Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_7_klass.docx | 96.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание учебного предмета
Введение(1 ч)
Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.
Устное народное творчество (6 ч)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».
Былины. Понятие о былине. Особенности былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного чтения
Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. Народная мудрость пословиц и поговорок.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Былина (развитие представлений). Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы (2 ч)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности
«Повесть временных лет». Отрывок « О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века ( 2 ч)
М.В.Ломоносов. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах.
Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Из русской литературы XIX века (28 ч)
А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл ХII.
«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.
«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХYIвека и их роль в понимании характеров и идеи повести. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета и художественной формы поэмы «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей - запорожцев. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства в повести Особенности изображения людей и природы в повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
И.С.Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Особенности жанра
Теория литературы. Стихотворения в прозе
Н.А.Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).
А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел Конфликт «рыцарства» и самовластья.
М.Е.Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…». «Дикий помещик» Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальное представление).
Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир
И.А.Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Нравственный смысл рассказа..
А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
А.П.Чехов «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. (для чтения и обсуждения)
Теория литературы Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений)
Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны», А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…». И.А.Бунин. «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания
Из русской литературы ХХ века (22 ч)
М.Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков. Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальное представление). Портрет как средство характеристики героя.
В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя
Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление).
Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения
А.П.Платонов. «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Юшка – незаметный герой с большим сердцем.. «В прекрасном и яростном мире» (для самостоятельного чтения). Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова
Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов
Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой. К.Симонова. А.Суркова, А.Твардовского и др
Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы рассказа
Теория литературы. Литературные традиции
Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе
Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека
Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами
А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета, «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Д.С.Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальное представление).
М.М.Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя
ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ века
Лирические размышления о жизни, времени и вечности в песнях на слова русских поэтов ХХ века
Из литературы народов России (1 ч)
Расул Гамзатов. «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» и др . Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта
Из зарубежной литературы ( 6 ч)
Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно - поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса
Дж.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.
Японские хокку (хайку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)
О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе
Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о чудесной победе добра.
Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 7 класса»
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Планируемые результаты освоения материала | ||
1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | Знать цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам. Понимать природу художественного образа, уметь пользоваться справочным материалом | ||
2 | Предания как поэтическая автобиография народа | Знать определение понятия «предание»; понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа; уметь пересказывать текст | ||
3 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа | Знать определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера; уметь составлять характеристику героя, определять тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность | ||
4 | Вн.Чт. Киевский цикл былин. Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Бескорыстное служение Родине, народу. | Уметь характеризовать героев; оценивать отражённые в произведении народные вкусы и пристрастия, подлинные исторические события и народные идеалы | ||
5 | «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Кузнец и ведьма как представители светлого и тёмного миров карело- финских эпических песен | Понимать эстетическое совершенство «Калевалы»; уметь характеризовать героев | ||
6 | Пословицы и поговорки. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц | Знать определение понятий «пословицы» и «поговорки»; понимать жанровые особенности | ||
7 | Р.К.Пословицы и поговорки Донского края | Знать отличие пословиц от поговорок; уметь объяснять прямой и переносный смысл | ||
8 | «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси | Знать особенности поучения как жанра литературы; понимать смысл поучения Владимира Мономаха | ||
9 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности. Высокий моральный облик главной героини | Знать содержание повести; уметь воспринимать и анализировать древнерусский текст, отмечая красоту и силу главных героев | ||
10 | М.В. Ломоносов «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…» | Знать факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, «теорию трёх штилей»; уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст | ||
11 | Г.Р. Державин «Река времён…», «На птичку», «Признание». Своеобразие поэзии Г.Р. Державина | Знать биографию поэта, содержание стихотворений; понимать философский и иносказательный смысл стихотворений; уметь определять идею стихотворений | ||
12 | А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Особенности композиции, своеобразие языка | Знать историческую основу «Песни…», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка; уметь давать сравнительную характеристику героев, находить средства художественной изобразительности | ||
13 | Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о маленьком человеке. Судьба Дуни и притча о блудном сыне | Понимать идейный замысел повести; уметь анализировать художественный текст | ||
14 | Урок развития речи Изложение «Интерьер дома Самсона Вырина» | Уметь передавать содержание прослушанного текста, выделять микротемы; понимать смысл текста | ||
15 | М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта. Стихотворения «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы | Понимать тему стихотворения; уметь анализировать лирическое произведение | ||
16 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. Особенности сюжета, картины быта | Знать историю создания «Песни…», особенности сюжета; понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром; уметь отмечать в ней фольклорные элементы | ||
17 | Нравственный поединок героев поэмы | Знать жанровое своеобразие «Песни…»; понимать основной конфликт; уметь составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев | ||
18 | Урок развития речи Аудиторное сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня…» | Знать особенности композиции сочинения-рассуждения; уметь выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты | ||
19 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести | Знать биографию писателя; место повести в творчестве Н.В. Гоголя; понимать роль исторического фона в повествовании; уметь составлять план, выделять главное | ||
20 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Тарас и его сыновья | Знать содержание повести; понимать мотивы поведения героев; уметь отбирать материал для сравнительной характеристики героев | ||
21 | Запорожская Сечь, её нравы и обычаи | Знать содержание повести; понимать глубину и трагизм конфликта отца и сына | ||
22 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю | Знать/понимать идейную направленность заключительной главы и повести в целом | ||
23 | Урок развития речи Аудиторное сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Знать особенности композиции сочинения-рассуждения; уметь выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты | ||
24 | И.С.Тургенев «Записки охотника». И их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных | Знать историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк»; уметь определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, составлять план | ||
25 | И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». История создания цикла | Знать жанровые особенности стихотворения в прозе; понимать нравственный смысл; уметь анализировать стихотворение в прозе | ||
26 | Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины» | Знать историческую основу поэмы, её содержание; уметь определять тему и идею поэмы | ||
27 | Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа | Знать рождение замысла произведения, его содержание; уметь находить художественные приёмы фольклора | ||
28 | Р.К. В.М.Кожина «Моё врастание в мир» (автобиографический рассказ) | Знать содержание; уметь определять проблему произведения, находить художественно- изобразительные средства | ||
29 | А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» | Знать/понимать жанровое своеобразие исторических баллад; уметь анализировать поэтический текст | ||
30 | Вн.Чт.А.К. Толстой «Князь Серебряный». Трагедия героя, сохранившего честь и верность | Знать содержание романа; уметь выделять сюжетные линии, жанровые особенности | ||
31 | М.Е.Салтыков- Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры | Знать биографию и творчество писателя, содержание произведения; уметь анализировать текст с учётом специфики жанра | ||
32 | Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества | Знать содержание сказки и полноценное её восприятие; понимать идейно-тематическое содержание сказки; уметь находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приёмы иносказания | ||
33 | Урок развития речи Сатира и юмор в сказках Щедрина | Знать содержание сказок Салтыкова – Щедрина, приёмы сатирического изображения; уметь находить аналогичные приёмы в самостоятельно прочитанных сказках писателя, создавать собственные сказки | ||
34 | Контрольное тестирование | |||
35 | Л.Н.Толстой «Детство». Сложность взаимоотношений взрослых и детей | Написать сочинение- миниатюру «Поступок, за который мне стыдно» или «Поступок, которым я горжусь» | ||
36 | Р.К.Тема родной природы в лирике шахтинской поэтессы Т.Долгополюк | Знать биографию и творчество писателя, понимать тему; уметь анализировать | ||
37 | А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения | Знать оценки творчества А.П.Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа; понимать тему и идею произведения; уметь оценивать действия героев | ||
38 | Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник» | Понимать и уметь объяснять особенности композиции рассказа и её смысл; понимать идейно-тематическую направленность произведения; уметь анализировать произведение, видеть «смех и слёзы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи | ||
39 | Вн.Чт.Смех и слезы в «маленьких» рассказах А.П.Чехова | Знать содержание рассказов, позицию автора; уметь видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя | ||
40 | Р.К.Тема «малой» Родины в лирике А.И.Недогонова | Знать биографию писателя; понимать тему стихотворений; уметь анализировать, находить художественно-изобразительные средства | ||
41 | И.А Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых | Знать/понимать сведения о жизни И.А.Бунина, его литературной судьбе; содержание рассказа, его проблематику; уметь составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героями описываемым событиям | ||
42 | И.А.Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа | Знать понятие «деталь произведения»;уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно- этические темы | ||
43 | Урок развития речи Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест» | Знать план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы; уметь анализировать небольшое стихотворение | ||
44 | М.Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести | Знать/понимать автобиографический характер повести, её содержание, причины поступков героев; уметь делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребёнка особо тяжкие впечатления, определять отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства, изображающие враждебную обстановку в доме деда | ||
45 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев | Знать специфические черты характера, присущие отдельным героям повести; уметь видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою по плану | ||
46 | «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды | Знать содержание легенды, жанровое своеобразие произведения; уметь оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд. | ||
47 | Р.К. В.М.Кожина «Барсик». Нравственные проблемы рассказа | Знать содержание произведения; уметь анализировать отдельные эпизоды | ||
48 | В.Маяковский «Необычайное происшествие…». Роль поэзии в жизни человека и общества | Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов. | ||
49 | В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» Два взгляда на мир | Понимать тонкости внутреннего мира лирического героя, главную тему стихотворения; уметь видеть позицию автора | ||
50 | Вн.Чт. Л.Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. Бессердечие героев | Знать сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения, нравственную проблематику; уметь сформулировать собственное отношение к событиям и героям | ||
51 | А.Платонов «Юшка». Ценность человеческой жизни, призыв к состраданию | Уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев | ||
52 | Вн.Чт. А.Платонов. "В прекрасном и яростном мире» | Знать особенности языка писателя; понимать идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте, взаимопонимании | ||
53 | Урок развития речи Сочинение «Нужны ли нам в жизни сочувствие и сострадание?» | Знать содержание прочитанных произведений, уметь определять основную мысль сочинения | ||
54 | Тема ВОВ в творчестве поэтов Донского края | Понимать тему стихотворений, уметь анализировать | ||
55 | Н.Скребов. «От Дона до Победы» | Знать произведения писателя; уметь анализировать | ||
56 | Н.Скребов . «От Дон до Победы» | Знать содержание произведений;уметь анализировать | ||
57 | Ф.А.Абрамов. Проблемы рассказа «О чем плачут лошади» | Знать факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа; уметь анализировать небольшое эпическое произведение | ||
58 | Н.Носов «Кукла». Протест против равнодушия | Сведения о писателе, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея», план анализа эпического произведения; уметь сравнивать тексты, находя сходство и различие | ||
59 | Ю.Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. | Знать сведения из жизни писателя, план характеристики героев; понимать нравственную проблематику рассказа; уметь давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев | ||
60 | Смех М.Зощенко (по рассказу «Беда) | Знать/ понимать автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа; Уметь видеть смешное и грустное | ||
61 | Д.С.Лихачёв «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи | Знать автора, биографические сведения о нём; уметь выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы | ||
62 | Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», « Я вновь пришёл сюда…». Особенности художественной образности дагестанского поэта | Знать факты жизни и творческого пути поэта, план анализа лирического произведения, уметь выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст | ||
63 | Зарубежная литература. Роберт Бернс «Честная бедность. Представления поэта о справедливости и честности | Знать автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества; уметь выразительно читать стихотворение | ||
64 | Дж.Г.Байрон- «властитель дум» целого поколения. | Знать/понимать автора, факты его жизненного и творческого пути; уметь анализировать текст, видеть особенности поэтических интонаций | ||
65 | О.Генри «Дары волхвов». | Знать/понимать автора, факты его жизненного и творческого пути; Уметь видеть гуманизм и лёгкий юмор в рассказах писателя | ||
66 | Р. Д. Бредбери. «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра | Знать биографические сведения о Р.Брэдбери, понятие «фантастический рассказ- предупреждение»; уметь объяснять смысл названия рассказа | ||
67 | Контрольное тестирование | |||
68 | Итоговый урок Итоги года. Рекомендации для летнего чтения |
Календарно – тематическое планирование
Дата | № п/п | Кол-во ча-сов | Тема урока. Содержание образования | Виды деятельности | Виды контроля | Домашнее задание | |
2.09 | 1 | 1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | Вводный урок, беседа | Устный опрос | Стр. 3-5. Решить ребусы, Прочитать предания (по вариантам) | |
4.09 | 2 | 1 | Предания как поэтическая автобиография народа | Конспектирование, пересказ статьи учебника, ответы на вопросы | Устный опрос | Пересказ статьи учебника. Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович» | |
9.09 | 3 | 1 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа | Конспектирование, выразительное чтение | Чтение былин по ролям, дать характеристику Вольге или Микуле, опираясь на план | ||
11.09 | 4 | вн/чт 1 | Киевский цикл былин. Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Бескорыстное служение Родине, народу. | Работа над цитатным планом по ходу чтения, составление словесного портрета Ильи Муромца, характеристика героя | Викторина, выразительное чтение эпизода | Подготовить сообщение «Былинные богатыри как выражение национального представления о героях». Прочитать песню «Калевала» | |
16.09 | 5 | 1 | «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Кузнец и ведьма как представители светлого и тёмного миров карело- финских эпических песен | Выразительное чтение поэмы, выборочный пересказ | Тестирование | Найти в «Калевале» черты жанра: воинской повести, заговоров, заклятий, свадебных обрядовых песен, загадок | |
18.09 | 6 | 1 | Пословицы и поговорки. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц | Чтение статьи учебника, объединение пословиц в тематические группы | Устный опрос | Стр.49, пересказ статьи учебника | |
23.09 | 7 | Р/К 1 | Пословицы и поговорки Донского края | Конкурс «Кто знает больше пословиц и поговорок» | Сочинение- миниатюра по одной пословице | ||
25.09 | 8 | 1 | «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси | Рассказ учителя, беседа | Ответить на вопрос: какие наставления Владимира Мономаха актуальны и сейчас? | Написать поучение. Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | |
9 | 1 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности. Высокий моральный облик главной героини | Обучение анализу произведения | Составить план пересказа повести | Групповые задания. Подготовиться к сочинению по фольклору и древнерусской литературе (выбрать тему, подобрать цитаты) | ||
10 | 1 | М.В. Ломоносов «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…» | Вырази- тельное чтение оды, чтение статьи учебника | Стр. 64-68, ответить на вопросы 5,6. Выучить отрывок наизусть | |||
11 | 1 | Г.Р. Державин «Река времён…», «На птичку», «Признание». Своеобразие поэзии Г.Р. Державина | Рассказ о поэте, выразительное чтение стихотворений, комментирование художественного текста | Тестирование «Литература XVIII века» | Выразительное чтение стихотворений. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о А.С. Пушкине | ||
12 | 1 | А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Особенности композиции, своеобразие языка | Сообщение о жизни и творчестве поэта. Чтение и пересказ летописного отрывка о смерти Олега, беседа | Выучить отрывок наизусть. Прочитать повесть «Станционный смотритель» | |||
13 | 1 | Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о маленьком человеке. Судьба Дуни и притча о блудном сыне | Выборочное чтение, пересказ отдельных эпизодов, сопоставление повести и притчи о блудном сыне | Тестирование по творчеству А.С. Пушкина | Сочинение-миниатюра «О чём заставляет задуматься повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»? | ||
14 | 1 | Урок развития речи Изложение «Интерьер дома Самсона Вырина» | Изложение | Изложение | Подготовить сообщение о творчестве М.Ю. Лермонтова на основе статьи учебника и дополнительных источников | ||
15 | 1 | М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта. Стихотворения «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы | Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы, анализ стихотворения «Молитва» | Выучить стихотворение наизусть, индивидуальное задание, прочитать «Песню про царя…» | |||
16 | 1 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. Особенности сюжета, картины быта | Выборочное чтение, краткий пересказ «Жалобы Кирибеевича», выразительное чтение | Ответ на проблемный вопрос «Какие нравственные законы преступает Кирибеевич?» | Выучить отрывок наизусть. Составить цитатный план поэмы. | ||
17 | 1 | Нравственный поединок героев поэмы | Выразительное чтение кулачного боя, описание утра перед боем, рассказ о семейной драме, анализ эпизодов | Составить сравнительную характеристику героев поэмы | |||
18 | 1 | Урок развития речи Аудиторное сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня…» | Отбор материала для раскрытия темы | Сочинение | Закончить работу над сочинением. Чтение повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | ||
19 | 1 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести | Чтение статьи учебника, сообщение, устное словесное рисование | Викторина «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя» | Составить характеристики главных героев. Выразительное чтение эпизода «Описание степи» | ||
20 | 1 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Тарас и его сыновья | Выборочный пересказ эпизодов, выразительное чтение эпизода «Степь» | Индивидуальный опрос | Подготовить сообщение «Нравы и обычаи Запорожской Сечи». Составить сравнительную характеристику Остапа и Андрия | ||
21 | 1 | Запорожская Сечь, её нравы и обычаи | Сжатый пересказ, анализ эпизодов | Письменный ответ на вопрос «Можно ли назвать Андрия предателем?» | Выучить отрывок наизусть | ||
22 | 1 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю | Выразительное чтение отрывка, комментарий эпизода «Казнь Остапа» | Ответ на вопрос «Почему сцена казни Остапа – одна из самых сильных и значительных сцен повести?» | Подготовиться к сочинению по повести | ||
23 | 1 | Урок развития речи Аудиторное сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Отбор материала для раскрытия темы | Закончить работу над сочинением, прочитать статью о И.С. Тургеневе, рассказ «Бирюк» | |||
24 | 1 | И.С.Тургенев «Записки охотника». И их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных | Чтение, пересказ, ответы на вопросы, составление плана рассказа | Составить тезисный план | Подготовить устный рассказ «Моё отношение к рассказу «Бирюк». Чтение стихотворений в прозе | ||
25 | 1 | И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». История создания цикла | Выразительное и комментированное чтение | Выучить стихотворение наизусть. Подготовить сообщение о Н.А. Некрасове. Прочитать поэму «Русские женщины» | |||
26 | 1 | Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины» | Чтение I части поэмы, ответы на вопросы | Тест по творчеству И.С. Тургенева | Написать характеристику героини. Чтение стихотворения «Размышления у парадного подъезда» | ||
27 | 1 | Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа | Выразительное чтение, ответы на вопросы, устное словесное рисование с цитированием | Словарная работа | Выучить отрывок наизусть | ||
28 | Р/к 1 | В.М.Кожина «Моё врастание в мир» (автобиографический рассказ) | Конспектирование, беседа | Индивидуальные задания | |||
29 | 1 | А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» | Выразительное чтение, ответы на вопросы, сообщение об одном из героев | Составление краткого словаря устаревших слов, использованных автором в балладе | Прочитать роман А.К. Толстого «Князь Серебряный» | ||
30 | Вн/чт. 1 | А.К. Толстой «Князь Серебряный». Трагедия героя, сохранившего честь и верность | Чтение отдельных эпизодов, пересказ главы «Опричники», комментирование главы «Пир» | Ответить на вопросы | Подготовить сообщение о М.Е. Салтыкове-Щедрине, прочитать «Повесть о том…» | ||
31 | 1 | М.Е.Салтыков- Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры | Беседа, выразительное чтение сказки по ролям | Составить цитатный план сказки | Ответить на вопросы, прочитать сказку «Дикий помещик» | ||
32 | 1 | Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества | Чтение, пересказ сказки чтение по ролям | Самостоятельная работа по таблице | Создать небольшую сказку на одну из школьных тем в духе Салтыкова- Щедрина | ||
33 | 1 | Урок развития речи Сатира и юмор в сказках Щедрина | Рассказ с использованием цитат о жизни «просвещённого пискаря», краткий пересказ «Медведь на воеводстве», характеристика одного из героев | Тест по теме | Составить викторину по сказкам | ||
34 | 1 | Контрольное тестирование | Тестирование | ||||
35 | 1 | Л.Н.Толстой «Детство». Сложность взаимоотношений взрослых и детей | Выборочный пересказ, ответы на вопросы, комментирование и анализ глав | Контрольный опрос | Читать главы: «Наталья Саввишна», «Детство», «Классы» | ||
36 | 1 р/к | Тема родной природы в лирике шахтинской поэтессы Т.Долгополюк | Лекция учителя, конспектирование, анализ стихотворений | Выучить стихотворение наизусть. Прочитать рассказ «Хамелеон» | |||
37 | 1 | А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения | Чтение статей в учебнике о писателе, ответы на вопросы, выразительное чтение по ролям, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Ответить на вопрос »Чем страшно и опасно раболепие, лицемерие, хамелеонство (Очумелова, толпы) | Выразительное чтение рассказа »Злоумышленник» Ответить на вопрос: над чем смеётся автор и что его огорчает? | ||
38 | 1 | Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник» | Чтение и восприятие рассказа, чтение по ролям, характеристика главных действующих лиц по плану | Развёрнутый ответ на вопрос | Чтение рассказов А.П.Чехова | ||
39 | Вн/чт. 1 | Смех и слезы в «маленьких» рассказах А.П.Чехова | Тест по рассказам Чехова | Написать мини-сочинение «Мой любимый рассказ А.П.Чехова» | |||
40 | Р/К 1 | Тема «малой» Родины в лирике А.И.Недогонова | Выразит. чтение и анализ стихотворений, | Выучить наизусть (по выбору) | |||
41 | 1 | И.А Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых | Чтение статьи о писателе, составление плана; выборочное чтение | Подготовить чтение по ролям рассказа «Цифры», читать рассказ «Лапти» | |||
42 | 1 | И.А.Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа | Чтение и восприятие рассказа, словесное рисование, рассказ о «страшной ночи» | Тест | Написать отзыв о рассказе | ||
43 | 1 | Урок развития речи Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест» | Чтение статьи учебника и стихотворений, устное рисование | Выучить наизусть стихотворение (по выбору). Читать повесть М.Горького «Детство» | |||
44 | 1 | М.Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести | Чтение статьи учебника о М.Горьком, сопоставление фактов жизни писателя с содержанием повести «Детство», подбор цитат, характеризующих «свинцовые мерзости жизни» | Дочитать повесть до конца, ответить на вопросы | |||
45 | 1 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев | Ответы на вопросы по содержанию и осмыслению повести, словесное рисование «Бабушка глазами Алёши»,художественный пересказ эпизодов из 2-4 глав | Тест по повести | Ответить на вопрос: в чём смысл бабушкиного «всё хорошо?». Подготовить чтение сцены по ролям «Разговор с дедом» | ||
46 | «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды | Выучить отрывок наизусть. | |||||
47 | Р/К 1 | В.М.Кожина «Барсик». Нравственные проблемы рассказа | Лекция, конспектирование | Подготовить сообщение о В.Маяковском | |||
48 | 1 | В.Маяковский «Необычайное происшествие…». Роль поэзии в жизни человека и общества | Чтение статьи о поэте, чтение стихотворения, анализ стихотворения | Выучить отрывок наизусть | |||
49 | 1 | В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» Два взгляда на мир | Вырази- тельное чтение, работа над языком произведения | Тест | Мини- сочинение по Начальной фразе «Мне нравятся (не нравятся) стихи В.В.Маяковского, потому что…» | ||
50 | В\Ч 1 | Л.Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. Бессердечие героев | Чтение очерка о писателе «Люди и книги», выборочное чтение рассказа, ответы на вопросы | Написать отзыв о рассказе, читать рассказ А.Платонова «Юшка» | |||
51 | 1 | А.Платонов «Юшка». Ценность человеческой жизни, призыв к состраданию | Чтение диалогов Юшки с детьми и взрослыми, рассказ о Юшке | Написать сочинение - миниатюру | |||
52 | В/Ч 1 | А.Платонов. В прекрасном и яростном мире» | Выборочное чтение, близкий к тексту пересказ, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос | Тест | Подготовиться к сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? | ||
53 | 1 | Урок развития речи Сочинение «Нужны ли нам в жизни сочувствие и сострадание?» | Сочинение- рассуждение | Письменная работа (сочинение) | Выразительное чтение стихотворений о войне | ||
54 | Р/К 1 | Тема ВОВ в творчестве поэтов Донского края | Лекция учителя, беседа, выразительное чтение | Выучить стихотворение (по выбору) | |||
55 | Р/К 1 | Н.Скребов. «От Дона до Победы» | Лекция учителя, конспектирование, комментированное чтение | Сочинение- миниатюра | Читать произведения Н.Скребова | ||
56 | Р/К 1 | Н.Скребов . «От Дон до Победы» | Лекция учителя, конспектирование, комментированное чтение | Тесты произведений Н.Скрёбова | Подготовить инд. сообщение о Ф.А.Абрамове, прочитать рассказ «О чём плачут лошади» | ||
57 | 1 | Ф.А.Абрамов. Проблемы рассказа «О чем плачут лошади» | Ответы на вопросы, комментированное чтение | Ответ на вопрос «Какие раздумья вызвал у вас рассказ?» | Прочитать рассказ Н.Носова «Кукла», статью учебника о Н.Носове | ||
58 | 1 | Н.Носов «Кукла». Протест против равнодушия | Чтение описания пейзажа, выборочный пересказ, ответы на вопросы | Тест | Прочитать рассказ «Тихое утро», ответить на вопросы | ||
59 | 1 | Ю.Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. | Рассказ учителя, чтение статьи учебника, беседа | Составить цитатный план | Подготовить сообщение о М.Зощенко. Прочитать рассказ «Беда» | ||
60 | 1 | Смех М.Зощенко (по рассказу «Беда) | Пересказ с сохранением авторского стиля Составление тезиса, плана статьи, пересказ | отзыв о рассказе | Подготовить сообщение о Д.С.Лихачёве | ||
61 | 1 | Д.С.Лихачёв «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи | Составление тезиса, плана статьи, пересказ | Тест | Подготовить сообщение о Р.Гамзатове | ||
62 | 1 | Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», « Я вновь пришёл сюда…». Особенности художественной образности дагестанского поэта | Сообщение о поэте, выразительное чтение стихотворений | Развёрнутый ответ на вопрос: как вы понимаете строки «Границы отчизны - не лес, не поля. Граница отчизны- граница покоя» | Составить план рассказа о Роберте Бернсе, читать стих-е «Честная бедность» | ||
63 | 1 | Зарубежная литература. Роберт Бернс «Честная бедность. Представления поэта о справедливости и честности | Чтение статьи учебника о Р.Бернсе, пересказ статьи, выразительное чтение | Выучить наизусть стих-е Р. Бернса | |||
64 | 1 | Дж.Г.Байрон- «властитель дум» целого поколения. | Слово о поэте, выразительное чтение стихотворения, анализ текста | Тезисы сообщения учителя о жизни | Выразительное чтение стих-я. Пересказ рассказа « Дары волхвов» | ||
65 | 1 | О.Генри «Дары волхвов». | Слово о писателе, чтение по ролям, пере- сказ от лица героев | Написать характеристику Деллы или Джима | |||
66 | 1 | Р. Д. Бредбери. «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра | Слово о писателе, устное словесное рисование картины мира, анализ текста | Тест | Письменный ответ на вопрос «О чём писатель предупреждает человечество?» | ||
67 | 1 | Контрольное тестирование | |||||
68 | 1 | Итоговый урок Итоги года. Рекомендации для летнего чтения | Устное высказывание по теме: «Человек, любящий и умеющий читать - счастливый Журавлев человек» (К.Паустовский). |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для обучающихся:
- Коровина В.Я. Литература :7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений .вВ2 ч.- М.: Просвещение, 2012
- Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе 7 класс.- М.: Просвещение», 2010
- Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я. Коровина, В.П., В.И Коровин. - М.: Просвещение, 2012
- Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах.- М.: Просвещение, 2000
- Обернихина Г.А., Соколов Л.Э., Вольнова И.А., Емельяненко Т.В.. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. -М.:Просвещение, 2013
- Русский фольклор: Словарь- справочник / Сост. Т.В Зуева.- М.: Просвещение, 1999
- Читательский дневник. Иду в 7 класс.- Саратов: Лицей ,2010
- И.О.Шайтанов, М.И. Свердлов .Зарубежная литература: Учебник- хрестоматия: 5-7 классы.- М.: Просвещение, 2012
Для учителя:
- С.М. Аникина, И.В.Золотарев. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2012
- И.И.Аркин. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. М.:Просвещение, 2010
- Е. Л. Демиденко. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.:ДРОФА, 2013
- Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.: ВАКО, 2011
- А.О. Ишимова. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000
- В.Я.Коровина. Литература: Методические советы: 7 класс.- М.: Просвещение, 2011
- Н.Е.Кутейникова. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2008
- А.М.Марченко. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008
- Русское народное поэтическое творчеств / Под редакцией проф. Н.И. Кравцова.- М.: Просвещение, 1971
- Л.Н.Тимофеев, С.В.Тураев. Краткий словарь литературных терминов. – М.: Просвещение, 2001
- Л.Е.Тумина. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы.- М.: ДРОФА, 2011г.
- Б.И. Турьянская, Е.В. Комиссарова, Л.А. Холодкова. Литература в 7 классе: Урок за уроком.- М.: Русское слово, 2003
Электронные пособия
Литература
- Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.
- Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)
- Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)
- Библиотека русской классики, выпуск 6. 9Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)
- Русская литература от Нестора до Маяковского.
- Русская поэзия XVII-XX веков.
- Хрестоматия по русской литературе.
- Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.
- Мудрые мысли и изречения. Том 3.
- Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.
- А.Грин “Алые паруса”.
- А.С.Пушкин. Стихи и сказки.
- Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
- А.П.Чехов. Рассказы.
- Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
- http://www.prosv.ru/metod/korovina7/42.html - методические рекомендации Коровиной В.Я.
Результаты освоения учебного предмета и система их оценки
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса
Обучающиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико – литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки; летопись; роды литературы; эпос ; повесть; литературный герой ; понятие о теме и идее произведения ; герой – повествователь ; портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; ода; баллада; стихотворения в прозе; лирический герой ; поэма; трехсложные размеры стиха; тоническое стихосложение ; гипербола ; гротеск ; сатира и юмор как формы комического ; публицистика ; мемуары как публицистический жанр ; литературные традиции.
Обучающиеся должны уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, лирических, драматических произведениях
- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
- видеть обстановку действия в той лил иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
- предавать динамику чувств в выразительном чтении лирического произведения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий, формулировать вопросы к произведению;
- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, пьесы, повести;
- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зрения выражения авторской позиции;
-стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
-написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
Нормы оценивания.
Оценка знаний, умений, навыков обучающихся по предмету «Литература»
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.
1.Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим:
Оценкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.
Оценкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.
Оценкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Оценкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Оценкой "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
-правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
-соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
-точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка "5":
ставится за сочинение:
-глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
-стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;
-написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
-допускается одна - две неточности в содержании.
Оценка "4":
ставится за сочинение:
-достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
-логическое и последовательное в изложении содержания;
-написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
-допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Оценка "3":
ставится за сочинение, в котором:
-в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
-материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
-материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,
-обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
Оценка "2":
ставится за сочинение, которое:
-не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на
-характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
-отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка "1":
ставится за сочинение:
-написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
- содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....