Урок по повести В. Закруткина «Матерь Человеческая» Преображение Марии.
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Урок по литературе в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_povesti_v_11_klasse_v._zakrutkina_mater_chelovecheskaya.docx | 32.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Преображение Марии.
Урок по повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»
Цели урока:
1) через прочтение художественного произведения приобщить учащихся к историческому прошлому, к великому подвигу материнства в годы Великой Отечественной войны;
2) заставить задуматься о каждодневном самоотверженном материнском созидании;
3) развивать умение делать самостоятельный анализ эпизода, владеть монологической речью.
4)развивать активную мыслительную деятельность учащихся.
Содержание урока.
- Вступительное слово учителя
На доске эпиграфы.
Люди – это всегда дети своих матерей…
ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын…
Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!
М. Горький “Сказки об Италии”.
…вспомнил женщину, которую не смел, не имел права забыть.
В. Закруткин “Матерь человеческая”.
«Матерь Человеческая» Виталия Закруткина - одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны. Писатель заставляет нас пережить горькую и возвышенную судьбу женщины, которая способна своей самоотверженной любовью спасти и сохранить погибающий мир . Сколько ни читаешь эту небольшую повесть, всегда переживаешь потрясение. Вечное остаётся вечным, и оно нужно нам сегодня так же, как тем, далёким, которые впервые поклонились Матери и воздали славу её терпению и любви.
Повесть В. Закруткина посвящена женщине, женщине-матери. Той, кому в годы войны приходилось труднее всего. Она должна была заменить ушедшего мужа, и в то же время продолжать свой труд – труд матери. Неслучайно я взяла для названия темы нашего урока строку из стихотворения Д. Кедрина “Солдатка”: “Есть материнства женская работа…” А дальше есть продолжение: “И есть мужской тяжёлый труд войны”.
Произведений, посвящённых матерям, очень много. Мне особенно понравились высокие слова М. Горького, которые я выбрала в качестве эпиграфа. (Обращение к эпиграфу).
- Как понимаете эти слова?
В повести перед нами искорёженная мёртвая Земля, Маленькая женщина Мария не хочет жить в опустевшем мире, и именно ей предстоит стать Матерью Человеческой. Повесть написана на основе реальных фактов. В. Закруткин в книге «Страницы о себе»
- Сообщение ученика. «Страница о себе...» ( Из воспоминаний писателя.)
«Я своими глазами увидел все, что натворили гитлеровцы… Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными, городские кварталы, сожженные от начала до конца. Ранней осенью 1943 года мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи. В полдень мы въехали в черные развалины сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого...
Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина… Мы подняли плачущую, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить… Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Посилилась в уцелевшем погребе…»
- Слово учителя.
Спустя много лет Закруткин решил написать повесть о женщине, которая сумела выстоять в самых страшных испытаниях, стать продолжательницей рода и своей
любовью к людям и миру, памятью о погибших возродить к жизни родную землю.
Осмысление названия произведения.
Мария берёт на себя ответственность за чужих детей, за чужих животных. Она для всех них становится матерью. Почему автор назвал своё произведение “Матерь человеческая”, а не “мать”, “мама”? (“Матерь” - слово старославянское, слово высокого стиля). О святых вещах нужно говорить возвышенными совами. Вспомните, как очень уважительно М. Горький отзывался о Матери.
- Беседа по вопросам
Перечитаем вместе начало повести до слов: « Спустя много лет, я не могу рассказать о ней людям…»
О Владычице Царица Небесная!
Ты мне упования и прибежище,
Покров и заступление и помощь.
Из молитвы.
Вопросы к учащимся.
- Почему автор говорит, что не имеет право забывать «эту женщину»?
- Почему он вспоминает о ней, глядя на скульптуру Мадонны?
- Почему автор пишет, что не имеет права забыть «эту женщину»? Почему Мария напомнила ему Богоматерь?
(На глазах Марии убиты муж и сын, соседка Феня, девочка Саня Зименкова, односельчане угнаны в Германию: от полной, яркой жизни не осталось ничего и ни кого, кроме нее самой. Зачем жить? И Мария молится: « Я не могу жить, Господи, я не хочу жить. Может, Ты все-таки есть, Господи? Сделай так, чтоб я скорее отмучилась… Если Ты есть, Господи, видишь мое горе! Разве можно так жить? У меня все отняли, удавили любимого моего Ваню, и сыночка Васеньку удавили, дите ни в чем не повинное… И хаты наши все спалили, одна зала от них осталась. И Саню, девчонку, как звери убили. И людей всех угнали, никого не оставили… Не хочу я жить, Господи! Пошли мне смерть! Забери меня с этой земли…»
Общее: обе лишись своих детей, жестокая судьба, но и та, и другая нашли в себе силы жить после трагедии, чтобы сохранить память о погибших
- Сообщение ученика…
Убитая горем Мария зовет смерть, но жизнь властно напоминает ей о том, « что она не одна, что в ней теплится иная, пока еще слитая с измученным материнским телом, но уже своя, отдельная слабая жизнь…» И она остается жить, погребая одного за другим тех, с кем сталкивает ее судьба. Сначала это девочка Саня, потом пожилой немецкий солдат, затем умерший на ее руках Вернер Брахт и политрук Слава и только в последнюю очередь муж и сын. Для каждого из погибших Мария находит свои слова, напоминающие народный плач. «Пальцы-то у тебя в чернилах, девчоночка… хоть школу вашу закрыли, а грамотной ты хотела быть… Учительницей быть хотела. Не довелось тебе выучиться…» - это для Сани. «Вот и отгулял ты на земле. Видать по всему, был ты ещё честным, чистым парнем,не замаранным убийством и кровью. Скучал, как все дети, по отцу, по матери… Потому и ко мне тянулся, мамой называл. Когда вам,детям, плохо становится, вы все матерей вспоминаете…А что из тебя получилось бы, если бы ты не был убит, если б не умер? Бог знает! Твои же друзья да наставники быстро приучили б тебя к тому, что делают сами… И людей бы ты убивал, и девчонок вроде Сани насильничал и расстреливал, и хаты поджигал бы на чужой земле… Может, и лучше, что ты помер и остался чистым…» - это о Вернере Брахте. Для Марии все мёртвые ( даже враги) несчастны и достойны сострадания и доброго слова… Но к моменту погребения родных она уже не в состоянии плакать: «Сколько довелось мне тут людей схоронить, и всех было жалко… Теперь вот своих хороню, а сердце моё стало как камень, потому что сил уже нет и выплакала я все слёзы…
Однако именно после этих похорон она ощущает в себе « сильные требовательные толчки его, нерождённого… Не ведая ни страха, ни болезни, ни горечи утрат, ни любви, ни ненависти, он уже готов был подойти к истокам своей полной страданий и счастья дороги и, подчиняясь зовущей его силе жизни, толкал материнское чрево локотками, коленками, головой…»).
- Эпизод «Описание сельского кладбища» (Выразительное чтение.)
Мёртвые и живые оказываются крепко связанными в сознании и памяти Марии. Именно мёртвые ( вернее память о них) заставляют её жить. Поистине: смертию смерть поправ… И здесь очень важное значение имеет описание сельского кладбища.
Предшествует этому эпизоду внутренний диалог разума и сердца Марии. Прочитаем этот диалог. Разум, безусловно, прав, подсказывая, что нужно беречь нерождённое дитя , «а не спину гнуть и силу терять на неубранных колхозных полях». Но совесть не хочет соглашаться с этим, и в поисках ответа Мария идёт на кладбище. Как вы думаете, почему? Почему она вспоминает там Радуницу – день поминовения усопших?( Выслушать мнения ребят).
Кладбище помогает рода ощутить ответственность за продление рода, за возрождение жизни на хуторе. Она говорит с дедом Корнеем, первым хуторянином , просит совета у матери. Как вы думаете, нашла ли она ответы на мучившие ее вопросы? Почему вы так решили?
Помянув своих земляков, ощутив неразрывную связь с ними, Мария отбрасывает всякие сомнения и принимает то решение, которое подсказывает ей сердце: «Покидая кладбище, Мария снова остановилась у могилы деда Корнея, поклонилась покосившемуся кресту, промолвила, как будто обращалась к живому: « Ты был первым, и они не посрамили твою память, и те, кто лежит тут с тобой, и те, кого казнили и угнали злые враги. Негоже и мне быть последней…»
На следующий день Мария уже самоотверженно трудилась на поле…
- Самостоятельный анализ эпизода ( просмотр отрывка фильма «Матерь человеческая» Режиссер: Леонид Головня).
Осознать свою миссию помогают Марии не только мертвые, но и живые. И один из них-солдат Вернер Брахт.
1)Обратившись к тексту, опиши, кого увидела Мария в погребе?
2)Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести? Как он этого добивается?
3)Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение? Почему потом вдруг «мстительная решимость» покинула Марию и она «выронила вилы, ноги ее подкосились»? Что остановило женщину? Что предпринимает Мария? Почему она так поступает?
« Ненависть и горячая и слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце…» : « убей убийцу». За «полураздавленным недобитым гадёнышем» она увидела «раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ножки повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки…». Но жизнь повернула всё по- своему.
Раненый мальчишка успел сдавленно выкрикнуть единственное слово «мама»… «Слабый крик … пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко- близко увидела светло- голубые , мокрые от слёз мальчишеские глаза…»
Милосердие победило злобу, погасило чувство мести. И как награда за эти сострадание и мудрость к Марии возвращаются голуби, невольно напоминая читателям о христианском символе Святого Духа. «Вдруг старый красный голубь…, напугав Марию хлопаньем крыльев, сел ей на колени, завертелся и, надув прекрасную, отливавшую перламутром шею, стал ворковать, призывая свою стаю. И вся стая опустилась у ног Марии, доверчиво окружила руку и просительно встряхивала крыльями».
Мария стала названой матерью своего врага и, сама того не ведая, вступила
На путь утешительницы, помощницы, заступницы…
- Анализ тем произведения
- Какие темы звучат в произведении? (Темы Родины, детства и взросления, мужества, семьи, любви, жизни и смерти, скорби и печали, труда, природы, животных, героизма и подвига, народа, смирения…).
- Расскажите, как эти темы раскрываются писателем? Приведите примеры.
- Учащиеся были распределены по группам для анализа тем.
Работа с текстом.
1 вариант.
1) На Марию навалился липкий, холодный страх. “Это Саню убили”, - молнией обожгла её страшная догадка.
2) Ни смерть, ни огонь, ни раны изуродованной войной земли не могли остановить жизнь…
2 вариант.
Земля глухо, утробно гудела. Мария поняла: по дороге вдоль хутора едут немецкие танки. Она видела их однажды, грузные, пышущие жаром громадины с чёрными крестами и чужими, непонятными буквами на боках и башнях.
3 вариант.
Опомнитесь люди! Пожалейте себя, не убивайте жизнь на земле! Оставьте им светлое солнце, и небо, и воды, и землю!
4 вариант.
В конце апреля возле погреба, в котором Мария прожила всю осень и зиму, неожиданно зацвела обожженная пожаром яблоня. На ней распускались редкие почки, ещё чернели оголённые, тронутые пламенем полумертвые ветки, и уже белые, с красноватой сердцевиной лепестки цветов засияли, нежно и трепетно, красуясь на утренней заре.
- Анализ проблематики произведения.
- Какие проблемы поднимают эти темы? (Война и дети; война и материнство; война и стремление к добру).
- Человек ответственен за всё живое. Никогда нельзя сдаваться, потому что твоя жизнь может спасти ещё чью- то жизнь.
- Скольким живым существам она стала Матерью?
(овцы, лошади, коровы, 2 собаки, голуби, куры; Вернеру Брахту, семерым детишкам из детдома).
- Какую отдачу взамен своей любви и заботы о них она получила? Закономерно ли это? В какой момент она поняла, что она стала матерью всех?
(Рождение сына в погребе. После рождения собственного ребёнка Мария начинает ощущать себя матерью всех. «Слабой рукой она гладила пушистую голову сына, всхлипывала. Ей почудилось, что в свисте пуль и грохоте снарядов, в разгуле убийств ,жестокости, крови она родила не только сына… но, содрогаясь от мучительной боли и счастья, родила всех детей истерзанной земли, требующих от неё, матери защиты и ласки». Мария, познавшая боль своего и чужого народа, уже не может не любить всех и не сострадать всем. Завершилось её преображение в Матерь Человеческую.
- Что помогло Марии выжить, победить злобу, месть, желание умереть?
(Милосердие, материнское чувство ответственности и любви).
- Анализ художественных средств.
- Учитель вместе с учащимися анализирует отрывок из повести. “Она слегка приподнялась, опустила только что рождённого сына…”.
- С помощью каких приёмов автор создаёт образы и подводит к выводам?
Вывод: не зная толком Богоматери (ей запрещали, как комсомолке, верить в Бога), она последовала её примеру, став утешительницей и заступницей, поистине Матерью Человеческой. Героиня Закруткина не верит в Бога, хотя, как потом выясняется, эта вера просто заглушена временем, эпохой, идеологией, насаждаемой насильно. Но в подсознании героини вера живёт. Не случайно же в час отчаяния она обращается к Богу. Закруткин создаёт своего рода словесную икону Женщины- Матери и гимн материнству. К концу повести героиня,представшая в ореоле мученичества и самоотверженной любви к людям, приобретает незримый нимб святости. ( Прочитать от слов:» Она стояла на покатом холме с младенцем на руках…)
10. Итог урока, выводы.
- Символом единения времён и поколений была, есть и будет Мать Бога и человека…
«…засияет над Землёй образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, надежды, вечной нашей любви…»
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие мысли вы возьмёте с собой во взрослую жизнь? Почему?
- С какой молитвой мы обращаемся к иконе Деве Марии, Богородице, Богоматери и почему?
(Культ Матери и материнства на Руси с древнейших времён; поиск помощи и защиты, как ребёнок ищет у своей матери).
( Класс затемняется, включается фонограмма «Ave, Maria» И.-С. Баха-Ш. Гуно в исполнении Анны Герман или Ф. Шуберта в исполнении Р. Лоретти.
На партах тексты.
Áve, María, grátia pléna; Dóminus técum: benedícta tu in muliéribus, et benedíctus frúctus véntris túi, Iésus. Sáncta María, Máter Déi, óra pro nóbis peccatóribus, nunc et in hóra mórtis nóstrae. Ámen. | Текст на русском Радуйся, Мария, благодати полная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего Иисус. Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь. |
Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру «Проект памятника Марии» или «Чем меня тронула повесть В.Закруткина «Матерь Человеческая».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечный урок по повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая» в 8 классе
Урок внеклассного чтения...
Урок по литературе в 11 классе по повести В.Закруткина "Матерь Человеческая"
Урок по литературе в 11 классе по повести В.Закруткина "Матерь Человеческая". Разработка урока состоит из конспекта и презентации....
Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)
Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести) с презентацией.Краткая аннотация: Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого чит...
Преображение Марии (по повести В.Закруткина "Матерь человеческая")
Урок литературы в 11 классе по повести В.Закруткина "Матерь человеческая"...
Урок - размышление по повести В. Закруткина "Матерь человеческая".
Урок- размышление по проблеме "Человек на войне". Материал урока может быть использован при подготовке как к сочиенению по литературе в 11 классе, так и при подборке литературных аргументов при выполн...
Презентация к уроку по повести В. Закруткина "Матерь Человеческая".11 класс
Презентация к уроку по повести В. Закруткина "Матерь Человеческая". 11 класс...
Урок литературы "Слово о матери" (по отрывку из повести В. Закруткина "Матерь человеческая").8 класс
Цель урока: подвести обучающихся к процессу осознания того, что быть настоящим человеком -значит жить по гуманным принципам (человеколюбие, добро, милосердие, прощение, забота, вера, надеж...