Урок литературы в 10 классе .А.Н. Островский «Бесприданница» Своеобразие конфликта. Лариса и Паратов («В глазах, как на небе, светло…»)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
В ходе урока учащиеся определяли причины конфликта в пьесе, выстраивали композицию пьесы, раскрывали социальную и психологическую проблему, выясняли значение названия произведения; имена героев; сопоставляли художественное произведение и сцены из фильма Э. Рязанова, рассматривали темы произведения в контексте экзаменационного сочинения;сопоставляли героев произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
А.Н. Островский "Бесприданница". Своеобразие конфликта. Лариса и Паратов. | 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе
А. Н. Островский «Бесприданница» Своеобразие конфликта.
Лариса и Паратов («В глазах, как на небе, светло…»)
Цели: Образовательные: определить причины конфликта в пьесе, выстроить композицию пьесы, раскрыть его социальную и психологическую обусловленность, выяснить значение названия произведения; имена героев; сопоставить художественное произведение и сцены из фильма Э.Рязанова, рассмотреть темы произведения в контексте экзаменационного сочинения;
Развивающие: развитие творческого потенциала, поисковых умений, навыка рефлексии, коммуникативных навыков;
Воспитательные: пробуждение внимания к внутреннему миру человека, воспитание гуманистического сознания ; воспитание нравственной чуткости.
Оборудование: презентация, таблица.
Методические приёмы: беседа, ответы на вопросы викторины, на проблемные вопросы, выступления учащихся, инсценирование.
Домашнее задание:
- Составить “цитатную характеристику” образов Карандышева и Паратова.
- Индивидуальные задания:
История создания пьесы –
Инсценировка 4 действия явления7 (Сцена прощания Паратова и Ларисы Агудаловой)
Прощальный монолог Ларисы.
Групповые задания
Данная работа учащихся основывается на знании текста и умении в нем работать. Предполагается, что учащиеся должны стараться не пересказывать текст своими словами, а находить точные формулировки в тексте для ответа на поставленные вопросы. Эта работа поможет учащимся выработать навыки работы с художественным текстом.
1-я группа – Юлий Капитонович Карандышев
(- Долго ли добивался он руки Ларисы и теперь вознагражден за постоянство? - Паратов удивляется тому, что выбор Ларисы пал на человека мелкого и ничтожного, и спрашивает, какие достоинства имеет жених. Что ответил Лариса Агудалова Паратову?)
Вопросы: Что в этом герое отталкивает, а что-то вызывает жалость и сочувствие? Почему он хочет жениться На Ларисе? Любит ли он её? Для чего Карандышев устраивает обед? Как он отомстил невесте за измену? Монолог Карандышева после отъезда Ларисы – это “слово героя о самом себе”. Как ведет себя Карандышев с Ларисой в последней сцене, перед роковым выстрелом?
2 –я группа (Паратов)
Сергей Сергеевич Паратов
Вопросы: - Как он однажды представил себя Карандышеву? - Как назывался его пароход?
- Кому он его продает? - Не жаль ли ему продавать «Ласточку»? Искренен ли Паратов в проявлении своих чувств? Как к нему относятся окружающие? Какова жизненная позиция Паратова? Встреча Паратова с Ларисой ( анализировать текст: действие первое явление 8 - Для чего Паратов хочет добиться признания Ларисы в любви к нему? Рассказать о взаимоотношениях Ларисы и Паратова.)
Инсценировка
Действие 4 явление 7 (стр. 346-349) Сцена прощания Паратова с Ларисой после того, как она поехала кататься на пароходе.
Прощальный монолог Ларисы.
Ход урока.
История создания ( индивидуальное задание)
Композиция пьесы
Завязка – Приезжает Паратов и узнает, что Лариса выходит замуж
Развитие действия - встреча Паратова с Ларисой, ссора Паратова с Карандышевым
Кульминация Лариса следует за Паратовым.
Спад действия – Объяснение Ларисы и Паратова
Развязка – убийство Карандышевым Ларисы.
Перед нами драматическое произведение, которое по жанру относится к трагедии.
Учитель: Давайте теперь обратимся к самой пьесе.
Вопрос. Где происходит действие пьесы?
Ответ учащихся с пояснением учителя.
Действие происходит в г. Бряхимове. Это вымышленный Островским город. Название заимствовано из летописи: в древности Бряхимов существовал в верховьях Волги, в окрестностях нынешнего города Васильсурска.
- Каков смысл названия пьесы?
- Кого называют бесприданницей?
БЕСПРИДАННИЦА – бедная девушка, не обеспеченная приданым.
- Кто герои пьесы?
- Как герои пьесы относятся к Ларисе Дмитриевне?
(чувствуют обаяние и незаурядность красоты и личности Ларисы)
- Какого мнения они о Ларисе, что говорят о ней?
Запись на доске и в тетради.
1–я группа (Карандышев)
Юлий Капитонович Карандышев
- Кто это? Небогатый чиновник, жених самой красивой девушки провинциального города…)
- Долго ли добивался он руки Ларисы и теперь вознагражден за постоянство?
(Карандышев: Три года терпел я унижения, три года сносил насмешки прямо в лицоот ваших знакомых; надо же мне в свою очередь посмеяться над ними)
- Паратов удивляется тому, что выбор Ларисы пал на человека мелкого и ничтожного, и спрашивает, какие достоинства имеет жених. Что ответил Лариса Агудалова Паратову?
(Он обладает одним, но самым дорогим достоинством – «Он любит меня»)
Юлий Капитонович Карандышев
- Капитон – от латин. капитос – голова,
Карандышев – от слова карандыш – недоросток, коротышка, человек с ничем не обоснованными претензиями.
Что в этом герое отталкивает, а что-то вызывает жалость и сочувствие? Почему он хочет жениться На Ларисе? Любит ли он её? Для чего Карандышев устраивает обед? Как он отомстил невесте за измену?
Вопросы: Что в этом герое отталкивает, а что-то вызывает жалость и сочувствие? Почему он хочет жениться На Ларисе? Любит ли он её? Для чего Карандышев устраивает обед? Как он отомстил невесте за измену? Монолог Карандышева после отъезда Ларисы – это “слово героя о самом себе”. Как ведет себя Карандышев с Ларисой в последней сцене, перед роковым выстрелом?
2 –я группа (Паратов)
Сергей Сергеевич Паратов
- Это «блестящий барин лет за 30 из судовладельцев»…
В глазах одних – «идеал мужчины»
Для других – «промотавшийся кутила», «развратный человек»
- Как он однажды представил себя Карандышеву?
(Сам себя он представляет Карандышеву так: «Человек с большими усами и малыми способностями»).
- Как назывался его пароход? (Ласточка)
- Кому он его продает? (Вожеватому)
- Не жаль ли ему продавать «Ласточку»?
(“У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет, найду выгоду, так все продам, что угодно. Теперь, господа, у меня другие выгоды, другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски»).
Сергей Сергеевич Паратов
Сергей - высокий, высокочтимый.
Паратов - 1) Некоторые считают, что фамилия образована от искаженного французского слова parade, мотивируя это тем, что Паратов любит покрасоваться, “пустить пыль в глаза”.
2) Но скорее драматург образовал данную фамилия от диалектного слова поратый, что означает “бойкий, сильный, дюжий”. Дополнительный аргумент в пользу этой точки зрения можно считать тот факт, что Островский довольно редко образовывал фамилии героев от искаженных иностранных слов.
Паратов - человек широкой души, отдающийся искренним увлечениям, готовый поставить на карту не только чужую, но и свою жизнь
Вопросы: - Как он однажды представил себя Карандышеву? - Как назывался его пароход?
- Кому он его продает? - Не жаль ли ему продавать «Ласточку»? Искренен ли Паратов в проявлении своих чувств? Как к нему относятся окружающие? Какова жизненная позиция Паратова?
Сцена встречи Сергея Сергеевича Паратова с Ларисой Дмитриевной Огудаловой
(кадры из фильма» Жестокий ролманс» Эльдара Рязанова)
Текст действие первое явление 8
Задание: сопоставить текст произведения и кадры из фильма.
Задание: - Какие чувства вызывает у Ларисы неожиданное появление Паратова?
- Что не вошло в сценарий фильма ? (реминисценции из Шекспира «Гамлет», мать Гамлета Гертруда, фраза Гамлета о женщинах; прочитать еще часть монолога Паратова)
-Почему этого нет в фильме, как вы думаете?
- Как вы думаете, удалось ли актерам фильма Э.Рязанова передать душевное состояние, характер героев пьес? Соответствуют ли их образы вашему представлению о героях пьесы?
- Для чего Паратов хочет добиться признания Ларисы в любви к нему?
Романсное начало в пьесе.
Пение Ларисы Действие 3, явление 11 ( сцена из фильма) стр. 333-334 ФИЛЬМА (романс «А напоследок я скажу» сл. Б.Ахмадулиной))
На обеде Карандышева Лариса поет романс.
- Какой романс исполняет Лариса в пьесе?
(«Не искушай меня без нужды» на сл.Е.Баратынского)
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей!
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней.
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не хочу предаться вновь
Раз обманувшим сновиденьям.
- Какова его художественная роль в тексте драмы?
(В ее глазах роман с Паратовым – это история о том, как овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы, искушал ее.
ИСКУШЕНИЕ – соблазн, желание чего-нибудь запретного)
- Что же заставляет Ларису выбрать Паратова? (Лариса пьет « сладкий яд желанного обмана»).
- каков же финал её отношений с Паратовым?
Читать по ролям Действие 4 явление 7 (стр. 346-349) Сцена прощания Паратова с Ларисой после того, как она поехала кататься на пароходе.
Финал в глазах Паратоав: «В глазах, как на небе, светло…» Подите от меня ! Довольно! Я уж сама о себе подумаю…»
Здесь Лариса Огудалова цитирует стихотворение М.Ю. Лермонтова
Хранит молодое чело
По воле – и радость и горе.
В глазах – как на небе, светло,
В душе его темно, как в море.
- Если мы продолжим цитату М.Ю. Лермонтова, то мы увидим, что Лариса поняла Паратова, его сущность.
Инсценировка
Действие 4 явление 7 (стр. 346-349) Сцена прощания Паратова с Ларисой после того, как она поехала кататься на пароходе.
Прощальный монолог Ларисы.
Конфликт пьесы – столкновение доверчивой и честной девушки Ларисы Огудаловой с миром холодных дельцов, с миром, в котором все продается и покупается. В основе драмы – социальная тема: Лариса – бесприданница, этим и определяется ее трагическая судьба.
Таким образом, основная идея драмы состоит в том, что в обществе, где торжествуют дельцы-хищники, подобные миллионеру Кнурову, не могут жить, «проявить себя» честные и порядочные люди; их достоинство растоптано, гордость уязвлена. «Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее – таково то трагическое положение, в котором оказывался человек, лишенный материальной обеспеченности» (Л. Тропкина)
- Какие темы отражает эта пьеса?
• Драма человеческой личности в бесчеловечном обществе
• Тема «маленького человека»
• Тема торговли
• Тема несчастной любви
• Тема брака по расчету
• Тема предательства
• Тема «отцов» и «детей»
• Тема свободы
• Социальная тема
- Какие проблемы мы можем выделить в произведении, которые могут стать аргументами из данной пьесы на экзамене по литературе (сочинение)?
Проблемы нравственности:
• Проблема чести и долга
• Проблема верности и предательства
• Проблема бездуховности
• Проблема купли-продажи человека
• Проблема «отцов» и «детей»
• Проблема выбора цели и смысла жизни
Социальные проблемы:
• Положение женщины в русском обществе
• Богатые и бедные
Рефлексия. Подведение итолгов.
Групповые задания
Данная работа учащихся основывается на знании текста и умении в нем работать. Предполагается, что учащиеся должны стараться не пересказывать текст своими словами, а находить точные формулировки в тексте для ответа на поставленные вопросы. Эта работа поможет учащимся выработать навыки работы с художественным текстом.
1-я группа – Юлий Капитонович Карандышев
(- Долго ли добивался он руки Ларисы и теперь вознагражден за постоянство? - Паратов удивляется тому, что выбор Ларисы пал на человека мелкого и ничтожного, и спрашивает, какие достоинства имеет жених. Что ответил Лариса Агудалова Паратову?)
Вопросы: Что в этом герое отталкивает, а что-то вызывает жалость и сочувствие? Почему он хочет жениться На Ларисе? Любит ли он её? Для чего Карандышев устраивает обед? Как он отомстил невесте за измену? Монолог Карандышева после отъезда Ларисы – это “слово героя о самом себе”. Как ведет себя Карандышев с Ларисой в последней сцене, перед роковым выстрелом?
2 –я группа (Паратов)
Сергей Сергеевич Паратов
Вопросы: - Как он однажды представил себя Карандышеву? - Как назывался его пароход?
- Кому он его продает? - Не жаль ли ему продавать «Ласточку»? Искренен ли Паратов в проявлении своих чувств? Как к нему относятся окружающие? Какова жизненная позиция Паратова? Встреча Паратова с Ларисой (анализировать Текст действие первое явление 8 - Для чего Паратов хочет добиться признания Ларисы в любви к нему? Рассказать о взаимоотноениях Ларисы и Паратова.)
Читать по ролям
Действие 4 явление 7 (стр. 346-349) Сцена прощания Паратова с Ларисой после того, как она поехала кататься на пароходе.
Прощальный монолог Ларисы.
Творческая история пьесы (учащийся рассказывает)
Работой над “Бесприданницей” драматург был, очевидно, занят уже с сентября 1875 года, но в решающую стадию она вступила в сентябре- октябре 1876 года. “Все мое внимание и все мои силы, - писал Островский из Щёлыкова,- устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года тому назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю покончить ее в этом году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое мое оригинальное произведение”.
Пьеса была закончена 17 октября 1878 г. Островский с чувством нескрываемого удовольствия писал своему другу - артисту Бурдину: “Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно настроенные ко мне, и все единогласно признали “Бесприданницу” лучшим из всех моих произведений”. Надежды, связанные с этой пьесой, сознание значительности своего замысла окрыляли автора.
Премьера в Московском Малом театре состоялась 10 ноября 1878 г. Первые критические отклики были связаны с театральными постановками, опередившими публикацию пьесы, и они были неблагоприятны для автора: “Неужели стоило господину Островскому тратить свои силы и свое время на драматическое воспроизведение банальной, старой, неинтересной истории глупенькой, обольщенной девицы? Жестоко ошибся тот, кто ждал нового слова, новых типов от почтенного драматурга...”. Новая эпоха в сценической истории “Бесприданницы” началась после смерти Островского, когда 17 сентября 1896 г. В.Комиссаржевская на сцене Александринского театра сыграла роль Ларисы. Та же В.Комиссаржевская играет роль Нины Заречной в “Чайке” А.П.Чехова, который олицетворяет собой открытие второго этапа в становлении русского национального театра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-анализ по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"
Показать более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему п...
А.Н.Островский. Презентация к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета.
А.Н.Островский и его творчество в данных материалах представлено презентациями, текстовым и наглядным материалами с использованием видео, музыкального оформления, привлечением интернет-ресурсов и отде...
Урок по литературе 10 класс. Печальная песня о бесприданнице.
Урок-сравнение пьесы Островского А.Н. "Бесприданница" и фильма Э. Рязанова "Жестокий романс"....
Из опыта работы. Урок. Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”. Своеобразие конфликта.
Урок литературы в 10 классе. Смысл названия пьесы Островского "Гроза"...
Урок литературы в 10 классе.А.Н.Островский "Бесприданница"
А.Н.Островский "Бесприданница"(викторина)...
Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.
История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....
Урок-викторина по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"
Данная викторина проводится с целью проверки учащихся знания текста пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», готовности работы над анализом произведения. Викторина проводится посредством обращени...