Образ коня в русской и тувинской литературе
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Анализ художественных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл loshadi_sodunam-oolovny.odt104.54 КБ

Предварительный просмотр:

Внекласное чтение в 7 классе.

Тема: «... лишь на коне человек воистину смотрится богатырем»

Цель: воспитание уважительного отношения к животному на примере стихотворений тувинских и русских поэтов.

Обращение к обычаям, традициям тувинского народа.

Оборудование: портреты поэтов:Б.Корнилова, Кенин-Лопсана, А.Даржая, Вл.Серен-оола.

Рисунки уч-ся.

Выставка книг.

Ход урока.

Вся жизнь человека в недалеком прошлом была связана с конем. Без него нельзя было обойтись в поле... а разве можно обойтись без коня...?

Вспомните, пожалуйста, наши национальные праздники. Ни один праздник ведь не проходит без скачки.

Лошадь являлась незаменимым животным для кочевого образа жизни. Прежде всего это было вызвано её необходимостью как средства передвижения: многочисленные перекочевки, первозка грузов и многое другое совершалось с её помощью.

Сегодня на уроке мы встретимся поэтическими строками русского поэта Бориса Корнилова и (поэтическими строками) поэтов нашего края Монгуш Кенин-Лопсана, А.Даржая, Владимира Серен-оола и почитаем удивительные признания любви... коню, а может быть, и сами научимся говорите ласковые слова этому удивительному спутнику человека.

Как мы знаем тувинцы различают несколько поступей лошадей. Какие?

Чыраа-аът- иноходец, иноходь.

Чугурук-скакун

ылгын-быстрый

даалык-галоп

шошкуур-идти трусцой

аралчалаар-смешанный (рысь и иноходь)

А самой красивой поступью какая считалась? (иноходь)

чтобы не испортить ходьбу такого коня на нем ездил сам хозяин.

Однако, такая лошадь для скачек не годилась.

Для скачек выбирали кого, какого коня? (выбирали скакунов)

Акогда устраивали соревнования? (во время национального праздника «Наадым», оваа дагыыр (освятить оваа), тайга дагыыр (освятить тайгу)

В честь коня, пришедшего первым слагались песни, восхваления, алгыши.

С уздечкой из стального железа

 С соколиным обликом

Удивительной быстратой

Мой конь Кара-Доруг.

Алгыши: сбирался ли в путь,снаряжался ли в бой ты,

предок мой дальний,тувинский пастух,

твой конь,как товарищ, был всюду с тобой,

степями, горами летел во весь дух.

Когда ж на пути показалась река,

он лодкой гривастою плыл поперёк.

Я ныне прошу земляка-степняка,

чтоб он, благодарный, коня поберег.

Пускай подарил нам стремительный век

и автодорогу, и аэродром,

а все-таки, лишь на коне человек

воистину смотрится богатырем.

  • скакунам давали красивые имена. Что они символизируют?

 Хулук-Кара (Быстрая Черная)

Эзир-Кара (Летящая Черная)

Сылдыс-Кара (Звездная Черная)

 Во многих случаях прозвища скакунам давали в зависимости от праздника, на котором они первенствовали. И ещё давали согласно масти и поступи (Чоржан-Доруг- Медлительная Гнедая, Чугурук-Хоор- Быстрая Каурая)

Я просила вас, чтобы вы описали самый волнующий момент, что вы увидели, что почувствовали во время скачек? (Сочинения уч-ся)

Многие народы связали свою судьбу с конём. Много поэтических строк написано о нём.

Слёзы лошади волновали Вл. Маяковского, широко вводили в своё творчество образ коня Пушкин и Лермонтов, Кенин-Лопсан и Александр Даржай, Есенин и Блок.

И ещё одно имя — Борис Корнилов.

  • послушайте стихотворение, в котором звучит грусть об ушедшем детстве поэта, о прошлой деревне, где лошадь была неотъемлемой частью жизни. (стих. «Лошадь» Б.Корнилова)
  • а теперь останьтесь наедине с текстом и почувствуйте душу поэта? Каково настроение? (Грустное)
  • внимательно посмотрите 1 строфу стихотворения. Что же вы видите, когда читаете? (Деревня, огромная поляна, лошади, мальчики босоногие...)
  • а как начинается стихотворение? (С обращения «Дни мальчишки» (дни детства, дни мальчишества) Это воспоминание и вихрастом мальчишеском детстве. К обращению дни-мальчишки поэт добавляет этикет хорошие. Этим он говорит свое отношение к ушедшему.
  • Дни-мальчишки ушли, остались одни слова... Какие слова? (наверное, те слова, которые он может рассказать о детстве, о своих воспоминаниях)

и во сне я рыженькую лошадь в губы мягкие расцеловал

  • а почему рыженькую лошадь, а не рыжую? (если рыжая лошадь, то звучало бы грубо, а рыженькая звучит ласково, потому что суффикс ЕНЬ придает слову ласкательное значение)
  • автор использует глагол расцеловал, а почему не поцеловал? (поцеловать можно мимоходом. Расцеловать можно только от избытка чувств)

2 строфа

  • а как же произошла встреча, как автор рассказал об этой встрече? (встреча теплая,/ гладил уши, морду/ тихо гладил) Автор использует прием речевого повтора для выделения этого слова. Здесь сделан перенос строки, ударение падает на слово гладил.
  • Почему слово морда не звучит грубо в это м тексте?

3 строфа

  • о чем же говорит автор в следующей строфе? Говорит о других конях из железа, из огня. Это метафора.
  • А почему глаза печальные? (Она помогает представить новую технику, работающую на полях. Ключевым словом является эпитет печальные, печальные, потому что не знал, о чем сказать.)
  • а еще какие слова можно выделить в этой строфе? (можно выделить слово нового (меня). Нового, потому что он уехал из деревни, увидел новую жизнь. Автор говорит, конь бы не понял нового меня. Потому такая грусть в этих строчках.

4 строфа

в 4 строфе поэт передает содержание разговора с конём.

Какие слова вы считаете ключевыми? Что означают для автора луга некошеные, немятые?(говорил о полевом, о прошлом...)

Соха у Корнилова не старая, а старенькая. (старенькая-придает слову ласкательное значение. Это помогает выразить отношение поэта к миру прошлой деревни, его любви к ней.)

  • что значит луга некошеные, немятые? (это истинная красота нетронутой природы, именно она рождает настоящую поэзию)
  • 5 строфа
  • что дорого поэту, о чем он вспоминает? Аведь он говорит о своих чувствах.
  • Зачитайте эти поэтические строки.

(Мне так дорого и так мне любо

Дни мои любить и вспоминать...)

  • хлеб, мать — эти слова яв-ся ключевыми. Потому и дорого, и любо. Эти слова самые главные во всем стихотворении.

В 6 строфе есть такие слова « не поймешь железа...»

хорошо землю резать,

но нельзя «говорить»

(трактором хорошо землю резать, но нельзя говорить)

  • как начинается стихотворение, а как звучит последняя строфа?

(кажется, поэт рассказал всё, но последняя строфа перекликается с первой)

  • зачем этот повтор понадобился автору?

(если убрать последнюю строфу, то стихотворение кажется назавершенным, хотя поэт все сказал. Эта строфа важна автору для того, чтобы подвести итог его размышлениями.

  • А теперь вернемся к стихам наших тувинских поэтов. Что общего в стихотворениях А.Даржая, К-Лопсана, Вл.Серен-оола и Бориса Корнилова.

(Хотя поэты жили в разное время, мы приходим к выводу:

1. лошадь-близкий друг человека.

2. трепетное отношение к коню.

3. любовь к коню.

4. шемящая грусть по прошлому.

5. А все-таки, лишь на коне человек  воистину смотрится богатырем!

Заключительное слово учителя: Конь-сама стихия, несущая на себе человека, придающая ему царственное величие.

Вот почему конь так необходим поэзии — это образное выявление сущности лирического героя, господствующего над миром.

Литература:

«Лит-ра в школе», ж97№4

Кенин-Лопсан «Сыдым», «Мой конь», «Алгыши»

Вл.Серен-оол «Почерк любви», «Коновязь», «Смерть скакуна»

А.Даржай «Плач деда, потерявшего коня»

ж «Башкы»

стихи: Б.Корнилов «Лошадь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь русской и тувинской художественной литературы при преподавании предмета «Литература» в средних классах.

Доклад в Республиканской научно-практической конференции "Языковое образование, опыт и концепции"...

Доклад Нравственное воспитание через образ матери в русской и тувинской литературе.

Наиболее важной частью нравственного воспитания всегда остается воспитание на примере уважительного отношения к матери на литературном и на жизненном материале....

Образ коня в русской литературе

Образ коня в русской литературе...

"Образ лошади (коня) в русской и татарской литературе (Сопоставительный анализ произведений Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и Г.Ибрагимова "Алмачуар"

Бу фәнни- тикшеренү эше рус һәм татар әдәбиятында  атка кешеләрнең һәм чорларның мөнәсәбәте турында....

Научно-исследовательская работа по литературе "Образ коня в литературе" (6 класс)

Основная цель данного исследования - рассмотреть образ коня в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе. Социологический опрос среди шестиклассников показал, что уровень знани...

Образ коня в литературе.

Рассмотреть образ коня в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе....

Разработка урока "Образы деревьев в русской и тувинской лирике"

Стихотворения С.Есенина "Береза" и А.Даржая "Деревья"...