Рабочая программа по литературе для 10 класса по программе В.Я.Коровиной
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа и КТП | 307 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Алексинская СОШ»
Утверждаю Согласовано
___________ __________
Директор школы Завуч по УВР
Суворова Л.А. Никитина О.М
Календарно-тематическое планирование
По литературе. 10 класс
102 часа
Программа под редакцией В.Я.Коровиной
Министерство образования РФ
Сборник нормативных документов.
Литература .Федеральный план
М. «Дрофа», 2008
Учитель русского языка и литературы
Фролова Н.Н. ( 1 кв.кат.)
С.Колчаново.2012-2013 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Цели.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
· освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
· совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая предусматривает 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования, в 10-11 классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
При составлении планирования уроков литературы в 10 классе использовано содержание «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2006г.), «Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006,.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе
на 2012-2013 год (102 часа)
№ | Название раздела | тема | Кол-во часов | Тип урока | Основные термины, понятия | Требования к уровню подготовки | Дата по плану | Дата фактическая |
1-2 | Введение | Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы литературы 19 века | 2 | Лекция .Тестирование. | Классицизм, романтизм, реализм | Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX века с мировой. | 3.09 | |
3 | Литература 1 половины 19 века. | Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р. Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков | 1 | Презентация | Романтизм | Знать основных поэтических предшественников А.С.Пушкина Г.Р. Державина, В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова Инд. сообщения о поэтах (презентации). | 4.09 | |
4 | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики поэта и ее национально-историческое содержание | 1 | Лекция | Новаторство | Знать о художественных открытиях А.С.Пушкина. Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину. Сообщение о художественных открытиях А.С.Пушкина | 5.09 | ||
5 | Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и Михайловской ссылок | 1 | Беседа | Романтизм, реализм | Уметь анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы. Сюжетно-композиционный анализ текста, нахождение романтических черт в лирике. | 10.09 | ||
6. | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина | 1 | Практика | Художественно-выразительные средства | Анализ стихотворения, художественных приёмов поэта Анализ лирического текста с выразительным чтением | 11.09 | ||
7 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина | 1 | Практикум | Знать сти-ия на тему свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. Уметь анализировать стих-ия с учетом тематики, идеи и проблематики.Идейно-тематический анализ текстов стих-ий | 12.09 | |||
8-9 | Философская лирика Пушкина. | 2 | Практикум | Знать нравственно-философскую проблематику стих-ий, уметь их анализировать.Идейно-тематический анализ текстов философской лирики. | 17.09 | |||
10 | Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме | 1 | Лекция.практикум | поэма | Знать жанрово-композиционную основу произведения Уметь при анализе текста раскрыть проблему индивидуального бунта. Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения. | 18.09 | ||
11 | Образ Петра первого как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». | 1 | Беседа | конфликт личности и | Знать приемы создания образов в поэме. Уметь раскрыть конфликт личности и государства.Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения | 19.09 | ||
12 | РР Подготовка к сочинению по творчеству А.С.Пушкина | 1 | Работа над сочинением | Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев.Сочинение | 24.09 | |||
13 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. (Основные темы и мотивы лирики). | 1 | Лекция.Беседа | Реализм романтизм | Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова | 25.09 | ||
14 | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова | 1 | Беседа.практикум | Знать стих-ия по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта. | 26.09 | |||
15 | Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Тема Родины. | 1 | Беседа .Практикум | Знать философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова, стих-я на тему Родины, их философский смысл. | 1.10 | |||
16 | Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова | 1 | Беседа .практикум | Знать произведения по теме, соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова и А.С.Пушкина. | 2.10 | |||
17 | Образ демона в творчестве М.Ю.Лермонтова. | 1 | Лекция | Знать демонические мотивы в лирике поэта. Уметь производить идейный, тематический анализ, выявлять нравственно-философские проблемы Анализ лирических стих-ий и поэмы «Демон» | 3.10 | |||
18-19 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Повторение изученного. | 2 | Практикум | Знать романтическое и реалистическое в произведении писателя, жанроые, композиционные особенности, идею произведения. Уметь делать обобщение об идейно-композиционном содержании романа. Конспектирование обобщение, схематизация материала, идейно-композиционный анализ текста | 8.10 | |||
20 | Зачет по творчеству М.Ю.Лермонтова | 1 | Практикум | Стихотворный размер | Знать элементы анализа лирического стихотвореня. Уметь анализировать лирическоестихотворение Работа с памяткой «Анализ лирического стихотворения» Обучающая работа творческого характера: анализ стихотворения | 9.10 | ||
21 | Слово о Н.В.Гоголе (повторение ранее изученного). «Петербургские повести. Обзор. | 1 | Лекция.Беседа | Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры. Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл. Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала | 10.10 | |||
22 | РР Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. | 1 | Семинар | Знать текст произведения, особенности стиля и манеры писателя. Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы. Анализ эпизода, монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста, проблемное изложение материала | 15.10 | |||
23 | Вн. чт. Н.В.Гоголь «Портрет». Тема творчества в повести. | 1 | Внеклассное чтение | Знать текст произведения. Уметь анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики. Анализ прозаического произведения на основе художественного концепта и проблематики. | 16.10 | |||
24 | Н.В.Гоголь «Мертвые души» Система образов поэмы, смысл названия, особенности поэтики, образ автора (повторение ранее изученного) | 1 | Жанр поэмы, композиции | Знать жанр поэмы, композицию, значение образа автора, проблематику произведения. Уметь делать обобщение по теме.образ автора. Аналитический пересказ с использованием цитат, анализ эпизода. | 17.10 | |||
25-26 | РР Изложение с элементом сочинения по творчеству Н.В.Гоголя (Отр. из 2 главы поэмы «Мертвые души») | 2 | Знать авторские приемы изображения помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Уметь изложить художественный текст с сохранением его особенностей, объяснить использованные во фрагменте приемы писателя в создании образа. Изложение с элементами сочинения | 22.10 | ||||
27 | Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова. Особенности композиции романа «Обломов» | 1 | лекция | особенности композиции | Знать факты биографии писателя, , социально-нравственную проблематику романа. Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества писателя. Конспектированиесхематизация материала, аналитический пересказ текста | 23.10 | ||
28 | Обломов — «коренной народный наш тип». | 1 | беседа | понятия «типичный герой», «диалектика»; | Знать содержание романа «Обломов», Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода | 24.10 | ||
29 | «Обломов» как роман о любви | 1 | беседа | Знать содержание романа «Обломов». Уметь составлять сравнительную характеристику героев.Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение. | 27.10 | |||
30 | Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике | 1 | Семинар | Знать понятие «обломовщина» Уметь находить признаки явления в жизни и в романе.Аналитический пересказ текста, | 28.10 | |||
31 | Слово об А.Н.Островском. Личность и судьба драматурга | 1 | Лекция.Семинар | Знать основные моменты биографии писателя,его вкладе в развитие русского национального театра. Уметь готовить сообщение о писателе. Конспектирование, словесное рисование, рассказ о писателе. | 29.10 | |||
32 | История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы А.Н.Островского «Гроза» | 1 | Беседа | Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт. Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями. Характеристика персонажей в системе образов | 8.11 | |||
33 | Мы идем по городу Калинову | 1 | Беседа | Знать законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы. Уметь характеризовать персонажей, выявлять средства характеристики персонажа (речь, ремарка) Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образа | 9.11 | |||
34 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза» | 1 | Беседа | Драма | Знать словесную символику драмы, литературную критику. Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь сочинение. | 10.11 | ||
35 | Слово о И.С.Тургеневе. Личность и судьба писателя. «Записки охотника» и их место в русской литературе | 1 | Лекция | жанр записок | Знать о личности и судьбе писателя, стиль писателя. Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего | 15.11 | ||
36 | История создания романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева. | 1 | Беседа | Знать содержание текста романа. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси. Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа. Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации. | 16.11 | |||
37 | Базаров — герой своего времени | 1 | Беседа | понятие духовный конфликт, текст произведения. | Уметь представлять психологические портреты героев, анализировать текст. Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения. | 17.11 | ||
38 | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети» | 1 | Беседа | конфликт, идеологический конфликт, содержание текста. | Уметь анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев. Анализ эпизодов романа, сравнительная характеристика. | 22.11 | ||
39 | Любовь в романе «Отцы и дети» | 1 | беседа | аналитический пересказ, сравнительная характеристика; презентации аналитического характера. | Знать содержание текста, жизненную позицию Базарова. Уметь показать, как проходит герой путь испытания любовью. Анализ эпизодов романа аналитический пересказ. | 23.11 | ||
40 | Анализ эпизода «Смерть Базарова»
| 1 | Практикум | эпизод | Знать особенности анализа эпизода в произведении. Уметь анализировать эпизод Анализ эпизода романа. | 24.11 | ||
41 | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети» | 1 | Лекция | Знать позиции литературных критиков Н.Добролюбова, Д.Писарева. Уметь представлять точки зрения литературных критиков и автора, строить рассуждение.Краткий конспект. Сообщение-рассуждение на основе литературной критики. | 29.11 | |||
42=43 | РР Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» Знать содержание романа «Отцы и дети», споры вокруг романа Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, уместно ипользовать цитаты из текста произведения и литературно-критических статей. Сочинение | 2 | РР | цитаты | Знать содержание романа «Отцы и дети», споры вокруг романа Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, уместно ипользовать цитаты из текста произведения и литературно-критических статей. Сочинение | 30.11 | ||
44 | Зачетная работа по творчеству И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева | 1 | зачет | Знать тексты произведений И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева, основные теоретико-литературные понятия, уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее. Выполнение заданий по текстам и теории литературы (тесты с творческими заданиями или развернутые ответы на вопросы, на выбор ученика) | 1.12 | |||
45 | Страницы жизни Ф.И.Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта. («Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…») | 1 | лекция | средства выразительности | Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики. Уметь анализировать текст в единстве формы и содержания. Анализ философских стих-ий поэта | 7.12 | ||
46 | Стихи о любви А.А.Фета. («Шепот, робкое дыханье…», «сияла ночь…», «Певице»). Гармония и музыкальность поэтической речи. | 1 | Семинар | Знать стих-ия о любви и понимать их. Уметь анализировать стих-я о любви. Анализ стих-ий о любви. | 8.12 | |||
47 | Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. («Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «умом Россию не понять…») | 1 | Практикум | Знать разнообразие тематики стих-ий поэта Уметь анализировать лирические стих-ия. Анализ лирических стихотворений поэта. | 9.12 | |||
48 | РР Сопоставительный анализ стихов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Особенности поэтического стиля Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | 1 | РР | Знать содержание и понимать стихотворения поэтов. Уметь делать сопоставительный анализ стих-ий поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета с учетом их поэтического стиля. Сопоставитель-ный анализ стих-ий поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | 14.12 | |||
49 | Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. (С обобщением ранее изученного) Судьба народа в лирике. )»Еду ли ночью по улице темной…»)
| 1 | Лекция | Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта. Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стих-ия поэта. Сообщение о поэте. анализ стих-ий. Презентация о поэте, писателе и журналисте А.Н.Некрасове (инд.). | 15.12 | |||
50 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца в поэзии Н. А. Некрасова. («Рыцарь на час», «Умру я скоро, жалкое наследство…», «Блажен незлобливый поэт»)
| 1 | практикум | новаторство | Знать основные мотивы лирики, новаторство поэта. Уметь анализировать стих-ия поэта с точки зрения их идейного содержания и формы. Анализ стих-ий поэта с точки зрения их идейного содержания и формы. | 16.12 | ||
51 | Н. А. Некрасов о поэтическом труде («Элегия», «Вчерашний день…», «музе», «О муза! Я у двери гроба…») | 1 | Практикум | Стихотворный размер | Знать суждения поэта о поэтическом труде в стих-ях.Уметь анализировать стих-ия.Анализ стих-ий поэта, формулировка основных выводов | 21.12 | ||
52 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка» | 1 | Семинар | особенности жанра | Знать историю создания поэмы, ее содержание и композицию Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней.Работа с текстом: характеристика образов бунтарей-правдоискателей. | 22.12 | ||
53 | Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | Практикум | Знать многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уметь характеризовать героев Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом | 23.12 | |||
54 | Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы | 1 | Беседа | поэма | Знать содержание поэмы. Уметь характеризовать образы обиженных людей и народных заступников в поэме.Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом. | 28.12 | ||
55 | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | Практикум | фольклорная народная основа языка поэмы. | Знать фольклорную народную основу языка поэмы. Уметь анализировать текст с точки зрения языковых особенностей. Аналитическая работа с текстом: выявление средств художественной выразительности. | 11.01 | ||
56 | Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Проблематика и поэтика сказок | 1 | Лекция | сказка | Знать факты биографии писателя, особенности жанра, проблематику и поэтику сказок. Уметь анализировать сказки, выявляя проблематику. Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики сказок. | 12.01 | ||
57 | Вн.чт. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников | 1 | Вн.чт | композиции романа. | Иметь представление о замысле, истории создания, жанре. Уметь характеризовать образы градоначальников. Характеристика образов градоначальников. | 13.01 | ||
58 | Жизнь и судьба Л.Н.Толстого. Этапы творческого пути | 1 | Лекция.Беседа | Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь строить сообщение о писателе, анализировать стих-ия поэта. Сообщения о писателе | 18.01 | |||
59 | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого | 1 | Вн.чт | патриотизм | Знать историческую основу рассказов, понимать их патриотический смысл. Уметь анализировать отдельные эпизоды Анализ эпизодов | 19.01 | ||
60 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра | 1 | Лекция | Роман-эпопея | Знать историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие. Уметь определять систему нравственных ценностей романа План-конспект; сообщения об истории создания романа | 20.01 | ||
61 | Духовные искания героев романа «Война и мир» — Андрея Болконского и Пьера Безухова | 1 | беседа | монолог | Знать внутренний монолог как приём психологической характеристики героя Уметь в ходе анализа характеризовать путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. Уметь делать сравнительную характеристику героев, выявляя средства характеристики. Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова | 25.01 | ||
62 | Женские образы в романе «Война и мир» | 1 | беседа | Знать содержание текста, особенности изображения женских образов в романе, их внутреннего мира. Уметь характеризовать женские образы, путь нравственных исканий Наташи Ростовой. Характеристика женских образов: сообщения, сравнения с иллюстрациями к роману. | 26.01 | |||
63 | Семья Ростовых и семья Болконских | 1 | беседа | аналитический пересказ | Знать о «мысли семейной в романе». Уметь через анализ эпизодов сравнивать семьи Ростовых и Болконских, видеть, отношение родителей к воспитанию детей, нравственные ценности.Анализз эпизодов, аналитический пересказ, характеристика образов | 27.01 | ||
64-65 | Тема народа в романе «Война и мир» в | 2 | беседа | Уметь видеть в ходе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война». Анализ эпизодов | 1.02 2.02 | |||
66 | Кутузов и Наполеон | 1 | Практикум | Антитеза | Знать антитезу как центральный композиционный приём. Уметь делать сопоставительную характеристику героев, определять роль личности в истории. Сопоставительная характеристика6величие Кутузова и тщеславие и безнравственность Наполеона. Сравнительная характеристика, составление таблицы | 3.02 | ||
67 | РР Сжатое изложение с элементами сочинения о роли художественной детали в тексте фрагмента «Первый бал» из романа Л.Н.Толстого. художественной детали в тексте Знать понятие художественная деталь, приемы сжатия художественного текста. Уметь сохранить художественные особенности в сжатом тексте, объяснить роль художественной детали. Изложение с элементами сочинения – объяснения роли | 1 | рр | художественной детали в тексте | Знать понятие художественная деталь, приемы сжатия художественного текста. Уметь сохранить художественные особенности в сжатом тексте, объяснить роль художественной детали. Изложение с элементами сочинения – объяснения роли | 5.02 | ||
68-69 | Истинное и ложное в романе «Война и мир» | 2 | семинар | героизм | Знать проблемы истинного и ложного героизма в романе. Уметь во время анализа романа сравнивать жизнь и поступки героев. Сравнительная характеристика: Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Сцены Бородинского сражении: анализ поведения героев. | 8.02-9.02 | ||
70 | Смысл и назначение эпилога в романе «Война и мир». Гуманистический пафос произведения | 1 | Семинар | эпилог | Знать текст «Эпилога» Уметь анализировать текст«Эпилога» как гуманистический пафос произведения. Анализ «Эпилога» | 10.02 | ||
71-72 | РР Анализ эпизода из романа «Война и мир». Подготовка к контрольному домашнему сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, анализировать эпизод, определять его роль в романе. Сочинение | 2 | РР | эпизод | Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, анализировать эпизод, определять его роль в романе. Сочинение | 11.02 15.02 | ||
73 | Русская литература 2 половины 19 века | Слово о Ф.М.Достоевском. Жизнь и судьба писателя 1 | 1 | лекция | полифонийность, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм. | Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности творческого метода: Уметь выступать с сообщениями о писателе.Сообщения о писателе, об особенности его творческого метода. | 21.02 | |
74 | Петербург Ф.М.Достоевского | 1 | беседа | прием контраста. | Знать особенности изображения Петербурга в романе, о приеме контраста. Уметь характеризовать Петербург на основе комментария текста, строить развернутые рассуждения. Развернутые рассуждения о Петербурге на основе комментария текста | 22.02 | ||
75 | История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные» в романе | 1 | семинар | художественные приемы создания образов. | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию романа. Уметь видеть в тексте художественные приемы создания образов. Развернутые сообщения. | 24.02 | ||
76 | Теория Раскольникова и истоки его бунта | 1 | Беседа практикум | тематика, проблематика, идейное содержание и композиция | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию Уметь выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его преступлению, развенчание теории. Развернутые ответы на основе работы с текстом, обобщением о социальных и философских источниках преступления Раскольникова. | 27.02 | ||
77 | Двойники» Раскольникова 1 Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию. Уметь сопоставлять «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова Развернутые ответы на основе работы с текстом: характеристика «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова | 1 | семинар | двойники | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию. Уметь сопоставлять «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова Развернутые ответы на основе работы с текстом: характеристика «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова | 28.02 | ||
78 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе | 1 | практикум | тематика, проблематика, идейное содержание и композиция | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, определять в романе и в жизни Раскольникова место Сони Мармеладовой как ангела-хранителя.Развернутые ответы на основе работы с текстом. | 1.03 | ||
79 | Эпилог романа | 1 | Семинар практикум | полифонизм, психологизм повествования, роль детали, символика имен, | Уметь выявлять в процессе анализа полифонизм, психологизм повествования, роль детали, символику имен, цифр, цвета, снов, евангельских мотивов. Анализ эпилога, его художественные особенности: развернутые ответы на вопросы. | 3.03 | ||
80-81 | Классное сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, цитировать текст романа Сочинение. | 2 | рр | Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, цитировать текст романа Сочинение. | 5.03-7.03 | |||
82 | Художественный мир Н.С.Лескова. Личность и судьба писателя. Повесть «Очарованный странник» и ее герой. Художественное своеобразие повести. | 1 | ЛЕКЦИЯ ПРАКТИКУМ | праведники | Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия. Индивидуальные сообщения о творческом пути писателя. Анализ эпизодов-глав романа. | 10.03 | ||
83 | Личность и судьба А.П.Чехова. Основные черты чеховского творчества. Проблематика и поэтика рассказов Чехова 80- 90-х годов («Человек в футляре», «Студент», «Дама с собачкой» и др.) | 1 | ЛЕКЦИЯ ПРАКТИКУМ | РАССКАЗ | Знать жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать рассказы художественного своеобразия Анализ рассказов. | 12.03 | ||
84 | Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
| 1 | ПРАКТИКУМ | принцип нисходящего развития личности | Знать текст рассказа. Уметь раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей, выявлять принцип нисходящего развития личности. Анализ рассказа с выявлением проблематики истинных и ложных ценностей | 13.03 | ||
85 | Особенности драматургии А.П.Чехова «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов, конфликт (внутренний и внешний). Разрушение дворянского гнезда
| 1 | семинар | конфликт (внутренний и внешний), | Знать особенности драматургии Чехова. Уметь определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей. Чтение пьесы по ролям, игра голосом: выявление проблематики и конфликта. | 14.03 | ||
86 | Сад как символ в комедии «Вишневый сад» Своеобразие чеховского стиля в комедии «Вишневый сад» Знать своеобразие чеховского стиля в драматургии Сочинение по творчеству А.П.Чехова | 1 | практикум | Знать своеобразие чеховского стиля в драматургии Сочинение по творчеству А.П.Чехова | 19.03 | |||
87 | Контрольная работа по русской литературе за второе полугодие | 1 | контроль | Знать тексты произведений писателей, основные теоретико-литературные понятия, уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее. Тестовые задания. | 20.03 | |||
88 | Зарубежная литература. | Вн.чт. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Изображение жизни народа в сборнике «Осетинская лира». | 1 | Лекция практикум | Знать факты биографии писателя, специфику художественной образности Уметь анализировать сти-ия с точки зрения проблематики и художественного своеобразия. Инд. сообщение о жизни и творчестве КостыХетагурова (комп. презентация). Анализ стихотворений. | 21.03 | ||
89-90 | Вечные вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопоссан «Ожерелье» (обзор), Г.Ибсен «Кукольный дом», А.Рембо «Пьяный корабль» «Кукольный дом» Г.Ибсена | 2 | практикум | Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия Инд. сообщение о жизни и творчестве Ги де Мопоссана (комп. презентация). Анализ сцен драмы | 1.04 3.04 | |||
91-92 | Вечные вопросы зарубежной литературы .Романтизм, реализм и символизм | 2 | семинар | 15.04 16.04 | ||||
93-94 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века | 1 | контроль | Викторина. Презентация проектов, творческих работ. | 21.04 24.04 | |||
95-102 | Резервные уроки | 9 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должен
знать /понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006
Словари и справочники:
1) Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
2) Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
3) М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
4) Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
5) Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
6) Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
7) Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:
Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008
4. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006
5. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
6. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. http://www.openclass.ru/
Рабочее место учителя: оборудование:
персональный компьютер;
проектор;
интерактивная доска.
Рабочая программа 10 класс Русский язык
Программа среднего (полного) общего образования
по русскому языку
Базовый уровень
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку для 10 - 11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений авт.-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного р а з в и т и я школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Концептуальная новизна курса русского языка в 10 - 11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Данная рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.
В 10 – 11 классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Цели обучения
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 102 часов. В том числе: в Х классе – 34часа, в 11 классе – 68 часов.
В связи с введением обязательного экзамена по русскому языку, в школьном учебном плане на изучение русского языка в 11 классе в 2011-2012 году выделено 2 часа в неделю (68 ч.), поэтому увеличилось количество часов на повторение такой темы, как «Синтаксис и пунктуация», являющейся одной из самых трудных для усвоения школьниками. Планирование составлено с учетом интенсивной подготовки к ЕГЭ, введены уроки развития речи по комплексному анализу текста. Это обусловлено теми трудностями, которые испытывают учащиеся при выполнении заданий по разбору текста.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Содержание рабочей программы
10 класс
( 34 часа)
Общие сведения о языке (4 ч)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Лексика и фразеология (6 ч)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика (состав слова) и словообразование ( 5 ч)
Обобщающее повторение ранее изученного.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (12 ч)
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Синтаксис. (3 ч)
Синтаксис простого и сложного предложений. Обособленные члены предложения
Учебно-тематический план
10 класс
Наименование разделов | Тема | Количество часов | Тип урока | Основные термины, понятия | Требования к уровню подготовки | Дата по плану | Дата по факту |
| 1.Роль языка в обществе | 1 | лекция- | языкознание | Знать основные функции языка | 3.09 | |
2.»Язык каждого народа создан самим народом» | 1 | практикум | лингвисты | Знать имена выдающихся русских лингвистов | 10.09 | ||
3.История развития русского языка | 1 | Лекция, практикум | Старославянский, древне русский языки | Знать основные признаки исконной и заимствованной лексики | 17.09 | ||
4.Периоды в истории развития языка | 1 | Лекция, практикум | 24.09 | ||||
2. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | 5.Фонетика.Орфоэпия. Орфография | 1 | Лекция, практикум | Фонема, орфограмма | Уметь выполнять фонетический и орфоэпический разборы | 1.10 | |
6.Фонетика.Орфография. | 1 | практикум | Фонема, орфограмма | Уметь определять в словах орфограммы | 7.10 | ||
7.Орфоэпия.Орфография. | 1 | практикум | орфограмма | Уметь работать с орфоэпическим словарем | 14.10 | ||
8.Диктант | 1 | контроль | 21.10 | ||||
3. Лексика и фразеология. | 9. Лексика | 1 | Лекция, практикум | Лексическое значение | Уметь работать с толковым словарем | 28.10 | |
10.Синонимы, омонимы. Их разновидности. | 1 | Практикум. лекция | Омонимы. синонимы. | Уметь определять тип омонимии | 9.11 | ||
11.Антонимы.Антитеза. Оксюморон. Паронимы | 1 | Лекция. практикум | .Антонимы.Антитеза. Оксюморон. Паронимы | Уметь работать с терминами, находить их в тексте. | 16.11 | ||
12.Диалектная, профессиональная и жаргонная лексика. | 1 | Лекция. практикум | Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы | Уметь работать с терминами, находить их в тексте. | 23.11 | ||
13.Фразеологизмы и фразеологические обороты как ресурсы языка. | 1 | Лекция. практикум | фразеологизм | Уметь объяснять значение фразеологических оборотов | 30.11 | ||
14.Проверка знаний по разделу « Лексика.Фразеология.» | 1 | тестирование | 1.12 | ||||
4. Морфемика и словообразование. | 15.Морфемика и словообразование. | 1 | Лекция. практикум - | морфемы | Словообразо вательный разбор | 7.12 | |
16. Правописание гласных после шипящих и Ц в разных частях речи. | 1 | Лекция. практикум | 14.12 | ||||
17.Способы образования слов | 1 | Лекция. практикум | Словообразо вательный разбор | 21.12 | |||
18.практическая работа по теме « Грамматика. Морфемика. Словообразование.» | 1 | тестирование | 28.12 | ||||
19.Контрольный диктант | контроль | 11.01 | |||||
5. Морфология и орфография. | 20.Имя существительное | 1 | Лекция. практикум | Морфологические признаки | Морфологический разбор | 18.01 | |
21.правописание падежных окончаний и суффиксов имен существительных | 1 | практикум | 25.01 | ||||
22.Имя прилагательное | 1 | Лекция. практикум | Морфологические признаки | Морфологический разбор | 4.02. | ||
23.Н иНН в прилагательных. | 1 | 11.02 | |||||
24.Имя числительное | 1 | Лекция. практикум | Морфологические признаки | Морфологический разбор | 18.02 | ||
25.Местоимение | 1 | Лекция. практикум | Морфологические признаки | Морфологический разбор | 25.02 | ||
26.Глагол | 1 | Лекция. практикум | Морфологические признаки | Морфологический разбор | 4.03 | ||
27. Причастие | 1 | Лекция. практикум | Морфологические признаки | Морфологический разбор | 11.03 | ||
28.Деепричастие | 1 | Лекция. практикум | Морфологические признаки | Морфологический разбор | 18.03 | ||
29. Наречие | 1 | Лекция. практикум | Морфологические признаки | Морфологический разбор | 3.04 | ||
30.Практикум по орфографии | 1 | тестирование | 10.04 | ||||
31.Контрольный диктант | 1 | контроль | 17.04 | ||||
6.Синтаксис и пунктуация | 32. Синтаксис и пунктуация простого предложения | 1 | - Лекция.практикум | Синтаксическая конструкция | Уметь расставлять знаки препинания в ПП | 21.04 | |
. | 33.Обособленные члены предложения | 1 | Лекция.практикум - | Уметь расставлять знаки препинания при обособленных членах предложения. | 28.04 | ||
34. Синтаксис и пунктуация сложного предложения | 1 | Лекция.практикум | Синтаксическая конструкция | Уметь расставлять знаки препинания в сП | 4.05 | ||
Итого | 34 |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка обучающийся должен
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Учебно – методические пособия
- Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 г.
- Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко
Дополнительная литература:
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Базовый уровень.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 год.
- Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
- Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.
- Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
- Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г.
- И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: Эксмо ,2012г.
- Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: «Экзамен», 2012г.
- Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2012г.
- Н.В.Егорова. ЕГЭ 2012. Подготовка к части С. М., 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе. 11 класс. По программе В.Я.Коровиной
Рабочая программа рассчитана на работу в общеобразовательных классах....
Рабочая программа по литературе 6 класс под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. ) 1 час в нелелю
Программа предназначена для учителей , работающих с детьми, находящимися на домашнем обучении...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС. ( учебная программа под ред. В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС. ( учебная программа под ред. В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс по программе В.Я.Коровиной (М.: Просвещение)
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс по программе В.Я.Коровиной
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в ...