Рабочая программа по литературе для 9 класс (под ред. В.Я. Коровиной) - 102ч
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Дубовицкая Екатерина Алексеевна

Программа с КТП составлена по учебнику М: Просвещение, 2011

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_9_l.docx97.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9 класса  разработана на основе  федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по литературе для 9 класса под ред. Коровиной В.Я. - М., «Просвещение», 2009 г.

             Программа реализована в учебнике «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред.   Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г.

     Данная рабочая программа составлена для классов общеобразовательной направленности.   На изучение программного материала учебным планом школы предусматривается  102 часа  (3 часа в неделю). Рабочая программа полностью соответствует авторской.

     Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.  

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

                Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

         Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

                  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи учебной деятельности

Задачи изучения литературы в  9 классе:

- познакомиться с  такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;

- сформировать знания о  программных произведениях, изучаемых в 9 классе;

- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;

- развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы обучающийся должен

Знать/ понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

3. Основное содержание программы

Введение - 1ч.

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ -  2 ч.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА – 10 ч.

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».    (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА -  54 ч.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА -  25 ч.

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ - 8 ч.

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Повторение -  2 ч.

Календарно-тематическое планирование, 9 класс (102ч)

Наименование раздела, тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения. Компетенции

Вид контроля, вид самостоятельной работы

Домашнее задание

Дата

Корректировка программы

Введение

 Литература и её роль в духовной жизни человека.

Урок-беседа.

Уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и культурой

Тестирование

стр.4-8 составить план

Из древнерусской литературы

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. История открытия памятника «Слово о полку Игореве».

Изучение нового материала

Слово как жанр древнерусской литературы

Знать жанры древнерусской литературы

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Практикум. Выписать средства художественной выразительности из «Слова…»

читать «Слово…», подготовить фрагмент для выразительного чтения отрывка

Художественные особенности  «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов.

стилистическая окрашенность повествования

Уметь выступать с устным сообщением, выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте

Подготовка к домашнему сочинению.

Написать сочинение.

Из литературы XVIII века

Общая характеристика литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Изучение нового материала

Классицизм, пафос повествования

Знать литературные направления, признаки классицизма

Уметь создавать устные и письменные тексты на заданную тему

Лекция,  практикум

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «Вечернее размышление…». Особенности содержания и формы произведения.

Изучение нового материала

 Ода как жанр лирической поэзии

Знать биографию поэта, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Беседа, практикум

Вопросы стр.58. Выразительное чтение «Оды…». Сост. план.

«Ода на день восшествия…» Прославление мира науки, просвещения в поэзии Ломоносова.

Урок закрепления знаний

Ода как жанр лирической поэзии

Знать биографию поэта.

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

С.57-58 отрывок наизусть

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям» Тема несправедливости сильных мира сего.

Изучение нового материала

Литературное направление -классицизм

Знать биографию поэта.

Уметь  выступать с устным сообщением, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Лекция

Ответить на вопрос «В чем видит свой долг автор «Властителей и судей»?».

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина.

Изучение нового материала

Основные положения классицизма

Знать основные положения классицизма,  история создания произведения, жанровое своеобразие литературного направления,

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Работа с учебником

Наизусть «Памятник»

А.Н. Радищев. Слово о писателе.  «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

Изучение нового материала

Литературные жанры и их особенности

Знать биографию писателя, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику.

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме

Рассказ учителя, беседа

Читать «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Любани», «Спасская полесть»)

Особенности повествования в «Путешествии…» Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

Изучение нового материала

Проблематика произведения

Знать содержание произведения, жанровые особенности

Уметь самостоятельно отбирать необходимую информацию

беседа

Выраз. читать «Осень», с103 вопр 3.

Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень». «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека.

Изучение нового материала

Литературные направления, своеобразие жанра

Знать биографию писателя,  , жанровое своеобразие, проблематику.

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме

Лекция, работа с УМК

Прочитать повесть Карамзина «Бедная Лиза»

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей.

Изучение нового материала

Литературные направления, своеобразие жанра

Знать содержание произведения, жанровые особенности

Уметь самостоятельно отбирать необходимую информацию

Беседа, работа с текстом

С.104 вопр.3

Р.р.Классное сочинение  (1)«Литература XVIII века в восприятии современного читателя».

Развитие речи

Классицизм, сентиментализм

Знать литературные направления   конца XVIII века

Обучение написанию сочинения

Подготовить сообщение о романтизме.

Из русской литературы XIX века.

Общая характеристика русской литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Проза, поэзия, драматургия.

Урок изучения нового материала

Романтизм, реализм

Знать литературные течения  поэзии, прозы,  драматургии  русской литературы XIX века.

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

УМК

Индивидуальное сообщение о Жуковском

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве.

Урок изучения нового материала

Романтизм и его признаки

Знать биографию писателя, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику Уметь выступать с устным сообщением.

Презентация

Читать баллады Жуковского

Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады.

Закрепление

Баллада как жанр

Знать жанровое своеобразие произведения

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Беседа,  практикум

Индивид. сообщение об А.С. Грибоедове.

А.С. Грибоедов: личность и судьба  драматурга.

Урок изучения нового материала

Драма, драматург, комедия как жанр

Знать биографию драматурга

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Презентация

Читать I действие комедии

«Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции.

Изучение нового материала

Жанр, композиция произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Лекция

Читать II действие. Сравнительная характеристика героев.

Фамусовская Москва в комедии.

Урок изучения нового материала

Действия и явления, монолог и диалог

Знать содержание произведения

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Беседа, работа с текстом

Читать III действие/ Учить монолог (по выбору)

Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.

Урок изучения нового материала

Сатира

Знать содержание произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Работа с текстом

Дочитать комедию до конца.

Чацкий в системе образов комедии.

Изучение нового материала

Афоризмы, крылатые выражения

Знать содержание произведения

Уметь обосновывать в устной и письменной форме ответы на поставленные вопросы, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Беседа, работа с текстом

Выписать 10-12 крылатых выражений.  

Общечеловеческое звучание образов персонажей.

Урок изучения нового материала

художественный язык комедии

Знать содержание произведения

Уметь использовать мультимедийные и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации

Беседа, конспект

Повторить теоретические сведения о классицизме, романтизме, реализме.

Р.р. Язык комедии. Преодоление канонов классицизма. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

Развитие речи

Анализ эпизода

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, грамотно изложить материал, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении, самостоятельно редактировать текст

Обучение анализу эпизода

Составить конспект статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»

И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к дом. сочинению по комедии «Горе от ума».

Развитие речи

Статья Гончарова «Мильон терзаний»

Знать содержание статьи Гончарова «Мильон терзаний»

Уметь самостоятельно редактировать текст

конспект

Домашнее сочинение

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Урок изучения нового материала

Лирика и ее жанры

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

лекция

стр.167-171. Наизусть «Чаадаеву».  

«К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина: «К морю», «Анчар».

Урок изучения нового материала

Лирика

Знать жанровое своеобразие стихов

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Беседа, практикум

Выразительное чтение стихотворений.

Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина: «На холмах Грузии...», «Я вас любил».

Урок изучения нового материала

Любовная лирика, средства художественной выразительности

Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Работа с УМК

Наизусть (по выбору)

Р/р. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг...» Обучение анализу лирического стихотворения.

Развитие речи

Философская лирика, анализ лирического стихотворения

Уметь обосновывать в устной и письменной форме ответы на поставленные вопросы, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Практикум

Наизусть «Памятник»

Контрольная работа по лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина.

Развитие речи

Анализ лирического стихотворения

Уметь обосновывать в устной и письменной форме ответы на поставленные вопросы, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Вн.ч. Прочитать поэму «Цыганы»

А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Индивидуалистический характер Алеко.

Урок изучения нового материала

Поэма

Знать основные положения романтизма как литературного направления

Уметь выразительно читать

Работа с текстом

Подготовить сообщение об истории создания «Евгений Онегин»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания. Система образов романа. Сюжет. Онегинская строфа.

Изучение нового материала

Реализм, роман в стихах,  онегинская строфа

 Знать направления в литературе XIX века, систему образов в романе

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Работа с УМК

Подготовить сообщение об основных этапах жизни Онегина.

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

Урок изучения нового материала

Система образов

Знать содержание романа

Уметь выступать с устным сообщением,  находить информацию по заданной теме

Беседа

Подобрать материал о поместном, столичном дворянстве.

Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Урок изучения нового материала

Система образов

Знать содержание романа

Уметь выступать с устным сообщением,  находить информацию по заданной теме

Работа с текстом

Подготовить материалы о Татьяне Лариной

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

Развитие речи

Анализ писем

Знать содержание романа

Уметь обосновывать в устной и письменной форме ответы на поставленные вопросы, передавать динамику чувств героя  в выразительном чтении

Составление таблицы

Наизусть отрывки (по выбору)

Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Урок изучения нового материала

Автор и лирический герой

Знать содержание романа

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Работа с УМК

Ответить на вопрос «Какое письмо трагичнее, поэтичнее?». Критики о романе (учебник)

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Белинский, Писарев о романе.

Урок изучения нового материала

Русские критики: Белинский, Писарев

Знать содержание романа,

Владеть навыками работы с

различными источниками информации

Практикум

Перечитать роман. Подготовиться к сочинению.

Р/р. Классное сочинение  (2) по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Развитие речи

Уметь создавать письменный текст на заданную тему и грамотно оформлять  его

Работа с текстом

Работа с черновиком сочинения.

Р/р. Классное сочинение  (2) по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Развитие речи

Уметь создавать письменный текст на заданную тему и грамотно оформлять  его

С 199-214

Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии.

Урок изучения нового материала

Трагедия как жанр драмы

Знать содержание драмы Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Работа с текстом

Подготовить сообщение о М. Ю. Лермонтове

М.Ю. Лермонтов: судьба и личность поэта. Мотивы вольности и одиночества  в лирике. «Нет, я не Байрон...», «Молитва».

Урок изучения нового материала

Лирика

Знать биографию поэта, основные положения романтизма как литературного направления

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Презентация

Пересказ статьи стр.250-253

Образ поэта-пророка в лирике: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».

Урок изучения нового материала

Философская лирика

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Работа с УМК

Наизусть стихотворение Лермонтова (по выбору)

Адресаты любовной лирики Лермонтова.

Урок изучения нового материала

Любовная лирика

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Работа с УМК

Наизусть стихотворение Лермонтова (по выбору)

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова: «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие: «Родина».

Урок изучения нового материала

Тема родины

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Работа с УМК

Анализ стихотворения «Родина»

Роман «Герой нашего времени» как первый психологический роман. Замысел, смысл названия и проблематика романа.

Урок изучения нового материала

Психологический роман

Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте.

Лекция, работа с учебником

Читать «Герой нашего времени»

Печорин как представитель «портрета поколения».

Урок изучения нового материала

Психологизм

Знать содержание романа Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Беседа, работа с текстом

Читать «Бэла», «Максим Максимыч»

Анализ повестей «Бэла», «Максим Максимыч».

Урок изучения нового материала

Образы героев

Знать содержание романа Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Беседа, работа с текстом

Читать «Тамань», «Княжна Мери»

Анализ повести «Тамань».

Урок изучения нового материала

Образы героев

Знать содержание романа Уметь анализировать и интерпретировать произведения

Беседа, работа с текстом

Читать «Княжна Мери»

Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин  и Вера.

Урок изучения нового материала

Образы героев

Знать содержание романа Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Таблица: Печорин и Грушницкий

Подготовить характеристики: Печорин и Вернер.

Анализ повести «Фаталист». Ее философско-композиционное значение.

Урок изучения нового материала

Образы героев

Знать содержание романа Уметь анализировать и интерпретировать произведения

Беседа, работа с текстом

стр.300-304

Ответить на вопросы (см. тетрадь)

Р/р. Классное сочинение (3) по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Развитие речи

Уметь создавать письменные тексты на выбранную тему

Индивидуальное сообщение о Н.В. Гоголе

Н.В. Гоголь: судьба писателя. Первые творческие успехи.

Урок изучения нового материала

Знать биографию писателя

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Презентация

с.325-342 читать

«Мертвые души». Сюжет и композиция поэмы. Проблема жанра.

Урок изучения нового материала

Особенности жанра

Беседа, работа с текстом

Прочитать 1 главу «Мертвые души».

Манилов в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Урок изучения нового материала

Образы героев

Знать сюжет поэмы и её героев

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Беседа, работа с текстом

Читать гл. 2-5

Образы помещиков Коробочка, Ноздрев и Собакевич в поэме Н.В. Гоголя.

Урок изучения нового материала

Образы помещиков

Знать сюжет поэмы и её героев

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Беседа, работа с текстом

Читать гл.6. Роль худ. детали (Плюшкин)

Плюшкин в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Урок изучения нового материала

Образы помещиков

Знать сюжет поэмы и её героев

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Беседа, работа с текстом

Гл.I, VII, VIII, IX, X.

Губернский город в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Анализ глав I, VII, VIII, IX, X.

Урок изучения нового материала

Образы чиновников

Знать сюжет поэмы и её героев

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Беседа, работа с текстом

Подготовить сообщение о П.И. Чичикове

Чичиков как новый герой эпохи и антигерой. Анализ XI главы.

Урок изучения нового материала

Образ Чичикова

Знать сюжет поэмы и её героев

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Беседа, работа с текстом

Найти лирические отступления, определить их тематику.

Лирические отступления в поэме

Урок изучения нового материала

Поэма, лирические отступления

Знать роль лирических отступлений

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Составление таблицы

Подобрать эпизоды в которых изображен русский народ.

Души живые и мертвые в поэме Н.В. Гоголя (изображение народа).

Урок изучения нового материала

Образы героев и авторский замысел

Знать сюжет поэмы и её героев

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Беседа, работа с текстом

Перечитать поэму. Подготовиться к сочинению.

Р/р. Классное сочинение (4) по  поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Развитие речи

Уметь создавать письменные тексты на выбранную тему

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

Урок изучения нового материала

Сентиментальный роман

Знать биографию писателя

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Беседа, работа с текстом

Прочитать «Белые ночи»

Черты внутреннего мира «петербургского мечтателя».

Урок изучения нового материала

Роман «Белые ночи», петербургский «мечтатель»

Знать содержание произведения

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Беседа, работа с текстом

Подготовить материал о Настеньке.

А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

Урок изучения нового материала

Пьеса

Знать биографию драматурга

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Беседа, работа с текстом

Прочитать «Бедность не порок».

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев комедии «Бедность не порок».

Урок изучения нового материала

Знать содержание произведения

Беседа, работа с текстом

Индивидуальное сообщение о Л.Н. Толстом

Читать повесть «Юность»

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». Формирование личности героя повести, его конфликт с окружающей средой и собственными недостатками.

Урок изучения нового материала

Диалектика души

Знать биографию писателя, содержание произведения

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Беседа, работа с текстом

 Читать «Смерть чиновника»

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» и чеховское отношение к нему.

Урок изучения нового материала

Рассказ, тема «маленького человека»

Знать биографию писателя, содержание произведения

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Беседа, работа с текстом

С.29-35 читать

А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

Урок изучения нового материала

Рассказ

Знать содержание произведения

Уметь выступать с устным сообщением.

Беседа, работа с текстом

Прочитать «Анна на шее»

Из русской литературы  ХХ века.

Многообразие жанров и направлений в литературе XX века.

Урок изучения нового материала

Жанры и направления в литературе ХХ века

Уметь выступать с устным сообщением

таблица

С44-54, чит. «Темные аллеи»

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.

Урок изучения нового материала

Поэтика рассказа

Знать биографию писателя

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Беседа, работа с текстом

Прочитать статью о Блоке стр.61-72

А. Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике Блока.

Урок изучения нового материала

Лирика Блока

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Беседа, работа с текстом

Наизусть стихотворение по выбору.

С Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина.

Урок изучения нового материала

Тема Родины

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Беседа, работа с текстом

Наизусть стихотворение по выбору

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина.

Урок изучения нового материала

Философская лирика

Уметь выступать с устным сообщением.

Беседа, работа с текстом

Индивидуальное  сообщение о Маяковском

В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского.

Урок изучения нового материала

Новаторство Маяковского

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

презентация

Выразительное чтение стихов

М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

Урок изучения нового материала

Социально-философская сатира

Знать биографию поэта, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Беседа, работа с текстом

Читать «Собачье сердце

История создания и судьба повести. Система образов.

Урок изучения нового материала

Система образов

Знать содержание произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Беседа, работа с текстом

Перечитать повесть.

Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Подготовка к домашнему сочинению

Урок изучения нового материала

Знать содержание произведения

Беседа, работа с текстом

М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы. Особенности поэтики Цветаевой.

Урок изучения нового материала

Лирическая героиня Цветаевой

Знать биографию поэтессы

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Беседа, работа с текстом

Прочитать о М.И. Цветаевой, выучить стихотворение

Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве».

Урок изучения нового материала

Стихи о Родине

Уметь определять смену чувств в стихах  на основе личностного восприятия

Беседа, работа с текстом

Наизусть стихотворение по выбору.

А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Урок изучения нового материала

Любовная лирика

Знать биографию поэтессы

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Беседа, работа с текстом

Наизусть стихотворение по выбору.

Стихи Ахматовой о поэте и поэзии.

Урок изучения нового материала

Тема поэта и поэзии

Уметь определять смену чувств в стихах на основе личностного восприятия

Работа с УМК

Подготовить сообщение о Заболоцком

Н. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики Заболоцкого.

Урок изучения нового материала

Философская лирика

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

презентация

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» Судьба человека и судьба Родины в рассказе.

Урок изучения нового материала

Патриотизм. Тема судьбы Родины

Знать биографию писателя

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Работа с УМК

Прочитать рассказ «Судьба человека»

Особенности композиции рассказа. Образ автора-рассказчика.

Урок изучения нового материала

Рассказчик и автор

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Беседа, работа с текстом

Составить план

Б. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

Урок изучения нового материала

Философская лирика Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Работа с УМК

Прочитать стихотворение Б.Л. Пастернака

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине.

Урок изучения нового материала

Лирика. Стихи о родине

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Работа с УМК

Наизусть стихотворение

Военная тема в творчестве. «Я убит подо Ржевом».

Урок изучения нового материала

Военная тема в литературе

Знать содержание произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Работа с УМК

Прочитать рассказ «Матренин двор» с241-277

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни в рассказе.

Урок изучения нового материала

Притча. Образ праведника

Знать биографию писателя

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Беседа, работа с текстом

с. 281 вопр. 12

Образ праведницы в рассказе, трагизм ее судьбы.

Урок изучения нового материала

Философия рассказа

Знать содержание произведения

Беседа, работа с текстом

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX – XХ веков.

Урок изучения нового материала

Романс как жанр

Знать содержание произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Работа с УМК

Познакомиться с романсами и песнями русских поэтов XIX – XX веков

Романсы и песни как жанр  искусства, выражающий переживания, мысли, чувства человека.

Урок изучения нового материала

Романсы

Уметь анализировать и интерпретировать произведения

Работа с УМК

Подготовить материал о В.Высоцком, Б.Окуджаве.

Р/р Классное сочинение (5) по лирике, прозе ХХ века.

Развитие речи

Уметь анализировать и интерпретировать произведения

Работа  с черновиком

Р/р Классное сочинение (5) по лирике, прозе ХХ века.

Развитие речи

Уметь анализировать и интерпретировать произведения

Из зарубежной литературы.

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Урок изучения нового материала

Любовная лирика

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Работа с УМК

с.303-308 читать

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник». Традиции оды Горация в русской поэзии.

Урок изучения нового материала

Ода

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Работа с УМК

С.309-314 читать

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Обзор содержания.

Урок изучения нового материала

Комедия, поэма

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Работа с УМК

С.315-325 конспект

Множественность смыслов поэмы и ее философский характер.

Урок изучения нового материала

Философский характер поэмы

Знать содержание произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Работа с УМК

доклады о творчестве автора

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром.

Урок изучения нового материала

Драматургия, трагедия

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Работа с УМК

С.326-334 конспект

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии.

Урок изучения нового материала

Философско-драматическая поэма

Знать содержание произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Работа с УМК

доклады о творчестве автора

И. Гете. Слово о поэте. «Фауст». Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. Противостояние добра и зла.

Урок изучения нового материала

Философско-драматическая поэма

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Работа с УМК

С.335-346 конспект

Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии.

Урок изучения нового материала

Философско-драматическая поэма

Знать содержание произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Работа с УМК

Подготовиться к тестированию, повторить теорию литературы, изученные произведения.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Повторительно-обобщающий  урок

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Тестирование

Итоги года и задания для  летнего чтения.

6. Учебно-методический комплекс

  • Аристова М. А. Справочник по русской  литературе  для школьников / М. А. Аристова, Б. А. Макарова, Н. А. Миронова, Ж. Н. Критарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  • Доронина Т. В. Анализ стихотворения: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  •  Литература .  9  кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2011.
  •  Литература .  9  кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2009.
  • Мещерякова М. И.  Литература  в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2001.
  • Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литтературе.:  9  кл. / Авт.-сост.  В. Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.

Для учителя:

 Программы  и  учебники:

  •  Литература .  9  кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
  •  Литература .  9  кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
  •  Программа  по  литературе  для  9   класса  общеобраз. учрежд. (базовый уровень)/Автор-составитель  В. Я.  Коровина  – М.: Просвещение, 2008.
  • Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литературе:  9  кл. / Авт.-сост.  В. Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.

Методические пособия:

  •  Литература . 5-11  классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. / Авт.-сост. Попова Е.Н. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум. / Авт.-сост. Б. А. Ланин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  • Миронова Н. А. Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  • Русская литература 18-19 веков: справочные материалы. / Сост. Л. В. Соколова, В. И. Федоров. – М.: Просвещение, 1995.
  • Шахова Н.В., Миронова В. Г. Школьные олимпиады: русский язык, литература, английский язык: 8-11 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Интернет-ресурсы:

Справочно-информационные и методические материалы:

  • http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
  • http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» Художественная  литература:

  • http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
  • http://old-russian.chat.ru/index1.htm – Древнерусская  литература 
  • http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской  литературы 
  • http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Телевизор

DVD

Фильмотека

Альбом по литературе для 9 класса

Альбом «Пушкин»

Альбом «Лермонтов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина

Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...

Рабочая программа по литературе 8 класс. Автор учебника В.Я.Коровина

рабочая программа представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовкиexfob[]cz? основные формы и методы работы, содержание курса, календано-тематическое...

Рабочая программа по литературе 6 класс под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. ) 1 час в нелелю

Программа предназначена для учителей , работающих с детьми, находящимися на домашнем обучении...

рабочая программа по литературе, 9 класс (» под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Л...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...

Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Данная рабочая программа...