Сценарий литературного вечера "Пушкин и декабристы"
материал по литературе (10 класс) на тему
190 лет назад , 14 декабря 1825 года , на Сенатской площади в Петербурге
состоялось восстание декабристов, событие , которое оставляет до сих пор множество вопросов , загадок, сомнений .Почему образованные , честные, достойные люди не смогли совершить до конца политический переворот, донести до сознания народа смысл своих идей ?Блестящие офицеры, герои войны 1812 года , оказались бессильными перед стечением обстоятельств. В чём источник их стойкости? Что помогло им выжить в суровых условиях ссылки? Как находили они возможности не только справиться с болезнями, страданиями , нищетой , но и принести пользу тому краю , где вынуждены были существовать? Какую роль в их судьбе сыграл А.Пушкин? Как дружба с декабристами повлияла на формирование личности великого русского поэта? На эти и другие вопросы мы попытались ответить, создавая этот сценарий в рамках работы литературного клуба «Свет».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_literaturnogo_vechera_pushkin_i_dekabristy.docx | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературного вечера « А.Пушкин и декабристы».
Аннотация.
190 лет назад , 14 декабря 1825 года , на Сенатской площади в Петербурге
состоялось восстание декабристов, событие , которое оставляет до сих пор множество вопросов , загадок, сомнений .Почему образованные , честные, достойные люди не смогли совершить до конца политический переворот, донести до сознания народа смысл своих идей ?Блестящие офицеры, герои войны 1812 года , оказались бессильными перед стечением обстоятельств. В чём источник их стойкости? Что помогло им выжить в суровых условиях ссылки? Как находили они возможности не только справиться с болезнями, страданиями , нищетой , но и принести пользу тому краю , где вынуждены были существовать? Какую роль в их судьбе сыграл А.Пушкин? Как дружба с декабристами повлияла на формирование личности великого русского поэта? На эти и другие вопросы мы попытались ответить, создавая этот сценарий в рамках работы литературного клуба «Свет».
Сцена 1. Вальс Грибоедова.
Вед. 1 : 19 век. Его называют золотым…Как он загадочен и ярок ! Как много выдающихся имен высечено на его пьедестале !Сколько важных свершений он принес нашей истории и культуре .Как хотелось бы подышать его возду-
хом , почувствовать ,чем жили люди того времени , приоткрыть тайны его
бурь и страстей…
(звуки вальса становятся громче, 2- 3 пары танцуют , музыка затихает.)
Вед. 2 :Балы ,приемы ,торжества…Пленительные красавицы ,славные кава-
леры , шелест шелка и бархата ,звон шпор и бокалов и блеск в очах…Знаком
ства , интриги и… слухи , слухи , слухи …
(1 пара останавливается , диалог )
Дама: Говорят, Наполеон покорил всю Европу?
Кавалер : Да , но Россию ему не одолеть…
Д.: Значит , нам ничто не грозит ?
К. : Наш император Александр и Наполеон - друзья.
(вальс перебивает барабанная дробь .)
Вед . 1 : Напрасно мечтали эти люди о мире , любви ,благоденствии. Коварство французского императора не знало предела .Россия для него была
лакомым куском .
Война 1812 г. стала серьезным испытанием для русских людей. Против
Наполеона сплотились народные ряды .Опытные генералы , офицеры вели в
бой армию, дворяне жертвовали свое состояние на вооружение , отдавали дворцы , дома под госпитали ,помещики не жалели лошадей , фураж , хлеб, а при отступлении все сжигали , чтобы не досталось французам. Сожгли даже Москву – матушку…По спинам отступающих врагов прошлась и «дубина на
Родной войны». В едином порыве патриотизма вся Россия встала на свою защиту и победила захватчика .(барабанная дробь замолкает )
Вед. 2 : А где – то под Петербургом 30 12- летних мальчиков грустят о том ,
что им не довелось сражаться за честь Отчизны, рубить ненавистного фран-
цуза , мчась на горячем скакуне .Это лицеисты , собранные 19 октября 1811г.
Для обучения « важной государственной службе». Один из них так пылок и горяч , постоянно что – то говорит , а порой взволнованно читает стихи.
Чтец 1: Страшись ,о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад ; летят на дерзновенных ,
Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи , тиран ! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить ,иль пасть в пылу сраженья
За Русь ,за святость алтаря
(5 мальчиков – друзей )
Сцена 2. Лицеисты.
1.В нашей среде царит культ дружбы.
2. Мы живем как одна большая семья.
3. (Пушкин )Особенно близкие отношения сложились у меня с 12-ю одно-
классниками: это Яковлев , Данзас ,Матюшкин ,Горчаков. Самые любимые-
это ты ,Антон Дельвиг ,и ты, Иван Пущин , и ты ,Кюхля( так я называю
Вильгельма Кюхельбекера .)
4. Мы истинная родня , кровная ,…многие из нас пишут стихи , мы их посвя-
щаем друг другу и мечтам о будущем .
5. В 1814 г. состоялся наш литературный дебют , мы хотим принести пользу
обществу ,поэтому и в стихах ,и в делах будем бороться за честь и свободу
Родины и личности .(постепенно уходят на 2 план )
Пушк.:В стенах Лицея и за его пределами всегда искал я истину .Поведал мне о ней мой старший товарищ ,гусарский корнет ,участник войны 1812 г.,
Петр Чаадаев, будущий декабрист.
(выходит Ч.) Это человек критического склада ума , высокообразованный
офицер, я называю его мудрецом и мечтателем , уважаю его за честность и
прямоту.
Чаад.: Ты сегодня неспокоен …
Друг мой , ты почувствуешь , что такое свобода .Рабство вдруг исчезнет.
Так бывает , так будет…
Пушк .: Спасибо ,друг,я сочинил стихотворение, посвящаю его тебе и нашим
надеждам (сам читает ст. «К Чаадаеву»)
Вед. :Это стихотворение написано в 1818г., а незадолго до этого , 9 июня
1817 г., состоялась церемония выпуска первых лицеистов.(мальчики выходят
на первый план ,читают ,а лучше поют гимн А.Дельвига)
Шесть лет промчались , как мечтанье ,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам :шествуйте ,сыны !
Простимся ,братья !Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может , здесь сроднила нас!
Вед. :Покидая Лицей,П. и его друзья давали обещанья сохранить верность
«святому братству», юные поэты писали в альбомы друг другу стихи :
Чтец (лиц.):Прости! Где б ни был я : в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья ,
Святому братству верен я ,
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?)
Пусть будут счастливы все , все твои друзья!
Вед. :Директор Лицея Энгельгардт подарил всем чугунные кольца- знак крепости дружбы и выпускники поклялись (вместе): «И последний лицеист
один будет праздновать 19 октября.»
Так и было ,но с каждым годом все уже становился этот круг :одни умирали ,другие по жестоким обстоятельствам не могли приехать.
(лицеисты уходят , музыка…)
Вед. :Дружба лицеистов выдержала проверку временем.Благородная идея служения Родине , вольнодумие ,честь и достоинство стали их спутниками
жизни . Одни подтвердили мысли делами , другие – стихами (музыка.)
Сцена 3.
Вед. :Неспокойно было в стране в 20-е гг.Все граждане помнили ярчайшую победу над Наполеоном .После войны 1812г. имя Александра гремелово всем просвещенном мире; народы и государи ,пораженные его великодушием, предавали судьбу свою его воле : Россия гордилась им и ожидала от него новой для себя судьбы.
Молодые люди, бившиеся на полях сражений ,хотели быть верной дружиной и на поприще мира .Вот их имена (читает со стенда фамилии участников войны) Многие из них были награждены, П.И. Пестелю ,напри-
мер , была вручена «золотая шпага» .Ими восхищались, перед ними преклонялись.(романс «Вы,чьи широкие шинели..»)
Вед. :Герои – победители видели несправедливость .Война сблизила дворян икрестьян .В лице тех , кого принято было называть рабами ,узнали людей ,глубоко любивших родину , отдававших свои жизни за нее. Их надо было освободить от оков крепостничестничества, а их еще больше закабалили.
Некрасов писал о том времени :Душу вколачивать в пятки
Правилом было тогда .
Волна возмущения выражалась в частушках и агитационных песнях ,автора-
ми некоторых из которых стали К.Рылеев и А.Бестужев
(фольклорная группа исполняет частушки и песни)
1.Царь наш – немец русский-
Носит мундир узкий.
Ай да царь (2р.)
Православный государь!
2. Враг хоть просве щенья
Любит он ученья.
(повт.)
3. Школы все – казармы ,
Судьи все – жандармы .
4. А граф Аракчеев
Злодей из злодеев !
5.Только за парады раздает награды.
6.А за комплименты - голубые ленты.
7.А за правду – матку прямо шлет в Камчатку .
Нас поборами царь
Иссушил ,как сухарь .
То дороги,то налоги
Разорили нас вконец.
А под царским орлом
Ядом потчует с вином ,
И народу лишь за воду
Велят вчетверо платить.
Уж так худо на Руси ,
Что и боже упаси!
Всех Затеев Аракчеев
И всему тому виной
Он царя подстрекнет
Царь указ подмахнет.
Ему шутка ,а нам жутко,
Тошно так ,что ой-ой-ой.
А до бога высоко ,
До царя далеко.
Да мы сами ведь с усами ,
Так мотай себе на ус .
Вед. : Над Россией собирались тучи…А.Бестужев вспоминал : «Везде вид-
нелись недовольные лица. Одно лишь правительство беззаботно дремало над вулканом .»
Сцена 4. Зарождение тайных обществ.
Вед. :Одно за одним стали образовываться тайные общества , литературные и политические .(стенд) «Союз спасения» (1816), «Арзамас»(Лицей) , «Союз
Благоденствия» , «Зеленая лампа»(филиал), наконец, знаменитые «Южное» и «Северное тайные общества»
(5 человек , спор )
1. –Что гнетет и душит русский народ ?
2. – Деспотизм ! 3. Самодержавие !
4. Поколение за поколением рождаются рабами в стране ,пропитанной жестокостью !
5. А мы , офицеры , молчим ?Дышать мучительно . Довольно молчать !
Вед. :День 19 февраля 1816г.станет памятным Группа молодых офицеров создала организацию «Союз спасения». К нему присоединятся Павел Пестель ,Иван Пущин , Михаил Лунин ,Н.Муравьев, кн. Трубецкой и др.
1 дек. Зачитывает «Требования к членам общества»:
1.Строгое исполнение обязанностей по службе ;
2. Честное , благородное поведение в частной жизни ;
3. Подкрепление словом и делом всех мер , направленных на общественное благо;
4. Распространение убеждений о необходимости освобождения крестьян;
5. Воспитание патриотизма и ненависти к угнетению .
Вед. :Высокие слова , помыслы, благородные цели …Мы уже слышали их в речах лицеистов .Не случайно Ц-С лицей называют в одном ряду с Московс-
ким университетом и Московской школой конновожатых (ныне Академией Ген. Штаба ) гнездом декабризма .Вольнолюбивые настроения вдохновляли на подвиг .Свой творческий подвиг совершал и Пушкин. Декабристы видели
в нём пропагандиста своих идей. Ф.Глинка писал :
Тогда гремел звучней , чем пушки ,
Своим стихом лицейский Пушкин.
Д. Благой назвал поэта литературным декабристом , а лит.д. М.В.Нечкина
говорила : «Ни Пушкина нельзя понять без декабристов , ни декабристов
без Пушкина.»
Правительство заметило крамолу в стихах молодого поэта , в которых открыто звучали вольнолюбивые мысли .
(фрагменты 3-х стихотворений )
Чтецы: 1. Ода «Вольность» Самовластительный злодей !
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы ,
Ты ужас мира , стыд природы,
Упрек ты богу на земле.
2. стихотв. «Деревня» О, если б голос мой умел сердца тревожить !
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль о друзья !народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря ?
3. Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано , до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительные семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Паситесь , мирные народы !
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бичь.
(музыка)
Вед. :Гонимый властями , переезжая из ссылки в ссылку ,П .не терял связи с товарищами, следил за событиями в стране, вступал в переписку , порой запретную , тайно встречался с декабристами, не догадываясь о грандиозности их планов. Они были для него прежде всего товарищами, друзьями
Мы помним ,как несмотря на все запреты, 11 янв.1825г. в Михайловское приехал Иван Пущин , как Пушкин босиком ,в одной рубашке, выбежал его встречать , читал стихи и благодарил ,что «день печальный» он в день Лицея превратил…
Тогда Пущин еще не знал ,что почти через год судьба его будет трагически изменена :за принадлежность к тайному общ. Он будет пригово-
Рен к смертной казни «отсечением головы» .Позднее казнь заменят каторгой, 31год он проведет в тюрьме и остроге .В Чите ему передадут листок с заветными строчками , который он будет хранить как святыню.
(стихотв. «Мой первый друг..», как бы издалека)
Когда этот родной голос оборвется и замолкнет навечно , Пущин испы-тает огромное душевное страдание .(траг. Музыка )
Вед. : Поэта- изгнанника навещали Дельвиг , Горчаков , очень хотели приехать ,но не смогли Кюхельбекер , Рылеев , Бестужев .
Особенно глубоко переживали о несостоявшейся встрече братья родные «по музе , по судьбам» : Пушкин и Кюхельбекер . В стихотв. «19 октября» П. писал: Я жду тебя ,мой запоздалый друг,-
Приди, огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи…
Свидеться им было суждено лишь 15 янв. 1827г.между Новгородом и Псковом
Вед. :Из дневника Пушкина (читает,музыка )
«Вчерашний день был для меня замечателен. Вдруг подъехали 4 тройки с фельдъегерем…Я вышел взглянуть на них .Один из арестантов стоял опершись у колонны. К нему подошел высокий ,худой и бледный человек во фризовой шинели…Увидев меня ,он с живостью на меня взглянул .Я невольно обратился к нему .Мы пристально смотрим друг на друга , я узнаю Кюх. Мы кинулись друг к другу в объятья. Жандармы нас растащили. Фельдъегерь взял меня за руку с угрозами и ругательством – я его не слышал. Кюхле сделалось дурно. Жандармы дали ему воды , посадили в тележку и ускакали…»
Вед. :К-ру выпала доля одинокого страдальца , его сразу после ареста в Варшаве отделили от других декабристов. В тюрьме и крепостях он не терял духа и находил отдушину в стихах. Некоторые его произведения при содейст
Вии П. удалось напечатать.(Чтец.Стихотв. «Усталость»)
П. переписывался со своим другом , отбывающим «казематные сроки» , посылал ему книги ,он ценил в Кюхле богатую эрудицию ученого и искрен-
Не любил как товарища .
Вед. «Тесный круг друзей» П. был огромен , его щедрый талант поэта даровал многим не только счастье общения , но и посвящения . Открывая оглавление в конце томика стихов ,поражаешься широте его души: здесь имена Чаадаева . Пущина, Вяземского , Каверина , Дельвига, Жуковского, Баратынского ,Языкова , Дениса Давыдова , Батюшкова и др.
Чем больше погружаешься в глубины творчества гения ,тем больше понимаешь, почему будущие декабристы старались не посвящать его во все свои тайны , дабы сохранить его для России, оградить его пылкое , порой неразумное сердце от рискованных дел.
Вед. :Тесные узы связывали П. с героями 14 дек..В петербург.период
(до 20-хг.) в салонах и гостиных, на заседаниях лит. Общ-в «Арзамас», «Зеленая лампа» поэт часто собеседником таких людей , как Бестужев –Рюмин , Муравьев –Апостол ,Якушкин ,Ф.Глинка.
В южной ссылке П. познакомился с семьей ген.Раевского, полковником П.И.Пестелем , возглавлявшим Южное общ. , даже попал на одно из заседаний в Каменке , где располагался так наз. Штаб.
Особенные отношения сложились у П. с К.Ф.Рылеевым , главой Северно-
Го общ. .В альманахе «Полярная звезда» Рылеев напечатал несколько смелых стиховП. В письме ,переданном Пущиным в Михайловском ,были такие строчки : «Я пишу тебе «ты», потому что холодное «вы» не ложиться на перо , надеюсь ,что имею на это право и по душе и по мыслям .»
Уже тогда Рылеев многое предвидел…
(Чтец «Известно мне …»; запись – «Гражданин» )
Вед. : К следствию по делу декабристов было привл. 7-ро лицеистов ,в том числе Пущин и Кюх. , среди 5- х повешенных были Пестель и Рыл.. В ходе следствия было установлено , что «в бумагах каждого находились крамоль-
Ные стихи П. Сам поэт практически являлся декабристом.
Вед. : Над Россией сгущались тучи…
Меняя свои названия ,реорганизуясь, тайные общ-ва просуществовали около 10 лет .Царское правительство , конечно,предчувствовало ,что протест против крепостничества зреет и ширится ,но более обстоятельные сведения Алесандр получил от доносчиков лишь накануне своей смерти , а Николай – в период междуцарствования
Главными своими задачами декабристы считали :1. Свержение тирании , 2. Уничтожение крепостничества , 3. Учреждение конституц. монархии.
Члены Северного общества решили , что наиболее удобным моментом для начала восстания против самодержавия м.б. смена императоров на престоле , но никто не ожидидал , что Александр умрет так скоро ,и тайное общ. было совершенно не готово к выступлению , не обладая ни серьезными силами , ни влиянием . Тем не менее декабристы решили , что они не вправе упустить такую возможность . Они решили взбунтовать войска и вместо присяги новому императ. Николаю подписать «Манифест к русскому народу».
Штабом восстания стала квартира К. Ф. Рылеева, руководить д. б. Трубецкой С. П. , помогать ему – Е.П. Оболенский
Вед. : (муз., бар. Дробь)Утром 14 дек. 1825г. мятежные полки построились на Сенатской площади .По рядам пронесся слух ,Что присяга сенаторов уже принесена и цель восстания потеряла смысл. Началась паника . Никто из декабристов не решался возглавить мятеж , а когда наконец Оболенский принял руководство , было уже поздно .
«Вы пятно России ! Вы преступники перед царем , перед отечеством , перед богом !»- кричал Милорадович .А со стороны Петропавловской крепости раздавались пушечные залпы .
(чтец :Тогда – то пушки навели ,
Сам царь скомандовал : «Пали!»
Картечь свистит , ядро ревет ,
Рядами валится народ …)
Вед. : Выстрелы попадали в самую середину восставших . Полки не выдержали страшной силы картечи и кинулись врассыпную . Солдаты бросались через гранитные перила Невы и разбегалисьпо льду . С середины Исаакиевского моста была открыта орудийная пальба …Раздались ужасные крики : «Тонем!»От ударов ядер лед лопнул ,образовалась огромная полынья в которой барахтались солдаты …
Колич- во погибших в этой кровавой бойне точно не установлено, но по рассказам очевидцев , Набережная Невы была сплошь покрыта трупами .При свете костров всю ночь смывали кровь с площади .Приказ Николая был исполнен самым бесчеловечным способом :В Неве прорубили огромную полынью , в которую сбрасывали не только трупы , но и тяжело раненных …
Позднее, когда началась рубка льда ,многие куски вытаскивали с примерзшими к ним руками , ногами или целыми телами .Тогда запретили рубку льда у берегов Васильевского острова .
Вед. : Восстание было подавлено жесточайшим способом .
Руководителей привозили поочереди в Зимний Дворец , там их допрашивал сам Николай 1.Всем осужденным предписывалась особая мера наказания, было определено 11 категорий « степени виновности», от лише-
ния чина , ссылки до казни . Что пережили эти люди , ожидая своей участи ?
Сцена «В камере»:Узник ходит , Пишет ,что –то говорит…Звучит романс «Не слышно шума городского»,потом читает ст. Рылеева «Мне тошно здесь» музыка.
Вед. : Настало утро 13 июля 1826г. В комендантском доме Петропавл.кр. огласили решение суда , затем на пустыре провели церемонию гражданской казни (сцена гражданской казни: с дек. Срывают мундиры , бросают в костер над их головами ломают сабли , они стоят на коленях…)
А потом почти тайно повесили Рылеева, Пестеля , С. Муравьева , Бестужева –Рюмина и Каховского (сцена символ. Повешен.) По неопытности палачей трое из 5-х сорвались (крик –И этого у нас не умеют ..),но вскоре были повешены повторно .
Тела повешенных положили в ящик , наполнили негашеной известью и по хоронили на острове Голодае (ныне это о-в Декабристов)
(траурная музыка,чтец :Этот тупой тиран не понял , что именно таким образом виселицу превращают в крест , перед которым склоняются целые поколения …(А.Герцен)
Сцена «Михайловское»(П. один ,сидит за столом ,пишет ,рвет листы ,гово- Рит:1.Друзья,братья, товарищи …
2. Боже, и я бы мог … 3. Я тоже участвовал призывным , грозным словом поэта , вся страна была наводнена моими возмутительными стихами…
4 . Моя миссия – хранить и продолжать традиции поколения. Я найду в себе силы ,Рылеев ,помнишь, ты говорил мне : «На тебя устремлены глаза России, тебя любят ,тебе верят , тебе подражают .Будь поэт и гражданин.» Я исполню твои заветы.(Читает ст. «Арион»)
Вед. :Наряду со сторонниками , восставшие имели и противников .Многие осуждали непродуманные шаги дек. , относились скептически к идеям и результатам восстания .Д.Давыдов, герой 12г. ,не вступал в их ряды , хотя в его поместье проходили заседания Южн.общ., со многими он дружил; Н.М. Карамзин ,автор «Истории государства Рос.»не верил в положительный итог восстания ;А.С. Грибоедов , выразивший устами Ч.наболевшие пробле- мы времени, вступал в споры с декабр.,а Ф.Тютчев открыто осудил некчем - ную гибель стольких людей : Народ ,чуждаясь вероломства ,
Поносит ваши имена ,
И ваша память от потомства
Как труп в земле схоронена.
В такой обстановке огромной заслугой П. было противостояние этому мутному потоку.
Вед. :В прогрессивных кругах царили уныние и отчаяние . Началось время безвременья и страшная реакция …Одним из первых шагов Николая было создание третьего отделения, органа политического надзора и сыска. Его деятельность распространялась в виде слежки , цензуры ,направленной в первую очередь против литераторов .
Вед. : Еще тревожнее зазвучал голос П., обратившийся к судьбам народа, его правителей и бунтарей. Петр 1,Ем. Пугачев завладели умом писателя. Работая над пов. «Капит. Дочка», он едет на Урал .Он строит планы посетить товарищей «во глубине сибирских руд», но этому не суждено сбыться… Голос П. преодолел препятствия, достиг цели.Помогли поэту великие русские женщины –жены , невесты , матери , сестры декабристов , отправившиеся вслед за своими любимыми в Сибирь .
Сцена «Декабристки»:выходят 5 дев., садятся ,представляются:
1. Екатерина Трубецкая 2. Мария Волконская 3. Александра Муравьева 4. Зинаида Волконская 5.Камилла Ла- Дантю
Вед. :Первые красавицы , умнейшие женщины ,умевшие любить , хранить верность, мы пожертвовали всем во имя благородной миссии быть спутница ми тех , кому отдали руку и сердце, поклявшись перед святым алтарем.
Чтецы: Вл.Федоров «Сильнее смерти»(декабристки):
- Трещит мороз, снега, снега
Цветы России, где вы? Где вы?
Шумит тайга , метет пурга,
Российские родные девы.
- Шумит, шумит угрюмый лес .
Скрипят стволы под вой метели
А к скорбным узникам с небес
На землю ангелы слетели.
- на светлых крыльях принесли
Мы к ним любовь и милосердье.
Мы совесть, гордость всей земли ,
Сильней пурги ,сильнее смерти
- Как песни , наши имена ,
Две Маши , три Александрины.
Сибирь душой озарена
Натальи, Анны, Катерины.
Россия помнить вас должна,
Камилла , Вера и Полина .
- Испили русское вино :
Всю жизнь ,всю жизнь нам было горько
Мы стали русскими давно ,
И три француженки , и полька.
1.Шли по следам опальных жен
2. Невесты , матери и сестры.
3. В тайге святой огонь зажжен ,
4. Что светит внукам сквозь погосты.
Вед. : Путь их был труден и опасен .Они бросали все :знатность, богатство , оставляли на воспитание близким своих детей . Им чинили всякого рода препятствия, уговаривали вернуться , рассказывали о лишениях , которые ждут их там,в Чите , в Нерчинске . Наиболее точно дорогу женщин изобразил Н.А. Некрасов в поэме «Русские женщины»
Сцена из поэмы (Трубецкая – губернатор)
Вед. : Екат.Иван. Трубецкая первая подала прошение об отъезде в Сибирь .Ее путь , действительно ,был труден : часто сбивались с дороги ,встреча- лись стаи голодных волков , ломалась карета .Губернатор Иркутска Цейдлер поразился стойкости этой женщины , сломался,Не выдержал натиска ее воли и в конце концов ,уступил , дал лошадей …
Вед. :Ни чины , ни звания , ни заслуги перед отечеством родственников декабристов не могли смягчить участь героев …Фамилия Раевских была одной из самых известных после войны 1812г. С семьей генерала Раевского хотели породниться самые знаменитые люди эпохи .
Дочь генерала ,Мария Николаевна, была дружна с молодым П.Он имен- но с ее семейством совершил незабываемую поездку по Крыму и Кавказу.
Юные сестры Мария и Екатерина пленили сердце П.Машеньке тогда было всего15 лет .П. вспоминал эти дни ,когда писал «Евг. Онегина»:
Я помню море пред грозою :
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Вед. : Отголоски этой затаенной любви мы встречаем в «Кавказком пленнике», в «Цыганах», в «Бахчисарайском фонтане»,Марии Раевской поэт посвятил поэму «Полтава»…
Замуж вышла М. в 19 лет за 36- летнего генерала князя Волконского, в 17 лет уже командовавшего полком во вр. Отеч. войны 1812г. , благороднейшего из людей … «Мне грустно было с ним расставаться : слов- но сквозь подвенечный вуаль , мне смутно виднелась ожидавшая нас судьба вспоминала Волконская .
По пути в Сибирь М. остановилась в Москве у своей невестки Зиночки Волконской .На прощальный вечер приехал и П. , здесь он читал свое посла- ние в Сибирь.Любовь к этой женщине согревала сердце поэта всю жизнь , даже когда он был женат на Н. Гончаровой.
Чтец : «Исповедь певца»(Вл.Федоров)
Россия,Россия,Россия.
1. Шум сосен и шепот дубов .
Мария ,Мария, Мария.
Невысказанная любовь.
2. Бродил возле моря по следу .
Ждал чаек , ждал ветра , ждал бурь .
Я еду , я еду , я еду
В морозно – немой Петербург .
3. Я Пущина помню объятья
И клятву лицейской семьи .
Там братья , там братья , там братья ,
Там братья по духу мои .
4Куда же ты едешь? Постой – ка ! 5. скажу сокровенную тайну,
Не встретятся наши сердца О днях невозвратных скорбя :
В той комнате тихой на Мойке, Почудилось мне ,что Наталья
Где мучиться мне до конца . Похожа чуть – чуть на тебя .
6.увидеть тебя напоследок
Ты близко , да вьюга вокруг .
Мечусь по Уралу , как в клетке ,
Да замкнут очерченный круг. 7. Пощай же , мой ангел милый !
Дай только в глаза посмотреть .
В той комнате душной , унылой ,
Где ты без меня гостила,
От раны страдать , умереть .
Россия ,Россия ,Россия .
Шум сосен и шепот дубов .
Мария ,Мария , Мария.
Невысказанная любовь.
Вед. : Мария Волконская тайно везла в Сибирь письма . посылки от родственников и пушкинский привет друзьям – стихотворение «Во глубине сибирских руд».Где бы их не читали декабристы , везде восхищались мужеством женщины и верностью П. (ст. « Во глуб. Сиб. Руд»)
П. до конца жизни оставался преданным товарищем декабристов , поддерживал в них веру в торжество их дела .
От имени героев 14 дек. А. Одоевский написал ответ на послание поэта
Чтец : Наш скорбный труд не пропадет :
Из искры возгорится пламя ,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя .
Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей –
И радостно вздохнут народы !
Вед. : Судьба участников восстания была сурова ,отбывая наказание ,они прошли 9 кругов ада : цепи , колодки , тяжелая работа ,болезни ,смерть близких ,нищета , бедственное положение семей - не убили в них душу ,поря дочность . В тишине тоскливый звон кандальный…
В дальний край , суровый край опальный
Шли здесь люди в ледяные дали
И сердцами солнце согревали .
Вед. : Декабристы старались принести пользу этому холодному краю ,ведь Сибирь – российская земля .Они строили целые деревни ,например, Тарбага- тай, он упомянут в поэме Некрасова «Дедушка»; учили грамоте местное население , несли огонь просвещения .Именно благодаря декабристам край получил развитие .
Названия Читинского острога , Нерчинских рудников , Петровского завода навсегда связаны с именами героев 14 дек. Отбыв сроки , многие из них остались здесь доживать свой век ,не надеясь вернуться на родину .
Лишь после смерти Николая , в день коронации Александра 2 , 26 авг. 1856г., декабристы получили возможность покинуть Сибирь . Дожить до этого счастливого дня удалось немногим : большинство давно покоились на скромных погостах сурового края .
Чтец : ст. «Созвездие апостолов».Они Сенатской не забыли
До боли , до слезы , до дрожи .
Они вернулись из Сибири ,
Все на апостолов похожи.
Тревожной юности уроки
Крутым упорством обернулись,
Седобородые пророки
Перед всесильными не гнулись .
И дух мятежный не оставил ,
И с ними шли живых живее
Апостол Петр , апостол Павел ,
Кондратий ,Михаил с Сергеем .
Еще, еще, еще Бестужев,
И Муравьевых род суровый.
Как факелы , горели в стужу
Бестужевы и Муравьевы.
Легли в снегах необозримых
Живых сочтешь по пальцам .Малость
От тех сердец неукротимых
В Сибири сто костров осталось .
От их отваги , веры ,чести
По всей Руси кипели всходы .
Гори ,ярчайшее созвездье
Святых апостолов свободы !
Вед. : Связь времен нельзя разорвать!
- Героическое прошлое нельзя перечеркнуть !
- Значение событий нельзя оценить однобоко .У всего есть сторонники и противники !
- Отмечая в этом году 180-ю годовщину восстания декабристов,мы ,
граждане России 21 века, должны учиться патриотизму , чести , благо- родству у тех , кто высек «на обломках самовластья» свои громкие имена.
Финальная сцена (все артисты выходят на сцену , торжественная музыка )
- Наш век пройдет , откроются архивы
- И все , что было скрыто до сих пор ,
- Все тайные истории извивы
- Покажут миру славу и позор .
- Богов иных тогда померкнут лики
- И обнажится всякая беда ,
- Но то , что было истинно великим,
- Останется великим навсегда .
Поклоны, аплодисменты , уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
материалы для литературной композиции о декабристах
в преддверии празднования 190-летия со дня восстания на Сенатской площади эти материалы помогут провести классный час или урок литературы, почвященный декабристам...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
сценарий театрализованного урока:" Посвящение декабристам" для учеников 8 класса
Для учителей, творчески подходящих к проведению социально значимых уроков....
Сценарий литературного вечера, посвященного учителю школы, поэту, члену Литературного общества "Мещёра" Царёву Николаю Владиславовичу
В сценарий вошли стихи учителя Царёва Николая Владиславовича....
Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"
Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...