Образ коня в литературе.
проект по литературе (6 класс)
Рассмотреть образ коня в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_konya.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образ коня в литературе
Автор:
Баганина Александра, ученица 6 класса «Б», МБОУ лицея № 104, г.Минеральные Воды, Минераловодского района, Ставропольского края
Краткая аннотация
Основная цель данного исследования - рассмотреть образ коня в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе. Социологический опрос среди шестиклассников показал, что уровень знаний по данной проблеме достаточно низок. Поэтому основная задача работы - исследовать, что значила лошадь для наших предков и что — для современного человека, его отношение к этим самым миролюбивым и безотказным животным, готовым до последнего вздоха служить хозяину, как этот удивительный образ раскрывается на страницах художественной литературы. Актуальным является тот факт, что автор рассматривает отражение образа коня в культурном наследии современного общества. Использование информационных ресурсов (поиск в Интернет, работа на портале справочно-информационной службы, создание презентации) способствует формированию ключевых компетенций учащегося (коммуникативной, языковой, культуроведческой и технологической).
Образ коня в литературе
Аннотация
Основная цель данного исследования - рассмотреть образ коня в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе. Социологический опрос среди шестиклассников показал, что уровень знаний по данной проблеме незначителен. Поэтому основная задача работы - исследовать, что значила лошадь для наших предков и что — для современного человека, его отношение к этим самым миролюбивым и безотказным животным, готовым до последнего вздоха служить хозяину, как этот удивительный образ раскрывается на страницах художественной литературы. Актуальным является тот факт, что автор сопоставляет русскую и якутскую мифологию, рассматривает отражение образа коня в культурном наследии современного общества.
Методы исследования, использованные в работе:
- поисковый (работа в Интернет, в библиотеке)
- мозговой штурм (выдвижение гипотез, аргументация её положений)
- социологический опрос
- составление тезисов
- диагностическая деятельность (обработка материалов, составление диаграмм)
- работа над проектом
- создание и защита презентации в среде Payer Point
Вывод, подтверждение гипотезы :
- Анализ нашего материала показал, что в основе раскрытия образа коня в художественной литературе лежат мотивы: 1) мотив боевого коня и воина, 2) мотив пути, дороги (в т. ч. жизненного искания) 3) мотив восхваления коня; 4) мотив коня как основного средства передвижения; 5) мотив помощника.
- Сопоставив русскую и якутскую мифологию, мы выяснили, что у обоих народов конь является символом добра и счастья. Культ коня связан с небесным происхождением (Даждь-бог - бог Солнца и божество Дьхогой - покровитель коней)
- Любовь к лошадям увековечена не только на страницах художественной литературы, но и в памятниках культуры. Их на земле не мало - и в нашей стране и за рубежом района, Республики (Саха) Якутия
Вопрос, подлежащий исследованию:
Рассмотреть образ коня в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе; сопоставить раскрытие данного образа в русской и якутской мифологии, отражение образа коня в культурном наследии современного общества.
План исследований:
- Поиск произведений, связанных с образом лошади (в названии, содержании)
- Социологический опрос «Конь и его значение для человека»
- Этимология слова (лошадь, конь)
- Образ коня в мифологии (былины, фольклор)
- Образ коня в литературе.
- Взаимоотношения коня и человека в современном мире.
- Будущее коня. Памятники коню.
Изучая список литературы на лето, я заинтересовалась, почему в учебнике так много рассказов, повестей о лошадях, о дорогах. Я поставила перед собой задачу: показать, как писатели, поэты, чьи произведения изучаются в школьной программе, сумели рассказать об этих замечательных созданиях. Мы решили выяснить, как наши школьники относятся к этому животному и какие литературные произведения им известны, раскрывающие этот удивительный образ.
Цель исследования:
Основная цель данного исследования: рассмотреть образ коня в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе. Социологический опрос среди шестиклассников показал, что уровень знаний по данной проблеме незначителен. Поэтому основная задача работы - исследовать, что значила лошадь для наших предков и что — для современного человека, его отношение к этим самым миролюбивым и безотказным животным, готовым до последнего вздоха служить хозяину, как этот удивительный образ раскрывается на страницах художественной литературы. Актуальным является тот факт, что автор сопоставляет русскую и якутскую мифологию, рассматривает отражение образа коня в культурном наследии современного общества.
Гипотеза: Образ коня в литературе раскрывается через понятие:
- Дороги, пути
- Образ верного товарища в бою
- Помощник в хозяйстве
- Символ доброты
- Свобода, грация и лёгкость
В ходе исследования были использованы методы:
- поисковый (работа в Интернет, в библиотеке)
- мозговой штурм (выдвижение гипотез, аргументация её положений)
- социологический опрос
- составление тезисов
- диагностическая деятельность (обработка материалов, составление диаграмм)
- работа над проектом
- создание и защита презентации в среде Payer Point
В качестве рабочего материала мы использовали художественные произведения, изучаемые в школьной программе. Анализируя теоретический материал по данной теме, обратились за помощью к цифровым образовательным ресурсам: Интернет, электронная Большая энциклопедии Кирилла и Мефодия. В ходе поиска ознакомились с исследовательскими работами: Н.Р. Байжановой «Генезис архаичных пословиц с образом коня: к типологии паремиологического фонда тюркcких народов Сибири http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_bajanova1.htm; материалы сайта «Лошади люди» (http://www.horse.spb.su/spb/name_r.htm); Бульванкер В. «От кота до кита», с.111,117; «Что есть что», перевод с немецкого Г.П. Герасимрова, с.1-7,48
Образ коня в литературе
Автор: Романова Амелия, ученица 6 класса «А», МБОУ СОШ №5, п. Айхал, Мирнинского района, Республики (Саха) Якутия
Научная статья
- Введение
- Поиск произведений, связанных с образом лошади (в названии, содержании)
- Социологический опрос «Конь и его значение для человека»
- Этимология слова (лошадь, конь)
- Образ коня в мифологии (былины, фольклор)
- Образ коня в литературе.
- Взаимоотношения коня и человека в современном мире.
- Будущее коня. Памятники коню.
Животное, всем нам знакомое с детства,
Века с человеком живёт по соседству,
Как верный и преданный друг помогает,
А он о ней песни и сказки слагает.
Давно эта дружба у нас началась…
И лошадям посвящаю рассказ.
Некогда кто-то сказал: «В лошади есть нечто такое, от чего наши сердца теплеют».
Лошадь – животное необыкновенное. Красивое и умное. С древних времён она неразлучна с человеком. Издавна на лошадях пахали, боронили, возили зерно и разные грузы. Почтовые лошади перевозили пассажиров и письма. Боевая конница была главной силой в военных сражениях. Верхом на лошади путешественники исследовали и осваивали неизведанные земли.
Трудно даже представить, как бы развивалась наша история без верного друга – лошади. Верхом на лошади человек превосходил своих врагов, успешнее охотился и быстрее сообщал новости. Благодаря силе, выносливости, понятливости, резвости она оказывала неоценимую помощь людям. Без преувеличения можно утверждать, что человек завоевал мир верхом на коне! Прежде чем превратиться в верховое животное, лошадь сделалась ценнейшим достоянием человека. История сохранила клички коней Александра Македонского, Бонапарта и Фридриха Великого: Буцефал, Маренго, Конде.
Забота о лошадях, дружба с ними воспитывают в нас доброту и отзывчивость.
Первым шагом моей исследовательской деятельности стал поиск художественных произведений, в названии и содержании которых есть слово «конь, «лошадь». Мне удалось найти следующие произведения:
- Былины, пословицы, загадки.
- В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
- П.П. Ершов «Конёк- горбунок»
- К.Д.Ушинский «Слепая лошадь»
- К.Паустовский «Тёплый хлеб»
- С.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»
- В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
- «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина
- М.Ю. Лермонтов «Бородино»
- «Петя Ростов» Л.Н.Толстой
Следующим шагом стал опрос шестиклассников. Как показали данные нашего социологического анкетирования среди шестиклассников, для 78 % ребят лошадь является любимым животным, из них на вопрос «Почему?» ответили:
На вопрос «Какие произведения о лошади ты знаешь?» :
21 % | «Конёк - горбунок»П.П. Ершова |
25% | «Лошадиная фамилия» А.П.Чехова |
5 % | «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева |
1 % | «Слепая лошадь» К.Д.Ушинского |
28 % | Не знаю |
По мнению учащихся, значение лошади для человека выражается в следующем:
Данные социологического опроса показали, что шестиклассники владеют незначительными сведениями о лошадях, о том, какое значение образ коня имеет в художественной литературе. Вследствие этого мне хочется рассказать более подробно об этих удивительных животных, о путях, которые они проходят вместе с людьми. Ведь в литературе, в частности в русской, тема дороги является наиболее важной.
Вспомним, например, Н.В.Гоголя, который считал себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Ведь именно с нею связана жизнь человека, путь, который он проходит, поступки, которые совершает.
С каждым годом человек всё более совершенствуется, он движется “по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое верит и создаёт своими руками для себя и своих поколений”. Никогда не стоит забывать своё прошлое наследие. Вот и мы вспомним, как жили русские люди, кто был им в хозяйстве подмогой, верным другом в битвах, “собеседником” на привале... Вплоть до 30-х годов XX века лошади (кони) были основным транспортным средством и главным помощником крестьянина в сельскохозяйственных работах. Лошадей холили, любили, их ценили очень дорого (в начале XVIII века за боярскую лошадь давали около 20 рублей, простая стоила 4 рубля, а лучшие “аргамаки” — 100 рублей; ни за одного крепостного не дали бы такую сумму).
Лошадь была кормилицей в доме простого мужика и предметом гордости в доме знатного.
На протяжении тысячелетий лошадь верно служит человеку. Она сопровождала его всю жизнь, её образ прочно вошёл в русскую культуру (живопись, скульптуру, художественную литературу).
Этимология слова.
Необходимо отметить, что в нашем исследовании чередуются слова «лошадь», «конь». Слово «лошадь» восточные славяне переняли у тюркских наездников, оно звучало как «алоша». Тюркские племена кочевали в южно - русских степях и близко соприкасались со славянами Приднепровья. Слова же «конь», «кобыла», «жеребец» чисто славянского происхождения, они встречаются в языках многих славянских народов и своими корнями восходят к индоевропейскому праязыку.
В.И.Даль пишет так: “Конь — м. стар. комонь, славянс. клюся, стар. араб. фарь; лошадь добрая, не кляча”. «Лошадь, ж., лошадка…вообще конь; особ. Не жеребец и не кобыла, меринъ»
Образ коня в мифологии (русский и якутский фольклор, былины)
Во всех странах конь почитался как самое умное создание. Согласно верованиям древних славян, конь — символ добра и счастья; мудрость богов являлась людям через это животное. Культ коня связан с почитанием Солнца: славяне верили, что Даждь-бог (бог Солнца) ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых коней с золотыми крыльями. Также культ коня среди тюркоязычных народов Сибири лучше всего представлен у якутов. Как отмечают исследователи, у якутов было божество Дьхогой, считавшееся создателем и покровителем коней. Его относили к пантеону небожителей и представляли в образе коня. Приписывали небесное происхождение. Коней приносили в жертву божествам в качестве священных животных. В алтайском героическом эпосе, который вобрал в себя основные элементы фольклорной традиции тюрков, часто встречается устойчивая формула обращения богатыря к своему коню. В ней прослеживаются отголоски этого обряда:
«Кан-Алтын паатыр / Кан-Jеерен адынан тяжяре калыйт. / Кара кумдус пцрягин чупча тартып, / Колтык пойго кыстап турат, / Айлана согуп тизеленип, / Эдек jайып мяргяп турат: / «Тиря jярзем, канадым – тийт, - / цляп калзам, койылкам – тийт…».
«Кан-Алтын-богатырь / С коня своего соскакивает, / Черную бобровую шапку сняв, / Под мышку сунув, / Коня обойдя, на колени становится, / Полы шубы раскидывая, [коню] кланяется: / «Если жить буду – ты мои крылья, - говорит, - / Если умру – ты мой койылка-конь), - говорит (Кан-Алтын, стрк. 402-409). Здесь устами воина-богатыря образно передано отношение к коню: если богатырь останется в живых после боя, то конь будет его крыльями, т.е. славой. В алтайской пословице, которая появилась позднее, закрепилось это образное сопоставление: Куш канатту, / Кижи атту. - Птица с крыльями, / Человек с конем. – Эта пословица появилась намного позже. Слово койылка (лит. койлоо, койлоок) обозначает коня, который должен последовать за хозяином в загробный мир. (http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_bajanova1.htm )
Ищем параллель в славянской народной мудрости, которая гласит: «Конь, мой конь, ты мой верный друг. Конь мой, вся моя надежда», «Добрый конь подо мною, господь надо мною», «Помилуй (вынеси), господи, коня и меня!». Наши предки приписывали особую силу оберегам (от слова “беречь”) в виде фигурок коня (голова, туловище), их носили у левого плеча на цепочке. ( Неслучайно у Астафьева В.П. в рассказе «Конь с розовой гривой» «пряник конём» становится для героя неким символом добра, милосердия, бабушкиным оберегом.) Оберегали себя таким образом не только крестьяне, горожане, но и герои — былинные герои, защищавшие границы земли Русской от нашествия бесчисленных врагов. Для них конь являлся не просто оберегом, это был их верный друг, предупреждающий своего хозяина об опасности, — ржёт “во всю голову”, бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря.
Поэтому читаем в былинах, что сели богатыри на “добрых коней”. Вот и у Ильи Муромца, по совету странников, появляется оружие, снаряжение, боевой конь, с которым у них происходит диалог, навсегда определяющий их отношения: Илья просит служить ему “верой-правдою”, конь же предлагает ему испытание — готов ли богатырь владеть им. Илья садится на него, и тот сразу признаёт в нём своего хозяина.
Есть и другая причина, по которой Илье советуют вырастить себе боевого коня из жеребёнка.
А корми его пшеницей да белояровой,
А ещё пои его... да ключевой водой,
...Ещё будет тебе конь да лошадь добрая
Ещё добра-де лошадь богатырская.
С этого момента, как Илья обрёл ещё и сильного коня, у него начинается богатырская жизнь.
Самое страшное для воина — разлучение с конём, и поэтому когда задумали разбойнички ограбить Илью, то подстрекали друг друга:
“Мы убьём его, пограбим-ко,
Со конём его разлучим-ко!”
А богатырь-то... всех до одного
В одночасье погубил подряд...
Много добра сделал Илья для народа. Самый главный его подвиг — это разгром татарского нашествия:
...припускал он коня богатырского
На эту рать — силу великую...
За землю российскую
Да за вдов, за сирот, за бедных людей.
Но не нажил на этом богатырь богатства, а заимел прочную, вошедшую в века славу народную. О себе он говорил так:
...А судьбу я за гриву ловлю,
Норовистую объезжаю,
А судьба для меня — за коня!
Анализируя фольклорные жанры, находим детскую считалку, загадки:
Шли кони.
А шли кони по улице,
Чем они попутаны?
Золотым путом
Под копытом.
Зайка идёт,
Травку рвёт-
Что вырвет,
То в пучок.
Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
(загадка)
Олицетворяя коня, народ подчёркивает мысль, какую огромную помощь оказывала лошадь человеку. Недаром испокон веков считали её крестьяне кормилицей, а воины – боевым товарищем.
Образ коня в литературе
Еще с детских лет все мы помним, сколько славных дел сделал Конёк-горбунок (конёк — уменьшительно-ласкательное слово от «конь») для своего хозяина из сказки Ершова. Он —
Игрушечка-конёк,
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Но, несмотря на такой неказистый вид горбунок, по словам матери-кобылицы:
...на земле и под землёй
Он товарищ будет твой:
Он зимой тебя согреет...
В голод хлебом угостит,
В жажду мёдом напоит...
Так оно и было: хорошим помощником, советчиком стал “игрушка-горбунок” для Ивана. И в конце концов спас его от верной смерти, прыгнув в кипяток.
Плата за верность своему хозяину была довольно простой: ему достаточно ласкового слова, хорошего ухода. В произведении Ершова П.П.удивляет преданность Коня человеку!
Так и у вещего князя Олега («Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина) нет никого вернее его коня, который
...не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю...
И холод, и сеча ему ничего...
Поэтому для Олега было страшным ударом пророчество кудесника: “Но примешь ты смерть от коня своего”. Не верит князь, и потому не торопится расстаться с верным слугой, отдаёт приказания о сохранении его здоровья. Прошли годы, но не забыт им товарищ: “Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?”. Ужасен был ответ, и подозрительная мысль закралась: “Что же гаданье?..”
Но судьбу нельзя обмануть, к сожалению.
Не мог конь спокойно спать без своего хозяина. Вот она — преданность до гроба и в мирной жизни, и в битвах. В кровавых сечах бились не только люди, но и кони, которые “чувствовали” приближение врага. У М.Ю.Лермонтова же в стихотворении «Бородино» видим момент атаки:
...Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди...
Жалость сжимает сердце, когда читаешь о том, как гибнут кони, но они до последнего несут своего седока, решают его судьбу — попадёт он в плен или проявит безоглядную смелость в бою.
Петя Ростов перед сражением разговаривает с Карабахом — малороссийской лошадью, целуя и нюхая её ноздри: “Ну, Карабах, завтра послужим”. Лошадь поняла его и даже не укусила его за ногу.
Уже в сражении Петя прокричал:
“—Ура! Ребята... наши!..” — и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперёд по улице, впереди всех... И самое страшное было, когда лошадь, набежав на тлевшийся в утреннем свете костёр, упёрлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Она уже чувствовала смерть своего юного друга. Нет гусара, но конь-то на этот раз остался жив.
К сожалению, говоря об отношении человека к лошадям, встречаем и такое: В.В.Маяковский рассказывает о лошади, “которая на круп грохнулась”. И
...смех зазвенел и зазвякал:
—Лошадь упала!
—Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Но в глазах лошадиных “улица опрокинулась, течёт по-своему...”
...за каплищей каплища
по морде катится...
“Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
...Каждый из нас по-своему лошадь”.
О, чудо!
Лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла...
Вот она — сила любви, надежды, при которой
И стоило жить,
и работать стоило.
В сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» наблюдаем, как сама мать-природа бунтует против жестокого обращения с нею в образе раненого коня (Мальчика). Всё, что произошло в деревне: метель, стужа, неминучий голод, страх за себя и других, — запомнится Фильке, обидевшему раненого коня, на всю жизнь.
Нет ничего ужаснее, чем потерять доверие, расположение живущих рядом, будь то человек или животное. Все мы живём в одном мире, связаны одними кровными нитями. И нельзя доводить природу до такого состояния, чтобы она, мстила человеку за все обиды, которые он ей наносит.
Но может и осчастливить. Например, крестьянских ребятишек, выросших среди бескрайних полей и лугов, когда они выгоняли коней в жаркую летнюю пору на ночь кормиться в поле — “днём мухи и оводы не дали бы им покоя”. Ветер освежает лицо, конь бьёт копытами. Здесь, в ночном, никто ребят не ругал, не попрекал куском хлеба. И мечтают они о “прянике конём”. Это мечта всех деревенских малышей, как и героя рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». “Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, глаза розовые, копыта тоже розовые... Вот он конь-огонь, скачущий по земле с пашнями”, лугами и дорогами... «Пряник конем» должен быть заработан « трудом своим» - мальчик понимает, что даром ничего не достается. «Пряник конём» от бабушки – это тоже своего рода путь: путь к раскаянию. Милосердие, доброта и прощение бабушки сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: « А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»
Образ «розового коня» встречаем и в стихотворении С.Есенина ( "Не жалею, не зову, не плачу…", 1921 г. ) Конь становится символом прошедшей юности, символом того, что человеку вернуть не дано, это остается только в воспоминаниях.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Благодаря дополнительной символике цвета жизнь предстает как "розовый конь" – символ восхода, весны, радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения – благодарственная песня, благословения всего живого.
Взаимоотношения коня и человека в современном мире. Будущее коня. Памятники коню.
Свою главную роль в истории человеческого общества лошадь уже исполнила. Прошли те времена, когда она помогала людям осваивать дальние страны, решать исход войн на полях сражений. В сельском хозяйстве, где лошадь оставалась основной тягловой силой, работают сегодня сотни современных тракторов («… живых коней победила стальная конница…»), да и на улицах городов лошадь нынче большая редкость. Лишь конный спорт не утратил своего значения. Напротив, он привлекает всё больше и больше поклонников, число любителей, занимающихся конным спортом, непрерывно растёт. А с 1998 года даже отмечается День лошади – раз в 4 года, каждое второе воскресенье октября.
Мы рассмотрели, как поэты и писатели воспели в своих произведениях любовь к коню с тех самых пор, когда человек начал приучать это великолепное чудо природы,- умное, верное, трепетное. Представители искусства (художники, скульпторы, архитекторы), изображая коня-любимца, тем самым увековечивают и свой труд, свой успех, потому что выведение породы, красота, грация, гармония, резвость, сила коня- всё это дело рук человека. Дело его творчества, знаний, терпения и любви. Об этом свидетельствуют работы скульптора Э.Гилярова «Триумф Абсента» на территории Луговского конного завода, резвость коня Улова изображена на одноимённом памятнике (автор Э.Гиляров): это гордость коллектива за орловскую породу коней 200-летнего существования. У основания памятника коню из Баболны (Венгрия) выбита надпись: «Самому верному другу», что ещё раз подтверждает восхищение человека преданностью боевого товарища - арабского скакуна.
Вывод, подтверждение гипотезы :
- Анализ нашего материала показал, что в основе раскрытия образа коня в художественной литературе лежат мотивы: 1) мотив боевого коня и воина, 2) мотив пути, дороги (в т. ч. жизненного искания) 3) мотив восхваления коня; 4) мотив коня как основного средства передвижения; 5) мотив помощника.
- Сопоставив русскую и якутскую мифологию, мы выяснили, что у обоих народов конь является символом добра и счастья. Культ коня связан с небесным происхождением (Даждь-бог -бог Солнца и божество Дьхогой- покровитель коней)
- Любовь к лошадям увековечена не только на страницах художественной литературы, но и в памятниках культуры. Их на земле не мало - и в нашей стране и за рубежом. Список использованной литературы:
- Детская энциклопедия, №2,1998. Военный лексикон: «Аргументы и факты», с.23
- Весёлые уроки,№1, 2002г., с.25-27
- «Словарь живого великорусского языка В.И. Даля», с.394, 698
- Бульванкер В. «От кота до кита», с.111,117
- «Что есть что», перевод с немецкого Г.П. Герасимрова, с.1-7,48
- Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия» (электронный вариант)
- http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_bajanova1.htm
- http://referatik.com.ua/subject/43/18522/?page=3
- Н.Р. Байжанова «Генезис архаичных пословиц с образом коня: к типологии паремиологического фонда тюркcких народов Сибири http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_bajanova1.htm
- Русский фольклор, М.: Художественная литература,1985:с.42
- Былины, пословицы, загадки.
- В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
- П.П. Ершов «Конёк- горбунок»
- К.Паустовский «Тёплый хлеб»
- С.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»
- В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
- А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
- М.Ю. Лермонтов «Бородино»
- Л.Н.Толстой «Петя Ростов»
III научно – практическая конференция «Шаг в будущее»
Образ коня в литературе
Авторы:
Романова Амелия, ученица 6 класса «А»,
МБОУ СОШ №5
Плотникова Наталья Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №5, п. Айхал, Мирнинского района, Республики (Саха) Якутия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ коня в каргопольской игрушке
Данная методическая разработка создана для педагогов ИЗО и декоративно-прикладного творчества, которые вводят в занятия с детьми темы по народному искусству, а также для всех , кто интересуется ...
Образ коня в русской литературе
Образ коня в русской литературе...
Проблемное планирование по литературе "Образ Христа в литературе 19- 20 вв"
Представленное планирование предназначено для учителей-словесников, работающих в средних и старших классах. В работе содержится историко-литературный и критиче...
Образ коня в русской и тувинской литературе
Анализ художественных произведений....
Проект "Вечные образы - образ Иуды в литературе"
Проект "Вечные образы - образ Иуды в литературе" ВНИМАНИЕ!!!Познакомиться с презентацией можно по ссылке:http://ru.calameo.com/read/002101424b43ce517356a...
Занятие ОДОД. Тема "Образ коня в изобразительном искусстве ". Возраст обучающихся 8-10 лет
На занятии обучающиеся познакомятся с историей происхождения и приручения коня, мифами и легендами о лошадях, разнообразием приемов изображения коня в народном декоративном искусстве; научатся выражат...
Научно-исследовательская работа по литературе "Образ коня в литературе" (6 класс)
Основная цель данного исследования - рассмотреть образ коня в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе. Социологический опрос среди шестиклассников показал, что уровень знани...