Разработка урока по литературе в 9 классе по теме «Бесконечное пространство жизни…» (Практикум по анализу стихотворения)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Краснова Ирина Николаевна

Урок-практикум по анализу стихотворения А.Пушкина "Три ключа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_literature_v_9_klasse_po_teme.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературе в 9 классе по теме

«Бесконечное пространство жизни…»

(Практикум по анализу стихотворения)

Цели:

- образовательная: познакомить с интертекстуальным и имманентным подходом к анализу стихотворного текста, углубить и систематизировать знания по определению тропов и стилистических фигур, их функций в поэтической речи.

- развивающая: совершенствовать умение анализировать текст стихотворения, развить способность к размышлению над поставленными вопросами, поисками ответов на них и к аргументации своих выводов, делать обобщение, развивать творческие способности учащихся, развивать ассоциативное мышление.

- воспитательная: привить интерес к предмету, способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся, воспитывать общую культуру.

Тип урока: применение и совершенствование знаний.

Методы обучения: поисковая беседа, исследовательский метод.

Педагогическая технология: полного обучения, компетентностно- ориентированная.

Оборудование: портрет «А.С.Пушкина», художник В.А.Тропинин, текст стихотворения «Три ключа», плакаты с определением тропов и стилистических фигур.

Музыкальное сопровождение всего урока:

  1. Лист «Грезы любви»;
  2. Моцарт «Маленькая ночная серенада»;
  3. Шуберт «Abe Maria»;
  4. Мендельсон «Весенняя песня»;
  5. Вивальди «Весна».

Ход урока

  1. Цели учебной деятельности. Вступительное слово учителя.

Творчество А.С. Пушкина чарует гармонией, высоким совершенством формы, кажется, все просто и ясно в его поэзии. Но за внешней красотой формы таятся глубинные мысли, жизнь духа, высокие идеалы. «Глаголом жечь сердца людей» - таково назначение поэзии Пушкина. Тогда в чем смысл жизни самого поэта, человека? Какова «формула жизни» А.С. Пушкина?

По сути, все пушкинское творчество – отражение духовной жизни Человека, вечное его стремление к совершенству на пути к постижению истины. «Его небольшая пьеса всегда стоит целой поэмы. Тут все: и мгновенная высокость мысли… В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт», - писал Н.В. Гоголь. Попробуем и мы проникнуть в «мгновенную высокость мысли» стихотворения Пушкина «Три ключа».

Учитель предлагает провести небольшую «исследовательскую» работу, понаблюдать за текстом стихотворения.

II Мотивация. Творческая задача.

На примере маленького стихотворения (всего 8 строчек) учащиеся увидят, как лирический герой (поэт) размышляет о судьбе, о том, как быстротечна жизнь, как неутолимо время, как поэт мечтает об идеалах житейского покоя.

III Формирование осознанных знаний. Осмысление.

Чтение учителем стихотворения.

В степи мирской, печальной и безбрежной

Таинственно пробились три ключа.

Ключ юности, ключ быстрый и мятежный.

Кипит, бежит, сверкая и журча

Кастальский ключ волною вдохновенья

В степи мирской избранников поит.

Последний ключ – холодный ключ забвенья,

Он слаще всех жар сердца утолит.

Беседа по содержанию.

- Выскажите свои мысли по поводу данного стихотворения. О чем оно?

(А.С.Пушкин написал эти строки уже в зрелом возрасте. Он размышляет о жизни, о ее бесконечности, но в то же время и быстротечности ее.)

Вдумаемся в каждую строчку, понаблюдаем за звуковой организацией, ритмом, строфикой, настроением героя.    

1 строка. В степи мирской, печальной и безбрежной.

- Как вы понимаете «степь мирская»? Какие ассоциации у вас возникают?

(пространство жизни, вмещающее и радость, и печаль, и боль, и страдание, и любовь, и творчество. Это ощущение намеренно создается поэтом с помощью определенных изобразительных средств.)

Вся строчка – метафорический эпитет (чтение определения), что подтверждает выдвинутый тезис. С первых строчек мы попадаем в бесконечное пространство жизни.

- Какие гласные чаще всего попадаются?

([а], [е], ассонанс – дается определение)

2 строка.  Таинственно пробились три ключа.

- Какой смысл вкладывает Пушкин в понятие ключ?

(ключ – источник жизни. Жизнь протекает в трех измерениях)

- Какое средство художественной выразительности использует автор?

(развернутая метафора, Учитель разъясняет определение.

- Какие звуки повторяются?

([и] (ассонанс) – звуковой лик изумления, восторга!,                                [р] (аллитерация) – один из ведущих звуков стихотворения.)

Звуки торжественно оповещают о зарождении новой жизни.

- Почему Пушкин использует слово таинственно?

(напоминает, что жизнь загадочна, она окружена вопросами и поиском ответов)

3- 4 строки. Ключ юности, ключ быстрый и мятежный.

                      Кипит, бежит, сверкая и журча.

- Как Пушкин определяет юность?

(юность –мятежное время, но быстро проходящее)

- Как вы понимаете слово мятежный?

(неспокойный, буйный, тревожный)

- Какие слова указывают на стремительность, скорость, бурный поток молодости?

(кипит, бежит, сверкая и журча. Художественное средство выразительности – градация, стилистическая фигура (дается определение))

Поэт вспоминает детство, лицей с его вольнолюбием, настоящей дружбой, но время скоротечно. Юность проходит – поэт в зените славы.

5-6 строки. Кастальский ключ волною вдохновенья

                      В степи мирской избранников поит.

- Как вы понимаете перифраз Кастальский ключ?

(обозначает мифологический образ богини Касталии, которую бог Аполлон превратил в Кастальский водопад, ключ. Кастальский ключ – родник на горе Парнас в Греции. В Древней Греции почитался как священный ключ Аполлона и муз, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам)

«Кастальский ключ» - источник творческого вдохновения: муза не покидает поэта, побуждая к созданию новых произведений.

Ассонанс на [о], [и] – звуки восторга, торжествующие пространство.

7-8 строки. Последний ключ – холодный ключ забвенья,

                      Он слаще всех жар сердца утолит.

- Какой смысл Пушкин вкладывает в строку «последний ключ – холодный ключ забвенья»?

(последний ключ характеризует итог жизни)

- Как вы понимаете строку «холодный ключ забвенья»?

(создает ощущение мрака, тени, вызывает чувство печали)

- Как вы понимаете строку «жар сердца»?

(указывает на надежду поэта, что жизнь не прошла даром, труд его не был напрасен. На склоне лет, уходя на покой, он мечтает о памяти людской)

- Найдите антитезу в данных строчках.

(холодный ключ – жар сердца)

- Что передает метафорический эпитет, найдите его.

(«жар сердца» передает полноту жизни героя, вносящего свою долю в пространство бытия. Об этом свидетельствует ассонанс на [а] – обозначает как бы продолжение…)

Стихотворение написано астрофической строкой, где нет деления на строфы.

- Как вы думаете почему поэт избрал такую форму?

(Пушкин показал, что жизнь необъятна, и поэт выразил ее - от рождения до смерти – всего в восьми строчках, не деля их на строфы. Пушкин передает единый душевный порыв, что характерно для философского размышления)

Работаем по группам.

- Выписать из стихотворения существительные (1 ряд), прилагательные (2 ряд), глагольные формы (3 ряд).

Существительные

Прилагательные

Глагольные формы

Степь (2 р.)

Мирской (2р)

Пробились

Ключ (4р.)

Печальной

Кипит

Волною

Безбрежной

Бежит

Вдохновенья

Быстрой

Сверкая

Забвенья

Мятежный

Журча

Жар

Кастальский

Поит

Сердца

Последний

Утолит

Холодный

 - В каком значении употреблены существительные, обозначающие явления природы?

(выражают отвлеченные понятия жизненного пространства, тем самым передают душевный мир героя)

- Какое слово повторяется на протяжении всего стихотворения?

(ключ, обозначающий источник жизни, рефреном проходит сквозь все стихотворение)

- Какую роль играют прилагательные в стихотворении?

(дают оценочную характеристику, в зависимости от жизненного изменения меняется эта характеристика)

- Каких глагольных форм больше: действия или состояния?

(даны только формы действия. Действие идет по нарастающей. Время глагола – и прошедшее, и настоящее, и будущее. Время и пространство объединено. Время из прошлого – первое жизненного пространство- переходит в настоящее – второй жизненный этап – потом будущее – последний источник жизни)

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Повторное чтение стихотворения.

Выводы делают учащиеся. Каждый дополняет высказывание другого.

В этом стихотворении лирический герой (поэт) размышляет о судьбе, о том, как быстротечна жизнь, как неумолимо время. Мы попадаем в бесконечное пространство жизни. В этой бесконечности есть и радость, и грусть, и свет, и тьма. Ассонанс на [и]  и аллитерация на [р] передают изумление, восторг перед только что зародившейся жизнью. Но жизнь загадочна, она окружена вопросами и поисками ответов. Градация «кипит, бежит, сверкая и журча» передает стремительность молодости. «Кастальский ключ» - источник творческого вдохновения, появляются новые произведения. «Последний ключ» - закат жизни, славы, поэзии. «Холодный ключ забвенья» создает ощущение мрака, вызывает чувство печали, а «жар сердца» указывает на надежду поэта, что жизнь его не прошла даром, труд его не напрасен.

Жизнь необъятна, но Пушкин выразил ее всю от  рождения до смерти – всего в восьми строках.

Вывод учителя: Только тогда познается ценность жизни, когда сам творишь свою судьбу. А еще важно не потеряться в этом жизненном пространстве.

Сохранить душу живой – как это важно для поэта и для нас. Ведь процесс омертвления души проходит очень быстро, быстротечно: сначала остывает, потом ожесточается, черствеет и, наконец, превращается в камень. Это мертвая жизнь – каменная. Вдохновения, увлечения, волнения, страдания – вот живая основа души в бесконечном жизненном пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме : Понятие вектора в пространстве.

Урок получения новых знаний с использованием интерактивной доски.Вводится определение вектора,равенство векторов. Рассматритриваются задачи по данной теме....

Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

       Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...

Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".

Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума"....

Методическая разработка урока по литературе Разговор о вечном ( в поэтическом пространстве Н. Рубцова») Вечные ценности в стихотворении Н.М.Рубцова

Урок освещает страницы биографии Н.Рубцова, приобщает обучающихся к миру поэтических образов его лирики: свет, звезда, душа;необходимо  показать  неразрывную связь поэзии Рубцова с родной зе...