"Трагедия океанического человека" (Максим Горький и его судьба)
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок литературы в 11 классе с использованием ЭОР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tragediya_okeanicheskogo_cheloveka._maksim_gorkiy_i_ego_sudba.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Трагедия «океанического человека»
(Максим Горький и его судьба)
- час)
Цель урока: овладение учащимися новым материалом
Задачи:
- обучающие познакомить учащихся с личностью А.М.Горького как одной из гигантских трагических фигур ХХ века.
-развивающие развитие мышления учащихся посредством поиска ответов на проблемные вопросы
-воспитательные на примере жизни и творчества М.Горького воспитание у учащихся таких качеств, как: честность, совесть.
Тип урока изложение нового материала.
Формы работы учащихся коллективное обсуждение
Необходимое техническое оборудование компьютер с выходом в Интернет, экран, проектор.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организационный | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. | 1 | ||
2. | Мотивационный | ЭОР № 1. Аудиофрагмент. Звучит художественное чтение произведения М.Горького «Песня о Буревестнике» в исполнении Владимира Яхонтова. http://www.staroeradio.ru/audio/14966 Интернет-ресурс: «Старое радио», участник программы «Детский Интернет» | Включает ЭОР № 1. Предлагает ответить на вопрос: Как называется это произведение? Кто его автор? Что вы знаете о нем? В случае отсутствия ответа поясняет, что это знаменитая «Песня о Буревестнике», написанная Алексеем Максимовичем Горьким в 1901 году в Нижнем Новгороде сразу после его поездки в Петербург и Москву. Была она опубликована в журнале «Искра» и вызвала переполох в среде жандармов. Журнал был закрыт, но «Песня» была включена в сборник революционных стихов, выходивших за границей. Большевистская пропаганда многократно использовала образы «Песни о Буревестнике», отчего, зачастую, произведение воспринимается только в политическом и временном контексте. Однако в «Песне о Буревестнике», кроме призыва бури, звучит вечная тема одиночества отважного героя и противопоставление этой отваги обывательской трусости и ограниченной серой жизни. Все это говорит о неоднозначности произведения Горького, как неоднозначна была и фигура его автора. | Слушают аудиозапись. Пробуют дать ответ. В процессе беседы с учащимися на доске оформляется кластер: записываются сведения о М.Горьком, которые уже известны учащимся и которые они узнают в ходе урока. | Длительность аудиофрагмента 3,52 3 |
3. | Усвоения новых знаний и способов действий | Учитель объявляет тему урока, обращает внимание на ключевые слова: «океанический» (что это может значить?) и «трагедия» (в чем трагедия? Почему?). Эпиграфы к уроку: 1.Гений – это нация в одном лице. (Ф.Абрамов) 2.Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые — вторую…" (М.Горький) | Записывают тему урока и эпиграфы в тетрадь. | 2 | |
ЭОР № 2. Портрет писателя. http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=41f52913.jpg Интернет-ресурс «Урок в формате А4» | Слово учителя: В литературе уходящего столетия вряд ли найдется художник, который был бы столь знаменит, как Горький. И творчество, и многие обстоятельства биографии – все способствовало всеохватной, воистину невиданной славе художника, вознесенного на горние вершины жизни с самого ее дна. Самоучка-уникум, ставший энциклопедически образованным человеком, он словно бы персонифицировал в себе духовные силы нации, пробуждающейся для «невиданных перемен». Дебютантом он вступил на рубеже веков в напряженный интеллектуальный диалог с двумя крупнейшими художниками мира – Львом Толстым и Антоном Чеховым, - и вступил как равный. Восторгаясь величием Горького, Б.Пастернак называл его «океаническим человеком», современники молвили восхищенно: не человек, а гоголевский Днепр! Предлагаю вашему вниманию два видеофрагмента. | Слушают учителя. | 2 | ||
| |||||
4. | Актуализация знаний. Ответ на проблемный вопрос элементами дискуссии. |
ЭОР № 3. Документальный фильм (учебный фильм о М.Горьком) http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC&filmId=PgJsG9piUXI%3D | Предлагает посмотреть документальные фильмы о М.Горьком и после просмотра принять участие в беседе по вопросу: Какие ощущения у вас остались после просмотра данных фильмов? Что нового вы узнали? Включает ЭОР № 3 и 4. Слово учителя после просмотра документальных фильмов: волею исторических обстоятельств Горький в 20-30е годы стал объектом пересечения нескольких политических сил. Сторонник преобразования действительности в духе социализма, много лет он прожил на Западе в условиях капиталистической системы, с тревогой следил за рождением фашизма. Особенность положения Горького в 1930-е годы проницательно охарактеризовал Стефан Цвег: «Горький хорошо знает, что весь мир ждет от него свидетельств: Советы ждут, чтобы он высказался за них и все одобрил, а другие ждут, чтоб он все осудил. А он молчит, и кто способен понимать, может понять и его молчание… Его положение трагично». Вопрос учащимся: Что нового узнали о М.Горьком?
| Смотрят документальный фильм. Коллективно обсуждают увиденное. Варианты кластера: Великий писатель, общественный деятель, председатель 1 Всесоюзного съезда советских писателей, прозаик, публицист, драматург, мыслитель, национальный герой, одинокий, пленник, честь, совесть, правда, 1868-1934 Инициатор серии «Жизнь замечательных людей», «Всемирная литература» | Длительность видеофрагмента 18 мин |
ЭОР № 4. Документальный фильм. Фрагмент лекции Андрея Кончаловского о М.Горьком. | Длительность фрагмента 4 минуты | ||||
ЭОР № 5. Скриншот странички. http://rusforus.ru/viewtopic.php?f=60&t=5319 Интернет-ресурс: Русский язык для нас. Форум любителей русской словесности | Слово учителя: вернемся к эпиграфу урока: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые — вторую…" Вопрос: Что именно подразумевать под гниением и под горением? А какую форму жизни, по-вашему, выбрал сам автор этого афоризма? | Принимают участие в полемике. | 4 | ||
5. | Формулирование выводов урока | Возможные варианты:
| Формулируют выводы урока. записывают в форме тезисов в тетрадь | 4 | |
6. | Объяснение домашнего задания | ЭОР № 3. Материалы сайта «Урок в формате Ф4». | Объясняет домашнее задание с указанием ЭОР. Используя материалы сайта «Урок в формате А4», подготовить краткое сообщение «Как я представляю себе М.Горького» | Записывают домашнее задание в дневник | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Когда трагедия становится судьбой
Презентация посвящена трагической странице в истории калмыцкого народа: тотальной депортации калмыков в Сибирь в декабре 1943 года....
«Смиряться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивленье?» Нравственные проблемы в трагедии В. Шекспира "Гамлет".
Урок знакомит учащихся с бессмертной трагедией В.Шекспира "Гамлет". Даётся глубокий анализ содержания трагедии. Урок способствует повторению теории литературы, сочинение -миниатюра (развёрнутый ответ ...
Афанасий Фет. Тайна и трагедия судьбы поэта. Презентация.
В презентации представлен материал о жизни и творчестве Фета. За короткой, как вздох, фамилией поэта скрывается тайна его рождения и происхождения, любви и загадочной гибели его возлюбленной, секрет н...
Трагедия человеческих судеб в рассказе М.А. Шолохова Судьба человека
Тип урокаОбобщение и систематизация знаний Вид урокаУрок-семинар Тема урокаТрагедия человеческих судеб в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Цель урокаДать представление о личности...
урок-память "Когда трагедия становится судьбой"
Урок-память посвящен депортации калмыцкого народа, изображения в произведениях калмыцких писателей и поэтов....
урок-память "Когда трагедия становится судьбой"
Управление образованием Яшкульского РМО МОУ «Хартолгинская средняя общеобразовательная школа» Районный семинар учителей ру...
Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.
Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа ...