Заключительный урок-обобщение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» (в форме игры, конкурса).
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Вашему вниманию предлагается разработка урока-конкурса по литературе для учащихся 11 класса.
В первом файле есть все задания с ответами для двух команд. Во втором файле - план открытого урока. Видеофайлы можно скачать из облака по ссылке https://cloud.mail.ru/public/CpnZ/tzmCRE1Vw
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
задания | 180.5 КБ |
план урока | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок подготовлен учителем русского языка и литературы МАОУ «СОШ №35» Ефремовой Еленой Александровной.
Заключительный урок-обобщение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» (в форме игры, конкурса).
Цели урока: на заключительном уроке по роману через схемы-конспекты выявить основные конфликты между героями и проблемы, которые в результате конфликтов возникают; выяснить, что учащиеся знают об особенностях композиции романа, как через главных героев романа автор пытается современникам преподнести уроки нравственности и поставить вопросы о смысле человеческой жизни, об ответственности за содеянное, о необходимости жить творчески, а не обременять землю.
Учащиеся должны продемонстрировать умение видеть главное, делать выводы, понимать конфликты и проблемы, которые при этом возникают; показать знание текста, характеров героев, уметь с помощью монологической речи защитить свои взгляды.
Средства урока: схемы – конспекты в виде стрелок для заполнения учащимися, листы с кроссвордами для групп, три листа с эпиграфами урока для связи с проблемами романа, два портрета писателя во время написания романа, два видеоотрывка из телефильма «Мастер и Маргарита» (2006г.), законы урока-игры.
Тип урока: урок – обобщение в виде деловой игры (групповая форма урока). Законы урока-игры созданы и составлены для учащихся 7-11 классов.
Ход урока:
Объявление целей урока и задач, стоящих перед классом. Представление учителем двух команд и их капитанов. Объяснение законов игры (см. Приложение 5).
1. Расшифровать геометрические фигуры на доске, как они связаны с романом Булгакова? (квадраты, пирамида) (см. Приложение 1)
(ответ: «Квадрат в квадрате» - эта геометрическая фигура показывает необычную композицию произведения – роман в романе. Романы Мастера о Пилате и Автора имеют разный стиль, слог, окраску, поэтому ясно, что они созданы разными людьми. В романе о Пилате три рассказчика: сначала главы из него рассказывает Воланд, затем сон о романе видит в клинике Бездомный, последние главы читает Маргарита. Это те люди, которые помогают автору создать произведение.
«Пирамида» - Примерно так структурно можно представить наличие и взаимодействие трех миров в романе: христианского (исторического, 29 г. н.э.), московского (1929 г.), вечного (потустороннего мира во главе с Воландом). При этом в первом показана верхушка власти с Каифой (церковной властью) и Пилатом (государственной властью). Через их действия показана вся сила тоталитарного режима Римской империи, да и любой другой. Вечный мир – лишь наблюдатель, беспристрастный судья, так как Воланд - хозяин земли, и ему не безразлично, какие люди обитают в государстве нового мира и его столице Москве.
Время по - разному течет в мирах. В Московском - 4 дня (среда-суббота), в христианском – один день, в призрачном – один миг).
2. Докажите, что роман многожанровый.
(ответ: Можно насчитать 5 жанров: психологический (герои находятся в ситуации выбора, который для них жизненно важен), философский (решаются проблемы добра и зла, свободы и несвободы, мужества и трусости и смысла жизни), любовный (любовь прошла через поражения, счастье и сохранилась, несмотря на корысть и условности), городской (Москва конца 20-х – начала 30-х годов), сатирический (с издевкой изображены бездуховные обыватели, приспособленцы и доносчики, воры и негодяи, бездарная интеллигенция и плохие управленцы)).
3. Видеовопрос «Сон Пилата». (см. Видеоматериалы) Проясните суть разговора между Пилатом и Иешуа, выясните, что за конфликт протекает между ними, и изобразите схему конфликта на листе со стрелками.
(Ответ: На схеме (см. Приложение 2) необходимо изобразить конфликт между Иешуа и Каифой. Это идеологический конфликт и духовный, через который решается проблема свободы и несвободы личности в тоталитарном государстве. Между этими героями в конфликте участвует Пилат и выносит свой решительный приговор, занимая сторону Каифы, за что наказан после смерти мучениями в 12 тысяч лун. Можно указать, что между этими героями решаются другие проблемы: смелости и трусости, правды и лжи, веры и безверия, а также личной ответственности человека за свой выбор.)
Видеовопрос «Пожар в подвале». (см. Видеоматериалы)
а) Какую проблему поднимает автор, изображая Мастера, который отказался от жизни в этом обществе. Проясните некоторые фразы из отрывка. Изобразите схему конфликта на листе со стрелками, а также возникающие проблемы.
(Ответ: На листе со стрелками (см. Приложение 2) можно изобразить конфликт между Мастером и Маргаритой с одной стороны – Берлиозом и писателями с другой стороны. Между этими героями в конфликте участвует Иван Бездомный. Решаются проблемы творчества и приспособленчества писателей, духовности и бездуховности литературы. Берлиоз наказывается за тенденциозность взглядов: «каждому воздастся по его вере».
В романе существует центральный конфликт между мастером, творческим человеком, – и писательской массой во главе с председателем МАССОЛИТА Берлиозом. Несмотря на то, что он однофамилец композитора, он далёк от творчества и создаёт литературу, поддерживающую взгляды тоталитарной власти. В центре конфликта – ученик Берлиоза Иван Бездомный, который в результате многих потрясений становится учеником мастера и завершает его роман. Автор поднимает проблемы творчества и приспособленчества, духовности и бездуховности литературы, тенденциозности взглядов его современников, которые не принимают иного взгляда. «Каждому воздаётся по его вере», - утверждает автор. Воспитатель 2-тысячного коллектива московских писателей, которых интересуют только вопросы комфорта, потребительства, получает самое жестокое наказание от Воланда. Страданиями наполнена жизнь мастера, который вздумал спорить с Берлиозом, и был затравлен критиками. Пожар – это очищение. Горит не только прошлая жизнь мастера, но и ненавистный Дом литераторов. Мастер и Маргарита прощаются с Москвой навсегда. Новый мир, по мнению Воланда, не оправдал надежды. И мастер достоин не света (он сломлен этим миром и сжёг, предал роман), он достоин только покоя.)
б) Какой из эпиграфов на доске можно адресовать героям этого конфликта?
4. Сильнейшая сторона романа – сатирическая. Автор изобразил в романе 510 действующих лиц. Часть из них вы должны назвать в кроссворде (10 героев) (см. Приложение 3).
5. Защита проблемы капитанами. В каком конфликте участвует Воланд и его свита? (см. Приложение 4).
(ответ: Воланд и его свита противопоставлены москвичам, между ними в этом конфликте Мастер и Маргарита. Через этот конфликт проходит проблема добра и зла, культуры и бескультурья, веры и безверья).
6. Блицвопросы командам.
* Почему роман был запрещен более чем на 50 лет?
* Докажите, что Булгаков серьезно относился к своему роману и часто его переделывал (9 лет писал, 9 раз переделывал).
* В ком из героев воплотился Булгаков (в Мастере и в Воланде)
* Часто в романе звучит слово «прощение». Кто кого прощает и за что? Кто кого освобождает и почему? (Маргарита освобождает Фриду, Иешуа – Мастера, Мастер – Пилата, т.е. в его лице сам Булгаков прощает своих врагов).
* Пастернак много говорил о необходимости сохранения культуры. Объясните его высказывания, которые есть на доске.
Подведение итогов игры. Заключительная речь учителя: Булгаков считал, что человеку нужно плодотворное существование при любых условиях, иначе жизнь прожита зря, смысл жизни в том, чтобы реализовать свой талант на пользу обществу. Булгаков знал цену свободе, творчеству, добру, именно поэтому роман является «вечным».
Приложение 1 (квадрат в квадрате).
Приложение 1 (пирамида).
ТРИ МИРА В РОМАНЕ
Приложение 2.
Идеологический и духовный конфликт
Приложение 2.
Творческий конфликт
Приложение 3.
Кроссворд
4 ↓ | 6 ↓ | 8 ↓ | |||||||
3 ↓ | 5 ↓ | 9 ↓ | |||||||
2 ↓ | 7 ↓ | 10 ↓ | |||||||
1 → | |||||||||
- Бухгалтер Варьете.
- Директор Варьете, заброшенный в Ялту.
- Прозвище Коровьева.
- Председатель жилтоварищества, которого обвинили в торговле валютой.
- Название недели, во время которой свита Воланда гостит в Москве.
- Имя руководителя зрелищной комиссии, от которого остались пиджак, брюки и голос.
- Прозвище Аннушки, которая разлила масло.
- Буфетчик Варьете.
- Кем воображал себя директор ресторана Грибоедова.
- Имя соседа Маргариты, который побывал на празднике Весеннего полнолуния в качестве перевозочного средства.
Ответы на кроссворд:
- Ласточкин.
- Лиходеев.
- Фагот.
- Босой.
- Страстная.
- Прохор.
- Чума.
- Соков.
- Пират.
- Николай.
Приложение 4.
Проблема добра и зла.
Приложение 5.
Законы игры:
- Каждый выступает 1 раз.
- Подсказки команды необходимы отвечающему.
- Отвечающего выбирает капитан команды.
- Подготовка к ответу 2 минуты.
- При подготовке ответа можно пользоваться любыми материалами (текстом, учебником, дополнительными материалами).
- Ответы на блицвопросы даются без подготовки любым участником команды.
- Команда, занявшая первое место, получает «5» за урок.
Силу подлости и злости
Одолеет дух добра.
(Б. Пастернак)
Культура – это плодотворное существование.
(Б. Пастернак)
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну,
Ты – вечности заложник
У времени в плену.
(Б. Пастернак)
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 «В» КЛАССЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЕФРЕМОВОЙ Е.А.
(13 марта 2007 года)
ТЕМА: РОМАН М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» -
СИСТЕМА ОБРАЗОВ, КОНФЛИКТОВ И ПРОБЛЕМАТИКА.
Цели урока: на заключительном уроке по роману через схемы-конспекты выявить основные конфликты между героями и проблемы, которые в результате конфликтов возникают; выяснить, что учащиеся знают об особенностях композиции романа, как через главных героев романа автор пытается современникам преподнести уроки нравственности и поставить вопросы о смысле человеческой жизни, об ответственности за содеянное, о необходимости жить творчески, а не обременять землю.
Учащиеся должны продемонстрировать умение видеть главное, делать выводы, понимать конфликты и проблемы, которые при этом возникают; показать знание текста, характеров героев, уметь с помощью монологической речи защитить свои взгляды.
Средства урока: схемы – конспекты в виде стрелок для заполнения учащимися, листы с кроссвордами для групп, три листа с эпиграфами урока для связи с проблемами романа, два портрета писателя во время написания романа, два видеоотрывка из телефильма «Мастер и Маргарита» (2006г.), законы урока-игры.
Тип урока: урок – обобщение в виде деловой игры (групповая форма урока). Законы урока-игры созданы и составлены для учащихся 7-11 классов.
Ход урока.
1. Объявление целей урока и задач, стоящих перед классом. Представление учителем двух команд и их капитанов. Объяснение законов игры (их учащиеся знают, т.к. деловая игра у них уже была во 2 четверти).
2. Вопрос: расшифровать геометрические фигуры, изображённые на листах на доске. Какое отношение они имеют к роману? Через минуту первая команда должна объяснить первую фигуру («квадрат в квадрате»), а вторая команда – вторую фигуру («пирамиду»).
После ответа команда соперников имеет право дополнять то, что не сказано. Баллы за ответ (2б.) и оценки проставляет учитель и фиксирует результат на доске.
3. Ответы команд. «Квадрат в квадрате» ( 1 – ое приложение).
Роман имеет необычную композицию (структуру) – «роман в романе». Роман Булгакова составляет 28 глав, а роман его героя мастера – 4 главы и находится как бы внутри главного произведения. То, что произведения написаны разными людьми, говорит тот факт, что они имеют разный стиль, слог, разную скорость развития событий. В романе мастера «Понтий Пилат» 3 рассказчика: князь Тьмы Воланд, сон поэта Ивана Бездомного, чтение Маргаритой последних глав романа. Эти герои так или иначе верят, что всё написанное мастером - чистая правда, поэтому эти герои сразу выделяются как положительные. «Пирамида» (2 – ое приложение).
Примерно так можно зрительно представить наличие и взаимодействие 3 миров в романе (3 сюжетных линий) – Христианского (или библейского 29 г. н.э.), Московского (современного автору 1929г.) и Вечного (потустороннего мира Воланда), который находится в пирамиде в виде секущего треугольника, т.к. присутствует сразу в двух других мирах. При этом в первом показана верхушка власти с Каифой (главой Синедриона) и Пилатом (наместником кесаря Тиверия в Иудее). Через их действия показана вся сила тоталитарной власти Римской империи, да и любой другой, как утверждает автор. Вечный мир лишь наблюдатель, беспристрастный судья, т.к. Воланд – хозяин земли. Нижняя часть пирамиды – это московский мир времени автора с его героями – руководителями средней руки. Он наполнен обывателями и пошляками, аферистами и казнокрадами, карьеристами и творческими бездарностями.
По верному замечанию ученика 11 класса, верхний мир с Понтием Пилатом наполнен духовностью и сильными страстями, а нижний мир - обывательскими интересами, доносами и интригами.
4. Видеовопрос. «Сон Пилата». Поясните суть разговора Понтия Пилата и бродячего философа Иешуа Га-Ноцри. В отрывке представлен результат конфликта. Назовите этот конфликт, изобразите его схему на листах со стрелками. Какие проблемы возникают в результате этого конфликта? (2 мин. для подготовки)
Ответ. Это конфликт между Иешуа и Каифой. У них разные точки зрения на многие вещи: на власть, на свободу, на государство. Между этими героями не может сделать свой выбор Понтий Пилат. С одной стороны, он давно уже живёт не боевыми подвигами, а закулисными интригами. С другой стороны, он ненавидит Синедрион и его главу Каифу, а бродячий философ-идеалист ему нравится и как врач, и как человек, который вокруг видит только добро и верит в мир без тоталитарной власти. Так возникают проблемы свободы и несвободы человека, правды и лжи, смелости и трусости, личной ответственности человека за свой выбор, и, конечно, проблема совести проходит через отрывок из фильма красной нитью.
5. Видеовопрос. «Пожар в подвале мастера». Здесь тоже показан результат конфликта. Какую проблему поднял автор, изображая мастера? Проясните некоторые фразы из отрывка. Изобразите схему конфликта на листе со стрелками, а также возникающие проблемы.
Ответ. В романе существует центральный конфликт между мастером, творческим человеком, – и писательской массой во главе с председателем МАССОЛИТА Берлиозом. Несмотря на то, что он однофамилец композитора, он далёк от творчества и создаёт литературу, поддерживающую взгляды тоталитарной власти. В центре конфликта – ученик Берлиоза Иван Бездомный, который в результате многих потрясений становится учеником мастера и завершает его роман. Автор поднимает проблемы творчества и приспособленчества, духовности и бездуховности литературы, тенденциозности взглядов его современников, которые не принимают иного взгляда. «Каждому воздаётся по его вере», - утверждает автор. Воспитатель 3 – тысячного коллектива московских писателей, которых интересуют только вопросы комфорта, потребительства, получает самое жестокое наказание от Воланда. Страданиями наполнена жизнь мастера, который вздумал спорить с Берлиозом, и был затравлен критиками. Пожар – это очищение. Горит не только прошлая жизнь мастера, но и ненавистный Дом литераторов. Мастер и Маргарита прощаются с Москвой навсегда. Новый мир, по мнению Воланда, не оправдал надежды. И мастер достоин не света (он сломлен этим миром и сжёг, предал роман), он достоин только покоя.
Какой из эпиграфов на доске можно адресовать героям этого конфликта?
6. Кроссворд командам. «Сатирические страницы романа». Сильнейшая сторона романа сатирическая. Автор изобразил в романе 510 действующих лиц, большая часть из них – сатирические персонажи московского мира. (На скорость назвать 10 героев).
7. Одновременно задание капитанам: на листах со стрелками (№3) написать, в каком конфликте участвует Воланд и его свита.
Капитаны справляются с заданием, указывая конфликт Воланда с москвичами, которые разочаровали даже князя Тьмы. Проблемы добра и зла, веры и безверия, культуры и бескультурья решаются автором через этот конфликт. В центре его – мастер и Маргарита, которые живут иными идеалами, нежели вся окружающая масса. Эпиграф «Культура – это плодотворное существование» ставит ещё одну проблему – смыла жизни.
8. Часто в романе звучит слово «прощение». Кто и кого прощает и почему?
Только мастеру, который освобождает Пилата и этим прощает своих врагов, свойственно благородство. А Маргарите, которая освобождает Фриду ценой собственного желания, свойственно сочувствие, милосердие.
9. Итоги урока подводит учитель и объявляет оценки и команду-победителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...
Уроки по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"
Уроки по роману с применением новых технологий....
Контрольная работа для 11 класса по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».
Рекомендуется использовать на уроках контроля в 11 классе....
"Три мира в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Урок литературы в 11 классе«Три мира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».Цели: показать особенности композиционной структуры романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”; понять замысел писателя, замет...
«Любовь и творчество в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тип урока: комбинированный с включением сообщений по опережающим заданиям:История Мастера;История Маргариты;Встреча героев и Любовь, которая поразила обоих сразу и навсегда;Какой Дом обрёл Иван Бездом...
Кластеры по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"
Кластеры по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"...
Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»
Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....