Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема: "Бородино".
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
Тема урока: героический подвиг русских солдат в Отечественной войне 1812 года.
Цель урока: осмысление содержания, художественный анализ текста,
Задачи урока:
1) обучающие: развитие навыков и умений работы с текстом;
2) развивающие: развитие умения анализировать, осознавать;
3) воспитательные: воспитание уважения к великому прошлому России, формирование нравственных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема: "Бородино". | 21.8 КБ |
borodino.pptx | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: героический подвиг русских солдат в Отечественной войне 1812 года.
Цель урока: осмысление содержания, художественный анализ текста,
Задачи урока:
1) обучающие: развитие навыков и умений работы с текстом;
2) развивающие: развитие умения анализировать, осознавать;
3) воспитательные: воспитание уважения к великому прошлому России, формирование нравственных качеств.
Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова и его родственников; текст стихотворения «Бородино», картины.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, дети! Садитесь.
2. Вступительное слово учителя
Отечественная война 1812 года – одно из важнейших событий в истории нашей страны, которое оказало значительное влияние и на ход мировой истории в целом. Война выявила всю силу и мощь духа русского народа, показала беззаветную любовь всех слоев общества и особенно простых людей к своей Родине. В самом названии Отечественной войны как бы подчеркивается ее общественный, народный характер. Наполеоновское нашествие было огромным несчастьем для России. В прах и пепел были обращены многие города. В огне московского пожара навеки исчезли драгоценные реликвии прошлого. В Отечественной войне 1812 года русский народ совместно с другими народами России отстоял свою государственность и независимость. Это был величайший взлет патриотических чувств всех слоев населения страны – и крестьян, и солдат, и горожан. Борьба с наполеоновским нашествием вызвала рост народного самосознания, дала толчок к развитию русской культуры. «Гроза двенадцатого года» наложила неизгладимый отпечаток на творчество Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю. На ее преданиях выросло целое поколение замечательных людей.
3. Слово о писателе (портрет Лермонтова, отца, бабушки, мамы)
М. Ю. Лермонтов (показывается портрет Лермонтова) прожил короткую, но насыщенную жизнь. Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века.
Лермонтов рос и воспитывался в атмосфере “священных преданий” об Отечественной войне 1812 года. С детских лет он впитывал в себя рассказы о ней и от своих родных, и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения. Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой военной эпопее. Бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях: Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении.
4. Историческая справка о Бородинском сражении
Обратимся к карте России 1812 года. В 1812 году огромная французская армия под командованием императора Наполеона Бонапарта вторглась на территорию России. Основной удар Наполеон решил направить на Москву. Он говорил: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце». Однако
Наполеону не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Он встретил сопротивление не только армии, но и всего народа. Но вначале русская армия вынуждена была отступать под напором врага. Русская армия отходила от Смоленска к Москве. Среди солдат и народа всё чаще слышались голоса:
– До каких же пор мы будем отступать?
Слышались и другие голоса:
– Где же тот полководец, который сумеет объединить русские войска и повести их в бой во имя спасения Родины?
Такой полководец в России был. Это Михаил Илларионович Кутузов (показывается портрет Кутузова) – ученик великого Суворова. Кутузов понимал, что отступать больше нельзя – позади Москва, и он решил дать генеральное сражение.
В 125 км от Москвы, близ села Бородино, русские заняли оборону. Здесь должна была решиться судьба России и всей Европы. Потери русских солдат в Бородинской Битве были огромны. Кутузов приказал отступить, чтобы сохранить войска, а потом вновь ударить по врагу. “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, а с потерей армии Россия потеряна”, - эти слова Кутузова вошли в историю.
По старинному обычаю, жители побежденного города выносили победителю ключи от города. Напрасно Наполеон простоял несколько часов на Поклонной горе, рассчитывая получить ключи от Кремля. Москвичи предпочли уйти из города, бросив свои дома и имущество, но не подчиниться Наполеону.
(Прочитать стихотворение А.С. Пушкина “Напрасно ждал Наполеон…”)
Напрасно ждал Наполеон.
Последним счастьем упоенный.
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Французам нечего было есть. Они мерзли и голодали, и тогда Наполеон решил уйти из Москвы, он бросил свое войско и бесславно бежал во Францию.
Бородинская битва явилась высшим моментом Отечественной войны 1812 года, именно здесь была сломлена мощь французской армии. С этого момента начался стремительный закат военного счастья Наполеона.
5. Знакомство со стихотворением
В этом тексте достаточно много слов, которые мы в своей речи не употребляем, поэтому они нам не понятны. Кроме того, они соотносятся с определенной исторической эпохой и далеки от нашего времени. Так как тема стихотворения связана с изображением войны, то здесь присутствует и соответствующая лексика. Давайте найдем эти слова вместе с вами в тексте.
Бивуак – стоянка войск в поле для ночлега или отдыха;
Редут – полевое укрепление;
Лафет – станок, на котором укрепляется пушка;
Кивер – высокий головной убор у военных;
Улан – солдат или офицер лёгкой конницы;
Драгун – солдат или офицер кавалерии;
Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный; для поражения противника на близком расстоянии;
Сеча – сражение, битва;
Хват – удалой, смелый человек;
Басурманы – враги.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Бородино». Ваша задача – внимательно прослушать его и подумать, почему поэт так его назвал. (Текст стихотворения выразительно читается учителем).
6. Словарная работа
(Обязательно показываются рисунки, изображающие эти слова).
7. Беседа по содержанию текста
Итак, почему же поэт назвал своё стихотворение «Бородино»?
(Хотел подчеркнуть грандиозность Бородинского сражения, его решающую роль в судьбе России, громадное значение для русского народа; хотел показать подвиг русских «богатырей»).
Почему рассказ о Бородинском сражении ведётся от имени старого солдата?
(Рассказ от имени старого солдата придаёт описанию Бородинского сражения характер правдивости, естественности. Лермонтов показывает все события через восприятие простого русского человека, рядового солдата, активного участника величайшей из битв. Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении).
Каким вы видите старого солдата?
(Это старый, опытный солдат, много повидавший в жизни. Он активный участник Отечественной войны 1812 года, герой Бородинского сражения. Держится он достойно, скромно, говорит спокойно и не торопясь. И только когда начинает вспоминать о своих товарищах, о своём командире, он воодушевляется, говорит взволнованно).
Дайте, пожалуйста, его словесный портрет.
(Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. В военной одежде, на голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный).
Прочитайте, пожалуйста, стихотворение еще раз самостоятельно и подумайте, какие части можно выделить в этом стихотворении?
А теперь составим с вами таблицу. В тетрадях чертим таблицу из двух колонок: 1 колонка – часть стихотворения; 2 колонка – цитата из стихотворения.»
Часть стихотворения | цитата |
Отступление | «Мы долго очень отступали…» |
Выбор места сражения | «И вот нашли большое поле…» |
Ожидание боя | «Мы ждали третий день…» |
Перед сражением | «Кто кивер чистил весь избитый, кто штык точил, ворча сердито» |
Клятва верности | «И умереть мы обещали и клятву верности сдержали» |
Бородинское сражение | «Ну, ж, был денек! Сквозь дым летучий, Французы двинулись как тучи…», «Вам не видать таких сражений…» |
После боя | «Тогда считать мы стали раны, товарищей считать» |
Заключение | «Да, были люди в наше время, могучее лихое племя…» |
Попробуем определить тему этого стихотворения, о чём оно? Запишите ответ в тетрадь.
(Об одном из эпизодов Отечественной войны 1812 года. Тема – изображение Бородинской битвы).
Какие чувства и мысли автор пытается передать читателю? Какова идея произведения? Запишите в тетрадь.
( таблица, по мере заполнения ребятами, выводится на слайд; у учеников таблица в тетради)
(Идея стихотворения – восхищение подвигом русских солдат: «Да, были люди в наше время, богатыри – не вы»).
Тема Отечественной войны 1812 года нашла отражение не только в литературе, но и изобразительном искусстве. Давайте посмотрим на репродукции картин художников, которые отобразили на своих полотнах эти героические события (на слайдах отображена подборка репродукций картин)»
Подведение итогов урока
Учитель: Что нового мы сегодня узнали на уроке? Чему научились?
Ученики: «Сегодня мы познакомились со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино», с жизнью поэта, с событиями войны 1812 года, определили тему и идею стихотворения, учились выразительно читать».
Учитель: «Есть какие-нибудь вопросы?»
Ученики: «Нет.»
Домашнее задание
Учитель: «Запишите домашнее задание выучить наизусть отрывок стихотворения.
Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали. Если нет вопросов, то вы свободны. До свидание.»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 - 1841 Худ. П.Е . Заболотский , 1837 год.
Лермонтов Ю.П. , отец поэта. Портрет работы неизвестного художника. Масло. 1810-е гг. Лермонтова М.М., мать поэта. Портрет работы неизвестного художника. Масло. 1810-е гг.
Арсеньева Е.А., бабушка поэта. Портрет работы неизвестного художника. Масло. Начало XIX века
Старая карта Российской империи. Европейская часть России 1812 год.
Генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов . Исторический портрет, копия с репродукции портрета кисти Р.М. Волкова
Напрасно ждал Наполеон… Напрасно ждал Наполеон. Последним счастьем упоенный. Москвы коленопреклонной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар Она готовила пожар Нетерпеливому герою А.С. Пушкин
Бивуак – стоянка войск в поле для ночлега или отдыха;
Редут – полевое укрепление ;
Лафет – станок, на котором укрепляется пушка ;
Кивер – высокий головной убор у военных ;
Улан – солдат или офицер лёгкой конницы ;
Драгун – солдат или офицер кавалерии ;
Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный; для поражения противника на близком расстоянии ;
Сеча – сражение, битва ;
Хват – удалой, смелый человек; Басурманы – враги .
Часть стихотворения Цитата
Часть стихотворения Цитата Отступление «Мы долго очень отступали…» Выбор места сражения «И вот нашли большое поле…» Ожидание боя «Мы ждали третий день…» Перед сражением «Кто кивер чистил весь избитый, кто штык точил, ворча сердито…» Клятва верности «И умереть мы обещали и клятву верности сдержали…» Бородинское сражение «Ну ж, был денек! Сквозь дым летучий, Французы двинулись как тучи…», «Вам не видать таких сражений…»
Часть стихотворения Цитата Отступление «Мы долго очень отступали….» Выбор мета сражения «И вот нашли большое поле…» Ожидание боя «Мы ждали третий день…» Перед сражением «Кто кивер чистил весь избитый, кто штык точил, ворча сердито…» Клятва верности «И умереть мы обещали и клятву верности сдержали…» Бородинское сражение «Ну ж, был денек! Сквозь дым летучий , Французы двинулись как тучи…», «Вам не видать таких сражений…» После боя «Тогда считать мы стали раны, товарище считать…» Заключение «Да, были люди в наше время, могучее лихое племя…»
Определите тему стихотворения, о чём оно? Это стихотворение об одно из эпизодов Отечественной войны 1812 года. Тема – изображение Бородинской битвы.
Какова идея произведения? Идея стихотворения – восхищение подвигом русских солдат: «Да, были люди в наше время, богатыри – не вы»
Обращение М. И. Кутузова к войскам накануне Бородинского сражения. Художник Ю. Атланов. 1982 г .
Артиллеристы на Бородинском поле. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Художник В. Шевченко. 1970-е гг.
На поле Бородинском. Художник А.С. Чагадаев . 1994 г.
Герои Бородинской битвы. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Художник В. Шевченко. 1970-е гг.
Эпизод Бородинского сражения. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино ». Хромолитография Н. Богатова. 1912 г.
Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок стихотворения «Бородино»; Подготовить пересказ биографии М.Ю.Лермонтова ( стр. 150)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе (8 класс)
разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...
Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...
План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»
Цель урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие: Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...
План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....