Урок литературы в 5 классе по теме "Лев Кассиль как человек и писатель" учитель Пряхина Г.Н.
видеоурок по литературе (5 класс) на тему

Пряхина Галина

 Урок проведен в режиме технологии развития критического мышления через чтение и письмо (групповая работа)

Видео урока можно просмотреть на ютюбе channel/UCY3jDyK6sjEHSnCn_iI4g6w

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.84 КБ
Файл plan_uroka.docx14.24 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_videouroku.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Тема:  Лев Кассиль как человек и писатель.

Цели:              1. Помочь учащимся осмыслить основные этапы жизни и творчества писателя .

                        2.Подготовка учащихся к восприятию идейного содержания повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания».        

        3. Развитие  умений свободно мыслить по теме; умений анализировать и синтезировать  информацию; коммуникативных умений.

Ход урока

Этапы урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный 

 Цель: активизировать умственную деятельность учащихся

Личностные УУД:

Самоопределение (мотивация к учению)

Регулятивные УУД:

Проводить самоанализ собственной деятельности.
Коммуникативные УУД:

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД: постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Постановка проблемы урока.

Регулятивные УУД:

Целеполагание(постановка  учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся,  и того, что еще не известно).

  1. Сообщение темы урока. Организация обсуждения информации о писателе в группах(1 минута):
  • Что вы знаете о Льве Кассиле как о человеке и писателе?

2. Выброс информации на доску (заполняется первая графа  таблицы «Знаю/ Хочу узнать»)

P.S Просьба к группам – внимательно слушать выступающих и не повторяться

  1. Организация работы в группах по составлению вопросов по теме. Учащимся предлагается в течение2-3 минут составить список вопросов по биографии писателя. Работа ведется в группах.
  2. Выброс информации на доску. Записываются вопросы по теме  во втором столбце таблицы «Знаю/ Хочу узнать»

Спасибо за  работу в группах .

Скажите, а зачем нам так подробно стоит изучать основные этапы жизни и творчества писателя? Какую цель мы преследуем?

1.Обсуждение информации о Льве Кассиле в группах

Возможен:

Мозговой штурм:

- индивидуальный

- парный

- групповой

2.Выступление групп с информацией о писателе (если таковая имеется)

.

 Работа в группах Формулирование вопросов по биографии писателя.

3.Представители всех групп поочередно выступают со своими  вопросами. Задача всех остальных слушателей: внимательно анализировать полученную информацию , не повторяться при выступлении.

Формулируют задачу урока: изучить биографию писателя, чтобы понять идейное содержание изучаемого  произведения ( «Кондуит и Швамбрания»).

Операционный этап

 Цель: организовать деятельность учащихся по решению проблемы урока

Личностные УУД:

Смыслообразование(умение находить ответ на вопрос «Зачем мне важно научиться сегодня этому?»)

 

Регулятивные УУД:        саморегуляция(способность к мобилизации сил и энергии ;сособность к волевому усилию, способность взять на себя ответственность за собственное обучение и обучение других)

Регулятивные УУД

1.Умение договариваться между собой

2. Умение принимать решение по заданной проблеме.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске информации ;

владение монологической и диалогической речью;

умение слушать и слышать;

умение понимать партнера;

умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;

умение распределять роли;

умение взаимно контролировать действия друг друга;

взаимоуважение в общении и сотрудничестве;

самоуважение

Рефлексивный этап

цель: стимулировать обмен мнениями; развивать устную монологическую  речь

Коммуникативные УУД

Слушать и слышать других , быть готовым корректировать свою точку зрения

Регулятивные УУД

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности

2.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности собственной работы

Этап контроля знаний.

(предусматривается вариативность заданий).

Домашнее задание

  1. Организация  деятельности учащихся по решению проблемы  урока.
  2. Инструктаж учащихся: ребята, вы будете изучать биографию Льва Кассиля фрагментами. Вам предстоит работать в домашних и временных группах. В результате совместной работы  у каждого из вас сложится целостное  представление о Льве Кассиле как о человеке и как  о писателе.

Сегодня каждый из вас выступит в роли учителя и ученика . Помните, что качество знаний по теме членов вашей домашней группы будет напрямую зависеть от того, насколько вы ответственно отнесетесь к своим обязанностям.

Договоритесь между собой и присвойте каждому из вас номер (от 1 до 6 ).

Договоритесь между собой и выберите эксперта домашней группы (задача эксперта:  на заключительном тапе изучения информации проверить качество знаний всех членов группы и , предварительно обсудив со всеми членами группы, заполнить оценочный лист на каждого учащегося).

P.S.Экспертный лист с системой контрольных вопросов и оценочный лист выдается учителем

Теперь разойдитесь согласно присвоенным номерам  (первые номера за стол №1, вторые  -за стол №2 и т.п.)

Договоритесь во временных группах, кто будет экспертом вашей группы (задача эксперта состоит в том, чтобы после завершения изучения фрагмента биографии  проверить качество знаний всех членов группы по определенной системе

вопросов (экспертный

лист с вопросами

выдается учителем).

Время работы в группе 5-7 минут .Эксперты следят за временем.

Эксперты, приступите к контролю  усвоения информации по вопросам экспертного

листа.

Организация перехода учащихся из временных групп в домашние.

 Ребята, вернитесь в домашние группы и начните обучение друг друга . Время работы в группах -10 минут.

Эксперты, приступите к контролю усвоения информации по системе вопросов экспертного листа.

Эксперты, заполните оценочный лист на каждого ученика вашей домашней группы.

 

Организация

обсуждения информации, изученной ребятами непосредственно на уроке в ходе групповой работы .

Возвращение к таблице «Знаю/Хочу узнать».

Что из представленной информации подтвердилось, а что нет (если таковая

имелась  - графа «Знаю»).

 Возвращение к графе таблицы «Хочу узнать».

Обсуждаются вопросы детей, сформулированные ими  на мотивационном этапе урока.

На какие вопросы не получили ответы? (такие вопросы даются  в качестве индивидуального

задания к следующему  уроку).

Учащимся предлагается тестовый опрос или написание синквейна (цель синквейна: обобщить полученную информацию в нескольких словах по заданной формуле).. Также в качестве контроля учащимся можно предложить написание эссе по теме «Лев Кассиль как человек и писатель в моем восприятии»).

P.S. Творческие работы (синквейн, эссе) рекомендуется зачитать, предварительно предложив обсудить работы в группах .Лучшую работу( одну от группы) представить всему классу.

Прочитать повесть Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» и ответить на вопросы учебника (рубрика «Обсудим вместе»).

Договариваются между собой  и присваивают номера от 1 до 6 (по количеству фрагментов, на которые разбит информационный текст по биографии писателя).

Договариваются между собой и выбирают эксперта домашней группы.

Расходятся для работы во временных группах (согласно присвоенному номеру).

Договариваются между собой и выбирают эксперта временной группы.

Изучают и обсуждают  информацию в группе.

Эксперт группы контролирует усвоение изученного фрагмента биографии по системе вопросов экспертного листа.

Ребята выделяют главное, обсуждают, что и как будут рассказывать в домашних группах.

 Ребята возвращаются в домашние группы и в порядке очередности (согласно присвоенным номерам)обучают друг друга (каждый принес в группу свой фрагмент общей информации).

Эксперты контролируют усвоение информации  членами домашней группы по предложенной системе вопросов (вопросы экспертного листа).

Эксперты заполняют оценочный лист на каждого члена группы, предварительно обсудив его отметку с другими членами группы.

Каждым учащимся также заполняется оценочный лист (графа «Самооценка»).

Учащиеся обсуждают информацию, вносят коррективы.

Учащиеся дают ответы на поставленные ими вопросы ( на мотивационном этапе урока).

Учащиеся отмечают те вопросы, ответы на которые они не нашли в информационном тексте

Учащиеся получают индивидуальные задания к следующему уроку.

Учащиеся, получившие дополнительное задание,  также записывают  домашнее задание в дневник.



Предварительный просмотр:

План-конспект урока

составила Пряхина Галина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБНОУ «Гимназия №44» г Новокузнецка

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений  в  2  ч./ Автор-составитель: Ланин Б.А.– Москва: «Вентана-Граф», 2013 г

Название раздела, темы: Русская литература XXвека. Среди ровесников. Творчество Кассиля Л.А.

Тема урока: Лев Кассиль как человек и писатель.

Цели урока:  знакомство с биографией Льва Кассиля

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся  с основными этапами жизни и творчества писателя, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки работы с информационным текстом.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста информационного характера, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация, а также  развитие  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке своих действий, поступков. На примере биографии писателя способствовать формированию у детей способности  противостоять жизненным трудностям, чувства уважения и любви к своим младшим братьям, сестрам; чувства ответственности за свои поступки.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение выражать собственные  мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в  2    ч./ Автор-составитель: Ланин Б.А..

Межпредметные связи:  география, история, русский язык



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к видеоуроку

В условиях введения ФГОС основного общего образования  каждому учителю важно осознавать необходимость формирования у учащихся универсальных учебных умений (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), поскольку в конечном итоге мы должны воспитать личность, готовую  к самообразованию, к самореализации, абсолютно адаптированную к жизни в современном обществе.

Безусловно, это должен быть человек любознательный , деятельный, умеющий критически мыслить.

В данных условиях  современному учителю просто необходимо ориентироваться  в широком арсенале инновационных технологий, методов, стратегий, приемов, которые направлены на развитие ребенка.

Начну с модели обучения. В ней можно выделить два яруса. Верхний ярус-методы и формы (относится к дидактике),нижний ярус составляет педагогическую технику (средства и приемы) и, будучи дополнен личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, жесты, отношение к ученику ), является педагогическим искусством.

Технология же, как мне представляется, состоит в том, что мы называем педагогической техникой, которая понимается как форма организации поведения учителя в обстоятельствах школьного урока и представляет собой  комплекс профессиональных умений , связанных с умением управлять собой и ученическим коллективом, умением взаимодействовать с учащимися в процессе решения педагогических задач, при этом быть для учащихся партнером, а не единственным источником знаний.

Очевидно , что эффективно и целесообразно то обучение, при котором исходные условия не выделяются учителем, а отбираются самим учеником в зависимости от его понимания задачи урока . Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми.

 Урок литературы в 5 гуманитарном классе,  отдельные фрагменты которого будут представлены вашему вниманию, проведен в режиме технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Технология эта универсальна и успешно может применяться на любых других уроках, где предполагается работа с текстом.

Тема урока: Лев Кассиль как человек и писатель.

Задача учителя: помочь учащимся осмыслить  основные этапы жизни и творчества писателя ( таким образом подготовить их к изучению автобиографической повести «Кондуит и Швамбрания).

 Урок имеет четкую структуру. Все этапы логически завершены. Каждый этап урока преследует определенную цель.

На мотивационном этапе учителю необходимо активизировать умственную деятельность учащихся и выявить уровень знаний по изучаемой теме. Для этого используется стратегия «Знаю-Хочу узнать». Обсуждение ведется в группах и вся информация фиксируется учителем на доске. В процессе этой работы учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме, ответы на которые хотели бы получить. Такая деятельность на первоначальном этапе урока делает весь дальнейший процесс обучения мотивированным, поскольку учащиеся осознанно формулируют задачу урока ( в данном случае- изучить биографию писателя с целью осмысления идейного содержания его произведения).. Таким образом ,у учащихся формируется личностные УУД( самоопределение, то бишь мотивация к учению; смыслообразование, которое реализует себя в умении находить ответ на вопрос «Какой смысл имеет для меня учение?»);  регулятивные УУД  (целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно); коммуникативные УУД  (постановка вопросов (  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

 Целью операционного этапа  урока является организация деятельности учащихся по решению задачи урока. Учитель дает четкую инструкцию по работе в группах. Он сообщает, что весь текст по биографии Льва Кассиля будет разбит на 6 фрагментов и что учащиеся будут изучать материал  порциями.  Ученики  договариваются между собой и распределяют роли, присваивая себе номер (от одного до шести- по количеству фрагментов текста).Затем учащиеся вновь должны договориться между собой и выбрать эксперта данной группы( домашней группы).Задача эксперта  домашней группы состоит в том, чтобы  на завершающем этапе  работы в группе  следить за временем и качеством усвоения каждым членом группы информации по теме, а также  заполнить  оценочный лист на каждого члена группы, предварительно обсудив с другими отметку того или иного ученика. Сам учащийся  выставляет себе отметку в оценочный лист рядом с отметкой, поставленной экспертом, в графе «Примечание».

Далее учащиеся домашней группы расходятся за отдельные столы, чтобы изучить свой фрагмент информации (первые -за первый стол, вторые –за второй стол и т.д.). Во временно образовавшихся группах им вновь приходится договариваться между собой и выбирать эксперта временной группы. Задача эксперта: по окончании работы проверить качество усвоения фрагмента информации по определенной системе вопросов. Лист с вопросами выдается учителем. Затем учащиеся возвращаются в свои домашние группы и начинают обучать друг друга. Каждый учащийся принес в группу отдельный фрагмент информации, а в результате взаимного обучения складывается целостное  представление о личности писателя. Таким образом, каждый из 27 учащихся, присутствующих на уроке, выступил в роли учителя и ученика. Каждый учащийся получил четкую установку на то, что от того, насколько хорошо он обучится сам, зависит качество знаний ребят домашней группы.  Каждому ученику в режиме такой технологии пришлось взять на себя  ответственность за свое обучение и обучение других.

 В результате такой деятельности учащихся формируются регулятивные УУД( саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, способность взять на себя ответственность за свое обучение);личностные УУД (смыслообразование, то есть умение находить ответ на вопрос «Зачем мне важно сегодня научиться этому?), познавательные УУД(поиск и выделение главной информации , синтез как составление целого из частей, самостоятельное выделение поставленной цели);  коммуникативные УУД( сотрудничество  в поиске информации, владение монологической и диалогической речью, умение слушать и слышать , понимать партнера,  планировать   и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя).

На этапе рефлексии в  качестве контроля учителем могут предлагаться различные формы. Это могут быть тесты, контрольный опрос по четным или нечетным вопросам(из числа тех, которые предлагались учащимся для самоконтроля), пятиминутное или десятиминутное эссе по теме урока, синквейн и другое. Однако цель всех этих форм контроля одна : обобщить сложную информацию и  выразить личностную представление по теме урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.

На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"

Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....

Конспект урока литературы по теме: "Роль книги в жизни человека" для 5 класса

Литература – это наука и одновременно вид искусства. Произведениями этого искусства являются рассказы, повести, поэмы, романы, стихи – все это есть богатейший мир человеческих чувств, мысл...

Конспект урока литературы 8 класс "Русский чудо-человек"

по поэме А.Твардовского "Василий Теркин"...