Рабочая программа по литературе, 8 класс, по авторской программе В.Я. Коровиной
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Примерной программы по литературе основного общего образования; авторской программы под редакцией В. Я. Коровиной, Москва: «Просвещение», 2010 г.; в соответствии с Федеральным компонентом 2004 года основного общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_8_klass_2017_-_2018.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Попереченская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол от «__»________2017 № ___ | СОГЛАСОВАНО: ИО заместителя директора по УВР Анциферова С.В._________ «__» _________ 2017 г. | УТВЕРЖДЕНО: ИО директора школы _________ О.А. Павлова Приказ № ____ от «__» _______ 2017 г. |
Рабочая программа по литературе
Образовательная область: «Филология»
Основное общее образование, 8 класс
Составлена на основе авторской программы «Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы (базовый уровень), 10 – 11 классы (профильный уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной». – Москва «Просвещение», 2010 г.
Разработчик:
Фролова О.Н.,
учитель русского языка
и литературы
с. Поперечное
2017
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Примерной программы по литературе основного общего образования; авторской программы под редакцией В. Я. Коровиной, Москва: «Просвещение», 2010 г.; в соответствии с Федеральным компонентом 2004 года основного общего образования; Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Попереченская СОШ», утвержденной директором школы Приказ № 26 от 17.08.2015 г.; Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МКОУ «Попереченская СОШ», утвержденным директором школы Приказ № 43 от 21.06.2016 г.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ВХОДЯТ:
1. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 класс (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, Москва: «Просвещение», 2010 г.
2. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Учебник «Литература» Москва: «Просвещение», 2010 г. В 2-х частях.
3. Н.В. Беляева «Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки». Москва: «Просвещение», 2010 г.
4. Фонохрестоматия к учебнику «Литература»
5. Н.В. Беляева «Литература 5-9 класс. Проверочные работы» Москва: «Просвещение», 2010 г.
6. В.Я. Коровина «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы. Москва: «Просвещение», 2010 г.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане МКОУ «Попереченская СОШ» предусматривается изучение литературы на этапе основного общего образования в 8 классе в объеме 68 часов (2 часа в неделю).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
• изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
• воспринимать и анализировать художественный текст;
• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
• определять род и жанр литературного произведения;
• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
• выявлять авторскую позицию;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество (2 ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представление).
Из древнерусской литературы (2 ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы 18 века (3 ч)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы 19 века (33 ч)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.
В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А.С. Пушкин. «Цветы последние милей…»; М.Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф.И. Тютчев. «Осенний вечер»; А.А. Фет. «Первый ландыш»; А.Н. Майков. «Поле зыблется цветами…».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы 20 века (20 ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются.
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы (7 ч)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
Введение (1 ч.) | |||
1 | Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | 05.09.17 |
Устное народное творчество (2 ч.) | |||
2 | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метет…». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений. | 1 | 08.09.17 |
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий. | 1 | 12.09.17 |
Древнерусская литература (2 ч.) | |||
4 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития. | 1 | 15.09.17 |
5 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | 1 | 19.09.17 |
Литература XVIII в. (3 ч.) | |||
6 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. | 1 | 22.09.17 |
7 | Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении. | 1 | 26.09.17 |
8 | Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1 —2 произведений). | 1 | 29.09.17 |
Литература XIX в. (33 ч.) | |||
9 | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. | 1 | 03.10.17 |
10 | И. А. Крылов - поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа. | 1 | 06.10.17 |
11 | К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева. | 1 | 10.10.17 |
12 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы. | 1 | 13.10.17 |
13 | А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6—7 классах). | 1 | 17.10.17 |
14 | А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. | 1 | 20.10.17 |
15 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | 1 | 24.10.17 |
16 | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | 1 | 27.10.17 |
17 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина. | 1 | 07.11.17 |
18 | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | 1 | 10.11.17 |
19 | Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Kaпитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | 14.11.17 |
20 | А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. | 1 | 17.11.17 |
21 | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина. | 1 | 21.11.17 |
22 | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6—7 классах). | 1 | 24.11.17 |
23 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы. | 1 | 28.11.17 |
24 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы. | 1 | 01.12.17 |
25 | Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося). «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме «Мцыри». | 1 | 05.12.17 |
26 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 классах). | 1 | 08.12.17 |
27 | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первая постановка. «Ревизор» в оценке современников. | 1 | 12.12.17 |
28 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. | 1 | 15.12.17 |
29 | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. | 1 | 19.12.17 |
30 | Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). | 1 | 22.12.17 |
31 | Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. | 1 | 26.12.17 |
32 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | 1 | 12.01.18 |
33 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык. | 1 | 16.01.18 |
34 | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | 19.01.18 |
35 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 | 23.01.18 |
36 | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа. | 1 | 26.01.18 |
37 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа. | 1 | 12.01.18 |
38 | Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. | 1 | 16.01.18 |
39 | Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество». | 1 | 19.01.18 |
40 | Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова. | 1 | 23.01.18 |
41 | А. П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | 1 | 26.01.18 |
Литература XX в. (20 ч.) | |||
42 | И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика. | 1 | 30.01.18 |
43 | А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. | 1 | 02.02.18 |
44 | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна. | 1 | 06.02.18 |
45 | А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению. | 1 | 09.02.18 |
46 | С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме. | 1 | 13.02.18 |
47, 48 | Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению. | 2 | 16.02.18 22.02.18 |
49 | И. С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству. | 1 | 27.02.18 |
Писатели улыбаются | |||
50 | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи. «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко. «История болезни». | 1 | 02.03.18 |
51 | М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | 1 | 06.03.18 |
52 | Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина. | 1 | 09.03.18 |
Произведения о Великой Отечественной войне | |||
53 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. | 1 | 13.03.18 |
54 | Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского. | 1 | 16.03.18 |
55 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме. | 1 | 20.03.18 |
56 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа. | 1 | 23.03.18 |
57 | Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»). | 1 | 03.04.18 |
58 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе. | 1 | 06.04.18 |
59 | Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося). | 1 | 10.04.18 |
Русские поэты о Родине, родной природе | |||
60, 61 | Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. | 2 | 13.04.18 17.04.18 |
Зарубежная литература (7 ч.) | |||
62 | У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта» Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта». | 1 | 20.04.18 |
63 | Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной...» Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. | 1 | 24.04.18 |
64, 65 | Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии. | 2 | 27.04.18 04.05.18 |
66 | Дж. Свифт Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | 1 | 08.05.18 |
67 | В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | 1 | 11.05.18 |
68 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. | 1 | 15.05.18 |
Библиографический список методических и учебных пособий
Основная литература для учителя:
1. Беляева Н.В. «Литература 5-9 класс. Проверочные работы». Москва: «Просвещение», 2010 г.
2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 8 класс, Москва: ВАКО, 2007 г.
3. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса: в 2ч. Москва: «Просвещение», 2008 г.
4. Коровина В.Я.«Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы. Москва: «Просвещение», 2010.
5. Кутейникова Н.Е. «Уроки литературы в 8 классе», Москва: «Просвещение», 2009 г.
6. Программы общеобразовательных учреждений по литературе под ред. В.Я.Коровиной 5-11классов (Авторы программы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин и др.). Москва: « Просвещение», 2010 г.
7. Турьянская Б.И., Е.В. Комиссарова и др. «Литература в 8 классе. Урок за уроком». Москва: « Русское слово», 2002 г.
8. Фонохрестоматия к учебнику «Литература»
Основная литература для ученика:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса: в 2ч. Москва: «Просвещение, 2008 г.
2. Коровина В.Я.«Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы. Москва: «Просвещение», 2010 г.
Дополнительная литература для учителя:
1. Волжина Е.Д. «Школьные олимпиады. Литература 5-11 классы» Москва: «Айрис-пресс», 2007 г.
2. Клюхина И.В. «Словарь литературных терминов». Москва: «ВАКО», 2009 г.
3. Классная и внеклассная работа по зарубежной литературе в 5-8 классах. Москва: «Просвещение», 2000 г.
4. Коровина В.Я. «Развитие речи уч-ся 4-10 классов в процессе изучения литературы в школе». Москва: «Просвещение», 1985 г.
5. Мещерякова М.И. «Литература в таблицах и схемах». Москва: «Рольф», 2000 г.
6. Оглоблина Н.Н. «Тесты по литературе 5-11 классы». Москва: «Астрель», 2000 г.
7. Славгородский П.Ф. «Внеклассная работа по литературе». Москва: «Просвещение». 2005 г.
Интернет-ресурсы.
Отечественная и зарубежная литература
Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
http://lit.1september.ru
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
http://litera.edu.ru
BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки
http://www.bibliogid.ru
Kidsbook: библиотека детской литературы
http://kidsbook.narod.ru
Виртуальный музей литературных героев
http://www.likt590.ru/project/museum/
В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской
http://skolakras.narod.ru
Древнерусская литература
http://pisatel.org/old/
Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО
http://ruslit.ioso.ru
Методика преподавания литературы
http://metlit.nm.ru
Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия
http://www.foxdesign.ru/legend/
Русская виртуальная библиотека
Лист внесения изменений
Дата внесения изменений | № п/п | Содержание | Основание (приказ №) | Подпись лица, внесшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по литературе для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...
Рабочая программа в рамках ФГОС по литературе 5-8 классы по авторской программе Коровиной.
Рабочая программа по литературе в рамках ФГОС, основанная на авторской программе Коровиной, 2016 года. 5-8 классы...
Рабочая программа по литературе, 5 класс, по авторской программе В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе. Образовательная область: «Филология». Основное общее образование, 5 класс. Составлена на основе авторской программы «Литература. Рабочие программы. П...
Рабочая программа по литературе, 11 класс, по авторской программе В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе. Образовательная область: «Филология». Среднее общее образование, 11 класс. Составлена на основе авторской программы «Литература. Рабочие программы. П...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (на основе авторской программы по литературе В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского).
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 классов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского. Рабочая програм...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
авторская программа по литературе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа среднего общего образования "Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны в русской литературе"
Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она поможет расширить знания о литературе, посвященной ВОв и создать свой банк аргументов по литературе для написания итогового сочинения по литературе ...