«Чудо человеческого преображения в рассказе Л. Улицкой «Капустное чудо»»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Рыжкова Татьяна Николаевна

Урок внеклассного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение  
«Средняя школа № 4»
г. Кимры  Тверской области
Конспект урока по литературе
в 7 классе
«Чудо человеческого преображения в рассказе Л. Улицкой «Капустное чудо»»













                          Подготовила
                                                                         учитель русского языка и литературы
                           Рыжкова Т.Н.


Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 7 классе по теме:
«Чудо человеческого преображения в рассказе Л. Улицкой «Капустное чудо»»


Подготовила учитель русского языка и литературы Рыжкова Т.Н.
Подготовительный этап: чтение произведения Улицкой
Познавательная задача урока — развитие умения творческого чтения, формирование способностей учащихся к самостоятельной аналитической работе с информацией любой сложности.
Воспитательная задача — развитие у детей чувства нравственной и моральной ответственности перед людьми.

Ход урока
Цель урока: познакомиться с именем современной писательницы Л. Улицкой , развивать умения творческого чтения методом критического мышления, интерпретации художественного текста и прогнозирования его содержания.

  1. Приветствие. Оргмомент.
  2. В программу по литературе в 7 классе включены произведения и на историческую тему, и на патриотическую. Особое место в ней занимают произведения, посвященные теме «детство», проблемам взаимоотношения взрослых и детей. Думаю, подбор такой тематики не случаен, так как в вашем подростковом возрасте процесс формирования характера, поиск образцов для подражания идет очень активно. И предлагаю сегодня повести разговор на такую тему:«Людмила Улицкая «Капустное чудо». Чудо человеческого преображения в рассказе».
  3. Известно ли вам имя автора, выделенное на слайде? Смотри слайд 1.
  4. Давайте познакомимся с кратким сообщением о жизни и творчестве современной писательницы. Смотри слайд 2.
  5. Показ слайдов 1, 2.
  6. Для прозы Улицкой характерно исследование процессов, происходящих во внутреннем мире взрослого человека и ребенка. Под микроскопом писательницы — человеческая жизнь, судьбы людей.
  7. Отметим, ребята: многие произведения Улицкая связывает со своим жизненным опытом. Это, в большинстве своем, то, что она пережила в детские годы, время детей, рожденных в конце сороковых.

Подтверждение тому — рассказ «Капустное чудо».

  1. Что может означать название рассказа? Что вы ждете от рассказа с таким названием? Предлагаю перейти к аналитической работе: перед вами рабочий лист, в котором вам необходимо заполнить графу «Мои ожидания». Чтение работ.
  2. Вспомните эпизод из своей жизни, когда вы оказались в незнакомом обществе, рядом с чужими людьми. Что вы почувствовали: холод или тепло, свою необходимость или ненужность?
  3. Что же нужно в отношениях людей, чтобы состоялась взаимная привязанность и необходимость друг в друге? Ответы запишите в рабочем листе в графе «Мои ожидания».
  4. Чтение ответов.
  5. Слайд 3. Обобщим сказанное.
  6. Настало время знакомства с рассказом. У вас на столах лежат тексты. Начнем читать произведение. (Чтение рассказа по цепочке до слов «Ольга всхлипывала».)
  7. О том, чем закончится рассказ узнаем позже. А теперь попробуем проанализировать прочитанное.

- Какое событие легло в основу сюжета рассказа? (поход детей за капустой)

- Чьими глазами читатель видит мир? (глазами двух девочек)

- Что о них узнаем?

  1. Слайд 4. (сестры)
  2. Есть ли в рассказе подробное описание внешности героинь? (нет, только отдельные детали)
  3. Главное не в описании портрета, а в передаче восприятия окружающего мира детьми, их душевного состояния. В этом большую роль играет пейзаж.
  4. Слайд 5 «Пейзаж»
  5. Найдите в рассказе пейзажные зарисовки. (ответы)

- В этих коротких описаниях особую смысловую нагрузку имеют отдельные детали-символы.

  1. Слайд 6 «Детали-символы»
  2. Эти символы помогают уяснить внутреннее состояние персонажей. Каково оно? (ответы детей) (сиротство, беззащитность, бесприютность)
  3. И детали-символы в рассказе, и понимание внутреннего состояния девочек позволяют определить один из ключевых мотивов произведения.
  4. Обратимся к выдержкам из словаря.

Слайд 7 - «Мотив»

  1. Хочу помочь вам в нахождении мотива произведения. Ответьте прежде на мой вопрос.

- Почему почти всю работу по дому девочки делали сами?

  1. Значит, каков ключевой мотив? (мотив быстрого взросления детей. Это один из ключевых мотивов в художественном мире Улицкой)

- Что повлияло на взросление девочек? (события войны, потеря близких)

  1. Какое событие в сюжете рассказа является кульминационным? (несчастья: потеря денег)
  2. Отложим текст рассказа и попробуем спрогнозировать его финал. В рабочем листе в графе «прогноз» запишите ответ на вопрос: “Чем закончится рассказ?”
  3. В рассказе Улицкой кульминация быстро перерастает в перерастает в развязку . Дочитаем рассказ. (читает учитель)
  4. Слайд 8. «продолжение рассказа»
  5. Чудом стало «бело-голубое» сияние капусты как дара свыше. Девочки получают то, от чего, по их мнению, зависит их дальнейшая жизнь — капусту.

Совершается «капустное чудо». Так мы с вами подошли опять к названию рассказа.

  1. Обратим внимание на особенность этого сочетания слов — соединяются 2 несопоставимых понятия.
  2. Предлагаю в рабочем листе в графе «ассоциативный ряд» записать слова «чудо» и «капустный». (удивительный, поразительный, необычный – из капусты) Несопоставимые слова. Такое художественное средство в литературе называется оксюмороном.
  3. Посмотрим на определение этого понятия. Слайд 9 «Оксюморон».

- Какое же новое смысловое понятие у этого сочетания мы может выделить?

Вернемся к началу урока.

- Какие качества помогают сблизить людей?

  1. Слайд 10 «взаимную привязанность»

- Изменилось ли отношение Игнатьевой к девочкам в финале рассказа?

- Что поняла баба Таня? (что не сможет без девочек)- Значит, произошло чудо.

  1. Изменился человек в своем отношении к окружающим.

Итоги урока.

Герои нашего рассказа не встречаются. В конце рассказа у автора и читателя остается только надежда на чудо человеческой преображения. Это семя есть в каждом человеке, и нужен толчок, чтоб оно пробудилось.

  1. Слайд 11 «произведение»

Слайд 12 «домашнее задание»

Домашнее задание.

Попробуйте в свободное от уроков время обратиться к книге как источнику содержательного проведения досуга.



























Список литературы:

1. Улицкая Л. Е. - Энциклопедия — Википедия.

2. Словарь литературоведческих терминов.

3. Детство — 49 (рассказы) «Капустное чудо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока внеклассного чтения по произведению Капустное чудо Людмилы Улицкой

Урок внеклассного чтения  по творчеству  Людмила Улицкая "Капустное чудо" 7 класс. Цели урока: - познакомить учащихся с именем современной писательницы Людмилы Улицкой:- путём анализа п...

"Капустное чудо"

Презентация предназначена для учащихся 5 класса при изучений рассказа Людмилы Улицкой "Капустное чудо". Произведение изучается на уроках внеклассного чтения....

конспект урока по рассказу Л.Улицкой "Капустное чудо"

Урок внеклассного чтения по рассказу Людмилы Улицкой "Капустное чудо"...

Урок внеклассного чтения Л.Е. Улицкая "Капустное чудо"

Урок внеклассного чтения рекомендуется проводить в 5-6 классах после завершения темы "Произведения о Великой Отечественной войне"....

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроке литературы (на примере рассказа "Капустное чудо)"

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроке литературы (на примере рассказа "Капустное чудо)"...

Урок литературы в 5 классе по рассказу Л. Улицкой "Капустное чудо"

Урок "Капустное чудо" по рассказу Л. Улицкой с использованием стратегий смыслового чтения....