«Любовь и творчество в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Тип урока: комбинированный с включением сообщений по опережающим заданиям:

  • История Мастера;
  • История Маргариты;
  • Встреча героев и Любовь, которая поразила обоих сразу и навсегда;
  • Какой Дом обрёл Иван Бездомный;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1_m_i_m.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 «Г» классе

по теме: «Любовь и творчество в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Учитель: Пинягина Ольга Александровна,

высшая квалификационная категория,

МАОУ – Лицей № 88, г.Екатеринбург.

Тип урока: комбинированный с включением сообщений по опережающим заданиям:

  • История Мастера;
  • История Маргариты;
  • Встреча героев и Любовь, которая поразила обоих сразу и навсегда;
  • Какой Дом обрёл Иван Бездомный;

В начале изучения темы даны темы сочинений, указаны эпизоды для анализа:

1)        Кто из героев романа Булгакова становится жертвой свиты Воланда и почему?

2)        Почему в романе Булгакова утверждается, что «трусость – самый страшный порок»?

3)        «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д. С. Мережковский).

4)        Какой Дом обрёл Иван Бездомный.

5)        Почему Мастер не заслужил света, а заслужил покой?

Анализ эпизодов:

  1. Допрос во дворце Ирода Великого (2 гл., I ч.).
  2. Разговор Пилата с Афранием (25 гл., II ч.).
  3. Спор на Патриарших прудах (1 гл. I ч.).
  4. Великий бал у Сатаны (23 гл. II ч.).
  5. Сеанс чёрной магии (12 гл. I ч.).

Цели урока:

  • «Погружение» в художественный мир произведения, приобщение к секретам авторского мастерства.
  • Постижение нравственной проблематики произведения, приобщение к общечеловеческим ценностям.
  • Развитие эстетической и эмоциональной культуры школьников, навыков анализа художественного произведения.
  • Развивать навыки анализа художественного произведения.
  • Воспитание культуры чувств.

Оборудование урока: ДВД, использование фрагментов фильма «Мастер и Маргарита» режиссера В. Бортко.

Оформление урока: портрет М. А. Булгакова, иллюстрации Н. Рушевой к роману.

Эпиграфы: Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!

                                                                             Д. С. Мережковский.

                Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви.

                                                                        М. А. Булгаков.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя о содержании предыдущих уроков, беседа с переходом к теме последнего урока по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»:

1)  Какие проблемы объединяют роман о современной Москве и древний, историко-мифологический роман?

2)   Как создаётся композиционное единство произведения?

3) Почему роман о Воланде является «сквозным», проходит через древний и современный романы?

4)  Кто из героев современного романа создаёт произведение о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри?

5)  Почему у него нет имени?

Обобщение учителя:

Это обобщающий образ художника, мастера, творца, увлечённого идеей восстановить ИСТИНУ и веру в высокие идеалы. А его Музой, «его гением чистой красоты» становится Маргарита – два эти слова и вынесены в название книги.

Таким образом, основная тема произведения (и ещё один «роман в романе» – лирический и трагический роман Мастера и Маргариты) – тема любви и творчества, роман о любви и судьбе художника в современном мире.

Запись темы урока, чтение эпиграфов, задачи, их комментарий учащимися.

II. Объяснение нового материала.

  1. Сообщения учащихся:
  • История Мастера
  • История Маргариты
  • Встреча и Любовь, которая поразила обоих сразу и

                                        навсегда.

        Использование фрагмента фильма.

  1. Беседа по вопросам с классом (Вопросы в раздаточном материале на каждой парте):
  1. Почему трагична судьба романа Мастера?
  2. Как Мастер оказался в клинике Стравинского?
  3. Какие поступки совершает Маргарита во имя любви к Мастеру?
  4. Почему Мастер «не заслужил света», а Маргарите дарован покой, а не тьма?
  5. Какой смысл вкладывает Булгаков в понятие «покой»?
  1. Учитель подводит итог беседы:

                                Мастер и Маргарита обрели счастье в вечности...

Но на земле остаётся ученик Мастера, который проходит свой путь к ИСТИНЕ, его жизнь изменилась под влиянием встречи с Мастером.

Какой Дом обрёл Иван Бездомный?

                                        Сообщение ученика по опережающему заданию.

  1. Заключение учителя: Итак, Мастер и Маргарита проходят свой путь к счастью, делают свой нравственный выбор. Путь Мастера – отказ от самого себя, отказ от своего романа, отступление перед обстоятельствами. Путь Маргариты – верность любви, путь отчаяния и пустоты жизни – к вере в неё и свои силы, к всепобеждающей любви.

Мастеру нет места  в новом обществе, и Маргарита принимает его судьбу. Но финал романа не оставляет чувства безнадёжности. Поиск истины на земле продолжает профессор истории – Иван Николаевич Понырев, в прошлом поэт Иван Бездомный.

  1. Так о чём роман Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Ответы учащихся разные.

Обобщение учителя:

«Мастер и Маргарита» - итоговое произведение Булгакова. В нем отразились представления писателя:

  • о смысле жизни;
  • о человеке, его смертности и бессмертии;
  • о борьбе добра и зла, правды и лжи;
  • о выборе своего жизненного пути и ответственности за свой выбор.

В переплетении и взаимодействии философских тем – трусости, совести, покоя, света, тьмы, смерти и бессмертии – раскрывается глубинный философский смысл романа.

III.        Д/з: домашнее сочинение (см. темы выше) для тех учащихся, которые не делали сообщений на уроке.

IV. Итоги урока: объявляются и комментируются оценки за работу во время урока.

Оценки за сообщения были объявлены сразу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"

Уроки по роману с применением новых технологий....

Контрольная работа для 11 класса по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».

Рекомендуется использовать на уроках контроля в 11 классе....

"Три мира в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"

Урок литературы в 11 классе«Три мира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».Цели: показать особенности композиционной структуры романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”; понять замысел писателя, замет...

ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ: «ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ ГЕРОЕВ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"»

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова, на котором учащиеся имеют возможность провести глубокий анализ художественного текста, исследовать историю любви главных героев, уяснить нравствен...

Кластеры по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"

Кластеры по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Заключительный урок-обобщение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» (в форме игры, конкурса).

Вашему вниманию предлагается разработка урока-конкурса по литературе для учащихся 11 класса.В первом файле есть все задания с ответами  для двух команд. Во втором файле - план открытого урока. Ви...