рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Оджигаева Ольга Баклановна

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе  Программы общеобразовательных учреждений . Литература, 5-11 классы (Базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Москва, Просвещение, 2010  год. Авторы программы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2014.  Тематическое планирование составлено также на основе примерного планирования, которое рассчитано на 3 часа в неделю (102 часа в год), что соответствует часам, отведенным на преподавание литературы в 9-х классах на основе базисного плана школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_9kl_literatura.docx65.4 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литература

Пояснительная записка

к рабочей программе по литературе для 9 класса

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе  Программы общеобразовательных учреждений . Литература, 5-11 классы (Базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Москва, Просвещение, 2010  год. Авторы программы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2014.  Тематическое планирование составлено также на основе примерного планирования, которое рассчитано на 3 часа в неделю (102 часа в год), что соответствует часам, отведенным на преподавание литературы в 9-х классах на основе базисного плана школы. 

Нормативные документы, обеспечивающие  реализацию программы

Федеральный  закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

СанПиН, 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям     организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса)

Приказ МО и  науки  РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального  перечня  учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.»

Приказ Департамента образования ЯНАО «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, реализующих программы общего образования от 11.05. 2006 года № 500» № 1012 от 17.06.2011 г.  

Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Сеяхинской школы-интерната».  Приказ №266 от 01.09.2015г.

Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Сеяхинская школа-интернат».  Приказ №266 от 01.09.2015г.

       Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирований умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе

Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично — оно включает два больших концентра (5—9 и 10—11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5—6, 7—8 классы и 9 класс).  Вторая — владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках  со второй группой важно уделять внимание  активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной. Необходимость переработки и переиздания предлагаемой программы была обусловлена изменением учебного плана и переходом на базовый и профильный уровни изучения предмета в средней (полной) школе.

     Примерная программа среднего полного общего  образования по литературе следующим образом определяет специфику изучения литературы на базовом уровне: «Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи».

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и. сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.

Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно  на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и по лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора.

Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5—9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10—11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы — это живое поступательное движение. Решению этих задач будет способствовать и внимание к вопросам традиций и новаторства в русской литературе, к истории создания отдельных произведений, к литературным и фольклорным истокам художественных образов, к вопросам теории литературы (от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем).

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению (в классе, школе, районе, городе).

Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения. I                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся.                                                                                                                                                                             В учебниках и учебниках-хрестоматиях даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову» и т, п.),

В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и пр.). Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков

Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:

- развивающее обучение;

- личностно-ориентированное обучение;

- дифференцированное обучение;

- проблемное обучение;

- групповая (коллективная) учебно-познавательная деятельность;

- дидактические игры.

Этап литературного образования в 9 классе является переходным, так как здесь решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Обязательным при составлении тематического планирования является выделение часов на развитие речи: в 9 классе не менее 6 сочинений. Это требование учтено. В данной рабочей программе запланированы сочинения по «Слову о полку Игореве», комедии «Горе от ума » А.С.Грибоедова, роман в стихах  «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя., Сочинение по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»

В программе представлены различные формы контроля:

1. Аудиторное сочинение.

2. Самостоятельная работа.

3. Тест.

4. Терминологический диктант.

5. Проектная деятельность.

6. Устные сообщения, доклады.

7. Создание мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий.

8. Ассоциативный портрет (рисунок) героя, писателя.

Поясним методику «ассоциативного рисунка». Данный прием актуален, поскольку реализует личностную парадигму обучения, то есть формирование личности через эмоции, переживания, отношения (знания при этом вкладываются не только в интеллект, но и в душу), при этом создаются условия для востребованности и развития собственно личностных качеств педагога и школьника.

Практические варианты применения методики «ассоциативного рисунка».

1. Нарисовать гербы (какими они могли бы быть) поместий Манилова, Ноздрева, Собакевича и других помещиков, используя правила геральдики.

2. Изобразить линию развития отношений Е. Онегина и Т. Лариной (Е. Онегина и В. Ленского) в виде графика, схемы, модели, рисунка и др.

3. Создать иллюстрацию в манере кубизма (примитивизма, экспрессионизма) к стихотворению В. Маяковского или создать ассоциативный портрет В. Маяковского, используя поэтику эпатажа.

4. Создать символический портрет поэта-символиста.

5. Сделать коллаж по стихотворению(-ям) поэта(-ов) и др.

Автор программы предлагает также интересную и востребованную в современной школе форму контроля – проектную деятельность. В начале учебного года (или во II полугодии) учащиеся выбирают тему проекта. (Это может быть индивидуальный, парный или групповой проект.) Школьники работают над ним в течение учебного года (или полугодия) и в конце года презентуют результаты своей деятельности.

Возможные темы проектов:

1. Тип «лишних людей» в русской литературе XIX века.

2. «Говорящие» фамилии в произведениях русской литературы XIX века.

3. Поэты «чистого искусства».

4. Жанр сонета в зарубежной литературе.

5. Народная легенда о докторе Фаусте и ее воплощение в творчестве русских и зарубежных писателей.

6. Байроновский герой в русской литературе.

7. Творчество поэтов-декабристов.

8. Художественная деталь в творчестве русских писателей XIX века.

9. Собирательный образ русского солдата в русской литературе ХХ века.

10. Тема праведничества в русской литературе.

К концу 9 класса учащиеся должны овладеть основными теоретико-литературными понятиями.

Основные теоретико-литературные понятия:

– Художественная литература как искусство слова.

– Художественный образ.

– Фольклор. Жанры фольклора.

– Литературные роды и жанры.

– Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

– Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

– Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, аллегория, гипербола.

– Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

– образную природу словесного искусства;

– содержание изученных литературных произведений;

– основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;

– изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

– воспринимать и анализировать художественный текст;

– выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

– определять род и жанр литературного произведения;

– выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

– давать характеристику героям;

– характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

– сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

– выявлять авторскую позицию;

– выражать своё отношение к прочитанному;

– выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

– владеть различными видами пересказа;

– строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

– участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

– писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Структура курса

Раздел (глава, модуль)

Примерное кол-во часов

1

Введение

1

3

Древнерусская литература

5+1

4

Русская литература 18 век

7

5

Русская литература 19 век (1 половина)

                                                        А.С.Грибоедов

                                                       А.С.Пушкин

                                                       М.Ю.Лермонтов

                                                        Н.В.Гоголь

8+1

15+2

13+2

12+2

7

Русская литература 20 век

21+1

8

Зарубежная литература

7

11

Повторение

4

Итого

102


Календарно-тематическое планирование

№ уро

ка

Тема раздела

Тема урока

Требования к уровню подготовленности учащихся

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

Дата

Корректировка плана

1

Литература как искусство слова (1 ч)

Иметь представление о литературе как искусстве слова, о её роли в духовной жизни человека

портреты Иллюстрации, презентация фонохрестоматия

 

2

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве»

– величайший памятник древнерусской литературы

Знать: самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие её жанров; историю открытия  «Слова о полку Игореве»

тексты Иллюстрации, презентация фонохрестоматия

 

3

Композиция «Слова…»: принцип переплетения триад

Знать: содержание «Слова о полку Игореве».Уметь: выразительно читать текст «Слова…», формулировать устно ответ на поставленный вопрос, кратко характеризовать персонажей, владеть техникой сжатого пересказа

Репродукции  картин фонохрестоматия

 

4

«Вечные» образы в «Слове о полку Игореве»

Знать: содержание «Слова о полку Игореве».Уметь: выразительно читать текст «Слова…», находить

в тексте ИВС, делать пообразный анализ, готовить и презентовать устное сообщение; выразительно читать поэтический отрывок наизусть

Иллюстрации, презентация

 

5

Образ Русской земли

на страницах «Слова…»

Знать: содержание «Слова о полку Игореве».Уметь: работать в группе, аргументированно отвечать на поставленный вопрос с опорой на текст произведения

тексты Иллюстрации, презентация фонохрестоматия

 

6-7

Сочинение по «Слову

о полку Игореве»

Знать: содержание и проблематику «Слова…».Уметь: выбрать тему и жанр сочинения; следовать плану к выбранной теме, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное

Портрет, тексты

 

8

 Гражданский пафос классицизма

Знать: основные постулаты классицизма, жанровые

предпочтения, мотивы.Уметь: делать устные сообщения по историко-литературным и искусствоведческим материалам

Портрет, тексты презентация

 

литература 18 века

тексты Иллюстрации, презентация

9

Ломоносов – реформатор русского языка. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

Знать: содержание изучаемой оды.

Уметь: выразительно читать стихотворение, анализировать его

план

 

10

Традиции и  новаторство в поэзии Г. Р. Державина

Знать: содержание оды «Фелица».Уметь: выразительно читать стихотворение, анализировать его; выявлять проблематику и жанровое своеобразие

Портрет, тексты Иллюстрации, презентация

 

11

Мысль о бессмертии поэта в стихотворении Г. Р. Державина «Памятник»

Уметь: выразительно читать стихотворение наизусть, анализировать его; выявлять проблематику

Портрет, толковый словарь

 

12

НМ.Карамзин. «Бедная Лиза».Сентиментализм.

Знать: основные постулаты сентиментализма, жанровое своеобразие, особенности.

Портрет, тексты Иллюстрации, презентация

13

НМ.Карамзин. «Бедная Лиза».Черты сентиментализмав произведении

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять идейно-тематическое содержание произведения

Портрет, иллюстрации презентация

14

Широкое изображение российской действительности в «Путешествии из Петербурга в Москву».

А. Н. Радищева

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять идейно-тематическое содержание произведения

Иллюстрации

тексты

 

15

Романтизм как литературное направление

Знать: основные постулаты романтизма, жанровое своеобразие, особенности героя-романтика

Иллюстрации, цитаты

 

Черты романтизма в творчестве В. А. Жуковского

Уметь: выразительно читать стихотворение, анализировать его; выявлять проблематику; находить черты романтизма в лирике В. А. Жуковского

Иллюстрации, тексты, цитаты

 

16

17

 

Реализм как направление в литературе.  А. С. Грибоедов. Биография,

Знать: основные черты реализма как литературного

направления; основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Грибоедова.Уметь: готовить и презентовать сообщения, используя дополнительный материал

Рисунки, тексты презентация

тексты

 

литература 19 века (Iпол)

А. С. Грибоедов

18

С А. С. Грибоедовым

по фамусовской Москве

Знать: особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия: экспозиция, завязка, конфликт.Уметь: выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание

Портрет, тексты презентация

 

19

«Век нынешний и век минувший» в комедии «Горе от ума»

Знать: теоретико-литературные понятия: проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.Уметь: определять проблематику комедии, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажу

Иллюстрации, рисунки фонохрестоматия

 

20

Социальный конфликт в комедии Грибоедова «Горе от ума». Чацкий в поединке с «обществом»

Знать: содержание анализируемых монологов. Уметь: выразительно читать драматический текст наизусть, анализировать монолог с точки зрения его идейно-художественного своеобразия

Иллюстрации, цитаты фонохрестоматия

 

21

Роль второстепенных персонажей комедии

Знать: основных персонажей пьесы. Уметь: подразделять героев на главных и второстепенных, давать характеристику персонажам, выявлять авторскую позицию

план

 

22

Загадка Софьи Фамусовой

Уметь: давать характеристику персонажу

Систематизация ошибок

 

23

«Мильон терзаний» Чацкого

Уметь: отбирать литературно-критический материал из статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний» для характеристики персонажей

Тексты произведений фонохрестоматия

 

24

Художественный мир комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Знать: содержание комедии.Уметь: сопоставлять эпизоды, владеть театральной лексикой, анализировать язык произведения

Портрет, карточки-задания презентация

 

Сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Уметь: писать сочинение в соответствии с выбранной темой, следуя сложному плану, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст

Иллюстрации, тексты презентация

 

25

26

А. С. Пушкин: жизнь и

судьба поэта

Знать: основные этапы жизненного и творческого пути А.

С. Пушкина. Уметь: создавать хронологическую канву лекции

План, цитаты, рисунки фонохрестоматия

Рисунки, цитаты, литературоведческий словарь презентация

А. С. Пушкин

27

Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Знать: содержание изучаемых стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; анализировать стихотворение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, ИВС

План, тексты фонохрестоматия

 

28

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Знать: содержание изучаемых стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; анализировать стихотворение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, ИВС

Портрет, иллюстрации презентация

 

29

«Певец любви, певец своей печали». Любовная и дружеская лирика А. С. Пушкина

Знать: содержание изучаемых стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворение наизусть, анализировать стихотворение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, ИВС

Портрет, иллюстрации презентация

 

30

Лирика А. С. Пушкина

Знать: содержание изученных стихотворений, основные стиховедческие термины. Уметь: анализировать стихотворение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, ИВС

Рисунки, тексты фонохрестоматия

 

31

«Гений и злодейство» – главная тема в трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»

Знать: содержание трагедии «Моцарт и Сальери». Уметь: анализировать художественное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, сравнивать героев

План анализа фонохрестоматия

 

32

Столкновение свободы и своелюбия в поэме А. С. Пушкина «Цыганы»

Знать: содержание поэмы А. С. Пушкина «Цыганы». Уметь: анализировать художественное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, выявлять традиции и новаторство

Вопросник, цитаты

 

33

История создания романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Знать: теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию «онегинской строфы»

Портрет, тексты, словарь терминов презентация

 

34

Система образов романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Знать: содержание романа «Евгений Онегин». Уметь: делать пообразный анализ, выявлять авторскую позицию

План анализа

 

35

Онегин – «лишний человек»

Знать: особенности типа «лишнего человека».  Уметь: делать устное сообщение с использованием цитирования; анализировать литературный образ с точки зрения его принадлежности к определенному типу

Портрет, тексты презентация фонохрестоматия

36

«Они сошлись…» – Онегин и Ленский

Знать: содержание романа «Евгений Онегин». Уметь: сравнивать героев произведения

Портрет, иллюстрации,

фотографии презентация

37

«Татьяны милый идеал»». Онегин и Татьяна

Знать: содержание романа «Евгений Онегин». Уметь: выразительно читать отрывок из поэтического текста наизусть, выявлять его идейно-художественное своеобразие

Словарь терминов

38-39

Образ автора в романе «Евгений Онегин»

Знать: содержание романа «Евгений Онегин». Уметь: выявить образ автора через лирические отступления

План, цитаты фонохрестоматия

40

Сбор материалов к сочинению по роману  А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Уметь: составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учётом литературных норм

Тексты произведений фонохрестоматия

41

Написание сочинения по роману  А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Уметь: писать сочинение, соблюдая нормы русского литературного языка

Стихи поэтов, иллюстрации фонохрестоматия

42

Роман «Евгений Онегин» в оценке критики

Знать: содержание 8 и 9 статей «Сочинений Александра Пушкина» В. Г. Белинского

Портрет, произведение презентация

43

М.Ю.Лермонтов

Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: Пушкин и Лермонтов

Знать: основные факты жизни и творческого пути поэта, основные мотивы творчества

Портрет, план ответа презентация

44

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Знать: основные мотивы лирики Лермонтова. Уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать стихотворение с точки зрения его идейно-художественного своеобразия

Тексты, иллюстрации презентация

45

Философская лирика Лермонтова. Тема взаимоотношений человека  и природы

Знать: основные тропы. Уметь: находить тропы в тексте; выразительно читать стихотворения, анализировать их

Портрет, план ответа презентация

46

Судьба поколения 30-х гг. в лирике Лермонтова

Знать: основные стиховедческие термины. Уметь: определять стихотворный размер, способ рифмовки, виды рифмы, анализировать текст, выразительно читать стихотворения

План, цитаты фонохрестоматия

47

«Люблю Отчизну я, но странною любовью…». Тема Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова

Уметь: выделять смысловые части текста, формулировать микротемы, выразительно читать и анализировать поэтический текст

План

48

Поэтическое видение мира в лирике Лермонтова

Знать: содержание стихотворений. Уметь: выразительно читать поэтический текст наизусть, формулировать его тему, идею, выявлять проблематику, делать устный отзыв

Портрет, иллюстрации, тексты презентация

49

Роман «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе -

Знать: содержание романа «Герой нашего времени», различать фабулу и сюжет.

Уметь: характеризовать особенности сюжета и композиции

Портрет, произведения презентация

50

История души человеческой в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Знать: содержание романа «Герой нашего времени». Уметь: характеризовать литературных персонажей, сравнивать их

Стихи, цитаты фонохрестоматия

51

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и контрабандисты. Печорин и «водяное общество»

Знать: содержание романа «Герой нашего времени».Уметь: выявлять мотивы произведения и определять роль жанровых включений

презентация

52

Женские  персонажи романа

Знать: содержание романа «Герой нашего времени». Уметь: анализировать любовно-психологическую коллизию произведения, сопоставлять героев

Тексты произведения, иллюстрации

53

Нравственно-философская проблематика романа. Мотив судьбы

Знать: содержание романа «Герой нашего времени». Уметь: анализировать нравственно-философскую проблематику произведения, выявлять авторскую позицию

Портрет, тексты

54-55

Роман «Герой нашего времени» в оценке литературной критики

Знать: основные положения статьи В. Г. Белинского «”Герой нашего времени”. Сочинение М. Ю. Лермонтова».Уметь: выявлять позицию критика

Портрет, произведения презентация

56

Подготовка к написанию сочинения по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Знать: конструктор сочинения. Уметь: составлять сложный план, тезисы, понимать роль вступления и заключения, удерживаться в границах темы

Портрет,

 тексты фонохрестоматия

57

Написание сочинения по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Знать: конструктор сочинения. Уметь: писать сочинение, соблюдая нормы русского литературного языка

Портрет, иллюстрации презентация

58

Н. В. Гоголь: личность и судьба писателя

Знать: основные факты жизненного и творческого пути Гоголя, основные мотивы его творчества, толкование термина «натуральная школа»

План ответа, цитаты фонохрестоматия

59

Замысел Н. В. Гоголя и его воплощение в поэме «Мертвые души»

Знать: историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие

Тексты, словарь терминов

60

Н.В.Гоголь

Образы помещиков. Манилов и маниловщина

Знать: содержание поэмы. Уметь: анализировать образ через портрет, интерьер, речевую характеристику; выявлять авторскую позицию

Портрет,

план презентация

61

«Дубинноголовая» помещица Коробочка

Знать: содержание поэмы. Уметь: анализировать образ через портрет, интерьер, речевую характеристику; выявлять авторскую позицию

Стихи, видео запись, план анализа стихов

фонохрестоматия

62

Ноздрев как воплощение полного отсутствия нравственных принципов

Знать: содержание поэмы. Уметь: анализировать образ через портрет, интерьер, речевую характеристику; выявлять авторскую позицию

Тексты, словарь терминов

63

«Звериное начало» в образе Собакевича

Знать: содержание поэмы. Уметь: анализировать образ через портрет, интерьер, речевую характеристику; выявлять авторскую позицию

Портрет,

тексты презентация фонохрестоматия

64

Плюшкин – последняя стадия нравственного падения

Знать: содержание поэмы. Уметь: анализировать образ через портрет, интерьер, речевую характеристику; выявлять авторскую позицию

Иллюстрации, цитаты

65

Образы помещиков. Способы и приёмы типизации

Знать: содержание поэмы.  Уметь: характеризовать персонажей поэмы

Стихи, фонохрестоматия

66

Чичиков – новый «герой» эпохи

Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь: оценивать поступки главного героя с нравственных позиций

Ответы на вопросы

67

Роль вставных элементов в поэме

Знать: содержание вставных элементов. Уметь: анализировать вставные элементы и определять их роль в произведении

Портрет, текст произведения презентация фонохрестоматия

68-69

Образ автора в поэме. Лирические отступления

Знать: содержание лирических отступлений, их тематику. Уметь: анализировать лирические отступления, определять их роль в тексте произведения

иллюстрации фонохрестоматия

70

Своеобразие гоголевского реализма

Знать: содержание поэмы. Уметь: выявлять особенности стиля Гоголя

Портрет, тексты презентация

71

Сочинение «Смешное    и грустное    в произведениях Гоголя»

Знать: конструктор сочинения-рассуждения. Уметь: писать сочинение, соблюдая нормы русского литературного языка

Портрет, произведение презентация фонохрестоматия

72

Литература ХХвека

А. П. Чехов: страницы жизни и творчества

Знать: основные факты биографии писателя, его главные произведения, особенности стиля Чехова

Тексты, цитаты

73

Комическое и трагическое в прозе А. П. Чехова

Знать: содержание рассказов «Тоска», «Смерть чиновника». Уметь: анализировать произведение, выявлять особенности стиля писателя, давать характеристику поступкам героев

Тексты песен, частушек фонохрестоматия

74

Рассказы Чехова

Знать: содержание представляемых рассказов. Уметь: анализировать прозаический текст, выявлять особенности стиля писателя, презентовать результаты своей деятельности, владеть техникой сжатого пересказа

Портрет, конспекты фонохрестоматия

75

И. А. Бунин.

«Поэзия»

и «проза» русской усадьбы

Знать: основные этапы творческой биографии И. А. Бунина, содержание рассказа «Тёмные аллеи».

Уметь: анализировать прозаический текст

Портрет, план анализа фонохрестоматия

76

А. А. Блок. Страницы творческой биографии. Патриотическая лирика Блока

Знать: основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь: анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приёмы, читать стихотворение наизусть

Кинофрагмент фонохрестоматия

77

Образ России в лирике С. А. Есенина

Знать: ключевые моменты творческой биографии поэта; особенности поэтики, основные мотивы его творчества. Уметь: выразительно читать стихотворный текст наизусть, анализировать его

Портрет, план фонохрестоматия

78

М.А.Булгаков. Судьба М.А.Булгакова: легенда и быль.

Знать: ключевые моменты творческой биографии. Уметь: готовить устное сообщение по иллюстративному материалу, делать устный обзор

Стихи, портреты фонохрестоматия

79

М.А.Булгаков. «Собачье сердце»

Знать: содержание повести «Собачье сердце».

Уметь: анализировать прозаический текст

иллюстрации фонохрестоматия

80

Тема родины и гражданского долга в лирике

А. А. Ахматовой

Знать: основные этапы творческой биографии А. А. Ахматовой.

Владеть навыками анализа поэтического текста

портреты Иллюстрации, презентация фонохрестоматия

81

Своеобразие поэзии

В. В. Маяковского

Знать: основные этапы творческой биографии В. В. Маяковского, особенности тонического стихосложения.

Владеть навыками анализа поэтического текста

тексты Иллюстрации, презентация фонохрестоматия

82

Особенности поэтики

М. И. Цветаевой

Знать: основные этапы творческой биографии М. И. Цветаевой.

Владеть навыками анализа поэтического текста.

Уметь: готовить устное сообщение по иллюстративному материалу, делать устный обзор

Репродукции  картин (Суриков «Покорение Сибири Ермаком») фонохрестоматия

83

«Образ мирозданья»

в лирике

Н. А. Заболоцкого

Знать: основные этапы творческой биографии Н. А. Заболоцкого.

Владеть навыками анализа поэтического текста.

Уметь: выразительно читать поэтический текст, в том числе

и наизусть

Иллюстрации, презентация тексты фонохрестоматия

84

М. А. Шолохов: страницы жизни

и творчества

Знать: основные факты творческой биографии писателя, его главные произведения

тексты Иллюстрации, презентация фонохрестоматия

85

Художественные особенности рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»

Знать: содержание и особенности композиции рассказа «Судьба человека».

Уметь: характеризовать образ главного героя

Портрет, тексты

86

Сочинение по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»

Уметь: составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учётом литературных норм

Портрет, тексты презентация

87-88

Б.Л. Пастернак. Стихи.

Знать: основные этапы творческой биографии Н. А. Заболоцкого.

Владеть навыками анализа поэтического текста.

Уметь: выразительно читать поэтический текст, в том числе

и наизусть.

тексты Иллюстрации, презентация

89-90

А.Т.Твардовский. Стихи

Знать: основные этапы творческой биографии А.Т.Твардовского.

Владеть навыками анализа поэтического текста.

Уметь: выразительно читать поэтический текст, в том числе

и наизусть

план

91

Тема праведничества

в рассказе

А. И. Солженицына «Матрёнин двор»

Знать: автобиографическую основу рассказа «Матрёнин двор».

Уметь: раскрывать художественное своеобразие рассказа

Портрет, тексты Иллюстрации, презентация

92

Романсы  и  песни на слова  русских поэтов Х1Х-ХХ веков

Портрет, толковый словарь

93

контрольное тестирование

Знать: изученные теоретико-литертурные понятия.

Уметь: анализировать художественный текст (формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию).

Портрет, тексты Иллюстрации, презентация

94-95

Зарубежная литература

Противостояние жестокости и любовь в поэзии Катулла

Уметь: выразительно читать поэтический текст, анализировать его идейно-художественное содержание, готовить устное сообщение

Портрет, иллюстрации презентация

96-97

Квинт Гораций Флакк.  «К Мельпомене»

Знать: содержание. Уметь: выразительно читать поэтический текст, анализировать его идейно-художественное содержание, готовить устное сообщение, делать общий обзор произведения

Иллюстрации

тексты

98

Тема страдания и очищения в творчестве Данте

Знать: содержание глав из «Божественной комедии».  Уметь: выразительно читать поэтический текст, в том числе и наизусть, анализировать его идейно-художественное содержание, готовить устное сообщение, делать общий обзор произведения

Иллюстрации, цитаты

99

Человеческий разум

и «проклятые вопросы бытия»

в творчестве У. Шекспира

Знать: содержание трагедии «Гамлет». 

Уметь: выразительно читать поэтический текст наизусть, анализировать его, отвечать на вопросы после просмотра экранизации пьесы

Иллюстрации, тексты, цитаты

100

Иоганн Вольфанг Гёте

Знать: основные этапы творческой биографии  Иоганна Вольфанга Гёте Владеть навыками анализа поэтического текста.

Уметь: выразительно читать поэтический текст

Рисунки, тексты презентация

101

Систематизация и обобщение знаний. Рекомендации на лето.

Список произведений для чтения летом

тексты

102

Резервные уроки

Циклограмма тематического контроля

Раздел

Древнерусская литература

А. С. Грибоедов

А. С. Пушкин

М.Ю.Лермонтов

Н.В.Гоголь

Лиература ХХвек

Зачет по теории литературы.

Знать: содержание и проблематику «Слова…».Уметь: выбрать тему и жанр сочинения; следовать плану к выбранной теме, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное

Знать: конструктор сочинения-рассуждения. Уметь: писать сочинение, соблюдая нормы русского литературного языка

Знать: конструктор сочинения-рассуждения. Уметь: писать сочинение, соблюдая нормы русского литературного языка

ЗЗнать: конструктор сочинения-рассуждения. Уметь: писать сочинение, соблюдая нормы русского литературного языка

ЗЗнать: конструктор сочинения-рассуждения. Уметь: писать сочинение, соблюдая нормы русского литературного языка

Знать: содержание и проблематику изученного произведения.

Уметь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное

Знать: изученные теоретико-литертурные понятия.

Уметь: анализировать художественный текст (формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию).

Форма контроля

Сочинение по «Слову

о полку Игореве»

Сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочиненияе по роману  А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Сочинение «Смешное    и грустное    в произведениях Гоголя»

Сочинение по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»

Зачёт

Информационно-методическое обеспечение:

Авторы

Название

Год издания

Издательство

 Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина

  Программа общеобразовательных учреждений . Литература, 5-11 классы

2012

Москва, Просвещение

Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С.

.Литература, 9

2013

Москва, Просвещение

Дополнительная литература

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

авт.-сост. С. Б. Шадрина.

Поурочные планы по учебнику под ред. В. Я. Коровиной

2013

Волгоград  Учитель,

2

О. А. Ерёмина.

Поурочное планирование по литературе.  – М. : Экзамен, 2005.

2013

М. : Экзамен

3

Оглоблина, Н. Н. 

Тесты по литературе. 5–11 классы

 2012.

 М. : Олимп : ACT : Астрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....