И. Бунин "Антоновские яблоки"
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
Бунин в своём « осеннем рассказе» уловил и передал неповторимую атмосферу прошлого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonovskie_yabloki.pptx | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина, Научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина. Развить навыки анализа прозаического текста.
"Рождение ни как не есть мое начало. Мое начало и в той непостижимой для меня тьме, в которой я был от зачатия до рождения, и в моем отце, в матери, в дедах, прадедах, пращурах, ибо ведь они тоже я, только в несколько иной форме: Не раз чувствовал я себя не только прежним собою, - ребенком, отроком, юношей, - но и своим отцом, дедом, пращуром; в свой срок кто-то должен и будет чувствовать себя - мною" (И. А. Бунин). Алексей Николаевич Бунин Отец, Алексей Николаевич, помещик Орловской и Тульской губернии был вспыльчивый, азартный, более всего любящий охоту и пение под гитару старинных романсов. В конце концов он, из-за пристрастия к вину и картам, растратил не только собственное наследство, но и состояние жены. Отец был на войне, волонтером, в крымской кампании, любил прихвастнуть знакомством с самим графом Толстым, тоже севастопольцем . Но несмотря на эти пороки, его все очень любили за веселый нрав, щедрость, художественную одаренность.
Мать, Людмила Александровна Бунина урожденная Чубарова (1835-1910) Вера Николаевна Муромцева, жена Бунина, вспоминает: "Мать его, Людмила Александровна, всегда говорила мне, что "Ваня с самого рождения отличался от остальных детей", что она всегда знала, что он будет "особенный", "ни у кого нет такой тонкой души, как у него": "В Воронеже он, моложе двух лет, ходил в соседний магазин за конфеткой. Его крестный, генерал Сипягин, уверял, что он будет большим человеком... генералом!" Мать Ивана Бунина была полной противоположностью мужу: кроткой, нежной и чувствительной натурой, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского и занималась, в первую очередь, воспитанием детей...
Вечер О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно - Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг. День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Все во мн е. Основная мысль – счастье можно найти в самых простых вещах, которые окружают нас, главное, самому быть счастливым . Для того , чтобы создать нужную атмосферу, предлагается послушать стихотворение И.А. Бунина
И.А.Бунин был убежден, что не должно быть « деления художественной литературы на прозу и стихи», и признавался, что такой взгляд кажется ему «неестественным и устарелым». Он писал: « Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности одинаково как в стихотворной, так и в прозаической форме. Проза также должна отличаться тональностью. Многие чисто беллетристические вещи читаются как стихи, хоть в них не соблюдаются ни размер, ни рифма... К прозе не менее, чем к стихам, должны быть предъявлены требования музыкальности и гибкости языка». Наиболее полно эти требования реализовались в шедевре бунинской прозы – рассказе « Антоновские яблоки».
Рассказ был написан в 1901 году. Очарованный осенью и поэзией старины, Бунин с огромной художественной силой в рассказе запечатлел образ родной земли , её богатства и непритязательная красота. Писатель зовет не потерять того, что достойно памяти, что прекрасно и вечно. Бунин в своём « осеннем рассказе» уловил и передал неповторимую атмосферу прошлого. Писатель признавался: «Хорошо было осенью чувствовать себя именно в деревне, в дедовской усадьбе… Право, я желал бы пожить прежним помещиком». Не так – то просто разобраться с этим бунинским шедевром. Рассказ вызывает определенные затруднения. Он вызвал недоумения у современников Бунина: «Описывает всё, что попадается под руку». А критики были единодушны в своем восхищении изумительным художественным мастерством «Антоновских яблок», их непередаваемой эстетической прелестью. Деревня Озерки – родина Бунина
Рассказ представляет собой единый лирический монолог героя, передающий его душевное состояние. Рассказ напоминает стихотворение. Прежде всего тем, как строиться сюжет. В основе его- воспоминание. Значимыми становятся ритм поэтического дыхания, неопределенная зыбкость интонации, импрессионистическая образность. Лирика как бы ведет за собой прозу. Благодаря насыщению повествования поэтической образностью вырабатывается особый лаконизм, сопряженный с магической плавностью и завораживающей протяженностью. Повторы слов, паузы создают выразительный музыкальный лад. Послушаем отрывок : « Вспоминается мне ранняя погожая осень…Помню раннее , свежее , тихое утро <…> Помню большой , весь золотой ,подсохший и поредевший сад , помню кленовые аллеи , тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновский яблок , запах меда и осенней свежести « . Предельная концентрированность деталей , смелость сравнений производят впечатления нарядности , богатого убранства повествования , остающегося при этом строгим , резким , четким .В произведении постоянно присутствует аромат антоновских яблок, и этот запах звучит как музыкальный лейтмотив.
Бунин писал не о крепостном прошлом, не о природе в « чистом виде», а о красоте. Он рано осознал, что писать о красоте – значит писать обо всем сущем, поскольку красота растворена в каждом явлении бытия: Радость жизни во всем я ловлю- В звездном небе, в цветах, ароматах. И еще: Вон радуга… Весело жить И весело думать о небе, О солнце, о зреющем хлебе И счастьем простым дорожить: С открытой бродить головой, Глядеть, как рассыпали дети В беседке песок золотой… Иного нет счастья на свете.
Домашнее задание: 1) Напишите небольшое эссе на тему « Потерянный рай» Ивана Бунина» или « Что сближает комедию А.П. Чехова « Вишневый сад» и рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки»?. 2) Прочитать рассказ « Чистый понедельник».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"
Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия....
конспект урока по живописи для 3 класса ДХШ "Этюд яблока при различном освещении (боковом и лобовом)".
Целью урока является: понять особенности световой перспктивы и ее роль в живописи; понять, как влияет расположение источника света на восприятие объекта. Научиться различать лобовое и боковое ос...
Урок по рассказу В. Солоухина "Моченые яблоки"
Материал данного урока позволяет реализовать программу по духовно-нравственному воспитанию. Проведен он в 9 классе. По учебно-методическому пособию под редакцией Кутузова в программе он не предусмотре...
Научно -исследовательская работа "Определение содержания железа в яблоках из разных стран методом бумажной хроматографии
В работе исследуется содержание железа в яблоках из разных стран -производителей с помощью бумажной хроматографии....
Презентация "Яблоко"
Презентация "Яблоко" выполнена преподавателем ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум - Мусиной Ж.М. Работа состоит из 22 слайдов, с анимацией и комментариями в поле "Заметки". Можно использ...
Презентация "Апельсины - "Яблоки бессмертия""
Презентация "Апельсины - "яблоки бессмертия"" выполнена преподавателем ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Мусиной Ж.М. Работа состоит из 13 слайдов с анимацией и комментариями в поле "З...
Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс
Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...