Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов "Зимние посиделки"
методическая разработка по литературе (5, 6 класс) на тему
Мероприятие проводится в инсценированной форме. Учитель и учащиеся в национальных русских костюмах. В ходе мероприятия звучат русские песни, загадки, сказки, потешки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_zimnie_posidelki.docx | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 6 классов
«Зимние посиделки»
Составитель учитель русского языка и литературы
Абдуллина Чулпан Фануровна
2014
Зимние посиделки
Цели:
- обогатить духовный мир учащихся, ознакомить их с народными песнями, частушками, загадками;
- создать условия для проявления творческой активности детей;
- совершенствовать духовной и нравственной культуры детей путем знакомства с русскими народными традициями и обычаями;
- формировать знания в области русского фольклора;
- воспитывать добрые традиции русской семьи, все лучшее, что сохранила память народа о прошлом наших предков.
Ход мероприятия:
Учитель Давным-давно на Руси, когда еще не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодежь на посиделки. Сегодня мы с ребятами приглашаем вас на посиделки.Что же это такое? Владимир Даль в своём толковом словаре даёт посиделкам такое объяснение: «Посиделки (посидки,посидухи) есть сборище крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен»
Что же это? Послушайте стихотворение и все поймете.
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки -
Были праздником души.
Выходит девочка с караваем
Мне зачинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками.
Я принесла вам хлеб и соль
На посиделки русские.
Жива традиция, жива,
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
И потому принять изволь
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из моих рук и хлеб, и соль.
В зале гаснет свет. Демонстрируются слайды, на которых изображены картины зимы. 5 школьников в зимних венках и с зимними букетами выходят на сцену читать стихотворения.
1: Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
2: И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело…
3: Тёмный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
4: Стали дни короче,-
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
5 : Зима! Славная пора!
Любит зиму детвора.
Санки, лыжи и коньки
Взял, на улицу беги!
Оживилась детвора:
-Здравствуй, зимняя пора!
Учитель Здравствуй, зимушка-зима!
Приходи на праздник к нам,
Очень просим мы тебя!
Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем,
Приходи, мы ждём тебя,
Зимушка-зима!
Входит девочка в костюме Зимы, её встречает хозяйка с хлебом-солью на рушнике.
Зима: Вы обо мне? А вот и я!
Привет зимний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд седой?
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться!
Учитель: В зимнее время 5 погод на дворе:
Веет, крутит, ревёт, льёт, метёт.
Учитель : А сейчас мы вспомним некоторые приметы зимы.
Зима: 1. Если ночью был иней, днём снег не выпадет.
2.Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
3.Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
4.Вороны и галки садятся на низкие ветки – к ветру.
На сцене – Зима. И выходят 3 мальчика в костюмах, символизирующих месяцы зимы( у каждого на груди – табличка).
Зима: Пришла я на праздник к вам с тремя братьями – зимними месяцами
Зима: Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.
Декабрь: поворачивает табличку с
надписью «декабрь» и
говорит: «Декабрь год
кончает, зиму начинает».
Зима: Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
Январь:(поворачивая табличку)
Январь – году начало, зиме середина.
Зима: Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
Февраль: (поворачивая табличку)
Вьюги да метели под
февраль налетели.
Декабрь: А теперь, гости дорогие,
отгадайте наши загадки. (Месяцы загадывают загадки).
Загадки
- С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек
Тонких, как стекло,
Звёздочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки)
- И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней)
- Висит за окошком
кулёк ледяной,
Он полон капели
и пахнет весной. (Сосулька)
4. Летом спит, зимой ест,
Тело тепло, а крови нет. (Печь)
- Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
- Утро в море, а хвост на заборе. (Ковш)
- Маленький, кругленький,
А за хвост не поднять. (Клубок)
- Сидит на окошке кошка.
И хвост как у кошки,
И нос как у кошки,
И уши как у кошки,
А не кошка. (Кот)
9 . Четыре ноги, Два уха, Один нос да брюхо. (Самовар)
Зима: Молодцы, ребята! Загадки отгадали правильно, рисунки нарисовали замечательные. Хорошую встречу вы мне подготовили!
Учитель : Это только присказка.
А что же будет впереди?
Приготовься и гляди!
Эй, сударыни-вострушки,
Запевай давай частушки!
Частушки.
(Сначала выходят плясать и исполняют частушки девочки).
- Хорошо пропели песни,
Милые подружки,
Только что за посиделки
Без нашей частушки?
- Эй, топни нога,
Топни правенькая,
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая.
- Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идёт четыре.
- Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
- А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала – подружки.
- Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат.
- Балалаечка – гудок
Своё дело знает,
Она в Ваниных руках
Хорошо играет.
- Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
На горе стоит телега,
Слёзы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
- Дай, Бог, снежку,
Гладеньку дорожку,
Неудача чтоб ушла
От мово окошка.
- Я приду с гармошечкой
Под твоё окошечко.
Погляди, гармошечка,
Откроется ль окошечко.
- Замечательно поёшь
Трелью соловьиною,
Только сердце не обманешь –
Завлекла и кинула.
- Не дремлю я, замечаю
Ту, котора всех бойчей,
Ту, которая, девчата,
Всех танцует веселей.
- Вам частушки мы пропели,
А теперь торопят нас.
До свиданья, мы с частушкой
К вам придём ещё не раз!
Учитель: Вдоль улицы и в конец
Шёл удалый молодец.
Не товар продавать –
Людям сказки сказывать.
Ученик : Из-за гор принёс я сказки,
Ни одной не обронил –
Всё сюда вот уложил:
Длинные, краткие,
Горькие, сладкие.
Выбирайте – что кому!
Что останется в корзине,
Пригодится самому.
:
Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
За героями тайком
В сказки русские войдём.
Гости дорогие, не
хотите ли конфеточек
покушать и сказочку
послушать?
(Угощает всех конфетами)
Жили-были дед да баба,
Была у них курочка – ряба.
Снесла курочка яичко,
Непростое – золотое.
Сказка «Золотое яичко».
Баба: Эй, стари, проснись скорей!
Дед: Волки, что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба: Да смотри, что я нашла:
Наша курочка-пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед: Ну, снесла! Какое дело!
Что ты, баба, обалдела?
Баба: Да яйцо-то непростое,
А, гляди-ка, золотое.
Дед: Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели!
Баба: Погляди, горит, как жар.
Не случился бы пожар.
Ой, горит, слепит глаза!
Чудеса, чудеса! (вместе)
Дед: Ты в сундук запри его:
(стук в дверь)
Баба: Нету дома никого!
Ишь, соседи, как назло,
Ненароком принесло.
Дед: Ты пойди, запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба: (возвратившись)
В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую,
До краёв набью сундук.
Дед: Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица!
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трёхэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба: Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живём других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
А за эти, за беседки,
Засмеют тебя соседки.
Дед: Пусть смеются, мне не жалко!
Баба: Да уймись ты, не кричи,
Вот упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ох, не мил мне белый свет!
Дед: Я хозяин или нет?!
Баба: Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось,
Всё куда-то подевалось!
Дед: Ну чего мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.
Баба: И шубёнку справить можно,
И подправить можно дом.
Дед: Только то, видать, надёжно,
Что даётся нам трудом.
Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!
Эй, соседка!
Баба: Эй, сосед!
Забывать друзей не след.
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И варенья, и соленья.
Дед и баба: Заходите без стесненья!
( Ученики, участвующие в инсценировке, уходят со сцены.)
Учитель: А какие посиделки без красивой русской песни?! Где песня льётся, там легче живётся.
Есть таланты на Руси, -
Говорю уверенно.
Раз народ ещё поёт,
Знать, не всё потеряно.
(поёт Алсу)
Учитель: Ну-ка сядем рядком, Да поговорим ладком.
Небылицы в лицах Сидят в светлицах, Щёлкают орешки Да творят насмешки. Хотите знать какие? А вот такие...
Инсценировка небылиц:
-Федул-чего губы надул? -Кафтан прожёг. -Зашить можно? -Да иглы нет. -А велика ли дыра? -Один ворот остался.
-Фома, что из леса не идёшь? -Да медведя поймал. -Так веди сюда! -Да он не идёт! -Так сам иди! -Да он меня не пускает.
-Здорово, кума! -На рынке была? -Никак ты, кума, глуха? -Купила курицу да петуха. -Прощай, кума. -Пять рублей дала.
-Сынок, сходи за водой на речку! -Живот болит. -Сынок, иди кашу есть! -Что ж, раз мать велит-надо идти!
-А ты куда шагаешь? -За семь вёрст. -Киселя хлебать? -Нет, комара искать. -Это которого же комара? -Да того, который укусить меня за нос хочет. -Да он при тебе. -Где это при мне? -Да на носу у тебя!
Что сегодня делал?
– Рукавицы искал.
– Нашел?
– Нашел.
– Где они были?
– Да за поясом.
– Фома, что из лесу не идешь?
– Да медведя поймал.
– Так веди его сюда.
– Да он не идет.
– Ну так сам иди.
– Так он меня не пускает!
Учитель А ну, хватит вам болтать
Время пляску начинать.
Обойди хоть всю планету
Лучше русской пляски нету.
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.
А какие посиделки без шуток- прибауток! Весельчаки слово хотят сказать смешное, всех позабавить!
Инсценировка « Уля и Филя».
У. Здорово, Филя!
Ф. Здорово, Уля!
У. Что, мать гостинцев прислала?
Ф. Мать прислала лепешек-оладушек.
У. А где ж они?
Ф. Я их под лавку положил.
У. Экий ты Филя, чудак!
Ф. А ты бы Уля как?
У. Я бы их в печку положила, ты пришел и поел.
( звучит музыка дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)
У.Здорово Филя!
Ф. Здорово, Уля!
У. Что мать гостинцев прислала?
Ф. Мать прислала сарафан.
У. А где ж он?
Ф. Я его в печку положил.
У. Экий ты, Филя, чудак!
Ф. А ты бы Уля как?
У. Я бы его повесила.
( звучит музыка дети расходятся по кругу и сходятся вместе))
У. Здорово, Филя!
Ф. Здорово, Уля!
У. Что мать гостинцев прислала?
Ф. Мать прислала барана.
У. А где же он?
Ф. Я его повесил.
У. Экий ты Филя, чудак .
Ф. А ты бы, Уля как?
У. Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.
( звучит музыка дети расходятся и сходятся)
У. Здорово, Филя.
Ф. Здорово, Уля!
У. Что мать гостинцев прислала?
Ф. Мать прислала сестренку Настьюшку!
У. А где ж она?
Ф. А я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.
У. Экий ты, Филя чудак!
Ф. А ты бы, Уля как?
У. Я бы ее на стул посадила, да чаем напоиля!
( Дети расходятся и сходятся)
У. Здорово, Филя!
Ф. Здорово, Уля!
У. Что мать гостинцев прислала?
Ф. Мать прислала свинью.
У. А где она?
Ф. Я ее за стол посадил и чаем напоил.
У. Ах ты, Филя, простофиля!
Учитель: А как соберутся, добры молодцы да красны девицы, тут и песне место найдется, и пляске, и игре. Давайте – ка встанем в пары, да в «Ручеек» поиграем!
Учитель: Интересно люди в старину говаривали, да так, что и всем запомнилось. Ну-ка, кто пословицы и поговорки мастак рассказывать?
ПОСЛОВИЦЫ
При солнышке тепло, при матери добро.
Не будет и скуки, когда заняты руки.
Кончил дело-гуляй смело!
Делу время, а потехе час!
Поскорее подрастай да к работе поспевай!
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Труд человека кормит, а лень портит.
Что посеешь, то и пожнешь.
Учитель: Не зря в народе говорится: « Старинная пословица не мимо молвится». Не любили в народе лентяев.
Ребенок: Лень! Отвори дверь! Дом горит!
Ребенок: Хоть сгорю, да не отворю.
Выходят две девочки.
1. Проснулась Ульяна не
Поздно не рано.
Люди косить, а она- голову мочить.
Люди грести, а она-косу плести,
Люди жать, а она- на меже лежать.
А обедать пойдут, и она тут как тут.
Вторая девочка инсценирует движения по ходу потешки.
Учитель: Песни пели, поплясали,
Что ж, немного мы устали!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
За столы всех приглашаем,
Русским чаем угощаем
Чаепитие за самоваром
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса "Конкурс весёлых и смекалистых"
Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса "Конкурс весёлых и смекалистых"...
Химический марафон (внеклассное мероприятие для учащихся 8 классов)
Цель: через внеклассную работу по предмету способствовать развитию интереса учащихся к изучению химии....
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов коррекционной школы VIII вида "Я выбираю профессию"
Это мероприятие разработано для учащихся 5-9 классов коррекционной школы. Оно направлено на развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету...
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса "Осенние посиделки"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса "Осенние посиделки"Классный час для учащихся 5 класса "Осенние посиделки"...
Внеклассное мероприятие с использованием музейной технологии "Деревенские посиделки"
Данное мероприятие поможет расширить кругозор детей об истории и быте родного края.Воспитывать чувство любви и гордость к “малой родине”.Продолжать работу по сплочению коллектива родителей и учащихся....
"Осенние посиделки".Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов.
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов, посвящено времени года осени....
Внеклассное мероприятие по литературе на тему "Славянские посиделки"
Данное мероприятие направлено на изучение славянских традиций, обычаев....