Сценарий литературного вечера "Грёзы весны 20 века."
материал по литературе (11 класс) по теме

Высоких Алла Викторовна

Грёзы весны 20 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_literaturnogo_vechera.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

                    МБОУ «СОШ №3»  г. Гусь - Хрустальный                        

                            Литературный    клуб     «Свет»

                         Сценарий литературного вечера

                              «Грёзы   весны  20 века»

 

                                                                                  Автор – руководитель литературного

                                                                                             клуба «Свет» - Высоких А.В.

                                                     2013 год

ПОЯСНЕНИЯ  И  КОММЕНТАРИИ  К  СЦЕНАРИЮ.

ЦЕЛЬ   вечера: создать условия для  формирования устойчивого интереса к   литературе как одному из самых многогранных видов искусства, пробудить  стремление читать  и  изучать лучшие произведения русской классики , научиться  находить  в  высокохудожественных  поэтических текстах  ответы на волнующие вопросы.

Задачи : 1. Развитие творческих и познавательных способностей;

                2. Формирование  умения работать в группах с целью совершенствования    

                     межличностных отношений.

                3. Систематизация знаний в области теории литературы, истории .искусств            

Возраст- 15- 17 лет ( 9-11 классы)

Основной метод- работа в группах.

  1. этап: Подготовительный : формирование групп

- теоретиков, - историков,- чтецов,- художников- оформителей,  музыкантов,    ответственных за презентацию.

          2. Предварительный: редактирование сценария, репетиции, подготовка

                материалов , работа над презентацией и фонограммой.

          3.Основной : выступление, проведение вечера.

          4. Итоговый: анализ , рефлексия.

Почему обратились к данной теме? Поэзия «Серебряного» века всегда

вызывала неподдельный интерес  старшеклассников. На уроках литературы ученики знакомятся с теорией модернистских течений , изучают биографии поэтов, но остаётся желание высказать свои сокровенные мысли , поделиться впечатлениями  от прочитанных стихов , выплеснуть эмоции. Для этого и существует  прекрасная возможность в рамках литературного вечера  донести до слушателя то , что тревожит, волнует, болит. Экспериментальная  литература  начала 20  века –  источник вдохновения. Каждый находит в нём что – то своё . Одни - мистику  декаданса , другие – возвышенность  символизма, третьи -  эпатаж  футуризма. И все участники – дело по душе. Так и  рождает-  ся  сотворчество, а потом и дружба, и любовь.

                               Сценарий     литературного   вечера.                                                -1-

                                   ГРЁЗЫ   ВЕСНЫ   20- го  ВЕКА.

\ фонограмма , слайд \

Чтец     - Вам , живущим в 21 в. посвящается…

              -Мир поэзии многогранен  и  глубок,  Мир поэта самобытен и не познан…

              - Мир читателя безграничен и богат,  Мир человека индивидуален и свободен.

Признание таланта поэта зависит от таланта читателя. Чем необъятнее дали  познания и воображения, тем  интереснее  процесс погружения  в мир искусства как в зеркало жизни.

-Попробуем сегодня , весной 21 века, т.е. в его начале, приоткрыть тайны бытия и творчес

кой мысли  тех,  кто пытался  найти свои  образы и краски в поэзии Серебряного века.

В-1 Грёзы весны 20 века.  О чём мечтали тогда, век назад? О том же, о чём  думаем мы.

        О любви, о счастье , о  мире в стране и в доме, о взаимопонимании  и   свободе.

В-2 Любая переходная эпоха представляет собой  момент бурных преобразований и потря

       сений,  сопровождается внутренними и внешними конфликтами, стремительностью и

       и  острейшим драматизмом.  Это время переворотов и революций.

В-1 Начало 20 века – яркий тому пример. Радикальные изменения  во всех сферах жизни не могли не коснуться и литературы .                Революционность философской мысли и эксперимент  в искусстве  привели не просто к всплеску,  ренессансу ( возрождению), а к взрыву и появлению огромного количества новых имён и литературных течений.

В-2  Многоголосый  хор создавал симфонию  эпохи,  мастера слова  ощущали небывалый прилив сил  и  открывали  время небывалых свершений .

Чтец  : И .Северянин . И это явь? \ фоногр.\ слайд – названия модернистских течений. \

В-1  Большинство зрелых поэтов  Серебряного века  так или иначе  было связано с Символизмом, окутанным туманом философии.   Они будто  царили над миром, создали  недосягаемую Башню Иванова / слайд/ , где рассуждали о непознанных мирах , о смерти как о высшем таинстве.      Декадентские ( упаднические ) настроения  поглощали разум  даже лёгких нежных созданий.

В-2  Я хочу умереть молодой .

        Не любя, не грустя ни о ком;

       Золотой закатиться звездой,

       Облететь неувядшим цветком,- писала Мирра Лохвицкая  .  Настоящее имя поэтессы-   Мария.     Её называли « русская Сафо». Вместе с Зинаидой Гиппиус  она  получила признание как певица воздушных замков и таинственных снов .

Чтец  / фоногр. / Мой замок.-   после- подходит к столу, берёт книгу , читает :

                          Мне мило отвлечённое : им жизнь я создаю .

                          Я всё уединённое , неявное люблю .

                          Я раб моих таинственных , необычайных снов…

                          Но для речей единственных не знаю здешних слов…-   Зинаида  Гиппиус

\открывает  книгу – Так это же  знаменитая « Сказка о белой сирени.»

/ танец  цветов , выразительное  чтение , музыка/

В-1 Молодые поэты-мистики создавали свои иллюзии , грёзы и сны с помощью фантасти-   чески красивых символов , игры света и цвета, лиловых , фиолетовых, сиреневых оттенк

 Чтец/ Брюсов. Творчество./                                                                                                    

В-2  Они насыщали строки музыкой  одиночества и приближающейся смерти . Они тосковали о непознанных мирах  и ждали своего пророка.

Чтец / Мережковский .Дети ночи./      Чтец /К. Бальмонт. Ломаные линии./

В-1 Тема « двоемирия», борьбы света и тьмы, дня и ночи , реальности и фантастики была характерна  для времени  ожидания  какого- то взрыва, вселенской беды, почти как сейчас

- конца света. Накануне революций и потрясений это было понятно.

В-2  Внутри группы символистов тоже назревал конфликт. В .Брюсов в 1910 г. писал: «Школа застыла в своих  традициях , отстала от темпов  жизни. Нужно что-то менять .»

Младосимволисты : Бальмонт, Брюсов, Белый, Блок – поэты европейского масштаба, имев шие  серьёзное образование , знающие толк в истории , философии, искусстве, прививали новое  видение , обогащали русское слово , расширяли пути  поисков нового звучания и образности , сплетали традицию и эксперимент.

Чтец \ Брюсов .Облака./

В-1  русский символизм  отличался от западного  духовностью, богатством , многообразием. Одно из самых звонких имён символизма – Александр Блок. Он обновил  поэтический язык, обогатив формы стиха, его ритмику , словарь, краски.

В-2 Хотя 20-летний Блок времён « Стихов о Прекрасной Даме»  ещё крепко привязан  к эстетике  символизма , его стих звучат  искренне и ново .

Чтец \ Блок « ст. о Прекр . даме» \

В-1   Поэзия Блока  и печальная , и радостная . и задумчивая , и стремительная . Это повесть  о светлой любви  к женщине, к родине, это роман о духовных исканиях  и блужданиях, это музыка  терзаний и страсти.

 / фонограмма – 2)  танго – В ресторане – танец – 1)- 2-3 стихотв . – скрипка \

В-2 Именно  с творчеством Блока, которого считают лучшим поэтом эпохи,  связано

        понятие Ренессанс , именно в его строках звучит тонкий звон  благородного

       Серебра   / скрипка – чтец-  О доблестях, о подвигах , славе./ музыка.

В-1   В искусстве начала 20 в. царило многоголосие …от большого дерева под названием Символизм выросла свежая  веточка- Акмеизм. Акмэ – в переводе с греческого- высшая степень чего- либо, острие, цветущая сила.

В-2 Противопоставляя себя символизму, акмеисты провозгласили  праздник чувств , красивого , яркого звучащего мира , полного любви и надежды. Они  стремились стряхнуть  загадку с простого слова.

В-1 Роза стала хороша сама по себе, своим цветом, запахом, лепестками. Сжатость ,    спрессованность  слова , насыщенные эпитеты, зримая конкретность и пластика стали приметами  акмеистической поэзии.

В-2 6 творцов объединились в «Цех поэтов». Гумилёв, Городецкий ,Ахматова, Мандель-

ташм , Нарбут ,Зенкевич  приоткрыли «Тайны ремесла», чувствовали плечо друг друга  и

создали  прекрасные книги.

В-1 Самая большая порция славы и страданий выпала на долю А.Ахматовой. певица любовного чувства , она сказала :  « Я научила женщин говорить». Не только об интимных переживаниях, но и о гражданской  гордости преданного своей родине челове- ка, патриота.

    \ фоногр. Композиция : - Вечером, - Проводила друга,- Смятение (1,2),- …Мне голос был,- Молитва./ на экране- фотогр. Разных лет.

В-2 Принято считать , что Ахматова была царицей муз серебряного века. Может быть, имя  другой поэтессы долгие годы умалчивалось. Возможно, она могла бы стать её подругой .  Ведь соратницей по поэтическому ремеслу  она , однозначно, является. Имя её – Марина  Цветаева! Та самая , у которой «душа родилась крылатой», та самая , которая сказала : « Моим стихам. как драгоценным винам,  настанет свой черёд».

В-1 Поэтесса , не примкнувшая  ни к одной группе , считавшая себя независимой, впитавшая  эстетику и символизма, и акмеизма ,  и футуризма. С присущей ей феноменаль   ной афористичностью , Цветаева сформулировала определение поэта : « Равенство дара души и глагола – вот поэт.» И себя называла только поэт.

В-2  Символом  жизни и творчества поэта стала гроздь рябины- яркой, терпкой, морозо-  устойчивой  ягоды- как и сама Цветаева, крепкая, выносливая, ядрёная., жесткая.

                   / Красною кистью…/

В-1 Жизнь Цветаевой  была трудной. Она с юности чувствовала себя  лишней, ненужной,

     Брошенной. Безумный и жестокий мир  « железного века» петлёй  захлестнул ей горло . Аресты мужа, С.Эфрона, и дочери Ариадны , смерть Ирочки в холодном детдоме, иронические шпильки и колкости  соб- ратьев по перу, эмиграция , нищета , отчаяние – крик , которого не слышат , поэтому она говорит почти шёпотом… / « Идёшь, на меня похожий…»/

В-2    Голос  М.Цветаевой  был услышан , пусть через много лет. Его не спутать ни с чем.

Он выразителен и оригинален! / « Моим стихам..»/

В-1 Стихи М Цв. Очень популярны , востребованы. К ним обращаются в разные периоды жизни. Когда, например , хочется поведать о своих чувствах.       / Ты запрокидываешь…/

В  её стихах хочешь найти утешение в час  страдания и разлуки        / Вчера ещё…/  В её стихах  звучит порыв бунтарской страсти , напоминает о вольнице  мятежей Стеньки Рази  на и Емельки Пугачёва, близких поэту по духу.                                   / Кабы нас с тобой…/

В её стихах  бушует кровь времени     / Вскрыла жилы…/

В-2 Произведения  Цветаевой музыкальны ,  глубоки . осмысленны. Поэтому многие  из них становятся популярными современными романсами  / исполнение – Мне нравится./

В-1  Неповторимая музыка , сольное исполнение , собственная песня  в многоголосье эпохи – отличительная черта  великой  личности , непревзойдённого поэта.  Свою особенную песню в начале 20 в. спел и Сергей Есенин.

В-2 Он появился  в лит-ре как  певец русской  природы, простой крестьянский  паренёк, светловолосый Лель , пастушок с ясными глазами . Берёзка , зорька, телёнок, избушка- незатейливые образы – заставили говорить о нём как о свежем , новом явлении в поэзии Серебряного века. Семья крестьянских  поэтов ( Клюев, Орешин,  Клочков) вырастили настоящий  самородок..                                                                                                            

 В-1  Приехав в 1915 г. в Петроград, как он говорил , « к Блоку», Есенин стал участвовать в концертах, в том числе в госпиталях. Его представили императрице. Поэт в автобиогра-  фии  писал: « Она после  прочтения моих стихов  сказала, что они очень красивые , но грустные. Я ответил , что такова  вся Россия…»

В-2 Вся Россия предстала в его творчестве. Песенность поэзии Есенина , его ёмкие , кра-  сочные образы, его тонкая лиричность завораживают своей простотой.

/  музыка , композиция./

В-1 Есенина называют имажинистом. Действительно, это литерат. направление , предпо-  лагавшее  формирование необычного образа, оказало влияние на поэта, но он не мог ограничиваться  законами и границами . Его концепция мира и человека  многолика.                                                                                                                                                      

В-2  Это целая Вселенная. Поэт наделяет своего героя  растительными , животными, космическими , божественными и дьявольскими качествами. Его поэтический мир универ  сален и каждый читатель открывает своего Есенина. /   Несказанное…/ романс/

В-1  Есенин в своём творчестве развил  скорее не экспериментальные , а традиционные   изображения мира . Здесь он был близок Ивану Бунину, получившему Нобелевскую пре-  мию за сохранение русских традиций .

В-2 Лирика Бунина  и нейтральна , т.к. обращена к  любому человеку , и восхитительна, и  спокойна, и мудра .       / « Последний шмель»/    Фонограмма /

Настоящей же революцией в искусстве  стал футуризм.

/ реплики/ 1. Долой классику!   2. Старая литература мертва!   3. Только мы – лицо нашего времени!    4. Стащить бумажные латы с чёрного фрака Брюсова.!       5. Футуристы – это авангардисты!          6. Даёшь новое слово!          7. Даёшь экспериментальное  творчество!

8. Вот вам – « Пощёчина общественному вкусу»!           9. Вот вам – « Дохлая луна»!

Саша Чёрный  : Я Саша Чёрный . Печатаю свои стихи в журнале «Сатирикон» . Я против  благопристойной  стройности . Я за остроумные словосочетания!  Я за футуризм! Моё остриё – сатира! Вот вам – сатира!  \  «Рождение  футуризма» /

И.Северянин : А я, гений Игорь Северянин ,

                         Своей победой упоён.

                         Я повсеградно  оэкранен !

                        Я  повсесердно  утверждён!    Отныне плащ мой фиолетов,

                                                                            Берета бархат в серебре:

                                                                            Я избран королём поэтов

                                                                            На зависть нудной мошкаре.

Я – эгофутурист, пишу поэзы и эгополонезы. / «Эгополонез»  Живи,живое!/

                           / фонограмма . Вертинский/                                                                                                                                              

В-1  Интонации самовосхваления и самолюбования , якобы воспевание мещанства и пош-  лости , дурной вкус Эпатаж называли « Северянщиной».  На самом деле за этим пряталась

 Ирония над собой . над эпохой , над обывателями . За   его пошлостью скрыта чудесная лиричность  и несомненный талант . он свеж , интересен , оригинален.

В-2  А.Блок назвал Иг.Северянина  « поэтом с открытой душой». Каждый его образ- маска  Он играет , он актёр . маской был и псевдоним .Настоящее его имя -  Лотарёв  Игорь Васильевич. Он ещё и художник . Его яркая палитра , широкие мазки , необычные натюр-  морты  ошеломляют  / Вертинский – фонограмма  - « Увертюра!» \

В-1  Футуризм был многолик Несколько групп : эгофутуристы, кубофутуристы, «Мезонин поэзии» , « Центрифуга»- соперничали , даже враждовали  между собой. Наиболее сильными были  кубофутуристы: Хлебников , братья Бурлюки. Каменский  и ,конечно,   Маяковский.

В-2  С первых же шагов в литературе Маяковский явился глашатаем  бунта и протеста про  тив серой, будничной действительности.

В-1 Борис Пастернак . тоже футурист,  так описал  Маяковского : « Его решительность  и взлохмаченная грива , которую он  ерошил всей пятернёй, напомнили образ  молодого террориста – подпольщика…» Так и было! Но самым необычным стало его появление в Кофте Фата /   выходит – жёлтая  блуза – читает : Я сошью себе чёрные штаны

                                                                            .          Из бархата голоса моего.

                                                                                      Жёлтую кофту из трёх аршин заката.

                                                                                      По Невскому мира , по лощеным  

                                                                                                                          Полосам  его,

                                                                                    Профлангую  шагом Дон- Жуана и  фата

В- 2 Кофта фата   произвела фурор !  Огромный  заряд экспрессии , нарушение  этических  и эстетических норм , эпатаж  заставили публику всколыхнуться  и замереть .

                      / «Адище города»/

В-1 Это был вызов! Это было действительно новое искусство! /» А вы могли бы?»/ фоногр.\              / Слайд –шоу  /

В-2  Бушевала весна « без конца и без краю…», весна начала 20 века. Свежий  весенний ветер развеял грёзы.  Серебряные  струны прозвенели и пропели свои песни.

В-1 Свобода творчества распахнула свои двери , и стаи бесчисленных строк  вознеслись к небу . И  стали  звёздами.

В-1 А  мы  долго будем смотреть в это звёздное небо  и вспоминать их песни и стихи .

В-2 Души молодых поэтов собрались в  единый хор и стали созвездием , осветили путь  нам, своим потомкам !    /Все встают, читают стихотворение «Послушайте!»

  / « Послушайте!» - по частям -  фоногр .  « Как много их упало…» /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Сценарий литературного вечера "Грёзы весны 20 века"

Поэзия "Серебряного" века .  Мечты о новом  мире и искусстве. Тайны творчества. Экспериментальная литература....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Победная весна"

Сценарий мероприятия, посвящённого 70-й годовщине Великой Победы "Победная весна"...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Весна! Весна! И всё ей радо!»

Разработка состоит из    прозы и стихов русских писателей и поэтов , рисующих прекрасное время года-весну.Можно  использовать на  уроке  внеклассного чтения....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Весна на улицах Монмартра"

Данное мероприятие может быть проведено при изучении темы "Французские  художники -импрессионисты"  или как внеклассное мероприятие в рамках декады иностранных языков...

Сценарий литературной гостиной на французском языке "Музыка весны"

Сценарий для проведения открытого мероприятия на иностранном языке - Литературная гостиная на французском языке "Музыка весны"...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «О, весна без конца и без края!»

Композиция посвящена весне и любви. В композиции использованы стихи как поэтов 19 века (А.Пушкина,А.Фета, Ф.Тютчева), так и стихи поэтов 20века (И.Анненского, К.Бальмонта, А.Кочеткова, Р.Рождественско...