Уроки по теме "Русские сказки" 5 класс к УМК Б.Ланина
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Тянина Ирина Константиновна

Разработка уроков по учебнику «Литература» 5 класс под ред. Б.А. Ланина ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ»

 

Урок № 1

Тема: «Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки»

 

Урок 2
Тема: "Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_skazka-vid_narodnoy_prozy_5_klass.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе (по УМК  под ред. Б.А. Ланина

ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ»)


Урок № 1

Тема: «Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки»

Цель – показать обучающимся нравоучительный и философский характер фольклорной сказки.

  1. Оргмомент. Проверка домашнего задания.
  2. Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок.
  3. Выберите свой вопрос (работа в группах)

Стр. 24

Чтение статьи учебника (с. 24-28) и коллективное составление плана этой статьи.
      — Что такое сказка?
      Определение сказки выпишем в тетрадь.

Слово учителя, эвристическая беседа


      — Давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые. Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики возвращались домой, в родной город или село, они продавали пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим тайной слова.


      Сказители знали на память множество былин, называемых
старúнами, исторических песен, потешек, прибауток, сказок разнообразных — и волшебных, и бытовых, и сказок о животных. Когда исследователи стали их записывать, оказалось, что один человек помнит наизусть целый том, равный по количеству строк «Илиаде» и «Одиссее» Гомера вместе взятым.
      На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые сказки. Вот, например, поссорились промысловики между собой. А ссора на зимовье — очень опасное дело. Люди отрезаны от мира, как в космическом корабле, без связи с Землей. Срочно надо спорщиков мирить, разряжать обстановку. Тут не обойтись без сказителя.
      — Как по-вашему, какие сказки станет говорить сказитель в случае ссоры? Почему?
      Поразмышляв, дети придут к выводу: бытовые сказки, т. е. такие, в которых жадный, скупой, глупый и злопамятный человек всегда попадает впросак.
      Посмеются промысловики, глядишь, и зло ушло как не бывало.
      — Как вы думаете, какую интонацию выберет сказитель?
      Можно предложить определения на выбор: лукавую, ироничную, мудрую, примиряющую, успокаивающую.
      — Представьте, что кто-то из охотников вернулся раздосадованный: зверь ловко обманул его, стащил приманку из ловушки, а сам ушел. Начнут бывалые охотники припоминать случаи, что с ними на промысле происходили. И наш старик-сказитель готов потешить мужиков — какою сказкой?
      Дети догадаются: сказкой о животных — о хитрой лисе, простофиле-волке, трусливом зайчишке и простодушном медведе.
      — Какая будет интонация на этот раз?
      Веселая, добродушная, лукавая, интонация удивления, насмешливая, спокойная.
      — Теперь снова вообразим себе зимовье. Дремучий лес, засыпанный снегом. В лесу — изба, в избе — печь-каменка, которая топится по-черному, в середине — стол, вдоль стен — лавки, под потолком — полати. На лавках да на полатях спали, за столом обедали. Зима долгая. Устали зимовщики, хочется им домой, к женам, к детишкам. Надоела однообразная пища, надоели одни и те же картины, одни и те же люди. Хочется лета, красоты, отдыха и любви. Вернулись промысловики к вечеру, отужинали, лежат, молчат. Никому говорить не хочется, тошно на душе. Какую сказку выберет сказитель на этот раз? Каким голосом начнет ее рассказывать?
      Дети поймут, что в таких случаях нужна волшебная сказка, рассказанная с интонациями удивления и восхищения перед богатством, красотой и чудесами мира. Волшебная сказка поможет забыть тяжесть бытовых забот, перенестись мыслями в чудесные миры, полные волшебных красот, говорящих животных и аленьких цветочков, в миры, где живет любовь и торжествует справедливость.
      Приведём примеры различных видов сказок. Предложим детям заполнить  таблицу.
      
Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».
      
Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».
      
Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая».      

      
Домашнее задание


      Подготовить по плану пересказ статьи учебника
(с. 25-29)


      
Индивидуальное задание (опережающее)
      Предложим двум-трем ученикам к уроку  подготовить рассказы о И. Билибине и В. Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором.

Урок 2
 Тема: Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Цель – показать обучающимся нравоучительный и философский характер фольклорной сказки.

      I. Артикуляционная разминка, проверка домашнего задания
      Урок начнем с разучивания одной из предложенных детьми скороговорок. Можно попросить подготовленного ученика еще на перемене написать скороговорку на доске, а потом представить ее классу.


      Слушаем пересказ статьи учебника по плану, составленному на предыдущем уроке.
      — Какие виды сказок вам известны? Приведите примеры.


      
 «Царевна-лягушка»
      — Что вы знаете о том, как надо рассказывать или читать волшебную сказку?
      Ученики назовут особую выразительность, напевность, таинственность.
      Учитель читает сказку «Царевна-лягушка» в пересказе А.Н.Толстого
(с. 29-36).

Чтение полного текста сказки занимает 15 минут.
(Можно сказку прослушать или посмотреть художественный фильм)
      
II. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования
      
Беседа
      — Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки?
      Обычно дети из курса начальной школы знают, что такое присказка, зачин и концовка. Обратим внимание, что присказки в нашем варианте сказки нет, но зачин и концовка традиционны.
      Если же детям эти термины незнакомы, можно обратиться к теоретическому материалу
(с. 24-28).
      — Повторяем пройденное: отвечаем на вопросы (стр. 24)

      Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.
      — Как царь предложил своим детям искать себе невест?
      После ответа учеников на вопрос учитель предложит прочитать выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор...».
      Важно при чтении почувствовать ритмичность отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу.
      — Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
      — Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке. Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
      — Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?
      — Как утешала Ивана-царевича лягушка?
      — Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
      Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета...» Прочитаем этот абзац выразительно и спросим:
      — Что особенного в этом описании?
            — Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
      Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за Василису выполняют ее помощники.
      — Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

«Где  кольнёт иглой раз – цветок зацветёт, где кольнёт другой раз – хитрые узоры идут, где кольнёт третий – птицы летят».

      — Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
РАБОТА с ТЕТРАДЬЮ

Стр. 9

Упражнение 4 (Примеры из сказки)

Упражнение 5 (Основные события сказки – сюжетная лента)

РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ

Стр. 40

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

Стр. 41

ЛИТЕРАТУРА и ИЗО


      — Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир».
      Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
      Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
      — Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

Слушаем учеников, которые приготовили выступление по творчеству Билибина

Подводим итог урока.

Тест по сказке заранее готовит учитель.

Дом. задание

Стр. 43 (на выбор)

или

Тетрадь (стр. 10-11) – напиши свою сказку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство родителей с УМК нового поколения "Литература" 5-9 классы под редакцией Б.Ланина.

Знакомлю родителей на очередной встрече с ними с учебниками нового поколения "Литература" 5-9 классы под редакцией Б.Ланина. Мы с ребятами участвовали в эксперименте по а...

календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по учебнику Ланина. ФГОС

планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы к УМк Ланина Б. А....

Русские народные песни . Презентация к уроку. 6класс ФГОС .Учебник под ред.Б.А.Ланина

Народные песни.Пришедшие к нами из глубины веков, они донесли до нас память о людях, об их чувствах, переживаниях, идеалах.Заунывные ямщицкие и весёлые  плясовые,тоскливые бурлацкие и задорные со...

Русские народные песни . Презентация к уроку. 6класс ФГОС .Учебник под ред.Б.А.Ланина

Народные песни.Пришедшие к нами из глубины веков, они донесли до нас память о людях, об их чувствах, переживаниях, идеалах.Заунывные ямщицкие и весёлые  плясовые,тоскливые бурлацкие и задорные со...

Презентация к уроку литературы( ФГОС уч . под ред .Б.А.Ланина 6 класс)

Презентация к уроку по Повестям Белкина А.С.Пушкина  "Выстрел".Подробная информация о генерале Ипсиланте А.К. и тайном обществе "Этерия"....

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе (Ланин Б.А.) ФГОС

Планирование по литературе (программа Б.А. Ланина) рассчитано на 68 часов (2 часа в неделю)...

Педагогический проект на тему «Формирование коммуникативных УУД на уроках литературы в 10 классе средствами УМК под редакцией Б.А.Ланина»

Цель проекта - создание организационно-педагогических и методических условий для освоения учащимися коммуникативных УУД на уроках литературы в 10 классе средствами УМК по редакцией Б.А.Ланина.Задачи п...