Солдатами не рождаются
статья по литературе (9 класс) на тему
У этой войны еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о ней ровно столько, сколько нам не опасно ждать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этой войны есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soldatami_ne_rozhdayutsya.zip | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»
Чистопольского муниципального района
Исследовательская работа
Секция: история
Солдатами не рождаются…
Выполнила ученица 9 Б класса
МБОУ «Гимназия №2»
Научный руководитель: Губеева Т.З.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Чистополь, 2014
Введение
У этой войны нет еще истории …………………………….стр. 2
1 глава
Обычная биография мальчишки …………………………стр. 3-5
2 глава
Страницы военной службы ………………………………стр.6-7
3 глава
Награда нашла своего героя ………………………………..стр. 8-9
Заключение
Подвиг российских солдат – пример подрастающему поколению.----стр.10
Введение
У этой войны нет еще истории
Что теперь с нами стало…
Как Россия устала…
И какая еще ждет Россию война?
Мне не хочется крови,
И не надо нам славы,
Нас так мало осталось
А Россия одна.
У этой войны еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о ней ровно столько, сколько нам не опасно ждать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этой войны есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде.
Война – явление жестокое, страшное. Но пока существуют на земле злоба, ненависть, будут существовать войны, которые наносят боевые раны людям, уносят из жизни детей и близких.
Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей прекрасной Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.
В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же.
Патриотизм- любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам – чувство великое, необходимое, прекрасное.
Защита Отечества стала призывом и для выпускника нашей гимназии Романа Орлова. (Приложение № 1). В своей исследовательской работе я хочу рассказать о нашем выпускнике, который погиб в республике Чечня во время несения службы.
Цель моей исследовательской работы: изучить материал о героизме нашего выпускника Орлова Романа .
Для реализации цели я поставила следующие задачи:
- Собрать необходимый материал о Романе Орлове.
- На основе писем Романа, из воспоминаний его родителей, офицеров – сослуживцев и посмертного письма написать историю жизни , выпустить фотоальбом.
- На примере службы и жизни героя формировать патриотическое воспитание учащихся.
Метод исследования: изучение семейного архива, материалов СМИ, воспоминаний одноклассников , фотографирование.
Результаты исследования: открытие памятной доски, награждение посмертно Орденом мужества
I глава
Обычная биография мальчишки
Обычный парнишка с обычной биографией. Кажется, что в нем обычного? В нашей гимназии учатся и проучились сотни , тысячи таких же мальчишек. Узнав о его гибели, мне хотелось узнать о нем побольше, и я отправилась к его родителям в поселок Крутая Гора. Из воспоминаний матери и отца я узнала, что Роман родился 4 ноября 1981 года в деревне Крутая Гора Чистопольского района, где прошло его прекрасное детство. С семи лет пошел в школу. Учился неплохо, по гуманитарным предметам на «хорошо» и «отлично».
Рома рос веселым, самостоятельным мальчиком. В детстве, как и все дети», любил слушать сказки волшебные, любил рыбачить. (Приложение №1) Был очень подвижным, любил играть , как и все мальчишки, в футбол. Интересовался музыкой, рисованием, коллекционировал марки о спорте.
С 14 лет серьезно стал заниматься спортом, твердо решив свою дальнейшую жизнь посвятить спорту, стать тренером.
С седьмого класса он продолжил обучение в нашей школе. В классе среди одноклассников он, голубоглазый парнишка, ничем не отличался. Как вспоминают его наши учителя, он был очень скромным, но всегда на его лице сияла улыбка. Интересным мне показалось и то, что учителя помнят даже его ученическое место, которое было всегда за второй партой первого ряда в кабинете физики. По словам учителей, он любил читать произведения приключенческого характера, детективы, выразительно читал стихи. Активно принимал участие в спортивных соревнованиях, защищая честь школы.
В классе все его любили за его доброе сердце, отзывчивость, верность. Класс, где он учился, был очень дружным, особенно ребята стояли горой друг за друга. К великому сожалению, уже пятерых его одноклассников нет в живых. Так сложилось, что судьба сыграла с ними злую шутку: через каждые два года после его гибели погибали его одноклассники. Самыми близкими его друзьями были Андрей Власов, Айрат Давлетшин , Эдуард Хабибуллин. Кстати, Андрея и Эдуарда тоже уже нет в живых. (Приложение№2). Айрат живет и работает в Чистополе. Я встречалась с его одноклассниками, расспрашивала о том, каким он был мальчишкой в школьные годы.
Вот что удалось мне узнать . Приведу пример из воспоминаний одноклассниц Ромы: Эмилии Зиганшиной, Алсу Гайфутдиновой, Миляушы Сафиной:
«В старших классах мы каждое лето ездили за Каму отдыхать. (приложение №3) Хотя Рома не был лидером, но его всегда можно было о чем-нибудь попросить, и он никогда не отказывался, например, принести воды, дров для костра наколоть, когда другие ребята от этого увиливали. По вечерам сидели у костра, слушали музыку, рассказывали анекдоты. Рома был веселым, общительным парнем, но немного и стеснительным. Он всегда сиял улыбкой, и от этой улыбки его голубые глаза становились похожими на голубое озеро, где отражаются лучи солнца. Даже тайно мы были влюблены в него. Он никогда не грубил девчонкам.
Когда мы встречались с ним на улице, он всегда был приветлив, рад был узнать о нас и рассказать о себе, никогда не забывал своих одноклассников и учителей»
Я с большим удовольствием прочту стихотворение «Я убит на Чеченской войне» одного из преподавателей, который посвятил его своему погибшему ученику. А теперь оно переделано одноклассницами Романа Орлова.
Был мальчишка я веселый и скромный Я войну эту страшную видел
Получал и пятерки, и двойки С автоматом я в бой уходил
В коридоре с друзьями бузил Чтобы вас здесь никто не обидел,
Но я школу вторую любил Чтобы вас здесь никто не убил!
Не спешите, постойте, ребята Мне бы бегать на поле футбольном
Побеседуйте тихо со мной, И подругу встречать по весне И скажите: «Какой был веселый! Я летом не вернулся из боя
И какой он еще молодой!» Я убит на чеченской войне
Подождите, девчонки, смеяться Мать рыдает, горюет, страдая,
Посмотрите на этот портрет Над могилою ранней моей.
Мне исполнилось лишь двадцать Да поет по весне, заливаясь,
А меня уже нет.. Чистопольский шальной соловей..
Побывайте у мамы в квартире,
Навестите родную мою,
Чтобы знала она, что кто-то
Помнит его в родимом краю.
Он любил жизнь, любил свой город, своих родителей. В доказательство этому мне хочется прочитать отрывок из его классного сочинения.(читается отрывок письма по презентации)
После окончания средней школы он поступил в Чистопольский совхоз-техникум по специальности «электрификация и автоматизация сельского хозяйства». И в техникуме о нем отзывались с большой теплотой и уважением. Несмотря на короткий срок обучения, Рома успел завоевать к себе уважение, показал себя как прилежный студент. Активно принимал участие в спортивной жизни и совхоза-техникума. Об этом говорят сами за себя его Дипломы и грамоты. Он не раз был награжден почетными грамотами за призовые места по мини-футболу, по волейболу, а также по национальной борьбе. (приложение№ 4). Мало того, он стал сам тренером студентов 1 курса по футболу . Проучился 3 года, получил диплом .
II глава
Страницы военной службы
Долг служения Отечеству – обязанность каждого советского гражданина. 19 ноября 2001 года Роман был призван на военную службу. (Приложение №5) Прочитав его письма, присланные родителям, я узнала, что в течение двух-трех месяцев он служил в КБР г. Нальчика, в/ч 6872 – «В В», внутренние войска, в роте гранатометчиков, а затем отправили его в в/ч 3724 1 РОИ РСО – Алания, п. Карцы. Служил честно, отважно выполнял боевые задания, в письмах к родным никогда не жаловался на службу. Хочу прочитать некоторые отрывки из его писем, которых мне удалось попросить у его родителей, когда я готовил эту работу. (приложение №6)
«Здравствуйте, родные мои папа, мама, Лешка, бабушка, дядя Митя. С огромным приветом пишет вам ваш солдат. Прибыли мы в г. Нальчик 24 ноября вечером. По прибытии в часть в первые три дня было тяжело, кушать не хотелось, кормили одной капустой, а иногда перловой кашей. Сейчас потихоньку стал привыкать, даже появился аппетит. Нас с Татарстана привезли 20 человек, один из Чистополя. ..Извини, мама, что не пишу на татарском языке, ты бы просто не поняла»
30 ноября 2002 года.
Вот отрывок из следующего письма, написанного 30 января 2003 года
«… Привет с Северного Кавказа!. Получил вашу присланную бандероль, как раз очень хотелось сладкого. Большое вам спасибо. У меня все по – прежнему, не жалуюсь, здоровье тоже нормальное. Живешь тут в армии от подъема до отбоя, лишь бы день побыстрее прошел. Ты, мама, за меня не переживай, со мной все будет нормально…» 20 апреля 2003 года Рома прислал свое последнее письмо. Он писал: «Здравствуйте , родные мои! Решил сразу написать вам, что меня перевели во Владикавказ в поселок Карцы. Перед отъездом каждому из нас дали по 50 рублей. По пути купили пирожков, а то сухой паек невозможно было кушать…Сюда из Нальчика нас привезли всего 41 человек, а из моей роты- нас 14, двое из Татарстана… У меня все нормально, не переживайте. Служить осталось всего 1,5 года. Отслужу и вернусь!...»
Но! 14 августа 2003 года родители Романа получили страшное известие (приложение № 7) Вот текст этого письма:
« Уважаемые Николай Степанович и Маргарита Николаевна. 14 августа 2003 года при исполнении воинского долга на территории чеченской республики в населенном пункте Самашки героически погиб Ваш сын, военнослужащий войсковой части 3724, рядовой солдат Орлов Роман Николаевич.
14 августа 2003 года в 2 часа 30 минут, находясь на посту во внутреннем карауле по охране и обороне расположения части, Ваш сын одним из первых вступил в бой, отражая нападение боевиков на военный городок, где , не подозревая об опасности, мирно и спокойно спали после трудного рабочего дня остальные военнослужащие.
Смерть вырвала из наших рядов прекрасного порядочного военнослужащего, замечательной души человека.
Его военное и профессиональное становление происходило в непростых условиях службы.
Все, кому по службе и просто в жизни довелось общаться с рядовым Орловым Романом Николаевичем, знали его как хорошего человека, отзывчивого товарища, готового всегда прийти на помощь сослуживцам.
Он любил людей и его любили в коллективе, уважали со всеми его достоинствами и недостатками. Командиры и начальники отзывались о нем только с лучшей стороны.
Гибель Орлова Романа Николаевича острой болью отозвалась в сердцах сослуживцев.
Светлая память о нем всегда будет с нами. От имени командования и личного состава войсковой части 3724 примите наши глубокие соболезнования.
Вр. ИО командира в/ч 3724 подполковник А. В. Крицкий.
По рассказам офицера, сопровождавшего цинковый гроб с телом Ромы, родители узнали, что злополучным утром августа он стоял в карауле и прозвучала минометная очередь. Рома и его полковник получили осколочное ранение в голову и в спину. Его увезли в госпиталь. В 3 часа утра его не стало. Оборвалась еще одна молодая жизнь. Ему не было еще и 21 года.
28 августа его тело привезли в Крутую Гору, где живут его родители, младший брат Алеша, бабушка. А похоронили его в деревне Чув. Елтань.
III глава
Награда нашла своего героя
В первый же год работы нашего клуба «Патриот», членом которого являюсь я и сама, мы начали собирать материалы об участниках локальных войн по нашему городу и району. По инициативе энтузиастов гимназии клуба «Патриот» были собраны необходимые материалы о Романе Орлове: его письма, фотографии, документы. Все собранные материалы вошли в оформленный нами альбом. В апреле 2007 года в гимназии №2 была церемония открытия мемориальной доски в честь погибшего нашего выпускника.
И как обычно говорят: «Награда нашла своего героя» (Приложение №8) Нами
был сделан запрос о награждении его посмертно орденом Мужества
2 июня этого же года в нашей гимназии состоялась церемония награждения орденом Мужества Орлова Романа посмертно. Орден вручили его родителям. Светлая память о Романе вечно будет с нами»
Ежегодно мы посещаем могилу Орлова в деревне Чув. Елтань, где он захоронен. (Приложение №9)
На его могиле посадили дерево, побывали в Чув. Елтанской школе, общались с учащимися и, сделав небольшое выступление на тему «Героями не рождаются, героями становятся», призвали местных ребят к уходу за его могилой, с чем они охотно согласились и ведут эту работу.
Члены клуба «Патриот» на могиле Орлова Р.Н.
Роман был простым российским парнем. Любил природу: ее голубые озера, смешанные леса, могучие стволы и широкие кроны сосен. Одним словом, любил жизнь. Говорят, смерть метит всегда в лучших. А он был из лучших.
Говорят, что миг до смерти
Вспоминаешь всю жизнь свою.
Руки матери, запах хлеба,
Скрип калитки в ночной тишине,
Голубое российское небо
В небольшом деревенском окне.
Эти строчки из баллады « О двадцатилетних» по праву принадлежат ему, потому что он очень любил свою мать, свою деревеньку. Это видно из его присланных писем.
Для Романа Родиной был свой город, своя деревенька, где он родился, друзья, его брат Алексей, отец Николай Степанов, мать Маргарита Николаевна. (Приложение №9)
Я не знаю зачем, и кому это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожащей рукой,
Только так бесполезно, так зло и ненужно
Опускали их в вечный покой.
Заключение
Подвиг российских солдат – пример подрастающему поколению.
Как известно, войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал. И эта война на чеченской земле не исключение. Она долго еще будет напоминать о себе – пока живы матери, потерявшие кормильцев, пока болят раны воинов.
Возвращаясь с войны, «чеченцы» входят в мирную жизнь. Их дальнейшая судьба зависит от всех нас.
Драматично складывается судьба у многих воинов. Государство не защищает их, отдает на откуп общественным и национальным стихиям.
Несмотря на переоценку аспекта чеченской войны, подвиг российских солдат останется чистым и достойным. Они нравственно безупречны. Они не струсили, не спрятались, вели себя как подобает воину.
Российские солдаты, вернувшиеся с чеченской войны, принесли с собой как бы обновленную любовь к родине. Они в какой-то мере вернули нам высокое понятие патриотизма, мужества, мужского и человеческого долга.
Пройдут годы. Многое со временем, конечно, забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об «афганцах», «чеченцах» и попреки, так больно их ранящие. Затянутся раны, напоминая о себе к непогоде. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут дети. Но эти войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужества русского солдата. Именно на таких героев должны равняться наше будущее поколение, стать патриотами своей Родины, настоящими защитниками Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник "Солдатами не рождаются".
Солдатами не рождаются. 1. Собрались вы здесь, ребята, Чтоб о службе говорить. Скоро в армии Российской С честью будете служить! 2. Ратный...
Солдатами не рождаются
Комплекс мероприятий по военно-патриотическому воспитанию школьников в рамках недели ОБЖ...
Воспитательский час «Солдатами не рождаются, солдатами становятся» для 7-8 классов
Цель: военно-патриотическое воспитание учащихся, привлечение воинов в запасе к активному участию в воспитательном процессе.Задачи:1. воспитание гражданской ответств...
Сценарий конкурса смотра и песни "Солдатами не рождаются, солдатами становятся", посвященный Дню Защитников Отечества
Праздник День Защиты Отечества - это дань нашего уважения всем поколениям российских воинов, от древних времен до наших дней, мужественно защищавших родную землю от захватчиков....
Солдатами не рождаются, солдатами становятся.
Цель: военно-патриотическое воспитание учащихся, привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе. Задачи: 1. воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважения к истор...
Мероприятие, посвященное дню Защитника Отечества "Солдатами не рождаются, солдатами становятся"
Цель:Воспитание чувства патриотизма, ответственности за судьбу Родины.Задачи:Воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории своего народа;Формирование у подростков готов...
Внеклассное мероприятие «Солдатами не рождаются, солдатами становятся »
способствовать формированию патриотического сознания, развивать гражданские качества личности, чувства сопричастности к истории Вооруженных сил России, к осознанию преемственности солдатских поколений...