Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Ловецкая Татьяна

Рабочая программа по литературе составлена на основе авторской программы Р.Н. Бунеева (образовательная система "Школа 2100"). В программе содержится календарно-тематическое планирование, список произведений для заучивания и для самостоятельного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_literat_6kl_2013_2-1.docx110.91 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Нормативно-методическое обеспечение

 Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.

 Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

 Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).

 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А. Я. Данилюка, А. М. Кондакова, В. А. Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.

  Образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения.

 Методические письма ГОАУ ЯО ИРО о преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области на 2015-2016 уч. год.

 ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

 Примерная программа по литературе для основного общего образования (5-9 классы).

 Образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения1.

  • Учебный план МОУ Курбской СШ на 2015/16 учебный год

Настоящая рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования, федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и реализуется на базе Программы для 5 – 9 классов, созданной авторским коллективом под редакцией Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева общеобразовательных учреждений с учётом Образовательной программы, учебного плана и Программы развития. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом для базового уровня.

2. Цели и задачи обучения

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность  программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство  развития личности.

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

– готовность к самостоятельному общению с литературным произведением, к диалогу с автором через текст;

– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием  понимается освоение  литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать  осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

3. Результаты освоения учебного предмета

В результате изучения литературы ученик должен

знать:

        содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

        наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

        основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

        историко-культурный контекст изучаемых произведений;

        основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

        работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

        определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

        выявлять авторскую позицию;

        выражать свое отношение к прочитанному;

        сопоставлять литературные произведения;

        выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

        характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

        выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

        владеть различными видами пересказа;

        строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

        участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

        писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения


 Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета «Литература»

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Литература» можно системно представить в виде схемы.

                   ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ

КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ


Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


4. Содержание учебного предмета «Литература».

6-й класс (70 ч.)

Введение (1 ч.).

Становление читателя. Литература художественная и нехудожественная. Роль художественной литературы в жизни человека.

Раздел 1. Пролетая над снами… (10 ч.).

Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях.

Для текстуального изучения.

В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь» . Эпическое начало в балладе.

А.С. Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора.

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести.

М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.

Для обзорного изучения.

А.С. Пушкин «Песни западных славян».

А.П. Чехов «Страшная ночь».

Истоки мистического в литературе.

П. Мериме «Венера Илльская» (в сокращении).

Философский смысл новеллы и повести.

Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный прием. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род.  Эпиграф, его смысловая нагрузка.

Раздел 2. Сказки для взрослых (10 ч.).

«Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их  воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых.

Для текстуального изучения.

В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и её «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»).

Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании.

Для обзорного изучения.

Н.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.

А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви.

М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении.

В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте.

Теория литературы.

Роды литературы. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Литературная cказка. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе».

Раздел 3. Следы во времени (12 ч.).

Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса.  

Для текстуального изучения.

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.

Для обзорного изучения.

Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.

Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе.

Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин).

Эпос разных народов.

Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».

Из абхазских сказаний о нартах.

Из киргизского эпоса «Манас».

Из якутского эпоса «Олонхо».

Из карело-финского эпоса «Калевала».

Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа.

Теория литературы.

Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Герой-богатырь.  Приемы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола.

Раздел 4. Открывая мир вокруг (20 ч.).

Многообразие реального и художественного мира. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни.

Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел»), «Дубровский».

И.С. Тургенев «Муму», «Бирюк».

Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе.

К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете».

Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои.

Для обзорного изучения.

М. Лермонтов «Сон», К. Симонов «Жди меня», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о  ценности человеческой жизни.

А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе.

О. Генри «Последний лист». Герои О. Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще.

Теория литературы.

Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Мастерство писателя, роль художественной детали в повествовании.

Раздел 5. Смеясь сквозь слёзы… (10 ч.).

Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. Жанры комического.

Для текстуального изучения.

И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягнёнок», «Демьянова уха», «Петух и Жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Аллегорический смысл басен.

М.Е.  Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя.

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова.

Для обзорного изучения.

Эзоп. Басни.

Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей».

И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».

Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии.

Джером К. Джером «Трое в одной лодке, не считая собаки» (главы).

Теория литературы.

Басня как литературный  жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира, как средства выражения авторского отношения к изображаемому, приёмы создания комического.

Раздел 6. Стихи из заветной тетради (4 ч.).

Отражение мира чувств человека в лирическом тексте.

Для текстуального и обзорного изучения.

С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...», М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...», И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...» и др. по выбору учителя и учащихся.

Теория литературы.

Роды литературы. Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Поэтическая антология. Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение.

Обобщение (1 ч.).

Мир твоей литературы.

Развитие речи.

1) Подробный, сжатый, выборочный пересказ текста.

2) Аннотация на прочитанную книгу. Сочинение размышление о книге.

3) Сочинение о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.

4) Сочинение-подражание. Сочинение сказки, баллады, басни, былины и др. (по выбору).

Чтение и изучение произведений – 64 ч.

Развитие речи – 6 ч.

5. Количество учебных часов

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

При 35 учебных неделях общее количество часов составит 70 часов.

6. Особенности организации учебного процесса по предмету:

виды деятельности учащихся, используемые формы, методы, средства обучения

А. Виды деятельности учащихся:

 осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

 выразительное чтение художественного текста;

 различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

 ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

 заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

 анализ и интерпретация произведения;

 составление планов и написание отзывов о произведениях;

 написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

 целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Б. Формы обучения:

 фронтальная (коллективная)

 групповая (в том числе и работа в парах)

 индивидуальная

 дифференцированная.

В. Методы и приёмы обучения:

Традиционные

 методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение, лекция, беседа);

 метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала (работа с обобщающими схемами и таблицами, портретами и др.);

 метод теоретического анализа (анализ и синтез, обобщения, сопоставление, теоретическое моделирование, сравнительно- исторический анализ и т.д.)

 методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, пересказ, выразительное чтение, чтение наизусть);

 методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, с разнообразными словарями, дополнительной литературой);

 методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (практикумы, самостоятельные работы);

 методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос

(индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверочные проверка домашних работ, программированный контроль).

Инновационные

 ИКТ – технологии

 тест – технологии

 технология поэтапного формирования умственных действий

 дифференцированное обучение

 игровые технологии

 технология «Творческих мастерских».

Г. Средства обучения:

 для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;

 для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер, Интернет – ресурсы, ЭОР(CD, DVD – диски). К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках литературы, относятся DVD-плеер, компьютер, телевизор.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Для реализации целей и задач обучения литературе по данной программе используется УМК по литературе Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»)

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литература». Учебник в 2-х частях для 6-го («Год после детства»),    
  2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Тетрадь по литературе» для 6 класса.
  3. Е.С. Барова и др. Методические рекомендации по литературе к учебнику для 6 класса.


Методические рекомендации по реализации программы по литературе

для 6 класса для детей с ограниченными возможностями здоровья

Для успешного освоения материала  учащимися VII вида необходимо учитывать типологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Первостепенной задачей учителя является формирование интереса  учащихся  к чтению. Для этого уроки литературы должны быть увлекающими, разнообразными по форме и содержанию. Очень эффективны уроки в игровой форме (особенно уроки обобщающего повторения), а использование игровых приемов целесообразно на каждом уроке.

Поддерживать мотивацию к обучению необходимо и в дальнейшем. Воспитание интереса к урокам литературы, к чтению – приоритетная  воспитательная  задача уроков  в классах, где обучаются учащиеся VII вида.

Помимо образовательной и воспитательной задач, обязательной задачей каждого урока должна быть коррекционно-развивающая.

К коррекционно-развивающим задачам относятся:

  • формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей, коррекция личностного развития ребенка;
  • развитие и расширение знаний детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
  • совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
  • уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки, особенно теми, которые называют чувства, переживаемые самим говорящим, другим лицом или литературным героем;
  • развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать;
  • развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).

Реализация данной задачи предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока корректировались, упражнялись и, как следствие, развивались различные психические процессы, преодолевались индивидуальные недостатки развития. Одним из основных средств достижения коррекционно-развивающих задач является включение в содержание каждого урока специальных коррекционно-развивающих упражнений. Например, эффективно поисковое чтение, в процессе которого развивается внимание и зрительная память.

Основа уроков литературы — работа с текстом  художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений.

Тематика чтения определяется содержанием программы и комплекта учебников. Произведения должны быть доступны для учащихся по объему, содержанию и лексико-грамматической структуре.

Учитывая особенности чтения детей с ограниченными возможностями здоровья, отдельные тексты в пределах темы могут быть предметом углубленной работы, а другие - использоваться для ознакомительного, внеклассного или самостоятельного чтения. Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся.

Умения и навыки чтения, работа над текстом

Развитие и совершенствование правильности, беглости, выразительности и сознательности чтения осуществляются в процессе систематического чтения и перечитывания целых произведений, отдельных отрывков из них, в ходе анализа прочитанного с использованием приема выборочного чтения и др.

Работа над произведениями требует дополнительного времени, что обусловлено трудностями, испытываемыми детьми с ОВЗ при овладении навыками чтения, а также недостаточным пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.

При работе над текстом дети учатся отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих наблюдениях в связи с прочитанным; затем формируется умение сравнивать то, что они узнали из текста, с собственным опытом, наблюдениями и ранее прочитанными произведениями. Учащиеся овладевают умением определять главную мысль произведения сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно.

Работая с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, необходимо постепенно, поэтапно переводить их от умения работать над текстом с помощью учителя к умению работать самостоятельно. Так, например, сначала учитель формирует у ученика умение делить текст на части по вопросам, затем делить текст на законченные по смыслу части, участвовать в коллективной работе по озаглавливанию частей для составления плана, подбирать цитаты для цитатного плана. В дальнейшем от ученика требуется умение самостоятельно делить текст на части и с помощью учителя, а затем самостоятельно составлять план прочитанного, в том числе цитатный.

Работа над литературным текстом предусматривает также постепенное формирование у учащихся умения сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно передавать содержание прочитанного, выполнять краткий, выборочный пересказ, пересказ с изменением лица. С этой целью рекомендуется проводить изложения с обязательным последующим редактированием и совершенствованием написанного.

Или, обучив детей подбору в тексте слов и выражений, характеризующих действующих лиц и их поступки, затем переходить к составлению рассказа о персонаже произведения и, наконец, к сопоставлению нескольких персонажей одного или разных произведений.

В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. Дети обучаются анализу художественных произведений, практическому умению различать произведения разных жанров: сказку, рассказ, повесть, роман, статью, стихотворение, басню, оду, сонет.

 Учитель обращает внимание школьников на синонимы, образные выражения, фразеологические обороты и стремится обогащать ими речь учащихся.

Учитывая, что дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в понимании смысла художественного произведения, в установлении причинно-следственных и временных связей, не умеют самостоятельно почерпнуть из текста новую для них информацию, ограниченно воспринимают средства художественной выразительности, учителю необходимо опираться на детальный и глубокий анализ содержания, выявлять разнообразные взаимосвязи и взаимозависимости, помогать детям приобретать новые знания, выяснять значимое и существенное в тексте, его художественную особенность.

Правильное восприятие текста связано с творческим и воссоздающим воображением, оценочным отношением к прочитанному, с сопереживанием описанных событий. Для развития этих качеств используют «словесное рисование картин» к тексту, творческое дополнение и изменение сюжетных линий произведения, создание сказок, рассказов. Детей обучают элементарно оценивать поступки героев, что способствует более глубокому переживанию прочитанного, формирует эмоциональную отзывчивость, усиливает воспитательное воздействие произведения.

На уроках литературы постоянное внимание уделяется культуре речи учащихся, обогащению и активизации словаря. Детей обучают использованию образцов авторской речи (цитированию), пословиц, устойчивых фразеологических словосочетаний, грамматически правильному построению высказываний, литературному произношению.

В целях расширения кругозора, углубления литературного  образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного чтения. На уроки внеклассного чтения учитель выносит те произведения, которые соответствуют актуальному читательскому уровню учащихся.

В методике преподавания литературы известны приемы проверки знания текста.  В практике работы с учащимися VII вида можно использовать следующие:

  1. Ответы на вопросы по тексту.
  2. Составить свои вопросы на проверку знания текста.
  3. Продолжить предложение.
  4. Тестовые задания.
  5. Поисковое чтение. Учитель начинает читать отрывок из произведения, учащиеся должны найти место цитирования и включиться в процесс чтения (вслух). Когда все учащиеся найдут то место в тексте, где читает учитель, можно прекратить.
  6. Определить, какие слова отсутствуют в отрывке текста.
  7. Отзыв на текст.
  8. Выражение собственного мнения и подтверждение его фактами текста.
  9. Изложение краткого содержания текста.
  10. Логическое выстраивание предложений из текста.
  11. Соединение частей произведения по смыслу.
  12. Пронумеруйте предложения из текста (можно пользоваться первоисточником).
  13. Аннотация, реклама книги.
  14. Составить или разгадать кроссворд по тексту.
  15. Нарисовать иллюстрацию к сцене.

Давая задание выучить стихотворение наизусть, учитель должен помнить об индивидуальных особенностях каждого ученика. В зависимости от них, ребенок может выучить все стихотворение, его часть, а в крайних случаях задание может быть заменено выразительным чтением.

В курсе 6 класса по теории литературы изучаются:

  • теория стихосложения (стихотворный ритм, стих, стопа, двусложный и трехсложный размеры стиха) (практически);
  • поэтические фигуры (градация, риторический вопрос) и тропы (антитеза, инверсия) (ознакомительно);
  • автобиографическая проза (первичные представления);
  • роман (первичные представления);
  • художественная деталь;
  • юмор, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений);

Происходит дальнейшее углубление понятий: гипербола, сравнение, метафора, олицетворение.

Ведется работа по развитию речи:

  • продолжается работа над техникой, выразительностью чтения, чтением наизусть;
  • формируется навык устного отзыва о стихотворении, письменного отзыва на эпизод;
  • происходит обучение составлению цитатного плана;
  • формируются первоначальные навыки анализа эпизода;
  • составление словаря языка персонажа;
  • написание изложений, в том числе с изменением лица;
  • написание мини-сочинений, сочинений-зарисовок;
  • подготовка вопросов для обсуждения.


Для домашнего чтения

  1. А.С.Пушкин. «Дубровский»
  2. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»
  3. М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
  4. И.С.Тургенев. «Записки охотника» («Бирюк», «Бежин луг», «Певцы»);
  5. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
  6. Ф.М.Достоевский. «Мальчики»
  7. А.П.Чехов. «На мельнице», «Тоска», «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник»
  8. Л.Н.Толстой. «Детство»
  9. С.Т.Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»
  10. К.И.Чуковский. «Серебряный герб»
  11. А.Н.Толстой. «Детство Никиты»
  12. В.Ф. Тендряков. «Хлеб для собаки»
  13. В.Г. Короленко. «Слепой музыкант»
  14. Л.А. Кассиль. «Ранний восход»
  15. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  16. Сью Таунсенд. «Дневники Адриана Моула»
  17. Анна Франк. «Погибель»
  18. Александр Грин. «Алые паруса»
  19. В.К. Железников. «Чучело»
  20. А.Г. Алексин. «Безумная Евдокия», «Мой брат играет на кларнете».
  21. В.Г. Распутин. «Уроки французского».
  22. В.М. Шукшин. «Крепкий мужик», «Микроскоп»
  23. О. Генри. «Дары волхвов», «Вождь краснокожих»
  24. М.А. Шолохов. «Судьба человека».
  25. В.В. Быков «Круглянский мост»
  26. Ю.Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был»
  27. В.Богомолов. «Иван»
  28. Ч.Т. Айтматов «Первый учитель»

 Список произведений для заучивания

1. А. С. Пушкин «Узник», «И. И. Пущину», «Зимнее утро»

2. М. Ю. Лермонтов «Тучи», «Утёс»

3.Н. А. Некрасов «Железная дорога» (отрывок: от слов «Славная осень!..» до слов «Думаю думу свою...»)

4. А. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила...»

5. Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело...»

6. А. А. Блок «Летний вечер»

8. А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...»

9. К. М. Симонов «Родина»

9. Н. М. Рыленков «Война переменит маршрут...»

10. Д. С. Самойлов «Тревога»

 



Календарно–тематическое планирование уроков литературы в 6 классе

Дата

№ урока

Разделы программы, темы уроков

Всего часов

Из них на р/р

Из них пр. работ

Теория литературы

Предметные знания

и умения.

Универсальные учебные

действия

Введение.

1

1

(д. с.)

1

Введение. Становление читателя. Роль художественной литературы в жизни человека. Р/Р Аннотация на прочитанную книгу

1

Роды литературы

Предметные знания: 1.  Биографические  сведения  о писателях.

2.  Содержание прочитанных  литературных  произведений.

3.  Изученные  теоретико-литературные понятия.

Предметные умения: 1. уметь  знакомиться  с  новой книгой  (заглавие, содержание просмотровое  и ознакомительное чтение)

Раздел I. Пролетая над снами...

15

1

В.А. ЖУКОВСКИЙ. БАЛЛАДЫ

3

Регулятивные УУД:1.  Самостоятельно формулировать  тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем  вырабатывать критерии  оценки своей работы

Познавательные УУД: 1.  Самостоятельно вычитывать все виды  текстовой

информации: фактуальную. подтекстовую, концептуальную.

2.  Пользоваться приёмами  изучающего чтения.

3.  Извлекать  информацию,  представленную  в разных  формах

(сплошной  текст; несплошной текст:  иллюстрация, таблица, схема).

4.  Пользоваться приёмами  ознакомительного и просмотрового  чтения.

5.  Излагать  содержание  прочитанного  (прослушанного)  текста подробно,  сжато, выборочно.

6.  Пользоваться словарями,  справочниками.

7.  Осуществлять анализ и синтез.

8.  Устанавливать причинно-следственные связи.

9.  Строить  рассуждения.

Коммуникативные УУД: 1.  Учитывать разные  мнения и  стремиться  к

координации различных  позиций  в  сотрудничестве.

2.  Формулировать  собственное  мнение  и позицию,  аргументировать её.

3.  Задавать  вопросы,  необходимые  для  организации  собственной  деятельности.

4.  Осознавать важность  коммуникативных умений в жизни человека.

5.  Оформлять свои  мысли  в устной  и  письменной  форме  с учётом  речевой ситуации;  создавать  тексты различного  типа,  стиля,  жанра.

6.  Высказывать и  обосновывать свою  точку  зрения.

7.  Слушать  и слышать  других,  пытаться принимать иную точку зрения,  быть  готовым  корректировать   свою точку зрения.

8.  Выступать перед аудиторией  сверстников с сообщениями.

Предметные знания: 1.  Биографические  сведения  о писателях.

2.  Содержание прочитанных  литературных  произведений.

3.  Изученные  теоретико-литературные понятия.

4.  Мистика  как способ  художественного  отражения  действительности.

5.  Способы  изображения  человека  в  эпическом  и драматическом

произведении.

6.  Сон  как  художественный приём.

7. Баллада, новелла.

8.  Роды  литературы.

9.  Эпическое  в стихах и прозе.

10.  Драма  как литературный род. 

11.  Эпиграф,  его смысловая нагрузка.

Предметные умения: 1. Различать эпическое  и  драматическое  произведения.

2.  Различать  перевод  и  переработку  художественного  произведения.

3.  Использовать при анализе произведения  понятия  баллада, новелла,  роды литературы; признаки  драматических  произведений.

4.  Понимать смысловую нагрузку эпиграфа.

2

Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие художественной литературы. Баллада В.А. Жуковского «Светлана» как произведение лироэпического жанра.

1

Мистика, мистификация, баллада

3

Таинственная сила мистики. Эпическое начало в балладе. Сон как художественный приём (баллада И.-В. Гёте «Лесной царь» в переводе В А. Жуковского)

1

Символ, сон как художественный приём

4

Авторы баллад и знаменитые переводчики. Знакомство с балладами Шиллера и Гёте.

1

Перевод и переработка худ. произведения

Н.В. ГОГОЛЬ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»

2

5

Быт и нравы Малороссии в изображении Н. В. Гоголя (по повести «Ночь перед Рождеством»)

1

6

Мистика как способ художественного отображения действительности. Мистика и реальность в повести. (Изображение нечистой силы в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

1

А.С. ПУШКИН «УТОПЛЕННИК», «БЕСЫ», «Няне», «Зимняя дорога».

2

7

Мистика как отражение внутреннего мира автора в стихотворениях А.С. Пушкина «Утопленник» и «Бесы»

1

Эпическое повествование в стихах и прозе

8

А.С. Пушкин «Няне», «Зимняя дорога». Образ лирического героя.

1

А.П. ЧЕХОВ «СТРАШНАЯ НОЧЬ»

1

9

Рассказ А.П. Чехова «Страшная ночь»как пародия на «страшные» рассказы. Истоки мистического в литературе

1

ПРОСПЕР МЕРИМЕ И ЕГО ТВОРЧЕСТВО

2

10

Проспер Мериме и «Песни западных славян» А.С. Пушкина

1

Новелла

11

Философский смысл новеллы  (новелла

 П. Мериме  «Венера Ильская»)

1

Эпиграф, его смысловая нагрузка

МОРИС МЕТЕРЛИНК «СИНЯЯ ПТИЦА»

4

12

Особенности драматического произведения. У каждого предмета есть своя душа.

1

Драма как литературный род

13

Поиски счастья героями в пьесе «Синяя птица».

1

14

Истинное и ложное в жизни человека.

1

15

Смысл финала пьесы.

1

16

Развитие речи №1 Сочинение по разделу «Пролетая над снами».

1

соч. 2

Раздел II. Сказки для взрослых

12

1

1

ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ «МАЛЕНЬКИЙ МУК»

2

Регулятивные УУД: 1.  Самостоятельно ставить  новые  цели урока.

2.  Самостоятельно анализировать  условия  и  пути  достижения цели.

3. В диалоге с учителем  вырабатывать критерии  оценки  и определять  степень успешности своей работы.

Познавательные УУД: 1.  Самостоятельно  вычитывать все  виды  текстовой  информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

адекватно  понимать  основную  и дополнительную информацию  текста,  воспринятого на слух.

2.  Извлекать  информацию,  представленную  в  разных  формах

(сплошной  текст; несплошной текст-иллюстрация, таблица, схема). 

3.  Пользоваться различными  видами  чтения  (просмотровым,  ознакомительным, изучающим).

4.  Перерабатывать  и  преобразовывать  информацию  из  одной

формы  в  другую (составлять  план, таблицу, схему).

5.  Излагать  содержание  прочитанного  (прослушанного)  текста

подробно,  сжато, выборочно.

6.  Пользоваться словарями,  справочниками.

7.  Осуществлять анализ и синтез. 

8.  Устанавливать причинно-следственные связи.

9.  Строить  рассуждения

Коммуникативные УУД: 1.  Учитывать разные  мнения и  стремиться  к

координации различных  позиций  в  сотрудничестве.

2.  Формулировать  собственное  мнение  и позицию,  аргументировать  её и  координировать  её  с  позициями  партнёров  в  совместной  деятельности.

3.  Задавать  вопросы,  необходимые для организации  собственной  деятельности  и  сотрудничества  с партнёром.

4.  Осознавать важность  коммуникативных умений в жизни человека.

5.  Оформлять свои  мысли  в устной  и  письменной  форме  с учётом  речевой ситуации;  создавать  тексты различного  типа,  стиля,  жанра.

6.  Оценивать  и редактировать устное  и  письменное  речевое

высказывание.

7.  Адекватно использовать речевые  средства  для  решения  различных

коммуникативных  задач; пользоваться монологической  и  диалогической  формами речи.

8.  Высказывать и  обосновывать  свою  точку  зрения.

9.  Слушать  и слышать  других,  пытаться принимать иную точку зрения,  быть  готовым  корректировать  свою точку зрения.

10.  Выступать перед аудиторией  сверстников с сообщениями.

Предметные знания: 1.  Биографические  сведения  о писателях.

2.  Содержание прочитанных литературных произведений.

3.  Изученные теоретико-литературные  понятия.

4.  Роды  литературы.

5. Жизнь сказки в эпосе и лирике.

6.  Литературная сказка.

7.  Художественная деталь в литературной сказке.

8.  Композиционный  приём  «рассказ в рассказе»

Предметные умения: 1.  Правильно применять  изученные  теоретико-литературные понятия.

2.  Анализировать  литературную  сказку, видеть роль художественной детали в тексте.

3.  Определять роль  композиционного  приёма «рассказ  в  рассказе»

17

Вечные темы в художественной литературе и их воплощения. Место сказки в литературе и её роль. Сказка «Маленький Мук» для детей и взрослых и её «недетские вопросы.

1

Роды литературы, жанры сказки в эпосе и лирике

18

Построение сказки В. Гауфа «Маленький Мук» («рассказ в рассказе»).

1

Литературная сказка, приём «рассказ в рассказе»

Н.Д. ТЕЛЕШОВ «БЕЛАЯ ЦАПЛЯ»

1

19

Назначение человека и его ответственность  перед будущим в сказке Н.Д. Телешова «Белая цапля.

1

Щ.ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН «ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ»

3

20

Реальность и фантастика в сказке Гофмана.

1

21

Двоемирие в сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

1

Художественная деталь в литер. сказке

22

Нравственные уроки сказки.

1

ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН «РУСАЛОЧКА»

2

23

Наш чудесный сказочник (жизнь и творчество Г.Х. Андерсена). Художественные особенности литературной сказки.

1

24

Сказка о любви, самоотверженности, страдании.

1

А.Н. ТОЛСТОЙ «РУСАЛКА»

1

25

Размышления о разрушительной силе любви (по сказке А.Н. Толстого «Русалка»).

1

В.В. ВЕРЕСАЕВ «СОСТЯЗАНИЕ»

1

26

Великая сила искусства. Размышления о человеческой красоте (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)

1

27

Подведем итоги (обобщающий урок по разделу II) Проверочная работа №1

1

п.р. 1

28

Развитие речи №2  Сочинение по разделу «Сказки для взрослых».

1

соч. 3

Раздел III. Следы во времени

12

1

РУССКИЕ БЫЛИНЫ

3

Регулятивные УУД: 1.  Самостоятельно составлять  план решения  учебной

проблемы.

2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью.

3.  В  диалоге  с  учителем  вырабатывать  критерии  оценки  и определять  степень успешности  своей работы и работы других  в  соответствии  с

этими критериями.

Познавательные УУД: 1.  Самостоятельно вычитывать все виды  текстовой

информации: фактуальную, подтекстовую,  концептуальную; адекватно

понимать  основную  и  дополнительную  информацию  текста,

воспринятого  на слух.

2.  Пользоваться разными  видами чтения:  изучающим,  просмотровым,  ознакомительным.

3.  Извлекать  информацию,  представленную в разных  формах

(сплошной  текст; несплошной текст-иллюстрация,  таблица, схема).

4.  Пользоваться различными видами аудирования.

5.  Перерабатывать  и  преобразовывать  информацию  из  одной формы  в  другую (составлять  план, таблицу, схему).

6.  Излагать  содержание  прочитанного  (прослушанного)  текста

подробно,  сжато, выборочно.

7.  Пользоваться словарями,  справочниками.

8.  Осуществлять анализ и синтез.

9.  Устанавливать причинно-следственные связи.

10.  Строить  рассуждения.

Коммуникативные УУД: 1.  Учитывать разные  мнения и  стремиться  к

координации различных позиций  в  сотрудничестве.

2.  Формулировать  собственное  мнение  и позицию,  аргументировать  её и  координировать  её  с  позициями  партнёров  в  совместной  деятельности.

3.  Устанавливать  и  сравнивать  разные точки  зрения прежде,  чем

принимать решения  и  делать выбор.

4.  Задавать  вопросы,  необходимые для организации  собственной  деятельности  и сотрудничества с партнёром.

5.  Осознавать важность  коммуникативных  умений  в  жизни человека.

6.  Оформлять свои мысли в устной и письменной форме  с  учётом

речевой  ситуации;  создавать тексты  различного  типа,  стиля, жанра.

7.  Оценивать  и редактировать устное и письменное  речевое  высказывание.

8.  Адекватно  использовать  речевые  средства  для решения  различных  коммуникативных  задач; пользоваться  монологической  и диалогической формами речи.

9. Высказывать и обосновывать свою  точку  зрения.

10.  Слушать  и слышать  других, пытаться  принимать  иную  точку

зрения,  быть  готовым  корректировать  свою  точку зрения.

11.  Выступать перед  аудиторией  сверстников  с сообщениями.

Предметные знания: 1.  Биографические  сведения  о писателях.

2.  Содержание прочитанных  литературных  произведений.

3.  Изученные теоретико-литературные  понятия.

4.  Героический эпос,  миф,  былина.

5.  Отличие  мифа от сказки.

6.  Герой-богатырь.  Приёмы  создания  героического  характера  в

эпосе.

7. Гипербола.

Предметные умения: 1.  Различать  героический  эпос, миф и былину. 

2.  Отличать  миф от сказки.

3.  Видеть  в  тексте  приёмы  создания  героического  характера,

в т.ч. гиперболу.

29

Героический эпос разных народов.

Герои и язык русского былинного эпоса.

1

Героический эпос. Миф. былина

30

Былина «Вольга и Микула Селянинович». Приёмы создания героического характера. Язык былины.

1

Герой-богатырь

31

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» Образ русского богатыря в былине.

1

Приёмы создания герорического характера в эпосе

ЭПОС РАЗНЫХ НАРОДОВ

4

32

Урал-батыр – герой башкирского народного эпоса.

1

33

Традиции и обычаи киргизского народа в национальном эпосе «Манас».

1

34

«Калевала». Национальное и общечеловеческое начало в эпосе разных народов.

1

35

Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате». Величие древней легенды. Мастерство автора и переводчика.

1

Гипербола

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

2

36

Легенды и мифы Древней Греции – отражение представлений древних греков об устройстве мира. Изображение главных богов.

1

Отличие мифа от сказки

37

Мифы о Геракле.

1

ГОМЕР «ОДИССЕЯ»

2

38

Гомер. «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе. Отличие мифа от сказки. Языковые особенности произведения.

1

Роль худ. слова в эпическом произведении

39

Античная лирика (2 стихотворения по выбору). Жизнь мифа в литературе.

1

40

Развитие речи № 3 Сочинение по разделу III «Следы во времени»

1

соч. 4

Раздел IV. Открывая мир вокруг...

15

2

41

Литература как способ познания жизни. Вечные темы в литературе. Роль художественной детали (на примере произведения «Старик в станционном буфете»  Паустовского).

1

Роль художественной детали, новелла

Регулятивные УУД: 1. Работать по плану, сверяя  свои  действия  с  целью,  прогнозировать,  корректировать  свою деятельность.

2.  Самостоятельно составлять  план решения  учебной проблемы

3. Работать по плану, сверяя  свои  действия с целью.

4. В диалоге с учителем  вырабатывать критерии  оценки  и определять  степень успешности  своей работы и работы других  в  соответствии  с

этими критериями.

Познавательные УУД: 1.  Самостоятельно вычитывать все виды  текстовой

информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;  адекватно  понимать основную и дополнительную информацию  текста,

воспринятого  на слух.

2.  Пользоваться разными  видами чтения:  изучающим,  просмотровым,   ознакомительным.

3.  Извлекать  информацию,  представленную  в  разных  формах

(сплошной  текст; несплошной текст  –  иллюстрация,  таблица, схема).

4.  Пользоваться различными видами аудирования.

5.  Перерабатывать  и  преобразовывать  информацию  из  одной

формы  в  другую (составлять  план, таблицу, схему). 

6.  Излагать  содержание  прочитанного  (прослушанного)  текста

подробно,  сжато, выборочно.

7.  Пользоваться словарями,  справочниками.

8.  Осуществлять анализ и синтез.

9.  Устанавливать причинно-следственные связи.

10.  Строить  рассуждения.

Коммуникативные УУД: 1.  Учитывать разные мнения и стремиться  к

координации различных  позиций  в  сотрудничестве.

2.  Формулировать  собственное мнение  и  позицию,  аргументировать  её  и  координировать  с  позициями  партнёров  в  совместной  деятельности.

3.  Устанавливать  и  сравнивать  разные точки  зрения, прежде  чем

принимать  решения  и  делать выбор.

4.  Договариваться  и  приходить  к  общему решению  в  совместной  деятельности, в том числе  в  ситуации  столкновения интересов.

5.  Задавать  вопросы,  необходимые для организации  собственной  деятельности  и сотрудничества с партнёром.

6. Осуществлять взаимный  контроль  и  оказывать в сотрудничестве  необходимую помощь.

7.Осознавать важность  коммуникативных умений в жизни человека.

8.Оформлять свои  мысли  в устной  и  письменной  форме  с учётом  речевой ситуации;  создавать  тексты различного  типа,  стиля,  жанра.

9.  Оценивать  и редактировать устное  и  письменное  речевое

высказывание.

10.  Адекватно использовать речевые  средства  для  решения  различных

коммуникативных  задач; пользоваться монологической  и  диалогической  формами речи.

11.  Высказывать  и  обосновывать  свою точку зрения.

12.  Слушать  и слышать  других,  пытаться принимать иную точку зрения,  быть  готовым  корректировать  свою точку зрения.

13.  Выступать перед аудиторией  сверстников с сообщениями.

Предметные знания: 1.  Биографические  сведения  о писателях.

2.  Содержание прочитанных  литературных  произведений.

3.  Изученные теоретико-литературные   понятия.

4. Рассказ, новелла,  повесть  как эпические  жанры.

5.  Роль  художественной детали в повествовании

Предметные умения: 1.  Различать эпические жанры  –  рассказ,  новеллу,

повесть  –  по  их признакам.

2. Видеть мастерство  писателя  в создании  текста, в  т.ч.  роль  художественной детали.

И.С. ТУРГЕНЕВ. «МУМУ», «БИРЮК», «ПЕВЦЫ»

4

42

И.С. Тургенев «Муму». Жизнь человека в эпоху крепостного права.

1

Рассказ как эпический жанр

43

Герасим и другие персонажи. Характеристика героя в эпическом произведении.

1

Мастерство писателя

44

«Бирюк». Автор и его герой в произведении.

1

45

И.С. Тургенев «Певцы». Основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям.

1

Л.Н. ТОЛСТОЙ. «СЕВАСТОПОЛЬ В ДЕКАБРЕ МЕСЯЦЕ»

1

46

Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе. Художественное изображение действительности в художественном произведении.

1

Мастерство писателя

47

Размышления о ценностях человеческой жизни в стихах о войне (М.Ю. Лермонтов «Сон», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики», К. Симонов «Жди меня», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане»).

1

Роль художественной  детали

АЛЕКСАНДР ГРИН. «ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ФУТОВ»

1

48

А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека, его чувств, переживаний в рассказе.

1

Мастерство писателя

О. ГЕНРИ. «ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ».

1

Новелла

49

О. Генри «Последний лист». Размышление о назначении искусства художника и искусства вообще.

1

Мастерство писателя

А.С. ПУШКИН. ПОВЕСТЬ «ВЫСТРЕЛ», РОМАН «ДУБРОВСКИЙ»

4

50

А.С. Пушкин «Повести Белкина». Тематика и проблематика. Повесть «Выстрел». Роль эпиграфа к произведению.

1

Повесть как эпический жанр

51

А.С. Пушкин «Дубровский». Сюжет и композиция эпического произведения.

1

Мастерство писателя

52

Столкновение характеров упрямых и своенравных.

1

Роль худ. детали

53

Развитие речи №4 Сравнительная характеристика помещиков.

1

соч. 5

54

Дубровский – главный герой произведения. Поступки героя как способ раскрытия его характера.

1

Роль худ. детали

55

Развитие речи №5 Контрольная работа (Сочинение по разделу IV «Открывая мир вокруг...»).

1

соч. 6

Раздел V. Смеясь сквозь слезы...

9

1

БАСНЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР

3

1

Регулятивные УУД: 1. Работать по плану, сверяя  свои  действия  с  целью,  прогнозировать,  корректировать  свою деятельность.

2.  Самостоятельно составлять  план решения  учебной проблемы.

3. Работать по плану, сверяя  свои  действия с целью.

4. В диалоге с учителем  вырабатывать критерии  оценки  и определять  степень успешности  своей работы и работы других  в  соответствии  с

этими критериями.

Познавательные УУД: 1.  Самостоятельно вычитывать все виды  текстовой

информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;  адекватно  понимать основную и дополнительную информацию  текста,

воспринятого  на слух.

2.  Пользоваться разными  видами чтения:  изучающим,  просмотровым,   ознакомительным.

3.  Извлекать  информацию,  представленную  в  разных  формах

(сплошной  текст; несплошной текст  –  иллюстрация,  таблица, схема).

4.  Пользоваться различными видами аудирования.

5.  Перерабатывать  и  преобразовывать  информацию  из  одной

формы  в  другую (составлять  план, таблицу, схему). 

6.  Излагать  содержание  прочитанного  (прослушанного)  текста

подробно,  сжато, выборочно.

7.  Пользоваться словарями,  справочниками.

8.  Осуществлять анализ и синтез.

9.  Устанавливать причинно-следственные связи.

10.  Строить  рассуждения.

Коммуникативные УУД: 1.  Учитывать разные мнения и стремиться  к

координации различных  позиций  в  сотрудничестве.

2.  Формулировать  собственное мнение  и  позицию,  аргументировать  её  и  координировать  с  позициями  партнёров  в  совместной  деятельности.

3.  Устанавливать  и  сравнивать  разные точки  зрения, прежде  чем

принимать  решения  и  делать выбор.

4.  Договариваться  и  приходить  к  общему решению  в  совместной  деятельности, в том числе  в  ситуации  столкновения интересов.

5.  Задавать  вопросы,  необходимые для организации  собственной  деятельности  и сотрудничества с партнёром.

6. Осуществлять взаимный  контроль  и  оказывать в сотрудничестве  необходимую помощь.

7.Осознавать важность  коммуникативных умений в жизни человека.

8.Оформлять свои  мысли  в устной  и  письменной  форме  с учётом  речевой ситуации;  создавать  тексты различного  типа,  стиля,  жанра.

9.  Оценивать  и редактировать устное  и  письменное  речевое

высказывание.

10.  Адекватно использовать речевые  средства  для  решения  различных

коммуникативных  задач; пользоваться монологической  и  диалогической  формами речи.

11.  Высказывать  и  обосновывать  свою точку зрения.

12.  Слушать  и слышать  других,  пытаться принимать иную точку зрения,  быть  готовым  корректировать  свою точку зрения.

13.  Выступать перед аудиторией  сверстников с сообщениями.

Предметные знания: 1.  Биографические  сведения  о писателях.

2.  Содержание прочитанных  литературных  произведений.

3.  Изученные теоретико-литературные   понятия.

4. Рассказ, новелла,  повесть  как эпические  жанры.

5.  Роль  художественной детали в повествовании.

Предметные умения: 1.  Различать эпические жанры  –  рассказ,  новеллу,

повесть  –  по  их признакам.

56

Смешное в жизни и в литературе. Басни как поучительный жанр. Эзоп и эзопов язык.

1

Басня как литературный жанр, эзопов язык

57

Басни Крылова их аллегорический смысл.

1

Аллегория, мораль, нравоучение, олицетворение

58

Развитие речи 6. Сочинение басни.

1

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»

2

59

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Объект сатиры писателя.

1

Юмор и сатира как средство выражения авторского отношения к изображаемому

60

Приёмы создания комического. Мастерство иносказания в сказках. М.Е. Салтыкова-Щедрина (сказки «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»).

1

Приёмы создания комического

А.П. ЧЕХОВ. РАССКАЗЫ

2

61

Смешное и грустное в рассказах А. Чехова.

1

62

Особенности авторского стиля А.П. Чехова.

1

63

Юмор и сатира в рассказах Зощенко.

1

64

Тематика и проблематика юмористических произведений Н.А.Тэффи и И.Ильфа и Е.Петрова.

1

ДЖЕРОМ К. ДЖЕРОМ. «ТРОЕ В ОДНОЙ ЛОДКЕ, НЕ СЧИТАЯ СОБАКИ»

1

65

Образ рассказчика в рассказе «Трое в лодке, не считая собаки».

1

Раздел VI  

Стихи из заветной тетради.

2

66

Отражение мира чувств в лирическом тексте (С.А. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом…», М.И. Цветаева «Домики старой Москвы», А.А. Ахматова «Цветов и неживых вещей…», И.А. Бунин «Первый утренник», И. Бродский «Ветер оставил лес…», Б.Л. Пастернак «Никого не будет дома», Б. Ш. Окуджава «Пожелание друзьям», Б.В. Заходер «Что такое стихи»).

1

Роды литературы, лирика, лирическое стихотворение

Регулятивные УУД: 1. Работать по плану, сверяя  свои  действия  с  целью,  прогнозировать,  корректировать  свою деятельность.

2.  Самостоятельно составлять  план решения  учебной проблемы

3. Работать по плану, сверяя  свои  действия с целью.

4. В диалоге с учителем  вырабатывать критерии  оценки  и определять  степень успешности  своей работы и работы других  в  соответствии  с

этими критериями.

Познавательные УУД: 1.  Самостоятельно вычитывать все виды  текстовой

информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;  адекватно  понимать основную и дополнительную информацию  текста, воспринятого  на слух.

2.  Пользоваться разными  видами чтения:  изучающим,  просмотровым,   ознакомительным.

3.  Извлекать  информацию,  представленную  в  разных  формах

(сплошной  текст; несплошной текст  –  иллюстрация,  таблица, схема).

4.  Пользоваться различными видами аудирования.

5.  Перерабатывать  и  преобразовывать  информацию  из  одной

формы  в  другую (составлять  план, таблицу, схему). 

6.  Излагать  содержание  прочитанного  (прослушанного)  текста

подробно,  сжато, выборочно.

7.  Пользоваться словарями,  справочниками.

8.  Осуществлять анализ и синтез.

9.  Устанавливать причинно-следственные связи.

10.  Строить  рассуждения.

Коммуникативные УУД: 1.  Учитывать разные мнения и стремиться  к

координации различных  позиций  в  сотрудничестве.

2.  Формулировать  собственное мнение  и  позицию,  аргументировать её  и  координировать  с  позициями  партнёров  в  совместной  деятельности.

3.  Устанавливать  и  сравнивать  разные точки  зрения, прежде  чем

принимать  решения  и  делать выбор.

4.  Договариваться  и  приходить  к  общему решению  в  совместной  деятельности, в том числе  в  ситуации  столкновения интересов.

5.  Задавать  вопросы,  необходимые для организации  собственной  деятельности  и сотрудничества с партнёром.

6. Осуществлять взаимный  контроль  и  оказывать в сотрудничестве  необходимую помощь.

7.Осознавать важность  коммуникативных умений в жизни человека.

8.Оформлять свои  мысли  в устной  и  письменной  форме  с учётом  речевой ситуации;  создавать  тексты различного  типа,  стиля,  жанра.

9.  Оценивать  и редактировать устное  и  письменное  речевое

высказывание.

10.  Адекватно использовать речевые  средства  для  решения  различных

коммуникативных  задач; пользоваться монологической  и  диалогической  формами речи.

11.  Высказывать  и  обосновывать  свою точку зрения.

12.  Слушать  и слышать  других,  пытаться принимать иную точку зрения,  быть  готовым  корректировать  свою точку зрения.

13.  Выступать перед аудиторией  сверстников с сообщениями.

Предметные знания: 1.  Биографические  сведения  о писателях.

2.  Содержание прочитанных  литературных  произведений.

3.  Изученные теоретико-литературные   понятия.

4. Сведения,  полученные  из  курса 6-го класса.

Предметные умения: 1. Отвечать  на  вопросы по изученному материалу

2. Видеть мастерство  писателя  в создании  текста, в  т.ч.  роль  художественной детали.

67

Особенности организации стихотворной речи. Поэтическая антология (С.А. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом…», М.И. Цветаева «Домики старой Москвы», А.А. Ахматова «Цветов и неживых вещей…», И.А. Бунин «Первый утренник», И. Бродский «Ветер оставил лес…», Б.Л. Пастернак «Никого не будет дома», Б. Ш. Окуджава «Пожелание друзьям», Б.В. Заходер «Что такое стихи»).

1

Особенности организации стих. речи (рифма. ритм, размер, строфа), поэтическая антология

Обобщение

3

68

Обобщение изученного. Проверочная работа за курс 6 класса

1

п. р. 2

Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение

69

Литературная игра

1

70

Резервный урок

1

Количество часов на изучение произведений -        62 ч,

Количество часов развития речи - 6

Количество сочинений - 6

(классных соч. -5, домашних сочинений - 1)

Количество проверочных работ   -      2 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....