Задания для олимпиады по литературе
олимпиадные задания по литературе (8 класс) на тему
Задания для олимпиады по литературе для 8 класса предназначены для школ-интернатов с дифференцированным обучением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_dlya_olimpiady_po_literature_1.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОГБОУ «Общеобразовательная школа-интернат
основного общего образования №1»
Задания для олимпиады по литературе
8 класс
(с ключом)
А.В.Незнанов
учитель русского языка и литературы
Задание №1. Соотнесите годы жизни и имена писателей.
1. С.А. Есенин | А)1769-1844 |
2. А.С.Пушкин | Б)1910-1971 |
3. А.Т.Твардовский | В)1895-1925 |
4. И.А.Крылов | Г)1870-1953 |
5.И.А.Бунин | Д)1799-1837 |
Задание №2. Соотнесите имена поэтов с этими строками: а. А.Т.Твардовского; б. С. Есенин; в. М.Ю.Лермонтова; г. К.Ф.Рылеев. Какие черты мировосприятия героев выражают эти строки?
- Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
2. Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
3. Своей и вражьей кровью смыв
Все преступленья буйной жизни
И за победы заслужив
Благословения отчизны,—
Нам смерть не может быть страшна;
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы — не праздно в мире жили!»
4. Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Задание №3. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены.
А. Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Б. Аппетит приходит во время еды.
В. В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский
сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться,
потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители
уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик
перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот
отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу.
Г. Без рук рисует, без зубов кусается.
Д. По благословению отца моего старца Епифания писано моею рукою грешною протопопа Аввакума, и аще что реченно просто, и вы, господа ради, чтущии и слышащии, не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык, виршами филосовскими не обык речи красить, понеже не словес красных бог слушает, но дел наших хощет.
Задание №4. Какие средства художественной выразительности использовали авторы?
А) Я был, как лошадь загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым седоком. С.Есенин
Б) Тропами потаѐнными, глухими,
В лесные чащи сумерки идут.
Засыпанные листьями сухими
Леса молчат – осенней ночи ждут. И.Бунин
Задание №5. Рассыпанные строки. Восстановите порядок слов в стихотворной строке, зная, что она написана:
а) хореем
б) ямбом
в) дактилем
г) амфибрахием
д) анапестом
5.1 Назовите автора стихотворения, из которого взята строка.
А) куда, парень, хоть, впрочем
Б) в, жаждой, груди, свинцом, и, с, мести
В) зубы, дряхлая, выпали, годов, рогах, на, свиток
Г) медленно, гляжу, гору, в, поднимается
Д) забава, мне, одна, осталась
Задание № 6. Определите, какие средства художественной выразительности (тропы) используются С.А. Есениным для создания художественного образа.
- «Рассвет рукой прохлады росно
Сшибает яблоки зари».
- «Плачет и смеется песня лиховая.»
- «О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верю».
- «И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.»
- «Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.»
Задание №7. Интерпретация лирического произведения.
Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение – анализ стихотворения. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст.
Письмо матери (С.Есенин)
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,—
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
- О чѐм это стихотворение (определите тему), как вы поняли его смысл?
- Что мы узнаем о лирическом герое стихотворения?
- На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? О чем говорится в каждой из частей?
4. Какие художественные образы используются в стихотворении для характеристики прошлой и настоящей жизни лирического героя?
5. В чем трагизм положения лирического героя?
6. Итак, лирический герой стоит на распутье. К чему же его тянет?
7. Определите стихотворный размер.
КЛЮЧ
Задание №1. 1-в; 2-д; 3-б; 4-а; 5-г (максимальное количество баллов – 5)
Задание №2. А. Твардовский - 2; С. Есенин - 4; М.Лермонтова - 1; К.Рылеев - 3. (максимальное количество баллов – 4)
Задание №3. А. Басня. Б. Пословица. В. Былина Г. Загадка. Д. Житие. (максимальное количество баллов – 5)
Задание № 4. А) Сравнение. Б) Олицетворение. (максимальное количество баллов – 2)
Задание №5.
А) впрочем парень хоть куда – Твардовский
Б) с свинцом в груди и жаждой мести – Лермонтов
В) Дряхлая, выпали зубы, Свиток годов на Рогах - Есенин
Г) гляжу поднимается медленно в гору – Некрасов
Д) мне осталась одна забава - Есенин
(1 балл – за верно восстановленную строку, 1 балл – за имя поэта; максимальное количество баллов –10)
Задание №6. 1-метафора; 2-антитеза; 3-перифраза; 4-олицетворение;
5-олицетворение (максимальное количество баллов –5)
Задание №7.
1. «От бесчинной и отравленной жизни, от среди больших пропойц… горько и жалобно льнул он к миру близких и любимых людей… Любовь ко всему родному… - это самая светлая, безнадрывная тема есенинской лирики…» - писал исследователь Марк Щеглов.
2. Попытка уйти «от тоски мятежной», лирический герой вспоминает старушку-мать и «низенький … дом». Таким образом, в центре внимания автора – возвращение героя к истокам, попытка понять, что с ним стало.
3. 1 часть (первая – третья строфы) – обращение к матери, воссоздание ее образа (мать тревожится о сыне, выходит встречать его «в старомодном ветхом шушуне»), 2 часть – рассказ о настоящем лирического героя, о внешней его жизни («горький пропойца») и жизни внутренней (он «Нежный», тоскующий, утративший мечты, уставший от жизни, одинокий.
4. «Над избушкой… вечерний несказанный свет», «низенький дом», «белый сад» - все это напоминает о прошлой жизни, а в настоящем – кабак, финский нож и тоска – контрастные образы.
5. В том, что «к старому возврата больше нет». Вера, которая дает силы жить и надежду на будущее, иссякла: «Не буди того, что отмечталось…», «И молиться не учи меня. Не надо!» Причем «не надо!» стоит в сильной позиции – в конце строки – и дополнительно выделено восклицательным знаком.
6. К матери: «ты одна мне … помощь … отрада… свет», к родному дому: «я вернусь…», т.е. идеалы молодости лирический герой сохранил.)
7. Пятистопный хорей
(1.Макс. количество – 4 балла.
2.Макс. количество – 4 балла.
3.Макс. количество – 2 балла.
4.Макс. количество – 2 балла.
5. Макс. количество – 1 балла.
6. Макс. количество – 2балла.
7. Макс. количество – 2 балла.
Композиция: Стройная композиция, логических ошибок нет - Макс. 5б.
Стройная композиция, наблюдаются отдельные логические ошибки - 4
Есть композиционные и логические нарушения - 3
Композиционные и логические нарушения значительны - 2
Композиционные и логические нарушения значительны, иногда мысль непонятна - 1
Высказаны несвязные мысли - 0
Орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность (ведется общий счет ошибок)
1-2 ошибки - 5
3-4 ошибки - 4
5-6 ошибок - 3
7-8 ошибок - 2
9 ошибок - 1
Более 9 ошибок – 0) ВСЕГО – 29 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для олимпиады по литературе для учащихся 5-9 классов по программе под редакцией Коровиной
Предлагаются задания для олимпиады по литературе ученикам 5-9 классов. Задания расчитаны на "среднего "ученика. Обычно в олимпиадах принимают участие сильнейшие учащиеся, а желания и возможности...
ЗАДАНИЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Задания для школьного этапа олимпиады по литературе для 5 класса...
Задания для олимпиады по литературе
Олимпиадные задания по литературе. 5-1 классы....
Задания для Олимпиады по литературе среди неслышащих учащихся 5-8 классов. тест по произведениям Л.Н. толстого "Филипок", "Как мужик гусей делил".
Тестовые задания разработаны для неслышащих учащихся по произведениям Л.Н. Толстого. Данный тест предлагается выполнить глухим детям на Олимпиаде по литературе. Предварительно учащиеся знакомятся с эт...
Тест по биографии Л.Н. Толстого (задания для Олимпиады по литературе, 5-8 класс школы глухих)
Тест разработан как задание для Олимпиады по литературе (изучение творчества Л.Н. Толстого). Тестовые задания составлены по пройденным учащимися биографическим сведениям о Л.Н. Толст...
Творческие задания на олимпиаде по литературе
Примеры выполнения творческого задания 7 класс...
Творческие задания для олимпиады по литературе
Творческие задания для олимипиады 8-11 классы...