Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы авторов-составителей Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, М.: «Русское слово», 2010 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
litera_7_klass.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №52»
Рассмотрено На заседании МС _________ _Г.А.Гарлик____/____________/ ФИО Протокол № от « __» ____2014г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 52» Т.В.Пономарева_/______________/ ФИО Приказ № от « » |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Гарлик Галины Александровны,
учителя высшей квалификационной категории
Ф.И.О., категория
по литературе, 7 класс
Предмет, класс и т.п.
Срок реализации программы 2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы авторов-составителей Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, М.: «Русское слово», 2010 г.
Барнаул
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи:
- освоение текстов художественных произведений;
- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- усвоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;
- освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения
В рабочую программу внесены изменения согласно Положению о промежуточной аттестации от 30.08.13: авторская программа рассчитана на 68 часов( 2 часа в неделю), данная рабочая программа – на 67 часа за счет резервного урока.
Формы контроля достигнутого уровня качества образования: тестирование, худ. пересказ, написание творческих работ, создание собственных текстов с учетом особенностей языка оригинала; чтение наизусть, анализ поэтического текста, характеристика героя.
-тестирование-2
-сочинение-1
-чтение наизусть:
- М.В. Ломоносов. Из Юды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок). Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).
А.С. Пушкин. 1—2 стихотворения — по выбору.
М.Ю. Лермонтов. «Родина».
-Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»(отрывок).
-А.А. Фет. Стихотворение — по выбору.
- С.А. Есенин. Стихотворение — по выбору.
- Из стихов о России поэтов XIX века. 1—2 стихотворения —по выбору.
- Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»
- А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»
- У. Ш е к с п и р. Один сонет — по выбору.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
— умение объяснять роль художественных особенностей
произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Литература. 7 кл. Планирование и материалы к курсу. Меркин Г.С., Меркин Б.Г.; 2.Литература. 7 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Авторсост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2010.;
3. Различные виды словарей и интернет-ресурсы
Календарно – тематический план
№ урока | Дата | Наименование разделов и тем | Всего часов | Лабораторные работы | Контрольные работы | Примечания (корректировка) |
1 | Введение | 1 | ||||
1 | 2.09 | Литературные роды и жанры. Жанровое образование. Личность автора, труд и творчество | 1 | |||
2-5 | Из устного народного творчества | 4 | ||||
2 | 5.09 | Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Событие в былине | 1 | |||
3 | 9.09 | Конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности | 1 | |||
4 | 12.09 | Поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа | 1 | |||
5 | 16.09 | Русские народные песни: обрядовые, лирические, лироэпические. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне. | 1 | |||
6-8 | Из древнерусской литературы | 3 | ||||
6 | 19.09 | «Из повести временных лет». Поучительный характер древнерусской литературы. | 1 | |||
7 | 23.09 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, преемственность поколений, образованность, твердость духа. | 1 | |||
8 | 26.09 | Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских» | 1 | |||
9-13 | Из литературы XVIII века | 5 | ||||
9 | 30.09 | Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного М.В.Ломоносова. Теория о «трех штилях» | 1 | |||
10 | 3.10 | « О вы, которых ожидает…» Тематика поэтических произведений: мысли о просвещении, вера в творческие способности народа… | 1 | |||
11 | 7.10 | Биография Г.Р.Державина. «Властителям и судиям»: тема поэта и власти в стихотворении | 1 | |||
12 | 10.10 | Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. «Недоросль»: своеобразие, основной конфликт пьесы и её проблематика | 1 | |||
13 | 14.10 | «Недоросль». Проблема образования и образованности, воспитания в семье | 1 | |||
14-36 | Из литературы XIX века | 23 | 1 | |||
14 | 17.10 | Свободолюбивые мотивы в стихотворениях А.С.Пушкина, | 1 | |||
15 | 21.10 | Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. | 1 | 28.10 | ||
16 | 24.10 | «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина. Мотив судьбы, вера и суеверие. | 1 | 31.10 | ||
17 | 28.10 | «Полтава»: образ Петра и тема России в поэме | 1 | |||
18 | 31.10 | М.Ю.Лермонтов«Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича…». Родина в лирическом и эпическом произведении | 1 | 11.11 | ||
19 | 11.11 | Проблематика и основные мотивы «Песни…» | 1 | |||
20 | 14.11 | Фольклорные элементы и художественное богатство «Песни…» | 1 | |||
21 | 18.11 | Н.В.Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и жизни «маленького человека» | 1 | |||
22 | 21.11 | «Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое, Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям | 1 | |||
23 | 25.11 | И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60 годы. Общая характеристика книги «Записки охотника» Рассказ «Хорь и Калиныч» : природный ум, трудолюбие, смекалка, талант | 1 | |||
24 | 28.11 | «Певцы». Основная тема рассказа. Талант и чувство достоинства крестьян. Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения | 1 | |||
25 | 2.12 | Н.А.Некрасов. Краткие сведения о поэте. Доля народная – основная тема произведений поэта(«Вчерашний день, часу В шестом … », «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» | 1 | |||
26 | 5.12 | Поэма «Русские женщины». Судьба русской женщины, любовь и чувство долга | 1 | |||
27 | 9.12 | М.Е. Салтыков-Щедрин Краткие сведения о писателе. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил » | 1 | |||
28 | 12.12 | «Дикий помещик»: проблематика сказки, труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя | 1 | |||
29 | 16.12 | Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов» «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть - основные темы рассказа | 1 | |||
30 | 19.12 | Н.С.Лесков. Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков – писатель будущего». Повесть «Левша». | 1 | |||
31 | 23.12 | « Левша» Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения | 1 | |||
32 | 26.12 | Русская природа в стихотворениях А.А.Фета. Общечеловеческое в лирике. | 1 | |||
33 | 13.01 | Произведения русских поэтов XIX века о России | 1 | |||
34 | 16.01 | А.П.Чехов. Р ассказ «Хамелеон»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения | 1 | |||
35 | 20.01 | «Смерть чиновника». Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя | 1 | |||
36 | 23.01 | Итоговое тестирование по теме «Из литературы 19 века» | 1 | 1 | ||
37-57 | Из литературы XX века | 20 | 2 | |||
37 | 27.01 | А.М.Горький. Повесть «Детство»: основные сюжетные линии, становление характера мальчика | 1 | |||
38 | 30.01 | Повесть «Детство» (главы по выбору):; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) | 1 | |||
39 | 3.02 | «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»): авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла | 1 | |||
40 | 6.02 | И.А.БунинСтихотворение «Догорел апрельский светлый вечер ... ». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу ». | 1 | |||
41 | 10.02 | Рассказ «Кукушка»: смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение - основные проблемы рассказа | 1 | |||
42 | 13.02 | Рассказы «Куст сирени», «Allez! », Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея. | 1 | |||
43 | 17.02 | .В.Маяковский. «Необычайное приключении, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения | 1 | |||
44 | 20.02 | С.А.Есенин. Стихотворения: «Отговорила роща золотая ... », «Я покинул родимый дом, ... ». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» | 1 | |||
45 | 24.02 | И.С.Шмелёв. Рассказ «Русская песня»: основные сюжетные линии рассказа и проблематика. | 1 | |||
46 | 27.02 | М.М.Пришвин. Рассказ «Москва-река»: родина, человек и природа в рассказе | 1 | |||
47 | 3.03 | К.Г.Паустовский. Повесть «Мещёрская сторона»: мир природы и человека, малая родина | 1 | |||
48 | 6.03 | Н.А.Заболоцкий. Стихотворение «Не позволяй душе лениться…»: тема и художественная идея. | 1 | |||
49 | 10.03 | А.Т.Твардовский. Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями ... » (из цикла «Памяти матери), «На дне моей жизни ... »: дом, сыновняя память | 1 | |||
50 | 13.03 | Поэма «Василий Теркин»: война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга - основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского. | 1 | |||
51 | 17.03 | Час поэзии «Лирика поэтов - участников Великой Отечественной войны». | 1 | |||
52 | 20.03 | Б.Л.Васильев Рассказ «Экспонат №…» : идея, проблема истинного и ложного | 1 | |||
53 | 31.03 | Сочинение « Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия»( по рассказу «Экспонат №…» ) | 1 | 1 | ||
54 | 3.04 | В.М.Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах. Внутренняя простота и нравственная высота героев. | 1 | |||
55 | 7.04 | В.М.Шукшин «Слово о малой родине ». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. | 1 | |||
56 | 10.04 | «Мне о России надо говорить…»: стихи о России поэтов XX века. | 1 | |||
57 | 14.04 | Итоговое тестирование по теме «Из литературы 20 века» | 1 | 1 | ||
58-64 | Из зарубежной литературы | 7 | ||||
58 | 17.04 | В. Шекспир.Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.( «Когда на суд безмолвных, тайных дум … », «Прекрасное прекрасней во сто крат»…. | 1 | |||
59 | 21.04 | Р.Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Основные мотивы стихотворений: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» | 1 | |||
60 | 23.04 | Р.Л.Стивенсон. Краткие сведения об авторе. (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. | 1 | |||
61 | 28.04 | Роман «Остров сокровищ»: находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя. | 1 | |||
62 | 5.05 | М.Басё Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями | 1 | |||
63 | 8.05 | А. Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. « Маленький принц» Добро, справедливость, мужество, честь в понимании писателя и его героев | 1 | |||
64 | 12.05 | Основные события и позиция автора в сказке | 1 | |||
65 | 15.05 | Я. Купала Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет? », «Алеся». | 1 | |||
66 | 19.05 | Обобщающий урок-конференция по курсу литературы 7 класса | 1 | |||
67 | 22.05 | Резервный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....