Урок - вернисаж в 7 классе. («…Они жрецы единых муз…», В гостях у В.А. Тропинина и А.С. Пушкина)
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Дуганова Елена Анатольевна

Тема урока: «…Они жрецы единых муз…»

Цель урока: В гостях у В.А. Тропинина и А.С. Пушкина

Обучающая:

·        формировать  умение «читать» произведение искусства – портрет, составлять описание репродукции (на основе дифференцированных знаний), расширить и углубить знания учащихся о творчестве В.А. Тропинина;

·        обогатить знания учащихся; вызвать интерес к творчеству художника, помочь учащимся понять всю переживаний, всё богатство чувств художника;

·        проводить параллель между творчеством двух гениев эпохи: поэта А.С. Пушкина и художника В.А. Тропинина;

Развивающая цель:

·        развивать письменную и устную речь, мышления, фантазию, работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы с разными словами, дополнительной литературой;

Воспитательная цель:

·        воспитывать патриотизм, интерес к предмету, отечественной культуре, прививать любовь к  живописи, литературе;; развивать художественный вкус

 

Тип урока: урок – вернисаж в 7 классе.

 

Оформление урока:

·        выставка репродукций картин В.А. Тропинина;

·        портреты В.А. Тропинина и А.С. Пушкина;

·        выставка книг по искусству, материалов о музее В.А. Тропинина;

·        вальс А.С. Грибоедова;

·        справочные материалы к уроку;

·        запись на доске: эпиграф;

 

                                                           Оборудование:

·        презентация, интерактивная доска, мультимедийный проектор;

 

 

 

Ход урока

I.Оргмомент (мотивация к работе)

Учитель: Добрый день, ребята!

Сегодня у нас необычный урок. Это урок – вернисаж (читаем тему, записываем в тетради). Откройте, пожалуйста, справочные материалы и скажите, что такое вернисаж?

(Ответы учащихся)

Учитель: Итак, выяснили значение этого слова. Теперь создадим на уроке обстановку, царящую на вернисаже. (Звучит вальс А.С. Грибоедова, поясняем цели урока).

Сегодня предстоит поделиться впечатлениями об увиденном и услышанном, попробовать свои силы в чтении – описании известных шедевров искусства. Будем учиться выступать, свободно владеть словом, грамотно оформлять свои мысли.

Учитель:

Великий Леонардо да Винчи писал: «Живопись- это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат» И мы постараемся доказать справедливость этого суждения на сегодняшнем уроке- вернисаже. Для этого проведём параллель между творчеством двух гениев одной эпохи: поэта А.С. Пушкина и художника В.А. Тропинина.

Тема нашего урока звучит так:

«…Они жрецы единых муз…»

Учитель: как мы её раскроем, какие вопросы нас будут волновать сегодня?

(Ответы учащихся)

Учитель: С удивительным миром поэзии А.С. Пушкина мы знакомились на протяжении многих уроков. Мир живописи поможет взглянуть на творчество поэта по-новому, ведь в полотнах Тропинина мы можем найти образы, чувства, переживания, созвучные пушкинским произведениям. Давайте помечтаем! Окажемся на улицах Москвы того времени. Наш вернисаж открывают экскурсоводы (назначаются заранее).

II. Слово экскурсоводам

Звучит музыка

1-ый экскурсовод: На тихих берегах Москвы

                                  Церквей, венчанные крестами,

                                  Сияют ветхие главы

                                  Над монастырскими стенами.

 

2-ой экскурсовод: Город, причудливо странный,

                                 Красок и образов смесь:

                                 Древности благоуханной

                                 Веет поэзия здесь.

1-ый экскурсовод: Москва конца XVIII - начала Х1Х века... Узкие немощеные улицы, беспорядочно расположенные деревянные и каменные здания, из-за крыш которых выглядывают купола церквей и громада Кремля - такой увидел Москву юный Пушкин, такой она предстала перед   Тропининым.

Учитель: Отличительной чертой общественного настроения того времени было чувство безграничных возможностей. Молодые люди жаждали деятельности и перемен. Их волновало будущее Европы и России. Они вели жаркие споры о политике, литературе, живописи, делились театральными впечатлениями. Всё это соединялось и создавало исключительно благоприятную творческую обстановку.

Мысленно перенесёмся в один из замоскворецких переулков - Щетиниский в дом №10 - старинный купеческий особняк с мезонином. Здесь разместился Музей В.А. Тропинина и художников пушкинской поры, где собраны работы П.Ф. Соколова, О.А. Кипренского, В.Л. Боровиковского, Ф.С. Рокотова, Д.Т. Левицкого. Все они составили блестящую плеяду московских художников того времени. Но речь у нас сегодня пойдёт о В.А. Тропинине. И прежде чем мы будем говорить о его полотнах, давайте познакомимся с вехами его жизненного пути.

Звучит музыка

З-ий экскурсовод: Василий Андреевич Тропинин родился в 1776 году семье

крепостных, которая принадлежала графу Антону Миниху. Когда дочь его

господина выходила замуж, вместе с бельем, мебелью, посудой в дом нового

барина, графа Моркова, отправили мальчика Василия Тропинина.

Больше всего на свете маленький лакей любил рисовать. Он срисовывал картины, которые украшали стены барского дома, на любом попавшем в руки клочке бумаги тотчас же изображал всё, что было перед глазами, он даже, замечтавшись, рисовал ваксой на стене, когда чистил господские сапоги. Знакомые советовали графу отправить лакея учиться. И граф послал его учиться. Только не на художника, а на… кондитера.

          С 1793 года семья графа жила в Петербурге. Тропинину шел 22-й год, когда граф надумал, наконец, отдать его в Академию художеств, куда впервые стали принимать и крепостных. Тропинин делал большие успехи. Им заинтересовались при дворе. Но в 1804 году его учеба внезапно прервалась. Граф Морков испугался, что важные особы попросят его отпустить на свободу даровитого живописца. Он тотчас забрал Тропинина из Академии и упрятал в свое дальнее имение, село Кукавку на Украине.

            Там он исполнял портреты своих господ, расписывал сельскую церковь, красил заборы, колодцы, кареты, был кондитером, прислуживал за столом. Но всё свободное время отдавал живописи. Сильный характер, терпение и безграничная любовь к искусству помогли ему отстоять своё право заниматься любимым делом.

4-ый экскурсовод: Первые известные работы мастера были созданы в самом начале XIX века на Украине и в Москве, куда он часто ездил со своим хозяином.

               В 1812 году семья Морковых вернулась в Москву. Слава Тропинина росла. И окружение графа постоянно твердило ему о том, что крепостной художник очень талантлив и его необходимо освободить. Морков был вынужден в 1823 году дать Тропинину вольную. Став свободным в 47 лет, художник поселился в Москве и решил вполне официально причислить себя к живописному сословию.

              Три картины представил он в Совет Академии художеств вместе с прошением удостоить его звания академика. А через год с небольшим с волнением вчерашний крепостной, а ныне полноправный, «избранный» академик получил диплом Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. С конца 20-х и по 40-е годы XIX века мастер был необыкновенно популярен. В это время он написал множество портретов. Среди них «Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль» (1844 г.), созданный при теплом, вечернем освещении, и портрет Пушкина - очень простой и «домашний», выполненный в легкой манере. Халат, свободный, расстегнутый ворот, небрежно повязанный шарф говорят и о домашней простоте Пушкина, и о вдохновении, внезапно озарившем его.

           Глядя на портрет, вспоминаешь слова Пушкина о вдохновенном процессе творчества:

И мысли в голове волнуются в отваге,

                                 И рифмы легкие навстречу им бегут.

       И пальцы просятся K перу, перо K бумаге.

                                Минута - и стихи свободно потекут.

В последний год жизни Василий Андреевич переехал в, собственный маленький домик за Москвой-рекой. Он работал буквально до последнего дня. Всего за 3-4 дня до смерти он вымыл кисти, очистил палитру и приготовил свежий холст для портрета. Тропинин прожил долгую жизнь. Умер он в 1857 году.

Учитель: Благосклонной оказалась судьба к В.А. Тропинину. В ряду духовных ценностей русского народа его творчество занимает видное место, как и творчество А.С. Пушкина.

Вопрос: Что объединяет судьбы этих людей и чем они отличаются?

Примерные ответы учеников:

1. И Пушкин, и Тропинин жили в одну эпоху - конец XVIII - начало XIX века. Но Тропинин был старше Пушкина на 23 года;

2. А.С. Пушкин родился в небогатой дворянской семье, принадлежавшей к образованной части московского общества, а Тропинин - в семье крепостных;

3. Москва и Петербург сыграли важную роль в становлении личности этих людей и в их образовании;

4. Жизнь Пушкина оборвалась рано - на 38 году, Тропинин же прожил 81 год. Судьбы этих людей были сложными. Но один и другой, благодаря стойкости, мужеству, целеустремленности, трудолюбию, добились признания и успеха.

1-ый экскурсовод.

Историки искусства в первую очередь называют Тропинина портретистом. Художник создал более 700 работ, в основном портреты современников: людей известных и неизвестных, богатых и бедных - архитекторов, писателей, актеров, ученых, военных, господ и крестьян, странников, нищих и детей.

        Мир Тропинина тих и спокоен, в нем нет страстей и драматизма, но разлита глубокая, всеобъемлющая любовь к человеку. Полотна этого живописца излучают её своими теплыми красками, мягким, обволакивающим светом, добрыми улыбками, неторопливыми жестами и ясными взглядами персонажей. Но с не меньшим основанием Тропинина можно отнести к числу основоположников бытового жанра в русской живописи. Работы мастера подтверждают его интерес к отражению повседневной жизни народа, кровную связь с которым не переставал ощущать вчерашний крепостной.

Учитель: Тропинин, один из первых русских художников, усматривал в труде не только неизбежный людской удел в «скорбной» земной жизни, но и куда в большей степени источник осмысленности и даже радости в человеческой жизни.

          Ему вторит Пушкин. По словам поэта «постоянный труд, без коего нет истинно великого, является необходимым условием художественного творчества».

Учитель: ( звучит известный романс на стихи А.С. Пушкина)

Я помню чудное мгновенье:

                                           Передо мной явилась ты,

                                           Как мимолетное виденье,

                                           Как гений чистой красоты.

Вопрос: Ребята, кому посвятил поэт эти строки?

Примерный ответ ученика:

Пушкин посвятил эти строки Анне Петровне Керн, красивой, обаятельной, образованной женщине, B которую был страстно влюблен.

Учитель: Поэт умел несколькими словами создать запоминающийся образ человека. Но в этом послании нет конкретных признаков А.П. Керн. Пушкин и не стремился к этому. Для него важнее было передать искренность, силу и глубину своих чувств к этой женщине.

Вопрос: Как вы думаете, на каких картинах В.А. Тропинина запечатлено «чудное мгновенье»?

Ответ 1 учащегося:

Я думаю, что эти пушкинские строки созвучны картине «Кружевница». Перед нами миловидная девушка, плетущая кружева. Она изображена в тот момент, когда на мгновение оторвалась от работы и обратила взгляд к зрителю. С любовью, тщательно выписан портрет. Ощущаешь покой и уют, созданный Тропининым, убеждаешься в ценности каждого мгновения человеческой жизни.

Учитель: а ведь в набросках остались скрытыми от зрителей истинные кружевницы, полуслепые, сокбенные, некрасивые, убитые тонкой работой.

А в картине главным является другое – желание показать, что и крепостная девушка может быть прекрасна и внешне, и душой.

2-й ученик:

А мне кажется, что «чудное мгновение» запечатлено художником на картине «Девушка с горшком роз». Она действительно красива, стройна, нежна, как и цветы, которые держит. Художник использует гамму золотисто-коричневатых тонов, что придает картине изысканный колорит.

Я Думаю, что все согласятся с вашими мнениями. Обратим внимание на то, что многие любовные стихотворения Пушкин, посвящал блестящим красавицам-аристократкам. А вот эти портреты Тропинина, рожденные «чудным мгновением», отражают образы простых русских девушек, которые ничем не уступают особам светского общества. Они красивы, изящны, кокетливы не менее, чем знатные дворянки:

 

Всё в ней гармония, всё диво,

                                          Всё выше мира и страстей;

                                          Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

                                       Она кругом себя взирает:

                                       Ей нет соперниц, нет подруг;

                                       Красавиц наших бледный круг

                                      В её сиянье исчезает.

писал А.С. Пушкин в стихотворении «Красавица».

Учитель: а теперь обратите внимание на портреты Самсона Ксенофонтовича.

Беседа по картине «Каменотес Суханов»

Учитель: Судьба этой картины необычна. В стихотворении А.С. Пушкина «Возрождение» есть такие строки:

Но краски чуждые, с летами,

                                         Спадают ветхой чешуей;

                                         Создание гения пред нами

 Выходит с прежней красотой.

Они как нельзя лучше отражают судьбу этой картины.

2-й экскурсовод (история открытия этой картины)

В одном из частных собраний было обнаружено потемневшее от времени полотно. Сквозь копоть и многочисленные трещины на нем можно было разглядеть изображение старика в крестьянской одежде. После реставрации было установлено, что на картине изображен каменотес Самсон Ксенофонтович Суханов. Умное, выразительное, волевое лицо полно спокойствия и человеческого достоинства. ‚Сильные, натруженные руки лежат на рукояти каменотесного молотка. Перед нами человек труда, им он горд, им он и славен.

2-й экскурсовод

Суханов был талантливым каменотёсом. Он со своей артелью вырубил из гранита пьедестал для памятника Минину и Пожарскому установленного на Красной площади в Москве, гигантскую Александровскую колонну на Дворцовой площади в Петербурге, участвовал в строительстве Исаакиевского и Казанского соборов в Петербурге, отделывал гранитом набережную реки Невы. Многое создал Суханов. Жизнь талантливого русского мастерового была овеяна легендами.

Учитель:

Вопрос: В каком стихотворении А.С. Пушкина упоминается один из монументов, в создании которого участвует Суханов?

Ученик: В стихотворении «Памятник», речь идёт об Александровом столпе.  Поэт пишет:

                              Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

                              К нему не зарастет народная тропа,

                              Вознесся выше он главою непокорной

                             Александрийского столпа...

Учитель: Александровская колонна поистине гигантская: её высота - 47,5 метров, а вес - 600 тонн.

Вопрос: Как Вы считаете, уместно ли  сравнение поэтического творчества с

этим рукотворным монументом?

Ученик: Вполне уместно. Я думаю, что заслуга Пушкина в том, что он пробуждал своей «лирой» «чувства добрые» в народе: это уважение к человеку; свобода личная и общественная ценилась им превыше всего. И память о поэте будет жить в веках, как и тот величественный монумент, созданный руками людей труда.

Учитель: Пушкин в своем художественном развитии “достиг такой высоты, на которую не поднимался ни один из русских поэтов.

Картина «За начинкой белья»

1-ый экскурсовод: Последний  портрет жены художника, Анны Ивановны

Тропининой, с которой он прожил в любви и согласии почти полвека, является как бы эпилогом её жизни, простой и бесхитростной, прошедшей в труде и заботе о близких.

2-ой экскурсовод: На репродукции мы видим более чем скромную обстановку дома художника. Анна Ивановна сидит у окна‚ видимо, в своем любимом уголке. Теперь это уже совсем дряхлая, больная старушка. Она только что чинила белье и устало опустила руку на колено. Рядом с ней корзинка с нитками и вязаньем.

             Проработкой деталей и композиции картины художник говорит о нелегкой жизни изображенной им пожилой женщины.

Учитель: Кого из людей, близких Пушкину, напоминает героиня картины?

Ученик: Я думаю, что может речь идти об Арине Родионовне – няне А.С. Пушкина.

3-ий экскурсовод: Арина Родионовна была крепостной крестьянкой. Когда её отпустили на волю, она не пожелала уйти от господ. Она была рядом с поэтом и в детстве, и когда он находился в ссылке в Михайловском. Он слушал её сказки, записывал их, стараясь сохранить не только сюжеты, но и образные выражения, прелесть народной речи. Именно благодаря няне, он ближе познакомился с жизнью простых людей, с их заботами, радостями и печалями. С няней он коротал зимние долгие вечера.

Учитель:

Вопрос: Какие стихи Пушкин посвятил няне?

(1-ый ученик): Пушкин говорит об Арине Родионовне, выражая к ней свои добрые чувства, в стихотворении «Няне».

Читает стихотворение (отрывок):

Подруга дней моих суровых,

                                                   Голубка дряхлая моя!

Одна B глуши лесов сосновых

Давно, Давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

                                                 Горюешь, будто на часах,

                                                 И медлят поминутно спицы

                                                В твоих наморщенных руках

(2-ой ученик): В стихотворении «Зимний вечер» также речь идет о няне.

Читает отрывок:

Наша ветхая лачужка

                                                       И печальна, и темна.

                                                      Что же ты, моя старушка,

                                                      Приумолкла у окна?

                                                      Или бури завываньем

                                                     Ты, мой друг‚ утомлена,

                                                    Или дремлешь под жужжаньем

                                                   Своего веретена?

Учитель: Что же объединяет этих двух женщин: Анну Ивановну Тропинину

и Арину Родионовну?

(Ученик: Обе прожили долгую жизнь, наполненной постоянной заботой о близких им людях, и в постоянном труде. Всю свою жизнь они трудились и постоянно заботились о близких им людям).

Учитель: Наш урок подходит к концу. Мы ещё раз обратились к поэзии А.С. Пушкина, познакомились с творчеством художника В.А. Тропинина и нашли в их произведениях созвучные образы и мысли, почувствовали неповторимый дух той эпохи. И давайте вновь обратимся к словам Леонардо да Винчи: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия- это живопись, которую слышат». Мастерство и талант поэта А.С. Пушкина и художника В.А. Тропинина убеждают нас в правильности этих слов:

…Они жрецы единых муз;

Единый пламень их волнует;

Друг другу чужды по судьбе,

Они родня по вдохновенью…

На нашем вернисаже есть книга отзывов. Просьба написать краткий отзыв о сегодняшнем уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль. Худ. В.А. Тропинин. 1844г.

 

В.А. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина

 

В.А. Тропинин. Кружевница. 1823г.

 

Музей В.А. Тропинина в Москве

 

 

В одном из залов музея

В.А. Тропинин. Девушка с горшком роз. 1850г.

 

Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова. Худ. В.А. Тропинин. 1823г.

Арина Родионовна. Я.П. Серяков. Барельеф. 1840

 

 

За  починкой белья. Портрет А.И. Тропинной. 1855г.

 

Анна Петровна Керн

 

Александровская колонна

 

 

Казанский собор

Исаакиевский собор

Памятник Минину и Пожарскому 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материалы к уроку- вернисажу17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Вернисаж (фр.) - День открытия художественной выставки (первоначально - день покрытия картин лаком перед открытием выставки).

Плеяда (греч.) - группа видающихся в каком-либо отношении лиц, связанных в своей деятельности общими задачами, общими взглядами.

Реставрация (лат.) - восстановление в первоначальном виде произведений изобразительных искусств и архитектуры, пострадавших от времени или испорченных, искаженных последующими переделками.

Репродукция - воспроизведенный посредством печати рисунок, картина или фотографический снимок.

Автопортрет (греч.) - изображение автором самого себя в художественном произведении.

Колорит (лат.) - общий характер окраски и сочетания цветов в многокрасочном произведении искусства (картине, гравюре, орнаменте, обстановке); в зависимости от преобладания тех или иных тонов колорит может быть светлым, ярким, холодным, теплым.

Эпилог – заключительная часть художественного произведения.

Жрец- 1. В древних религиях служитель божества, совершающий жертвоприношение и другие обряды;

2. Перен. Тот, кто посвятил себя служению чему-нибудь (искусству, науке). Жрецы искусства.

Палитра – 1.Дощечка, на которой живописец смешивает краски.                                               2. перен. Побор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма.                                          3. Перен. Совокупность выразительных средств писателя, художника и т.п. Богатая палитра писателя.

ПОРТРЕТ

1. «Словарь иностранных слов»:  

2. «Словарь терминов                                                                               изобразительного искусства»:

3. «Краткий словарь                                                                          литературоведических терминов.                                                                                  Под  Под ред. Л.И. Тимофеева,                                                                                                С.В. Тураева»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- вернисаж. А.С. Пушкин в живописи. Редкие портреты.

Каков? - Таков: как в Африке, курчави рус, как здесь, где вы и я, где север.Когда влюблен - опасен, зол в речах.Когда весна - хмур, нездоров, рассеянн.Ужасен, если оскорблен. Ревнив.Рожден в Москве. И...

"Они жрецы единых муз".Пушкин и Навои.Урок внеклассного чтения

Урок внеклассного чтения в форме традиционного соревнования поэтов-мушоира. Проводится в 9 классе. Поможет полюбить литературу Востока....

Урок биологии 6 класс "Организм растения - единое целое"

Урок  биологии  с учетом формирования у обучающихся универсальных учебных действий...

Урок - Вернисаж по теме "Кислород". 9 класс. Химия.

Урок  химии в 9 классе по учебнику Габриеляна О.С. Учащиеся самостоятельно добывают знания и затем делятся ими с одноклассниками. Групповая работа....

презентация к уроку обществознания 4 класс Вера в единого Бога и сохранение традиционной обрядовости.

Презентация к уроку обществознания 4 класс по программе Перспективная начальная школа....

Урок в 5 классе. Первый властелин единого Китая.

Урок в 5 классе по теме: Первый властелин единого Китая по ФГОС....

Презентации к уроку в 9 классе по теме «Экскурсия для иностранных гостей»

Презентации для отработки грамматического материала Passive voice  в 9 классе в рамках урока по теме "Экскурсия для иностранных гостей"...