Формирование поликультурной и толерантной личности в процессе преподавания русского языка и литературы.
статья по литературе на тему
Современная школа реализующая стандарты второго поколения нацелена на системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава.
Поликультурная направленность образования получает все больше признание в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.doc | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование поликультурной и толерантной личности в процессе преподавания русского языка и литературы.
Наша школа с октября 2012 года является членом Ассоциированных школ ЮНЕСКО.Одно из направлений развития темы — это школа доступного образования, поликультурное воспитание в рамках эффективной информационной среды. Как работаем мы над этим направлением я немного расскажу. Школьный возраст -это период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции.
Современная школа реализующая стандарты второго поколения нацелена на системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава.
Поликультурная направленность образования получает все больше признание в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы.
Содержание образования должно содействовать сохранению национальной специфики и этнического самосознания.
С учетом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующие направления развития образования. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в ХХI веке подчеркивает, что образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.
Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей.
Актуальность проблемы воспитания толерантной личности обусловлена социальными процессами, происходящими в современном мире: ростом различного рода экстремизма, агрессивностью, расширением зон конфликтов и конфликтных ситуаций, изменением социокультурной жизни подрастающего поколения. Эти социальные явления особо затрагивают подростков и молодежь. Все это актуализирует проблему воспитания толерантности отдельного человека, способного преодолевать межкультурные конфликты и готового к диалогу культур. МАОУСШ №19 является многонациональным по своему составу учащихся. Поэтому проблема формирования толерантного сознания, развития взаимоотношений в поликультурном пространстве является значимой.
Одним из направлений развития нашей школы «школа — центр доступного образования,поликультурного воспитания, в рамках эффективной информационной среды».
Задача методической работы учителей в школе:
1.Создать условия для творческого самовыражения, самореализации
личности ребёнка в процессе обучения, условия, способствующие
эффективности процесса формирования толерантной личности на уроках, в частности на русского языка и литературы.
В основе деятельности лежит:
- принцип адекватности;
- принцип индивидуализации;
- принцип рефлексивной позиции;
- принцип создания толерантной среды.
Если в процессе обучения выполнить следующие условия: воспитывать у учеников умение терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющих национальные, религиозные и другие отличия, если в урочной деятельности использовать методы личностно-ориентированного обучения, то это приведёт к становлению толерантной личности. Мы считаем необходимым формирование следующих социокультурных качеств, характеризующих толерантную личность:
- высокая коммуникативная культура;
- уважение к культуре других стран;
- умение представлять свою собственную культуру в ходе осуществления межкультурной коммуникации;
- доброта;
- взаимопонимание.
В концепции воспитания выпускника школы мы ориентируемся на такие
современные подходы как:
- личностно-ориентированный который является ведущим в организации внеурочной воспитательной работы по предмету с учениками, так как именно в ходе этой работы
создаются условия не только для гармоничного развития личности, но и для
формирования у учащихся готовности к организации своей творческой
деятельности;
- комплексный подход, предполагающий единство воспитательных
усилий педагогов, направленных на создание условий, способствующих
творческому, духовно-нравственному, межкультурному, гражданскому
становлению учеников;
- коммуникативный подход , способствующий развитию
коммуникативной культуры учеников;
- социокультурный подход – ориентирует будущего
выпускника на готовность к межкультурному иноязычному общению,
знакомит с общечеловеческими ценностями, способствует воспитанию
будущего выпускника в контексте «диалога культур». Социокультурный
подход позволяет формировать социокультурную толерантность – моральное
качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям,
независимо от их этнической, национальной и культурной принадлежности.
В понятии термина «толерантность» мы выделяем следующие
аспекты:
- толерантное отношение к себе;
- толерантность в отношении с одноклассниками;
- толерантность по отношению к семье и традициям своего народа;
- межкультурная толерантность.
. Какова роль учителя русского языка и литературы в воспитании толерантной личности?
Русская литература – это своеобразный кладезь произведений,
иллюстрирующих тему толерантности. Задача преподавателя на данном
материале научить ребёнка толерантному отношению к людям другой
национальности, к людям, придерживающимся других взглядов, к тем, кто
чем-то отличается от представителей основной группы.
«Образование вне диалога превращается в мёртвую систему», - говорил
Бахтин. Вести диалог – значит искать истину вместе. Учебный диалог –
это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть
услышанным; главное в нём не воспроизведение информации, а
размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие
проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение,
взаимообогащение, сотворчество.
Необходимо в процессе обучения чередовать познавательные моменты с игровыми. Использование в работе с подростками игровых занятий, моделирующих взрослый мир (в том числе мир межкультурных отношений), позволит подростку пережить их
сложность и противоречивость. Метод проектов даёт прекрасную возможность для самовыражения, содействует умению работать вместе, высказывать своё мнение и тактично его аргументировать
Методы и технологии преподавания литературы в полиэтнической и поликультурной среде.
В организации процесса литературного образования школьников в контексте полиэтнической и поликультурной среды актуализируются все группы методов преподавания литературы (традиционные, развивающие, личностно-ориентированные), основным механизмом комплексной реализации которых являются сравнительно-сопоставительный и концептный методы, направленные на установление и развитие межкультурной коммуникации.
Межкультурная коммуникация способствует изучению литературы в контексте мировой культуры, что создает необходимые условия для организации процесса литературного образования в полиэтнических классах, а также формирования знаний, умений и навыков, важных для становления личности, способной ориентироваться в пространстве поликультурной среды современного мира и продолжить образование в условиях двухуровневой системы образования в высшем учебном заведении.
Сравнительно-сопоставительный метод преподавания литературы основывается на выявлении и актуализации диалога культур в художественном тексте посредством технологии сопоставления:
• с мифами народов мира;
• сказками народов мира;
• образцами мировой литературы разных периодов развития;
• интерпретациями художественного текста в мировом искусстве разных периодов развития (изобразительное искусство, театр, кино, музыка).
Концептный метод преподавания литературы основывается на установлении соотношения полярных составляющих концептной оппозиции (например, добро – зло, правда – ложь) посредством технологии сопоставления ее значений в контексте изучаемого художественного текста и поликультурного пространства.
Как педагог, я вижу перед собой задачу способствовать тому, чтобы разные культуры мирно и плодотворно взаимодействовали в среде классного коллектива и страны в целом. Так как я по национальности татарка, поэтому мне близка татарская литература. На некоторых примерах покажу, как я использую на своих уроках литературы сравнительно-сопоставительный метод .
На уроках изучения устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Внимание к русскому празднику Масленице (проводы зимы и встреча весны) и Наурузу – празднику тюркских народов (возрождения, весны) помогает проложить мостик к уважительному отношению к праздникам и славян, и мусульман. Самое главное – оба праздника сопровождаются народными песнями, присказками, пословицами, поговорками, передающими национальный колорит. Такое сопоставительное изучение способствует воспитанию разносторонне развитой личности, обладающей высокими нравственными качествами.
С шестиклассниками мы организовали сбор пословиц, поговорок народов, проживающих на территории Ульяновской области, сравнили их с русскими пословицами и поговорками, выявили их сходство и отличие, сгруппировали по темам “Добро и зло”, “Отечество”, “Ум и глупость”, “Труд и лень”, создали презентацию, а затем представили на занятии по теме “Пословицы и поговорки народов Ульяновской области».
В 9 классе диалог между Пушкиным и Габдуллой Тукаем, замечательным татарским поэтом,продолжается при чтении стихотворений русского поэта о назначении поэта и поэзии. Татарский поэт Г.Тукай считал себя учеником Пушкина, вслед за великим поэтом писал о высоком назначении поэта служить интересам народа. На уроке читаются стихотворения г.Тукая «Поэт», «Поэту», «Без заглавия», в которых он также, как и Пушкин,отстаивает гражданское звучание поэзии, её общественное назначение. Учащимся интересно будет узнать, что Тукай мечтал создать «роман в стихах по- татарски», такой, как «Евгений Онегин».Заметим,что у Тукая, как и у Пушкина, было немало недругов, которые травили и преследовали поэта.
Диалог культур продолжается и на уроках, посвящённых изучению лирики М.Ю.Лермонтова. Здесь сопоставляются стихотворение Лермонтова «Дума» и Тукая «Молодёжь», в котором татарский поэт, как и Лермонтов, осуждает молодое поколение за безволие, бездействие, малодушие. Стихи Г.Тукая читают и на уроках , посвящённых изучению творчества Николая Алексеевича Некрасова.Анализируя стихотворение Некрасова «Эллегия», учащиеся вспоминают стихотворение Тукая «Поэт», делая при этом вывод, что Тукай и Некрасов видели назначение поэта в служении народу, в борьбе за его идеалы.
В11 классе при изучении поэзии времен ВОВ для сопоставления предлагается творчество великого татарского поэта, Героя Советского Союза Мусы Джалиля. Показывая страницы «Моабитской тетради», комментируя и читая стихи Джалиля, «Палачу», «Варварство», «Прости, Родина» восхищаемся мужеством , проявленным Джалилем и его соратниками на войне, в тюремных застенках.
Также в качестве примера можно привести произведение другого татарского
писателя, большого друга М.Джалиля, Абдурахмана Сафиевича Абсалямова. Его роман «Газинур», посвящённый Герою Советского Союза, великому сыну татарского народа, повторившего подвиг Александра Матросова – Газинуру Гафиятуллину вызывает у учащихся большой интерес.
При изучении рассказа В.Распутина «Уроки французского» для сопоставления я предлагаю ребятам роман этого же писателя «Зелёный берег». В романе показана жизнь школы, нелегкий, но благородный труд учителя. Это роман о тех, кто нашел свое призвание в воспитании подрастающего поколения. В центре повествования образ молодой учительницы Гаухар, ее жизненный путь от юной студентки до опытного педагога-наставника, умеющего найти подход к каждому ученику, порой весьма "трудному".
В умении красиво и правдиво изобразить женский образ, таким образом, проявляется истинный талант чувашского писателя. Невозможно не остановиться на героическом образе Тани ( в поэме «Дочь родины») Пётра Петровича Хузангая -народного поэта чувАшии. Подвиг Тани изображается как проявление массового героизма многонационального советского народа. Эта идея охватывает читателя уже с первой главы, где широким планом дана картина Москвы в суровые дни осени 1941 года. Эта картина, хорошо представляет механизм изучения идеала мужественных девушек, противостоящих тяготам войны.
В конце ещё раз хотелось бы отметить что, решение задач Стандарта II поколения предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационногообщества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного
состава российского общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования новых технологий (Уровневый анализ текста).
Обобщение опыта учителя литературы по использованию технологии уровневого анализа текста....
Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"
Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...
Формирование навыков смыслового чтения в процессе преподавания русского языка и литературы
Работа содержит методические рекомендации по формированию смыслового чтения не только на уроках русского языка и литературы, но и на других учебных предметах. А также рекомендации по работе с родителя...
Доклад на тему: «Становление личности учащихся через компетентностный подход в процессе преподавания русского языка и литературы»
главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиц...
Воспитание толерантности обучаемых в процессе преподавания русского языка как неродного с использованием лексического материала
В воспитании толерантности на уроках русского языка как неродного имеет лексический материал. На предложенном лексическом материале можно проводить разнообразную, интересную работу, которая буде...
Выступление на заседании кафедры русского языка и литературы "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"
В материале представлен опыт использования ЭОР на уроках русского языка и литературы...
Формирование толерантности в процессе преподавания русского языка и литературы
Проблема преподавания русского языка и литературы в школе приобретает особую важность на сегодняшний день. Это обусловлено совокупностью социальных и дидактических факторов. Наиболее значимыми...