Сценарий литературного вечера "Грёзы весны 20 века."
материал по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №3» г. Гусь - Хрустальный
Литературный клуб «Свет»
Сценарий литературного вечера
«Грёзы весны 20 века»
Автор – руководитель литературного
клуба «Свет» - Высоких А.В.
2013 год
ПОЯСНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ К СЦЕНАРИЮ.
ЦЕЛЬ вечера: создать условия для формирования устойчивого интереса к литературе как одному из самых многогранных видов искусства, пробудить стремление читать и изучать лучшие произведения русской классики , научиться находить в высокохудожественных поэтических текстах ответы на волнующие вопросы.
Задачи : 1. Развитие творческих и познавательных способностей;
2. Формирование умения работать в группах с целью совершенствования
межличностных отношений.
3. Систематизация знаний в области теории литературы, истории .искусств
Возраст- 15- 17 лет ( 9-11 классы)
Основной метод- работа в группах.
- этап: Подготовительный : формирование групп
- теоретиков, - историков,- чтецов,- художников- оформителей, музыкантов, ответственных за презентацию.
2. Предварительный: редактирование сценария, репетиции, подготовка
материалов , работа над презентацией и фонограммой.
3.Основной : выступление, проведение вечера.
4. Итоговый: анализ , рефлексия.
Почему обратились к данной теме? Поэзия «Серебряного» века всегда
вызывала неподдельный интерес старшеклассников. На уроках литературы ученики знакомятся с теорией модернистских течений , изучают биографии поэтов, но остаётся желание высказать свои сокровенные мысли , поделиться впечатлениями от прочитанных стихов , выплеснуть эмоции. Для этого и существует прекрасная возможность в рамках литературного вечера донести до слушателя то , что тревожит, волнует, болит. Экспериментальная литература начала 20 века – источник вдохновения. Каждый находит в нём что – то своё . Одни - мистику декаданса , другие – возвышенность символизма, третьи - эпатаж футуризма. И все участники – дело по душе. Так и рождает- ся сотворчество, а потом и дружба, и любовь.
Сценарий литературного вечера. -1-
ГРЁЗЫ ВЕСНЫ 20- го ВЕКА.
\ фонограмма , слайд \
Чтец - Вам , живущим в 21 в. посвящается…
-Мир поэзии многогранен и глубок, Мир поэта самобытен и не познан…
- Мир читателя безграничен и богат, Мир человека индивидуален и свободен.
Признание таланта поэта зависит от таланта читателя. Чем необъятнее дали познания и воображения, тем интереснее процесс погружения в мир искусства как в зеркало жизни.
-Попробуем сегодня , весной 21 века, т.е. в его начале, приоткрыть тайны бытия и творчес
кой мысли тех, кто пытался найти свои образы и краски в поэзии Серебряного века.
В-1 Грёзы весны 20 века. О чём мечтали тогда, век назад? О том же, о чём думаем мы.
О любви, о счастье , о мире в стране и в доме, о взаимопонимании и свободе.
В-2 Любая переходная эпоха представляет собой момент бурных преобразований и потря
сений, сопровождается внутренними и внешними конфликтами, стремительностью и
и острейшим драматизмом. Это время переворотов и революций.
В-1 Начало 20 века – яркий тому пример. Радикальные изменения во всех сферах жизни не могли не коснуться и литературы . Революционность философской мысли и эксперимент в искусстве привели не просто к всплеску, ренессансу ( возрождению), а к взрыву и появлению огромного количества новых имён и литературных течений.
В-2 Многоголосый хор создавал симфонию эпохи, мастера слова ощущали небывалый прилив сил и открывали время небывалых свершений .
Чтец : И .Северянин . И это явь? \ фоногр.\ слайд – названия модернистских течений. \
В-1 Большинство зрелых поэтов Серебряного века так или иначе было связано с Символизмом, окутанным туманом философии. Они будто царили над миром, создали недосягаемую Башню Иванова / слайд/ , где рассуждали о непознанных мирах , о смерти как о высшем таинстве. Декадентские ( упаднические ) настроения поглощали разум даже лёгких нежных созданий.
В-2 Я хочу умереть молодой .
Не любя, не грустя ни о ком;
Золотой закатиться звездой,
Облететь неувядшим цветком,- писала Мирра Лохвицкая . Настоящее имя поэтессы- Мария. Её называли « русская Сафо». Вместе с Зинаидой Гиппиус она получила признание как певица воздушных замков и таинственных снов .
Чтец / фоногр. / Мой замок.- после- подходит к столу, берёт книгу , читает :
Мне мило отвлечённое : им жизнь я создаю .
Я всё уединённое , неявное люблю .
Я раб моих таинственных , необычайных снов…
Но для речей единственных не знаю здешних слов…- Зинаида Гиппиус
\открывает книгу – Так это же знаменитая « Сказка о белой сирени.»
/ танец цветов , выразительное чтение , музыка/
В-1 Молодые поэты-мистики создавали свои иллюзии , грёзы и сны с помощью фантасти- чески красивых символов , игры света и цвета, лиловых , фиолетовых, сиреневых оттенк
Чтец/ Брюсов. Творчество./
В-2 Они насыщали строки музыкой одиночества и приближающейся смерти . Они тосковали о непознанных мирах и ждали своего пророка.
Чтец / Мережковский .Дети ночи./ Чтец /К. Бальмонт. Ломаные линии./
В-1 Тема « двоемирия», борьбы света и тьмы, дня и ночи , реальности и фантастики была характерна для времени ожидания какого- то взрыва, вселенской беды, почти как сейчас
- конца света. Накануне революций и потрясений это было понятно.
В-2 Внутри группы символистов тоже назревал конфликт. В .Брюсов в 1910 г. писал: «Школа застыла в своих традициях , отстала от темпов жизни. Нужно что-то менять .»
Младосимволисты : Бальмонт, Брюсов, Белый, Блок – поэты европейского масштаба, имев шие серьёзное образование , знающие толк в истории , философии, искусстве, прививали новое видение , обогащали русское слово , расширяли пути поисков нового звучания и образности , сплетали традицию и эксперимент.
Чтец \ Брюсов .Облака./
В-1 русский символизм отличался от западного духовностью, богатством , многообразием. Одно из самых звонких имён символизма – Александр Блок. Он обновил поэтический язык, обогатив формы стиха, его ритмику , словарь, краски.
В-2 Хотя 20-летний Блок времён « Стихов о Прекрасной Даме» ещё крепко привязан к эстетике символизма , его стих звучат искренне и ново .
Чтец \ Блок « ст. о Прекр . даме» \
В-1 Поэзия Блока и печальная , и радостная . и задумчивая , и стремительная . Это повесть о светлой любви к женщине, к родине, это роман о духовных исканиях и блужданиях, это музыка терзаний и страсти.
/ фонограмма – 2) танго – В ресторане – танец – 1)- 2-3 стихотв . – скрипка \
В-2 Именно с творчеством Блока, которого считают лучшим поэтом эпохи, связано
понятие Ренессанс , именно в его строках звучит тонкий звон благородного
Серебра / скрипка – чтец- О доблестях, о подвигах , славе./ музыка.
В-1 В искусстве начала 20 в. царило многоголосие …от большого дерева под названием Символизм выросла свежая веточка- Акмеизм. Акмэ – в переводе с греческого- высшая степень чего- либо, острие, цветущая сила.
В-2 Противопоставляя себя символизму, акмеисты провозгласили праздник чувств , красивого , яркого звучащего мира , полного любви и надежды. Они стремились стряхнуть загадку с простого слова.
В-1 Роза стала хороша сама по себе, своим цветом, запахом, лепестками. Сжатость , спрессованность слова , насыщенные эпитеты, зримая конкретность и пластика стали приметами акмеистической поэзии.
В-2 6 творцов объединились в «Цех поэтов». Гумилёв, Городецкий ,Ахматова, Мандель-
ташм , Нарбут ,Зенкевич приоткрыли «Тайны ремесла», чувствовали плечо друг друга и
создали прекрасные книги.
В-1 Самая большая порция славы и страданий выпала на долю А.Ахматовой. певица любовного чувства , она сказала : « Я научила женщин говорить». Не только об интимных переживаниях, но и о гражданской гордости преданного своей родине челове- ка, патриота.
\ фоногр. Композиция : - Вечером, - Проводила друга,- Смятение (1,2),- …Мне голос был,- Молитва./ на экране- фотогр. Разных лет.
В-2 Принято считать , что Ахматова была царицей муз серебряного века. Может быть, имя другой поэтессы долгие годы умалчивалось. Возможно, она могла бы стать её подругой . Ведь соратницей по поэтическому ремеслу она , однозначно, является. Имя её – Марина Цветаева! Та самая , у которой «душа родилась крылатой», та самая , которая сказала : « Моим стихам. как драгоценным винам, настанет свой черёд».
В-1 Поэтесса , не примкнувшая ни к одной группе , считавшая себя независимой, впитавшая эстетику и символизма, и акмеизма , и футуризма. С присущей ей феноменаль ной афористичностью , Цветаева сформулировала определение поэта : « Равенство дара души и глагола – вот поэт.» И себя называла только поэт.
В-2 Символом жизни и творчества поэта стала гроздь рябины- яркой, терпкой, морозо- устойчивой ягоды- как и сама Цветаева, крепкая, выносливая, ядрёная., жесткая.
/ Красною кистью…/
В-1 Жизнь Цветаевой была трудной. Она с юности чувствовала себя лишней, ненужной,
Брошенной. Безумный и жестокий мир « железного века» петлёй захлестнул ей горло . Аресты мужа, С.Эфрона, и дочери Ариадны , смерть Ирочки в холодном детдоме, иронические шпильки и колкости соб- ратьев по перу, эмиграция , нищета , отчаяние – крик , которого не слышат , поэтому она говорит почти шёпотом… / « Идёшь, на меня похожий…»/
В-2 Голос М.Цветаевой был услышан , пусть через много лет. Его не спутать ни с чем.
Он выразителен и оригинален! / « Моим стихам..»/
В-1 Стихи М Цв. Очень популярны , востребованы. К ним обращаются в разные периоды жизни. Когда, например , хочется поведать о своих чувствах. / Ты запрокидываешь…/
В её стихах хочешь найти утешение в час страдания и разлуки / Вчера ещё…/ В её стихах звучит порыв бунтарской страсти , напоминает о вольнице мятежей Стеньки Рази на и Емельки Пугачёва, близких поэту по духу. / Кабы нас с тобой…/
В её стихах бушует кровь времени / Вскрыла жилы…/
В-2 Произведения Цветаевой музыкальны , глубоки . осмысленны. Поэтому многие из них становятся популярными современными романсами / исполнение – Мне нравится./
В-1 Неповторимая музыка , сольное исполнение , собственная песня в многоголосье эпохи – отличительная черта великой личности , непревзойдённого поэта. Свою особенную песню в начале 20 в. спел и Сергей Есенин.
В-2 Он появился в лит-ре как певец русской природы, простой крестьянский паренёк, светловолосый Лель , пастушок с ясными глазами . Берёзка , зорька, телёнок, избушка- незатейливые образы – заставили говорить о нём как о свежем , новом явлении в поэзии Серебряного века. Семья крестьянских поэтов ( Клюев, Орешин, Клочков) вырастили настоящий самородок..
В-1 Приехав в 1915 г. в Петроград, как он говорил , « к Блоку», Есенин стал участвовать в концертах, в том числе в госпиталях. Его представили императрице. Поэт в автобиогра- фии писал: « Она после прочтения моих стихов сказала, что они очень красивые , но грустные. Я ответил , что такова вся Россия…»
В-2 Вся Россия предстала в его творчестве. Песенность поэзии Есенина , его ёмкие , кра- сочные образы, его тонкая лиричность завораживают своей простотой.
/ музыка , композиция./
В-1 Есенина называют имажинистом. Действительно, это литерат. направление , предпо- лагавшее формирование необычного образа, оказало влияние на поэта, но он не мог ограничиваться законами и границами . Его концепция мира и человека многолика.
В-2 Это целая Вселенная. Поэт наделяет своего героя растительными , животными, космическими , божественными и дьявольскими качествами. Его поэтический мир универ сален и каждый читатель открывает своего Есенина. / Несказанное…/ романс/
В-1 Есенин в своём творчестве развил скорее не экспериментальные , а традиционные изображения мира . Здесь он был близок Ивану Бунину, получившему Нобелевскую пре- мию за сохранение русских традиций .
В-2 Лирика Бунина и нейтральна , т.к. обращена к любому человеку , и восхитительна, и спокойна, и мудра . / « Последний шмель»/ Фонограмма /
Настоящей же революцией в искусстве стал футуризм.
/ реплики/ 1. Долой классику! 2. Старая литература мертва! 3. Только мы – лицо нашего времени! 4. Стащить бумажные латы с чёрного фрака Брюсова.! 5. Футуристы – это авангардисты! 6. Даёшь новое слово! 7. Даёшь экспериментальное творчество!
8. Вот вам – « Пощёчина общественному вкусу»! 9. Вот вам – « Дохлая луна»!
Саша Чёрный : Я Саша Чёрный . Печатаю свои стихи в журнале «Сатирикон» . Я против благопристойной стройности . Я за остроумные словосочетания! Я за футуризм! Моё остриё – сатира! Вот вам – сатира! \ «Рождение футуризма» /
И.Северянин : А я, гений Игорь Северянин ,
Своей победой упоён.
Я повсеградно оэкранен !
Я повсесердно утверждён! Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре:
Я избран королём поэтов
На зависть нудной мошкаре.
Я – эгофутурист, пишу поэзы и эгополонезы. / «Эгополонез» Живи,живое!/
/ фонограмма . Вертинский/
В-1 Интонации самовосхваления и самолюбования , якобы воспевание мещанства и пош- лости , дурной вкус Эпатаж называли « Северянщиной». На самом деле за этим пряталась
Ирония над собой . над эпохой , над обывателями . За его пошлостью скрыта чудесная лиричность и несомненный талант . он свеж , интересен , оригинален.
В-2 А.Блок назвал Иг.Северянина « поэтом с открытой душой». Каждый его образ- маска Он играет , он актёр . маской был и псевдоним .Настоящее его имя - Лотарёв Игорь Васильевич. Он ещё и художник . Его яркая палитра , широкие мазки , необычные натюр- морты ошеломляют / Вертинский – фонограмма - « Увертюра!» \
В-1 Футуризм был многолик Несколько групп : эгофутуристы, кубофутуристы, «Мезонин поэзии» , « Центрифуга»- соперничали , даже враждовали между собой. Наиболее сильными были кубофутуристы: Хлебников , братья Бурлюки. Каменский и ,конечно, Маяковский.
В-2 С первых же шагов в литературе Маяковский явился глашатаем бунта и протеста про тив серой, будничной действительности.
В-1 Борис Пастернак . тоже футурист, так описал Маяковского : « Его решительность и взлохмаченная грива , которую он ерошил всей пятернёй, напомнили образ молодого террориста – подпольщика…» Так и было! Но самым необычным стало его появление в Кофте Фата / выходит – жёлтая блуза – читает : Я сошью себе чёрные штаны
. Из бархата голоса моего.
Жёлтую кофту из трёх аршин заката.
По Невскому мира , по лощеным
Полосам его,
Профлангую шагом Дон- Жуана и фата
В- 2 Кофта фата произвела фурор ! Огромный заряд экспрессии , нарушение этических и эстетических норм , эпатаж заставили публику всколыхнуться и замереть .
/ «Адище города»/
В-1 Это был вызов! Это было действительно новое искусство! /» А вы могли бы?»/ фоногр.\ / Слайд –шоу /
В-2 Бушевала весна « без конца и без краю…», весна начала 20 века. Свежий весенний ветер развеял грёзы. Серебряные струны прозвенели и пропели свои песни.
В-1 Свобода творчества распахнула свои двери , и стаи бесчисленных строк вознеслись к небу . И стали звёздами.
В-1 А мы долго будем смотреть в это звёздное небо и вспоминать их песни и стихи .
В-2 Души молодых поэтов собрались в единый хор и стали созвездием , осветили путь нам, своим потомкам ! /Все встают, читают стихотворение «Послушайте!»
/ « Послушайте!» - по частям - фоногр . « Как много их упало…» /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...
Сценарий литературного вечера "Грёзы весны 20 века"
Поэзия "Серебряного" века . Мечты о новом мире и искусстве. Тайны творчества. Экспериментальная литература....
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Победная весна"
Сценарий мероприятия, посвящённого 70-й годовщине Великой Победы "Победная весна"...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Весна! Весна! И всё ей радо!»
Разработка состоит из прозы и стихов русских писателей и поэтов , рисующих прекрасное время года-весну.Можно использовать на уроке внеклассного чтения....
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Весна на улицах Монмартра"
Данное мероприятие может быть проведено при изучении темы "Французские художники -импрессионисты" или как внеклассное мероприятие в рамках декады иностранных языков...
Сценарий литературной гостиной на французском языке "Музыка весны"
Сценарий для проведения открытого мероприятия на иностранном языке - Литературная гостиная на французском языке "Музыка весны"...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «О, весна без конца и без края!»
Композиция посвящена весне и любви. В композиции использованы стихи как поэтов 19 века (А.Пушкина,А.Фета, Ф.Тютчева), так и стихи поэтов 20века (И.Анненского, К.Бальмонта, А.Кочеткова, Р.Рождественско...