Причины гибели Катерины
видеоурок по литературе (10 класс) по теме

Мигаль Римма Алексеевна

Урок -расследование в 10 классе "Причины гибели Катерины" по драме А.Н.Островского "Гроза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_gibeli_kateriny.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Майская гимназия» Белгородский район Белгородская область учитель русского языка и литературы Мигаль Римма Алексеевна

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ КАТЕРИНЫ»

(ПО ДРАМЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)

УЧИТЕЛЬ: Мигаль Римма Алексеевна

2011 год

ТИП УРОКА:     урок-обобщение

ФОРМА:        урок-расследование

ЦЕЛИ:     -  выявить причины гибели Катерины;

                 -  вырабатывать навык формулирования и отстаивания

                     собственного мнения

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ КАТЕРИНЫ (по драме А.Н.Островского «Гроза»)

1. Жестокие нравы города Калинова, давление «тёмного царства», законы Домостроя, бесправное положение женщины в обществе во второй половине 19 века.

2. Тиранство, самодурство, «капризный деспотизм» свекрови Кабановой Марфы Игнатьевны.

3. Бесхарактерность, покорность, пьяный разгул мужа Тихона.

4. Трусость Бориса перед чистой любовью Катерины и отказ от неё в трудную минуту.

5. Личность Катерины, независимая и гордая, страстная и свободолюбивая, решительная и сильная.

ХОД УРОКА

1. Монолог Катерины «Куда теперь?…»(читает заранее подготовленная ученица)

2. Слово учителя:

Что же заставило Катерину покончить собой? Сегодня мы проведём судебное расследование, в ходе которого и попытаемся выяснить причины гибели Катерины, главной героини пьесы А.Н.Островского «Гроза».

В расследовании примут участие несколько следственных групп, также на судебное заседание мы пригласили свидетелей тех событий, подозреваемых, литературных экспертов и представителей общественности.

 Слово предоставляется первой следственной группе

* (выступают учащиеся, которые анализируют быт и нравы города Калинова (50-60-е годы 19 века), законы Домостроя и определяют их влияние на гибель героини.)

3. Учитель:   К каким выводам в ходе расследования пришла вторая следственная группа?

*(выступают учащиеся, которые характеризуют обстановку и атмосферу в семье Кабановых, обращая особое внимание на произвол старших, тиранство и самодурство свекрови Кабановой по отношению к погибшей.)

* проводится очная ставка между Кабановой М.И. и Кабановым Тихоном

                  (инсценирование 3 явления 2 действия)

4. Учитель:  Слово предоставляется третьей следственной группе

*(выступают учащиеся, которые рассматривают отношения между Катериной и мужем Тихоном, бесхарактерным, безвольным, покорным, но одновременно способным на пьяный разгул)

5. Учитель:  Слово имеет четвёртая следственная группа

*(выступают учащиеся, которые характеризуют отношения Катерины с племянником Дикого, Борисом, отказавшимся от чистой любви погибшей)

6. Приобщение к делу записки, оставленной Варварой, убежавшей из дома с Кудряшом.

«Я не удивляюсь тому, что Катя так поступила. Уж очень она решительна была. Как-то рассказывала, что в детстве её обидели чем-то, так она убежала на Волгу, села в лодку и отпихнула её от берега. На следующий день вёрст за десять нашли.

Странная она была! Не понимаю её. Мужу да свекрови зачем-то призналась. Я ей говорю: «Молчи!» А она: «Не могу я молчать и врать-то я не умею». Я бы так никогда не поступила. Как в наше время жить без вранья? Я тоже раньше честной была, а потом врать научилась. Пришлось. Как говорится, «хочешь жить - умей вертеться». Да в бога она больно верила, в церковь часто ходила. И в грозе видела наказание божие за грех свой. А какая же Катя грешница? Любила она его больно страстно и в самом начале знала, что придётся поплатиться за любовь за свою, а всё равно пошла к Борису. Не жалела она себя. Тяжко ей было, не предназначена она для жизни нынешней. Я думаю: с таким характером, как у Катерины, не избежать ей было смерти.

   

     Меня прошу не разыскивать и оставить в покое. В дом своей матери Кабанихи я не вернусь.

                                   Остаюсь Варварой».

7. Учитель:   А теперь позвольте обратиться к представителям общественности. Мы выслушали разные версии причин самоубийства Катерины. А могла ли Катерина в тех условиях поступить по-другому?

*(выступают учащиеся, которые анализируют проявления характера Катерины, раскрывают причины самоубийства, кроющиеся в личности погибшей, дают оценку её поступкам.)

8. Учитель:   Расследование будет неполным, если мы не обратимся за помощью к литературным экспертам и не познакомимся с оценками критиков.

*(выступают учащиеся, которые знакомят всех с оценкой героев на основании критических статей Н.Добролюбова и Д.Писарева)

9.Учитель:      Нас отделяет от событий, описанных в пьесе «Гроза» длительный период времени. Давайте поговорим о поступке Катерины с точки зрения человека, живущего сегодня, в 21 веке.

*(учащиеся высказывают своё мнение)

10. Подведение итогов, выставление оценок.

11.Домашнее задание: подготовка к сочинению:

а) Был ли другой путь у Катерины?  б) Смысл заглавия пьесы «Гроза».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто виноват в гибели Катерины(По драме Островского"Гроза") презентация

Кто виноват в гибели Катерины(По драме Островского"Гроза") презентация...

причины гибели организмов. презентация к уроку экологии 5 класс

презентация может быть использована на уроках экологии, биологии, природоведения...

урок литературы в 10 классе "ТРАГЕДИЯ ПТИЦЫ-ЧАЙКИ, ИЛИ В ЧЕМ ПРИЧИНА ГИБЕЛИ ЛАРИСЫ ОГУДАЛОВОЙ"

Разработка урока литературы по драме А.Н.Островского "Бесприданница"...

Урок-расследование причин гибели Катерины ( по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок-расследование причин гибели Катерины( по пьесе А.Н.Островского «Гроза»...

Отсутствие родителей- основная причина гибели детей!

Водоёмы являются опасными в любое время года. Летом они опасны при купании и пользовании плавательными средствами.Летом на водоёмах следует соблюдать определенные правила безопасного повед...

Методическая разработка мастер - класса по теме : Кто виновен в гибели Катерины? По драме А.Н.Островского "Гроза".

Методическая разработка - технологическая карта -  составлена в соответствии с требованиями ФГОС . В технологической карте подрбно описан ход урока . Это в большей степени бинарный урок- литерату...

Презентация к открытому мастер - классу по теме "Кто виновен в гибели Катерины?" по пьес А.Н.Островского "Гроза"

Презентация раскрывает содержание материала по теме пьесы. Материал подобран с учетом поставленных задач и целей урока....