Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов "Зимние посиделки"
методическая разработка по литературе (5, 6 класс) на тему

НуриеваЧулпан Фануровна

Мероприятие проводится в инсценированной форме. Учитель и учащиеся в национальных русских костюмах. В ходе мероприятия звучат русские песни, загадки, сказки, потешки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_zimnie_posidelki.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 6 классов

«Зимние посиделки»

Составитель учитель русского языка и литературы

Абдуллина Чулпан Фануровна

2014

Зимние посиделки

Цели:

  • обогатить  духовный  мир  учащихся,  ознакомить  их  с  народными   песнями,  частушками,  загадками;
  • создать условия для проявления творческой активности детей;
  • совершенствовать  духовной и нравственной культуры детей путем знакомства с русскими народными традициями и обычаями;
  • формировать  знания в области русского фольклора;
  • воспитывать добрые традиции русской семьи, все лучшее, что сохранила память народа о прошлом наших предков.

Ход мероприятия:

Учитель  Давным-давно на Руси, когда еще не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодежь на посиделки. Сегодня мы с ребятами приглашаем вас на посиделки.Что же это такое? Владимир Даль в своём толковом словаре даёт посиделкам такое объяснение: «Посиделки (посидки,посидухи) есть сборище крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен»

 Что же это? Послушайте стихотворение и все поймете.    

   На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки -
Были праздником души.

                      Выходит  девочка с караваем
Мне зачинать досталась роль,

Не путайте с нагрузками.

Я принесла вам хлеб и соль

На посиделки русские.

Жива традиция, жива,

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из моих рук и хлеб, и соль.                                    

В зале гаснет свет. Демонстрируются слайды, на которых изображены картины зимы. 5 школьников в зимних венках и с зимними букетами выходят на сцену читать стихотворения.

1: Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

2: И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело…

3: Тёмный лес, что шапкой,

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

4: Стали дни короче,-

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

                                 5 : Зима! Славная пора!

                                 Любит зиму детвора.

                                 Санки, лыжи и коньки

                                 Взял, на улицу беги!

                                 Оживилась детвора:

                                -Здравствуй, зимняя пора!

Учитель Здравствуй, зимушка-зима!

       Приходи на праздник к нам,

       Очень просим мы тебя!

Здесь мы праздник радостный

   Весело встречаем,

   Приходи, мы ждём тебя,

  Зимушка-зима!

   Входит девочка в костюме Зимы, её встречает хозяйка с хлебом-солью на рушнике.

Зима: Вы обо мне? А вот и я!

Привет зимний вам, друзья!

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд седой?          

          Я пришла на праздник к вам

Петь и веселиться.

Я хочу со всеми здесь

Крепко подружиться!

Учитель: В зимнее время 5 погод на дворе:

Веет, крутит, ревёт, льёт, метёт.

Учитель : А сейчас мы вспомним некоторые приметы зимы.

Зима: 1. Если ночью был иней, днём снег не выпадет.

2.Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.

3.Воробьи дружно расчирикались –  к оттепели.

4.Вороны и галки садятся на низкие ветки – к ветру.

На сцене – Зима. И выходят 3 мальчика в костюмах, символизирующих месяцы зимы( у каждого на груди – табличка).

Зима: Пришла я на праздник к вам с тремя братьями – зимними месяцами


Зима: Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год.

Декабрь: поворачивает табличку с            

               надписью «декабрь» и

              говорит: «Декабрь год

              кончает, зиму начинает».

Зима: Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

Январь:(поворачивая табличку)

Январь – году начало, зиме середина.

Зима: Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это?             

Февраль: (поворачивая табличку)

                Вьюги да метели под

               февраль налетели.

Декабрь: А теперь, гости дорогие,  

                отгадайте наши загадки. (Месяцы загадывают загадки).

Загадки

  1. С неба звёзды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Чёрная земля.

Много-много звёздочек

Тонких, как стекло,

Звёздочки холодные,

А земле тепло! (Снежинки)

  1. И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

                              (Иней)

  1. Висит за окошком

кулёк ледяной,

Он полон капели

и пахнет весной. (Сосулька)          


4. Летом спит, зимой ест,

   Тело тепло, а крови нет.   (Печь)

  1.  Два брюшка, четыре ушка.   (Подушка)
  2. Утро в море, а хвост на заборе.   (Ковш)
  3.  Маленький, кругленький,

   А за хвост не поднять.       (Клубок)

  1.  Сидит на окошке кошка.

   И хвост как у кошки,

   И нос как у кошки,

   И уши как у кошки,

   А не кошка.   (Кот)

9 . Четыре ноги,                                                                                                                                                     Два уха,                                                                                                                                                   Один нос да брюхо.             (Самовар)

Зима: Молодцы, ребята! Загадки отгадали правильно, рисунки нарисовали замечательные. Хорошую встречу вы мне подготовили!

                           Учитель :  Это только присказка.

                            А что же будет впереди?

                            Приготовься и гляди!

                         Эй, сударыни-вострушки,

                            Запевай давай частушки!

Частушки.

 (Сначала выходят плясать и исполняют частушки девочки).

  1. Хорошо пропели песни,

Милые подружки,

Только что за посиделки

Без нашей частушки?

  1. Эй, топни нога,

Топни правенькая,

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая.

  1. Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идёт четыре.

  1. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

  1. А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала – подружки.

  1. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

  1. Балалаечка – гудок

Своё дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

  1. Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

   На горе стоит телега,

Слёзы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

  1. Дай, Бог, снежку,

Гладеньку дорожку,

Неудача чтоб ушла

От мово окошка.

  1. Я приду с гармошечкой

Под твоё окошечко.

Погляди, гармошечка,

Откроется ль окошечко.

  1. Замечательно поёшь

Трелью соловьиною,

Только сердце не обманешь –

Завлекла и кинула.

  1. Не дремлю я, замечаю

Ту, котора всех бойчей,

Ту, которая, девчата,

Всех танцует веселей.

  1. Вам частушки мы пропели,

А теперь торопят нас.

До свиданья, мы с частушкой

К вам придём ещё не раз!


                          Учитель: Вдоль улицы и в конец

                           Шёл удалый молодец.

                           Не товар продавать –

                           Людям сказки сказывать.

   

Ученик :  Из-за гор принёс я сказки,

Ни одной не обронил –

Всё сюда вот уложил:

Длинные, краткие,

Горькие, сладкие.

Выбирайте – что кому!

Что останется в корзине,

Пригодится самому.  

: 

         Сказка – ложь, да в ней намёк,

         Добрым молодцам урок.

         За героями тайком

         В сказки русские войдём.

                  Гости дорогие, не        

                  хотите ли конфеточек

                  покушать  и  сказочку  

                  послушать?

  (Угощает всех конфетами)

                                          Жили-были дед да баба,

                           Была у них курочка – ряба.

                           Снесла курочка яичко,

                           Непростое  – золотое.

Сказка «Золотое яичко».

Баба: Эй, стари, проснись скорей!

Дед: Волки, что ли у дверей?

Ты чего шумишь, старуха?

Баба: Да смотри, что я нашла:

Наша курочка-пеструха

Под кустом яйцо снесла.

Дед: Ну, снесла! Какое дело!

Что ты, баба, обалдела?

Баба: Да яйцо-то непростое,

А, гляди-ка, золотое.

Дед:  Золотое, в самом деле?

 Мы с тобой разбогатели!

Баба: Погляди, горит, как жар.

Не случился бы пожар.

Ой, горит, слепит глаза!

Чудеса, чудеса! (вместе)

Дед:  Ты в сундук запри его:

          (стук в дверь)

Баба: Нету дома никого!

 Ишь, соседи, как назло,

 Ненароком принесло.

Дед:  Ты пойди, запри засов,

Да спустить бы надо псов.

Баба: (возвратившись)

В среду в город я поеду,

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там!

Им яичко и продам.

Как дадут мне денег груду,

Накидают мне рублей,

На салоп себе добуду

Я сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я,

Разных юбок  сорок штук.

Шаль в цветочках голубую,

До краёв набью сундук.

Дед:  Что ты мелешь небылицы!

 Ишь, сыскалась молодица!

Наряжаться в разный хлам.

Нет уж, если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трёхэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба:  Наказанье с глупым мужем!

Что ты, старый, не блажи!

Мы живём других не хуже,

Ни к чему нам этажи!

А за эти, за беседки,

Засмеют тебя соседки.

Дед:  Пусть смеются, мне не жалко!

Баба: Да уймись ты, не кричи,

 Вот упала на пол скалка,

Чугуны гремят в печи.

Ох, не мил мне белый свет!

Дед:  Я хозяин или нет?!

Баба: Ох, яичко покатилось,

 Покатилось и разбилось.

И скорлупки не осталось,

Всё куда-то подевалось!

Дед:  Ну чего мы затужили?

      От чудес одна беда.

      Будем жить, как прежде жили,

      И работать, как всегда.

Баба: И шубёнку справить можно,

И подправить можно дом.

Дед:   Только то, видать, надёжно,

          Что даётся нам трудом.

Открывай, старуха, дверь,

Что нам прятаться теперь!

Эй, соседка!

Баба:  Эй, сосед!

Забывать друзей не след.

Заходите на часок,

У меня хорош квасок,

И варенья, и соленья.

Дед и баба: Заходите без стесненья!

           ( Ученики, участвующие в инсценировке, уходят  со  сцены.)

Учитель: А какие посиделки без красивой русской песни?! Где песня льётся, там легче живётся.

Есть таланты на Руси, -

Говорю уверенно.

Раз народ ещё поёт,

Знать, не всё потеряно.

 (поёт Алсу)

 

Учитель: Ну-ка сядем рядком, Да поговорим ладком.
Небылицы в лицах Сидят в светлицах, Щёлкают орешки Да творят насмешки. Хотите знать какие? А вот такие...
Инсценировка небылиц:

-Федул-чего губы надул? -Кафтан прожёг. -Зашить можно? -Да иглы нет. -А велика ли дыра? -Один ворот остался.
-Фома, что из леса не идёшь? -Да медведя поймал. -Так веди сюда! -Да он не идёт! -Так сам иди! -Да он меня не пускает.

-Здорово, кума! -На рынке была? -Никак ты, кума, глуха? -Купила курицу да петуха. -Прощай, кума. -Пять рублей дала.

-Сынок, сходи за водой на речку! -Живот болит. -Сынок, иди кашу есть! -Что ж, раз мать велит-надо идти!

-А ты куда шагаешь? -За семь вёрст. -Киселя хлебать? -Нет, комара искать. -Это которого же комара? -Да того, который укусить меня за нос хочет. -Да он при тебе. -Где это при мне? -Да на носу у тебя!

Что сегодня делал?
– Рукавицы искал.
– Нашел?
– Нашел.
– Где они были?
– Да за поясом.

– Фома, что из лесу не идешь?
– Да медведя поймал.
– Так веди его сюда.
– Да он не идет.
– Ну так сам иди.
– Так он меня не пускает!

Учитель А ну, хватит вам болтать
Время пляску начинать.

Обойди хоть всю планету
Лучше русской пляски нету.
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.

А какие посиделки без шуток- прибауток! Весельчаки слово хотят сказать смешное, всех позабавить!

Инсценировка « Уля и Филя».

У. Здорово, Филя!

Ф. Здорово, Уля!

У. Что, мать гостинцев прислала?

Ф. Мать прислала лепешек-оладушек.

У. А где ж они?

Ф. Я их под лавку положил.

У. Экий ты Филя, чудак!

Ф. А ты бы Уля как?

У. Я бы их в печку положила, ты пришел и поел.

( звучит музыка дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У.Здорово Филя!

Ф. Здорово, Уля!

У. Что мать гостинцев прислала?

Ф. Мать прислала сарафан.

 У. А где ж он?

Ф. Я его в печку положил.

 У. Экий ты, Филя, чудак!

Ф. А ты бы Уля как?

У. Я бы его повесила.

 ( звучит музыка дети расходятся по кругу и сходятся вместе))

У. Здорово, Филя!

 Ф. Здорово, Уля!

 У. Что мать гостинцев прислала?

Ф. Мать прислала барана.

 У. А где же он?

 Ф. Я его повесил.

У. Экий ты Филя, чудак .

Ф. А ты бы, Уля как?

У. Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

 ( звучит музыка дети расходятся и сходятся)

У. Здорово, Филя.

Ф. Здорово, Уля!

У. Что мать гостинцев прислала?

Ф. Мать прислала сестренку Настьюшку!

У. А где ж она?

Ф. А я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

 У. Экий  ты, Филя чудак!

Ф. А ты бы, Уля как?

 У. Я бы ее на стул посадила, да чаем напоиля!

( Дети расходятся и сходятся)

У. Здорово, Филя!

Ф. Здорово, Уля!

У. Что мать гостинцев прислала?

Ф. Мать прислала свинью.

 У. А где она?

Ф. Я ее за стол посадил и чаем напоил.

У. Ах ты, Филя, простофиля!

Учитель: А как соберутся, добры молодцы да красны девицы, тут и песне место найдется, и пляске, и игре. Давайте – ка встанем в пары, да в «Ручеек» поиграем!

Учитель:  Интересно люди в старину говаривали, да так, что и всем запомнилось. Ну-ка, кто пословицы и поговорки мастак рассказывать?

            ПОСЛОВИЦЫ

При солнышке тепло, при матери добро.

Не будет и скуки, когда заняты руки.

Кончил дело-гуляй смело!

Делу время, а потехе час!

Поскорее подрастай да к работе поспевай!

 Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Труд человека кормит, а лень портит.

Что посеешь, то и пожнешь.

Учитель:  Не зря в народе говорится: « Старинная пословица не мимо молвится». Не любили в народе лентяев.

Ребенок: Лень! Отвори дверь! Дом горит!

Ребенок: Хоть сгорю, да не отворю.

Выходят две девочки.

  1. Проснулась Ульяна не

Поздно не рано.

Люди косить, а она- голову мочить.

Люди грести, а она-косу плести,

Люди жать, а она- на меже лежать.

А обедать пойдут, и она тут как тут.

Вторая девочка инсценирует движения по ходу потешки.

Учитель: Песни пели, поплясали,

Что ж, немного мы устали!

Приходите снова к нам,

 Рады мы всегда гостям.

За столы всех приглашаем,

 Русским чаем угощаем

Чаепитие за самоваром



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса "Конкурс весёлых и смекалистых"

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса "Конкурс весёлых и смекалистых"...

Химический марафон (внеклассное мероприятие для учащихся 8 классов)

Цель: через внеклассную работу по предмету способствовать развитию интереса  учащихся к изучению химии....

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов коррекционной школы VIII вида "Я выбираю профессию"

Это мероприятие разработано для учащихся 5-9 классов коррекционной школы. Оно направлено на развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету...

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса "Осенние посиделки"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса "Осенние посиделки"Классный час для учащихся 5 класса "Осенние посиделки"...

Внеклассное мероприятие с использованием музейной технологии "Деревенские посиделки"

Данное мероприятие поможет расширить кругозор детей об истории и быте родного края.Воспитывать чувство любви и гордость к “малой родине”.Продолжать работу по сплочению коллектива родителей и учащихся....

"Осенние посиделки".Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов.

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов, посвящено времени года осени....

Внеклассное мероприятие по литературе на тему "Славянские посиделки"

Данное мероприятие направлено на изучение славянских традиций, обычаев....