесс и организация комплексной профориентационной поддержки обучающихся, алгоритм которой зафиксирован через Карту взросления учащихся І-ХІ классов, содействуют развитию профессионально важных компетенций старшеклассников, необходимых для дальнейшего развития конкурентоспособности и профессиональной мобильности личности в современных условиях.

В образовательном процессе взаимосвязь учебных предметов с профессиональной средой предусматривает соблюдение следующих этапов работы учителя-предметника:

1. Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал.

2. Определение формы подачи профориентационного материала (деловая игра, дискуссия, экскурсия на производство), наиболее соответствующей содержанию той или иной темы. Подбор наглядных пособий.

3. Изучение литературы об областях экономики и основных профессиях, связанных с программным материалом по данному учебному предмету (особое внимание уделяется востребованным рабочим профессиям своего региона).

4. Обновление экспонируемых материалов о профессиях, связанных с изучением данного учебного предмета, в учебном кабинете.

В ходе урока можно решать следующие профориентационные задачи:

а) знакомство учащихся с различными профессиями, раскрытие их социальных, экономических и психологических сторон;

б) информирование учащихся о путях получения избранных профессий, об учебных заведениях, профилирующих предметах, сроках обучения, перспективах профессионального роста;

в) формирование позитивного отношения к труду в сфере материального производства и к профессиям, особенно к рабочим, в которых ощущается острая необходимость в данном регионе;

г) углубление представлений об особенностях некоторых видов профессиональной деятельности;

д) формирование профессиональных интересов, стойких социально-трудовых компетенций и мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на знании своего внутреннего мира, а также на социально-экономических французского".

  Итак, для более эффективного воспитания у детей интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях взрослых в процесс обучения. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалов могут успешно осуществляться на уроках литературы.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами предмет "Литература" изучается с 1 по 11 класс. Курс обучения литературе в 6 классе составляет 70 часов (35 недель по 2 часа в неделю), из которых на изучение произведений отводится 65 часов, на контрольные работы – 1 час, на развитие речи - 4 часа; на изучение темы регионального содержания – 2 часа. В течение учебного года учащиеся должны написать 3 классных,  2 домашних сочинения по изученным произведениям, 1 изложение.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

 Курс направлен на развитие речевой культуры, коммуникативной компетенции обучающихся и   духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. В процессе обучения ученик приобщается к эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитывается их вкус, интерес к чтению, культуре переживаний. В процессе изучения литературы совершенствуется  навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развивается восприятие литературного текста, формируется умение читательской деятельности, воспитывается интерес к чтению и книге, потребность в общении с миром художественной литературы.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы.

Личностными результатами являются:

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы).                 

Метапредметные результаты проявляются в:

-умении понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты состоят в следующем:

  • в познавательной сфере:

-понимание ключевых проблем изученных произведений устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 вв. и зарубежной литературы;

-понимание связи произведений с эпохой их написания;

-умение анализировать литературное произведение, определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их;

-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;

  •  в ценностно-ориентационной сфере:

-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

-формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы;

-понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • в коммуникативной сфере:

-восприятие на слух литературных произведений, чтение и восприятие;

-умение пересказывать прозаические произведения их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, создавать устные монологические высказывания разного типа;

-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

  • в эстетической сфере:

-понимание образной природы литературы, как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;

-понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

6. Содержание учебного курса

Введение

Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

  1.Устное народное творчество. Былина как один из видов УНТ. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.

  2.Древнерусская литература. Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание. «Повесть временных лет». «Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат». Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования.

  3.Баллады. В.А.Жуковский – оригинальный поэт-переводчик. «Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра  и любви на земле. Баллада как литературный жанр. В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Перчатка». Л.Н.Майков. «Емшан», А.К.Толстой «Канут». Для самостоятельного чтения: В.А.Жуковский. «Кубок» (из Шиллера).

Человек в окружающем его мире. Внутренний мир человека

  1.А.С.Пушкин. Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта. Для чтения и изучения: «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Ее балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника. Торжественность поэтической речи.

«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.

«Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях.

«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Роль эпитетов,сравнений.

«Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Бунт крестьян.  Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.

Для самостоятельного чтения: «Барышня-крестьянка», «Выстрел».

  2.Н.М.Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня», «Пловец».

  3.М. Ю. Лермонтов. Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта. «Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: мятежность, жажда деятельности, одиночество, грусть. Парус в стихах и рисунках Лермонтова. «Три паль-мы» Тема красоты, гармонии  и дисгармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Аллегорический смысл стихотворения. Стихотворные размеры.

Для чтения и бесед: «На севере диком…», «Утес», «Казачья колыбельная песня».

  4.Н.В.Гоголь Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед: «Майская ночь, или Утопленница». Сказочная повесть. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти». Яркие картины народной жизни и украинской природы.

Для самостоятельного чтения: «Вечера на хуторе близ Диканьки».

  5.С.Т.Аксаков. Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения: «Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы. Особенности интонации.

«О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..» (мотивы родной природы в русской лирике)

  В.А.Жуковский. «Певец во стане русских воинов». Н.П.Огарев. «Дорога»; И.С.Никитин. «Ярко звезд мерцанье…»; А.К.Толстой «Коло-кольчики мои…; А.А.Фет. «Чудная картина…»; И.З.Суриков. «Степь»; К.Н.Станюкович. Сведения о жизни писателя.

Смешное в жизни и литературе

 А.П.Чехов. Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений.

Для чтения и изучения: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил». Приемы создания комического эффекта в чеховских рас-сказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.

Для самостоятельного чтения: «Лошадиная фамилия», «Хирургия» и другие ранние рассказы.

Нравственная ответственность человека перед собой и обществом

  1.В.Г.Короленко. Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».

Для чтения и изучения: «В дурном обществе».  Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уваже-ния к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица). Портрет литературного героя.

     2.Для самостоятельного чтения: Н.Д.Телешов «Домой». Альфонс Доде «Маленький шпион».

  3.А.П.Платонов. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения: «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта, отзывчивость.

  4.М.М.Пришвин. Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения: «Кладовая солнца».  Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.  Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Пейзаж и его роль.  Смысл названия произведения. Жанр сказки-были.

Движение весны

  1.Тема весны в стихотворениях русских поэтов. Красота русской природы в стихотворениях И.А.Бунина, И.Северянина, А.Т.Твардовского, А.П.Межирова.

  2.М.М.Зощенко. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед: «Не надо врать», Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.

  3.Ю.М.Нагибин. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед: «Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями.

  4.В.Г.Распутин.  Для чтения и изучения: «Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны. Изображение человека в эпическом произведении.

  5.Н.М.Рубцов. Сведения о жизни поэта. Для чтения и бесед: «Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Левитан», «Воробей», «Ласточка», «Старый конь».

  6. Д. Олдридж. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед: «Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.

7. Региональный компонент: Л. Кузьмина. Рассказы

Повторение изученного в 6 классе

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Наименование раздела, темы

Дата

Планируемые предметные результаты освоения материала

Виды учебной деятельности, направленные на формирование  универсальных учебных действий

По плану

По факту

Тема 1.  О главном в литературе - 1 ч.

1

О главном в литературе. О книге

Закрепить умение пользоваться аппаратом книги.

Тема 2. Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой – 7 ч.

2

О былине и ее героях. "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Навыки составления тезисов;

умение анализировать, сравнивать, выделять главное.

Выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

Работа с учебником.

3

"Илья Муромец и Соловей-разбой-ник". О построении и языке былин

4.

В.Ч. Русские былины.

Тема 3. Из литературы Древней Руси

5

Письменная литература Древней Руси. О древнерусском летописании. "Повесть временных лет"

Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Пробудить интерес к чтению.

Совершенствование пересказа: уметь выполнять художественный пересказ текста.

Формулирование цели деятельности.

6

"Повесть временных лет"

7

"Слово о погибели Русской земли". "Евпатий Коловрат"

8

"Евпатий Коловрат"

Тема 4. Баллады

9

В.А. Жуковский Баллада "Светлана"

Совершенствование знаний о лирике поэта

Совершенствование библиографических знаний.

Система образов, сюжет, язык баллады.

Статья «О рифме и строфе».

Вызвать интерес к чтению,

расширить круг чтения школьников;

определять основную мысль произведения.

Уметь конспектировать статью.

10

И.В. Гете "Лесной царь".

11

В.Ч. А.Н. Майков "Емшан"*.

12

А.К. Толстой О поэте. "Канут"

13

О рифме и строфе

Тема 5. А. С. Пушкин

14

А. С. Пушкин О поэте. "Песнь о вещем Олеге"

Развивать внимание учащихся к психологизму художественного произведения, к переживанию героем взаимоотношений с близкими и с окружающими людьми.

проводить сопоставительный анализ образов.

Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Познакомить с технологией заучивания наизусть.

Уметь составлять план событий

Характеризовать героев на основе их поступков, высказываний.

Навыки составления тезисов;

умение анализировать, сравнивать, выделять главное.

Выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

Работа с учебником.

15

"Песнь о вещем Олеге". Как учить стихи наизусть

16

А. С. Пушкин "Зимняя дорога", "Няне".

17

"Зимнее утро". Листая страницы избранных стихов поэта

18

О романе "Дубровский"

19

"Дубровский". Главы I-II

20

"Дубровский". Главы III-VI

21

Дубровский". Главы VII-XI

22

Дубровский". Главы XII-XVI

23

Дубровский". Главы XVII-XVIII

24

Дубровский". "Дубровский в искусстве"

Тема 6. Н. М. Языков

25

Н. М. Языков О поэте. "Песня", "Пловец"

Совершенствование знаний о лирике поэта

Совершенствовать умение читать стихи, пополнить поэтическую антологию каждого ученика.

Тема 7. М. Ю. Лермонтов

26

М. Ю. Лермонтов О поэте. "Парус"

О стихотворных

размерах

Совершенствовать умение читать стихи, пополнить звучащую поэтическую антологию ученика.

27

«Три пальмы». Листая страницы избранных стихов поэта

28

О стихотворных размерах

Тема 8. Н. В. Гоголь

29

Н. В Гоголь. О писателе. "Майская ночь, или Утопленница"

Характеризовать героев на основе их поступков, высказываний.

Работа с текстом

Раскрытие значения медленного чтения, развитие воссоздающего и творческого воображения школьников.

30

«Майская ночь, или Утопленница". Читать и видеть

31

«Майская ночь, или Утопленница". О повести

32

О второй части книги "Вечера на хуторе близ Диканьки". "Ночь перед Рождеством

Тема 9. С. Т. Аксаков

33

С. Т. Аксаков О писателе. "Очерк зимнего дня"

Понимание образной природы словесного  искусства

Умения вчитываться в текст, рисовать в воображении словесные картины, развитие чувства слова.

34

«Очерк зимнего дня"

Тема 10. «О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!»

35

Мотивы родной природы в русской поэзии

Умение анализировать лирические произведения

Развитие наблюдательности школьников, внимания.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное.

Выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

36

Стихотворения поэтов о родной природе (по выбору учащихся)

Тема 11. А. П. Чехов. Рассказы

37

А. П. Чехов. О писателе. "Толстый и тонкий"

Развивать внимание учащихся к психологизму художественного произведения, к переживанию героем взаимоотношений с близкими и с окружающими людьми.

проводить сопоставительный анализ образов.

Работа с текстом

Раскрытие значения медленного чтения, развитие воссоздающего и творческого воображения школьников.

38

А. П. Чехов "Смерть чиновника". О смешном в художественном произведении

39

Чехов А. П. "Пересолил"

Тема 12. В. Г. Короленко «В дурном обществе»

40

В. Г. Короленко О писателе. Из воспоминаний Короленко об отце. "В дурном обществе". Глава 1

Развивать внимание учащихся к психологизму художественного произведения, к переживанию героем взаимоотношений с близкими и с окружающими людьми.

проводить сопоставительный анализ образов.

Уметь создавать текст на литературную тему.

Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Уметь составлять план событий

Характеризовать героев на основе их поступков, высказываний.

Навыки составления тезисов;

умение анализировать, сравнивать, выделять главное.

Выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

41

«В дурном обществе". Главы 2 и 3

42

«В дурном обществе". Главы 4 и 5

43

«В дурном обществе". Главы 6  и 7

44

В.Г. Короленко "В дурном обществе". Глава 8

45

В.Г. Короленко "В дурном обществе". Портрет литературного героя

Тема 13. Н. Д. Телешов «Домой»

46

Н.Д  Телешов. О писателе. "Домой"

Обогатить словарь учащихся, касающийся внутренней жизни человека, его нравственных качеств.

Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Навыки составления тезисов;

умение анализировать, сравнивать, выделять главное.

Выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

47

Н. Д. Телешов "Домой". Обстоятельства и поступки

Уметь выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов.

Тема 14. А. Доде «Маленький шпион»

48

Из зарубежной литературы. А.  Доде "Маленький шпион"

Рассказ

Тема 15. А. Платонов «Песчаная учительница»

49

А. П. Платонов О писателе. "Песчаная учительница"

Побудить учащихся к наблюдению над образностью и языком рассказа писателя.

Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

50

Рассказы А. Платонова "Песчаная учительница", "Корова"

Тема 16. М. М. Пришвин «Кладовая солнца»

51

М. М. Пришвин О писателе. "Кладовая солнца". Глава I, II. Настя и Митраша

Уметь выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов,

отстаивать свою точку зрения.

Уметь создавать текст на литературную тему.

Обучение умению характеризовать литературного героя на основе средств его изображения.

52

«Кладовая солнца". Главы III, IV . Блудово болото. Ссора детей. Олицетворения в сказке-были

53

«Кладовая солнца". Главы V - XII сказки-были. Олицетворения в сказке-были

54

«Кладовая солнца". Статьи "О пейзаже", "Читая Пришвина"

55

«Кладовая солнца". Главы V, XII.

Тема 17. Движение весны. Страницы поэзии

56

Движение весны. Стихотворения о весне

Совершенствовать читательскую наблюдательность, способность замечать нюансы картин и чувств, выраженных одним (Бунин) и разными поэтами на одну тему.

Развитие наблюдательности школьников, внимания.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное.

Выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

57

Стихотворения о весне по выбору учащихся

Тема 18. М. М. Зощенко «Не надо врать», «Бедный Федя»

58

Зощенко М. М. "Не надо врать", "Бедный Федя"

Развивать способность подростков понимать душевное состояние другого человека, умение раскрывать внутренний мир литературного героя на основе средств изображения персонажа.

Развитие наблюдательности школьников, внимания.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное.

Выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

Тема 19. Ю. М. Нагибин «Старая черепаха»

59

Нагибин Ю. М.. "Старая черепаха"

Развивать способность подростков понимать душевное состояние другого человека, умение раскрывать внутренний мир литературного героя на основе средств изображения персонажа.

Развитие наблюдательности школьников, внимания.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное.

Выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

60

Рассказ Нагибина Ю. М. "Старая черепаха". Стихотворение Яшина А. Я. "Кулик"

Тема 20. В. Г. Распутин «Уроки французского»

61

Распутин В. Г. "Уроки французского"

Наблюдение над особенностями повествования в автобиографическом рассказе.

Развитие наблюдательности школьников, внимания.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное.

Выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

62

Распутин В. Г. "Уроки французского". Писатель о своем рассказе

Тема 21. Н. М. Рубцов. Стихотворения

63

Рубцов Н. М. Стихотворения о детстве, о родине

Умение анализировать лирические произведения

Развитие наблюдательности школьников, внимания.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное.

Выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

64

Рубцов Н. М. Избранные стихи поэта

Тема 22. Дж. Олдридж «Последний дюйм»

65

Из зарубежной литературы. Дж. Олдридж "Последний дюйм»

Развивать способность подростков понимать душевное состояние другого человека, умение раскрывать внутренний мир литературного героя на основе средств изображения персонажа.

Совершенствование видов чтения

66

«Последний дюйм". Завершая изучение литературы в 6 классе

Региональный компонент

67

Л. Кузьмина. Рассказы

Развитие наблюдательности школьников, внимания.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное.

Выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

68

Л. Кузьмина. Рассказы

Тема 23. Чудо открытия книги

69

Чудо открытия книги. О чтении книг

Обучение написанию отзыва о произведении

70

Итоговый урок

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Литература в 6 классе. Урок за уроком. / Турьянская Б.И. и др./ – М.: «Русское слово», 1999

2. Литература. 5-9 классы: активные формы обучения. / Тареева Л.И. и др./ – Волгоград: Учитель, 2008

3. Литературные викторины. / Козак О.Н./  – СПб.: СОЮЗ, 1998

4. Литературные забавы на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006/ Агеева И.Д.

5. Материалы к урокам литературы в 5, 6 и 7 классах : Библиотека учителя-словесника.  /Турьянская Б.И./ – М.: «Русское слово», 19996

6. Методическое руководство к учебнику – хрестоматии «Родная литература» для 6 класса: Пособие для учителя. / Зепалова Т.С./ – М.: Просвещение, 1998

7. Обучение сочинениям по русскому языку и литературе в 5-8 классах. / Скоркина Н.М./ – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002

8. Поурочное планирование по древнерусской литературе: 5-9 классы. / Ерёмина О.А./ – И.: Издательство «Экзамен», 2004

9. Поурочные разработки по зарубежной литературе: 5-9 классы. / Егорова Н.В./ – М.: ВАКО, 2004

10. Тесты по литературе. 5-11 классы. / Оглоблина Н.Н./ – М.: ООО «Агенство «КРПА Олимп»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004

11. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. / ЕгороваН.В./ – М.: ВАКО, 2007

12. Уроки литературы в 5-6 классах. Практическая методика. Книга для учителя. / Аркин И.И./ – М.: Просвещение, 2001

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  • Литература. Начальный курс. 6кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях./Авт.-сост.: О.М. Хренова, М.А.Снежневская - М.:Мнемозина, 2011.
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/.
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/.
  • Справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru 
  • Федеральный портал http://www.edu.ru/ 
  •  Обучающий корпус русского языка: http://ruscorpora.ru/corpora-about.html#educational
  • Справочно-информационный портал "Грамота.ру"( Словари, игры, материалы к уроку, новости, журнал, материалы олимпиад): http://www. gramota.ru ; 
  • Федеральный институт педагогических измерений www.fipi.ru/
  • Сайт «Первое сентября» http://1september.ru/.
  • Золотой стихофон   http://gold.stihophone.ru/
  • Сайт издательства «Лицей»  http://www.licey.net.
  • Электронные  словари на http://www.yandex.ru/.

Словари, справочники:

Материалы к урокам:

Библиотека литературы по гуманитарным наукам: www.gumer.info

Информационно-коммуникационные технологии в образовании: http://www.ict.edu.ru

9. Приложения к программе

Критерии оценивания тестовых работ обучающихся

Отметка «5» ставится, если: выполнено 91-100% работы.

Отметка «4» ставится, если: выполнено 75-90% работы.

Отметка «3» ставится, если: выполнено 50-74% работы.

Отметка «2» ставится, если: выполнено 20-49% работы. 

Нормы и основные критерии оценки устных ответов

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку, Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: I) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: I) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры: 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Нормы и основные критерии оценки сочинений

 1.Критерии оценки содержания:        

  • соответствие работы теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

2.Критерии оценки речевого оформления:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

Критерии оценки содержания

Соответствие теме. Отсутствие фактических ошибок. Последовательность изложения.

Богатство словаря и разнообразие синтаксических конструкций.

Стилевое единство, выразительность текста.

1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета.

Соответствие теме (незначительные отклонения).

Достоверность содержания (единичные фактические неточности).

Незначительные нарушения последовательности.

Богатство словаря и разнообразие синтаксических конструкций.

Стилевое единство, выразительность текста.

Не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов.

Отклонения от темы.

Достоверность содержания (отдельные фактические неточности).

Отдельные нарушения последовательности.

Бедность словаря, однообразие синтаксических конструкций.

Стилевое единство отсутствует, невыразительность текста.

Не более 4 недочетов в содержании, не более 5 речевых

Не соответствует теме

Фактические ошибки.

Нет последовательности.

Крайне беден словарь, короткие однотипные предложения.

Нет стилевого единства.

6 недочетов в

содержании и до 7 речевых

недочетов.

Более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Критерии оценки речевого оформления

1 орф.,

Или

1 пункт.

Или

1 граммат.

2 – 2,

Или

1 – 3,

Или

0 – 4 , а также 2 гр.

4 – 4,

Или

3 – 5,

Или

0 – 7, а также 4 гр.

7 -7,

Или

6 – 8,

Или 5 – 9,

Или 6 – 8, а также 7 гр.

Более 7 орф., более 7 пункт.,

Более 7 гр.

 При оценке сочинения учитывается самостоятельность и оригинальность.

Темы проектов

1.  Традиции русской пейзажной лирики в поэзии Ф.И. Тютчева.

  2. Любовная лирика Тютчева.

  3. Мир как красота (лирика Афанасия Фета).

  Романтический мир баллад     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....