Воспитание толерантности обучаемых в процессе преподавания русского языка как неродного с использованием лексического материала
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Пандо Ольга Николаевна

В воспитании толерантности на уроках русского языка как неродного имеет лексический материал.  На предложенном лексическом материале можно проводить разнообразную, интересную работу, которая будет способствовать повышению интереса обучающихся к изучению русского языка, обеспечивает совершенно новый психологический климат в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_vospitaniya_tolerantnosti.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО ЯНАО "РИРО"

Пандо Ольга Николаевна

Воспитание толерантности обучаемых в процессе преподавания русского языка как неродного с использованием лексического материала

учебно-методическое пособие

Салехард

2014 г.

Автор: Пандо Ольга Николаевна учитель начальных классов и родного(хантыйского) языка МОУ Школа с.Аксарка

Рецензент: Смеречук Вера Брониславовна  заместитель директора по научно-методической работе МОУ Школа с.Аксарка

В пособии содержатся методические рекомендации по использованию лексического материала на уроках русского языка с целью воспитания толерантности.

Воспитание толерантности обучаемых в процессе преподавания русского языка как неродного с использованием лексического материала

Пандо О.Н., с. Аксарка, Россия

МОУ Школа с.Аксарка ЯНАО

Приуральский район

 В настоящее время на территории  ЯНАО  живут и трудятся люди различных национальностей. Вопросы толерантности в современном обществе имеют первостепенное значение. Одной из задач стоящей перед школой понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать подрастающее поколение в духе мира и уважения всех народов.  Язык - сердцевинная часть национальной культуры. Русский язык стал языком межнационального общения всех народов и в системе школьного образования он занимает ведущее место, где  наравне с другими предметами имеет большие возможности для воспитания толерантной личности ребёнка.

 Особая роль в воспитании толерантности на уроках русского языка как неродного имеет лексический материал.  На предложенном лексическом материале можно проводить разнообразную, интересную работу, которая будет способствовать повышению интереса обучающихся к изучению русского языка, обеспечивает совершенно новый психологический климат в процессе обучения.

  Вот  несколько фрагментов уроков  русского языка с элементами развития толерантности.
– Предлагаю вам игру «Магнит». Как известно, магнит имеет свойство

притягивать металлические предметы (показать). А наш волшебный магнит

может притягивать слова. Учитель открывает запись на доске:ЛЮБОВЬ, ГРУБОСТЬ, ЗЛОСТЬ, ВЕЖЛИВОСТЬ, ЩЕДРОСТЬ, НЕНАВИСТЬ, ДОБРОТА, ЖАДНОСТЬ.

– Среди этих слов есть положительные и отрицательные чувства и качества человека. Давайте договоримся, что левая часть магнита будет притягивать

добрые слова, а правая – противоположные им, злые. Дети распределяют слова в два столбика.

– Что можно сказать о словах 1-го и 2-го столбиков? (Это антонимы)

 К слову "ДРУЖБА" ,написанному на доске, вам нужно подобрать глаголы, имена существительные и прилагательные, с которыми ассоциируется у вас это слово. Какой ряд в течение двух минут подберет больше слов, тот и выиграл.

ДРУЖБА

1 ряд

2 ряд

3 ряд

общаться

советоваться

заботиться

дружить

помогать

интересоваться

верный

преданный

настоящий

внимание

поддерживать

надежный

и т.д

-А теперь к этому же слову подберите однокоренные слова.

Ученик: Дружба- дружить, дружный, дружеский, дружественный, дружок, дружелюбный, дружище.

 При изучении частей речи в национальной школе возможно использование текстов о русском доме и быте, а также беседы по теме текста в процессе изучения лингвистического материала.

 Тема: «Имя существительное».

 Текст 1.

 Дом –это самое дорогое для каждого человека. Дом воспринимался нашими предками как человеческое тело. Если внимательно вглядеться в жилище, то можно заметить это сходство: голова-это крыша, фасад дома-лицо, окна-глаза в окружающий мир.

 Поэтому сооружение жилого дома для русского человека всегда наполнялось глубоким смыслом.

 Задания и вопросы к тексту.

-Почему дом является самым дорогим для каждого человека?(тебя)?

-Как представляли дом наши предки?

-Найди в тексте существительные, назови их и подчеркни.

 Текст 2.

 Переезд в новый дом (избу) всегда обставляли обрядами. Так, переселяясь в новую избу, хозяева несли с собой петуха, кошку, икону. Хлеб, соль, а иногда горшок каши, жар из старой печи. Кошку и петуха пускали вперед в новый дом, за ними входили хозяева, ставили икону, от каравая отрезали кусок и клали под печку домовому.

Задания и вопросы к тексту.

-Как  ты понимаешь значение слова  обряд ?

-какой обряд существовал при переезде в новый дом?

-Найди в тексте существительные в форме именительного падежа, выпиши их.

 Всем известно, что пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей. Они еще появились в то время, когда не было письменности. У людей всегда были общепринятые правила, по которым жили. Веками народ совершенствовал их силу и выразительность, отшлифовывая их сообразно своим нравам и обычаям. Они являются правдивым зеркалом жизни. В пословицах народ отразил свои представления о моральных качествах человека. Они сближают человека с человеком, род с родом, народ с народом. Они дальновидно остерегают потребительски относиться к обществу, природе, учат думать о завтрашнем дне. 

 Большой интерес может вызвать у обучающихся  подбор пословиц и поговорок на родном языке, тематически близких русским пословицам и поговоркам, с последующим переводом их на русский язык. 

Предлагаем ряд заданий при работе с пословицами:

1. Перед вами древние латинские пословицы. Кратко сформулируйте

их смысл. Подберите к ним близкие по смыслу выражения, существующие в вашем родном или русском языке.

1. Гигиена – подруга здоровья

2. Жареный голубь сам не залетит тебе в рот

3. Даже самые твердые скалы выдалбливаются водой

4. Далеко от глаз – далеко от сердца

5. До победы не говори о триумфе

6. Какая мать, такая и дочь

7. Каждая лисица свой хвост хвалит

8. Если бы ты молчал, ты бы остался философом

9. Если живешь в Риме, живи по римским обычаям

10. Один человек не человек

2. Перед вами пословицы разных народов. Кратко сформулируйте их

смысл. Подберите к ним близкие по смыслу выражения,

существующие в вашем родном или русском языке.

1. Казахская: Один гусь не гогочет.

2. Абхазская: Как ты бьешь в ладоши, так я и танцую.

3. Латышская: Руку не протянешь, так и с полки ложку не достанешь.

4. Китайская: Если у тебя сыновья хорошие, зачем тебе деньги?

5. Казахская: Много рук поднимут и тяжкую ношу.

6. Латышская: М от не заблудится, кто спрашивает.

12. Вьетнамская: Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый

жеребенок.

13. Иранская: Где нет фруктовых деревьев, там и свекла сойдет за апельсин.

14. Азербайджанская: Лучше есть свой черствый хлеб, чем чужой плов.  41

15. Американская: Не откусывай больше того, что ты не в состоянии

проглотить.

16. Английская: Ты постелил свою кровать, тебе и спать на ней.

17. Армянская: Рана, нанесённая мечом, заживёт, а языком – нет.

11. Ассирийская: За каждым спуском есть подъем.

12. Бурятская: Если сказал «да», не вздыхай потом «ох».

13. Китайская: У пчелы спина полосатая, а тигром ее не назовешь.

14. Малайская: И в тихой воде есть крокодилы.

15. Немецкая: Конец показывает, на что способен каждый.

16. Осетинская: Палка, которой ты бьёшь своего отца, когда-нибудь

понадобится твоему сыну.

17. Французская: Силен тот, кто валит, но сильнее тот, кто поднимает.

18. Японская: Не смейся над старым – сам состаришься.

19. Японская: Никто не спотыкается, лёжа в постели.

20.Ненецкая: Землю, где живёшь, надо любить.

21.Хантыйская: Светлое слово станет мостом в завтра. 
 При анализе и сопоставлении учитель уделяет внимание содержательной

стороне пословиц, подчеркивая, что это высоко нравственный,

«воспитательный» жанр. Учащиеся приходят к выводу: пословицы

утверждают добро, правду, справедливость; славят ум, любовь, трудолюбие;

осуждают зло, ложь, глупость, лень, вражду.
Таким образом, организуя свою работу с обучающимися на уроках русского языка, ежедневно прикасаясь к их умам и душам, давайте помнить слова Л.Н.Толстого о том, что из всех наук, которые должен знать человек, главная наука о том, как жить, делая, как можно меньше зла и как можно больше добра.
 

Библиографический список

1. Верещагин Е. М ., Костомаров В . Г. Национально-культурная

 семантика русских фразеологизмов // Словари и

 лингвострановедение. М ., 1982 . С. 89–98.

2. НаучнаябиблиотекаКиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-i-vospitanie-na-urokah-russkogo-yazyka-v-klassah-s-polietnicheskim-sostavom-uchaschihsya#ixzz31L1GIUa9

3.Начальная школа №10.2003 С.55

4..Начальная школа №10 2008г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования новых технологий (Уровневый анализ текста).

Обобщение опыта учителя литературы по использованию технологии уровневого анализа текста....

Оптимизация процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования новых технологий (Уровневый анализ текста).

Создание условий для развития души ученика, погружение его в художественный мир писателя с целью познания себя и мира, обретения духа с помощью использования новых технологий....

Формирование поликультурной и толерантной личности в процессе преподавания русского языка и литературы.

Современная школа реализующая стандарты второго поколения нацелена на системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационно...

Опыт работы в преподавании русского языка как неродного Л.Х. Абдуллиной, учителя русского языка и литературы и МХК

О работе коллектива МОБУ СОШ №2 села Инзер, материалы о работе по теме самообразования, о применении новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы, о задачах, принципах р...

Формирование толерантности в процессе преподавания русского языка и литературы

Проблема преподавания русского языка и литературы в школе приобретает особую важность на сегодняшний день.  Это обусловлено совокупностью социальных и дидактических факторов. Наиболее значимыми...