Рабочая программа по литературе для 9 класс (под ред. В.Я. Коровиной) - 102ч
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Программа с КТП составлена по учебнику М: Просвещение, 2011
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_l.docx | 97.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по литературе для 9 класса под ред. Коровиной В.Я. - М., «Просвещение», 2009 г.
Программа реализована в учебнике «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г.
Данная рабочая программа составлена для классов общеобразовательной направленности. На изучение программного материала учебным планом школы предусматривается 102 часа (3 часа в неделю). Рабочая программа полностью соответствует авторской.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели обучения
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи учебной деятельности
Задачи изучения литературы в 9 классе:
- познакомиться с такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;
- сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;
- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;
- развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы обучающийся должен
Знать/ понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
3. Основное содержание программы
Введение - 1ч.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 2 ч.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА – 10 ч.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 54 ч.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 25 ч.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 8 ч.
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Повторение - 2 ч.
Календарно-тематическое планирование, 9 класс (102ч)
№ | Наименование раздела, тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения. Компетенции | Вид контроля, вид самостоятельной работы | Домашнее задание | Дата | Корректировка программы |
Введение | ||||||||
Литература и её роль в духовной жизни человека. | Урок-беседа. | Уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и культурой | Тестирование | стр.4-8 составить план | ||||
Из древнерусской литературы | ||||||||
Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. История открытия памятника «Слово о полку Игореве». | Изучение нового материала | Слово как жанр древнерусской литературы | Знать жанры древнерусской литературы Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Практикум. Выписать средства художественной выразительности из «Слова…» | читать «Слово…», подготовить фрагмент для выразительного чтения отрывка | |||
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов. | стилистическая окрашенность повествования | Уметь выступать с устным сообщением, выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте | Подготовка к домашнему сочинению. | Написать сочинение. | ||||
Из литературы XVIII века | ||||||||
Общая характеристика литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. | Изучение нового материала | Классицизм, пафос повествования | Знать литературные направления, признаки классицизма Уметь создавать устные и письменные тексты на заданную тему | Лекция, практикум | ||||
М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «Вечернее размышление…». Особенности содержания и формы произведения. | Изучение нового материала | Ода как жанр лирической поэзии | Знать биографию поэта, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Беседа, практикум | Вопросы стр.58. Выразительное чтение «Оды…». Сост. план. | |||
«Ода на день восшествия…» Прославление мира науки, просвещения в поэзии Ломоносова. | Урок закрепления знаний | Ода как жанр лирической поэзии | Знать биографию поэта. Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | С.57-58 отрывок наизусть | ||||
Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям» Тема несправедливости сильных мира сего. | Изучение нового материала | Литературное направление -классицизм | Знать биографию поэта. Уметь выступать с устным сообщением, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Лекция | Ответить на вопрос «В чем видит свой долг автор «Властителей и судей»?». | |||
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина. | Изучение нового материала | Основные положения классицизма | Знать основные положения классицизма, история создания произведения, жанровое своеобразие литературного направления, Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Работа с учебником | Наизусть «Памятник» | |||
А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности. Критика крепостничества. | Изучение нового материала | Литературные жанры и их особенности | Знать биографию писателя, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику. Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме | Рассказ учителя, беседа | Читать «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Любани», «Спасская полесть») | |||
Особенности повествования в «Путешествии…» Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | Изучение нового материала | Проблематика произведения | Знать содержание произведения, жанровые особенности Уметь самостоятельно отбирать необходимую информацию | беседа | Выраз. читать «Осень», с103 вопр 3. | |||
Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень». «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. | Изучение нового материала | Литературные направления, своеобразие жанра | Знать биографию писателя, , жанровое своеобразие, проблематику. Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме | Лекция, работа с УМК | Прочитать повесть Карамзина «Бедная Лиза» | |||
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей. | Изучение нового материала | Литературные направления, своеобразие жанра | Знать содержание произведения, жанровые особенности Уметь самостоятельно отбирать необходимую информацию | Беседа, работа с текстом | С.104 вопр.3 | |||
Р.р.Классное сочинение (1)«Литература XVIII века в восприятии современного читателя». | Развитие речи | Классицизм, сентиментализм | Знать литературные направления конца XVIII века | Обучение написанию сочинения | Подготовить сообщение о романтизме. | |||
Из русской литературы XIX века. | ||||||||
Общая характеристика русской литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Проза, поэзия, драматургия. | Урок изучения нового материала | Романтизм, реализм | Знать литературные течения поэзии, прозы, драматургии русской литературы XIX века. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | УМК | Индивидуальное сообщение о Жуковском | |||
В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. | Урок изучения нового материала | Романтизм и его признаки | Знать биографию писателя, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику Уметь выступать с устным сообщением. | Презентация | Читать баллады Жуковского | |||
Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. | Закрепление | Баллада как жанр | Знать жанровое своеобразие произведения Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Беседа, практикум | Индивид. сообщение об А.С. Грибоедове. | |||
А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. | Урок изучения нового материала | Драма, драматург, комедия как жанр | Знать биографию драматурга Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Презентация | Читать I действие комедии | |||
«Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции. | Изучение нового материала | Жанр, композиция произведения | Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | Лекция | Читать II действие. Сравнительная характеристика героев. | |||
Фамусовская Москва в комедии. | Урок изучения нового материала | Действия и явления, монолог и диалог | Знать содержание произведения Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Беседа, работа с текстом | Читать III действие/ Учить монолог (по выбору) | |||
Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. | Урок изучения нового материала | Сатира | Знать содержание произведения Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | Работа с текстом | Дочитать комедию до конца. | |||
Чацкий в системе образов комедии. | Изучение нового материала | Афоризмы, крылатые выражения | Знать содержание произведения Уметь обосновывать в устной и письменной форме ответы на поставленные вопросы, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Беседа, работа с текстом | Выписать 10-12 крылатых выражений. | |||
Общечеловеческое звучание образов персонажей. | Урок изучения нового материала | художественный язык комедии | Знать содержание произведения Уметь использовать мультимедийные и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации | Беседа, конспект | Повторить теоретические сведения о классицизме, романтизме, реализме. | |||
Р.р. Язык комедии. Преодоление канонов классицизма. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». | Развитие речи | Анализ эпизода | Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, грамотно изложить материал, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении, самостоятельно редактировать текст | Обучение анализу эпизода | Составить конспект статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» | |||
И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к дом. сочинению по комедии «Горе от ума». | Развитие речи | Статья Гончарова «Мильон терзаний» | Знать содержание статьи Гончарова «Мильон терзаний» Уметь самостоятельно редактировать текст | конспект | Домашнее сочинение | |||
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина. | Урок изучения нового материала | Лирика и ее жанры | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | лекция | стр.167-171. Наизусть «Чаадаеву». | |||
«К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина: «К морю», «Анчар». | Урок изучения нового материала | Лирика | Знать жанровое своеобразие стихов Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Беседа, практикум | Выразительное чтение стихотворений. | |||
Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина: «На холмах Грузии...», «Я вас любил». | Урок изучения нового материала | Любовная лирика, средства художественной выразительности | Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Работа с УМК | Наизусть (по выбору) | |||
Р/р. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг...» Обучение анализу лирического стихотворения. | Развитие речи | Философская лирика, анализ лирического стихотворения | Уметь обосновывать в устной и письменной форме ответы на поставленные вопросы, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Практикум | Наизусть «Памятник» | |||
Контрольная работа по лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина. | Развитие речи | Анализ лирического стихотворения | Уметь обосновывать в устной и письменной форме ответы на поставленные вопросы, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Вн.ч. Прочитать поэму «Цыганы» | ||||
А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Индивидуалистический характер Алеко. | Урок изучения нового материала | Поэма | Знать основные положения романтизма как литературного направления Уметь выразительно читать | Работа с текстом | Подготовить сообщение об истории создания «Евгений Онегин» | |||
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания. Система образов романа. Сюжет. Онегинская строфа. | Изучение нового материала | Реализм, роман в стихах, онегинская строфа | Знать направления в литературе XIX века, систему образов в романе Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Работа с УМК | Подготовить сообщение об основных этапах жизни Онегина. | |||
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | Урок изучения нового материала | Система образов | Знать содержание романа Уметь выступать с устным сообщением, находить информацию по заданной теме | Беседа | Подобрать материал о поместном, столичном дворянстве. | |||
Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | Урок изучения нового материала | Система образов | Знать содержание романа Уметь выступать с устным сообщением, находить информацию по заданной теме | Работа с текстом | Подготовить материалы о Татьяне Лариной | |||
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | Развитие речи | Анализ писем | Знать содержание романа Уметь обосновывать в устной и письменной форме ответы на поставленные вопросы, передавать динамику чувств героя в выразительном чтении | Составление таблицы | Наизусть отрывки (по выбору) | |||
Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | Урок изучения нового материала | Автор и лирический герой | Знать содержание романа Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Работа с УМК | Ответить на вопрос «Какое письмо трагичнее, поэтичнее?». Критики о романе (учебник) | |||
«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Белинский, Писарев о романе. | Урок изучения нового материала | Русские критики: Белинский, Писарев | Знать содержание романа, Владеть навыками работы с различными источниками информации | Практикум | Перечитать роман. Подготовиться к сочинению. | |||
Р/р. Классное сочинение (2) по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | Развитие речи | Уметь создавать письменный текст на заданную тему и грамотно оформлять его | Работа с текстом | Работа с черновиком сочинения. | ||||
Р/р. Классное сочинение (2) по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | Развитие речи | Уметь создавать письменный текст на заданную тему и грамотно оформлять его | С 199-214 | |||||
Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. | Урок изучения нового материала | Трагедия как жанр драмы | Знать содержание драмы Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Работа с текстом | Подготовить сообщение о М. Ю. Лермонтове | |||
М.Ю. Лермонтов: судьба и личность поэта. Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон...», «Молитва». | Урок изучения нового материала | Лирика | Знать биографию поэта, основные положения романтизма как литературного направления Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Презентация | Пересказ статьи стр.250-253 | |||
Образ поэта-пророка в лирике: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк». | Урок изучения нового материала | Философская лирика | Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Работа с УМК | Наизусть стихотворение Лермонтова (по выбору) | |||
Адресаты любовной лирики Лермонтова. | Урок изучения нового материала | Любовная лирика | Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Работа с УМК | Наизусть стихотворение Лермонтова (по выбору) | |||
Эпоха безвременья в лирике Лермонтова: «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие: «Родина». | Урок изучения нового материала | Тема родины | Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Работа с УМК | Анализ стихотворения «Родина» | |||
Роман «Герой нашего времени» как первый психологический роман. Замысел, смысл названия и проблематика романа. | Урок изучения нового материала | Психологический роман | Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте. | Лекция, работа с учебником | Читать «Герой нашего времени» | |||
Печорин как представитель «портрета поколения». | Урок изучения нового материала | Психологизм | Знать содержание романа Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Беседа, работа с текстом | Читать «Бэла», «Максим Максимыч» | |||
Анализ повестей «Бэла», «Максим Максимыч». | Урок изучения нового материала | Образы героев | Знать содержание романа Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Беседа, работа с текстом | Читать «Тамань», «Княжна Мери» | |||
Анализ повести «Тамань». | Урок изучения нового материала | Образы героев | Знать содержание романа Уметь анализировать и интерпретировать произведения | Беседа, работа с текстом | Читать «Княжна Мери» | |||
Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин и Вера. | Урок изучения нового материала | Образы героев | Знать содержание романа Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Таблица: Печорин и Грушницкий | Подготовить характеристики: Печорин и Вернер. | |||
Анализ повести «Фаталист». Ее философско-композиционное значение. | Урок изучения нового материала | Образы героев | Знать содержание романа Уметь анализировать и интерпретировать произведения | Беседа, работа с текстом | стр.300-304 Ответить на вопросы (см. тетрадь) | |||
Р/р. Классное сочинение (3) по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | Развитие речи | Уметь создавать письменные тексты на выбранную тему | Индивидуальное сообщение о Н.В. Гоголе | |||||
Н.В. Гоголь: судьба писателя. Первые творческие успехи. | Урок изучения нового материала | Знать биографию писателя Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Презентация | с.325-342 читать | ||||
«Мертвые души». Сюжет и композиция поэмы. Проблема жанра. | Урок изучения нового материала | Особенности жанра | Беседа, работа с текстом | Прочитать 1 главу «Мертвые души». | ||||
Манилов в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | Урок изучения нового материала | Образы героев | Знать сюжет поэмы и её героев Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Беседа, работа с текстом | Читать гл. 2-5 | |||
Образы помещиков Коробочка, Ноздрев и Собакевич в поэме Н.В. Гоголя. | Урок изучения нового материала | Образы помещиков | Знать сюжет поэмы и её героев Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Беседа, работа с текстом | Читать гл.6. Роль худ. детали (Плюшкин) | |||
Плюшкин в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | Урок изучения нового материала | Образы помещиков | Знать сюжет поэмы и её героев Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Беседа, работа с текстом | Гл.I, VII, VIII, IX, X. | |||
Губернский город в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Анализ глав I, VII, VIII, IX, X. | Урок изучения нового материала | Образы чиновников | Знать сюжет поэмы и её героев Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Беседа, работа с текстом | Подготовить сообщение о П.И. Чичикове | |||
Чичиков как новый герой эпохи и антигерой. Анализ XI главы. | Урок изучения нового материала | Образ Чичикова | Знать сюжет поэмы и её героев Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Беседа, работа с текстом | Найти лирические отступления, определить их тематику. | |||
Лирические отступления в поэме | Урок изучения нового материала | Поэма, лирические отступления | Знать роль лирических отступлений Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Составление таблицы | Подобрать эпизоды в которых изображен русский народ. | |||
Души живые и мертвые в поэме Н.В. Гоголя (изображение народа). | Урок изучения нового материала | Образы героев и авторский замысел | Знать сюжет поэмы и её героев Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Беседа, работа с текстом | Перечитать поэму. Подготовиться к сочинению. | |||
Р/р. Классное сочинение (4) по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | Развитие речи | Уметь создавать письменные тексты на выбранную тему | ||||||
Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». | Урок изучения нового материала | Сентиментальный роман | Знать биографию писателя Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Беседа, работа с текстом | Прочитать «Белые ночи» | |||
Черты внутреннего мира «петербургского мечтателя». | Урок изучения нового материала | Роман «Белые ночи», петербургский «мечтатель» | Знать содержание произведения Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Беседа, работа с текстом | Подготовить материал о Настеньке. | |||
А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | Урок изучения нового материала | Пьеса | Знать биографию драматурга Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Беседа, работа с текстом | Прочитать «Бедность не порок». | |||
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев комедии «Бедность не порок». | Урок изучения нового материала | Знать содержание произведения | Беседа, работа с текстом | Индивидуальное сообщение о Л.Н. Толстом Читать повесть «Юность» | ||||
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». Формирование личности героя повести, его конфликт с окружающей средой и собственными недостатками. | Урок изучения нового материала | Диалектика души | Знать биографию писателя, содержание произведения Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Беседа, работа с текстом | Читать «Смерть чиновника» | |||
А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» и чеховское отношение к нему. | Урок изучения нового материала | Рассказ, тема «маленького человека» | Знать биографию писателя, содержание произведения Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Беседа, работа с текстом | С.29-35 читать | |||
А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. | Урок изучения нового материала | Рассказ | Знать содержание произведения Уметь выступать с устным сообщением. | Беседа, работа с текстом | Прочитать «Анна на шее» | |||
Из русской литературы ХХ века. | ||||||||
Многообразие жанров и направлений в литературе XX века. | Урок изучения нового материала | Жанры и направления в литературе ХХ века | Уметь выступать с устным сообщением | таблица | С44-54, чит. «Темные аллеи» | |||
И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. | Урок изучения нового материала | Поэтика рассказа | Знать биографию писателя Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Беседа, работа с текстом | Прочитать статью о Блоке стр.61-72 | |||
А. Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике Блока. | Урок изучения нового материала | Лирика Блока | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Беседа, работа с текстом | Наизусть стихотворение по выбору. | |||
С Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. | Урок изучения нового материала | Тема Родины | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Беседа, работа с текстом | Наизусть стихотворение по выбору | |||
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. | Урок изучения нового материала | Философская лирика | Уметь выступать с устным сообщением. | Беседа, работа с текстом | Индивидуальное сообщение о Маяковском | |||
В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского. | Урок изучения нового материала | Новаторство Маяковского | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | презентация | Выразительное чтение стихов | |||
М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. | Урок изучения нового материала | Знать биографию поэта, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Беседа, работа с текстом | Читать «Собачье сердце | ||||
История создания и судьба повести. Система образов. | Урок изучения нового материала | Система образов | Знать содержание произведения Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | Беседа, работа с текстом | Перечитать повесть. | |||
Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Подготовка к домашнему сочинению | Урок изучения нового материала | Знать содержание произведения | Беседа, работа с текстом | |||||
М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы. Особенности поэтики Цветаевой. | Урок изучения нового материала | Лирическая героиня Цветаевой | Знать биографию поэтессы Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Беседа, работа с текстом | Прочитать о М.И. Цветаевой, выучить стихотворение | |||
Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве». | Урок изучения нового материала | Стихи о Родине | Уметь определять смену чувств в стихах на основе личностного восприятия | Беседа, работа с текстом | Наизусть стихотворение по выбору. | |||
А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. | Урок изучения нового материала | Любовная лирика | Знать биографию поэтессы Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Беседа, работа с текстом | Наизусть стихотворение по выбору. | |||
Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. | Урок изучения нового материала | Тема поэта и поэзии | Уметь определять смену чувств в стихах на основе личностного восприятия | Работа с УМК | Подготовить сообщение о Заболоцком | |||
Н. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики Заболоцкого. | Урок изучения нового материала | Философская лирика | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | презентация | ||||
М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» Судьба человека и судьба Родины в рассказе. | Урок изучения нового материала | Патриотизм. Тема судьбы Родины | Знать биографию писателя Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Работа с УМК | Прочитать рассказ «Судьба человека» | |||
Особенности композиции рассказа. Образ автора-рассказчика. | Урок изучения нового материала | Рассказчик и автор | Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | Беседа, работа с текстом | Составить план | |||
Б. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. | Урок изучения нового материала | Философская лирика Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Работа с УМК | Прочитать стихотворение Б.Л. Пастернака | |||
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине. | Урок изучения нового материала | Лирика. Стихи о родине | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Работа с УМК | Наизусть стихотворение | |||
Военная тема в творчестве. «Я убит подо Ржевом». | Урок изучения нового материала | Военная тема в литературе | Знать содержание произведения Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | Работа с УМК | Прочитать рассказ «Матренин двор» с241-277 | |||
А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни в рассказе. | Урок изучения нового материала | Притча. Образ праведника | Знать биографию писателя Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Беседа, работа с текстом | с. 281 вопр. 12 | |||
Образ праведницы в рассказе, трагизм ее судьбы. | Урок изучения нового материала | Философия рассказа | Знать содержание произведения | Беседа, работа с текстом | ||||
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX – XХ веков. | Урок изучения нового материала | Романс как жанр | Знать содержание произведения Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | Работа с УМК | Познакомиться с романсами и песнями русских поэтов XIX – XX веков | |||
Романсы и песни как жанр искусства, выражающий переживания, мысли, чувства человека. | Урок изучения нового материала | Романсы | Уметь анализировать и интерпретировать произведения | Работа с УМК | Подготовить материал о В.Высоцком, Б.Окуджаве. | |||
Р/р Классное сочинение (5) по лирике, прозе ХХ века. | Развитие речи | Уметь анализировать и интерпретировать произведения | Работа с черновиком | |||||
Р/р Классное сочинение (5) по лирике, прозе ХХ века. | Развитие речи | Уметь анализировать и интерпретировать произведения | ||||||
Из зарубежной литературы. | ||||||||
Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. | Урок изучения нового материала | Любовная лирика | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Работа с УМК | с.303-308 читать | |||
Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник». Традиции оды Горация в русской поэзии. | Урок изучения нового материала | Ода | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Работа с УМК | С.309-314 читать | |||
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Обзор содержания. | Урок изучения нового материала | Комедия, поэма | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Работа с УМК | С.315-325 конспект | |||
Множественность смыслов поэмы и ее философский характер. | Урок изучения нового материала | Философский характер поэмы | Знать содержание произведения Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | Работа с УМК | доклады о творчестве автора | |||
У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром. | Урок изучения нового материала | Драматургия, трагедия | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Работа с УМК | С.326-334 конспект | |||
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. | Урок изучения нового материала | Философско-драматическая поэма | Знать содержание произведения Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | Работа с УМК | доклады о творчестве автора | |||
И. Гете. Слово о поэте. «Фауст». Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. Противостояние добра и зла. | Урок изучения нового материала | Философско-драматическая поэма | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Работа с УМК | С.335-346 конспект | |||
Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. | Урок изучения нового материала | Философско-драматическая поэма | Знать содержание произведения Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | Работа с УМК | Подготовиться к тестированию, повторить теорию литературы, изученные произведения. | |||
Выявление уровня литературного развития учащихся. | Повторительно-обобщающий урок | Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | Тестирование | |||||
Итоги года и задания для летнего чтения. |
6. Учебно-методический комплекс
- Аристова М. А. Справочник по русской литературе для школьников / М. А. Аристова, Б. А. Макарова, Н. А. Миронова, Ж. Н. Критарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
- Доронина Т. В. Анализ стихотворения: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
- Литература . 9 кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2011.
- Литература . 9 кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2009.
- Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2001.
- Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литтературе.: 9 кл. / Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
Для учителя:
- Литература . 9 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
- Литература . 9 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
- Программа по литературе для 9 класса общеобраз. учрежд. (базовый уровень)/Автор-составитель В. Я. Коровина – М.: Просвещение, 2008.
- Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литературе: 9 кл. / Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
Методические пособия:
- Литература . 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. / Авт.-сост. Попова Е.Н. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум. / Авт.-сост. Б. А. Ланин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Миронова Н. А. Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
- Русская литература 18-19 веков: справочные материалы. / Сост. Л. В. Соколова, В. И. Федоров. – М.: Просвещение, 1995.
- Шахова Н.В., Миронова В. Г. Школьные олимпиады: русский язык, литература, английский язык: 8-11 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Интернет-ресурсы:
Справочно-информационные и методические материалы:
- http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
- http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» Художественная литература:
- http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
- http://old-russian.chat.ru/index1.htm – Древнерусская литература
- http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
- http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Телевизор
DVD
Фильмотека
Альбом по литературе для 9 класса
Альбом «Пушкин»
Альбом «Лермонтов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина
Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...
Рабочая программа по литературе 8 класс. Автор учебника В.Я.Коровина
рабочая программа представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовкиexfob[]cz? основные формы и методы работы, содержание курса, календано-тематическое...
Рабочая программа по литературе 6 класс под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. ) 1 час в нелелю
Программа предназначена для учителей , работающих с детьми, находящимися на домашнем обучении...
рабочая программа по литературе, 9 класс (» под редакцией В.Я. Коровиной)
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Л...
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...
Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Данная рабочая программа...