Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Составлена по требованиям к рабочим программам учителя по учебнику А.В. Гулина и А.Н. Романовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_7_klass.docx | 86.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- Цель литературного образования в рамках курса – изучение национальной словесности в её историческом развитии.
Задачи:
- Сформировать у школьника историзм как важнейшее качество мышления и одну из фундаментальных основ мировоззрения.
- Организовать эффективную работу по расширению круга читательских интересов школьника.
- Воспитывать в них заинтересованное отношение к литературе, устойчивую потребность в чтении.
- Учить видеть связь каждого писателя с культурой своего народа.
- Формировать умение соотносить нравственные идеалы произведений русской и иных национальных литератур, выявлять их сходство и национально обусловленное своеобразие художественных решений.
2. Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе, примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для образовательных учреждений (5-11 классы), авторской программы по литературе для 5—9 классов общеобразовательной школы ( авт.-сост.А.В.Гулин, А.Н.Романова. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2011. — 88 с.).
3. Данная программа реализуется в рамках учебников «Литература». 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях./ авт.-сост.А.В.Гулин, А.Н.Романова.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012.
4. Новая программа предполагает освоение отечественной словесности в ее историческом развитии и в сопоставлении с литературой народов России и зарубежной литературой. Для курса особую важность приобретают принципы историзма, системности, избирательности и проблемности.
В основе курса – последовательное освоение главных этапов исторического становления русской словесности: устного народного творчества, древнерусской литературы, классической русской литературы XVIII – XX веков. Таким образом, развитие национальной литературы прослеживается поэтапно; при этом раскрывается и специфика каждого периода (например, преобладание духовных жанров или каноничность искусства в эпоху Древней Руси), и то общее, что объединяет все этапы, делает русскую литературу великой национальной литературой.
Для того чтобы показать ребятам живую связь прошлого и настоящего, древнего и недавнего, программой предусмотрено рассмотрение художественных следствий, которые оказывает каждый этап на литературу последующих эпох. При изучении фольклора и древнерусской литературы взгляд учебника устремлен в будущее, к расцвету и сегодняшнему состоянию родной литературы, что позволяет сохранить связи с современностью не на уровне отдельных замечаний об актуальности того или иного произведения, а на уровне понимания его истоков.
Такая структура обеспечивает установление внутрипредметных связей (тематика, проблематика, поэтика), что формирует умение школьника рассматривать конкретное произведение в широком литературном контексте.
Большое внимание в учебнике уделено организации внеклассного чтения школьников. Курс рассматривает особые разделы, в которых собраны произведения золотого фонда мировой классической литературы для детей. Методический аппарат линии направлен на организацию эффективной работы по расширению круга читательских интересов школьников, воспитание в них заинтересованного отношения к литературе, устойчивой потребности в чтении.
В конце программы для каждого класса основной школы приводится примерный список произведений (фрагментов) для заучивания наизусть. В нем выделены (подчеркнуты) тексты, которые, по мнению авторов линии, необходимо знать наизусть всем учащимся. Другие тексты рекомендуется заучивать для развития навыков выразительного чтения, совершенствования коммуникативной компетенции школьников.
5. Данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, 2 часа в неделю. Из них – 66 на изучение художественных произведений, 4 – на письменные творческие работы.
6. Рабочая программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, индивидуально-групповые.
Даная рабочая программа выделяет следующие механизмы по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения; - составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
7. В рабочей программе предусмотрены такие формы и виды промежуточного и итогового контроля как контрольная работа, тестирование, опрос, индивидуальные дифференцированные письменные задания, творческие работы, проекты, слайдовые презентации по темам.
8. Литература в российской школе – традиционно предмет воспитывающий, идеологически нагруженный, призванный формировать мировоззренческую основу личности. Поэтому обучение литературе не может быть только изящно-эстетическим, художественно-творческим и т.д. Изучение литературы должно быть целенаправленным, идеологически и ценностно определённым.
Сегодня литература, как и другие гуманитарные предметы школьной программы, должна в первую очередь способствовать формированию духовно-нравственной культуры школьника на основе национальных традиций России. Поэтому определяющим положением курса является понимание литературы как отражения национального самосознания в художественном слове.
Предметом изучения в рамках целостного курса, следовательно, должна быть национальная словесность в её историческом развитии: история её зарождения и бытования на разных этапах становления русской культуры, отражение в словесном творчестве национальных особенностей общественной и индивидуальной жизни; а также специфика освоения национальной литературой общечеловеческих тем, проблем, конфликтов, проявляющаяся как в содержательной стороне литературных произведений (тематике, идеях, пафосе), так и в их поэтике.
Идеологической основой курса можно считать призыв Ф.М. Достоевского судить о народе не по тому, как он живёт, а по тому, о чём он мечтает и к чему стремится. Эта внутренняя идеальная жизнь народа ярче всего воплощается в национальной литературе и фольклоре. Литература представляет нам историю духовной жизни народа, выступая не иллюстрацией, но необходимой составляющей собственно истории, благодаря которой «внешняя» история народа и его идеальное бытие предстают в неразрывной целостности.
Такой подход к предмету обеспечивает полноту и глубину восприятия человеком национально-исторической действительности, формирует объективное и объёмное представление о своей национальной культуре, способствует формированию важнейших личностных характеристик выпускника, перечисленных в Стандарте: «любящий свой край и свою родину; знающий свой родной язык; уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СЛОВЕСНОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ И ЛИТЕРАТУРА НОВОЙ РОССИИ
ВВЕДЕНИЕ. СЛОВО В ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
Рассказ о сотворении мира в Евангелии от Иоанна. Нагорная проповедь Иисуса Христа.
История создания славянской письменности. Азбука Кирилла и Мефодия как алфавит и р текст. Духовные установки древних книжников.
Традиция христианского отношения к слову и словесному творчеству в русской классической поэзии.
Ф.И.Тютчев. «Поэзия», «С поляны коршун поднялся…»
Н.С.Гумилев. «Слово»
С.А.Есенин. «Душа грустит о небесах…»
А.А.Ахматова. «Ржавеет золото и истлевает сталь…»
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Г.Тукай. «Книга». Книга как отрада из отрад, путеводная звезда для поэта.
«Голубиная книга»(фрагмент). Духовные стихи как особый жанр народной лирики. Образ мира в «Голубиной книге». Народные духовные стихи как свидетельство взаимного проникновения ученой, книжной христианской культуры и народной поэтической традиции.
Н.А.Некрасов. Фрагмент из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: крестьянская семья слушает странника Ионушку. Отношение народа к сказочникам, исполнителям былин, духовных стихов, талантливым рассказчикам.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из ирландской средневековой поэзии: «Монах и его кот».
МОЛИТВА В РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ И СВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Молитва как явление духовной культуры. Молитвословия священных книг как образец и источник вдохновения для писателей разных эпох.
Г.Р.Державин. Ода «Бог».Торжественное прославление величия Творца в стихотворении Г.Р.Державина. Величие человека, познающего свою сопричастность вселенскому Божественному промыслу.
А.С.Пушкин. «Отцы пустынники и жены непорочны…». Соединение канонического текста молитвы и индивидуального духовного переживания в стихотворении Пушкина.
М.Ю.Лермонтов. «Молитва»(«В минуты жизни трудную…). Исповедание сокровенного духовного опыта, личное и всеобщее в «Молитве» М.Ю.Лермонтова.
А.К.Толстой. «Я задремал, главу понуря…». Молитвенное обращение лирического героя к Богу в жажде духовного воскресения.
А.А.Фет.»На стоге сена ночью южной…». Мотивы библейского псалма и личное открытие поэтом Творца и его Вселенной.
М.А.Шолохов. «Тихий Дон», р.1, ч.3, гл.6(Казачьи молитвы). Наивность и глубокая вера в заветных молитвах казаков. Изображение Шолоховым источника душевной красоты русского воина.
ДРЕВНЕРУССКИЕ ЛЕТОПИСИ
Летопись как древнейший жанр русской литературы. «Многослойность» летописного повествования, использование в нем устной традиции. Единство повествования и поучения.
Летописный рассказ о подвигах и смерти князя Олега.
ПО СЛЕДАМ ДРЕВНЕЙ ЛЕТОПИСИ
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Глубокий интерес Пушкина к древнерусским летописным сказаниям и стремление проникнуть в чувства их героев, открыть особенности их мышления, достоверно воссоздать далекое прошлое.
Монолог Пимена. Образ монаха – летописца в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».
Размышляем о литературе вместе с писателями и учеными. Историзм в литературе.
ПОУЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КАК ЖАНР ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Многообразие произведений, объединенных в литературе Древней Руси названием «Слово». Общие черты этих памятников: возвышенность нравственной цели автора, единство христианской и патриотической идеи, стремление воздействовать на ум и чувства читателя, опора на библейские образы, традиции святоучительского красноречия в речевом строе и умение авторов использовать богатство устной фольклорной традиции.
«Поучение» Владимира Мономаха. Исповедальность и поучительность в обращении князя к своим детям. Современность нравственных уроков произведения. Образ мудрого князя и любящего отца в «Поучении».
«Слово некоего калугера о чтении книг» (из Изборника 1076 года). Прославление книг и книжной премудрости в оригинальном памятнике древнерусской литературы.
«Домострой»(фрагменты). Наставления житейские и нравственные в памятнике. Роль «домостроевских» стереотипов в формировании национального быта.
«Слово на антипасху» Кирилла Туровского (фрагмент). Поэтическая сила изображения весенней природы и аллегорический смысл произведения. Лирическая приподнятость, эмоциональность речи «злотословесного учителя» Кирилла.
«Слово о погибели Русской земли». Образ родины в памятнике. Лирический пафос древнерусского книжника, его любовь к родной земле. Масштабность поэтического письма.
ПО СЛЕДАМ ДРЕВНЕРУССКОГО СЛОВА/ ПОУЧЕНИЯ
Русская литература нового времени – наследница патриотической идеи и поэтических традиций древнерусской литературы.
Образ России в лирических произведениях писателей XIX века
И.С.Никитин «Русь»
И.С.Тургенев «Русский язык»
М.Ю.Лермонтов «Родина»
Н.А.Некрасов»Ты и убогая, ты и обильная…» (из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Ф.И.Тютчев «Эти бедные селенья…»
А.А.Фет «Вечер»
Поэты начала XX века о прошлом и настоящем своей родины. Сыновняя любовь к России и боль о ней в лирике Серебряного века.
И.А.Бунин «Родине», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»
А.А.Блок «Россия», «На поле Куликовом»
С.А.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы…»
И.Северянин «Запевка»
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Патриотический пафос произведений поэтов разных народов России. Образ родины в их стихотворениях.
Г.Тукай «Родная деревня»
Р.Гамзатов «Мой Дагестан»
Я.Колас «Голос земли»
Поучение в стихах. Риторические традиции и нравственные уроки в произведениях поэтов XX века.
Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…»
Б.Л.Пастернак «Быть знаменитым некрасиво…»
Размышляем о литературе вместе с писателями и учеными.
Национальное своеобразие литературных памятников каждого народа.
ЖИТИЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ЖАНР ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Предназначение и особенности агиографической литературы. Переводные жития. Житие Алексея, Божьего человека. Причины особой популярности святого на Руси. Житийный канон как средство прославления святого. Образы русских святых, наиболее почитаемых во все времена. Памятники древнерусской литературы, повествующие об их жизни, подвигах и чудесах.
Епифаний Премудрый «Житие Сергия Радонежского» (фрагменты). Духовный путь святого. Соответствие образа героя житийному канону и индивидуальные черты его личности. Сочетание исторического, бытового, чудесного в житии.
Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Идеал любви, семьи, супружества, представление о роли мужчины и женщины в устроении мира, воплощенные в произведении. Житийные и сказочные традиции в повествовании.
ПО СЛЕДАМ ЖИТИЙНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ОБРАЗЫ ПРАВЕДНИКОВ В ЛИТЕРАТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
И.С.Тургенев. Рассказ «Живые мощи». Стихотворение в прозе «Два богача». Физическая немощь и духовная сила героини рассказа «Живые мощи». Судьба Лукерьи как нравственное восхождение. Народно-поэтические и евангельские образы в ее рассказе. «Два богача» - стихотворение о христианской любви к ближнему.
Н.С.Лесков «Человек на часах». Столкновение формальных правил и требований совести как испытание для человека. Герой рассказа и отношение к нему автора.
Н.А.Некрасов «Влас». Нравственное преображение героя стихотворения. Фольклорные образы и житийные мотивы в стихотворении «Влас».
Б.К.Зайцев «Сергий Радонежский» (фрагменты). Пересказ жития как способ открыть заново духовное наследие древней литературы. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в очерке.
А.И.Солженицын «Матренин двор». Характер и судьба Матрены. Случайное и закономерное в ее жизни и смерти. Праведность в понимании А.И.Солженицына. Житийное и притчевое начало в рассказе.
ДЛЯ ВНЕКЛАССОГО ЧТЕНИЯ
Герои и антигерои в литературе.
- Р.Л.Стивенсон. «Остров сокровищ», «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
- Майн Рид. «Всадник без головы»
- А. Конан Дойл. «Записки о Шерлоке Холмсе»
- О.Уайльд. «Портрет Дориана Грея»
- У.Коллинз. «Женщина в белом»
- Дж. Лондон. «Морской волк»
Размышляем о литературе вместе с писателями и учеными.
«Переклички» в литературе. Случайные совпадения и закономерные схождения в творчестве разных авторов.
«Слово о полку Игореве». Особенный памятник древнерусской литературы. Соединение в нем черт разных жанров. «Слово о полку Игореве» как образец героического эпоса, как памятник торжественного и учительного красноречия. Автор «Слова». Его отношение к герою. Путь князя Игоря от языческой жажды славы к христианскому чувству ответственности перед отечеством и людьми. Похвала и наставление в Золотом Слове Святослава. Фольклорные истоки Плача Ярославны. Идея единства и величия Русской земли в «Слове о полку Игореве».
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Песнь о Роланде». Герой поэмы как олицетворение идеала рыцарской доблести. Отношение автора к герою. Роль гиперболизации и идеализации в создании персонажей героического эпоса. Патриотическая тема в произведении, образ «милой Франции». Сон Карла как художественный прием в поэме.
ПОВЕСТЬ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Происхождение жанра и его популярность в литературе Древней Руси. Разнообразие памятников повествовательной литературы. Канонические черты и проявление авторской индивидуальности в повестях Древней Руси.
«Повесть о разорении Рязани Батыем». Мужество защитников Рязани. Образ Евпатия Коловрата. Фольклорные и книжные традиции в создании образов героев Рязанской земли. Трагическое и жизнеутверждающее в повести.
«Сказание о Мамаевом побоище» (в сокращении). Трудный путь к великой победе в изображении древнерусского автора. Образ князя Дмитрия Ивановича Донского.
«Повесть о путешествии архиепископа Новгородского Иоанна на бесе в Иерусалим». Воплощение христианского мотива искушения святого в повести. Бытовые черты рассказа о чудесном. Достоверность и назидательность рассказа об испытаниях праведника.
Новое понимание задач словесности. Занимательность как признанное достоинство литературы. Отступления от канона и подвижность жанровых границ в произведениях древнерусской литературы.
ПО СЛЕДАМ ДРЕВНЕРУССКОЙ ПОВЕСТИ: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО. ГЕРОИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ РУССКИХ ВОИНОВ В ЛИТЕРАТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
В.А.Жуковский «Певец в стане русских воинов». Лиризм в воплощении героико-патриотической темы. Образ поэта, вдохновляющего на битву товарищей по оружию. Слияние личного и общенародного в стихотворении В.А.Жуковского.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Повествование об эпохе собирания Русской земли и становления русского самосознания. Трагическое величие исторических картин, изображенных писателем. Традиции народного героического эпоса и древнерусских воинских повестей в создании образов казаков-запорожцев.
М.А.Шолохов «Судьба человека». Андрей Соколов – богатырь советской эпохи. Цельность его характера. Мужество и доброта русских людей как источник несгибаемой силы народа.
М.В.Исаковский «Враги сожгли родную хату…». Личное и общенародное в судьбе солдата – героя песни. Близость художественного мира стихотворения к поэтике народной баллады.
А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Короткий эпизод великой битвы в балладе Твардовского. Образ безымянного мальчишки – одного из многих, кто приблизил Победу.
С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной…». Размышления поэта о всечеловеческом значении подвига русского солдата в борьбе с фашизмом.
Д.С.Самойлов «Сороковые». «Война, беда, мечта и юность» в стихотворении Д.Самойлова о своем поколении.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
В.В.Быков «Обелиск». Единение советского народа в борьбе с фашизмом, запечатленное в литературе 60-70 годов XX века. Образ настоящего учителя Алеся Мороза; духовный смысл его подвига. Бессмертие подвига и памяти о нем в повести В.Быкова.
ЕДИНСТВО ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ И НРАВСТВЕННОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Народная книга о Фаусте (фрагменты).
И.В.Гёте «Фауст» (фрагмент 1 ч.). Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте в трагедии Гёте. Бродячий сюжет и вечные образы в произведении. Нравственная проблематика и авантюрный сюжет в трагедии.
Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Яркое изображение народного быта и религиозно-философская основа произведения. Борьба за душу человека добрых и злых сил – главная тема писателя. Победа любви над гордыней и другими грехами. Фантастический сюжет и его комическое звучание в повести Гоголя.
В.Ф.Одоевский «Импровизатор». История искушения и расплаты за сделку со злом в фантастическом рассказе В.Одоевского. Пророческое звучание рассказа.
А.С.Пушкин «Повести Белкина». Занимательность как наиболее очевидное достоинство цикла. Противопоставление «наивного» повествователя Белкина авторам-моралистам. Глубина нравственной проблематики пушкинских повестей, восходящая к традициям древнерусской литературы. Случай как «мощное и мгновенное орудие Провидения» в повестях Белкина.
ПУТЕШЕСТВИЯ (ХОЖДЕНИЯ) В ЛИТЕРАТУРЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Происхождение и изменения жанра хождения в древнерусской литературе. Паломничество к источнику истины и странствие в поисках истины.
«Хождение за три моря Афанасия Никитина» (фрагменты). Образ автора – путешественника, исследователя, патриота. Столкновение русского путешественника с чужими краями и иными народами. Открытость его души всем впечатлениям мира и преданность родной земле и православной вере.
ПО СЛЕДАМ ДРЕВНЕРУССКИХ ХОЖДЕНИЙ: ЖАНР ПУТЕШЕСТВИЯ, РОБИНЗОНАДЫ В ЛИТЕРАТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Путешествие как способ познания мира и возможностей человека. Путешествие как осуществление мечты о лучшей жизни. Стремление к «иной земле» и жанр утопии в литературе. Утопия и антиутопия.
Н.М.Карамзин «Письма русского путешественника» (фрагмент). Образ путешественника, его взгляд на природу и общество. Наблюдательность и чувствительность русского странника.
Н.М.Языков «Пловец», Песня («Из страны, страны далекой…»). Романтическая устремленность в «чудесную страну», пафос борьбы, прославление мужества и отваги в стихотворении «Пловец». Популярность произведения у многих поколений русских читателей.
М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Путь героя к себе, обретение свободы ценой жизни. Бегство Мцыри – бунт против враждебной воли обстоятельств. Одиночество героя, не примиренного с волей судьбы.
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Русский офицер Жилин среди чужого и враждебного ему мира. Плен как испытание мужества и человечности. Жилин и Костылин. Дина и Жилин. Доброта как путь спасения от уныния и духовного ожесточения.
И.А.Гончаров «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Наблюдения и размышления повествователя: красоты иных земель и память родины. Очерки русских характеров в книге И.А.Гончарова. Лучшие человеческие качества, открывающиеся в испытаниях морского плавания.
В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Испытание главного героя: одиночество в тайге, поиск пути, поиск опоры в собственной душе и усвоенном человеческом опыте. Открытия Васютки. Мысль писателя о коллективной ценности личных достижений каждого человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Т.Мор «Утопия» (фрагмент). Личность и судьба автора, воплощение в книге его идеала. Понятие об утопии как литературном жанре.
Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо…». Скромная жизненная основа истории Робинзона и ее мощный литературный след.
А.Сент-Экзюпери «Маленький принц». Путешествие как сюжетная основа философской сказки Экзюпери. Путь Маленького принца сквозь иллюзорные миры и обретение зоркости сердца. Высокая цена истины, открывающейся духовному зрению.
Размышляем о литературе вместе с писателями и учеными.
Понятие о литературном процессе.
ДЛЯ ВНЕКЛАССОГО ЧТЕНИЯ
Путешествия и открытия в литературе.
- Гомер «Одиссея» (фрагменты).
- Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера»(отрывок)
- Ж.Верн. «20 000 лье под водой»
- Г.Мелвилл. «Моби Дик»
- А.А.Бестужев – Марлинский «Рулевой Никитин»
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Из русской литературы
- «Слово о полку Игореве» (фрагмент)
- «Слово о погибели Русской земли»
- Г.Р.Державин ода «Бог» (фрагмент)
- А.С.Пушкин «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Песнь о вещем Олеге» (фрагмент)
- Н.М.Языков «Пловец», Песня («Из страны, страны далекой…»)
- М.Ю.Лермонтов «Молитва («В минуту жизни трудную…»), «Родина»
- И.С.Никитин «Русь»
- И.С.Тургенев «Русский язык»
- Н.А.Некрасов «Ты и убогая, ты и обильная…» (из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»), «Влас»
- Ф.И.Тютчев «Эти бедные селенья…», «Есть в осени первоначальной…», «Поэзия», «С поляны коршун поднялся…»
- А.А.Фет «Вечер», «На стоге сена ночью южной…»
- А.К.Толстой «Я задремал, главу понуря…»
- Н.С.Гумилев «Слово»
- С.А.Есенин «Душа грустит о небесах…»
- А.А.Ахматова «Ржавеет золото и истлевает сталь…»
- И.А.Бунин «Родине», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»
- А.А.Блок «Россия», «На поле Куликовом» («Опять над полем Куликовым…»)
- С.А.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы…»
- И.Северянин «Запевка»
- Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…»
- Б.Л.Пастернак «Быть знаменитым некрасиво…»
- М.В.Исаковский «Враги сожгли родную хату…»
- А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»
- С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной…»
- Д.С.Самойлов «Сороковые»
Из зарубежной литературы
- Из ирландской средневековой поэзии: «Монах и его кот», «Песнь о Роланде» (фрагмент)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов | Количество часов | Тема и содержание урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | |
Раздел 1. | ВВЕДЕНИЕ. СЛОВО В ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ | 2 | ||
1 | Славянская письменность и крещение Руси | Слушать сообщение учителя, самостоятельно работать с учебником | ||
1 | Книжные сокровища древних Руси и Европы. Поэты о силе слова. | Подбирать нужный материал, строить устное высказывание | ||
Раздел 2. | МОЛИТВА В РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ И СВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ | 5 | ||
1 | Роль молитвы на Руси. Евангельские темы в русской живописи. | Выразительно читать, осознавать влияние молитвы на русскую литературу, работать с иллюстрацией, готовить сообщение по теме | ||
1 | Духовная ода в творчестве М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина. И.С.Бах и духовная музыка. | Читать наизусть, готовить слайдовые презентации, слушать музыкальные произведения | ||
1 | Молитва в русской литературе 19 века. А.С.Пушкин «Отцы пустынники и жены непорочны…» | Овладевать навыками анализа художественного текста, читать наизусть, работать с лексикой произведения | ||
1 | Молитвы в творчестве М.Ю.Лермонтова («Молитва») и А.К.Толстого («Я задремал, главу понуря…»). | Выразительно читать наизусть, готовить сообщения по теме, овладевать навыками анализа художественного текста | ||
1 | Человек на молитве в повести Л.Н.Толстого «Детство» | Представлять художественный пересказ текста, работать с иллюстрациями, создавать словесный портрет героя | ||
Раздел 3. | ДРЕВНЕРУССКИЕ ЛЕТОПИСИ | 2 | ||
1 | Особенности древнерусских летописей | Овладевать навыками работы с ИКТ, строить устное сообщение | ||
1 | Преподобный Нестор-летописец и его летопись «Повесть временных лет». «Гибель Игоря и месть Ольги древлянам» | Овладевать навыками художественного пересказа, слушать сообщение учителя, работать с учебником | ||
Раздел 4. | ПО СЛЕДАМ ДРЕВНЕЙ ЛЕТОПИСИ | 2 | ||
1 | А.С.Пушкин. Образ монаха-летописца Пимена в трагедии «Борис Годунов». Опера М.П.Мусоргского «Борис Годунов» и Ф.И.Шаляпин как самый вдохновенный исполнитель партии Пимена. | Готовить слайдовые презентации, давать характеристику литературному герою, слушать музыку, строить текст на основе полученных знаний | ||
1 | Летописный сюжет в «Песне о вещем Олеге» А.С.Пушкина. | Сравнивать произведения, выразительно читать, учить наизусть, работать над лексикой произведения | ||
Раздел 5. | ПОУЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КАК ЖАНР ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 3 | ||
1 | Притча и поучение – жанры древнерусской литературы. Крупнейший ученый – медиевист Д.С.Лихачев. | Овладевать литературной терминологией, самостоятельно получать информацию, строить монологическую речь | ||
1 | Владимир Мономах и его «Поучения». | Читать выразительно, делать выводы, понимать замысел автора | ||
1 | «Слово о погибели Русской земли» в переводе Л.А.Дмитриева. | Овладевать навыками художественного пересказа, учиться понимать чувства и настроение автора | ||
Раздел 6. | ПО СЛЕДАМ ДРЕВНЕРУССКОГО СЛОВА-ПОУЧЕНИЯ | 5 | ||
1 | Слова-поучения в литературе Нового времени. Л.Н.Мартынов «След». Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…» | Выразительно читать, учить наизусть, работать над лексикой поэтического текста | ||
1 | Из литературы народов России. И.Я.Яковлев «Духовное завещание чувашскому народу». | Овладевать навыками выборочного пересказа, читать выразительно, делать выводы из прочитанного | ||
1 | Из зарубежной литературы. Р.Киплинг «Заповедь» | Слушать сообщение учителя, расширять круг знаний о зарубежной литературе, выразительно читать, развивать монологическую речь | ||
1 | Образ России в лирике поэтов 19 века и на картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» | Готовить слайдовую презентацию, работать с иллюстрацией, овладевать навыками самостоятельной работы с учебником | ||
1 | Поэты 20 века о прошлом и настоящем своей Родины | Читать выразительно, работать с лексикой поэтического произведения, овладевать литературоведческой терминологией | ||
Раздел 7. | ЖИТИЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ЖАНР ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 5 | ||
1 | Отражение христианского идеала в житиях | Читать и пересказывать, слушать учителя, самостоятельно работать с книгой | ||
1 | Иконопись преподобного Андрея Рублева. Прославленный образ - «Святая троица» | Готовить слайдовую презентацию, работать с репродукциями картин, составлять план по теме | ||
1 | Епифаний Премудрый «Житие преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия чудотворца» | Читать и овладевать навыками художественного пересказа и анализа текста | ||
1 | Житие святых на полотнах художников. М.В.Нестеров «Видение отроку Варфоломею». | Учиться отбирать нужную информацию, готовить сообщение, работать с репродукциями картин | ||
1 | Образы святых и идеал христианского супружества в повести Ермолая (Еразма)( «Повесть о Петре и Февронии Муромских»). | Овладевать навыками выборочного пересказа, создавать словесные портреты героев, понимать замысел автора | ||
Раздел 8. | ПО СЛЕДАМ ЖИТИЙНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ОБРАЗЫ ПРАВЕДНИКОВ В ЛИТЕРАТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ | 7 | ||
1 | И.С.Тургенев «Живые мощи». Судьба Лукерьи как нравственное восхождение. Народно-поэтические и евангельские образы в ее рассказе. | Овладевать навыками художественного пересказа, анализа произведения, создавать словесные портреты героев, сравнивать произведения разных эпох | ||
1 | «Два богача» - стихотворение о христианской любви к ближнему. | Читать выразительно, готовить подробный пересказ, понимать позицию автора и его замысел | ||
1 | Н.А.Некрасов. Фольклорные образы и житийные мотивы в стихотворении «Влас». | Читать наизусть, работать с лексикой, сравнивать произведения разных эпох | ||
1 | Н.С.Лесков «Человек на часах». Столкновение формальных правил и требований совести как испытание для человека. | Готовить сжатый пересказ, овладевать навыками анализа художественного текста, делать выводы | ||
1 | А.И.Солженицын «Матренин двор». Сюжет произведения. | Готовить сжатый пересказ, овладевать навыками анализа художественного текста, создавать словесный портрет героини, собирать материал о писателе | ||
1 | Характер и судьба Матрены. Случайное и закономерное в ее жизни и смерти. | Давать характеристику героине, анализировать и сопоставлять факты, создавать письменный текст | ||
1 | Праведность в понимании А.И.Солженицына. Житийное и притчевое начало в рассказе. | Анализировать произведение, понимать позицию автора, работать с лексикой произведения | ||
Раздел 9. | ВОЕННАЯ ПОВЕСТЬ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ | 2 | ||
1 | Особенности древнерусской воинской повести. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Трагическое и жизнеутверждающее в повести. Образ Евпатия Коловрата. | Овладевать литературоведческой терминологией, выразительно читать , понимать прочитанное, характеризовать героя | ||
1 | «Сказание о Мамаевом побоище». Трудный путь к великой победе в изображении древнерусского автора. Образ князя Дмитрия Ивановича Донского. | Ввыразительно читать , понимать прочитанное, характеризовать героя | ||
Раздел 10. | ПО СЛЕДАМ ДРЕВНЕРУССКОЙ ВОЕННОЙ ПОВЕСТИ: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО. ГЕРОИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ РУССКИХ ВОИНОВ В ЛИТЕРАТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ | 22 | ||
1 | В.А.Жуковский. «Певец во стане русских воинов». История создания произведения. Сюжет стихотворения. | Выразительно читать и передавать сюжет произведения, составлять рассказ, используя различные источники. | ||
1 | «Певец в стане русских воинов». Лиризм в воплощении патриотической темы. Образ поэта. Личное и общенародное в стихотворении В.А.Жуковского. | Анализировать поэтическое произведение, выразительно читать отрывок наизусть | ||
1 | Н.В.Гоголь. Как был написан «Тарас Бульба». Знакомство с героями повести(гл. 1-2). | Собирать материал о Гоголе. Работать с учебником, пересказывать прочитанные главы | ||
1 | Жизнь Запорожской Сечи. Место Тараса, Андрия и Остапа в стане казаков (гл. 3-5). | Анализировать текст, пересказывать прочитанные главы, сопоставлять факты и делать выводы | ||
1 | Тема патриотизма и предательства на страницах повести Н.В.Гоголя (гл.6). | Анализировать текст, пересказывать прочитанные главы, сопоставлять факты и делать выводы | ||
1 | Трагическое величие исторических картин, изображенных писателем в повести «Тарас Бульба»(гл.7-8). | Анализировать текст, пересказывать прочитанные главы, сопоставлять факты и делать выводы | ||
1 | Трагическое величие исторических картин, изображенных писателем в повести «Тарас Бульба»(гл.9-10). | Анализировать текст, пересказывать прочитанные главы, сопоставлять факты и делать выводы | ||
1 | Традиции народного героического эпоса и древнерусских воинских повестей в создании образов казаков-запорожцев (гл.11-12). | Анализировать текст, пересказывать прочитанные главы, сопоставлять факты и делать выводы | ||
1 | Создание коллективного проекта по повести Н.В.Гогол«Тарас Бульба». | Защищать проект, слушать обучающихся, учиться высказывать свое мнение и отстаивать его | ||
1 | Жанровые особенности «Тараса Бульбы». История в повести. | Сравнивать произведения, исследовать текст, составлять сообщение | ||
1 | Образ Тараса и Запорожская Сечь. Небесное братство. | Составлять характеристику героя | ||
1 | Образы Остапа и Андрия. Финал повести. | Сравнивать героев, создавать таблицу сравнительной характеристики героев | ||
1 | Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | Создавать творческую работу на основе полученных знаний | ||
1 | М.А.Шолохов. Судьба писателя. Создание рассказа «Судьба человека». | Слушать сообщение учителя, смотреть презентации обучающихся, на основе полученных сведений создавать собственный текст | ||
1 | Знакомство с сюжетом рассказа «Судьба человека». | Пересказывать произведение, выстраивать сюжетную линию | ||
1 | Знакомство с сюжетом рассказа «Судьба человека». | Пересказывать произведение, выстраивать сюжетную линию | ||
1 | Андрей Соколов – богатырь советской эпохи. Цельность характера героя. | Составлять характеристику героя, обобщать и делать выводы | ||
1 | Сергей Бондарчук – создатель фильма «Судьба человека». | Создавать презентации, самостоятельно собирать нужный материал | ||
1 | Просмотр экранизации рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» | Смотреть фильм, сравнивать произведения Шолохова и Бондарчука | ||
1 | Рецензия на фильм С. Бондарчука «Судьба человека» | Создавать творческие работы на основе полученных знаний | ||
1 | М.В.Исаковский «Враги сожгли родную хату…» Личное и общенародное в судьбе солдата – героя песни. | Анализировать, обобщать, выразительно читать | ||
1 | Тема Великой Отечественной войны в лирике русских поэтов и поэтов народов России. | Создавать устные тексты, читать наизусть | ||
Раздел 11. | БЫТОВЫЕ СЮЖЕТЫ В ДРЕВНЕРУССКИХ ПОВЕСТЯХ. | 2 | ||
1 | «Повесть о Тимофее Владимирском». Особенности бытовой повести в древнерусской литературе. | Пересказывать прочитанное, делать выводы, строить устные тексты | ||
1 | Исследовательская работа «Усиленное внимание к чувствам человека в русской иконописи XV-XVI веков. | Анализировать, обобщать, планировать собственную деятельность, работать в группе | ||
Раздел 12. | ЕДИНСТВО ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ И НРАВСТВЕННОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ | 2 | ||
1 | А.С.Пушкин «Повести Белкина». Занимательность как наиболее очевидное достоинство цикла. | Представлять произведение посредством рассказа или слайдовой презентации | ||
1 | А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Гуманизм автора в раскрытии темы «маленького человека» | Пересказывать, анализировать текст, понимать позицию автора и его отношение к героям | ||
Раздел 13. | ПУТЕШЕСТВИЯ (ХОЖДЕНИЯ) В ЛИТЕРАТУРЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ | 2 | ||
1 | Происхождение и изменения жанра хождения в древнерусской литературе. | Усваивать литературоведческие термины, строить устное высказывание | ||
1 | «Хождение за три моря Афанасия Никитина» (фрагменты). Образ автора – путешественника, исследователя, патриота. | Представлять выборочный пересказ, составлять характеристику героя | ||
Раздел 14. | ПО СЛЕДАМ ДРЕВНЕРУССКИХ ХОЖДЕНИЙ: ЖАНР ПУТЕШЕСТВИЯ, РОБИНЗОНАДЫ В ЛИТЕРАТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ | 6 | ||
1 | Н.М.Языков «Пловец», Песня («Из страны, страны далекой…»). Романтическая устремленность в «чудесную страну», пафос борьбы, прославление мужества и отваги в стихотворениях. | Читать выразительно и анализировать поэтический текст. Понимать и комментировать позицию автора | ||
1 | М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Образ героя, не примиренного с волей судьбы. | Характеризовать героя, создавать представление о литературном направлении, читать наизусть | ||
1 | Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Плен как испытание мужества и человечности. Жилин и Костылин. | Пересказывать, сравнивать героев на основе их поступков | ||
1 | Дина и Жилин. Доброта как путь спасения от уныния и духовного ожесточения в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» . | Пересказывать, отвечать на вопросы, создавать характеристику героя | ||
1 | Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо…». Скромная жизненная основа истории Робинзона и ее мощный литературный след. | Пересказывать, анализировать, делать обобщения и выводы | ||
1 | А.Сент-Экзюпери «Маленький принц». Путешествие как сюжетная основа философской сказки Экзюпери. Обретение героем зоркости сердца. Высокая цена истины. | Пересказывать, анализировать, делать обобщения и выводы | ||
Раздел 15. | ЗОЛОТОЕ СЛОВО ДРЕВНЕЙ РУСИ | 3 | ||
1 | Сюжет «Слова о полку Игореве» и многочисленные переводы памятника древнерусской литературы. | Пересказывать художественный текст, анализировать сцены, делать выводы и обобщения | ||
1 | Духовный путь князя Игоря. «Слово о полку Игореве» и «Песнь о Роланде». | Составлять характеристику героя, находить средства выразительности и понимать их роль | ||
1 | «Слово о полку Игореве» в русской культуре. | Создавать представление о месте художественного произведения в литературе и во всей культуре народа |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
Согласно системно – деятельностному подходу, заложенному в современном Стандарте, результаты обучения определяются как личностные, метапредметные и предметные. Они включают в себя формирование определенных личностных характеристик выпускника; успешное овладение основными видами деятельности: регулятивной, познавательной и коммуникативной, которые проявляются в способности школьника ставить цели, планировать и контролировать свою деятельность на каждом этапе, выполнять ряд интеллектуальных операций по овладению информацией; освоении им универсальных способов мышления и конкретных учебных действий; а также умении сотрудничать с другими участниками образовательного процесса, а том числе представлять промежуточные и итоговые результаты своей деятельности в различных типах речевых высказываний. Все результаты обучения следует представлять в виде знаний и умений ученика.
По завершении учебного года ученик 7 – 9 класса должен
знать
- главные особенности древнерусской литературы как исторического этапа становления русской словесности; характеристику жанров ДРЛ, изученных в 7 классе: летопись, поучение, слово, житие, повесть, хождение;
- характерные черты литературы XVIII века, исторические условия её развития;
- признаки жанров литературы классицизма (оды, трагедии, комедии, басни, сатиры), и сентиментализма (повести, путешествия);
- характерные черты романтизма как литературного направления;
- содержание изученных в 7 классе литературных произведений Древней Руси и Нового времени;
- биографию и этапы творческой эволюции русских писателей: М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
- отдельные факты жизни и творчества других русских писателей, характеризующие личность автора, его мировоззрение, связь его идеалов с ценностями русской культуры.
Понимать
- взаимосвязь этических и эстетических канонов древнерусской литературы с христианскими идеями и ценностями;
- взаимосвязь между историческими событиями и их художественным отражением в памятниках литературы Древней Руси и Нового времени;
- взаимосвязь этических и эстетических канонов литературы XVIII века с идеями Просвещения и традиционными ценностями русской православной культуры;
- взаимосвязь между творчеством писателей Нового времени и идеалами, воплощенными в древнерусской литературе и литературе эпохи Просвещения;
- различие между романтизмом как литературным направлением начала XIX века и романтическими традициями в литературе последующих эпох;
- значение литературоведческих терминов: литературный процесс; духовная литература, светская литература, жанровый канон; летопись, поучение, слово, житие, повесть, хождение; поэма, эпопея, утопия, антиутопия; классицизм, сентиментализм, романтизм; ода, сатира (как литературный жанр), элегия; эпичность, лиризм; образ автора, лирический герой; средства художественной изобразительности и выразительности в литературном произведении.
Уметь
- определять жанровые признаки в изучаемых произведениях фольклора, древнерусской литературы, литературы XIX – XX веков;
- определять и аргументировано доказывать принадлежность произведения к литературному направлению ( классицизму, сентиментализму, романтизму);
- анализировать художественный текст с точки зрения его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания, образного строя, композиционного строения, изобразительно-выразительных средств и т.д.
- выявлять авторскую позицию и средства ее воплощения в литературном произведении;
- ргументировано излагать собственное отношение к прочитанному с учетом авторской позиции;
- создавать устные и письменные высказывания разных жанров на литературоведческую тему;
- участвовать в учебно-ролевых играх и учебно-творческих диалогах, дискуссиях;
- создавать доклады, рефераты с использованием дополнительных источников информации, в том числе сетевых ресурсов
- создавать и предъявлять на уроках электронные презентации на литературную тему; подбирать иллюстративный материал по биографии и творчеству изучаемых авторов в различных книжных изданиях;
- самостоятельно выстраивать внутрипредметные связи при изучении новых явлений словесности (определять элементы традиции и новаторства в произведении, находить содержательные соответствия и признаки формального сходства с ранее изученными явлениями литературы и фольклора);
- проводить под руководством учителя исследовательские работы литературоведческого характера и предъявлять их результаты на уроке и в рамках внеурочных мероприятий.
В курсе особое внимание уделяется общекультурному и эстетическому развитию школьников, поэтому следует обращать внимание и на результаты, которые являются важными для оценки общего уровня развития школьника:
- понимание специфики словесного образа в соотношении с образным языком других искусств;
- умение выстраивать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
- умение характеризовать литературные явления в широком историко-культурном контексте;
- умение сопоставлять факты биографии и творчества разных деятелей науки и искусства.
Учебно-методическое обеспечение
- Литература.7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. / Авт.-сост. А.В. Гулин. А.Н. Романова - М. : Русское слово - учебник , 2012. - 384 с.
- Программа по литературе для 5—9 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. А.В. Гулин. А.Н. Романова— М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2011. — 88 с.
- Сборник нормативных документов. Литература / Сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
ЭОРы:
- Интерактивный учебный курс для школьников. – Интернет-школа Просвещение. Ru.
- Фонохрестоматия для учебника литературы 7 класс.
- Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
- Электронная библиотека художественной литературы http://www.e-kniga.ru/
- Словарь литературоведческих терминов http://slovar.by.ru/dict.htm
- Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2012 [2012, Энциклопедия, справочник]
Календарно-тематическое планирование по литературе,
7 класс, 70 часов, 2 часа в неделю
№ урока | Темы разделов и уроков | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | Вид контроля |
1. | ВВЕДЕНИЕ. СЛОВО В ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ | 2 | |||
Славянская письменность и крещение Руси | Текущий, ответы на вопросы | ||||
Книжные сокровища древних Руси и Европы. Поэты о силе слова. | Текущий , пересказ подготовленного рассказа | ||||
2. | МОЛИТВА В РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ И СВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ | 5 | |||
Роль молитвы на Руси. Евангельские темы в русской живописи. | Текущий, презентация или сообщение о художнике А.А.Иванове и его творчестве | ||||
Духовная ода в творчестве М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина. И.С.Бах и духовная музыка. | Текущий , рассказ о М.В.Ломоносове и Г.Р.Державине | ||||
Молитва в русской литературе 19 века. А.С.Пушкин «Отцы пустынники и жены непорочны…» | Текущий, выразительное чтение и ответы на вопросы | ||||
Молитвы в творчестве М.Ю.Лермонтова («Молитва») и А.К.Толстого («Я задремал, главу понуря…»). | Текущий, выразительное чтение наизусть | ||||
Человек на молитве в повести Л.Н.Толстого «Детство» | Текущий, пересказ, характеристика героя | ||||
3. | ДРЕВНЕРУССКИЕ ЛЕТОПИСИ | 2 | |||
Особенности древнерусских летописей | Текущий, пересказ собранного из разных источников материала | ||||
Преподобный Нестор-летописец и его летопись «Повесть временных лет». «Гибель Игоря и месть Ольги древлянам» | Текущий, Выразительное чтение и пересказ | ||||
4. | ПО СЛЕДАМ ДРЕВНЕЙ ЛЕТОПИСИ | 2 | |||
А.С.Пушкин. Образ монаха-летописца Пимена в трагедии «Борис Годунов». Опера М.П.Мусоргского «Борис Годунов» и Ф.И.Шаляпин как самый вдохновенный исполнитель партии Пимена. | Текущий, пересказ, характеристика героя | ||||
Летописный сюжет в «Песне о вещем Олеге» А.С.Пушкина. | Текущий, сообщение о Ф.И.Шаляпине | ||||
5. | ПОУЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КАК ЖАНР ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 3 | |||
Притча и поучение – жанры древнерусской литературы. Крупнейший ученый – медиевист Д.С.Лихачев. | Текущий, чтение отрывка наизусть | ||||
Владимир Мономах и его «Поучения». | Текущий, мини-тест | ||||
«Слово о погибели Русской земли» в переводе Л.А.Дмитриева. | Текущий, выразительное чтение | ||||
6. | ПО СЛЕДАМ ДРЕВНЕРУССКОГО СЛОВА-ПОУЧЕНИЯ | 5 | |||
Слова-поучения в литературе Нового времени. Л.Н.Мартынов «След». Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…» | Текущий , анализ текста, чтение наизусть | ||||
Из литературы народов России. И.Я.Яковлев «Духовное завещание чувашскому народу». | Текущий, чтение наизусть | ||||
Из зарубежной литературы. Р.Киплинг «Заповедь» | Текущий, выразительное чтение | ||||
Образ России в лирике поэтов 19 века и на картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» | Текущий, анализ картины А.К.Саврасова | ||||
Поэты 20 века о прошлом и настоящем своей Родины | Текущий, выразительное чтение наизусть | ||||
7. | ЖИТИЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ЖАНР ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 5 | |||
Отражение христианского идеала в житиях | Текущий, выразительное чтение наизусть | ||||
Иконопись преподобного Андрея Рублева. Прославленный образ - «Святая троица» | Текущий, презентация | ||||
Епифаний Премудрый «Житие преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия чудотворца» | Текущий, сообщение по теме | ||||
Житие святых на полотнах художников. М.В.Нестеров «Видение отроку Варфоломею». | Текущий, анализ картины, сообщение по теме | ||||
Образы святых и идеал христианского супружества в повести Ермолая (Еразма). | Текущий, художественный пересказ | ||||
8. | ПО СЛЕДАМ ЖИТИЙНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ОБРАЗЫ ПРАВЕДНИКОВ В ЛИТЕРАТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ | 7 | |||
И.С.Тургенев «Живые мощи». Судьба Лукерьи как нравственное восхождение. Народно-поэтические и евангельские образы в ее рассказе. | Текущий, письменная работа | ||||
«Два богача» - стихотворение о христианской любви к ближнему. | Текущий, подробный пересказ | ||||
Н.А.Некрасов. Фольклорные образы и житийные мотивы в стихотворении «Влас». | Текущий, чтение наизусть | ||||
Н.С.Лесков «Человек на часах». Столкновение формальных правил и требований совести как испытание для человека. | Текущий, сжатый пересказ | ||||
А.И.Солженицын «Матренин двор». Сюжет произведения. | Текущий, ответы на вопросы | ||||
Характер и судьба Матрены. Случайное и закономерное в ее жизни и смерти. | Текущий, письменная творческая работа | ||||
Праведность в понимании А.И.Солженицына. Житийное и притчевое начало в рассказе. | Текущий, работа в группах | ||||
9. | ПОВЕСТЬ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ | 2 | |||
Особенности древнерусской воинской повести. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Трагическое и жизнеутверждающее в повести. Образ Евпатия Коловрата. | Текущий, выразительное чтение наизусть | ||||
«Сказание о Мамаевом побоище». Трудный путь к великой победе в изображении древнерусского автора. Образ князя Дмитрия Ивановича Донского. | Текущий, Характеристика героя, художественный пересказ | ||||
10. | ПО СЛЕДАМ ДРЕВНЕРУССКОЙ ВОЕННОЙ ПОВЕСТИ: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО. ГЕРОИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ РУССКИХ ВОИНОВ В ЛИТЕРАТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ | 22 | |||
В.А.Жуковский. «Певец во стане русских воинов». История создания произведения. Сюжет стихотворения. | 1 | Текущий, Чтение отрывка наизусть | |||
«Певец в стане русских воинов». Лиризм в воплощении патриотической темы. Образ поэта. Личное и общенародное в стихотворении В.А.Жуковского. | 1 | Текущий, письменная работа | |||
Н.В.Гоголь. Как был написан «Тарас Бульба». Знакомство с героями повести(гл. 1-2). | 1 | Текущий, пересказ, презентация | |||
Жизнь Запорожской Сечи. Место Тараса, Андрия и Остапа в стане казаков (гл. 3-5). | 1 | Текущий, пересказ | |||
Тема патриотизма и предательства на страницах повести Н.В.Гоголя (гл.6). | 1 | Текущий, письменная работа | |||
Трагическое величие исторических картин, изображенных писателем в повести «Тарас Бульба»(гл.7-8). | 1 | Текущий, тестирование | |||
Трагическое величие исторических картин, изображенных писателем в повести «Тарас Бульба»(гл.9-10). | 1 | Текущий, художественный пересказ | |||
Традиции народного героического эпоса и древнерусских воинских повестей в создании образов казаков-запорожцев (гл.11-12). | 1 | Текущий, тест | |||
Создание коллективного проекта по повести Н.В.Гогол«Тарас Бульба». | 1 | Тематический, защита проектов | |||
Жанровые особенности «Тараса Бульбы». История в повести. | 1 | Текущий, сообщение по теме | |||
Образ Тараса и Запорожская Сечь. Небесное братство. | 1 | Текущий, анализ сцен | |||
Образы Остапа и Андрия. Финал повести. | 1 | Текущий, составление и заполнение таблицы | |||
Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | Тематический, творческая работа | |||
М.А.Шолохов. Судьба писателя. Создание рассказа «Судьба человека». | 1 | Текущий, сообщение или презентация по теме, пересказ текста | |||
Знакомство с сюжетом рассказа «Судьба человека». | 1 | Текущий, фронтальный опрос | |||
Знакомство с сюжетом рассказа «Судьба человека». | 1 | Текущий, тестирование | |||
Андрей Соколов – богатырь советской эпохи. Цельность характера героя. | 1 | Текущий, представление героя | |||
Сергей Бондарчук – создатель фильма «Судьба человека». | 1 | Текущий, слайдовая презентация | |||
Просмотр экранизации рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» | 1 | Текущий, анализ сцен фильма и сравнение их с текстом произведения | |||
Рецензия на фильм С. Бондарчука «Судьба человека» | 1 | Тематический, творческая работа | |||
М.В.Исаковский «Враги сожгли родную хату…» Личное и общенародное в судьбе солдата – героя песни. | 1 | Текущий, выразительное чтение наизусть | |||
Тема Великой Отечественной войны в лирике русских поэтов и поэтов народов России. | 1 | Текущий, сообщение по теме или презентация, выразительное чтение наизусть | |||
11. | БЫТОВЫЕ СЮЖЕТЫ В ДРЕВНЕРУССКИХ ПОВЕСТЯХ. | 2 | |||
«Повесть о Тимофее Владимирском». Особенности бытовой повести в древнерусской литературе. | 1 | Текущий, пересказ, | |||
Исследовательская работа «Усиленное внимание к чувствам человека в русской иконописи XV-XVI веков. | 1 | Тематический, представление исследовательских работ | |||
12. | ЕДИНСТВО ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ И НРАВСТВЕННОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ | 2 | |||
А.С.Пушкин «Повести Белкина». Занимательность как наиболее очевидное достоинство цикла. | 1 | Текущий, пересказ эпизодов | |||
А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Гуманизм Автора в раскрытии темы «маленького человека» | 1 | Текущий, работа в группах | |||
13. | ПУТЕШЕСТВИЯ (ХОЖДЕНИЯ) В ЛИТЕРАТУРЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ | 2 | |||
Происхождение и изменения жанра хождения в древнерусской литературе. | 1 | Текущий, составление статьи по исходному материалу | |||
«Хождение за три моря Афанасия Никитина» (фрагменты). Образ автора – путешественника, исследователя, патриота. | 1 | Текущий, пересказ, составление характеристики героя | |||
14. | ПО СЛЕДАМ ДРЕВНЕРУССКИХ ХОЖДЕНИЙ: ЖАНР ПУТЕШЕСТВИЯ, РОБИНЗОНАДЫ В ЛИТЕРАТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ | 6 | |||
Н.М.Языков «Пловец», Песня («Из страны, страны далекой…»). Романтическая устремленность в «чудесную страну», пафос борьбы, прославление мужества и отваги в стихотворениях. | 1 | Текущий, чтение наизусть | |||
М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Образ героя, не примиренного с волей судьбы. | 1 | Текущий, выразительное чтение наизусть | |||
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Плен как испытание мужества и человечности. Жилин и Костылин. | 1 | Текущий, выборочный пересказ | |||
Дина и Жилин. Доброта как путь спасения от уныния и духовного ожесточения в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» . | 1 | Текущий, выборочный пересказ | |||
Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо…». Скромная жизненная основа истории Робинзона и ее мощный литературный след. | 1 | Текущий, выборочный пересказ | |||
А.Сент-Экзюпери «Маленький принц». Путешествие как сюжетная основа философской сказки Экзюпери. Обретение героем зоркости сердца. Высокая цена истины. | 1 | Текущий, выборочный пересказ | |||
15. | ЗОЛОТОЕ СЛОВО ДРЕВНЕЙ РУСИ | 3 | |||
Сюжет «Слова о полку Игореве» и многочисленные переводы памятника древнерусской литературы. | 1 | Текущий, пересказ с элементами анализа | |||
Духовный путь князя Игоря. «Слово о полку Игореве» и «Песнь о Роланде». | 1 | Текущий, анализ текста и составление характеристики героя | |||
«Слово о полку Игореве» в русской культуре. | 1 | Итоговый, тестирование | |||
ИТОГО | 70 | ||||
НА ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ | 66 | ||||
НА ПИСЬМЕННЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....