Природа и человек в творчестве А.А.Фета.
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему
Презентация к уроку литературы для 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_i_chelovek_v_tvorchestve_a.ppsx | 451.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Поэзия Фета – сама природа, глядящая через человеческую душу…»
введение учащихся в художественный мир стихотворений А.А.Фета о природе; обучение многоаспектному анализу стихотворения; включение в читательский опыт учащихся первичного представления о философской лирике. ЦЕЛЬ УРОКА:
расширить полученные учащимися в 5 классе представления о лирике А.А.Фета ; раскрыть тему взаимоотношений природы и человека в лирике А.А.Фета на примере стихотворений «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь »; расширить навыки работы с литературоведческой терминологией, отрабатывать ее практическое использование. ЗАДАЧИ УРОКА:
Что вы можете сказать о человеке, изображенном на фотографии?
УЗНАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ А.А.ФЕТА И ВОССТАНОВИТЕ ПЕРВОЕ ЧЕТВЕРОСТИШЬЕ.
3-4 СТРОФЫ: ЛУНА, БЕЛАЯ, ПОЛНАЯ, РАВНИНА 1-2 СТРОФЫ: КАРТИНА, РОДНА, ЧУДНАЯ, МНЕ, КАК, ТЫ
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна,
МОЖНО ЛИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ СЛОВАМ ОПРЕДЕЛИТЬ, О ЧЕМ ЭТО СТИХОТВОРЕНИЕ? ЧТО ПОМОГАЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМУ СТИХОТВОРЕНИЯ, А ЧТО СОБЫТИЙНЫЙ РЯД?
ЭТО СТИХОТВОРЕНИЕ ТОЛЬКО О ПРИРОДЕ? КАКАЯ ТЕМА НАШЕГО УРОКА? КАКИЕ ЦЕЛИ МЫ С ВАМИ ДОЛЖНЫ ПОСТАВИТЬ?
РАБОТА СО СТИХОТВОРЕНИЕМ А.А.ФЕТА «ЕЩЕ МАЙСКАЯ НОЧЬ». ЗАДАНИЕ ПО ГРУППАМ.
1 группа: прокомментировать трудные для понимания слова, объяснить их. 2 группа: рассказать о лирическом герое, о настроении стихотворения. 3 группа: определить тему стихотворения; рассказать, как она раскрывается. 4 группа: сделать набросок иллюстрации; объяснить, какие средства и почему были использованы (цвета, композиция).
Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь. Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор. Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной — и последней, может быть.
РИТМ – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА. ЯМБ ( – ` – ) ХОРЕЙ ( ` – – ) РИФМА – это созвучное окончание стихотворных строк. ОПРЕДЕЛИТЕ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР И ВИД РИФМЫ В СТИХОТВОРЕНИИ
ПЕРЕКРЕСТНАЯ А Б В Г ПАРНАЯ А Б В Г ОПОЯСЫВАЮЩАЯ А Б В Г СИСТЕМА РИФМОВКИ :
КАК ВИД РИФМЫ И РАЗМЕР СТИХА ПОМОГАЮТ НАМ ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ С НУЖНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ, РАСКРЫТЬ ТЕМУ СТИХОТВОРЕНИЯ?
ВЫБЕРИТЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ
АНТИТЕЗА – сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления МЕТАФОРА - переносное знание слова, основанное на употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. ПОВТОР – родовое название средств художественной выразительности. СРАВНЕНИЕ - уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку (чаще сравнительный оборот, образованный при помощи союзов как, будто, словно, точно) ЭПИТЕТ - слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета
ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА показывает отношение автора к природе; чувства, переживания лирического героя показаны через восприятие им картин природы, передача лирического настроения происходит через пейзаж. ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА поднимает вечные, общечеловеческие вопросы, например, для неё характерны размышления о месте человека в мире, о его роли, функциях и возможностях в общей гармонии природы. ДВА ТИПА ЛИРИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ К какому из них относится «Еще майская ночь?»
О чем это стихотворение? Какое впечатление произвело на вас стихотворение в исполнении актрисы? Какой вы видите природу в стихотворении А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» СТИХОТВОРЕНИЕ «ЕЛЬ РУКАВОМ МНЕ ТРОПИНКУ ЗАВЕСИЛА…»
Выберите из двух вариантов письменной работы тот, который вам ближе: 1. О чем стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы…»? 2. Как А.А.Фет в стихотворении «Учись у них – у дуба, у березы…» раскрыл тему человека и природы? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. На листках напишите слова, которые необходимо вставить в предложения. Тема сегодняшнего урока - _____________. Перед нами стояли следующие цели: _____________. Мы повторили теоретические понятия :__________. Мы узнали, что лирика, в которой чувства и переживания лирического героя показаны через восприятие им картин природы называется ________________. 2. Подумайте и ответьте, продолжив предложение: «Сегодня на уроке литературы я научился( лась )…» РЕФЛЕКСИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"
Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...
Конспект урока по творчеству А.А. Фета
Анализ стихотворения "Я тебе ничего не скажу..." дает учащимся представление об особенностях творчества Фета...
Природа и человек в творчестве Ф.И.Тютчева
Урок-погружение в поэтический мир Ф.И.Тютчева...
Литературно-музыкальная композиция «Чудная картина, как ты мне родна!» (жизнь природы и человека в лирике А.А. Фета)
Жизнь человека неотделима от жизни природы, связь между ними прочна и вечна, и лирические произведения Афанасия Афанасьевича Фета лишний раз дают возможность убелиться в этом....
Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»
Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»...
Час общения с поэтом «Если ты родился на свет, проживи свой век человеком» (По творчеству Валерия Майнашева о гуманном отношении к «братьям нашим меньшим» и охране родной природы) Национально-региональный компонент в системе внеклассной работы
Форма: мастерская общенияОформление: выставка плакатов на тему «Земля- наш дом», ученических рисунков «Моя малая родина»,стенд с детскими стихами и сочинениями, выставка ...
Урок литературы в 6-м классе по теме "И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).
Данная разработка содержит материал к уроку литературы в 6-м классе по изучению творчества Ивана Сергеевича Тургенева....