Методическая разработка занятия на тему "Викторина по сказкам"
методическая разработка
Занятие рассчитано для обучающихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_viktorina.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 584 «Озерки» Выборгского района
Санкт-Петербург
Викторина для обучающихся П 1А класса по русским народным сказкам «Сказки водят хоровод»
Составили и провели
Цветкова Л.А. . Богорубова О.В.
Санкт-Петербург
2020 г.
Викторина по русским народным сказкам «Сказки водят хоровод»
Цель: формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок.
Задачи:
Образовательные:
Вспомнить известные русские народные сказки «Теремок, «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба».
Развивающие:
Развивать у обучающихся читательский интерес, внимание, наблюдательность;
развивать познавательную активность детей, образное мышление, память;
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные умения работать в группах;
воспитание на примере героев сказки чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту;
через сказку воспитывать в детях лучшие качества человека: честность, верность, доброту, чувство товарищества.
Коррекционные:
коррекция познавательных интересов, внимания, памяти.
Используемые технологии:
игровые;
ИКТ.
Оборудование: выставка книг со сказками, слайды к сказкам; компьютер: экран, проектор.
Ход викторины
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим интересное, увлекательное путешествие в сказку. Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать.
Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - "народная".
В сказке всегда хороший конец. Побеждает тот, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, тот, кто добр, справедлив, скромен и честен.
Вспомним пословицу «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок" (т.е. мы знаем, что сказка — это вымысел, но со смыслом).
- Знаете ли вы, что сказки бывают разные: есть сказки, в которых животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший), происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.) Как называются такие сказки? (Волшебные). Приведите примеры волшебных сказок («По щучьему велению», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка»). Волшебные сказки начинаются обычно так: "В некотором царстве, в некотором государстве...", "Жили да были...". Кончается сказка богатым свадебным пиром и присловьем: "Я там был, мед -пиво пил, по усам текло, а в рот не попало" или "Стали они жить - поживать и добра наживать".
Есть сказки, в которых описываются отношения людей. Такие сказки называются бытовыми. Сказка передаёт быт, обстоятельства народной жизни. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, бедный и богатый, жадный и щедрый, умный и глупый. Какие из сказок можно отнести к бытовым сказкам? («Каша из топора», «Репка»).
Очень много сказок, в которых действующими лицами являются животные. Народ наделил сказочных животных всем тем, что присуще человеку. Да и характер братьев наших меньших уподобляется человеческому: заяц - трусоват, волк - жаден, лиса- Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого, хочешь. Баран всегда - упрям, козел -драчлив, а петух смел и бесшабашен. ("Зимовье зверей", "Кот и лиса", "Терем-теремок", "Кот петух и лиса"...)
– Сказки бывают народные, а бывают авторские. Посмотрите, ребята, на эту часть нашей выставки. Это русские – народные сказки. Называются они так потому, что их придумал народ. А в этой части выставки представлены авторские сказки. Сказки, которые придумал и записал какой-то определенный человек-автор.
Например, вы все знаете сказку “О мертвой царевне и 7 богатырях”, “О рыбаке и рыбке”. Это сказки А. С. Пушкина. Или “Мойдодыр” – это сказка К.И. Чуковского.
– А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по русским – народным сказкам и выясним, хорошо ли вы знаете сказки. Кто знает ответ, поднимает руку.
Конкурс 1 “Хорошо ли ты знаешь сказки”
(По иллюстрациям обучающиеся называют сказки: Колобок, Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Царевна-лягушка, Теремок, Волк и козлята, По - Щучьему веленью, Лиса и волк.) Слайды с 1-8.
– Молодцы!
Конкурс 2 “Ушки на макушке”
- Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
- Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
- Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
- На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок)
- Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)
- Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
Конкурс 3 «Угадай-ка»
1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
6 – Что говорила в это время лиса? (мерзни-мерзни волчий хвост)
7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
Конкурс 4 “Телеграмма”
– Ребята, я сегодня шла в школу и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.
- “Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)
- “Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)
- “Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)
- “Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)
- “Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
- “Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)
- “ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)
Конкурс 5 «Сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам урок» (пословицы)
Давайте вместе вспомним чему нас учат сказки:
Добру. Справедливости. Помощи другим
Трудолюбию. Дружбе. Выручать других. Слушаться старших. Честности. Правдивости. Не жадничать. Вежливости.
А теперь давайте вспомним пословицы, я начну, а вы продолжайте.
- Куй железо – (дети) пока горячо.
- Один в поле – (дети) не воин.
- Что посеешь – (дети) то и пожнешь.
- Век живи – (дети) век учись.
- Вешний день – (дети) зиму кормит.
- Для родины своей – (дети) ни сил, ни жизни не жалей.
- Слово не воробей - (дети)вылетит, не поймаешь.
- С кем поведешься - (дети) от того и наберешься.
- Не спеши языком – (дети) торопись делом.
- Не имей сто рублей - (дети) а имей сто рублей.
На этом наше путешествие подошло к концу, и мы покидаем страну сказок, но не прощаемся с ней. Вы еще не раз побываете в этой удивительной стране в гостях у своих любимых героев и познакомитесь с новыми сказками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка занятия по теме "Русская народная сказка "Лисичка сестричка и серый волк"
методическая разработка по русской народной сказке "Лисичка сестричка и серый волк" для дошкольников 4-5 лет...
Методическая разработка занятий по теме "Сказки воды"
Данная разработка содержит:пояснительную записку,разработку структуры 6 занятий,методические материалы, необходимые для проведения занятий...
Методическая разработка занятия по дополнительному образованию с учетом требований ФГОС по теме "Дед" для сказки "Репка"
Методическая разработка занятия представлена в виде технологической карты.Целью занятия является формирование образовательных компетенций (информационных, комуникативных, рефлексивных) по те...
Методическая разработка занятия по дополнительному образованию с учетом требований ФГОС по теме "Собака" для сказки "Репка"
Методическая разработка занятияпо теме "Собака, выполненная в технике вязания", составлена с учетом требований ФГОС.Дана технологическая карта занятия....
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности "Музыкальная сказка"
Музыкальная сказка "Репка"...
Методическая разработка занятия «Математическое путешествие по сказке «Цветик-семицветик»
Использование ИКТ в математическом образовании дошкольников актуальная для ДОУ тема, т.к. далеко не все детские сады имеют такое оборудование. Использование компьютера в качестве обучающего средства, ...
Методическая разработка занятия " «Колобок», русская народная сказка"для дистанционного обучения.
разработка предназначена для дистанционного обучения и формирует навыки составления тематической композиции....