Рабочая программа литературы, 9 класс
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Рабочая программа  литературы для 9  класса составлена на основе нормативных документов, предусматривает дифференциацию и индивидуализацию обучения, учёт познавательных интересов и склонностей учащихся, доступность обучения,      направлена усвоение содержания образования по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №12"

ПРИНЯТО:

на заседании методического совета

Протокол № 1 от "28"августа 2014г.

          УТВЕРЖДАЮ:

         Директор МБОУ "СОШ № 12"

         ____________ И.В. Смирнова

         Приказ № 678/01-13от  "29" августа2014 г.

Рабочая учебная программа литературы

                                     

Класс: 9 А

Составитель: Толмосова И.А., учитель высшей категории

г. Нижневартовск

2014


Аннотация к рабочей программе по литературе

Рабочая программа по литературе для 9  класса составлена на основе нормативных документов, предусматривает дифференциацию и индивидуализацию обучения, учёт познавательных интересов и склонностей учащихся, доступность обучения,      направлена усвоение содержания образования по литературе

1. Пояснительная записка

      Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 класса основной общеобразовательной школы  составлена на основе Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе.

 Используется учебник: Литература. Русская классика. 9 класс. В 2 ч.: учебник-практикум для общеобразоват. учреждений / под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2007.

   Количество часов  в неделю -3, в год -105.

 Специфика литературы как образовательной области определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература эстетически осваивает мир, богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщает их к духовным исканиям художников слова, к нравственно - эстетическим ценностям нации и человечества.

        Изучение литературы позволяет обучающимся 9 А класса  осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков (УУД) и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

   Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

•воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

•развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

•освоение  текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

•овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых

•сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-

исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 Цель литературного образования определяет его задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

   Формы обучения

Синтетический (комбинированный) урок, урок - творческий практикум, урок-игра, элементы урока - заочной экскурсии, путешествия.

     Методы и приемы обучения:

  • Рассказ о писателе (сообщение учителя и учащихся).
  • Работа с текстом: чтение (ознакомительное, изучающее, выборочное).
  • Беседа по изученному материалу, анализ, сопоставление, оценка героев.
  • Пересказ  (подробный, выборочный, творческий); заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана, аннотации, целенаправленные выписки; отзыв, рецензия;  комментирование эпизода.

         Контроль - неотъемлемая часть обучения. На уроках применяется:

  • текущий контроль: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение;
  • итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющий начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

 Сроки реализации: 01.19.2014 - 25.05 2015.

Структура рабочей программы:

1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика учебного предмета, курса

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

6. Содержание образования.

7.Тематическое планирование.

8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

9. Приложения к программе.

 Рабочая программа составлена для обучающихся 9 А класса с учётом их интеллектуального уровня развития, степени учебной мотивации. Среди обучающихся  у 15% -высокие учебные возможности, у 15% -  низкий уровень учебных возможностей,  60% обучающихся имеет средние учебные возможности.  Рабочая  программа предполагает обучение и развитие девятиклассников с разными учебными возможностями на основе внутриклассной дифференциации и индивидуализации обучения.

    Предполагаемые результаты обучения:

успеваемость - 100% ;

качество знаний - 50%

2.Общая характеристика учебного предмета, курса

Рабочая программа ориентирована на использование учебника - практикума: Литература. Русская классика. 9 класс. В 2 ч.: учебник-практикум для общеобразоват. учреждений / под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2007.        

 Курс литературы в 9А классе основан на историко-литературном принципе. Произведения древнерусской литературы, литературы ХYIII  и первой половины ХIХ веков рассматриваются в контексте эпохи, в них отраженной, биографии и творчества писателя.

         Основа содержания литературы как учебного предмета -  чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим  ценностям. Девятиклассник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.

 Одна из составляющих литературного образования обучающихся 9А класса – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируют его общую культуру и социально – нравственные ориентиры

  Цель обучения обучающихся 9А класса литературе – формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения.  

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

     Программа рассчитана на 105 часов, из которых на изучение произведений отводится 87 часа, из них 2 часа на изучение темы регионального содержания, на внеклассное чтение – 6 часов; на развитие речи -  6 часов, на изучение обзорных историко-литературных тем -  6 часов. В течение учебного года обучающиеся должны написать 3 классных и 2 домашних сочинения по изученным произведениям.

        

№ п/п

№ урока

Темы сочинений

1

6

Сочинение  «Слово о полку Игореве».

2

30

Сочинение по  комедии А.С. Грибоедова «Горе  от  ума».

3

46, 47

 Классное  сочинение  по роману  А.С.Пушкина  «Евгений Онегин».

4

63

Подготовка к домашнему сочинению по роману  М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

5

74

Подготовка к домашнему сочинению  по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Содержание профориентационной информации в рабочей программе учебного курса «Литература», 9класс

№ урока по календарно-тематическому планированию

Тема урока

Тема по профориентации

45

Образ  автора. Роман «Евгений Онегин» в литературной критике.

«Склонности и профессиональная направленность».

56

Роман «Герой нашего времени». Жанр, композиция, психологизм.

Профессиональные склонности

65

Повесть «Шинель»: Башмачкин и «значительное лицо». Анализ повести.

« Карта интересов».

70

Галерея  образов  помещиков в поэме «Мертвые души».

Профессиональный тип личности

100

 М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. «Судьба человека».

«Структура трудовой деятельности»

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

            Одним из результатов обучения литературе является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

    Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью художественных произведений; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты   бы, чтобы поступали с тобой).

   Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

    Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

             Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности окружающего мира, воссозданного в художественном произведении.

       Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

  Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

         Ценность труда и творчества. Осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы.

     Личностные результаты:        

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств  представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать различные виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

6. Содержание  учебного курса

Вводный урок – 1 ч.

Литература Древней Руси – 5 ч.

Общая характеристика древнерусской литературы – 1ч.

«Слово о полку Игореве» - 4 ч. 

Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?                                          Литература XVIII  века – 13 ч.

Классицизм – 1 ч.

 М.В. Ломоносов – 2 ч.

Сведения о жизни ученого и поэта. «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.

Д.И.Фонвизин – 4 ч.

А.Н. Радищев – 1 ч.

Свободолюбивые идеи писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

Г.Р.Державин – 2 ч.

Н.М.Карамзин – 2 ч.

Сведения о жизни и творчестве. «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека. Язык повести.   Сентиментализм в  литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

Итоговый урок – 1 ч.

Литература XIX века – 67 ч.

О двух способах изображения жизни в литературе – 1 ч.

В.А.Жуковский – 2 ч.

А.С. Грибоедов – 8 ч.

Сведения о жизни и творчестве. «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии.  «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого.  Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии.

А.С. Пушкин. Лирика – 9 ч.

Жизнь и творчество (основные вехи). «К  Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «19 октября (1825 г.)», «Анчар», «Пророк», «К*** («Я помню чудное мгновение…»), «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Свобода, творчество, любовь – три стихии человеческого духа в лирике Пушкина.  Ее биографичность, высокий нравственный смысл лирики поэта. «Внутренняя красота человека» (В.Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.

«Евгений Онегин» - 8 ч. 

История создания. Лироэпический характер «свободного романа»  в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои  романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка.  «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике. Понятие о литературном типе.

М.Ю. Лермонтов. Лирика – 8 ч.

Жизнь и творчество (основные вехи). «Смерть Поэта», ««Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «И скучно, и грустно…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий», «Прощай, немытая  Россия…», «Нет, не тебя я так пылко я люблю…», «Пророк»,  «Родина». Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.

 «Герой нашего времени» - 8 ч.  

История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии характера главного героя произведения. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования).  Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике.

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи). «Мертвые души» - 9 ч.

Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора.  Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя.  «Мертвые души» в оценке русской критики.

«Шинель» - 2 ч.

Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести

А.Н. Островский – 3 ч. 

Сведения о жизни и творчестве. «Свои люди – сочтемся». Тишка - Подхалюзин – Большов – три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру. Островский – мастер языка. Реализм островского («пьесы жизни»).

Н.А. Некрасов – 3 ч.

Место Н.А. Некрасова в русской поэзии XIX века. «Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.

«Давно -  отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие письма». Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства). Понятие о лирическом герое.

Ф.М. Достоевский как писатель-психолог.  «Белые ночи» - 2 ч. 

Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви. Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах.

Л.Н. Толстой как  исследователь путей нравственного совершенствования человека – 4 ч.

 «Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии. Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе». Особенности повествования от первого лица.                             

Литература  XX века – 17 ч.

Введение – 1 ч.

А. А.  Блок – 3 ч.

Сведения о жизни и творчестве. «Россия», «О, я хочу безумно жить…», «Да.Так диктует вдохновение»; «Земное сердце стынет вновь…», «Сольвейг»,  «Утро в Москве», «Ты – как отзвук забытого гимна…». Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире.  Покоряющая сила любви.  Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры.

В.В. Маяковский –3ч.

Сведения о жизни и творчестве «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха. «Необычайное приключение…».  Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения «Разговор на одесском рейде...» –  широта диапазона любовной лирики поэта. Новаторство Маяковского в стихосложении. «Гимн обеду», «Подлиза» и другие стихотворения.

С.А. Есенин – 3 ч.

Сведения о жизни и творчестве. «С добрым утром!», «Я покинул родимый дом…», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка.

М.А. Булгаков – 3 ч.

Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце» (обзор сразбором избранных глав, например:  I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и «шариковщина». Истоки шариковщины. Булгаков – сатирик.

М.А. Шолохов – 2 ч.

Сведения о жизни и творчестве. «Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни в рассказе. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа.

Роль пейзажа в портретных зарисовках.

А.И. Солженицын – 2 ч.

Сведения о жизни и творчестве. «Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера.  Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).

Литература родного края,  Югры (региональный компонент ) - 2 ч.

 Обзор творчества М. Анисимковой.

 

Содержание

Кол-во часов

Контрольные

работы

Развитие речи

Введение

1

Литература Древней Руси. Общая характеристика.

1

«Слово о полку Игореве»

3

1

Литература ХVIII в. Классицизм.

1

М.В.Ломоносов

2

Д.И.Фонвизин

4

А.Н.Радищев

1

Г.Р.Державин

2

Н.М.Карамзин

2

1

Литература ХIХ в. Романтизм и реализм.

1

В.А.Жуковский

2

А.С.Грибоедов

7

1

1

А.С.Пушкин

15

1

2

М.Ю.Лермонтов

15

1

1

Н.В.Гоголь

10

1

1

А.Н.Островский

3

Н.А.Некрасов

3

Ф.М.Достоевский

2

Л.Н.Толстой

4

1

Литература ХХ в.

1

А.А.Блок

3

В.В.Маяковский

3

С.А.Есенин

3

М.А.Булгаков

3

М.А.Шолохов

2

А.И.Солженицын

2

Литература родного края-Югры

1

Заключительный урок

1

Итого 105 ч.

Уроки развития речи

6 часов

Контрольные работы

6 часов

Изучение обзорных историко-литературных тем

6 часов

Изучение литературных произведений

87 часов


п/п

Наименование

раздела, темы

Дата

Виды учебной деятельности, направленные на формирование универсальных учебных действий

Планируемые предметные результаты освоения материала

по плану

по факту

1.

Введение.

Общая характеристика  курса  литературы  9 класса.

Составлять план, тезисы, конспект.

Уметь: аргументировано отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать материал для таблицы

Знать: место худ. литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, еѐ гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития русской литературы.

2.

Литература  Древней  Руси. Общая характеристика.

Знать: образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни народа;

понимать: историю литературы как совокупность произведений народа; связь литературы с общественной и культурной жизнью эпохи.

«Слово о полку  Игореве»

3

«Слово о полку  Игореве». Историческая  основа  поэмы, художественные  особенности.

Уметь: строить монологическое высказывание, составлять план, выделять смысловые части, сопоставлять

Знать: историческую основу, историю открытия, содержание произведения;

понимать: жанровые особенности «Слова».

4

«Слово о полку  Игореве». Художественные картины. Чтение и анализ отрывков.

Знать: жанр и композицию, нравственно- патриотическую идею «Слова»;

понимать: в чѐм патриотизм произведения, роль изобразительно-выразительных средств;

уметь: выделять смысловые части, формулировать идею произведения, выразительно читать

5

«Слово о полку Игореве». Анализ эпизодов.  Мотивы в  литературе.

Знать: приѐмы создания характеров героев, худ.средства выразительности;

понимать: особенности воплощения автором образов князей, Ярославны; патриотическую идею произведения;

уметь: характеризовать героев произведения

6

Сочинение по поэме «Слово о полку Игореве»

Выделять значимые функциональные связи и

отношения между частями целого, характерные причинно-следственные связи, развивать речь

Знать: текст произведения, худ.особенности, авторов поэтических переложений, значение «Слова» для истории русской культуры;

Уметь: выражать своѐ отношение к прочитанному, сопоставлять «Слово» с произведениями живописи и музыки

7

Литература ХVIII века. Классицизм.

З. признаки классицизма, особенности эпохи Просвещения, историческую обстановку, общую характеристику литературы ХХ века;

У. сопоставлять исторические факты и литературные традиции

М.В.Ломоносов

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

8

М.В.Ломоносов – реформатор языка, стиха.

З. факты жизни и творчества Ломоносова, особенности оды как жанра поэзии;

П. идейно-художественный смысл оды;

У. выразительно читать, выявлять авторскую позицию

9

М.В.Ломоносов – поэт. Чтение и анализ од.

З. факты жизни и творчества Ломоносова, особенности оды как жанра поэзии;

П. идейно-художественный смысл оды;

У. выразительно читать, выявлять авторскую позицию

Д.И.Фонвизин

10

Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

З. факты жизни и творчества Фонвизина, особенности комедии;

П. идейно-художественный смысл оды;

У. выразительно читать, выявлять авторскую позицию

11

Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль». Положительные персонажи.

З. основные факты жизни писателя,

П. проблематику произведения, роль пейзажа и рассказчика в повести

У. строить монологическое высказывание, комментировать текст

12

Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль».  Отрицательные персонажи. Чтение и анализ.

Умение определять героя произведения, своеобразие его личности, место среди других персонажей.

13

Комедия «Недоросль»: конфликт, особенности  построения.

Составлять  простой и сложный план;

комментировать текст, формулировать проблемные вопросы

А.Н.Радищев

14

А.Н.Радищев. Жизненный подвиг. Обзор содержания «Путешествия из Петербурга в Москву».

Осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

З. черты сентиментализма, особенности жанра путешествия;

П. особенности стиля Радищева;

У. строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию

Г.Р.Державин

15

Г.Р.Державин. Жизнь и творчество.

Осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

З. факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии,

У. воспринимать и анализировать поэтический текст

16

Г.Р.Державин «Властителям и судиям».

З. факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии,

У. воспринимать и анализировать поэтический текст

Н.М.Карамзин

17

Сентиментализм. Н.М.Карамзин – писатель, историк. «Бедная Лиза».

Осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Вопросы тестовые, развернутый ответ на вопрос.

Умение строить монологическое высказывание, комментировать текст

З. черты жанра сентиментальной повести,

П. противоречивые характеры героев и способы их психологической характеристики

Умение выделять признаки романтизма и реализма как литературных направлений.

18

Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

19

Зачет по теме «Русская литература ХVIII века».

20

О двух способах изображения жизни в литературе:  романтизм и реализм.

В.А.Жуковский

21

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Элегия», «Море».

Умение строить монологическое высказывание, комментировать текст

З. факты жизни и творчества Жуковского,

П. поэтический текст, символический смысл стихотворений,

22

В.А.Жуковский. Чтение и анализ стихотворений.

З. жанровые особенности баллады,

П. романтический характер баллады,

У. воспринимать и анализировать худ.текст

А.С.Грибоедов

23

А.С.Грибоедов. Очерк  жизни и творчества.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно,  выборочно). Осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.

З. основные факты жизни и творчества Грибоедова, историю создания комедии,

идейно-худ. своеобразие личности Грибоедова,

 

24

А.С.Грибоедов. Комедия «Горе  от  ума». Анализ 1 действия.

З. литературоведческие понятия, действующих лиц комедии,

П. природу общественной комедии, условность,

У. выразительно читать монологи, комментировать, анализировать текст

25

Комедия «Горе  от  ума». Анализ  2 действия.

З. значение понятий (экспозиция, завязка)

П. роль внесценических персонажей в развитии конфликта

У. обнаруживать связи и противоречия между персонажами, выявлять типические черты характера

 

26

Комедия «Горе  от  ума». Анализ 3 действия.

27

Прозрение героев. Анализ 4 действия комедии «Горе  от  ума».

З. текст комедии, определение развязки действия, открытого финала,

П. смысл названия, нравственно-философское звучание комедии,

У. определять основные конфликты

28

О языке комедии. Споры вокруг Чацкого.

З. текст комедии, еѐ специфику, традиционные и новаторские черты,

признаки классицизма,

П. историческую истину конфликта, новаторское звучание комедии,

У. находить черты романтизма и

29

Урок-игра по комедии «Горе  от  ума». «Умники и умницы». Обобщение.

Умение строить продуктивные монологические высказывания, давать краткие ответы.

30

Подготовка  к  домашнему сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе  от  ума».

З. особенности конфликта комедии, философскую проблематику пьесы;

П. личную драму Чацкого в единстве с идейным столкновением с фамусовским обществом;

У. строить письменное высказывание, определять собственное отношение к персонажам

А.С.Пушкин

31

А.С.Пушкин. Очерк  жизни и творчества.

Осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, составление плана, тезисов, конспекта,

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение вустной или письменной форме результатов своей деятельности,

использование для решения познавательных и коммуникативных задача различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,

самостоятельная организация учебной деятельности, владение

навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

З.  основные этапы жизни и творчества А.С. Пушкина.

П. значение Пушкина для русской культуры.

32

Лирика А.С.Пушкина. Мотивы свободы и дружбы. «К Чаадаеву».

З. понятия: мотив, лирика, лирический герой, этапы творческого пути А.П.

П. идейно-художественное своеобразие стихотворений.

 У. выразительно читать и анализировать стих., выявляя особенности жанра, понимать язык худ. произведения

33

Анализ стихотворений А.С.Пушкина «К морю», «19 октября».

Лингвистический анализ произведения. Дать понятие «лирического героя», характеристика лирического героя.

34

Стихотворение А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд». Чтение и анализ.

Умение анализировать стихи с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции.

35

Стихотворение А.С.Пушкина «Анчар». Чтение и анализ.

Умение понимать смысл темы, выделять ключевые слова, определять проблему

произведения.

36

Любовная лирика  А.С.Пушкина.

З. адресатов любовной лирики

П. образно-стилистическое богатство любовной лирики,

У. выразительно читать и анализировать стихи.

37

А.С.Пушкин  о роли  и  значении  поэзии «Пророк».

З. какое воплощение в стихах А.П. нашла тема свободы,

П. идейно-худ. своеобразие вольнолюбивой лирики А.П.

У. выразительно читать и анализировать стихотворение

38

Стихотворение «Я памятник  себе  воздвиг  нерукотворный…». Чтение и анализ.

З. время создания стихотворений, особенности эпохи

П. идейное содержание стихов о назначении поэта и поэзии, их религиозно-светский смысл,

У. создавать историко-культурный комментарий

39

Контрольная  работа  по теме «Лирика  А.С.Пушкина».

П. идейно-худ. своеобразие стихотворения,

У. разъяснять смысл текста, соотносить личностное отношение к тексту с его объективным смыслом

40

Роман «Евгений Онегин»: история создания, сюжет, композиция, художественные особенности.

З.творческую историю романа;

реализм как литературное направление,

П. жанровые особенности романа в стихах,

41

«Евгений Онегин». Комментированное чтение главы 1 романа.

Умение комментировать текст, сопоставлять автора и героя романа, формулировать проблемные вопросы

42

«Евгений Онегин»: Онегин и Ленский.

У. давать характеристику герою, выразительно читать

43

«Евгений Онегин»: Онегин и Татьяна.

З. текст  произведения, нравственно-философскую проблематику романа.

П. смысл финала.

У. сопоставлять героев, давать характеристику, выявлять авторское отношение к героям

44

«Евгений Онегин». Чтение фрагментов и анализ глав 7,8

Знать,  какое воплощение нашѐл тип «лишнего человека» в отечественной литературе

У. выявлять типическое и индивидуальное в судьбе героя, давать характеристику

45

Образ  автора. Роман «Евгений Онегин» в литературной критике.

З. текст произведения, нравственно-философскую проблематику романа.

П. смысл финала.

У. сопоставлять героев, давать характеристику, выявлять авторское отношение к героям

46

Подготовка  к  сочинению по роману  А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

З. тематику лирических отступлений, оценку романа В.Белинским,

П. реализм и энциклопедизм романа,

У. различать образ автора как героя произведения и как создателя романа, оценивать роль лирических отступлений в понимании смысла романа

47

Классное  сочинение  по роману  А.С.Пушкина  «Евгений Онегин».

Подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в

устной или письменной форме результатов своей деятельности

З. текст романа, худ.особенности, нравственно-философскую проблематику романа,

П. тему, основную мысль сочинения,

У. строить сочинение-рассуждение на выбранную тему

М.Ю.Лермонтов

48

М.Ю.Лермонтов. Личность и судьба поэта.

Осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,

составление плана, тезисов, конспекта, подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,

использование для решения познавательных и коммуникативных задача различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,

самостоятельная организация учебной деятельности.

 Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

З. основные факты биографии Лермонтова, основные мотивы его лирики,

П. идейный смысл стих. «Смерть Поэта», его худ. особенности,

У. выразительно читать стихотворения,

49

Поэт и общество. Стихотворение «Смерть поэта».

З. понятия: мотив, лирический герой, романтизм, скептицизм, основные мотивы лирики,

П. идейный смысл стих.,

У. анализировать стихи

50

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Поэт». Чтение и анализ.

З.время создания стихов, худ. своеобразие, жанровые особенности стихов

П. идейный смысл стихов,

У.анализировать стихи по плану, оценивать идейно-худ. искания поэта в контексте эпохи

51

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Пророк». Чтение и анализ.

З. тексты стихов, историю создания и библейскую основу стих. «Пророк»

П.идейный смысл стихов.

У. оценивать идейно-худ. искания поэта в контексте эпохи

52

М.Ю.Лермонтов. Поэтическая  исповедь «Когда волнуется...», «Молитва».

З.тексты стихи М.Ю.Л., адресатов лирики

П.идейный смысл стихов, способы выражения любовного чувства У.выразительно читать стих. наизусть

53

Стихотворения Лермонтова «Дума», «И скучно и грустно…».

З.тексты стихи, адресатов лирики

П.идейный смысл стихов, способы выражения любовного чувства У.выразительно читать стихи наизусть

54

Поэзия любви Лермонтова: «Нищий», «Расстались мы, но…», «Нет, не тебя так…».

З.тексты стихов, адресатов лирики

П.идейный смысл стихов, способы выражения любовного чувства У.выразительно читать стихи наизусть

55

Отчизна в лирике Лермонтова. Стихотворения «Родина», «Прощай, немытая Россия…».

З.тексты стих. М.Л., адресатов лирики

П.идейный смысл стих., способы выражения любовного чувства У.выразительно читать стихи наизусть

56

Роман «Герой нашего времени». Жанр, композиция, психологизм.

57

Повести «Бэла»  и «Максим  Максимыч».

З.теоретические понятия: роман, психологический роман;

проблематику и особенности композиции романа,

У.выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа

58

Повесть «Тамань».

З.худ. особенности повести, признаки романтического сюжета.

П.способы создания образа главного героя. У.различать героя, повествователя и автора в повести «Тамань»

59

Повесть «Княжна Мери»

З.текст повести,

П.худ. своеобразие повести, способы создания психологического портрета,

У.анализировать повесть с учѐтом особенностей худ. метода М.Ю.Лермонтова.

60

Повесть «Княжна Мери».

З.текст повести,

П.худ. своеобразие повести, способы создания психологического портрета,

У.анализировать повесть с учѐтом особенностей худ. метода М.Ю.Лермонтова.

61

Повесть «Фаталист».

З.текст повести, композиционное значение повести, проблематику и худ. особенности.

П. философскую концепцию повести,

62

Романтизм  и  реализм романа. Типичность Печорина.  Проверочная работа.

З.текст повести,

П.худ. своеобразие повести, способы создания психологического портрета,

У.анализировать повесть с учѐтом особенностей худ. метода М.Ю.Лермонтова.

63

Подготовка к домашнему сочинению по роману  М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Разработка плана, составление тезисов основной части, выбор эпиграфа, цитат из текста, подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности

З. текст романа, психологические особенности образа Печорина.

П.значение романа в истории русской литературы,

У.составлять план сочинения, подбирать цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения

Н.В.Гоголь

64

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Повесть «Шинель».

Поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей. Составление плана, тезисов, конспекта,

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в

устной или письменной форме результатов своей деятельности,

использование для решения познавательных и коммуникативных задача различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных.

З.основные факты жизненного и творческого пути.

Тема «маленького человека» как сквозная в русской литературе, особенности раскрытия ее А. С. Пушкиным и Н. В. Гоголем

65

Повесть «Шинель»: Башмачкин и «значительное лицо». Анализ повести.

Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать образ. Изменения в характере Башмачкина. «Значительное лицо». Фантастическое окончание.

66

Поэма «Мертвые души»: замысел, композиция. Комментированное чтение 1 главы.

 Сюжет поэмы, тема путешествия. Способы выражения авторского сознания в замысле поэмы.

67

«Мертвые души».  Манилов. Чтение и анализ 2 главы.

З.историю создания поэмы, первоначальный замысел и его дальнейшую эволюцию,

П.особенности жанра, реалистическую манеру писателя,

У.оценивать идейно-худ.искания писателя

68

«Мертвые души». Работа над 3,4 главами. Коробочка  и  Ноздрев.

З. текст поэмы,

П. способы создания образов помещиков,

У.составлять характеристику литературного персонажа,

выявлять особенности авторского стиля и приѐмы сатирического изображения действительности

69

Образы  Собакевича  и  Плюшкина  по 5,6 главам поэмы.

З.приѐм зоологизации.

П. способы создания образов помещиков.

У.составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приѐмы сатирического изображения действительности

70

Галерея образов помещиков в поэме «Мертвые души».  

З.текст поэмы, приѐм «зоологизации», типический характер.

П.способы создания образа Чичикова,

У. составлять характеристику литературного персонажа. Общее   в помещиках; особенности расположения  портретных глав. Роль лирических отступлений для понимания типичности помещиков. Современное значение образов.

71

Город в поэме «Мертвые души». «Повесть о капитане Копейкине»

З.текст поэмы.

П.смысл  вставной «Повести о капитане Копейкине». У. давать обобщающую характеристику чиновникам

72

Чичиков и «чичиковщина». Проверочная работа.

З.текст поэмы, путь Чичикова – нового героя эпохи.

П. худ. приѐмы создания образа Чичикова, роль Чичикова в замысле поэмы.

У. создавать характеристику героя, выявлять типические черты героя

73

Души живые и мертвые. Обобщение.

З.текст поэмы, причины незавершѐнности поэмы, темы лирических отступлений, оценку В.Белинского.

У. анализировать текст, выявляя проблематику, авторскую позицию

74

Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Разработка плана, составление тезисов основной части, выбор эпиграфа, цитат из текста, подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности

З.текст финала поэмы, структуру развѐрнутого ответа,

П. идейно-худ. звучание образа птицы-тройки в финале 1 тома поэмы,

У.давать развѐрнутый ответ, включать цитаты в ответ

А.Н.Островский

75

А.Н.Островский. Слово о драматурге. «Свои люди -сочтемся»

Составление плана, тезисов, конспекта, подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,

использование для решения познавательных и коммуникативных задача различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных.

Главные факты биографии и основные вехи творческого пути драматурга. Обзор содержания комедии.

76

«Свои люди - сочтемся»: конфликт,  характеристика персонажей.

Умение определять конфликт драматического  произведения, элементы сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

77

 Обобщающий смысл комедии «Свои люди - сочтемся».

Умение выявлять авторскую позицию в прочитанном произведении и высказывать свое позицию (согласие, несогласие) по поднятым проблемам и их решению автором.

Н.А.Некрасов

78

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «Тройка».

Выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей.

Место Некрасова в русской поэзии ХIХ века. Понятие  лирического героя.  

79

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»

Знать: основные факты жизни и особенности творчества поэта;

Понимать: идейный смысл стихотворения;

Уметь: выразительно читать, анализировать

80

Н.А.Некрасов. Лирика любовного чувства.

Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя.

Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства).

Ф.М.Достоевский

81

Ф.М.Достоевский. Повесть «Белые ночи»

Выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей.

Отличительные признаки эпистолярного жанра, элементы сентиментализма в повести. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви.

82

Повесть «Белые ночи». Образ Мечтателя.

Причины отчуждения героя от реальной действительности. Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах.

Л.Н.Толстой

83

Л.Н.Толстой. Повесть «Юность». Замысел, история создания. Обзор глав 1-8.

Выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей.

Л.Н.Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека. Определение основной проблематики произведения, авторской позиции в ее разрешении.

84

Повесть «Юность». Образ Иртеньева. Главы 13, 28, 31, 39.

Особенности повествования от первого лица. У.оценивать идейно-худ. искания писателя

85

Тема дружбы в повести. Главы 27, 41.43.

Образы Иртеньева и Нехлюдова. Нравственное превосходство главного героя. Способность к духовному росту – основной критерий в оценке людей у Толстого. Значение юности в жизни человека.

86

Нравственные проблемы в повести «Юность». Контрольный срез.

87

Литература ХХ века. Введение.

Литература великих и трагических лет.

А.А.Блок

88

А.А.Блок. О жизни и творчестве. Стихотворение «Россия»

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Сведения о жизни и творчестве. Блок и символизм.

89

Стихотворения А.А. Блока  «О, я хочу безумно жить…»и др. О трагедии поэта в «страшном  мире».

Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине.

90

Любовная лирика А.А.Блока.

Сила любви, богатство ритмики, лексики, музыкальности стиха.

В.В.Маяковский

91

В.В.Маяковский. Лирика. «Хорошее отношение к лошадям».

Гуманистическое содержание стихотворения.

92

Стихотворение «Необычайное приключение…»

Умение развернуто обосновывать суждения,  давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия).

Умение определять  в поэтическом тексте роль изобразительно-выразительных средств.

 Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения.

 Широта диапазона любовной лирики поэта.

93

Стихотворение «Разговор на одесском рейде…» Маяковский-сатирик.

С.А.Есенин

94

С.А.Есенин. О личности и творчестве поэта.

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Сведения о жизни и творчестве.

95

Образ родины, природы, человека в лирике Есенина. Чтение и анализ стихотворений.

Уметь определять  в поэтическом тексте роль изобразительно-выразительных средств. Живописность, народная основа языка.

Родина и природа как источник лирических переживаний поэта.

Нежность «ко всему живому».

96

Любовь ко всему живому. «Собаке Качалова»

М.А.Булгаков

97

М.А.Булгаков. Личность и судьба писателя. «Собачье сердце».

Выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей.

Сведения о личности и писательской деятельности М.А.Булгакова. Творческая история повести.

98

«Собачье сердце». Обзор с разбором глав 1,2,6, 8  и эпилога. Шариков и Швондер.

Изображение Москвы 20-х годов.  Роль портретных характеристик и пейзажных зарисовок, роль детали в тексте. Суть «героев». Значение образа Швондера, его типичность.

99

«Собачье сердце». Шариков и «шариковщина».

Умение устанавливать причинно-следственные связи и строить логическую цепь рассуждений.

М.А.Шолохов

100

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. «Судьба человека».

Выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей.

Сведения  о жизни и творчестве писателя. Особенности композиции рассказа «Судьба человека».

101

Рассказ «Судьба человека». Героизм русского человека.

Образ главного героя А. Соколова.

А.И.Солженицын

102

А.И.Солженицын. О писателе. «Матренин двор».

Сведения о жизни и творчестве. Правдивое изображение народной жизни.

Умение выявить и интерпретировать авторскую позицию, определять свое отношение к ней.

103

«Матренин двор». Тема «праведничества».

Смысл «праведничества» героини. Идея национального характера.  Принцип «жить не по лжи».

Литература родного края.

104

Писатели Югры. Обзор произведений М..Анисимковой.

Умение сжато, выборочно передавать содержание прочитанного текста.  

Обзор содержания романа «Порушенная невеста»

105

Писатели Югры. Обзор произведений М..Анисимковой.

                               


8. Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Перечень учебно-методического обеспечения

  • Литература. Русская классика. 9 класс. В 2 ч.: учебник-практикум для общеобразоват. учреждений / под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2007.Беленький Г. И., Хренова О. М. Литература. 9 класс. Дополнительные материалы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2011.
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
  • Методические советы к учебнику для 9 класса. Литература. Пособие для учителя / под ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2010.
  • Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. / Под ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.

Список литературы

  • 100 русских поэтов. / Составитель М. Засецкая. – СПб.: ООО «Золотой век», ООО «Диамант», 2000.
  • История русской литературы. ХIХ век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. – Москва:  Владос, 2001.
  • Мещерякова М.И.  Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: «Рольф», 2001. Ольшевская Л.А.  Литература Древней Руси и 18 века.-  Москва: Новая школа,  2006.
  • Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX века / Гл. ред. М. Д. Аксёнова; метод.ред. Д. Володихин; отв. ред. Л. Поликовская. – М.: Аванта+, 2004.
  • Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2. XX век / Глав.ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2001.

Дополнительная учебная  литература

  • Бельская  Л.Л. Литературные викторины.  – М.: Просвещение, 2005.
  • Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва:  ВАКО, 2004. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 9 класс. -  М.: Вако, 2007.  
  • Лейфман  И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс. – М.: Материк Альфа, 2003.
  • Мердес  Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому языку  и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
  • Турьянская Б.И.  Литература в   9 классе. Урок за уроком. -  Москва: Русское слово, 2006.

Перечень средств ИКТ

  • Диск «Лермонтов М.Ю.  Великий поэт прекрасной Родины».
  • Диск «Литература. Средняя школа. 9 класс. Обучающая программа (1С)».
  • Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».
  • Диск «Пушкин А.С. Произведения».
  • Диск « Русские словари: Толковый,  Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы.  240 000 терминов».
  • Диск «Репетитор «Литература» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов».
  • Диск « Словарь литературоведческих терминов».
  • Диск «Сокровища древнерусской литературы. Жития»
  • Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
  • Диск «Устное народное творчество».
  • Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 9 класс.
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

9. Приложения к программе

Критерии оценивания тестовых работ обучающихся

Отметка «5» ставится, если: выполнено 91-100% работы.

Отметка «4» ставится, если: выполнено 75-90% работы.

Отметка «3» ставится, если: выполнено 50-74% работы.

Отметка «2» ставится, если: выполнено 20-49% работы. 

Нормы и основные критерии оценки устных ответов

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку, Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: I) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: I) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры: 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Темы проектов

1. Случай и судьба в творчестве А.С. Пушкина.

2. Лирические отступления в романе «Евгений Онегин».

3. Евгений Онегин и Александр Чацкий: драма романтической личности.

4. Лирические отступления в романе «Евгений Онегин» и образ автора.

5. Тема поэтического вдохновения  в творчестве А.С. Пушкина.

6. Образ водной стихии в творчестве А.С. Пушкина.

7.  «Поэтов сладостный союз»: творческое взаимодействие Пушкина, Вяземского, Баратынского, Языкова.

8. Лирические отступления в романе в стихах «Евгений Онегин» и в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

9. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: особенности жанра и ком-позиции.

10. Гоголь в повести живой души: герои поэмы «Мертвые души».

11. Особенности романтизма М.Ю. Лермонтова.

12.Основные мотивы лермонтовской лирики.

13.Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.

14. Романтическая лирика М.Ю. Лермонтова.

15. Личность и судьба по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

16.Черты романтизма и реализма в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

17.Эволюция творческой манеры Щедрина. Появление и развитие гротеска.

                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.

Рабочая  программа «Литература» для 5  класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...