Проект «Дорогами А. С. Пушкина…»
проект по музыке по теме
Представленный материал является результатом проектной деятельности учащихся 4 класса по учебным предметам «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство».
К сценарию мероприятия прилагается презентация (21 слайд).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._konkyrs_pyshkin13.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Международный конкурс для педагогов
«Внеклассное мероприятие»
ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«ДОРОГАМИ А. ПУШКИНА…»
Шведова Елена Эдуардовна,
учитель музыки
ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2082»
город Москва
«Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин…»
А. Блок
Звучит музыка Г. Свиридова «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель». Слайд 2
Ведущий 1: Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь возлюбленный поэт!
А. Плещеев «Памяти Пушкина»
Ведущий 2: Есть в России такой поэт, который своим творчеством сумел затронуть душу каждого человека – это Александр Сергеевич Пушкин. Слайд 3
Ведущий 1: Когда впервые каждый из нас услышал это имя?
Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь. Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта. Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии». И хотя прошло более 214 лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает.
Ведущий 2: Благословен и день и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.
Г. Гоц
Выходит ученик в образе кучера пушкинской эпохи.
Кучер: Давайте вместе пройдем дорогами жизни поэта, дорогами его творчества. Отправляемся в путешествие по пушкинским местам. ( Ученик показывает маршрутный лист путешествия, на котором нанесены названия пунктов, связанных с именем А. С. Пушкина) Слайд 4
Ведущий 1: Как во времена Пушкина мы будем передвигаться на тройке с бубенцами.
Именно так и путешествовал поэт и его современники.
Учащиеся заходят в класс, размещаются на местах, расположенных в виде кареты.
Кучер – впереди. Раздается звук бубенцов, стук копыт. Слайд 5
Девочка 1 из группы «Биографы» (в образе дамы): Дороги Пушкина…. Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле, весенние – больше похожие на реки. Проселочные дороги, пыльные летом и размытые осенью. Дороги вечного странника, вечного путника…
Девочка 2 из группы «Биографы» (в образе дамы): Мы сейчас проезжаем по Немецкой улице города Москвы, мимо дома, в котором 6 июня 1799 года в небогатой дворянской семье родился Александр Сергеевич Пушкин. Слайд 6
В родительском доме он видел многих известных в ту пору поэтов: Карамзина, Жуковского, Дмитриева, своего дядюшку Василия Львовича, – с волнением слушал их споры о литературе, о бурных исторических событиях, происходивших тогда в Европе, о непрерывных войнах Наполеона Бонапарта. Слышал он рассказы и о предках своих – непокорных Пушкиных, о знаменитом прадеде своём, арапе Петра Великого, Абраме Ганнибале. Имена многих предков Пушкина были тесно связаны с русской историей, и история была для него как бы "семейной хроникой".
Ученик из группы «Биографы» (в образе кавалера): Получив дома начальное образование, в 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом.
Кучер: Первая наша станция Царское Село Слайд 7-8
Ученик из группы «Биографы»: Здесь прошла юность поэта. Царскосельский императорский лицей был открыт 19 октября 1811 года для подготовки дворянских детей к государственной службе. Именно тут Александр провел 6 лет в атмосфере дружбы, творчества и свободомыслия.
Ученик из группы «Искусствоведы»: Шесть лет, проведенных в лицее, стали для Пушкина, как и для многих других лицеистов первого выпуска, годами нравственного воспитания, школой чести, уважения к человеческой личности, сострадания и веры в силу добра.
Поиск истины и смысла жизни рождался в спорах и диспутах.
Выходят два мальчика, играющие роль лицеистов.
1 лицеист: Меж ими все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И тайны гроба роковые….
2 лицеист: Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Ученик из группы «Искусствоведы»: Здесь юный Александр нашел верных друзей: И.И. Пущина и А.П. Дельвига, А.М. Горчакова и В. К. Кюхельбекера. Эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь. В эти годы стал быстро развиваться поэтический дар Пушкина. Лицей стал в его сознании идеальным царством дружбы. Лицейские друзья, восхищаясь им, верили в его блистательную будущность, и он горячо любил своих друзей. Слайд 9
Ученик из группы «Театралы» читает стихотворение « И. И. Пущину»
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Кучер: Милостивые государи и государыни! Время пребывания в Царском Селе закончилось. Пора отправляться в путь. Раздается звук бубенцов, стук копыт.
Кучер: Село Михайловское Слайд 10-11
Ученик из группы «Театралы» читает отрывок из стихотворения «Домовому»
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!...
Ученик из группы «Биографы»: Впервые юный поэт побывал в имении своей матери летом 1817 года и, как сам писал он, был очарован «сельской жизнью…». А 1824 году сюда он был выслан в ссылку и провёл там два года (до сентября 1826 г.). В этот непростой момент жизни рядом с ним была его няня Арина Родионовна Яковлева, крепостная, простая русская женщина, мастерица народной речи. Слайд 12
Ученик из группы «Биографы»: С раннего детства любимая няня напевала песни маленькому Саше, рассказывала необычные истории и сказки. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Большую часть народных былин, песен, сказок, услышанных от своей няни, поэт затем использовал в своих произведениях.
Ученик из группы «Театралы»: Это о ней и таких же талантливых людях из народа писал позднее Пушкин:
Мастерица ведь была…
И откуда что брала.
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы и не ел,
Всё бы слушал да сидел.
Звучит музыка «Сказочные фанфары», извещающие о начале музыкально-театральной композиции по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Ученики из группы «Театралы» инсценируют фрагмент сказки. Слайд 13
Сказочник: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1 девица: "Кабы я была царица,-
Сказочник: Говорит одна девица, -
1 девица: То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир".
2 девица:" «Кабы я была царица, -
Сказочник: Говорит её сестрица,
2 девица: То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".-
1 девица: "Кабы я была царица, -
Сказочник: Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".
Сказочник: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Царь Салтан: "Здравствуй, красная девица,
Говорит он, - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха".
Сказочник: В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Сказочник: Много приключений ждет наших героев впереди, но как водится в сказках - добро побеждает зло.
Исполняется финальная танцевальная композиция: выход молодого царевича Гвидона и его прекрасной царевны Лебедь, музыка Н. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане…», народная мелодия.
Сказочник: Здесь, как о будущем рассказ,
Живет поэзия повсюду.
И Пушкин – с нами, Пушкин - в нас,
И мы уже причастны к чуду ….
М. Дудин «В Михайловском»
Кучер: Господа! А нам пора в путь! Раздается звук бубенцов, стук копыт.
Объявляет: Имение Болдино. Слайд 14
Ученик из группы «Биографы»: В жизни А. С. Пушкина была особенная осень, - осень 1830 года, которую он провел в деревне Болдино. Местные крестьяне рассказывали своим потомкам о поэте так: «Кучерявый барин» ходил в лес подслушивать, «о чём птицы поют»… А он действительно слушал целыми часами шум ветра, шум дубрав, ощущал музыкальность окружающей природы, вслушивался в её голоса.
Учащиеся исполняют романс Ц. Кюи на стихи А. Плещеева «Осень». Слайд 15
Ученик из группы «Биографы»: Сам Пушкин в те дни писал в письме своему другу и издателю: «Ах, мой милый, что за прелесть здешняя деревня. Вообрази: степь да степь, соседей ни души, езди верхом сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается – никто не помешает! Уж я тебе наготовлю…и прозы, и стихов». Эти впечатления поэт передавал в своем творчестве. Все, что написано в этот период принесло ему всемирную славу.
Ведущий: Для вас звучит романс Г. Струве на стихи А. Пушкина «Уж небо осенью дышало..». Учащиеся исполняют романс.
Ученик из группы «Искусствоведы»: Какой она была та осень? Сейчас мы, его потомки поэта, прочитав его стихи, услышав музыку пушкинской эпохи, можем передать Болдинскую осень в своих рисунках и художественных образах.
Давайте представим осень, которая так вдохновила поэта на творчество. А помогут в этом нам работы наших юных художников.
Ученики из группы «Художники» представляют свои рисунки под музыку П. И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года»
Ученик из группы «Искусствоведы»»: Когда современный поэт Виктор Боков, посетил эти места, то в память об этом посещении посадил деревце – подарок поэту и этим местам, а композитор Георгий Струве написал песню на эти стихи «Березка в Болдино».
Учащиеся исполняют песню-романс.
Кучер: Пора возвращаться в Санкт-Петербург, в пушкинскую эпоху.
Раздается звук бубенцов, стук копыт. Слайд 16
Ученик из группы «Биографы»: Санкт-Петербург вновь закружил поэта бурной светской жизнью: театры, музыкальные вечера, общение с лучшими людьми, балы.
Ученик: Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма……
Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.
«Евгений Онегин»
Ведущий 1: Отправимся и мы на бал в дом графине Наталье Николаевне.
Звучит музыка. Учащиеся исполняют танец Полонез из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки
Учащиеся из группы «Театралы» разыгрывают сцены на балу.
Диалог 1
- Вы были вчера на обеде у графини Марии? Там Пушкин был, он читал свои удивительные стихи. Все были в восторге.
- Везде все только о Пушкине и говорят. Какой он? Вы знаете его стихи?
- Посмотрите, в этом альбоме он написал мне свои стихи:
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Диалог 2 Слайд 17
- Вы были вчера в музыкальной гостиной у княгини Юлии?
- Нет, я посетила музыкальный салон.
- А жаль! Там выступала музыкальная знаменитость Михаил Глинка.
- Вы слышали, его называют «Пушкиным русской музыки».
- И что же он сочиняет?
- У него много разных произведений. Вот послушайте один из его романсов «Жаворонок»
Учащиеся исполняют романс «Жаворонок» М. Глинки на стихи Н. Кукольника.
Диалог 3
- Глинка и Пушкин так дружны, уже более десяти лет! Они познакомились ещё в Санкт-Петербурге, где Михаил Иванович учился в Благородном пансионе вместе с Лёвушкой Пушкиным, братом поэта.
- Да, все знают, что Глинка написал много музыки на стихи и поэмы Пушкина.
- Вы помните его «Вальс-фантазию»?
- Да, эта музыка навеяна проникновенными строками о любви, посвященными Анне Петровне Керн.
Мальчик читает на фоне музыки М. И. Глинки «Вальс-фантазия» фрагмент стихотворения А. С. Пушкина « Я помню чудное мгновенье…» Слайд 18
Мальчик: Скажите, сударыня, можно ли мне надеяться на тур вальса с вами?
Девочка (в роли дамы): Мне будет приятно принять ваше приглашение.
Ученик из группы «Театралы»:
…Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой….
Учащиеся исполняют танец Вальс из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин».
Ученик из группы «Театралы»: Затихает музыка, гаснут свечи, заканчивается бал…
Как сказал великий поэт: «…Веселый вечер в жизни нашей
Запомним, юные друзья…»
Кучер: Нам пора возвращаться в Москву. Наше путешествие завершается.
Учащиеся размещаются на местах, расположенных в виде кареты.
Девочка 1 из группы «Биографы» (в образе дамы): Куда бы ни приводила Пушкина его непростая судьба, везде помнят о нем. Стали пророческими сроки его стихотворения:
Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа…
Смотрите, мы проезжаем самый известный в Москве бронзовый памятник великому поэту, созданный архитектором Опекушиным на средства, собранные народом. У памятника всегда цветы. Слайд 19
Ведущий 2: Особенно их много в его день рождения 6 июня. Этот день стал Пушкинским праздником.
Дни славы Пушкина – желанный
И светлый праздник. Сколько раз
Его мечты во мгле туманной
Как солнце радовали нас!
И. Бунин
Ведущий 1: Вот и закончилось наше путешествие пушкинскими маршрутами. Всё это время с нами были стихи поэта, мелодии композиторов, написанные на эти волшебные стихи, музыка, которую слушал сам Пушкин. За время работы над проектом мы открыли для себя новую страницу русского искусства 1 половины 19 века. Слайд 20
Ведущий 2: Мы Пушкину наш праздник посвятили,
Наполнив зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорили
Поэзии волшебными устами.
Ведущий 1: Мой Пушкин!
Ты мне дорог с малых лет,
Твои стихи я слышу с колыбели.
Я сказками волшебными согрет,
Что музыкой в душе моей звенели.
«Посвящение Пушкину» И. Мирошниченко
Литература
1. А.С. Пушкин Сочинения в 3 томах / Москва, «Художественная литература», 1986
лирика, сказки, поэма «Евгений Онегин» (фрагменты), поэма «Руслан и Людмила»
2. Авенариус, В.П. «Отроческие годы Пушкина» / М., «Новелла», 1993
3. Авенариус, В.П «Пушкин» / М., 2012
4. «Ай-да Пушкин,…», сборник / М., «Молодая гвардия», 1999
5. Гроссман, Л.П. «Пушкин» / М., 2012
6. Мерзлякова, С. И., Струве, Г. А. «Встречи у портрета А. С. Пушкина» музыкально-литературный материал / М., Владос, 1999
7. Поляновский, Г. А. «Глинка и Пушкин» / М., «Знание», 1957
8. Шаймарданов, И.Д. Азбука Пушкиногорья / Красный пароход, 2012
9. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"
Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...
Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”
Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....
Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)
Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....
Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова
Цель Научно-исследовательского проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...
Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.
Задачи урока:изучение творчества поэта в историческом движении , создание целостного представления об историко – литерату...
Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)
Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов. Для его проведения ...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...