Конспект урока литературы в 8 классе по теме "Чехов в Ялте"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Конспект урока  литературы в 8 классе по теме "Чехов  в Ялте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chehov_v_yalte.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературы  в 8 классе

Тема: А.П. Чехов в   Ялте.

Задачи: показать историческую и геополитическую роль полуострова Крым в истории и  современности России;

              познакомить со страницей  биографии русского писателя А.П.Чехова –с жизнью писателя в Ялте;

              развить навыки составления психологического портрета писателя;

              совершенствовать коммуникативные  умения,

  воспитание патриотизма, гражданственности и гордости не только за свою страну, но и за людей в ней живущих.

Оборудование: презентации «Россия и Крым: всегда вместе»,  «А. П. Чехов в Ялте», карточки с заданиями, портрет писателя.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Слово учителя:

События, происходящие на Украине, не оставляют равнодушными россиян. Раскол Украины внутренними политическими силами страны и его последствия остро отзываются  в сердцах нашего народа. Мы  переживаем за жителей Славянска, Донецка, Киева, Луганска.  Люди сражаются с фашизмом и бандеровщиной.   Вы знаете, что Крым смог без кровопролития отстоять себя и свой город.

Слайд № 2. 16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум о его правовом статусе. В голосовании приняло участие  более 82 % избирателей, более 96 % высказалось за воссоединение с Россией. 21 марта  2014г. президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

  1.  Подготовительный этап.
  1. Рассказ обучающихся о Крыме (историческая справка) сопровождается слайдовой презентацией. (презентация: слайды № 3-18 )

ученик. Слайд 3. Полуостров Крым расположен на юге Восточной Европы, занимает выгодное экономико-географическое и стратегическое положение. На севере полуостров соединен с материком узким Перекопским перешейком. С запада и юга полуостров омывают Черное море, с востока — Керченский пролив, а с северо-востока — воды Азовского моря и его залива Сиваша.

учащийся. Слайд 4. Современное название полуострова, по наиболее распространенной версии, происходит от тюркского слова "кырым" — вал, стена, ров. До XIII века полуостров носил название Таврика (по имени проживавших здесь древних племен тавров), с XIII века — Крымский улус. С XV века полуостров стали называть Таврией, а после его вхождения в состав России в 1783 г. - Тавридой.

Давайте вспомним историю Крыма.

ученик. Слайд 5. С VIII-IX вв. стали складываться экономические и культурные связи Крыма с русскими княжествами. Арабы называли Черное море Русским морем. В конце Х века в древнем Херсонесе принял крещение русский князь Владимир.

ученик. Слайд 6. Херсонес  Таврический был  основан греками в VI  в. до н.э. и просуществовал ещё  почти 2 тысячи лет.  Руины Херсонеса  расположены на  территории  

Севастополя.

ученик. Слайд 7. В XIII веке на территорию полуострова вторглись ордынские войска, и был образован Крымский улус, а позднее, с 1443 г. - самостоятельное Крымское ханство.    В юго-западной, горной части полуострова в конце XIII в. возникло политически независимое христианское княжество Феодоро со столицей на горе Мангуп. Княжество имело торговые связи с Московским государством.

ученик. Слайд 8. В 1475 г. на Крымский полуостров вторглись войска султанской Турции. Они захватили и разорили княжество Феодоро. Крымское ханство стало вассалом Турции. Развитие экономики и культуры  Крыма и его растущее  сближение с Русью были  надолго остановлены  ордынским нашествием.

ученик. Слайд 9. На протяжении многих лет Россия вела войны с Османской империей. Большую   роль в этой борьбе сыграли А.В. Суворов, М.И. Кутузов и Ф.Ф. Ушаков.  

ученик. Слайд 10. В 1783 году Крым вошел в состав России, что  было ратифицировано Ясским мирным договором  (1791 г.) между Россией и Османской империей. В Манифесте Екатерина II обещала жителям охранять и защищать  их имущество, храмы, веру.

ученик. С этого времени возрастает приток населения на полуостров Крым, растут города, развивается торговля, сельское хозяйство. На берегу превосходной природной гавани в 1783 г. закладывается город Севастополь как база Черноморского флоте. Экономика Крыма стала быстро развиваться. У небольшого городка Ак-Мечеть строится Симферополь, ставший центром Таврической области.

ученик.Слайд 11. В 1854-1855 гг. в Крыму разыгрались  главные события Восточной войны, более известной под   названием Крымской. В сентябре 1854  г. соединенные армии Англии,   Франции и Турции высадились  севернее Севастополя и осадили   город.

ученик. Слайд 12. 349 дней продолжалась оборона города под командованием вице-адмиралов В.А. Корнилова и П.С. Нахимова, контр-адмирала В.И. Истомина. Война разрушила город до основания, но и прославила его на весь мир.

ученик. Слайд 13. В годы Великой Отечественной войны вошла в историю героическая 250-дневная оборона Севастополя и бессмертный подвиг подземного гарнизона в керченских каменоломнях. Многие соединения и части Красной Армии получили почетные наименования «перекопских», «сивашских» «керченских», «феодосийских», «симферопольских», «севастопольских». За оборону Севастополя 126 воинов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, тысячи награждены орденами и медалями.

ученик. В Крыму началось восстановление разрушенного народного хозяйства. Для скорейшего преодоления разрухи в городах и селах организовались отряды добровольцев. На Крымский полуостров стали переселяться новые жители из Украины, Курской, Московской, Пензенской, Ростовской, Рязанской областей Российской Федерации и других районов страны. В короткий срок были восстановлены промышленность и сельское хозяйство, возрождены города и села, реконструированы и построены новые санатории.

ученик. Слайд 14. В 1954 году Крымская область была передана в состав УССР согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР без указания статуса Севастополя, являвшегося на тот момент городом республиканского подчинения РСФСР. В указе говорилось, что Крым является естественным продолжением южных степей Украины, и «из географических и экономических соображений передача Крымской области в состав братской Украинской республики целесообразна и отвечает общим интересам Советского государства». Таким образом, были нарушены Конституция РСФСР и законодательная процедура.

ученик. Слайд 15.  4 сентября 1991 г. Верховный Совет Крыма принял Декларацию о государственном суверенитете республики.

26 февраля 1992 г. Крымская АССР была переименована в Республику Крым в составе Украины.

Слайд 16.  В ноябре 2013 г. - феврале 2014 г. в Украине разразился политический кризис. В феврале 2014 г. на фоне массовых беспорядков и кровавых столкновений сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве, Президент Украины В.Ф. Янукович был отстранен от власти оппозицией и покинул страну, обратившись за помощью к России, призывая ее обеспечить защиту его жизни и безопасности.

ученик.Слайд 17. 16 марта 2014 г. состоялся референдум о статусе Крыма. За воссоединение с Россией на референдуме в Крыму проголосовали 96,77% жителей.

17 марта 2014 г. после референдума была провозглашена Республика Крым, и в этот же день Севастопольский городской совет попросил российские власти включить город в состав Российской Федерации, как город федерального значения.

18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов.

ученик.Слайд 18.  21 марта 2014 года был ратифицирован Федеральный Конституционный Закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

2. Слово учителя.

Слайд 19. Крым на протяжении XIX-XX веков стал местом паломничества писателей, поэтов, художников, композиторов. Памятные места связаны с именами А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, И.А. Бунина, М. А. Волошина, А. С. Грина, С.С. Прокофьева и мн. др.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  1. Работа по теме. Урок чтения.
  1. Сообщение учителя: А. П. Чехов и Ялта. (презентация: слайды №)

Слайд 20. 100 лет назад поселился в Крыму, в Ялте, Антон Павлович Чехов, удивительный человек, влюбленный в жизнь, в красоту природы, блестящий знаток души человеческой, красивый, умный, талантливый, готовый вместить в свое сердце и чужую радость, и чужую боль.

Слайд.21. Поселок Чехово… Музей Чехова… Памятник Чехову… Театр имени Чехова, улица, библиотека, школа… Многое в Ялте связано с именем Чехова.

Слайд 22. Летом 1888 года  А.П.Чехов  впервые  приехал в Крым,   в Ялте был проездом, но был  восхищен его морем и горами. "Ялта - это помесь чего-то европейского, напоминающего вид Ниццы, с чем-то мещански ярморочным". Антон Павлович называл Ялту своей "теплой Сибирью". В Феодосии Чехов остановился на даче издателя газеты "Новое время" А.В. Суворина и прожил там около двух недель.

Слайд 23. Ровно через год Антон Павлович вновь посещает Крым, на этот раз он приезжает в Ялту и останавливается в Черноморском переулке. За две недели, которые он провел в Ялте, им была написана пьеса "Леший", один из вариантов "Дяди Вани" и рассказ "Скучная история".

Слайд.24. В 1897 году здоровье Антона Павловича ухудшилось, тяжелые легочные кровотечения, заставившие лечь в клинику, навсегда подорвали его силы. За границу, откуда он только что вернулся, совершив длительное путешествие по Европе, ему ехать не хотелось. Чехов выбрал Крым, Ялту. "Без России нехорошо, нехорошо во всех смыслах. Из всех русских теплых мест самое лучшее пока - Южный берег Крыма. В Крыму уютней и ближе к России".

Слайд 25. А.П. Чехов купил небольшой участок земли на окраине Ялты  и построил дом по проекту ялтинского архитектора Шаповалова.  Требовалось, чтобы комнаты были по возможности изолированы. Предполагалось три жильца - он сам, мать и в летнее время сестра. Строительство длилось всего 10 месяцев.

Слайд. 26. Антон Павлович и Мария Павловна почти ежедневно бывали на участке. Они живо интересовались ходом строительства. В это же время Антон Павлович с увлечением занимался посадкой деревьев - каждое дерево в саду посажено собственными руками Антона Павловича.  

Слайд 27. Чего только ни посадил он там! Пальмы, глицинии, черешни, вишни, кипарисы и… северную белую березку, напоминающую ему о средней полосе России.

Слайд 28. 9 сентября 1899 года Чехов переехал в Ялту вместе с сестрой Марией Павловной и матерью Евгенией Яковлевной.

Слайд 29.Ялтинская дача Чехова стояла почти за городом. Вся белая, чистая, легкая, красиво несимметричная, построенная вне какого-нибудь определенного архитектурного стиля, с вышкой в виде башни, с неожиданными выступами, со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху, с разбросанными то широкими, то узкими окнами

Слайд 30. Во дворе жили: ручной журавль и две собаки. Журавль был важная, степенная птица. " Это замечательнейшее и добрейшее существо. Он любит всех нас… , он горд и доволен еще тем, что его просят танцевать. Он - артист и любит, когда мы смеемся на его забавные танцы.»  Одну собаку звали Тузик, а другую - Каштан, в честь прежней, исторической Каштанки, носившей это имя.

Слайд 31. Конец 90-х и начало 1900-х годов были как раз началом расцвета и быстрого роста южного берега как всероссийского курорта. Ялта становилась местом, куда съезжались не только для лечения, но и для отдыха весной, летом и осенью.

Слайд 32. В течение пяти с половиной лет, которые Антон Павлович прожил в Ялте, жизнь в усадьбе била ключом. Кто только ни бывал у Чеховых! Горький, Толстой, Короленко, Куприн, Левитан… Алексей Максимович Горький был наиболее частым гостем.

Слайд 33. В Ялте в это время был почти весь литературный мир. "Ежедневно, - вспоминает Станиславский, - в известный час, все актеры и писатели сходились на даче Чехова, который угощал гостей завтраком. Хозяйничала сестра Антона Павловича, Мария Павловна, наш общий друг. На главном месте хозяйки восседала мать Антона Павловича, прелестная старушка, всеми нами любимая..."

Слайд 34. Стены этого дома слышали голос Федора Шаляпина. Здесь исполнял на фортепиано свои произведения Сергей Рахманинов. Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Вера Комиссаржевская и многие другие замечательные представители русской культуры того времени бывали гостями Антона Павловича.

Слайд 35. В конце 1890-х, Чехов познакомился с молодой актрисой этого театра – Ольгой Леонардовной  Книппер, которая в 1901 году стала его женой. Но жить вместе, семьей, им почти не удавалось: Чехов из-за болезни должен был жить в Ялте, а Ольга Леонардовна – в Москве, где находился театр, в котором она была одной из ведущих актрис. По этому поводу Чехов однажды пошутил, что никто не виноват в том, что в него бес вложил «бацилл», а в его жену-актрису – «любовь к искусству». Тем не менее,  разлука с женой давалась ему тяжело. В это время  он чувствовал себя в  Ялте отшельником и нередко в письмах называл ее «тюрьмой», очень тосковал по природе средней России.

Слайд 36.  К Чехову, больному, тоскующему,  приехал его театр, так высоко поднявший и "Чайку", и "Дядю Ваню", театр, полный молодых сил, веры в будущее!

Слайд 37.Это была весна нашего театра, - вспоминал К. С. Станиславский, - самый благоуханный и радостный период его молодой жизни... Мы сказали себе:  "Антон Павлович не может приехать к нам, так как он болен, поэтому мы едем к нему, так как мы здоровы. Если Магомет не идет к горе, гора идет к Магомету..."

Слайд 38.Когда шли пьесы А.П. Чехова, над зрителями летали листовки со стихами, славящими артистов и автора. Чехову были преподнесены три пальмовые ветви, перехваченные красной муаровой лентой с надписью: "Антону Павловичу Чехову, глубокому истолкователю русской действительности".

Слайд 39. Театр уехал, и потекли скучные и однообразные дни в Ялте. В то время у А.П.Чехова было уже большое литературное имя. С ним искали знакомства, искали случая хотя бы увидеть его. Ялтинские дамы и молодежь специально отправлялись гулять на набережную затем, чтобы видеть, как гуляет Чехов. «Чехов! Чехов! Вон он стоит! Вон он пошел! Вон он остановился!» - такой полушепот то и дело слышался в густой толпе.

Слайд 40. Антон Павлович в это время был полон всяких планов и надежд, он охотно знакомился с местными людьми, широко отзывался на местные нужды. Он принял звание члена училищного совета, дал взаймы довольно большую сумму на одну из ялтинских  школ; сделал пожертвование в греческую церковь, в приходе которой находилась его дача. Несмотря на тяжелую болезнь, Антон Павлович живо интересовался всем окружающим. В Ялте он часто заходил в редакцию газеты, в местный художественный театр. Он не провел ни одного дня без хлопот о чужих делах. «На каждую просьбу надо отозваться, и если нельзя дать того, что просят в полной мере, нужно хотя бы половину, хотя бы четверть, но дать непременно».

Слайд 41. Летом 1904 резко обострилась болезнь. Чехов выехал на курорт в Германию в г.Баденвейлер, где и скончался.Ещё 3 августа 1901 года Чехов составил завещательное письмо, адресованное сестре: "Милая Маша, завещаю тебе в твое пожизненное владение дачу мою в Ялте, деньги и доход с драматических произведений, а жене моей Ольге Леонардовне — дачу в Гурзуфе и пять тысяч рублей. Помогай бедным... Береги мать. Живите мирно".

Слайд 42. "Коль принадлежишь к племени людей, то все равно рано или поздно будешь страдать и умрешь, а раз так, значит, надо прожить до конца своего тихо, не рвать занавес в клочья, не вынуждать близких к страданию,» - писал Антон Павлович Чехов.

Слайд 43. В 1921 году стараниями наследницы и сестры писателя Марии Павловны ялтинская дача Чехова была превращена в государственный музей.Мария Павловна переселилась сюда из Москвы в 1917 году и посвятила свою дальнейшую жизнь обустройству и функционированию Дома-музея. Она сохранила нетронутыми комнаты и личные вещи писателя.

Расположенный в красивом саду, посаженным самим Чеховым, дом имеет удивительно современный вид из стороны сада, с широкой аркой над главной дверью. Внутри комнаты по-прежнему хранят память о рубеже веков – здесь находиться мебель Чехова, пианино, на котором играл сам Рахманинов, а на стенах висит антикварный телефон Ericsson. Кожаное пальто писателя висит с другой одеждой в шкафу, как напоминание о его большом росте (1 метр 86 сантиметров). Напротив домика расположено новое здание, в котором хранится обширный архив фотографий, театральные программы, первые издания писателя, а также личные медицинские книги и оборудование.

В доме есть девять комнат на первом и втором этажах, которые доступны для общественности. Столовая и спальня писателя выполняют функцию кабинета и остаются неизменными со дня его смерти. В одной из комнат представлены материалы из жизни и работы Чехова.

Слайд 44. В доме сохранились столовая, спальня и кабинет писателя в том виде, как они были при жизни Чехова, а в одной из комнат теперь открыта историко-литературная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве писателя.

            Неутомимый труженик, всегда стремящийся к новым впечатлениям, Чехов к тридцати годам успел объездить полмира: посетил Дальний Восток и остров Цейлон, Сахалин и Париж, Индию и Турцию. Он был счастлив, что видел «миллионы пейзажей». Всюду, где ни бывал писатель, он творил добрые дела: строил школы, больницы, в Ялте – первый бесплатный пансионат «Яузлар» для бедных, сажал сады. В Ялте, на окраине Аутки, он построил Белую дачу, с которой открывался прекрасный вид на море, а с другой стороны видны были горы, покрытые лесами.

        Многие места связаны с именем А. П. Чехова: дом, сад, улица, носящая его имя, знаменитая ялтинская набережная.

  1. Первичное закрепление.

-  Почему А. П. Чехов стал жить в Ялте?

-  Какую оценку дал  Чехов Ялте?

-  Опишите дачу писателя?

-  Чем занимался Антон Павлович, пока строился дом? Почему?

-  Перечислите домашних любимцев Чехова?

-  Кто побывал в доме писателя?

-  Кого он навещал?

-  Кем по профессии была жена А. П. Чехова?

-  Перечислите памятные места в Ялте, связанные с именем А. П. Чехова.

(оценивание)

  1. Упражнения на составление психологической характеристики человека. 

(групповая  работа по карточкам:  Прочитайте текст, перескажите его вслух.

- О какой черте характера  Чехова вы узнали из этого текста?)  

Карточка №1.

        К М. П. Чеховой 19 ноября 1899 года в Москве обратился неизвестный студент с просьбой устроить ему свидание с Антоном Павловичем. Больному туберкулезом студенту врачи посоветовали ехать в Ялту, а денег у него не было. Покой тяжело больного брата был дорог Марии Павловне, но все же она не могла отказать студенту. В виде предлога для свидания с Чеховым она дала студенту стеклянный валик для марок и вместе с ним письмо... Просьба о помощи не осталась без ответа. 24 ноября 1899 год а Чехов пишет сестре: "Студент приехал и привез валик для марок. Студента устроим... я сдам его М-mеБонье и думаю, что он будет жить хорошо...".

Карточка 2.

        Чехов помогал десяткам больных людей, обращающихся лично к нему, но Чехова  это не удовлетворяло. 25 ноября 1899 года в письме к А. М. Горькому он рассказывает о "чахоточных бедняках", о смерти поэта Епифанова. "Мы решили строить санаторию, - пишет он, - я сочинил воззвание; сочинил, ибо не нахожу другого средства". Свое воззвание о помощи нуждающимся туберкулезным больным Чехов 4 раза переделывал в наборе и взялся рассылать его лично. Эта рассылка продолжалась около 2 лет.

Горячий призыв Чехова: "На помощь умирающим!" - облетел всю Россию.

Когда было собрано около 40000 рублей, Чехов добавил свои 5000 и купил дом на окраине Ялты, который при его жизни начали перестраивать под санаторий.

Карточка 3.

Осенние и зимние месяцы 1899 года и весна 1900 года проведены Чеховым в Ялте. Весной 1900 года Ялта готовилась к встрече Художественного театра. Чехов с огромным нетерпеньем ждал приезда "художников", которые должны были показать ему "Чайку" и "Дядю Ваню", он ждал также приезда своей будущей жены, Ольги Леонардовны Книппер.

В связи с приездом театра у Чехова появилось много новых забот, но он не забывает и о больных, нуждавшихся в его помощи. В письме к артисту Художественного театра А. Л. Вишневскому Чехов пишет:  «Если решите играть в чью-нибудь пользу, то играйте в пользу "Попечительства о приезжих больных", которое страшно нуждается в деньгах». Художественный театр выполнил просьбу писателя.

        

Что интересного узнали о писателе?

 (оценивание)

  1. Закрепление.
  1. Устная работа.

Что вы запомнили о жизни писателя в Ялте?

Что было главным для Антона Павловича?

Можно ли, нужно ли гордиться такими людьми, как А. П. Чехов? Почему?

  1. Домашнее задание.

Почитать о Крыме дополнительную литературу, прочитать любой рассказ А. П. Чехова – самообразование

  1. Итог. Оценки. Рефлексия.

        (физминутки, гимнастика для глаз по ходу урока)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...