Открытый урок с использованием ИКТ "Герасим и Муму. Счастливый год"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Волхонская Елена Аркадьевна

Открытый урок с использованием ИКТ "Герасим и Муму. Счастливый год" (+раздаточный материал)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 39

ГЕРАСИМ И МУМУ. СЧАСТЛИВЫЙ ГОД.

 Цели урока:

 Обучающая: научить обучающихся оперативной работе с текстом;

раскрыть другую сторону души Герасима, его умение заботиться о слабом существе, способность протестовать против несправедливости.

 Развивающая: продолжить работу по развитию навыков общения в парах, формированию коммуникативной компетенции.

 Воспитывающая: продолжить работу по воспитанию интереса учащихся к творчеству И. С. Тургенева и его личности;  

                                                      Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение новой темы. Герасим и Муму.

Вступительное слово учителя.

-Что ты хочешь? Ответь,-

жизнь спросила меня.

Или что-то иметь, или что-то понять.

Нет, я злато менять,

Не желаю на медь

Мне важнее понять, а не что-то

Иметь

Обойдусь без богатства, но судьба мне пошли

Щедрый дар любоваться

Всем богатством земли.

Научи беспристрастью,

От бесстрастья уволь

И людское участье ощутить мне позволь

Мне понять бы, постичь бы

И в грозу и в тиши

Красоту и величье человечьей души

Не пройти бы мне мимо

Окон, ждущих меня,

Не принять струйки дыма за сиянье огня.

Мне б у самых счастливых мудрость их перенять

Вот судьба что пошли мне - уменье понять.

Лишь такому богатству нет на свете цены.

Дай мне дар докопаться до любой глубины

Сегодня на уроке мы продолжим анализировать рассказ Тургенева «Муму»,  разберемся в чувствах и переживаниях Герасима.

- Чем была скрашена безрадостная жизнь Герасима после расставания с Татьяной?

 - Какую роль сыграла в его жизни Муму? Или Важно ли, что Герасим нашёл собаку сразу после отъезда Татьяны?

( Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».)

- Пересказать эпизод, как Герасим нашёл Муму.

– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим? Как он ухаживал за своей питомицей? Работа с текстом.

( Сон стал радостный и тихий, очень был доволен своей судьбой… )

– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

- Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым? В чем заключалось счастье героя? (С момента отъезда Татьяны и появления Муму никаких особых событий не произошло. Герасим спокойно работал, заботился о беззащитном щенке, испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал ответственность за свою любимицу. Все это и составляло счастье Герасима: быть кому-то нужным и заботиться о ком-то.)

Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть свое одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие, считавшие его ущербность – глухоту и немоту – преградой для полноценной жизни, решили, что ему нельзя иметь семью.

Судьба посылает Герасиму Муму. Именно маленькая собачка теперь составила  «семью»  героя.  Благодаря  Муму  Герасим  год  прожил счастливо.

Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.

-Пересказ эпизода о пропаже Муму.

– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)

– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

( Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни.)

- Какой вопрос вам хочется задать  автору?

- Действительно, а почему герой не ушёл от барыни с собакой?

- А когда к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал? (Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.)

5. Работа в парах.

Перед вами на столах карточки с текстом. Найдите в тексте ошибку и исправьте её.

     Степан принес блюдечко с молоком, поставил перед Муму, но Муму даже не понюхала молока и все дрожала и озиралась по-преднему.

- Ах, какая же ты! – промолвила барыня, подходя к ней, нагнулась и хотела погладить её, а Муму облизала ей лицо и завиляла хвостом.

Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукою у своей шеи, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом взглянул на дворецкого.

- Да, да,- возразил тот, кивая головой,- да, непременно.

Герасим опустил глаза, потом вдруг встряхнулся, опять указал на Муму, которая все время стояла возле него, невинно помахивая хвостом и с любопытством поводя ушами, повторил знак удушения над своей шеей и показал знак протеста, дав понять, что никогда этого не сделает.

Обменяйтесь листочками, найдите в тексте правильный ответ и оцените соседа.

6) Итог урока Рефлексия.

 - Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?

( выявление личностно-эмоционального отношения к герою)

«Почему И.С. Тургенев изменил финал реальной истории про дворника Андрея?»

 ( Последний этап рефлексивной деятельности: принять решение, которое становится выводом )

(Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).

Сегодня мы говорили о том, как одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом – собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев дает нам почувствовать, что счастье Герасима недолговечно.

Домашнее задание. Прав ли писатель, называя Герасима самым замечательным человеком среди дворни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок с использованием информационных технологии по теме «Решение уравнений, содержащих знак абсолютной величины».

Математика в школе – это достаточно сложный предмет для ребенка. Использование на уроках математики новых информационных технологии позволяет повысить интерес  к предмету и мотивацию учащих...

Открытый урок с использованием ИКТ 7 класс

Данный урок является заключительным по теме «Австралия». Материал урока ссоответствуют учебной программе, отвечало принципам научности, доступности, наглядности. Все применяемые методы вед...

Открытый урок с использованием ИКТ по теме "Деление с остатком" 5 класс

Открытый урок с использованием ИКТ по теме "Деление с остатком" 5 класс. План урока+презентация...

Открытый урок с использованием ИКТ по математике для 5 класса «Простейшие задачи на движение».

В этом уроке повторяется связь между понятиями «скорость», «время», «расстояние». Отрабатывается навык решения простейших задач на движение с применением действий умножение и деление....

Открытый урок с использование интерактивной презентации

Открытый урок для 4 класса, тема "Зоопарк". Весь урок построен на использование презентации, которая может быть использована как обычная презентация, а также с ней можно работать на интерактивной доск...

Разработка открытого урока с использованием средств ИКТ по теме “Extreme Sports”.

Тип урока:  изучение и первичное закрепление новых знаний....

Открытый урок с использованием технологии развития критического мышления. 7 класс. Тема урока: Категория состояния.

Цель деятельности учителя: познакомить с понятием категория состояния; показать отличие категории состояния от наречий и кратких прилагательных.Тип урока: урок объяснения нового материала.Планируемые ...