Корзина с еловыми шишками
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему
«Союз волшебных звуков, чувств и дум» в рассказе К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korzina_s_elovymi_shishkami.docx | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Союз волшебных звуков, чувств и дум» в рассказе К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Цель:
1.Формирование у учащихся представлений о нравственных, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере К.Г.Паустовского.
2.Обучение анализу художественного произведения в единстве с его содержательной и художественной сторон: формирование внимательного отношения к языку художественного произведения.
3.Развитие речи у учащихся, навыка выразительного чтения и умения формулировать идею произведения.
4.Умение видеть прекрасное и духовное начало в жизни.
Ход урока.
- Запишите тему урока: «Союз волшебных звуков, чувств и дум».
- Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем уроке? (об искусстве, о литературе и музыке, о связи искусства с жизнью).
- Вы любите тайны? Какое художественное произведение - тайна? Разгадать её может только очень внимательный читатель. И сегодня на уроке мы будем разгадывать тайну рассказа К.Г.Паустовского « Корзина с еловыми шишками».
- Что вы представляете, когда произносите «Корзина с еловыми шишками?» (лес, ели, запах смолы, голоса птиц).
- Почему рассказ, посвященный жизни Эдварда Грига, Паустовский назвал «Корзина с еловыми шишками»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
Сначала послушаем сообщение о Паустовском (Аида).
Константина Георгиевича ещё называют музыкальным писателем. Почему? (писал о Григе, о Чайковском).
- Ну теперь перейдем к Эдварду Григу. Сообщение (Даяна).
- Теперь обратимся к произведению. Описание осени, на что обращает внимание писатель, описывая лес? (На звуки осеннего леса: шелест листьев, шум прибоя, эхо.).
- Какие средства выразительности использует автор (сравнения, метафоры).
5.- В том лесу, который так выразительно описывает писатель, и встретились осенним днем композитор и маленькая дочь лесника Дагни. Что привлекло его в этой девочке? (глаза).
- Почему Дагни, когда пригласила композитора в дом, рассказывает именно о стеклянной лодке, вышитой скатерти и рыжем коте? (они дороги ей, она хочет поделиться своими радостями).
- Что можно сказать о девочке, для которой эти вещи являются настоящим сокровищем? (ей присущи открытость, доброта, мечтательность, поэтичность, душевная красота).
6.Теперь перенесемся в дом Грига в Бергене. Что из себя представлял этот дом? (В нем не было ничего, кроме рояля и дивана, чтобы ничего не отвлекало от музыки).
- Что Паустовский пишет о рояле, с чем его сравнивает? (с человеческим голосом).
- Давайте послушаем отрывок (Концерт для фортепиано с оркестром №12 1868года).
- Что вы услышали в музыке?
- Какие еще звуки жили в доме? (песня сверчка, звуки капающей воды).
- Каждый слушал по своему:
Синицы;
Загулявшие матросы;
Прачка;
Падающий снег.
- Чтение наизусть. (Лиза).
(Ты как солнце, - говорит Григ).
- С чем сравнивает композитор девушку? (С ранним утром, с белой ночью, с её загадочным светом, с счастьем, с блеском зари).
- Какая метафора подчеркивает ощущение девушки, когда она слушает музыку? («У тебя на сердце расцвел белый цветок»).
- Почему именно белый цвет постоянно встречается при описании Дагни? (это цвет чистоты, девочка - светлое, чистое создание).
7. А теперь перенесемся на 10 лет вперед. Какой видим теперь Дагни? (чтение портрета).
- Какое её увлечение? (театр).
- У кого она сейчас живет и кто её поддерживает? (Нильс).
- Когда проходит концерт, на который собиралась Дагни? (июнь, белые ночи).
- Музыка (Слушание фрагмента).
- Как слушала Дагни музыку? (чтение отрывка). Сначала она ничего не слышала.
- Почему музыка так сильно взволновала девушку? (она напомнила ей мир детства, разбудила лучшие воспоминания, надежды на лучшее).
- Так за что благодарила Дагни Эдварда Грига (За щедрость).
- А как вы понимаете значение слова «щедрость»? (щедрость души, композитор вложил душу в свою музыку).
- Как понимаете заключительные слова рассказа? ( Зачитаем их).
Нильс понял, что жизнь Дагни будет полна добра и света, в ней будет любовь, а сама Дагни станет таким же щедрым человеком, как Григ.
- Как вы думаете, за что Дагни любила жизнь? (За то, что просто живет, что можно наслаждаться красотой мира, что она счастлива).
- Так в чем заключается подарок, полученный Дагни? И всегда ли подарок представляет собой нечто материальное, может быть, не менее важен дар, обогащающий нас духовно, внутренне «облагораживающий душу и нравы», как писал Григ?
Вывод: Какой урок дает нам писатель? (Музыка способна влиять на жизнь человека, изменять её, вызывать глубокие чувства, переживания, преодолевать время и пространство. Музыка делает людей счастливыми, отдающими свой талант, приносящий им радость).
Слова и звуки, звуки и слова.
В них жизни, полной жизни отраженье,
Все, что вмещает сердце, голова
И человека грудь - все проявленья…
В них мудрости и красоты венец,
В словах и звуках вечный ключ сердец.
Домашнее задание: Написать сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой авторский художественный перевод в прозе произведения К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" с русского языка на немецкий и создание сценария по нему для использования этого материала во внеклассной работе по предмету.
Работая уже в Санкт – Петербурге мне захотелось осуществить свою давнишнюю мечту - написание сценария по произведению К.Паустовского «Корзина с еловыми шишка...
Урок: Волшебная сила искусства слова и музыки. К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»
Тема урока: Волшебная сила искусства слова и музыки.К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря.М ПляцковскийНе жалейте сердца,...
"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.
Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...
"Чудо музыки в рассказе К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками", 6 класс
Интегрированный урок литературы и музыки...
Интегрированный урок по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Интегрированный урок литературы и музыки в 5-м классе....
Презентация к уроку по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Презентация к интегрированному уроку по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...
Рассказ К. Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
привитие любви к творчеству К. Паустовского и развитие воображения при работе с текстом....