Презентация к уроку литературы в 9 классе "Сентиментализм"
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему
В презенации "Сентиментализм" представлены отличительные черты русского классицизма и сентиментализма, особенности сентиментализма в России, наиболее яркие представители этого литературного направления и их прозведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sentimentalizm.pptx | 729.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Само название «сентиментализм» (от англ. sentimental чувствительный ) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления (для классицистов - разум). «Чувство» сентименталисты сознательно противопоставляют «разуму».
Основная идея произведений мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Цель: протест против испорченности аристократического общества
Особенности литературного направления Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты) Появляются новые герои. Это человек – представитель средних и низших слоев общества (поселяне и поселянки, пастухи и пастушки). Особое место в произведениях сентименталистов отводится пейзажу: речка, журчащие ручьи; осень, лунная ночь. Автор – участник событий. Он сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя. Основные жанры – сентиментальная повесть, путешествие, дневник, жанр письма (эпистолярный жанр), исповедь. 6. Основная тематика произведений – любовная лирика и проза.
Черты литературного направления Писатели-классицисты Писатели-сентименталисты Описывали в своих произведениях жизнь государственных деятелей, дворян, аристократов Обратились к изображению обыденной жизни простого человека – не государственного деятеля и не героя Требовали от читателя полного и беспрекословного подчинения личных интересов интересам общегосударственным Отстаивали право простого человека на личную жизнь Обращались к разуму читателя, произведения логичны, рассудочны, холодны Старались прежде всего воздействовать на чувства читателя Ведущие жанры- эпическая поэма, ода, трагедия Предпочитали прозу, т.к.проза естественнее и ближе к обычной речи. Ведущие жанры – семейно-бытовой роман, путевые записки, чувствительная повесть.
Из статьи Н.М. Карамзина «Что нужно автору?» «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый, проницательный разум, живое воображение… Справедливо, но … ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей… Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого – и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо… Но если всему горестному, всему угнетенному открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими границами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских…»
Особенности русского сентиментализма выраженный просветительский характер; активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.
Русский сентиментализм резко разделен на два крыла: революционно-демократическое и дворянское. революционно-демократическое дворянское Выступали выразителями интересов крепостного крестьянства Защищали интересы дворянства и существующих в России порядков. Правдиво описывали жизнь народа, вскрывали противоречия между помещиками и крепостными Тоже обращались к теме крестьянства, но изображали жизнь крестьян в приукрашенном виде Считали, что разрешить противоречия можно только свергнув в России существующий строй Считали, что корень зла заключается не в крепостном праве, а в природе человека Представитель – А.Н.Радищев Представитель – Н.М.Карамзин
Революционно-демократическая струя русского сентиментализма была задушена царским правительством, а дворянская на грани Х VIII- Х I Х веков расцвела. Но, вскрывая недостатки русского дворянского сентиментализма, нельзя забывать и того нового и положительного, что он дал. В условиях политической реакции произведения сентиментализма были проводником гуманистических взглядов .
Алекс а ндр Никол а евич Рад и щев (1749-1802) «Вослед Радищеву восславил я свободу…» (первая редакция стихотворения А.С.Пушкина «Памятник») «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) «Книга клонится к возмущению крестьян против помещиков, войск против начальства, царям грозит плахою… бунтовщик, хуже Пугачева ». Екатерина II Содержание Роман представляет собой собрание разрозненных фрагментов, связанных между собой названиями городов и деревень, мимо которых следует путешественник. Автор рисует картины современной ему России, уделяя основное внимание положению крепостных крестьян, угнетаемых помещичьим классом. Параллельно с этим Радищев смело и резко осуждает самодержавие Эпиграф « Чудище обло , озорно, огромно, стозевно и лаяй » (стих из поэмы Тредиаковского)
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) В.В.Сиповский : «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни . О.А.Кипренский «Бедная Лиза» Симонов монастырь
«Бедная Лиза» Образ автора. Стилистические особенности прозы: сложные распространенные предложения, инверсия, многочисленные восклицания. Употребление архаизмов, прилагательных в превосходной степени, необычных эпитетов. Неоднозначность образов. Природа – фон или действующее лицо?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература 18 века. Классицизм. Русский классицизм."
Одна из первых обучающих лекций по литературе в 9 классе. Рассказ учителя сопровождается слайдами с текстом, чтобы ученики могли без суеты записать основное. Лекция рассчитана на 30-40 минут, зависит ...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 3 четверть.
Презентации помогут при объяснении и изучении нового материала....
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 2 четверть..
Презентации помогут при изучении тем по литературе....
ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ",презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: Поэты пушкинской поры"
Конспект урока по литературе в 9 классе....
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....