Открытый урок с использованием ИКТ "Герасим и Муму. Счастливый год"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Открытый урок с использованием ИКТ "Герасим и Муму. Счастливый год" (+раздаточный материал)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок с использованием ИКТ "Герасим и Муму. Счастливый год" | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 39
ГЕРАСИМ И МУМУ. СЧАСТЛИВЫЙ ГОД.
Цели урока:
Обучающая: научить обучающихся оперативной работе с текстом;
раскрыть другую сторону души Герасима, его умение заботиться о слабом существе, способность протестовать против несправедливости.
Развивающая: продолжить работу по развитию навыков общения в парах, формированию коммуникативной компетенции.
Воспитывающая: продолжить работу по воспитанию интереса учащихся к творчеству И. С. Тургенева и его личности;
Ход урока.
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания.
- Изучение новой темы. Герасим и Муму.
Вступительное слово учителя.
-Что ты хочешь? Ответь,-
жизнь спросила меня.
Или что-то иметь, или что-то понять.
Нет, я злато менять,
Не желаю на медь
Мне важнее понять, а не что-то
Иметь
Обойдусь без богатства, но судьба мне пошли
Щедрый дар любоваться
Всем богатством земли.
Научи беспристрастью,
От бесстрастья уволь
И людское участье ощутить мне позволь
Мне понять бы, постичь бы
И в грозу и в тиши
Красоту и величье человечьей души
Не пройти бы мне мимо
Окон, ждущих меня,
Не принять струйки дыма за сиянье огня.
Мне б у самых счастливых мудрость их перенять
Вот судьба что пошли мне - уменье понять.
Лишь такому богатству нет на свете цены.
Дай мне дар докопаться до любой глубины
Сегодня на уроке мы продолжим анализировать рассказ Тургенева «Муму», разберемся в чувствах и переживаниях Герасима.
- Чем была скрашена безрадостная жизнь Герасима после расставания с Татьяной?
- Какую роль сыграла в его жизни Муму? Или Важно ли, что Герасим нашёл собаку сразу после отъезда Татьяны?
( Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».)
- Пересказать эпизод, как Герасим нашёл Муму.
– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим? Как он ухаживал за своей питомицей? Работа с текстом.
( Сон стал радостный и тихий, очень был доволен своей судьбой… )
– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».
- Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым? В чем заключалось счастье героя? (С момента отъезда Татьяны и появления Муму никаких особых событий не произошло. Герасим спокойно работал, заботился о беззащитном щенке, испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал ответственность за свою любимицу. Все это и составляло счастье Герасима: быть кому-то нужным и заботиться о ком-то.)
Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть свое одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие, считавшие его ущербность – глухоту и немоту – преградой для полноценной жизни, решили, что ему нельзя иметь семью.
Судьба посылает Герасиму Муму. Именно маленькая собачка теперь составила «семью» героя. Благодаря Муму Герасим год прожил счастливо.
Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.
-Пересказ эпизода о пропаже Муму.
– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)
– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?
– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?
( Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни.)
- Какой вопрос вам хочется задать автору?
- Действительно, а почему герой не ушёл от барыни с собакой?
- А когда к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал? (Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.)
5. Работа в парах.
Перед вами на столах карточки с текстом. Найдите в тексте ошибку и исправьте её.
Степан принес блюдечко с молоком, поставил перед Муму, но Муму даже не понюхала молока и все дрожала и озиралась по-преднему.
- Ах, какая же ты! – промолвила барыня, подходя к ней, нагнулась и хотела погладить её, а Муму облизала ей лицо и завиляла хвостом.
Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукою у своей шеи, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом взглянул на дворецкого.
- Да, да,- возразил тот, кивая головой,- да, непременно.
Герасим опустил глаза, потом вдруг встряхнулся, опять указал на Муму, которая все время стояла возле него, невинно помахивая хвостом и с любопытством поводя ушами, повторил знак удушения над своей шеей и показал знак протеста, дав понять, что никогда этого не сделает.
Обменяйтесь листочками, найдите в тексте правильный ответ и оцените соседа.
6) Итог урока Рефлексия.
- Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?
( выявление личностно-эмоционального отношения к герою)
«Почему И.С. Тургенев изменил финал реальной истории про дворника Андрея?»
( Последний этап рефлексивной деятельности: принять решение, которое становится выводом )
(Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).
Сегодня мы говорили о том, как одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом – собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев дает нам почувствовать, что счастье Герасима недолговечно.
Домашнее задание. Прав ли писатель, называя Герасима самым замечательным человеком среди дворни?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок с использованием информационных технологии по теме «Решение уравнений, содержащих знак абсолютной величины».
Математика в школе – это достаточно сложный предмет для ребенка. Использование на уроках математики новых информационных технологии позволяет повысить интерес к предмету и мотивацию учащих...
Открытый урок с использованием ИКТ 7 класс
Данный урок является заключительным по теме «Австралия». Материал урока ссоответствуют учебной программе, отвечало принципам научности, доступности, наглядности. Все применяемые методы вед...
Открытый урок с использованием ИКТ по теме "Деление с остатком" 5 класс
Открытый урок с использованием ИКТ по теме "Деление с остатком" 5 класс. План урока+презентация...
Открытый урок с использованием ИКТ по математике для 5 класса «Простейшие задачи на движение».
В этом уроке повторяется связь между понятиями «скорость», «время», «расстояние». Отрабатывается навык решения простейших задач на движение с применением действий умножение и деление....
Открытый урок с использование интерактивной презентации
Открытый урок для 4 класса, тема "Зоопарк". Весь урок построен на использование презентации, которая может быть использована как обычная презентация, а также с ней можно работать на интерактивной доск...
Разработка открытого урока с использованием средств ИКТ по теме “Extreme Sports”.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний....
Открытый урок с использованием технологии развития критического мышления. 7 класс. Тема урока: Категория состояния.
Цель деятельности учителя: познакомить с понятием категория состояния; показать отличие категории состояния от наречий и кратких прилагательных.Тип урока: урок объяснения нового материала.Планируемые ...