урок литературы в 10 классе "ТРАГЕДИЯ ПТИЦЫ-ЧАЙКИ, ИЛИ В ЧЕМ ПРИЧИНА ГИБЕЛИ ЛАРИСЫ ОГУДАЛОВОЙ"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Жукова Елена Вячеславовна

Разработка урока литературы по драме А.Н.Островского "Бесприданница"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_pese_a.n.ostrovskogo_bespridannitsa.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: ТРАГЕДИЯ ПТИЦЫ-ЧАЙКИ, ИЛИ В ЧЕМ ПРИЧИНА ГИБЕЛИ ЛАРИСЫ ОГУДАЛОВОЙ.

Цель: донести до учащихся понимание вечных проблем бытия, проследить, как Островский в пьесе раскрывает трагедию талантливой личности, совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения, повторить некоторые литературоведческие понятия.

Оборудование урока: портрет А.Н.Островского, фрагменты фильма Э.Рязанова «Жестокий романс», романс «А напоследок я скажу», плакаты с репликами действующих лиц.

Эпиграф:                                                      Если птица не поет –

                                                                      Это плохая примета…

                                                                      Но если птица поет –

                                                                      Это хороший признак…

                                                                                     Жак Превер

В такой пьесе, как «Бесприданница»,

подкупает  не только мысль художника -

мысль нравственная и гуманная.

В ней сама глубь жизни, желание

постичь ее загадку, коснуться…

доброго и дурного в людях».

В.Лакшин.

                                                   

       

                                         ХОД УРОКА

  1. Слово учителя.

Мы продолжаем знакомство с одним из лучших творений Островского – пьесой «Бесприданница». (Сообщение темы и цели урока)

Давайте мысленно перенесемся в 1878 год. Щелыково, где работает драматург над пьесой. О чем думает он в тиши кабинета? Почему именно сейчас, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина, обращается он к теме любви? Были ли сказаны те слова? Или сердце болело оттого, что опоздал их произнести? Что хотел

сказать нам Островский? И не в этом ли секрет пьесы, который                                      

 предстоит разгадать будущим поколениям?

          А газеты того времени трубили наперебой: «Как измельчал талант нашего первого драматурга!»; «Островский пережил свой талант»; «О, Островский! Отчего вы не умерли до написания «Поздней любви»…

         Но почему так трогает эта «неудавшаяся пьеса», почему не отпускает, заставляет думать? В чем же ее тайна? Тайна «Бесприданницы»?

         Послушайте стихотворение французского поэта 20 века Жака Превера и подумайте, о чем оно и как можно  было бы его озаглавить.

      Сперва нарисуйте клетку

      С настежь открытой дверцей,

      Затем нарисуйте что-нибудь

      Красивое и простое,

      Что-нибудь очень приятное

      И нужное очень для птицы;

      Затем в саду или в роще

      К дереву полотно прислоните,

      За деревом этим спрячьтесь,

      Не двигайтесь и молчите.

      Иногда она прилетает быстро

      И на жердочку в клетке садится,

      Иногда же проходят годы –

      И нет птицы.

      Не падайте духом, ждите,

      Ждите, если надо, годы,

      Потому что срок ожидания,

      Короткий он или длинный,

      Не имеет никакого значения

      Для успеха вашей картины…

(Я бы озаглавил ст. «Птица счастья». Жизнь человеческая складывается по-разному: кого-то ждет успех, кого-то разочарование, но человек действительно не должен падать духом, должен искать свою птицу счастья.)

- Называется стихотворение просто и незатейливо: «Как нарисовать птицу». Вы, безусловно,  правы. Поэт, отталкиваясь от конкретных явлений, поднимается до уровня философского обобщения жизни, приходит к размышлениям о смысле бытия и отдельной человеческой жизни. Птица, конечно, символ счастья, но ведь она еще и дитя природы, как и человек. Прилетает весной, в то время, когда пробуждается природа, освобождаясь от оцепенения, мертвого холода, возрождаясь к новой жизни. И так происходит из года в год.

        Графически жизнь природы мы можем

изобразить в виде круга, ибо ее законы цикличны;

более того, природа, окружающая нас, полна

гармонии, между ее явлениями царит согласие,

 понимание, а рождает эту идиллию весна,

которую поэты называют утром года.

        Если птица является на свет, чтобы петь и

возрождать природу к новой жизни, то человек –

для того, чтобы быть счастливым (то есть

оставаться всегда естественным, верным самому себе) и нести по жизни свою песню, которая трудно и мучительно слагается, но которая обязательно должна сложиться. Графически путь человека по жизни изобразим в виде линии. Где, когда, на каком этапе жизни родится его песня? И родится ли?

        Проследим жизненный путь Ларисы Огудаловой, героини пьесы А.Н.Островского «Бесприданница», попытаемся понять обстоятельства трагической любви героини, почувствовать время, в рамках которого происходят события в драме.

        Некоторые исследователи творчества Островского считают, что источник трагедии Ларисы – роковая страсть, другие, социологизируя произведение, акцентируют внимание на том, что капиталистические отношения, проникая во все сферы жизни, делают несчастными неимущих.  Но нам не должно быть безразлично и мнение самой героини. Так что же становится источником страдания Ларисы и ведет ее к гибели?

Обратимся к плакатам с цитатами.

«В основе драмы – социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба».

                                                                                         Ю.В.Лебедев

«Источник трагедии Ларисы – роковая страсть…»

«Никто не виноват, никто… это я сама».           Лариса Огудалова

- Кто же она, Лариса Огудалова? В какую пору своей жизни она предстает перед нами? Каков ее внутренний мир? Какими мыслями, чувствами томится душа героини?

                                   Выступление групп.

1-я группа. В цыганском таборе (Лариса и ее мать).

(Лариса – богато одаренная натура, она талантлива, артистична: она играет на фортепиано; поет, аккомпанируя себе на гитаре; у нее поэтическая душа, и ,конечно же, она вдохновенна, впечатлительна, любит уединяться на лоне природы; ее душа парит, мечтает о возвышенном, светлом. Она живет сердцем, доверчива, искренна, прямодушна в отношениях с людьми. И все эти качества роднят ее с пушкинской Татьяной Лариной, воспитанной на французских романах, только Лариса воспитана на цыганских песнях да русских романсах. Из-за них и сложилось у героини романтически идеализированное представление об окружающем мире и людях.)

- Обратимся к схеме. Не случайно, наверное, и имя героини: оно в переводе обозначает «чайка». И действительно, Лариса парит над миром на крыльях музыки.

                            СХЕМА «ПУТЬ ЛАРИСЫ»

Чайка                                                                                              вещь

                                        связь - трагедия

                Жизнь в              Обман           Обручение с                «Люди,

          родительском       Паратова       Карандышевым           я вас

                  доме                                                                                       всех

                                                                                                           люблю

                                                                                                           (вновь

                                                                                                           чайка)

                                                                                                  Смерть

 -Давайте обратимся к тексту. Прочтите, пожалуйста, первые реплики Ларисы.

(«Поедемте поскорей в деревню, уедемте, уедемте отсюда»

И затем еще Лариса неоднократно будет повторять просьбу:

«Мне бы хоть в лес, да только поскорее отсюда вырваться»;

«Нет, уехать надо, вырваться отсюда»;

«Сделайте для меня эту милость, поедемте поскорей»;

«Бежала б я отсюда куда глаза глядят»;

«Мне хочется бежать отсюда».)

- О Ларисе все говорят, ею восхищаются, претендуют на нее, но душа героини томима одним желанием – бежать. Почему? Обратимся к разговору Вожеватова и Кнурова в кофейной. Среди прочих тем они заводят разговор и о Ларисе, ее семье.

(Вожеватов. Ездить-то к ней все ездят, потому что весело очень, барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет…

…Бывать у них в доме – большое удовольствие.

Кнуров. А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку.

Вожеватов. …Она простовата. Не глупа, а хитрости нет, не в матушку…

Вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо…

Кнуров. …Эта женщина создана для роскоши… Дорогой бриллиант дорогой оправы и требует».

- Кнуров и Вожеватов решают будущее Ларисы. А где она сама?

(Лариса появляется в третьем явлении, но участия в разговоре не принимает, садится на скамейку у решетки и смотрит в бинокль за Волгу. Она полностью погружена в свои мысли.)

 - Вокруг героини кипят страсти, а она одна, совсем одна, наедине со своими думами и мечтами. Так почему ей хочется бежать?

(Окружающие решают ее судьбу без нее. Для них она вещь, выставленная на торги)

- Кто же ее продает?

(Харита Игнатьевна, ее мать. Бойкая, проворная, стремящаяся из всего извлечь пользу, она должна выдать Ларису замуж. Ей не важно, за какого человека, кто он и что собой представляет, главное – был бы богат. Появляется однажды кассир, засыпал ее деньгами, отбил всех женихов, а потом в доме же Огудаловой его арестовали. Какой вышел скандал! И Лариса не выдержала, в сердцах сказала матери: «Довольно с нас сраму, за первого пойду, кто посватается, богат ли, беден ли – разбирать не буду». Харита Игнатьевна никогда не интересовалась мыслями, чувствами дочери, сделала ее жизнь невыносимой, превратив дочь в предмет торга.)

- Как же чувствует себя Лариса в своем доме?

(Лариса одинока в доме. Отсутствие понимания со стороны матери, которая заставляет ее лгать, притворяться, хитрить, рождает в ее душе дискомфорт, желание бежать куда глаза глядят).

- (обращаясь к схеме). Действительно, Харита Игнатьевна стремится подчинить себе дочь. Чайка – и вдруг подчиниться? Возможно ли такое? А Лариса подчиняется, ибо не находит в себе достаточно сил, чтобы сопротивляться матери. Она слишком хрупка, незащищенна. Но как бы ни было тяжело Ларисе в родительском доме, она живет ожиданием той минуты, когда сможет выпорхнуть из клетки, именуемой родительским домом, выйдет замуж за первого, кто посватается, и не важно, беден ли он или богат.  Решившись на брак, Лариса продолжает жить чувствами, мечтая о тихой семейной жизни на лоне природы, в уединении.

Да, Ларисе тяжело, но дверцы клетки еще открыты, она может еще парить, в душе еще живет надежда. Но суждено ли сбыться желаниям Ларисы, когда в ее глазах постепенно, друг за другом, обрываются нити, соединяющие ее с окружающим миром?

      Вот уже порвалась и первая нить – между матерью и дочерью не смогли возникнуть взаимопонимание, духовное родство.

Лариса обращается к матери словами романса: «Матушка-голубушка, солнышко мое,\\Пожалей , родимая, дитятко твое».(Исполнение романса)

Что может ответить Харита Игнатьевна? «Эко слово страшное – унижаться». А может и более хлестко: «Сумасшедшая». Горько, не правда ли?

- А теперь давайте посмотрим, кто соперничает за право распоряжаться Ларисой? Кто они, эти люди, окружающие героиню? Кратко охарактеризуйте их.

2-я группа. «Я вещь, а не человек».(взаимоотношения Ларисы с Кнуровым и Вожеватовым)

(За право распоряжаться Ларисой соперничают Паратов, Кнуров и Вожеватов. Паратов – дворянин, Кнуров и Вожеватов – купцы. Все они дельцы нового времени, отношения между ними определяет сила денежного мешка. Они владеют миллионами, поэтому сильны, властны, стремятся распоряжаться не только своей жизнью, своими деньгами, но и другими людьми. Как хочется Вожеватову иметь такого же Робинзона, как у Паратова, чтобы  наслаждаться своим величием, унижая другого.

Кнуров настолько важен, что почти все время молчит, не находя достойных для себя собеседников, разговаривать он ездит в столицу да за границу. Паратов , в отличие от прижимистых бряхимовских купцов, способен еще проявлять широту натуры, соря деньгами. У него самый быстрый пароход на Волге, роскошная коляска на пристани и лакеи, с подобострастием стряхивающие пыль со столичного пиджака. Даже разорившись из-за мотовства, он тут же поправляет свои материальные дела выгодной женитьбой «на роскошном приданом – золотых приисках». Наверное, только умением производить эффект отличается Паратов от Вожеватова и Кнурова.

        Действительно, выгода и расчет руководят всеми поступками миллионщиков. Паратов без сожаления расстается с быстроходной «Ласточкой», так же легко оставляет он и Ларису, Вожеватов гордится тем, что не способен влюбиться, Кнуров, в свою очередь, замечает, что Вожеватов будет хорошим купцом.

- Чем отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображенных в драме «Гроза»?

(Старомодные купцы жили обманом, богатство приходило к ним темными путями. Раньше мы видим, что купец был дойною коровой всех, кто представлял собою какую-нибудь власть, старый тип считал свое дело «не совсем чтобы по-божески», а новые купцы, напротив, ничуть не сомневаются в том, что их дело настоящее и что отечество даже должно быть благодарно за то, что они жертвуют своим капиталом на общую пользу, и хотя действуют из личных выгод, но зато дают другим хлеб. Именно к такому типу купцов принадлежат Кнуров и Вожеватов. Они уже приобрели и внешний         лоск просвещенности, владеют торговыми фирмами, носят европейские костюмы, читают парижские газеты, по утрам вместо традиционного чая из самовара пьют шампанское, разлитое в чайники.

        Новые хозяева жизни наглы, циничны, расчетливы и без малейшего угрызения совести идут в наступление.)        

        - Но эти же люди способны ценить красоту, искренне восхищаться талантом, способны на смелые, дерзкие поступки, способны искренне увлечься, как, например, Паратов. Парадокс?  Высокие идеалы уживаются с величайшим безобразием? Таковы они, современные дельцы, соперники в борьбе за Ларису. И одного из них Лариса считает идеалом мужчины. В самый напряженный момент развития действия, когда решается вопрос, поедет или не поедет Лариса за Волгу, она поет романс «Не искушай меня без нужды». (Звучит романс)

        -Почему именно этот романс исполняет героиня?

        -Может быть, он поможет нам раскрыть отношение  Ларисы к Паратову?

3-я группа «Я любви искала и не нашла» (Паратов и Лариса)

(Для Ларисы, в которой нет ничего земного, как выражается Кнуров, существует только мир чистой, бескорыстной любви. Она ждала его, своего искусителя, и вот он пришел, весь овеянный тайной, загадками, ее обольститель. Лариса идеализирует Паратова, видя широту его души, смелые поступки, но не может понять самого главного в нем.

Паратов увлекся Ларисой и даже чуть не женился, Но он не тот человек, который может потерять голову. Поступать соответственно своим чувствам, пренебрегая выгодой, - по его мнению, насмешить людей, разыграть дурака. Он легко расстается с Ларисой, но, будучи властным, эгоистичным человеком, хочет сохранить уверенность, что она любит его: «Уступить вас я могу, но уступить вашу любовь было бы тяжело». И при этом не способен проявить ни малейшего сочувствия к Ларисе.)

(Романс «Мохнатый шмель»).

         - Да, Паратов готов к безрассудству, он может подняться до уровня высоты полета Ларисы, Но, поднявшись, он боится и предпочитает остаться на земле. В судьбе  Ларисы он сыграл роковую роль: будучи обманута однажды, она оказывается способной вновь поверить в его искренность, вновь ошибается и теряет уже всякую надежду. Поймали птицу, сломали крылья, опустили на землю. И вновь рвутся связи: Лариса увидела в Паратове надежду любви, схватилась за него, как утопающий за соломинку. Но, увы, тщетно.

(Лариса: Вы мне скажите только, что я – жена ваша или нет.

Паратов. Я обручен… Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь».)

        - Итак, обрывается еще одна ниточка, связывающая Ларису с окружающими людьми.

Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева.

 4-я группа «Я ваш хозяин»  (Лариса и Карандышев).

        -Кто такой Карандышев? Как держится он с Вожеватовым, Кнуровым, Паратовым и другими?

(Карандышев вырос в мещанской среде, испытывая с детства унижения со стороны сильных мира сего. Он осуждает их нравы, поведение, но в то же время завидует им и претендует на положение хозяина жизни, он очень честолюбив. Мелкий чиновник, Карандышев старается доказать всем, что не хуже других. О его отношении к другим героям можем судить по речи. С Вожеватовым он запанибрата: «Василий Данилыч, во что; приезжайте-ка вы ко мне обедать сегодня!» Звучит непринужденность, фамильярность. Почтительно он разговаривает с Кнуровым: «Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?» Со слугами Карандышев высокомерен. И в этом изменении оттенков речи раскрывается его холопская, чиновничья натура. Над ним все издеваются: и купцы, и слуги.

- Давайте проследим по тексту, как изменяется отношение Ларисы к Карандышеву.

(«Сами по себе вы что-нибудь значите, но от сравнения с Сергеем Сергеевичем вы теряете все».

«Теперь для меня и этот хорош»

«Нет, я за вас не стыжусь. Не знаю, что дальше будет, а пока вы мне еще повода не давали».

«Вот это правда» (ответ на реплику Карандышева: «Чтобы не сказали, что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий»)

«Вы только о себе. Когда же меня-то будет любить кто-нибудь?»

«Что вы меня не слушаете! Топите вы меня, толкаете в пропасть».

«Ах, как нехорошо! Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдиться».

«Для меня самое тяжкое оскорбление – это ваше покровительство».

«Каждой вещи своя цена есть… Я слишком дорога для вас».

        -Любила ли Лариса Карандышева?

(Полюбить такого человека, как Карандышев, невозможно, Лариса уговаривает себя на брак с ним, пытаясь отыскать в нем что-нибудь хорошее, в какой-то степени и идеализируя его, чтобы утешить себя.)

        -(обращаясь к схеме) Обручение с Карандышевым – это и попытка вырваться из дома, и желание забыть Паратова, и поиски тихого, спокойного, уединенного уголка, где она может стать наконец чайкой, а не влачить жалкое существование на земле.

        Но почему же не состоялся брак? Что значит Лариса для Карандышева?

(Карандышев – это человек с уязвленным самолюбием, завистливый, ничтожный. Брак с Ларисой дает ему возможность войти в общество избранных, тех, кого он ненавидит, но кому хотел бы слепо, по-рабски подражать. Главное для него, по мнению Хариты Игнатьевны, - повеличаться: «Да-с, Лариса Дмитриевна знает, что не все то золото, что блестит. Она меня оценила и предпочла всем».)

        - Карандышев тоже не понял, что за птица влетела в его клетку:

        Когда же прилетела к вам птица

        (если только она прилетит),

        храните молчание, ждите,

        чтобы птица в клетку влетела,

        и, когда она в клетку влетит,

        тихо кистью дверцу заприте

        и, не коснувшись ни перышка,

        осторожно клетку сотрите.

        - Отнестись бы к Ларисе нежно, увидеть бы в ней человека, понять бы ее мысли, чувства, и возникло бы духовное родство. Но где Карандышеву  с его эгоизмом понять Ларису!

«Лариса: Поддержите меня, мне нужно одобрение, сочувствие, отнеситесь ко мне нежно, с лаской.

Карандышев: Три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки… надо же и мне в свою очередь посмеяться над ними».

        - Лариса влетела в клетку к Карандышеву сознательно, уговаривая себя на брак с ним, и снова ищет дверку, не давая себе отчета в том, что она уже не сможет взмыть к небесам и все более будет превращаться в вещь.

                Если птица не поет –

                Это плохая примета,

                Это значит, что ваша картина

                Совсем никуда не годится,-

Так и хочется адресовать эти строки Карандышеву. Обмануть себя, укрыться за Карандышевым, мелким, ничтожным, смешным человеком, Ларисе не удается.

(фрагмент фильма. Монолог Ларисы. Д.4, явл.9.)

        -Лариса приходит к мысли о самоубийстве. Лишить себя жизни она не может: «Жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить да и не нужно. Какая я жалкая, несчастная…»

        Может быть, можно еще изменить положение? Может быть, кто-то может помочь? И в финале вновь перед нами и перед Ларисой возникают Вожеватов и Кнуров. Какую роль они сыграли в судьбе героини?

(Уже в первом действии Вожеватов уступает Ларису Кнурову, считая, что всякому товару есть цена, а такой товар, как Лариса, ему не по карману. И, когда он проигрывает в орлянку, произносит: «Я не в убытке. Расходов меньше». А ведь его связывают родственные отношения с Ларисой, росли вместе, и он не проявляет никакого сочувствия к ней, равнодушно относится к ее страданиям.)

        -Действительно, вновь рвутся связи Ларисы с окружающим миром:

«Лариса: Вася…что мне делать – научи! Я прошу только пожалеть меня. Ну, хоть поплачь со мною вместе!

Вожеватов: Не могу! Ничего не могу».

- А Кнуров?

(Кнуров окончательно решает судьбу Ларисы. Он уже давно вступил в сговор с Харитой Игнатьевной, но охотно сторонится перед Паратовым, чтобы потом взять реванш и увезти сломленную Ларису в Париж.)

        - Наконец его час настает, с помощью жребия Кнуров устраняет Вожеватова и предлагает Ларисе богатое содержание:

«Кнуров: Дорогой бриллиант и дорогой оправы требует.

Лариса: Я вещь, а не человек».

        - Вроде бы возникает связь. Но для Ларисы осознание себя вещью есть величайшая трагедия. Птица – вещь? Наступает прозрение, романтические представления о жизни терпят крах. Она знает, что ее хотят сделать содержанкой. И остается в ней силы лишь на то, чтобы бросить слабый вызов миру: « Уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой».

        -(обращаясь к схеме) Казалось бы, клетки нет, живи, но Лариса тяготится этой свободой, ибо не знает, как ей быть, как быть вещи, по каким правилам она должна жить, и поэтому выстрел Карандышева для нее – естественный выход. «Вы все хорошие, люди, я вас всех… всех люблю,» - это говорит вновь Чайка.

                …Но если птица поет –

                это хороший признак,

                признак, что вашей картиной

                можете вы гордиться

                и можете вашу подпись

                поставить в углу картины,

                вырвав для этой цели

 перо у поющей птицы.    

                Финальная сцена вызвала много споров  среди критиков. Но только этот финал и напоминает о великих и вечных христианских ценностях жизни, так безбожно попиравшихся буквально всеми героями драмы: «Вы слышали, что сказано «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» (Левит, Х, 17-18). А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. У,43-45).

        Вряд ли можно согласиться с В.Я.Лакшиным, который дает следующую трактовку финала: «Во всем этом – и в смерти рядом с цыганским разгулом и в словах прощения и любви – есть какое-то святотатство. От этой удивительной по всей трагической глубине сцены веет могильным холодом равнодушия, полнейшего разочарования в жизни и в добре». Думается, что не могильным холодом веет от этой сцены, а солнечным теплом безграничного христианского сострадания, всепрощения, любви и милосердия, связанного с осознанием героиней и совей и всеобщей виновности, породившей «стужу людских сердец». И не горький цинизм, а сознание спасительной силы звучит в прощальных словах Ларисы. Поздний Островский приходит к мысли, что все мирское зло в современной России связано с глубоким религиозным кризисом, охватившим ее от корней до вершин.

        - Лариса умирает со словами прощения и любви на устах. Своей смертью она вышла из жизни, где была вещью; она замкнула круг своей жизни: родившись чайкой, чайкой и уходит из жизни. Своей смертью она вписалась в круг, подобно природе, обрела успокоение, идиллию. Но не слишком ли великой ценой?

(романс «А напоследок я скажу»).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

1-я группа. В цыганском таборе (Лариса и ее мать).

- Кто же она, Лариса Огудалова?  Какими мыслями, чувствами томится душа героини?

(Лариса – богато одаренная натура, она талантлива, артистична: она играет на фортепиано; поет, аккомпанируя себе на гитаре; у нее поэтическая душа, и ,конечно же, она вдохновенна, впечатлительна, любит уединяться на лоне природы; ее душа парит, мечтает о возвышенном, светлом. Она живет сердцем, доверчива, искренна, прямодушна в отношениях с людьми.

- Какую героиню русской классики напоминает нам Лариса?

Перечисленные качества роднят ее с пушкинской Татьяной Лариной, воспитанной на французских романах, только Лариса воспитана на цыганских песнях да русских романсах.

-Прочтите, пожалуйста, первые реплики Ларисы.

(«Поедемте поскорей в деревню, уедемте, уедемте отсюда»

И затем еще Лариса неоднократно будет повторять просьбу:

«Мне бы хоть в лес, да только поскорее отсюда вырваться»;

«Нет, уехать надо, вырваться отсюда»;

«Сделайте для меня эту милость, поедемте поскорей»;

«Бежала б я отсюда куда глаза глядят»;

«Мне хочется бежать отсюда».)

-Почему же Лариса мечтает убежать отсюда? Обратимся к разговору Вожеватова и Кнурова в кофейной.

(Вожеватов. Ездить-то к ней все ездят, потому что весело очень, барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет…

…Бывать у них в доме – большое удовольствие.

Кнуров. А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку.

Вожеватов. …Она простовата. Не глупа, а хитрости нет, не в матушку…

Вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо…

Кнуров. …Эта женщина создана для роскоши… Дорогой бриллиант дорогой оправы и требует».)

- А где она сама? Когда появляется Лариса?

(Лариса появляется в третьем явлении, но участия в разговоре не принимает, садится на скамейку у решетки и смотрит в бинокль за Волгу. Она полностью погружена в свои мысли.)

 - Так почему ей хочется бежать?

(Окружающие решают ее судьбу без нее. Для них она вещь, выставленная на торги)

- Кто ее продает?

(Харита Игнатьевна, ее мать. Бойкая, проворная, стремящаяся из всего извлечь пользу, она должна выдать Ларису замуж. Ей не важно, за какого человека, кто он и что собой представляет, главное – был бы богат. Появляется однажды кассир, засыпал ее деньгами, отбил всех женихов, а потом в доме же Огудаловой его арестовали. Какой вышел скандал! И Лариса не выдержала, в сердцах сказала матери: «Довольно с нас сраму, за первого пойду, кто посватается, богат ли, беден ли – разбирать не буду». Харита Игнатьевна никогда не интересовалась мыслями, чувствами дочери, сделала ее жизнь невыносимой, превратив дочь в предмет торга.)

- Как чувствует себя Лариса в своем доме?

(Лариса одинока в доме. Отсутствие понимания со стороны матери, которая заставляет ее лгать, притворяться, хитрить, рождает в ее душе дискомфорт, желание бежать куда глаза глядят).

2-я группа. «Я вещь, а не человек».(взаимоотношения Ларисы с Кнуровым и Вожеватовым)

- Кто соперничает за право распоряжаться Ларисой?

(За право распоряжаться Ларисой соперничают Паратов, Кнуров и Вожеватов. Паратов – дворянин, Кнуров и Вожеватов – купцы. Все они дельцы нового времени, отношения между ними определяет сила денежного мешка. Они владеют миллионами, поэтому сильны, властны, стремятся распоряжаться не только своей жизнью, своими деньгами, но и другими людьми. Как хочется Вожеватову иметь такого же Робинзона, как у Паратова, чтобы  наслаждаться своим величием, унижая другого.

Кнуров настолько важен, что почти все время молчит, не находя достойных для себя собеседников, разговаривать он ездит в столицу да за границу.)

-Отличается ли от них Паратов?

( Паратов , в отличие от прижимистых бряхимовских купцов, способен еще проявлять широту натуры, соря деньгами. У него самый быстрый пароход на Волге, роскошная коляска на пристани и лакеи, с подобострастием стряхивающие пыль со столичного пиджака. Даже разорившись из-за мотовства, он тут же поправляет свои материальные дела выгодной женитьбой «на роскошном приданом – золотых приисках». Наверное, только умением производить эффект отличается Паратов от Вожеватова и Кнурова.

       -Каковы взаимоотношения между купцами?

 Выгода и расчет руководят всеми поступками миллионщиков. Паратов без сожаления расстается с быстроходной «Ласточкой», так же легко оставляет он и Ларису, Вожеватов гордится тем, что не способен влюбиться, Кнуров, в свою очередь, замечает, что Вожеватов будет хорошим купцом.

- Чем отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображенных в драме «Гроза»?

(Старомодные купцы жили обманом, богатство приходило к ним темными путями. Раньше мы видим, что купец был дойною коровой всех, кто представлял собою какую-нибудь власть, старый тип считал свое дело «не совсем чтобы по-божески», а новые купцы, напротив, ничуть не сомневаются в том, что их дело настоящее и что отечество даже должно быть благодарно за то, что они жертвуют своим капиталом на общую пользу, и хотя действуют из личных выгод, но зато дают другим хлеб. Именно к такому типу купцов принадлежат Кнуров и Вожеватов. Они уже приобрели и внешний         лоск просвещенности, владеют торговыми фирмами, носят европейские костюмы, читают парижские газеты, по утрам вместо традиционного чая из самовара пьют шампанское, разлитое в чайники.

        Новые хозяева жизни наглы, циничны, расчетливы и без малейшего угрызения совести идут в наступление.)        

        

3-я группа «Я любви искала и не нашла» (Паратов и Лариса)

-Как относится Паратов  к Ларисе?

(Для Ларисы, в которой нет ничего земного, как выражается Кнуров, существует только мир чистой, бескорыстной любви. Она ждала его, своего искусителя, и вот он пришел, весь овеянный тайной, загадками, ее обольститель. Лариса идеализирует Паратова, видя широту его души, смелые поступки, но не может понять самого главного в нем.

Паратов увлекся Ларисой и даже чуть не женился, Но он не тот человек, который может потерять голову. Поступать соответственно своим чувствам, пренебрегая выгодой, - по его мнению, насмешить людей, разыграть дурака. Он легко расстается с Ларисой, но, будучи властным, эгоистичным человеком, хочет сохранить уверенность, что она любит его: «Уступить вас я могу, но уступить вашу любовь было бы тяжело». И при этом не способен проявить ни малейшего сочувствия к Ларисе.)

(Романс «Мохнатый шмель»).

         -Зачитайте диалог Ларисы и Паратова (Д.4 явл.7)

(Лариса: Вы мне скажите только, что я – жена ваша или нет.

Паратов. Я обручен… Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь».)

- В чем сходство и в чем различие между Паратовым и Печориным?

(Он, как и Печорин, любит только себя, несет страдания любимой девушке. Но Печорин – натура более глубокая. Это человек, не удовлетворяющийся мелкой жизнью общества, не находящий дела своим силам. Паратов , может быть, больше напоминает Грушницкого. Деньги, положение в обществе – то, мимо чего спокойно проходил  Печорин, - составляют жизнь Паратова.)

4-я группа «Я ваш хозяин»  (Лариса и Карандышев).

        -Кто такой Карандышев? Как держится он с Вожеватовым, Кнуровым, Паратовым и другими?

(Карандышев вырос в мещанской среде, испытывая с детства унижения со стороны сильных мира сего. Он осуждает их нравы, поведение, но в то же время завидует им и претендует на положение хозяина жизни, он очень честолюбив. Мелкий чиновник, Карандышев старается доказать всем, что не хуже других. О его отношении к другим героям можем судить по речи. С Вожеватовым он запанибрата: «Василий Данилыч, во что; приезжайте-ка вы ко мне обедать сегодня!» Звучит непринужденность, фамильярность. Почтительно он разговаривает с Кнуровым: «Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?» Со слугами Карандышев высокомерен. И в этом изменении оттенков речи раскрывается его холопская, чиновничья натура. Над ним все издеваются: и купцы, и слуги.

- Как изменяется отношение Ларисы к Карандышеву.

(«Сами по себе вы что-нибудь значите, но от сравнения с Сергеем Сергеевичем вы теряете все».

«Теперь для меня и этот хорош»

«Нет, я за вас не стыжусь. Не знаю, что дальше будет, а пока вы мне еще повода не давали».

«Вот это правда» (ответ на реплику Карандышева: «Чтобы не сказали, что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий»)

«Вы только о себе. Когда же меня-то будет любить кто-нибудь?»

«Что вы меня не слушаете! Топите вы меня, толкаете в пропасть».

«Ах, как нехорошо! Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдиться».

«Для меня самое тяжкое оскорбление – это ваше покровительство».

«Каждой вещи своя цена есть… Я слишком дорога для вас».

        -Любила ли Лариса Карандышева?

(Полюбить такого человека, как Карандышев, невозможно, Лариса уговаривает себя на брак с ним, пытаясь отыскать в нем что-нибудь хорошее, в какой-то степени и идеализируя его, чтобы утешить себя.)

        

        Но почему же не состоялся брак? Что значит Лариса для Карандышева?

(Карандышев – это человек с уязвленным самолюбием, завистливый, ничтожный. Брак с Ларисой дает ему возможность войти в общество избранных, тех, кого он ненавидит, но кому хотел бы слепо, по-рабски подражать. Главное для него, по мнению Хариты Игнатьевны, - повеличаться: «Да-с, Лариса Дмитриевна знает, что не все то золото, что блестит. Она меня оценила и предпочла всем».)

        И в финале вновь перед нами и перед Ларисой возникают Вожеватов и Кнуров. Какую роль они сыграли в судьбе героини?

(Уже в первом действии Вожеватов уступает Ларису Кнурову, считая, что всякому товару есть цена, а такой товар, как Лариса, ему не по карману. И, когда он проигрывает в орлянку, произносит: «Я не в убытке. Расходов меньше». А ведь его связывают родственные отношения с Ларисой, росли вместе, и он не проявляет никакого сочувствия к ней, равнодушно относится к ее страданиям.)

        -Действительно, вновь рвутся связи Ларисы с окружающим миром:

«Лариса: Вася…что мне делать – научи! Я прошу только пожалеть меня. Ну, хоть поплачь со мною вместе!

Вожеватов: Не могу! Ничего не могу».

- А Кнуров?

(Кнуров окончательно решает судьбу Ларисы. Он уже давно вступил в сговор с Харитой Игнатьевной, но охотно сторонится перед Паратовым, чтобы потом взять реванш и увезти сломленную Ларису в Париж.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины гибели Катерины

Урок -расследование в 10 классе "Причины гибели Катерины" по драме А.Н.Островского "Гроза"...

причины гибели организмов. презентация к уроку экологии 5 класс

презентация может быть использована на уроках экологии, биологии, природоведения...

Урок-расследование причин гибели Катерины ( по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок-расследование причин гибели Катерины( по пьесе А.Н.Островского «Гроза»...

Урок литературы в 10 классе .А.Н. Островский «Бесприданница» Своеобразие конфликта. Лариса и Паратов («В глазах, как на небе, светло…»)

В ходе урока  учащиеся определяли  причины  конфликта  в  пьесе, выстраивали композицию пьесы, раскрывали    социальную  и    психологическу...

Отсутствие родителей- основная причина гибели детей!

Водоёмы являются опасными в любое время года. Летом они опасны при купании и пользовании плавательными средствами.Летом на водоёмах следует соблюдать определенные правила безопасного повед...

Причины гибели Базарова (роман И.С. Тургенева "Отцы и дети").

Причины гибели Базарова (роман И.С. Тургенева "Отцы и дети")....