Рабочая учебная программа по литературе 7 класс срок реализации 2016-2017г
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Чеха Ирина Михайловна
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы курса русского языка для общеобразовательных учреждений (под редакцией В Я Коровиной - М.:Просвещение, 2010 год.), Рабочей программы :В. Я. Коровина, В. П. Журавлев ,В. И. Коровин, Н. В. Беляева по литературе для 5—9 классов 2014г и учебников - «Литература» для 7 класса. Авторы: В Я Коровина, В П Журавлев, В И Коровин. 2013 год. Учебники допущены Министерством образования и науки РФ и находятся в Федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год. Рабочая программа рассчитана: в 7 классе - 70 часов в год (2 часа в неделю) Цели программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. Рабочая программа включает следующие структурные элементы: - титульный лист; - пояснительная записка -содержание тем учебного курса - требование к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 7 класса -список литературы для учителя -календарно-тематическое планирование -поурочно-тематическое планирование -комплект оценочных и методических материалов для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7klass_2016-2017g_lit-ra.doc336 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Новобаганёнская основная общеобразовательная школа

Краснозёрского района Новосибирской области

Утверждаю  и.о. директора МКОУ

Новобаганёнская ООШ

Ситник И. В.

Приказ №   от    2016г

Рабочая учебная программа по литературе

7класс

срок реализации  

2016-2017г

Программу составила  учитель Чеха И.М.

2016г

Аннотация к рабочей программе по литературе 7 класс.

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы курса русского языка для общеобразовательных учреждений (под редакцией В Я Коровиной - М.:Просвещение, 2010 год.), Рабочей  программы :В. Я. Коровина, В. П. Журавлев ,В. И. Коровин, Н. В. Беляева  по литературе для 5—9 классов 2014г

и учебников - «Литература» для 7 класса. Авторы: В Я Коровина, В П Журавлев, В И Коровин. 2013 год.

Учебники допущены Министерством образования и науки РФ и находятся в Федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа рассчитана:

в 7 классе - 70 часов в год (2 часа в неделю)

Цели программы:

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;

постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- пояснительная записка

-содержание тем учебного курса

- требование к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 7 класса

-список литературы для учителя

-календарно-тематическое планирование

-поурочно-тематическое планирование

-комплект оценочных и методических материалов для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации.

Пояснительная записка. 

Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной (Москва, «Просвещение»,2010 год, 12-е издание), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации,  которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК и примерной программы основного общего образования по литературе.  Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана  (приказ МО РФ от 09.03.04. года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для  образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования»).

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю),          

 Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

       На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

       Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

     Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

-  воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.

Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Личность автора, его труд, его позиция и авторское отношение к героям.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 6ч.

Жанры УНТ: былина, пословица, поговорка (своеобразие жанров)

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 3 ч.

Жанры ДРЛ: летопись, поучение. Основы христианской морали

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 18  ВЕКА – 2 ч.

Основные сведения о М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине. Новаторство поэтов 18 века в стихотворстве

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 19 ВЕКА – 24 ч.

Основные этапы жизненного пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Бунина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ 20 ВЕКА –  24ч.

Основные этапы жизненного пути М.Горького, Л.Андреева, А. Платонова, Е. Носова, Ф. Абрамова, Ю. Казакова. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах.

Из литературы народов России -1

Расул Гамзатов Краткий рассказ о дагестанском поэте

«О моей Родине» Возвращение к истокам, основам жизни.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 6 ч.

Знакомство с авторами зарубежной литературы 20 века и их произведениями (О. Генри и  Д. Олдридж)

Особенности творчества

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.

                            Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.
  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  3. Особенности композиции изученного произведения.
  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

                      Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  5. Различать эпические и лирические произведения.
  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.    

Литература для учителя

1.Агапова И. А., Давыдова М. А. Литературные композиции. 5-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2008.

2.Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной / авт.-сост. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.

3 Литература. Поурочные планы. Программа под редакцией В.Я. Коровиной. 5-7 классы. Электронное пособие. Издательство «Учитель». 2010

4 Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

 5 Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

6 Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

7 Матвеева Е.И. Литература: 7 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

8 Универсальные поурочные разработки по литературе 7кл 3-е изд., перераб. .М,ВАКО 2010

Материально-техническое обеспечение учебного предмета, дисциплины.

  1. Программное обеспечение Уроки литературы  5-7 класс (DVD-BOX) CD- ROM.

Календарно-тематический план  по литературе

для 7 класса (35 недель, 70часов, 2ч\нед)

Тема, разделы

Примерные сроки

Кол-во

часов

Формы контроля

1.

Вводный урок

1четверть

1

Проверка техники чтения

2.

Устное народное творчество

1четверть

6

ФО

ИРК

3.

Древнерусская литература

1четверть

3

ПР

4.

Произведения русских писателей XYIII века.

1четверть

2

СР

ИРД

5.

Произведения русских писателей XIX века

2четверть

24

ИРД

ПР

СР

6.

«Край ты мой, родимый край»

2четверть

3

ФО

7.

Произведения  писателей XX века

3четверть

21

ИРК

СР

9.

Писатели улыбаются

3четверть

1

ФО

10.

«Тихая моя родина»

4четверть

2

ИРД

ФО

11.

Из литературы народов России

4четверть

1

СР

12.

Зарубежная

литература

4четверть

6

ПР

ФО

Итого  70 ч.

Формы контроля:

ФО — фронтальный опрос.

ИРД — индивидуальная работа у доски.

ИРК — индивидуальная работа по карточкам.

СР — самостоятельная работа.

ПР — проверочная работа.

Поурочно-тематическое планирование

по литературе для  7  класса (35 недель, 70часов, 2ч /нед)

Содержание учебного материала (тема урока)

Тип урока

Кол-во

часов

Виды контроля, измерители

Дата

проведе-ния

по плану

Дата проведе-

ния фактически

1.

Введение. Знакомство со статьёй учебника. «Читайте не торопясь».

Комби-

ниро-ванный

1

Знакомство с учебником, беседа

Фо

Устное народное творчество – 6 ч.

2.

Предания. Образы Ивана Грозного и Петра I в преданиях русского народа. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

Урок изуче-

ния нового материала

1

Художественное чтение, беседа

ИРК

3.

Рр Художественный пересказ.

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирног труда.

Урок изуче-

ния нового материала

1

Комментированное чтение, анализ былины

СР

4.

Былина «Садко». Тематическое отличие былин Новгородского цикла от былин Киевского цикла.

Комби-

ниро-ванный

1

Комментированное чтение, анализ былины, ИРК

5.

Вч Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Былины как героические песни эпического характера.

Урок  внеклассного чтения,

1

Беседа, анализ былины,

ФО

6.

Карело-финский эпос «Калевала».

Героический эпос в мировой культуре

Урок изуче-

ния нового материала

1

Беседа, чтение, анализ произведе-ний

7.

Пословицы и поговорки.

Комби-

ниро-ванный

1

Беседа

ИРК

Древнерусская литература

3

8.

«Повесть временных лет». «Похвала князю Ярославу и книгам». Отношение к книге в Древней Руси.

Урок изуче-

ния нового материала

1

Работа с учебником, беседа

ФО

9.

Жанр поучения в древнерусской литературе. «Поучение» Владимира Мономаха.

Урок изуче-

ния нового материала

1

Художественное чтение, беседа

Творческая работа

ИРК

10.

Жанр жития в древнерусской литературе. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Чтение и обсуждение произведения.

Урок изуче-

ния нового материала.

1

Чтение составлен-ных поучений, беседа, анализ произведе-ния

Произведения русских писателей XYIII века. – 2 ч.

11.

М. В. Ломоносов – учёный-филолог. Надпись «К статуе Петра Великого». Теория трёх штилей. «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды.

Комби-

ниро-ванный

1

Выступление подготовлен-ного ученика, чтение, беседа

СР

12.

Рр Чтение наизусть отрывка из оды.

Г. Р. Державин – гражданин и поэт. «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленье». Размышления поэта о смысле жизни, о судьбе.

Урок изуче-

ния нового материала

1

Выразитель-ное чтение наизусть, анализ стихов

ИРД

Произведения русских писателей XIX века. – 24 ч.

13.

А. С. Пушкин: страницы биографии.

Вч Поэма «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине, сопоставление полководцев.

Урок изуче-

ния нового материала, внекл.

чтение

1

Сообщения учеников, комментиро-ванное чтение, анализ отрывка

ИРД

14.

А. С. Пушкин «На берегу пустынных волн…» (вступление к петербургской повести «Медный всадник»).

Комби-

ниро-ванный

1

Анализ текста, конкурс выразитель-ного чтения, работа со словарём СР

15.

Рр Чтение наизусть отрывка.

Интерес А. С. Пушкина к истории России. «Песнь о вещем Олеге». Основная мысль баллады.

Комби-

ниро-ванный

1

Работа с учебником, комментиро-ванное чтение, аналитиче-ская беседа

16.

А. С. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца. Размышление о значении труда летописца для последующих поколений.

Урок изуче-

ния нового материала

1

Работа с учебником, словарная работа, аналитиче-ская беседа

ПР

17.

А. С. Пушкин «Повести И. П. Белкина». «Станционный смотритель».

 Характеристика станционного смотрителя Самсона Вырина.

Комби-

ниро-ванный

1

Художественное чтение, беседа

ФО

18.

Рр «Россия немыслима без Пушкина». А. С. Пушкин в моей жизни. Творческая работа.

Урок разви-тия речи

1

Творческая работа: составление связного текста

19.

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».  Поэма об историческом прошлом Руси.

Урок изуче-

ния нового материала

1

Сообщения учащихся, комментиро-ванное чтение, беседа

СР

20.

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».  Картины быта XVI века в поэме. Бой на Москве-реке: честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма.

Комби-

ниро-ванный

1

Комментированное чтение, беседа, анализ текста

ИРК

21.

Рр Образ Ивана Грозного и тема власти. Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев.

Урок разви-тия речи

1

Творческая работа (на выбор)

Сочинение по иллюстрации В. Васнецова к «Песне про купца Калашникова»

22.

Лирика М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Молитва»,  «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива».Тема, идея стих-я.

Урок изуче-

ния нового материала

1

Беседа, сопостави-тельный анализ стихов

ПР

23.

Н. В. Гоголь: страницы биографии. Повесть «Тарас Бульба». Тарас Бульба, Остап и Андрий. Характеристика героев. Образ матери.

Урок изуче-

ния нового материала

1

Сообщения учащихся, чтение и анализ текста

ИРК

24.

Образ Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. Сопоставление Остапа и Андрия. Анализ II-V глав.

Урок изуче-

ния нового материала

1

Комментированное чтение, словарная работа, аналитиче-ская беседа, сравнитель-ная характеристика героев

ПР

25.

Куренной атаман Остап Бульбенко. Совещание козаков. Речь Тараса о товариществе. Второй бой под Дубно. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев. Гибель Тараса. Анализ VI – XII глав.

Урок изуче-

ния нового материала

1

ФО

26.

Рр Подготовка к сочинению о Тарасе Бульбе. Характеристика литературного героя.

Урок разви-тия речи

1

Беседа, составление характерис-тик героев

ИРК

27.

И. С. Тургенев: страницы биографии. Рассказ «Бирюк» из сборника «Записки охотника». Нравственная основа человеческих взаимоотношений.

Урок изуче-

ния нового материала

1

Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново, сообщения учащихся, беседа ФО

28.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

Комби-

ниро-ванный

1

Знакомство со стихотворе-ниями, словарная работа

ИРД

29.

Рр Чтение наизусть стихотворения в прозе

Вч И. С. Тургенев «Бежин луг». Образы крестьянских мальчиков, их портреты и рассказы, духовный мир.

Урок разви-тия речи, внеклассного чтения

1

Беседа, работа с текстом, характеристика героев

ИРД

30.

Н. А. Некрасов: страницы биографии. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь.

Урок изуче-

ния нового материала

1

Сообщения учащихся, историче-ский комментарий комментиро-ванное чтение

СР

31.

Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». . Народные характеры и судьбы в произведениях поэта.

Комби-

ниро-ванный

1

Работа с текстом, комментиро-ванное чтение, аналитиче-ская беседа

ИРК

32.

Рр Чтение наизусть отрывка.

А. К. Толстой: страницы биографии. Баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».

Урок изуче-

ния нового материала

1

Художественное чтение, беседа

ИРД

33.

М. Е. Салтыков-Щедрин: страницы биографии. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира, гротеск, абсурд. Нравственные пороки общества.

Урок изуче-

ния нового материала

1

Сообщения учащихся, комментиро-ванное чтение произведе-ния, выявление особеннос-тей ПР

34.

Вч М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» Роль сатиры в обществе.

Урок внеклассного чтения

1

Аналитиче-ская беседа

ИРК

35.

Л. Н. Толстой: страницы биографии. «Детство» - автобиографическое произведение. Мир Николеньки Иртеньева.

Урок изуче-

ния нового материала

1

Сообщения учащихся, словарная работа, комментиро-ванное чтение

ИРК

36.

А. П. Чехов: страницы биографии. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа «Злоумышленник».

Комби-

ниро-ванный

1

Словарная работа, беседа по тексту, чтение по ролям СР

«Край ты мой, родимый край» - 3.

37.

Стихи о родной природе. В. А. Жуковский «Приход весны», А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край», «Благовест», И. А. Бунин «Родина».

Комби-

ниро-ванный

1

Чтение наизусть стихов, их анализ

38

Урок-концерт. Стихи о родной природе

Урок внеклассного чтения

1

Аналитиче-ская беседа

ИРК

39.

Стихи о родной природе.

Урок внеклассного чтения

1

Аналитиче-ская беседа, творческая работа

ИРК

Произведения писателей XX века. – 21 ч.

40.

И. А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Цифры». Отношения детей и взрослых в семье, проблема взаимопонимания. Композиция рассказа.

Урок изуче-ния нового материала

1

Сообщение подготовленного учащегося, чтение и анализ рассказа ИРК

41.

Максим Горький: страницы биографии. «Детство». Автобиографическая основа повести. Бабушка и дед. «Невыразимо странная жизнь». (Главы I, II).

Урок изуче-ния нового материала

1

Сообщения учащихся, анализ глав повести, словарная работа, характеристика героев ПР

42.

История Цыганка. Пожар. Обучение Алёши грамоте. Судьба мастера Григория Ивановича. (Главы III-VII).

Комби-

ниро-ванный

1

Комментированное чтение, работа по содержанию текста ФО

43.

Нахлебник Хорошее Дело. История жизни деда и бабушки. «Свинцовые мерзости русской жизни». Вера в творческие силы народа.  (Главы VIII-XIII)

Комби-

ниро-ванный

1

Комментированное чтение, работа по содержанию текста ИРК

44.

Рр Характеристика героев повести. Подготовка к домашнему сочинению по повести А. М. Горького «Детство».

Урок разви-тия речи

1

Беседа, составление характерис-тик героев

45.

Вч Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко.

Урок внеклассного чтения

1

Беседа по рассказу

ИРК

46.

Л. Н. Андреев «Кусака». Гуманистический пафос произведения.

Урок изуче-ния нового материала

1

Сообщения учащихся, комментированное чтение, беседа

ИРК

47.

В. В. Маяковский: страницы биографии. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Словотворчество Маяковского.

Урок изуче-ния нового материала

1

Выразитель-ное чтение стихотворе-ния, словарная работа, работа с лексикой

48.

Рр Чтение наизусть стихотворения.

Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Безразличие, бессердечие мещанина, гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Своеобразие стихотворного ритма.

Комби-

ниро-ванный

1

Чтение наизусть стихотворе-ния, анализ стиха, беседа

СР

49.

А. П. Платонов. Личность писателя. «Юшка». Незаметный человек с большим сердцем. Проблема сострадания и уважения к человеку.

Урок изуче-ния нового

1

Комментированное чтение, работа с лексикой СР

50.

А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Рассказ об одном из героев и о его отношении к своей профессии.

Урок разви-тия речи

1

Беседа, анализ

расказа

51.

Б. Л. Пастернак: страницы биографии. Лирика Пастернака.

Урок изуче-ния нового материала

1

Сообщения учащихся, анализ стихов

ИРД

На дорогах войны

52.

Рр Чтение наизусть стихотворения. А. Т. Твардовский. Стихотворения поэта. Анализ стихов.

Комби-

ниро-ванный

1

Чтение наизусть стихов, анализ стихов

53.

Час мужества (интервью с участником Великой Отечественной войны). Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях советских поэтов.

Урок изуче-ния нового материала

1

Чтение стихотворе-ний, анализ стихов

СР

54.

Ф. А. Абрамов «О чём плачут лошади». Этические и экологические проблемы рассказа.

Урок изуче-ния нового материала

1

Словарная работа, комментиро-ванное чтение

ИРК

55.

Е. И. Носов. Рассказ «Кукла». Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим, людям, природе. «Живое пламя».

Урок изуче-ния нового материала

1

Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа

ИРК

56.

Ю. П. Казаков «Тихое утро».. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков.  Психология подвига.

Урок изуче-ния нового материала

1

Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа

ИРК

57.

Рр Подготовка к домашнему сочинению «Яшка – верный товарищ».

Урок разви-тия речи

1

Беседа, характеристика героя ИРК

58.

Д. С. Лихачёв «Земля родная». (Главы из книги). Духовное напутствие молодёжи. Публицистика.

Урок изучения нового материала

1

Работа с учебником, анализ прочитанных статей

СР

59.

Д. С. Лихачёв «Земля родная». (Главы из книги).Мемуары как публицистический жанр.

Урок изучения нового материала

1

Анализ прочитанных статей

60.

Теория литературы

Урок контроля

1

.

ИРК

Писатели улыбаются. – 1 ч.

61.

М. М. Зощенко: страницы биографии. Рассказ «Беда».

.

Комби-

ниро-ванный

1

Комментированное чтение, анализ рассказов, работа с лексикой ИРК

«Тихая моя родина» - 2 ч.

62.

Стихотворения русских поэтов XX века о природе. В. Я. Брюсов, Фёдор Сологуб, С. А. Есенин, Н. А. Заболоцкий, Н. М. Рубцов. Восприятие родной природы русскими поэтами.

Комби-

ниро-ванный

1

Чтение стихотворе-ний, анализ, работа с лексикой и выразитель-ными средствами

ПР

63.

Песни на стихи русских поэтов XX века. Булат Окуджава

Лирические размышления о жизни в произведениях

Урок изуче-ния нового материала

1

Чтение песен, анализ, беседа

СР

Из литературы народов России. – 1 ч.

64.

Расул Гамзатов. Из цикла «Восьмистишия». Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос произведений поэта.

Урок изуче-ния нового материала

1

Работа с учебником, комментиро-ванное чтение ИРК

Зарубежная литература. – 6 ч.

65.

Жизнь и творчество Роберта Бёрнса. «Честная бедность». Народно-поэтический характер произведения.

Урок изуче-ния нового материала

1

Выразитель-ное чтение стихотворе-ния, анализ СР

66.

Джордж Гордон Байрон – великий английский поэт. «Ты кончил жизни путь, герой!..» - гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.

Урок изуче-ния нового материала

1

Выразитель-ное чтение стихотворе-ния, анализСР

67.

Японские трёхстишия (хокку). Произведения Мацуо Басё, Кобаяси Исса. Лиризм и красота хокку.

Урок изуче-ния нового материала

1

Чтение хокку, анализ их философско-го содержания, творческая работа

СР

68.

О. Генри: страницы биографии. «Дары волхвов».Жертвенность во имя любви.

Урок изучения нового материала

1

Комментированное чтение, анализ текста

ИРК

69.

Рэй Дуглас Брэдбери «Каникулы». Философская проблематика  рассказа

Урок изучения нового материала

1

Комментированное чтение, беседа СР

70.

Урок-путешествие по Стране Литературия.

Урок обобщения изучен

ного

1

Ознакомление со списком литературы для  чтения  летом.

Контрольно-измерительные материалы промежуточной и итоговой  аттестации

по литературе в 7 классе

                                       Тест по теме « БЫЛИНЫ»

1.        Былина — это

а)        жанр устного народного творчества; героическое предание о подвигах богатырей

б)        жанр русской литературы, близкий к исторической повести, отражающий реальные легендарные события

в)        жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотического содержания о богатырях и исторических событиях

2.        В какой исторический период создавались былины?

а)        V—VIII вв.

б)        XI—XV вв.

в)        IX—XIII вв.

3.        Какие виды былин вы можете назвать?

а)        ранние

б)        Киевского цикла

в)        Новгородского цикла

г)        Московского цикла

4.        Соотнесите былинные циклы и героев.

а)        ранние                1) Садко, Ставр Годинович, Василий Буслаевич

б)        Киевский цикл                2) Святогор, Скимен-зверь, Волх  Всеславич

в)        Новгородский цикл        3) Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич

5.        В чем основные отличия старших богатырей от богатырей Киевского цикла?

а)        способность управлять природой

б)        стремление к защите отечества от иноземных завоевателей

в)        способности к колдовству

г)        нечеловеческий вид

д)        прекрасное владение оружием

е)        частые ссоры с князем

6.        Как вы думаете, почему действие былин Киевского цикла связано с временем княжения Владимира Красно Солнышко?

а)        из-за принятия христианства

б)        из-за периода княжеских усобиц

в)        период наибольшего могущества Руси

7.        Какое мифологическое существо напоминает описание Соловья-разбойника в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»?

...А то свищет Соловей да по-соловьему,

Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному.

И от его ли-то от посвиста соловьего,

И от его ли-то от покрика звериного,

Те все травушки-муравы уплетаются,

Все лазоревы цветочки осыпаются,

Темны лесушки к земле все приклоняются...

а)        фантастическое чудовище

б)        змей

в)        Скимен-зверь

8.        Соотнесите имя богатыря и его качества.

а)        Илья Муромец         1) уверенный в своей силе, тугодум, нетороплив

б)        Добрыня Никитич         2) лукавый, насмешливый, предприимчивый

в) Алеша Попович                3) мудрый,    уравновешенный, мощный

г) Микула Селянинович      4) миролюбивый, терпеливый, спокойный

9.        В описании подвигов, внешности, поведения богатырей их поступки преувеличиваются. Как называется этот прием?

а)        олицетворение

б)        метафора

в)        гипербола

г)        эпитет

10.        Действие былин часто замедляется. С какой целью?

а)        более глубокого раскрытия образа богатырей

б)        создания более дружественной обстановки среди слушателей

в)        описания природы

г)        это являлось традиционной особенностью исполнения былин

11. Укажите названия художественных приемов, используемых в былинах. Объясните свой выбор.

Постоянный эпитет; гипербола; олицетворение; рифма; метафора; сравнение; монтаж; повтор.

12. О ком из русских богатырей говорится в былине?

Как он едет далеко во чисто поле,

А на тую на гору Сорочинскую,

Потоптал младых змеенышей,

Ай повыручил он полонов да русских.

а)        Илья Муромец

б)        Добрыня Никитич

в)        Садко

г)        Алеша Попович

13.        Каково отношение русских богатырей к князю Владимиру?

а)        подобострастное

б) уважительное

в) ироничное

г) презрительное

14. Как называется такое повторяющееся в разных былинах описание?

 Он седлал Бурка в седелышко черкасское,

 Он потнички да клал на потнички

 Он на потнички да кладет войлочки,

 Клал на войлочки черкасское седелышко,

 Всех подтягивал двенадцать тугих подпругов,

 Он тринадцатый клал да ради крепости,

 Чтобы добрый конь из-под седла не выскочил,

  Добра молодца в чистом поле не выкрутил.

  Подпруги были шелковые,

  А шпеньки у подпруг все булатные,

  Пряжки у седла да красна золота —

  Тот да шелк не рвется, да булат не трется,

  Красно золото не ржавеет,

  Молодец-то на коне сидит да сам не стареет.

а)        рефрен

б)        сравнение

в)        общее место

г)        метафора

15. Гипербола — это

а)        преуменьшение

б)        иносказание

в)        преувеличение

г)        звукопись

16*. Найдите в данном отрывке гиперболы.

Он спустил добра коня да богатырского,

Он поехал-то дорожкой прямоезжею,

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холма на холму стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.

Ответы к тесту «БЫЛИНЫ»

1. в

2. б

3. б, в, г

4. а— 2, б — 3, в — 1

5. б, г

6. в

7. в

8. а — 3, б — 4, в — 2, г — 1

9. в

10. г

11. Постоянный эпитет, гипербола, сравнение, повтор

12. б

13. б

14. в

15. в

16. Конь с горы на гору стал перескакивать, с холма на холму стал перемахивать, реченьки, озерка промеж ног пускал.

Критерий оценивания работы:

1 верный ответ – 1 балл. Всего – 21 балл.

«5» - 17 -21 (81-100%)

«4» - 12 -16 (61 -80%)

«3» -  7 -11  (49- 60%)

«2» - 6 и менее (48% и менее)

Тест  по произведению «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Часть А

Выберете 1 вариант из предложенных и обведите в круг.

1. В каком городе происходит действие?

А) Муром

Б) Киев

В) Новгород

Г) во всех перечисленных

2. Как звали князя, в обличии которого перед гражданами представал злой змии?

А) Олег

Б) Владимир

В) Павел

Г) Петр

3. Что искал князь Петр в алтарной стене между керамидами?

А) Пучок льна

Б) станок

В) Сорочку, порты и полотенце

Г) Агриков меч

4. От чего тело Петра покрылось струпьями?

А) от вражьей крови

Б) от деяний жены своей

В) от неправильного лечения

Г) от высокомерия своего

5. Кем работали брат и отец Февронии?

А) Лесорубами

Б) древолазами

В) плотниками

Г) столярами

6. Что попросила Февронья у бояр?

А) Богатства

Б) часть государства

В) Агриков меч

Г) супруга Петра

Часть В

Впишите недостающее слово, которого требует контекст.

В1 «…тело Петра покрылось струпьями и открылись ______ , и напала на него тяжкая болезнь».

В2 «Плохо дому без ушей, а горнице без __________».

В3 «… он через ноги на ___________ глядит».

В4 «Если будет добросердечен и не _______________, то будет здоров».

В5 «Если мудра, то пусть, пока я моюсь в бане, сделает из этого пучка ___________ мне сорочку, порты и полотенце».

Часть С

Дайте развернутый ответ на вопросы.

С1 Почему Петр решает покинуть Муром?

С2 Что повелели сделать супруги Муромские, когда подошел конец их жизни?

С3 Какое чудо совершалось неоднократно после смерти Петра и Февронии?

Ключи к заданиям частей А,В,С:

А1- а

А2- в

А3- г

А4- а

А5-б

А6- г

В1 язвы

В2 очей

В3 смерть

В4 высокомерен

В5 льна

С1Не мог оставить жену свою ради княжения.

С2 Велели вытесать из одного большого камня единый гроб с преградой посередине, и завещали положить тела их в том гробу.

С3 Люди обретали супругов Муромских в едином гробе, не смотря на то, что хоронили в разных местах.

Критерий оценивания  работы:

За часть А – 1*6= 6 баллов

За часть В – 2*5= 10 баллов

За часть С – 3*3=9 баллов

25-23балла – «5» (92% и более)

22-18 баллов – «4»  (70% и более)

17-13 баллов – «3» (50% и более)

12-0 баллов – «2» (менее 50%).

                     

                      Тест по повести

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

1. Действие повести происходит:

а) в Польше;

б) на Украине;

в) в России.

2. Тема повести:

а) героическая борьба украинского народа с польской шляхтой;

б) история семьи Тараса Бульбы;

в) быт и нравы Запорожской Сечи.

3. Повесть написана в стиле:

а) эпического сказа;

б) семейной хроники;

в) исторического исследования.

4. Повесть Гоголя можно назвать героической, потому что:

а) Тарас Бульба — настоящий герой;

б) она повествует о борьбе украинцев против польской шляхты;

в) в ней рассказывается история обычной семьи.

5. Как называет Гоголь Запорожскую Сечь?

а) родительский дом;

б) гнездо;

в) нора.

6. В ответ на предательство Андрия Тарас Бульба:

а) отпустил его;

б) убил его;

в) проклял его.

7. Назовите причину, из-за которой Андрий совершил предательство:

а) желание славы;

б) месть;

в) любовь.

8. “Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему... кости...” — это портрет:

а) Тараса Бульбы;

б) Остапа;

в) атамана Кукубенко.

9. Кому принадлежат выражения: “Терпи, козак, — атаманом будешь!”, “Есть ещё порох в пороховницах!”?

а) Тарасу Бульбе;

б) Остапу;

в) куренному атаману.

10. Что не захотел оставить Тарас Бульба на земле вражеской и потому попал в плен?

а) саблю;

б) медальон;

в) курительную трубку.

11. “Да разве найдутся такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!” Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью:

а) Мосии Шило;

б) Остапа;

в) Тараса.

12. Смысл жизни для старого Тараса состоит:

а) в воспитании достойных сыновей;

б) в поддержании традиций Запорожской Сечи;

в) в защите родной земли.

13. Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит:

а) борьба за свободу и независимость Родины;

б) физическая сила;

в) стремление к славе.

Ответы.

1        

2        

3        

4        

5        

6        

7        

8        

9        

10        

11        

12        

13

б        

а        

а        

б        

б        

б        

в        

б        

а        

в        

в        

в        

а

Критерий оценивания  работы:

1 правильный ответ – 1 балл. Всего баллов: 13

«5» - 10-13 баллов (80% и более)

«4» - 7-9 баллов (65% и более)

«3» - 4-6 баллов (50% и более)

«2» - 3 и менее баллов (менее 50%).

Тест.

А.С. ПУШКИН. «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»

1.        Определите жанр произведения.

а)        былина

б)        поэма

в)        баллада

г)        легенда

2.        Какой момент произведения можно назвать его кульминацией?

а)        предсказание кудесника

б)        победа над Царьградом

в)        исполнение предсказания

г)        гибель коня

3.        Что явилось источником для создания «Песни о вещем Олеге»?

а)        «Повесть временных лет»

б)        «История государства Российского» Н. М. Карамзина

в)        исторические хроники

4.        Какие исторические реалии введены в легенду?

а)        образ кудесника

б)        описание дружины

в)        щит на вратах Царьграда

г)        языческий бог Перун

5.        Какой художественный прием использует автор, повторяя стихи «...Они (бойцы. — Ред.) поминают минувшие дни/ И битвы, где вместе рубились они...»?

а)        анафора

б)        гипербола

в)        рефрен

г)        сравнение

6.        Определите стихотворный размер в следующих строках:

Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен,

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен...

а)        ямб

б)        хорей

в)        дактиль

г)        амфибрахий

7.        С какой целью А. С. Пушкин использует в балладе архаизмы (секира, тризна)?

а)        следует за летописью

б)        стилизация под язык эпохи

в)        создание правдоподобного фона

Ответы к тесту «А.С. ПУШКИН. «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»

1. в

2. в

3. б

4. в, г

5. в

6. г

7. б

Критерий оценивания  работы:

1 правильный ответ – 1 балл. Всего баллов: 7

«5» - 6-7 баллов (80% и более)

«4» - 4-5 баллов (65% и более)

«3» - 3 балла (50% и более)

«2» - 2 и менее баллов (менее 50%).

Итоговый тест по литературе.

Вариант 1

1. Что такое былина:

а)Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

б)Это поэтическая биография народа

в)Это краткое изречение

г) Это рассказ об исторических деятелях.

2. Лирика – это

а) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;

б)        род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора;

в)        стихотворение из двух строк.

3. Какая тема раскрывается в повести Пушкина «Станционный смотритель»:

1- Тема маленького человека

2- Тема лишнего человека

3- Тема богатого человека

4- Тема интеллигентного человека.

4. Что такое сатира:

1- Это художественное произведение , в котором гневно осуждаются пороки общества и человека

2- Это произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.

3- Это  художественное произведение, в котором изображается судьба человека

5. Из какого произведения Горького взят этот отрывок?

«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а  тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».

6. Из какого произведения взят данный отрывок?

«Собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

а)        Леонид Андреев «Кусака».

б)        Андрей Платонов «Юшка».  

в)        Фёдор Абрамов «О чём плачут лошади».

7. Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа Носова «Кукла»:

1- Человеческое безразличие

2- Неуважение к чужому труду

3- Хулиганское поведение подростков

4- Хамское отношение между людьми.

8. Что составляло смысл жизни цветка из рассказа Платонова «Неизвестный цветок»?

а)        Один раз в день радоваться лучам восходящего солнца.

б)        Во что бы то ни стало спрятаться от ветра.

в)        Жить, расти, бороться за счастье жить.

9. Какие чувства вызывает у автора Юшка из рассказа А. Платонова «Юшка»?

а) Любопытство, б) Уважение, в) Сострадание.

10.Темой рассказа Е. Носова «Кукла» является:

а)        Описание жизни простого деревенского человека.

б)        Изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе.

в)        История брошенной куклы.

11. К какому типу народных сказок близки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина?

а) Волшебные б) О животных в) Бытовые.

12. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

а)        Восхищение, любование.

б)        Презрение, пренебрежение.

в)        Сожаление, горечь.

г)        Безразличие.

13. Определите жанр произведения И. С. Тургенева «Бирюк».

а)        Повесть.

б)        Очерк.

в)        Притча.

г)        Рассказ.

14.Почему Бирюк всё же отпустил крестьянина?

а)        Постеснялся своей жестокости перед барином.

б)        Испугался мести крестьянина.

в)        Пожалел мужика.

г)        Понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты.

15.        Из какого произведения взят этот отрывок?

«Деревня, будто большим пуховым одеялом, была покрыта

туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно...»

Вариант II

1. К каким былинам относится былина «Садко»:

1- Героическая

2- Бытовая

3- Социально-бытовая

4- Сказочная

2.Повесть - это...

а)        Средняя форма эпической прозы, литературное произведение, описывающее не одно, а целый ряд событий, лиц, проблем.

б)        Короткий рассказ с острым сюжетом и неожиданным финалом.

в)        Стихотворное повествовательное произведение с развёрнутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чём повествуется.

3. Почему память народная сохранила образ Калашникова:

1- Совершил героический поступок

2- Не побоялся вступиться за честь семьи

3- Спас себя от позора

4- Оставил богатое наследство потомкам.

4.Эпиграф - это...

а)        стихотворная строка, в которой заключена основная характеристика героя;

б)        изречение, отрывок из произведений различных писателей, которые автор помещает после названия произведения или перед отдельными его главами;

в)        краткое описание развития сюжета.

5.        Кто такие казаки ( Гоголь «Тарас Бульба»):

1- Регулярные войска

2- Охрана царя

3- Выполняли функции пограничных войск

4-  Свободные от военной службы люди.

6.        Из какого произведения взят этот отрывок?

«Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его, толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмёт хворостину и не погонится за ними, как делают это большие люди. Дети не знали другого такого человека».

7.Что нового открыл в себе главный герой рассказа Казакова «Тихое утро»:

1- Умение сострадать

2- Умение плавать

3- Умение преодолевать собственный страх

4- Умение вести себя правильно на воде.

8.        Каково авторское отношение к Бирюку из одноимённого рассказа?

а)        Уважение.

б)        Сочувствие.

в)        Пренебрежение.

г)        Осуждение.

9.        Какова, с вашей точки зрения, основная черта характера Бирюка?

а)        Честность, ответственность.

б)        Жестокость.

в)        Доброта.

г)        Любовь к детям.

10.        Определите идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

а)        Обличение чиновничества.

б)        Восхваление трудолюбия простого народа.

в)        Проблема рабского положения и бесправия покорного народа в условиях крепостничества.

г)        Преодоление сложностей, возникших у генералов на острове.

11.        Какой приём использует автор в следующем отрывке:

«...Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетело глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался

визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил...»

а) Гипербола, б) Гротеск, в) Иносказание, г) Сатира.

12.        Определите жанр произведения А. П. Чехова «Хамелеон».

а) Повесть, б) Очерк, в) Эпиграмма, г) Рассказ.

13.        Кого в произведении А. П. Чехова можно назвать «хамелеоном»?

а) Очумелова. б) Хрюкина. в) Елдырина. г) Повара, д) Толпу зевак.

14.        Почему «без Юшки жить людям стало хуже»?

а)        Им не на ком стало вымещать злость и обиду.

б)        Он был незаменим в кузнице.

в)        Он был сельским праведником.

15.        Вспомните рассказ Абрамова «О чём плачут лошади».

Почему рассказчик считает, что у него с Рыжухой уже не будет

той искренности и того доверия, которые были до сих пор?

а)        Он не понял душевных переживаний лошади и обманул её.

б)        Он считает себя виноватым в том, что прошли «счастливые времена» для лошадей.

в)        Он не накормил Рыжуху.

Ответы к итоговому тесту. Вариант 1.

 1. а

 2. Б

 3. 1

 4. 1

 5.»Старуха Изергиль»

 6. А

 7. 1

 8.  В

 9.  Б

10. Б

11. Б

12. В

13. Г

14. Г

15. Ю. Казаков «Тихое утро»

Ответы к итоговому тесту. Вариант 2.

1.4

2. А

3. 2

4. Б

5. 4

6. «Юшка»

7. 3

8. Б

9. В

10.В

11.Б

12.Г

13.А

14.В

15.Б

Критерий оценивания  работы:

1 правильный ответ – 1 балл. Всего баллов: 15

«5» - 12-15баллов (80% и более)

«4» - 8-11 баллов (65% и более)

«3» - 4-7 баллов (50% и более)

«2» - 3 и менее баллов (менее 50%).

Материал взят из пособия «Универсальные поурочные разработки по литературе 7 класс» И В Золотарева. Москва, «Веко» 2009.

ТЕСТ.

1. С какой целью Вольга Святославич отправляется в путь-дорогу?

А. мир посмотреть

Б. На войну

В. За данью

Г. В гости к князю Владимиру.

2. Какой город не мог упоминаться в былинах?

А. Киев Б. Чернигов В. Муром г. Москва.

3.Соотнесите существительные и прилагательные, чтобы получились «постоянные эпитеты»?

1. чисто а) молодец

2. добрый б)поле

3.буйная в)дружинушка

4. хоробрая г) головушка

4. Какие средства выразительности использует М В Ломоносов в строках «…Науки юношей питают,// Отраду старым подают…»?

а) аллегория б) иносказание в) метафора г) гипербола.

5. С какой целью Петр1 в поэме А С Пушкина «Полтава» решает «…в Европу прорубить окно»?

а) расширить торговые отношения с Европой

б) «…назло надменному соседу»

в)так было «суждено» Петру 1

г)чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить ее роль на международной арене.

6. Определите жанр «Песни про купца Калашникова» М Ю Лермонтова.

А) былина б) песня в)поэма г) баллада

7. За что бился в кулачном бою купец Калашников?

а) показать удаль царю б ) за младших братьев

в)за честь семьи г) за родину

8. Каково основное занятие жителей Запорожской Сечи в мирное время по повести Н В Гоголя «Тарас Бульба»

а) торговля б) землепашество в) гульба г) дипломатическая деятельность.

9. Почему Наталья Савишна , героиня рассказа Л Н Толстого «Детство» отказалась от «вольной»?

а) думала, что от нее хотят избавиться

б) Очень сильно любила барыню

в) и без «вольной» чувствовала себя хозяйкой дома

г) понимала, что ей будет сложно жить в другом месте.

10. Кого в рассказе А П Чехова «Хамелеон» можно назвать хамелеоном?

а) Очумелова б) Хрюкина в) Елдырина г) повара д) толпу зевак.

11. Какой литературный прием наиболее характерен для А П Чехова?

а) внутренний монолог б) бытописание в) психологизм г) художественная деталь.

12. Чего дети ждали от Юшки, когда дразнили его и кидали в него камни?

а) ответного зла для веселья б) дружбы в) его смерти

Оценки: 11-12 - «5», 8-10 – «4», 6-7 – «3», 5 и менее – «2»

 

Контрольная работа по литературе

за 1 полугодие 2016-2017 учебного года

в 7 классе

1 Напишите 3пословицы на одну из тем (на выбор): «Родина», «Знания», «Труд».

2.Назовите 4 афоризма

из повести «Тарас Бульба».

3 Укажите авторов произведений:

«Тарас Бульба»

«Полтава»

«Два богача»

4 Откуда эти строки?

Назовите автора и название произведения.

А) «Люблю тебя, Петра творенье…»

Б) «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой…»

В) «..и казнили Степана Калашникова…»

5Узнай героя произведения.

 Назови автора и название произведения

А) Пимен

Б) Самсон Вырин

6. Укажи фамилии двух художников, авторов портретов Пушкина  и его современников.

7 Кто автор мозаичной картины «Полтавский бой?»

8 Укажите жанры древнерусской литературы.

Вставь пропущенное.

А) «…….о Петре и Февронии»

Б) «…….Владимира Мономаха»

В) «……князю Ярославу и его книгам»

9.Назовите две былины, изученные в 7 классе.

10. Словарная работа.

Дать пояснение «Что это значит?»

А) вещий-

Б) праща-

В) аргамак-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса по программе Г.И.Беленького

Рабочая программа по литературе для 8 класса по программе Г.И.Беленького составлена из расчета 68 часов. В Программе есть разделы: Пояснительная записка,  Учебно-тематический план, Содержание уче...

Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса ( 2 часа в неделю, всего 102 часа).

Рабочая программа по литературе (8 класс) составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2006), Примерной программы основного образования по литературе.Структура документаРабочая ...

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы  общеобразовательных учреждений «Литература»  под ред...

Рабочая учебная программа по литературе 5класс срок реализации 2016-2017г

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС : основное общее образование//ФГОС М; П...

Рабочая учебная программа по предмету «Литература» для 8класса 72час(базовый уровень) срок реализации 2016-2017г

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:  требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра...

Рабочая программа учебного курса Физика. 8 класс. Срок реализации 2023-2024 учебный год

Учебный план для школы отводит 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В  программе предусмотрен резерв свободного учебного времени  для реализации авторских подходов, использов...

Рабочая программа учебного курса Физика. 9 класс. Срок реализации 2023-2024 учебный год

Учебный план для школы отводит 102  учебных часа из расчета 3 учебных часа в неделю. В  программе предусмотрен резерв свободного учебного времени  для реализации авторских подходов, исп...