Конспект урока по русскому языку, 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Литвиненко Эмма Робертовна

Коеспект урока по русскому языку "Золотая хохлома"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное специальное коррекционное образовательное учреждение

Краснодарского края школа №21

УРОК ЧТЕНИЯ

В  8 классе по теме:

С.Есенин

 «Гой ты, Русь, моя родная»

Разработал: учитель русского языка и чтения

 Литвиненко Э.Р.

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

 Тема: «А в сердце светит Русь»

Цель: познакомить учащихся с творчеством талантливого русского поэта С.Есенина. учить выполнять мыслительные операции(анализ, сравнение, обобщение). Развивать устную речь, умение читать, воспринимать поэтическое произведение, расширять и обогащать словарный запас. Способствовать воспитанию трепетного нежного чувства к родной земле, своему Отечеству.

Оборудование: портрет поэта, книги С. Есенина,  карточки со словарными словами, аудиозапись песни «Береза» на музыку Н.Кутузова в исполнении Гос. Рязанс. Народного хор, иллюстрации к стихам

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока. Актуализация знаний учащихся

_ Сегодня на уроке мы поговорим о великом русском поэте С.Есенине. Каждый человек, живущий в России, обязан знать ее историю и родной язык, беречь и любить природу. Русь! Короткое слово – всего лишь один слог. Оно пришло к нам из седой древности и осталась с нами. У слова «Русь» не одно значение, а много. Назовите их.

- Русь, Родина, Россия – какие красивые, широкие и загадочные слова. У каждой былинки есть место, из которого она берет свое начало, свою жизненную силу. Так и человек: у него есть своя Родина, свои корни.

- Как называется наша страна? Мы россияне и живем в России. Что для нас слово «Родина»? Это место, где мы родились, живем, где живут наши родители, друзья, где наша школа.

                        Слава Родины – это люди,

                        Вместе все на земле живем.

                        Слава Родины – наши будни,

                        Разве сразу строится дом?

                        Но есть люди, как звезды в небе,

 Свет их долго летит в веках,

Среди дум о насущном хлебе

Есть в их мыслях великий размах!

 - Богата земля русская талантами. Сколько замечательных людей прославили ее своими трудами! История сквозь века сохранила для нас  имена многих замечательных людей. Назовите их. Это лишь немногие из них. (Голосование «Имя России»)

        -Например, Сергий Радонежский  - святой покровитель Руси и русского народа…………

        -Сегодня на уроке мы поговорим о великом сыне земли русской Сергее Есенине. Крестьянский сын С.А.Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново  Кузьминской волости Рязанского уезда, Рязанской губернии. Этот день был отмечен великим для России событием – Рязань праздновала свое 800-летие. Есенин был крещен в местной церкви и наречен в честь Сергия Радонежского.

        Читать Сережа научился в 5 лет. От бабушки с дедушкой узнал много народных песен, стихов. Рано стал пробовать сочинять стихи. Большой след в его памяти оставила деревенская улица, дружба с мальчишками, крестьянские работы. На всю жизнь запомнились живописные картины родной природы(иллюстрации)

  1. Проверка домашнего задания.

К нашему уроку ребята подготовили стихи С.Есенина. Давайте их послушаем.

        -Стихи красивы, красочны, сочны, мелодичны, песенны, так и хочется их пропеть.  На его стихи написано много песен. Их поют во многих уголках нашей страны.(прослушивание аудиозаписи «Береза»)

        -Поэзия Есенина удивительно земная. Она наполнена любовью к людям, человеку, родной земле. Сама фамилия поэта берет начало у природы. Есеня – так в Рязанской области называли одно из времен года. Какое это? (осень) Да, это осенний.

  1. Изучение нового материала.

-Всегда и везде с Есениным была его Родина, его Россия. Из любви к родным местам, выросло беззаветное чувство к большой Родине, России. Первый сборник его стихов «Радуница» Кто знает, что оно означает? (церковный праздник  на первой пасхальной неделе, день поминовения усобших)

  • Чтение стихотворения «Гойты, Русь, моя родная»

- О чем это стихотворение? Какие новые слова вы узнали? (работа по карточкам со словарными словами)

ХАТА – крестьянский дом

РИЗА – облачение священника

БОГОМОЛЕЦ – человек, который молится богу

ОКОЛИЦА – изгородь вокруг всего селения

  • Прослушивание стихотворения в аудиозаписи
  • Проверка понимания с опорой на текст

-К кому в стихотворении обращается поэт? Найди.

- Какой нам видится Русь? (большой, светлой, нарядной, праздничной)

- Да, от стихотворения веет Святой Русью, которой нет конца и края.  Таким образом, Есенин хочет выразить свои лучшие чувства к Родине. С кем он себя сравнивает? О каких праздниках говорится в стихотворении? Найдите. О любит все русские черты родного края: низенькие околицы, деревянные дома. Описание родного края связано с эмоциями, которые он переживал сам. Поэт показывает картину деревенской жизни: замученные работой люди, босоногие ребятишки. Среди этой обстановки приятно слышать заливистый девичий смех

        -Как вы думаете, в каких строках заключена главная мысль? Найдите. Как вы ее понимаете? (ради любви к родине поэт готов ослушаться Святую рать)

        -С каким чувством надо читать стихотворение? (восхищения, радости, гордости за страну

  • Чтение стихотворения учителем и учащимися хором.
  1. Закрепление нового материала
  • Анализ стихотворения с опорой на план

ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ

  1. В стихотворении (название, автор)……говорится о……….
  2. В стихотворении (поэт)…описывает (что?)….
  3. (Автор) …хотел донести до читателя (мысли, чувства)….
  4. Русь для (автор) является…(чем?)…
  1. Итог урока

-Мы сегодня прикоснулись к жизни и творчеству С.Есенина. Ему было всего 30 лет, когда его не стало. Обо всем, что его беспокоило, о чем болело его сердце он писал в своих стихах. Его стихи волнуют и сегодня каждого из тех, кто к ним прикасается. Стихи будят чувства и зовут к серьезному размышлению. Любовь С.Есенина к России делала его чище и сильнее в нравственном отношении, возвышала и укрепляла его душевные силы и талант. Поэт верил возможность счастья для своего народа.

        -В память о нашем уроке хочу подарить вам портреты с изображением С.Есенина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...