Разработка урока по литературе в 9 классе по теме «Бесконечное пространство жизни…» (Практикум по анализу стихотворения)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Урок-практикум по анализу стихотворения А.Пушкина "Три ключа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_literature_v_9_klasse_po_teme.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературе в 9 классе по теме
«Бесконечное пространство жизни…»
(Практикум по анализу стихотворения)
Цели:
- образовательная: познакомить с интертекстуальным и имманентным подходом к анализу стихотворного текста, углубить и систематизировать знания по определению тропов и стилистических фигур, их функций в поэтической речи.
- развивающая: совершенствовать умение анализировать текст стихотворения, развить способность к размышлению над поставленными вопросами, поисками ответов на них и к аргументации своих выводов, делать обобщение, развивать творческие способности учащихся, развивать ассоциативное мышление.
- воспитательная: привить интерес к предмету, способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся, воспитывать общую культуру.
Тип урока: применение и совершенствование знаний.
Методы обучения: поисковая беседа, исследовательский метод.
Педагогическая технология: полного обучения, компетентностно- ориентированная.
Оборудование: портрет «А.С.Пушкина», художник В.А.Тропинин, текст стихотворения «Три ключа», плакаты с определением тропов и стилистических фигур.
Музыкальное сопровождение всего урока:
- Лист «Грезы любви»;
- Моцарт «Маленькая ночная серенада»;
- Шуберт «Abe Maria»;
- Мендельсон «Весенняя песня»;
- Вивальди «Весна».
Ход урока
- Цели учебной деятельности. Вступительное слово учителя.
Творчество А.С. Пушкина чарует гармонией, высоким совершенством формы, кажется, все просто и ясно в его поэзии. Но за внешней красотой формы таятся глубинные мысли, жизнь духа, высокие идеалы. «Глаголом жечь сердца людей» - таково назначение поэзии Пушкина. Тогда в чем смысл жизни самого поэта, человека? Какова «формула жизни» А.С. Пушкина?
По сути, все пушкинское творчество – отражение духовной жизни Человека, вечное его стремление к совершенству на пути к постижению истины. «Его небольшая пьеса всегда стоит целой поэмы. Тут все: и мгновенная высокость мысли… В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт», - писал Н.В. Гоголь. Попробуем и мы проникнуть в «мгновенную высокость мысли» стихотворения Пушкина «Три ключа».
Учитель предлагает провести небольшую «исследовательскую» работу, понаблюдать за текстом стихотворения.
II Мотивация. Творческая задача.
На примере маленького стихотворения (всего 8 строчек) учащиеся увидят, как лирический герой (поэт) размышляет о судьбе, о том, как быстротечна жизнь, как неутолимо время, как поэт мечтает об идеалах житейского покоя.
III Формирование осознанных знаний. Осмысление.
Чтение учителем стихотворения.
В степи мирской, печальной и безбрежной
Таинственно пробились три ключа.
Ключ юности, ключ быстрый и мятежный.
Кипит, бежит, сверкая и журча
Кастальский ключ волною вдохновенья
В степи мирской избранников поит.
Последний ключ – холодный ключ забвенья,
Он слаще всех жар сердца утолит.
Беседа по содержанию.
- Выскажите свои мысли по поводу данного стихотворения. О чем оно?
(А.С.Пушкин написал эти строки уже в зрелом возрасте. Он размышляет о жизни, о ее бесконечности, но в то же время и быстротечности ее.)
Вдумаемся в каждую строчку, понаблюдаем за звуковой организацией, ритмом, строфикой, настроением героя.
1 строка. В степи мирской, печальной и безбрежной.
- Как вы понимаете «степь мирская»? Какие ассоциации у вас возникают?
(пространство жизни, вмещающее и радость, и печаль, и боль, и страдание, и любовь, и творчество. Это ощущение намеренно создается поэтом с помощью определенных изобразительных средств.)
Вся строчка – метафорический эпитет (чтение определения), что подтверждает выдвинутый тезис. С первых строчек мы попадаем в бесконечное пространство жизни.
- Какие гласные чаще всего попадаются?
([а], [е], ассонанс – дается определение)
2 строка. Таинственно пробились три ключа.
- Какой смысл вкладывает Пушкин в понятие ключ?
(ключ – источник жизни. Жизнь протекает в трех измерениях)
- Какое средство художественной выразительности использует автор?
(развернутая метафора, Учитель разъясняет определение.
- Какие звуки повторяются?
([и] (ассонанс) – звуковой лик изумления, восторга!, [р] (аллитерация) – один из ведущих звуков стихотворения.)
Звуки торжественно оповещают о зарождении новой жизни.
- Почему Пушкин использует слово таинственно?
(напоминает, что жизнь загадочна, она окружена вопросами и поиском ответов)
3- 4 строки. Ключ юности, ключ быстрый и мятежный.
Кипит, бежит, сверкая и журча.
- Как Пушкин определяет юность?
(юность –мятежное время, но быстро проходящее)
- Как вы понимаете слово мятежный?
(неспокойный, буйный, тревожный)
- Какие слова указывают на стремительность, скорость, бурный поток молодости?
(кипит, бежит, сверкая и журча. Художественное средство выразительности – градация, стилистическая фигура (дается определение))
Поэт вспоминает детство, лицей с его вольнолюбием, настоящей дружбой, но время скоротечно. Юность проходит – поэт в зените славы.
5-6 строки. Кастальский ключ волною вдохновенья
В степи мирской избранников поит.
- Как вы понимаете перифраз Кастальский ключ?
(обозначает мифологический образ богини Касталии, которую бог Аполлон превратил в Кастальский водопад, ключ. Кастальский ключ – родник на горе Парнас в Греции. В Древней Греции почитался как священный ключ Аполлона и муз, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам)
«Кастальский ключ» - источник творческого вдохновения: муза не покидает поэта, побуждая к созданию новых произведений.
Ассонанс на [о], [и] – звуки восторга, торжествующие пространство.
7-8 строки. Последний ключ – холодный ключ забвенья,
Он слаще всех жар сердца утолит.
- Какой смысл Пушкин вкладывает в строку «последний ключ – холодный ключ забвенья»?
(последний ключ характеризует итог жизни)
- Как вы понимаете строку «холодный ключ забвенья»?
(создает ощущение мрака, тени, вызывает чувство печали)
- Как вы понимаете строку «жар сердца»?
(указывает на надежду поэта, что жизнь не прошла даром, труд его не был напрасен. На склоне лет, уходя на покой, он мечтает о памяти людской)
- Найдите антитезу в данных строчках.
(холодный ключ – жар сердца)
- Что передает метафорический эпитет, найдите его.
(«жар сердца» передает полноту жизни героя, вносящего свою долю в пространство бытия. Об этом свидетельствует ассонанс на [а] – обозначает как бы продолжение…)
Стихотворение написано астрофической строкой, где нет деления на строфы.
- Как вы думаете почему поэт избрал такую форму?
(Пушкин показал, что жизнь необъятна, и поэт выразил ее - от рождения до смерти – всего в восьми строчках, не деля их на строфы. Пушкин передает единый душевный порыв, что характерно для философского размышления)
Работаем по группам.
- Выписать из стихотворения существительные (1 ряд), прилагательные (2 ряд), глагольные формы (3 ряд).
Существительные | Прилагательные | Глагольные формы |
Степь (2 р.) | Мирской (2р) | Пробились |
Ключ (4р.) | Печальной | Кипит |
Волною | Безбрежной | Бежит |
Вдохновенья | Быстрой | Сверкая |
Забвенья | Мятежный | Журча |
Жар | Кастальский | Поит |
Сердца | Последний | Утолит |
Холодный |
- В каком значении употреблены существительные, обозначающие явления природы?
(выражают отвлеченные понятия жизненного пространства, тем самым передают душевный мир героя)
- Какое слово повторяется на протяжении всего стихотворения?
(ключ, обозначающий источник жизни, рефреном проходит сквозь все стихотворение)
- Какую роль играют прилагательные в стихотворении?
(дают оценочную характеристику, в зависимости от жизненного изменения меняется эта характеристика)
- Каких глагольных форм больше: действия или состояния?
(даны только формы действия. Действие идет по нарастающей. Время глагола – и прошедшее, и настоящее, и будущее. Время и пространство объединено. Время из прошлого – первое жизненного пространство- переходит в настоящее – второй жизненный этап – потом будущее – последний источник жизни)
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
Повторное чтение стихотворения.
Выводы делают учащиеся. Каждый дополняет высказывание другого.
В этом стихотворении лирический герой (поэт) размышляет о судьбе, о том, как быстротечна жизнь, как неумолимо время. Мы попадаем в бесконечное пространство жизни. В этой бесконечности есть и радость, и грусть, и свет, и тьма. Ассонанс на [и] и аллитерация на [р] передают изумление, восторг перед только что зародившейся жизнью. Но жизнь загадочна, она окружена вопросами и поисками ответов. Градация «кипит, бежит, сверкая и журча» передает стремительность молодости. «Кастальский ключ» - источник творческого вдохновения, появляются новые произведения. «Последний ключ» - закат жизни, славы, поэзии. «Холодный ключ забвенья» создает ощущение мрака, вызывает чувство печали, а «жар сердца» указывает на надежду поэта, что жизнь его не прошла даром, труд его не напрасен.
Жизнь необъятна, но Пушкин выразил ее всю от рождения до смерти – всего в восьми строках.
Вывод учителя: Только тогда познается ценность жизни, когда сам творишь свою судьбу. А еще важно не потеряться в этом жизненном пространстве.
Сохранить душу живой – как это важно для поэта и для нас. Ведь процесс омертвления души проходит очень быстро, быстротечно: сначала остывает, потом ожесточается, черствеет и, наконец, превращается в камень. Это мертвая жизнь – каменная. Вдохновения, увлечения, волнения, страдания – вот живая основа души в бесконечном жизненном пространстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме : Понятие вектора в пространстве.
Урок получения новых знаний с использованием интерактивной доски.Вводится определение вектора,равенство векторов. Рассматритриваются задачи по данной теме....
Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...
Урок в 5 классе на тему:"Дети и война" (На примере анализа стихотворения К.Симонова "Майор привез мальчишку на лафете")
Данный урок предполагает анализ лиричкского произведения в 5 класе...
Урок в 5 классе на тему:"Дети и война" (На примере анализа стихотворения К.Симонова "Майор привез мальчишку на лафете")
Данный урок предполагает анализ лиричкского произведения в 5 класе...
Разработка урока по литературе. 10 класс. И.С.Тургенев "Стихотворения в прозе"
Разработка урока по литературе....
Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".
Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума"....
Методическая разработка урока по литературе Разговор о вечном ( в поэтическом пространстве Н. Рубцова») Вечные ценности в стихотворении Н.М.Рубцова
Урок освещает страницы биографии Н.Рубцова, приобщает обучающихся к миру поэтических образов его лирики: свет, звезда, душа;необходимо показать неразрывную связь поэзии Рубцова с родной зе...