Урок внеклассного чтения «Жадность – это забвение собственного достоинства…».
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Урок внеклассного чтения «Жадность-это забвение собственного достоинства…..» знакомит с таким человеческим пороком, как жадность. На примере таких произведений, как русская народная сказка «Жадная старуха», «Сказка о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкина, ребята учатся анализировать поступки героев и делать выводы. На этом уроке ребята также обращаются к Библии, к Корану, приводят примеры из устного народного творчества: пословицы, поговорки, дразнилки. Учатся делать синквейны. Вся эта работа формирует у ребят отрицательное отношение к жадности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок внеклассного чтения «Жадность – это забвение собственного достоинства…». | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения «Жадность – это забвение собственного достоинства…».
Жадность - это забвение собственного достоинства,
Это попытка поставить свои материальные интересы выше
себя, это душевная кособокость, жуткая направленность
ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная,
жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе
и другим, забвение товарищества.
Д. Лихачёв
Цели урока:
1) познакомить детей с таким человеческим пороком, как жадность;
2) научить детей анализировать собственные и чужие поступки и делать выводы.
3) воспитывать уважение, понимание, любовь к окружающим;
4) формировать отрицательное отношение к жадности.
Оборудование:
- проекционная система;
- экран;
- распечатки произведений;
- запись музыки Бетховена;
- аудиозапись сказки о Попе и его работнике Балде.
Ход урока
- Орг. Момент.
- Слово учителя.
- Ребята, как вы уже догадались, сегодняшний урок мы посвятим явлению, знакомому каждому из нас. Жадности.
Жадность – это не только черта характера, но и чувство. Его трудно описать словами, но можно сказать с уверенностью, что каждый из нас хоть один раз испытывал это чувство, и знает, что оно собой представляет.
Жадность – проявляется у человека с раннего возраста. Дети демонстрируют это качество, отбирая друг у друга понравившиеся им игрушки, а также отказываясь делиться с друзьями игрушками, конфетами или жевательной резинкой. А вот в каком возрасте проявилась жадность в русской народной сказке «Жадная старуха», мы сейчас с вами узнаем.
Чтение учителем сказки под музыку Бетховена «Лунная соната».
Русская народная сказка «Жадная старуха»
Жил старик со старухою; пошел в лес дрова рубить. Сыскал старое дерево, поднял топор и стал рубить. Говорит ему дерево:
— Не руби меня, мужичок! Что тебе надо, все сделаю.
— Ну, сделай, чтобы я богат был.
— Ладно, ступай домой, всего у тебя вдоволь будет.
Воротился старик домой — изба новая, словно чаша полная, денег куры не клюют, хлеба на десятки лет хватит, а что коров, лошадей, овец — в три дня не сосчитать!
— Ах, старик, откуда все это? — спрашивает старуха.
— Да вот, жена, такое дерево нашел — что ни пожелай, то и сделает.
Пожили с месяц; приелось старухе богатое житье, говорит старику:
— Хоть живем мы богато, да что в этом толку, коли люди нас не почитают! Захочет бурмистр, и тебя и меня на работу погонит; а придерется, так и палками накажет. Ступай к дереву, проси, чтоб ты бурмистром был.
Взял старик топор, пошел к дереву и хочет под самый корень рубить.
— Что тебе надо? — спрашивает дерево.
— Сделай, чтобы я бурмистром был.
— Хорошо, ступай с богом!
Воротился домой, а его уж давно солдаты дожидаются:
— Где ты, — закричали, — старый черт, шатаешься? Отводи скорей нам квартиру, да чтоб хорошая была. Ну-ну, поворачивайся!
А сами тесаками его по горбу да по горбу. Видит старуха, что и бурмистру не всегда честь, и говорит старику:
— Что за корысть быть бурмистровой женою! Вот тебя солдаты прибили, а уж о барине и говорить нечего: что захочет, то и сделает. Ступай-ка ты к дереву да проси, чтоб сделало тебя барином, а меня барыней.
Взял старик топор, пошел к дереву, хочет опять рубить; дерево спрашивает:
— Что тебе надо, старичок?
— Сделай меня барином, а старуху барыней.
— Хорошо, ступай с богом!
Пожила старуха в барстве, захотелось ей большего, говорит старику:
— Что за корысть, что я барыня! Вот кабы ты был полковником, а я полковницей — иное дело, все бы нам завидовали.
Погнала старика снова к дереву: взял он топор, пришел и собирается рубить. Спрашивает его дерево:
— Что тебе надобно?
— Сделай меня полковником, а старуху полковницей.
— Хорошо, ступай с богом!
Воротился старик домой, а его полковником пожаловали.
Прошло несколько времени, говорит ему старуха:
— Велико ли дело — полковник! Генерал захочет, под арест посадит. Ступай к дереву, проси, чтобы сделало тебя генералом, а меня генеральшею.
Пошел старик к дереву, хочет топором рубить.
— Что тебе надобно? — спрашивает дерево.
— Сделай меня генералом, а старуху генеральшею.
— Хорошо, иди с богом!
Воротился старик домой, а его в генералы произвели.
Опять прошло несколько времени, наскучило старухе быть генеральшею, говорит она старику:
— Велико ли дело — генерал! Государь захочет, в Сибирь сошлет. Ступай к дереву, проси, чтобы сделало тебя царем, а меня царицею.
Пришел старик к дереву, хочет топором рубить.
— Что тебе надобно? — спрашивает дерево.
— Сделай меня царем, а старуху царицею.
— Хорошо, иди с богом!
Воротился старик домой, а за ним уж послы приехали:
— Государь-де помер, тебя на его место выбрали.
Не много пришлось старику со старухой поцарствовать; показалось старухе мало быть царицею, позвала старика и говорит ему:
— Велико ли дело — царь! Бог захочет, смерть нашлет, и запрячут тебя в сырую землю. Ступай-ка ты к дереву да проси, чтобы сделало нас богами.
Пошел старик к дереву. Как услыхало оно эти безумные речи, зашумело листьями и в ответ старику молвило:
— Будь же ты медведем, а твоя жена медведицей.
В ту ж минуту старик обратился медведем, а старуха медведицей, и побежали они в лес.
Обсуждение русской народной сказки «Жадная старуха»
-- Ребята, вот вы прослушали сказку, какую сказку она вам напоминает (Дети отвечают)
-- Правильно. Сказку о рыбаке и рыбке А.С. Пушкина.
-- А почему такой плачевный конец у этих сказок? (Дети отвечают)
-- Действительно. Жадность - качество плохое, недоброе, а за зло всегда приходит расплата.
-Ребята, а в жизни вы сталкивались с таким явлением, как жадность. Может быть сами когда-нибудь испытывали это чувство. ( Дети рассказывают)
В толковых словарях определения термину «жадность» не существует. Словари дают определение жадности при помощи синонимов. А какие синонимы можно подобрать к слову «жадный»?
Соревнование «Кто быстрее подберёт синонимы к слову ЖАДНОСТЬ?».
Давайте посоревнуемся. На столе лежат лепестки цветков, вырезанные из бумаги. На каждом листке прилагательные. Ваша задача выбрать из них подходящие синонимы к слову «жадный», кто быстрее справится с заданием? (Ребята соревнуются).
Прослушивание сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».
А сейчас мы с вами прослушаем сказку А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» в исполнении Алисы Фрейндлих. (Дети слушают).
Обсуждение сказки.
А в этой сказке, кто оказался жадным героем? (Дети отвечают).
И чем же он поплатился за свою жадность? (Дети отвечают).
Рассказ учителя
Не только сказки нам рассказывают о жадности, о ней пишут стихи и песни, о ней рассказывают анекдоты и сочиняют пословицы и поговорки. Кто из нас не слышал песни из детского фильма «Приключение Буратино»: « Покуда живы жадины вокруг, удачи мы не выпустим из рук… Какое небо голубое. Мы – не сторонники разбоя. На жадину не нужен нож, ему покажешь медный грош, и делай с ним, что хошь!».
Проверка домашнего задания.
- А какие вы пословицы знаете о жадности?. (Ребята перечисляют).
-Молодцы, ребята, сколько интересных пословиц нашли.
Рассказ учителя
- С жадностью, к сожалению, мы сталкиваемся каждый день: продавцы обвешивают и обсчитывают покупателей в магазинах; адвокаты нарочно затягивают дела своих клиентов; нечистые на руку чиновники выпрашивают взятки и подарки; воры и грабители совершают кражи и хищения в мелких и особо крупных размерах. Всеми ими движет ни что иное, как жадность- жажда обогащения.
Помимо горечи и расстройств, которые жадные по натуре люди причиняют окружающим, они и сами страдают от своей жадности. Так, например, минский врач-психиатр Николай Спрудовский утверждает, что жадность является причиной многих болезней. Он считает, что «наши хвори начинаются с зависти и страсти к накопительству». Но, мы с вами, я думаю, в дальнейшем будем щедрее, внимательнее друг к другу, потому что знаем на примере литературных героев, что жадность до добра не доведёт, и будем заниматься дыхательной гимнастикой по методике Стрельниковой. Сегодня мы познакомимся с упражнением «Ладошки».
Физкультминутка.
УПРАЖНЕНИЕ "ЛАДОШКИ" (РАЗМИНОЧНОЕ)
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки "зрителю", при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить - поза экстрасенса.
Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.
Опять "шмыгнули" носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулачки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем.
- Молодцы, ребята, отдохнули, вдохнули в себя побольше кислорода, теперь обратимся к Божьему мнению и рассмотрим, что о жадности говорится в Библии и в Коране.
Рассказ учителя
Библия тоже не обошла своим вниманием проблему жадности. Слово Божье очень пристально и внимательно рассматривает этот человеческий порок. И делает оно это, разложив жадность на её составляющие:
I. Сребролюбие (есть любовь к деньгам) и любостяжание (стремление к обогащению). Бог учит нас не быть сребролюбивыми.
II. Лихоимство и мздоимство. Лихоимство – это требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток. Мзда – награда, вознаграждение, плата, возмездие, барыш, корысть, прибыток, взятка. Мздоимство – взяточничество. Библия называет лихоимцев и мздоимцев нечестивыми.
- Алчность. Алчность – жажда наживы. Заповедь Библии обращается к человеку с призывом: « Не будь алчным!»
- Скупость. Скупость, в первую очередь, нацелена на сохранение имеющегося, а алчность и жадность ориентированы на новые приобретения.
- Корыстолюбие (стремление к личной выгоде, наживе). Слово Божье предупреждает христиан, «чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво».
В Коране же приводится пример того, как аллах наказывает скупых людей. (Читает учитель.)
Чтение главы из Корана.
Порицание Каруна
Одним из скряг и богатых людей в истории был Карун – знатный человек из племени Бани Исраиль и родственник Пророка Мусы (да будет мир с ним). Обладая богатством и влиянием, Карун был скуп, высокомерен и тщеславен, что в конце концов привело его к гибели и незавидной участи в вечном мире. Как и многие далекие от Аллаха богачи он любил похвастаться своим имуществом перед другими людьми, стараясь вызвать в них зависть и уважение к его богатству. Он не желал помочь обездоленному, не был согласен с тем, что даже малая часть его огромного богатства будет роздана его нуждающимся соплеменникам. Карун выставлял свое богатство на всеобщее обозрение, теша тем самым свое тщеславие.
Карун был очень доволен своим богатством, он горделиво взирал на презренных по его мнению бедняков, не испытывая в сердце ни малейшего сострадания к ним. Верующие люди пытались образумить его: «Соплеменники сказали ему: “Не ликуй, ведь Аллах не любит ликующих. Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие”» Но все их попытки наставить Каруна на истинный путь были тщетны. Карун как был скупым и высокомерным человеком, так и остался им. Его скупость вкупе с высокомерием и враждой с пророком Аллаха привели к тому, что в один прекрасный день земля поглотила Каруна со всем его богатством, оставив о нем память в назидание всему человечеству.
Сегодня ребята мы познакомились с несколькими произведениями, с жанрами устного народного творчества, использовали Библию, Коран. В каждом из них говорится, что жадность – это человеческий порок, который всегда наказывается. И поэтому, глядя на эти примеры, можно с уверенностью сказать, что лучше всего быть щедрыми и всегда помогать обездоленным.
А теперь, ребята, попробуйте сделать синквейн со словом ЖАДНОСТЬ
Рефлексия. Синквейн.
Например:
Жадность
Людская, ненасытная, тягостная
Преследует, ранит, губит
Жадность до добра не доводит.
Порок
Выводы.
Дом. Задание. Написать мини-сочинение «Хорошо ли живется жадному человеку?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок — путешествие «По шолоховским местам».
Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во...
Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)
Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".
quot;Чтение с остановками" способствует критическому мышлению, поиску здравого смысла. Школьники учатся рассуждать объективно и поступ...
Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.
Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...