Литературно-музыкальная композиция " Чеченский вихрь"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
9 декабря 2014 года под руководством КОиН администрации
г. Новокузнецка был проведен городской конкурс литературно-музыкальных композиций « России славные сыны!», посвященный Дню Героев Отечества.
Данное мероприятие направлено на достижение цели: формирование гражданско-патриотических чувств, самосознания детей на основе культурно-исторических и духовно-нравственных ценностей.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
- создание условий для творческой самореализации и культурного роста детей;
- привлечение учащихся к пропаганде средствами литературы героической боевой и трудовой истории и славы Отечества;
- воспитание художественного вкуса и приобщение учащихся к лучшим образцам отечественной культуры и искусства;
- создание творческой атмосферы для общения участников.
Конкурсанты понимали всю ответственность, возложенную на них. Они не имели права выступить плохо, так как их зрителями и судьями были ветераны Великой Отечественной войны, афганской и чеченской войны, видевшие настоящую войну , а также матери и вдовы, которые не дождались своих мальчишек с полей сражений.
Наша школа на суд зрителей и жюри представила литературно-музыкальную композицию « Чеченский вихрь».
Выбор темы был не случаен. Чеченская война. В 2014 г. было ровно 20 лет с момента её официального начала. Война, которая так и не была признана, которая вошла в историю как « меры по укреплению правопорядка» и
« контртеррористическая операция» на Северном Кавказе. Конфликт, уходящий корнями еще в ХIХ век, разгорелся с новой силой после развала Советского Союза. Он унес тысячи жизней молодых ребят. Разве можно предать полному забвению эти страницы нашей истории?! Чтобы передать всю глубину Чеченской войны, мы выбрали именно эту тему.
Учащиеся во главе со своим наставником написали сценарий, выбрали музыкальное сопровождение, с помощью которого постарались передать соответствующее теме настроение – боль утрат, слезы расставаний, радость встреч. Наша литературно-музыкальная композиция – это не просто творческая работа, это целый спектакль чувств и эмоций.
Выступление ребят началось с тревожного звона колоколов, который раздавался как память о мужестве и героизме солдат, чьи армейские дороги прошли через Чечню. Затем чтецы поочередно декламировали стихи
( К. Селиванова «Сначала был Афганистан…», А. Вертинский «Я не знаю зачем…», В. Куценко « Дай мне руку, помоги подняться…», «Время выбрало нас…», С. Комогорцева-Струкова «Провожают в армию ребят…» и др., в которых старались передать все ужасы этой кровавой войны, унесшей чью-то юность, чьи-то несбывшиеся мечты. Особенно проникновенным было чтение стихотворения Р.Рождественского «Реквием», передающего чувства солдатских матерей, беззаветно любящих своих сыновей и неустанно молящихся за них.
Литературно-музыкальная композиция имела хореографическое оформление. В ней был представлен танец скорби « Женские слезы». Исполняя эту танцевальную композицию, ученицы смогли без всяких слов, с помощью пластики тела, жестов рук передать боль материнского сердца.
Патриотический настрой нашим конкурсантам придало вокальное выступление двух учениц. В их исполнении прозвучали песни А. Карман
« Зажгите свечи» и Т. Гвердцители « Баллада о войне » .
Литературно-музыкальная композиция сопровождалась презентацией, которая наглядно отражала смысл сказанного. Было представлено множество уникальной видеоинформации, рассказывающей о подвигах наших солдат в Чеченской войне.
Свое выступление школьники закончили мыслью о том, что споры о Чеченской войне будут идти годы, но те, кто не вернулся с той войны, навсегда останутся в памяти народа. Ребята призывали всех сидящих в зале хранить память о своих верных сыновьях, выполнивших свой долг защитника Родины ценой собственной жизни.
Издавна на Руси было принято зажигать свечу в память об ушедших из жизни. В конце композиции ученица исполнила песню А.Карман «Зажгите свечи», а конкурсанты действительно зажгли свечи. В мерцании огоньков весь зал, не сговариваясь, встал в память о погибших солдатах всех войн …
Несомненно, литературно-музыкальная композиция « Чеченский вихрь» была результативной. Эффективность данного мероприятия состоит в воспитании у молодого поколения чувства патриотизма, уважения к российской военной истории, ветеранам всех войн и защитникам Отечества, в формировании активной гражданской позиции у учащихся, в развитии их творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya_chechenskiy_vihr.docx | 22.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция «Чеченский вихрь»
( в рамках городского конкурса литературно-музыкальных композиций
« России славные сыны!», посвященного Дню Героев Отечества)
Цель: формирование гражданско-патриотических чувств, самосознания детей на основе культурно-исторических и духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
- создание условий для творческой самореализации и культурного роста детей;
- привлечение учащихся к пропаганде средствами литературы героической боевой и трудовой истории и славы Отечества;
- воспитание художественного вкуса и приобщение учащихся к лучшим образцам отечественной культуры и искусства;
- создание творческой атмосферы для общения участников.
СЦЕНАРИЙ
СЛАЙД 1 ( Раздается звон колоколов)
1. Чтец. Что это? Вы слышите?
2. Чтец. Это звон колокола. Как призыв!
3. Чтец. Как набат!
4. Чтец. Как память!
СЛАЙД 2.
Ведущий. Память о мужестве и героизме тех, чьи нелёгкие армейские дороги прошли через Чечню.
СЛАЙД 3.
Чтец. Ищу на карте крошечную точку,
Политую свинцом и солью кровяной.
Чтоб вставить в поэтическую строчку
Короткое названье Хорсеной.
Закрою карту, снова открываю,
На сердце боль и тяжесть у меня.
Так вот она – та точка роковая.
Кто знал её вчера? Она ЧЕЧНЯ!
(стихотворение «Чечня», авт. неизвестен)
Ведущий. Казалось, еще не зарубцевались раны Афгана. Но солдатский долг вновь зовёт.
СЛАЙД 4.
Чтец. Солдат войны не выбирает --
Он верен долгу и стране,
Которая его ввергает
То в кровь, то в славу, что сверкает
На склонах в памятной Чечне.
( стихотворение «Солдат войны не выбирает»)
СЛАЙД 5.
Ведущий. 11 декабря 1994 года на основании Указа президента России Бориса Ельцина подразделения Минобороны и МВД России вошли на территорию Чечни.
СЛАЙД 6.
Чтец. Сначала был Афганистан, потом Чечня.
Кто объяснит мне, что творится в этом мире?
Когда же кончится кровавая война?
Когда же люди жить там будут мирно?
( стихотворение К. Селивановой «Сначала был Афганистан…»).
СЛАЙД 7.
Чтец. Я не знаю зачем, и кому это нужно.
Кто послал их на смерть
Недрожащей рукой?
Только так бесполезно,
Так зло и ненужно
Отпускали их в вечный покой.
(стихотворение А. Вертинского «Я не знаю зачем…»)
Ведущий. И закружился Чеченский вихрь, унося за собой юность, несбывшиеся мечты, покой.
СЛАЙД 8,9.
Чтец. Время выбрало нас,
Закружило в Чеченской метели.
Нас позвали, друзья, в грозный час.
Мы военную форму надели.
И в огне горных трудных дорог
Своей кровью кропили походы.
Не заметили в вихре тревог,
Как минуты прессуются в годы.
(стихотворение В. Куценко «Время выбрало нас…»)
Ведущий. И всегда матери провожали своих сыновей в армию с тревогой на сердце и со слезами на глазах.
СЛАЙД 10.
Чтец. Провожают в армию ребят,
Словно в 41-м на войну.
И опять, как много лет подряд
Песней рвут мальчишки тишину.
И опять, как много лет назад.
Матерей не удержать от слез.
Ведь и этих будущих солдат
Ожидает столько гроз.
Оттого и громче, чем набат,
Заглушая песню и шаги,
Губы материнские твердят:
« Помоги им, боже, помоги!»
(стихотворение С. Комогорцевой-Струковой «Провожают в армию ребят…»).
Ведущий. С первых дней боевых действий на территории республики Чечня российские солдаты проявляют мужество и отвагу. Во время боев они действуют уверенно и решительно, всегда готовы прийти на помощь друг другу.
СЛАЙД 11,12,13.
Чтец. Дай мне руку, помоги подняться.
Мне, братишка, вновь не повезло.
Чем с боевиками мне сражаться?
Автомат мой в щепки разнесло.
Что ты умываешься слезами?
В нашей роте слабых не найти.
Что-то плохо у меня с глазами.
Дай мне руку, я смогу идти.
Пыльной тучей вертолет садится.
Но зачем носилки, я и сам бы смог.
Но его несут и прячут лица:
«Осторожней, братцы, он без ног».
(стихотворение В.Куценко « Дай мне руку, помоги подняться…»).
СЛАЙД 14,15,16.
Чтец1. « Живым не возьмешь,- прошептали губы.
Кольцо гранаты - в бессмертье дверцы.
И взрыв прогремел, как победные трубы,
Сразив врага разорвавшимся сердцем.
Скажи мне, где корни презрения к смерти?
И где истоки высокого долга?
Чтец 2. Они в отцах,что шагнули в бессмертье.
Они в той войне, где Москва и Волга.
Чтец 1. Скажи , где начало железной воли?
Скажи мне, где корни мужской силы?
Чтец 2. Всё просто,
Истоки в женской доле,
В руках матерей, что нас взрастили.
(стихотворение В.Ковалёва «Истоки»).
СЛАЙД 17.
Ведущий. Солдатские матери…Это женщины с разной судьбой, но всех их объединяет беззаветная, преданная любовь к своим детям. Сколько выплакано слёз, сколько прочитано молитв во спасение сыновей.
СЛАЙД 18,19,20. (Звучит музыка Ф.Шуберта «Аве Мария». На её фоне читается отрывок из поэмы Р.Рождественского « Реквием»)
Чтец. Ой, зачем ты ,
солнце красное, всё ходишь?
Ой, зачем
с войны безрадостной, сын,
не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
прилечу орлицей быстрою.
Отзовись, моя кровиночка,
миленький, единственный…
Белый свет не мил.
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зёрнышко моё.
Зорюшка моя.
Горюшко моё, где ж ты?
Не могу найти дороженьки,
Чтоб заплакать над могилою.
Не хочу я ничегошеньки –
Только сына милого.
За лесами моя ластонька!
За горами – за громадами.
Если выплаканы глазоньки,
Сердцем плачут матери.
Белый свет не мил.
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зёрнышко моё.
Зорюшка моя.
Горюшко моё, где ж ты?
СЛАЙД- ВИДЕОХРОНИКА 21.
(Танец скорби «Женские слёзы» под песню Т.Гвердцители «Баллада о войне» )
Ведущий. Война никого не щадила. Сколько необученных мальчишек погибло в чеченских засадах, сгорело в танках. В вечность уходят молодые, навсегда покидая тех, кто их бесконечно любит.
Чтец. И улетают секунды в прошлое,
Им обратной дороги нет.
Что с того, что они мало прожили,
Что с того, что им 20 лет…
(отрывок из стихотворения Л.Молчанова «Баллада о двадцатилетних»).
СЛАЙД- ШОУ 22.
Чтец 1. Над Москвою Храма нового – купола.
За мое здоровье свечечку – мать зажгла…
Причитала пред иконами – как во сне.
Всё просила и молилася – обо мне.
На колени опускалася – не впервой!
И не видя, знала в точности – я живой.
И слетали с губ искусанных – те слова…
И от ладана кружилася голова…
Чтец 2. « Сохрани его, сердешного, на войне!
Ведь ты знаешь долю грешную – он в Чечне…
От свинцовой вьюги – смертушки заслони!
И домой его, родимого, мне верни…
Пусть враги не тронут мальчика моего.
Не остави его, Господи, одного!
Он – солдат, куда, деваться-то? Видишь сам…
Ну зачем такой молоденький Небесам?!..»
Чтец 1. Бог не слышал сердца матери – занят был.
И о просьбе слёзной, искренней – позабыл.
Пропитался кровью алою мой берет…
И к своим ползти « за линию» -- сылы нет…
Эх, война, година лютая, -- смерть пришла…
И меня молитва матери – не спасла.
Я глаза закрыл усталые – ВОТ ПОКОЙ!..
Будет сын всегда у матери – молодой…
(стихотворение А. Орлова «Над Москвою Храма нового – купола»).
СЛАЙД 23.
Ведущий. Пройдут годы… Затянутся раны… Уйдут в небытие нынешние споры об «афганцах» и «чеченцах», но Чеченская война и те, кто не вернулся с неё, навсегда останутся в памяти народа.
Чтец. Я глупо верил – время лечит…
Враньё! Войну не позабыть!
Не позабыть мои потери,
Не позабыть чеченский плен.
И шёпот трав, и вой сирен…
Глаза друзей, войной распятых,
И полевые медсанбаты,
И крики « духов» оголтелых…
И как мне жить с моими снами?
Отверженным стою меж вами…
Враньё! Войну не позабыть…
(отрывок из стихотворения А.Орлова «Я глупо верил – время лечит…»).
СЛАЙД 24.
Ведущий. Чечня стала многострадальной землей. Эта жестокая, беспощадная война обязательно войдет в историю нашей страны. Сегодня мы знаем о ней столько, сколько нам не опасно знать.
Ведущий. Когда- нибудь время все расставит на свои места. А наша святая обязанность – хранить память о своих верных сыновьях, выполнивших свой долг защитника Родины ценой собственной жизни .
СЛАЙД 25.
Чтец. Есть истории огромный камень,
Мы на нем напишем имена.
Золотом их тиснем, чтоб веками
Помнила и чтила их страна.
Всех, кто умер за свою Отчизну,
За её величье и расцвет.
Всех, кто отдал дорогие жизни,
Чтобы ярче лился счастья свет.
(отрывок из поэмы И.Денисенко «Семен Лагода»)
Ведущий. Издавна на Руси было принято зажигать свечу в память об ушедших из жизни. Так пусть же и сегодня в память о погибших солдатах всех войн горят свечи…
СЛАЙД –ВИДЕО 26. ( Исполняется песня А.Карман «Зажгите свечи»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."
Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...
Литературно-музыкальная композиция «Я погиб на чеченской войне»
Методический материал литературно-музыкальная композиция «Я погиб на Чеченской войне» разработан для проведения вечеров, торжественных общешкольных мероприятий, посвященных памяти воинов-чеченцев, для...
Литературно-музыкальная композиция"Чеченский вихрь"
9 декабря 2014 года под руководством КОиН администрацииг. Новокузнецка был проведен городской конкурс литературно-музыкальных композиций « России славные сыны!», посвященный Дню Ге...
Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)
История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...
Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"
Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...
Литературно-музыкальная композиция "Чеченская война"
Сценарий +++ презентация https://proshkolu.ru/user/ermaxkova10/file/6810283/...