Рабочая учебная программа по литературе для 7 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему
Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
163710_rabochaya_programma_po_literature_dlya_7_klassa.docx | 61.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аксайского района
Александровская основная общеобразовательная школа
(МБОУ Александровская ООШ)
Утверждаю
Директор школы: \Гоптарева Г.И./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
7 класс
70 часов
Редюга Екатерина Андреевна
Программа разработана на основе Закона об образовании, Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы Г. С. Меркина.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, включенных в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2013 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах. В ней также учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, с авторской программой Г. С. Меркина – М.: «Русское слово», 2013 г. Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии, с чем выбираются форма и структура учебного занятия.
Принцип построения программы концентрический на хронологической основе. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 7 классах это освоение различных литературных направлений, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения
Место курса «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 7 классе - 2 часа в неделю (70 ч.).
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Результаты изучения предмета «Литература»
Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в учебно-тематическом планировании).
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса:
Учащиеся должны знать и применять на практике
- понятия, связанные с общими свойствами литературы (художественный образ, роль художественного вымысла в литературе);
- понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
- понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны
- объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев;
- характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;
- определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;
- выразительно читать (в частности наизусть) изученные произведения и их фрагменты;
- давать устный и письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);
- писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему;
- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к событиям и героям.
В результате освоения программы учащиеся должны овладеть следующими способами деятельности:
Познавательная деятельность
- Умение разделять тексты на абзацы; выделение главное содержание прочитанного в виде тезисов.
- Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
- Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения.
- Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность
- Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
- Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение частичного информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
- Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний различных стилей, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана параграфа учебника. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
- Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
- Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность
- Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
- Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
- Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
- Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
- Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Содержание программы.
Введение (1ч.)
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество. Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Устное народное творчество (1 ч.)
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость). своеобразие былин как героических песен эпического характера.
Русские народные песни (1 ч.)
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Древнерусская литература (3 ч.)
Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность. Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини.
Произведения русских писателей 18 века (6 ч.)
М.В. Ломоносов.
Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова. Факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы, «теорию трех штилей», определение понятия оды. Г.Р.Державин.
Поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина. Факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений.
Д.И.Фонвизин.
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28ч.)
А.С.Пушкин.
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
М.Ю.Лермонтов.
Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Н.В. Гоголь.
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Н.А.Некрасов
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Л.Н. Толстой
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Н.С.Лесков
Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
А.А.Фет
Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
А.П.Чехов
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Произведения русских поэтов XIX века о России (2 ч.)
А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»
Произведения русских писателей 20 века (20 ч.)
М.Горький
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
И.А.Бунин
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
А.И.Куприн
Рассказы «Куст сирени», «Allez!». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
В.В.Маяковский
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
С.А.Есенин
Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
И.С.Шмелев
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
М.М.Пришвин
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
К.Г.Паустовский
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Н.А.Заболоцкий
Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.
А.Т.Твардовский
Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны
Н.П. Майоров. «Творчество»;
Б.А. Богатков. «Повестка»;
М. Джалиль. «Последняя песня»;
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
Bс. H. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.
Б.Л.Васильев
Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
В.М.Шукшин
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.
Русские поэты XX века о России(2 ч.)
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»
М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»
Я.В. Смеляков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...» А.Я. Яшин. «Не разучился ль...» А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д.Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Зарубежная литература (6 ч.)
Сонеты. Краткие сведения о писателе. Его вклад в мировую литературу, театр.
Уильям Шекспир.
Антуан де Сент Экзюпери
Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Я.Купала
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ПРАКТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
№ п.п. | Наименование разделов и тем | Количество часов на раздел | Контрольные работы | Проектные работы (по новым ФГОС) | Лабораторные |
1 | Введение | 1 | |||
2 | УНТ | 1 | |||
3 | Русские народные песни | 1 | |||
4 | Древнерусская литература | 3 | 1 | ||
5 | Произведения русских писателей 18 в. | 6 | 2 | ||
6 | Из русской литературы 19 в. | 28 | 3 | ||
7 | Произведения русских поэтов 19 в. о России | 2 | 1 | ||
8 | Произведения русских писателей 20 в. | 20 | 3 | ||
9 | Русские поэты XX века о России | 2 | 1 | ||
10 | Зарубежная литература | 6 | 2 | ||
Итого | 70 | 13 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата проведение | Планируемые результаты, требования к минимуму содержания | Форма контроля | Д/З | ||||||||
план | факт | знать | уметь | понимать | ||||||||||
Введение (1 час) | ||||||||||||||
1 | Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество. | 1 | цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства; | пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку; извлекать дополнительную информацию из пособия «Читаем, думаем, спорим» и использовать ее в собственных высказываниях; отличать литературу как искусство слова от других видов искусства; определять жанры изученных художественных произведений. | Работа с учебником | |||||||||
Из устного народного творчества(1час) | ||||||||||||||
2 | «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость). | 1 | определение понятия «предание»; определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера; какие приемы способствуют раскрытию величия, доблести подвигов русского богатыря | пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания. составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования воспринимать и анализировать поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к Илье Муромцу, подтверждать ответ текстом (выделять сцены, языковые средства, описания портрета, снаряжения и др.) | своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа; | Сообщения учащихся об УНТ | Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря». | |||||||
Русские народные песни(1 час) | ||||||||||||||
3 | Обрядовая поэзия {«Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне. | 1 | Знать песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, понятие «лироэпическая песня». | отличать песни разных жанров | жанровые особенности | Выразительное чтение и анализ произв. | Выразительное чтение. | |||||||
Из древнерусской литературы (3 часа) | ||||||||||||||
4,5 | Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность. | 2 | особенности поучения как жанра литературы; содержание повести, нравственные законы, которым следуют ее главные герои; Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини | выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе. воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев; понимать, какое воплощение нашел в повести синтез фольклорных и житийных традиций. | Особенности повести | подробный пересказ, | Чтение анализ произведений. Подготовка к сочинению | |||||||
6 | Р. Речи Классное сочинение | 1 | Написание сочинения. Р.Р. | |||||||||||
Из литературы XVIII века(6 часа) | ||||||||||||||
7 | М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова. | 1 | факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы, «теорию трех штилей», определение понятия оды; | выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов) | особенности поэтического языка М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы | Сообщения о жизни и деятельности М.В.Ломоносова | Для заучивания наизусть М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок). | |||||||
8 | Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина. | 1 | факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений; | определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля») . | философский и иносказательный смысл стихотворений; | Чтение и анализ стихотворений. | Для заучивания наизусть Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок). | |||||||
9-12 | Д.И. ФОНВИЗИН Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя. Тест. | 4 | факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание произведения; | Определять своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); | философский и иносказательный смысл произведения | чтение по ролям | Чтение произведения, анализ | |||||||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА(28 ч.) | ||||||||||||||
13-15 | А.С. ПУШКИН Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений. | 3 | историческую основу «Песни», определение понятия «баллада», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка; Творческую историю создания произведений. | воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова), определять их роль в художественном тексте для описания характера Олега и волхва, оценивать отношение автора к изображаемому. | идейный замысел произведения | различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения. | А.С. Пушкин. 2 стихотворения — по выбору наизусть | |||||||
16-17 | Р.речи. Классное сочинение | 1 | ||||||||||||
18-20 | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...». | 3 | причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни...», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу; | отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык поэмы. | содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе; | Анализ стихотворения | Для заучивания наизусть М.Ю. Лермонтов. «Родина». | |||||||
21 | Вн. чтение | 1 | ||||||||||||
22,23 | Н. В. ГОГОЛЬ Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. | 2 | факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, место повести в творчестве Н.В. Гоголя, замысел писателя; | отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки. | роль исторического фона в повествовании | различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, | Чтение повести | |||||||
24,25 | И.С. ТУРГЕНЕВ Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения. | 2 | факты жизни и творческой деятельности писателя, историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Хорь и Калиныч» | определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте, составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей.
| нравственный смысл стихотворений в прозе; | Выразительное чтение и истолкование произв. | Чтение произведений | |||||||
26-28 | Н.А. НЕКРАСОВ Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе. | 3 | факты жизни и творческой деятельности Некрасова, историческую основу поэмы, содержание поэмы «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), жанровые особенности поэмы; рождение замысла стихотворения, содержание стихотворения, художественные приемы изображения действительности; | определять тему и идею поэмы, жанровые особенности произведения, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора, в процессе выразительного чтения показать предельное напряжение диалога генерала и княгини, нравственную силу героини. воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета, авторское отношение к изображенному; находить художественные приемы фольклора, использованные Некрасовым, объяснять художественные особенности стихотворения, роль в нем приема антитезы. | роль исторического фона в повествовании | чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана. | Для заучивания наизусть Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок). | |||||||
29-30 | М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя. | 2 | автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, содержание сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», определение теоретических понятий, необходимых для работы с текстом (гротеск, гипербола, аллегория, фантастика); содержание сказки «Дикий помещик»; | составлять рассказ о писателе, анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании, объяснять отличие смеха писателя, направленного против генералов и мужика, находить жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина, сравнивать героев и ситуации, описанные в романе Д.Дефо и сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приемы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке. | :идейно-тематическое содержание сказки; | различные виды пересказа, | Чтение произведений | |||||||
31-32 | Л.Н. ТОЛСТОЙ Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. | 2 | отдельные факты биографии писателя, Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. Основные темы рассказа - человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества. | составлять рассказ о писателе, анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, | идейно-тематическое содержание произведения | анализ | Чтение произведения | |||||||
33-35 | Н.С. ЛЕСКОВ Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения. | 3 | своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы. | составлять рассказ о писателе, анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, | идейно-тематическое содержание произведения | анализ | чтение | |||||||
36-37 | Р. Речи. Классное сочинение | 1 | ||||||||||||
38 | А.А. ФЕТ Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация. | 1 | Понятия лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие). | Находить тропы в лирических произведениях | Понимать особенности философской лирики Фета А.А. | анализ | Для заучивания наизусть А.А. Фет. Стихотворение — по выбору. | |||||||
39 | А.П. ЧЕХОВ Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя. Тест. | 1 | оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа; | оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев. | тему и идею произведения, алогизм сюжета (частное происшествие, превратившиеся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев; | пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа. | чтение | |||||||
Произведения русских поэтов XIX века о России(2 час) | ||||||||||||||
40 | А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам... » Н.М. Языков. «Песня ». И.С. Никитин. «Русь ». А.Н. Майков. «Нива». А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» | 1 | Понятие «патриотизм», | анализировать текст с учетом специфики жанра | идейно-тематическое содержание произведения | Анализ, индивидуальные сообщения | Заучивание одного из стихотворений наизусть | |||||||
41 | Контрольное тестирование | 1 | ||||||||||||
Из литературы XX века(22 ч.) | ||||||||||||||
42-44 | М. ГОРЬКИЙ Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла. | 3 | автобиографический характер повести, ее содержание, причины поступков героев; содержание легенды, жанровое своеобразие произведения; | делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребенка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления, определять отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства, изображающие враждебную обстановку в доме деда, уметь делать выводы о нравственном значении, смысле событий. оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд, поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою | автобиографический характер повести, ее содержание, причины поступков героев; | Работа с книгой. Анализ эпизодов. Создание портрета героя. | чтение | |||||||
45-46 | И.А. БУНИН Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа. | 2 | сведения о жизни И.А.Бунина, его литературной судьбе; содержание рассказа, его проблематику план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы | составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям, сопоставлять произведения со сходными сюжетами, общими темами. анализировать небольшое стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, какие изобразительно-выразительные средства создают художественные образы; выразительно читать, подбирая правильный темп и ритм, выбирать нужную интонацию; | сведения о жизни И.А.Бунина, его литературной судьбе; содержание рассказа, его проблематику | выразительное чтение, различные виды пересказа. | Чтение, стихотворение по выбору наизусть | |||||||
47-48 | А.И. КУПРИН Рассказы «Куст сирени», «Allez!». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея. | 2 | рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе. | составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям, сопоставлять произведения со сходными сюжетами, общими темами. | идейно-тематическое содержание произведения | Анализ, индивидуальные задания | чтение | |||||||
49 | В.В. МАЯКОВСКИЙ Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения. | 1 | факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира»; | выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стихотворения, приемы создания образов, оценивать язык поэта. | роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе; | анализ | Выразительное чтение, | |||||||
50 | С.А. ЕСЕНИН Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. | 1 | план анализа поэтического произведения, особенности восприятия родной природы русскими поэтами; | воспринимать и анализировать поэтический текст, чувствовать настроение автора, определять художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры и пр., передавать настроение автора при чтении. | идейно-тематическое содержание произведения | Чтение и анализ стихотв. Определение средств выразительности. | Стихотворение по выбору для заучивания наизусть | |||||||
51 | Вн. чтение | 1 | ||||||||||||
52 | И.С. ШМЕЛЕВ Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. | 1 | план анализа произведения, особенности восприятия родной природы автором | составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям, сопоставлять произведения со сходными сюжетами, общими темами. | идейно-тематическое содержание произведения | Пересказ, беседа | Рассказ «Русская песня». | |||||||
53 | М.М. ПРИШВИН Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика. | 1 | Краткие биографические сведения об авторе | составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям, сопоставлять произведения со сходными сюжетами, общими темами. | идейно-тематическое содержание произведения | Пересказ, беседа | Рассказ «Москва-река». | |||||||
54 | К.Г. ПАУСТОВСКИЙ Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении. | 1 | Краткие биографические сведения об авторе | составлять план повести, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям, сопоставлять произведения со сходными сюжетами, общими темами. | идейно-тематическое содержание произведения | Чтение и обсуждение фрагментов, | Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). | |||||||
55-56 | Р. Речи. Подготовка к домашнему сочинению | 2 | ||||||||||||
57 | Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека. | 1 | Краткие биографические сведения об авторе, Тему стихотворения и его художественная идея. | составлять план анализа лирического произведения | идейно-тематическое содержание произведения | Чтение наизусть. анализ | Стихотворение «Не позволяй душе лениться...» наизусть | |||||||
58 | А.Т. ТВАРДОВСКИЙ Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского. | 2 | Краткие биографические сведения об авторе, основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского | составлять план анализа лирического произведения | идейно-тематическое содержание произведения роль исторического фона в повествовании | Чтение наизусть | Любое стихотворение наизусть, чтение Поэмы «Василий Теркин». | |||||||
59 | Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны Н.П. Майоров. «Творчество»; Б.А. Богатков. «Повестка»; М. Джалиль. «Последняя песня»; Bс. H. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны. | 1 | Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. | составлять план анализа лирического произведения | идейно-тематическое содержание произведений роль исторического фона в повествовании | Чтение наизусть, анализ | Любое стихотворение наизусть, | |||||||
60 | Р. Речи. Классное сочинение | 1 | ||||||||||||
61 | Б.Л. ВАСИЛЬЕВ Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. | 1 | Краткие биографические сведения об авторе | составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям, сопоставлять произведения со сходными сюжетами, общими темами. | идейно-тематическое содержание произведения | составление словаря языка персонажей, | Рассказ «Экспонат №...». | |||||||
62 | В.М. ШУКШИН Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя. | 1 | Краткие сведения о писателе. | составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям, сопоставлять произведения со сходными сюжетами, общими темами. | идейно-тематическое содержание произведения | Пересказ, беседа | Чтение произведений | |||||||
63-64 | Русские поэты XX века о России А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...» М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...» Я.В. Смеляков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...» А.Я. Яшин. «Не разучился ль...» А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д.Дементьев. «Волга». Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века. Тест. | 2 | Политическую и культурную обстановку в стране того времени | составлять план анализа лирического произведения | идейно-тематическое содержание произведений роль исторического фона в повествовании | Чтение наизусть, анализ, беседа | Любое стихотворение наизусть, | |||||||
Зарубежная литература (6 ч.) | ||||||||||||||
65-66 | Уильям Шекспир. Сонеты | 2 | Краткие сведения о писателе. Его вклад в мировую литературу, театр. Особенности жанра сонет. | Уметь анализировать сонет | идейно-тематическое содержание произведений | Чтение наизусть, беседа, индивидуальные задания | Сонеты по выбору наизусть | |||||||
67 | Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ» | 1 | Краткие сведения о писателе. Историю создания произведения | составлять план анализа произведения | идейно-тематическое содержание произведений | Беседа, индивидуальные задания, конкурс рисунков | «Остров сокровищ» | |||||||
68-69 | А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора. | 2 | Краткие сведения о писателе. Его вклад в мировую литературу. Основные события и позиция автора. | составлять план анализа произведения | идейно-тематическое содержание произведений | Беседа, индивидуальные задания, конкурс рисунков | Повесть «Планета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» — по выбору | |||||||
70 | Я. КУПАЛА Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Але-ся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы. | 1 | Основные биографические сведения | составлять план анализа лирического произведения | идейно-тематическое содержание произведений | Анализ стихотворений, беседа | Любое стихотворение наизусть, |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ЧЕТВЕРТЯМ
Четверть | Кол-во часов | Кол-во часов и причины опережения или отставания | ||
по программе | по КТП | факт | ||
1 Всего: | 18 | 18 | ||
2 Всего: | 14 | 14 | ||
3 Всего | 20 | 20 | ||
4 Всего | 18 | 18 | ||
Итого | 70 | 70 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Класс | Учебники (автор, год издания, издательство) | Методические материалы | Материалы для контроля |
7 | Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: ООО«Русское слово - учебник», 2013г. | Программа курса «Литература». 5 – 9 классы/авт. – сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин. - М.: ООО«Русское слово - учебник», 2012г. | Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996 |
Мультимедийное приложение к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 7 класс»/Авт.-сост. Н.В. Умрюхина. – М.: ООО«Русское слово - учебник», 2013г. | Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997. | ||
Методические рекомендации под редакцией С.А. Зинина. М.: «Русское слово», 2010 г. | Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000. | ||
Журнал «Практические советы учителю». | Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005. | ||
Поурочное планирование по литературе. 6 класс, Ерёмина О.А., «Экзамен», 2006. | Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006. |
УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п.п. | Средства | Перечень средств |
1 | учебно-лабораторное оборудование и приборы | Наглядные пособия (схемы, портреты авторов, таблицы и др.) |
2 | технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся | кинематограф, компьютер, смарт-доска, интерактивная доска |
3 | цифровые образовательные ресурсы | Универсальная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org Универсальная энциклопедия «Кругосвет»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru Энциклопедия «Рубрикон»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rubricon.com Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru Мифологическая энциклопедия: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mifolog.ru |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
№ | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. | Г. С. Меркин. | М.: ООО«Русское слово - учебник», 2013г. |
2 | Поурочное планирование по литературе. 6 класс. | Ерёмина О.А. | «Экзамен», 2006. |
3 | Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам. V – VIII классы. | Власенков А.И. | М.: АРКТИ, 1998. |
4 | Поурочные разработки по литературе. 6 класс. | И.В. Золотарёва. | – М.: ВАКО, 2004. |
5 | Технология написания сочинения | Руссова Н.Ю. | М.: Айрис-пресс, 2007 |
6 | Литературное краеведение в школе. | Стародуб К.В. | М.: Дрофа, 2003. |
7 | Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г. С. Меркин): методическое пособие/ Ф. Е. Соловьёва; под ред Г. С. Меркина. | Соловьёва Ф. Е. | М.: «Русское слово», 2012 г. |
8 | Мультимедийное приложение к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 6 класс» | Н.В. Умрюхина | М.: ООО«Русское слово - учебник», 2013г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса по программе Г.И.Беленького
Рабочая программа по литературе для 8 класса по программе Г.И.Беленького составлена из расчета 68 часов. В Программе есть разделы: Пояснительная записка, Учебно-тематический план, Содержание уче...
Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса ( 2 часа в неделю, всего 102 часа).
Рабочая программа по литературе (8 класс) составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2006), Примерной программы основного образования по литературе.Структура документаРабочая ...
Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса ( 3 часа в неделю, всего 102 часа).
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2006 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебни...
Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.
Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Литература» под ред...
Рабочая учебная программа по литературе, 5 класс
Рабочая учебная программа по литературе для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством обра...
Рабочая учебная программа по литературе, 6 класс
Рабочая учебная программа по литературе для 6 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством обра...
Рабочая учебная программа по литературе 7 класс срок реализации 2016-2017г
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, примерной программы основного общего образования по л...