Рабочая программа Литература 7 класс Беленький
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Олейник Ольга Владимировна

Рабочая программа по литературе для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литература. 7 класс. Беленький50.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Дубенская средняя общеобразовательная школа

муниципального образования Дубенский район

Утверждаю                               рассмотрено                               согласовано

Директор школы                 заседание ШМО                       зам. директора по УВР

Н.В. Гудкова                           протокол №     от                                    Т.А. Шухарт

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Класс: 7Б

Учитель: Олейник Ольга Владимировна

Количество часов: 105 (3 часа в неделю)

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по  литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего  образования по литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5), примерной программы основного общего образования по литературе и   программы  под ред. В.Г.Беленького (Беленький Г.И. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. М.: Мнемозина, 2013.)

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа рассчитана на  105 часов (3 часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа основной школы опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение семиклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

– выразительное чтение;

– различные виды пересказа;

– заучивание наизусть стихотворных текстов;

– определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

– анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; – Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

– подготовка к написанию сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Цели

Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы;
  • совершенствование умений анализа литературного произведения, написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Формы организации учебного процесса, преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе основного общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого,
  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка; составление плана, тезисов, конспекта;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных.

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Особое внимание уделено методике «медленного» чтения художественного текста с выявлением различных средств воплощения авторской идеи в произведении (приемы художественной изобразительности, поэтические тропы, детали, ремарки и т.п.), формированию умения применять знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать идейно-художественное содержание литературных произведений: выявлять характерологические черты персонажей, мотивацию их поступков, их роль в развитии основного действия, определять тему, идею, проблематику, родо-жанровую специфику произведения.

В работе с художественным текстом следует добиваться освоения учащимися литературоведческой терминологии, необходимой для анализа произведения. Особое внимание следует уделить формированию представлений о литературных направлениях, жанре и жанровых разновидностях художественных произведений.

Не стоит забывать о важности формирования у школьников навыков «контекстного» рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей: умения сопоставлять литературные факты, проводить аналогии и выстраивать литературные параллели и т.п.

Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная (онлайн) экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др.

Приоритетными видами учебной деятельности являются:

        - чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне, поэтому в программе намечены 3 списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Произведения первого списка, анализируются на уроках обязательно подробно, произведения второго списка анализируются общо, третий список выносится на самостоятельное изучение, часть произведений из этого списка изучается на уроках внеклассного чтения.

Формами контроля остаются сочинение и промежуточное тестирование.

Требования к уровню подготовки учащихся

        Учащиеся должны знать:

 - авторов и содержание изученных художественных произведений;

 - основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: роды литературы: эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой – повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представления); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

 - видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

 - различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

 - видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

 - объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

видеть в художественном тексте авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

 - аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

 - выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы.

Содержание программы учебного предмета

7 класс

  Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.

I. «Минувшее проходит предо мною…»

                               (Писатели о прошлом нашей Родины)

    М.Ю.Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

   «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Калашникова. Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позицией народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, её язык, ритмика.

  А.К.Толстой.

Для чтения и бесед

 «Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного Героя.

    Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

Для чтения и изучения

   «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.

  Понятие о литературном характере.

    А. С.Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра1 в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

   «Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы её героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев:  Петра1 и Карла12. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. Поэма как жанр. Метафора.

    Н.С.Лесков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

 «Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников - лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народа. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.

Для чтения и бесед

 И.С.Никитин. «Русь»; К.М.Симононов. «Тарас Бульба».

Для самостоятельного чтения (к разделу 1)

 Н.В.Гоголь. «Миргород»;А.С.Пушкин. «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого», «Жених», «Вурдалак»; Н.С.Лесков. «Левша», «Тупейный художник»; Д.Б.Кедрин. «Зодчие»; А.К. Толстой.  «Князь Серебряный»

II. «Художник – голос своей эпохи»

(Писатели-классики о своём времени)

 И.С.Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

Для чтения и изучения

 «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика повествования.

 Для чтения и бесед

  Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей», «Как хороши, как свежи были розы…».

   Н.А.Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

  «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка» к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.

Для чтения и бесед

  «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос» (отрывки).

   М.Е.Салтыков-Щедрин. Сведенья о жизни писателя.

Для чтения и изучения

   «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставления невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приёмы сказочного повествования. Условность, заострённая сатирическая форма повествования. Сатира. Гротеск.

 Для чтения и бесед

 «Дикий помещик».

  А.П.Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.

Для чтения и изучения

  «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.

 Для чтения и бесед

   « На мельнице»

  «Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.

Для самостоятельного чтения (к разделу II) 

И.С. Тургенев.  «Записки охотника»; Н.А Некрасов.  «С работы», «Калистрат», «Дедушка», «Русский женщины»;  М.Е. Салтыков-Щедрин. «Коняга»; А.П. Чехов. «Предложение» (шутка в одном действии), «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей» (пьеса-шутка); Т.Г.Шевченко. «Завещание» и другие стихотворения.

                        III. Запечатлённые мгновения

                           (Художественное время в лирике)

Для чтения и бесед

  Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…» ;

  А.А.Фет. «Мотылёк мальчику», «Сосны», «Осенняя роза», «Учись у них - у дуба, у берёзы…».

  Я.П.Полонский. «Дорога», «Зимний путь»

IV. Человек в движении времени

(Тема становления личности)

   Л.Н.Толстой – автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).

 Для чтения и бесед 

  «Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания – важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.

  Повествование от лица героя-рассказчика.

  «Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстова о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя: изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).

  Ф.М.Достоевский. Сведения о жизни писателя.

 Для чтения и бесед

  «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обострённое восприятие писателем страданий, особенно ребёнка (Илюшечка Снегирёв). Коля Красоткин – рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нём самомнения и самолюбования.

  Максим Горький. Сведения о жизни писателя.

 Для чтения и бесед

  «Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алёшу, на формирование его характера, отношения к людям. Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характера. Вера писателя в творческие силы народа.

Для самостоятельного чтения (к разделу IV)

  В.А.Солоухин. «Закон набата», «Мочёные яблоки»; А.Г.Алексин «Мой брат играет на кларнете»(сборник повестей); А.М.Володин «Старшая сестра»; И.А.Ефремов «Лезвие бритвы»; В.А.Каверин «Два капитана»; Л.Пантелеев, Г.Г.Белых «Республика Шкид»; Е.И.Носов «Потрава».

V. Содружество искусств

(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)

Для чтения и бесед

 С.П.Шевырёв. «Звуки»;  К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Ильич Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А.А.Блок «Я никогда не понимал…»; К.Д.Бальмонт «Грусть»; К.М. Фофанов «Художник», «Уснули и травы, и волны…».

VI. Перекличка эпох

  Ж. Б.Мольер. Сведения о жизни комедиографа.

Для чтения и бесед

 «Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

  И.А.Крылов – драматург. 

Для чтения и бесед

 «Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

  Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова.

  Комедия как литературный жанр.

VII. Фантастика. Тема будущего

 Для чтения и бесед

   В.А. Рождественский. «Над книгой».

   А. де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

  «Маленький принц» (избранные страницы).

  Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь сердце», «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».  

  Р. Брэдбери.

 Для чтения и бесед

 «Каникулы», «Земляничное окошко».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  B.П. Беляев. «Старая крепость»;

  А. Н. Толстой. «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»;

  Г. Н. Троепольский. «Белый Бим Черное ухо»;

  Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»;

  Н. Бараташвили. «Голубой цвет».

     

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  К. Гольдони. «Слуга двух хозяев»;

  П. Беранже. Избранная лирика;

  Р. Бернс. Избранная лирика;

  Г. Гейне. Избранная лирика;

  А. Доде. «Последний урок», «Плохой зуав»;

  О. Генри. «Дары волхвов», «Последний лист», «Родственные души»;

  Джером К. Джером. «Трое в лодке, не считая собаки»;

  A.Маршалл. «Я умею прыгать через лужи»;

  Ж. Верн. «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров»;

  B.Гюго. «93-й год»;

  Ч. Диккенс. «Дэвид Копперфильд»;

  Г. Джованьоли. «Спартак»;

  А. Дюма. «Три мушкетера»;

  Ш. де Костер. «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке...»;

  Ф. Купер. «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан»;

  М. Рид. «Оцеола, вождь семинолов», «Всадник без головы»;

  Р. Сабатини. «Одиссея капитана Блада»;

  Г. Р. Хаггард. «Копи царя Соломона», «Дочь Монтесумы»;

  Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» (пер. И. А. Бунина);

  Р. Брэдбери. «Все лето в один день», «Лед и пламя» и другие рассказы;

  Дж. Лондон. «Сердца трех», «Поселок Труляля», «Мексиканец»;

  У. Коллинз. «Лунный камень»;

  Э. Колдуэлл. «Мальчик из Джорджии»;

  А. Кристи. «Убийство на поле для гольфа»;

  С. Лем. «Магелланово облако»;

  Г. Уэллс. «Машина времени»;

  Д. Филипс. «Город слухов»;

  Б. Флеминг. «Ловушка»;

  О. Хаксли. «Улыбка Джоконды»

Формы и средства контроля

        Виды контроля:

 - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый,, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода,  составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы..

 - итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющим начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

6

3

Программы общеобразовательных учреждений "Литература. 5-11 классы"/Под редакцией Г.И.Беленького, Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина.-2013

Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова; под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2013.

Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова; под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2013.

Методические советы к учебнику. Литература. 7 класс. Пособие для учителя.– М.: Мнемозина 2010

Учебно-тематическое планирование

Дата проведения

Содержание (тема) урока

Примечание

1

Художественное время и художественное пространство в литературе

2

Роды и виды (жанры) литературы                                                                                                                                                                                                                                                                                    

«Минувшее проходит предо мною…»

3

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Лермонтов и Тульский край

4

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческая основа «Песни…». Жанр и композиция. Образ Ивана Грозного и тема власти

5

М.Ю. Лермонтов «Песня про … купца Калашникова». Картины быта XIV века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы

6

М.Ю. Лермонтов «Песня про … купца Калашникова». Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем

7

М.Ю. Лермонтов «Песня про … купца Калашникова». Сила суда. Сила и цельность характера Калашникова

8

М.Ю. Лермонтов «Песня про … купца Калашникова». Поэма и устное народное творчество. Композиция поэмы, ее язык, ритмика

9

Рр Сочинение «Кто является главным героем поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про…купца Калашникова»?»

10

А.К. Толстой «Василий Шибанов». Три героя баллады

11

А.К. Толстой «Василий Шибанов». Роль заглавного героя

12

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи. Патриотический пафос повести. Тарас и сыновья

13

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Тема пути-дороги. Взволнованность, приподнятость, эмоциональность повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств автора. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров

14

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи

15

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем

16

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Остап и Андрий

17

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Измена Андрия

18

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Речь Тараса о товариществе. Идейно-тематическое содержание 9 главы

19

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Трагедия Тараса Бульбы. Понятие о литературном характере

20

Вн.чт. Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

21

Рр Написание сочинения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

22

Рр Написание сочинения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

23

А.С. Пушкин Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта. «Полтава»

24

А.С. Пушкин «Полтава». Построение поэмы. Исторический и личный конфликт в поэме

25

А.С. Пушкин «Полтава». Жанровое своеобразие поэмы. Трагические судьбы героев «Полтавы» (Кочубея, Марии, Искры)

26

А.С. Пушкин «Полтава». Герои поэмы. Роль Мазепы

27

А.С. Пушкин «Полтава». Картины Полтавской битвы

28

А.С. Пушкин «Полтава». Сопоставление полководцев – Петра I и Карла XII

29

А.С. Пушкин «Полтава». Картины украинской природы

30

А.С. Пушкин «Полтава». Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха

31

Поэма как жанр. Метафора. Рр Подготовка к сочинению по поэме А.С. Пушкина «Полтава»

32

Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя

33

Н.С. Лесков «Человек на часах» - отчасти придворный, отчасти политический анекдот

34

Н.С. Лесков «Человек на часах». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей

35

Н.С. Лесков «Человек на часах». Постников – лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народного характера

36

Н.С. Лесков «Человек на часах». Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования

37

РК Вн.чт. Н.С. Лесков «Левша». Русский национальный характер. Тульские мастера

38

И.С. Никитин «Русь»

«Художник – голос своей эпохи»

39

И.С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника». РК Тургеневские праздники в Чернском районе

40

И.С. Тургенев «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер

41

И.С. Тургенев «Бирюк». Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании

42

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе

43

Н.А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта. «Железная дорога»

44

Н.А. Некрасов «Железная дорога». Исторические основы стихотворения

45

Н.А. Некрасов «Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа. «Благородная привычка к труду» как образец для подражания

46

Н.А. Некрасов «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор

47

Н.А. Некрасов «Железная дорога». Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения

48

Н.А. Некрасов «Орина, мать солдатская»,  «Мороз Красный нос»

49

Н.А. Некрасов «Русские женщины»

50

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя. РК М.Е. Салтыков-Щедрин в Туле.  «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»

51

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости мужика. Осуждение его рабской покорности

52

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Сатира. Гротеск

53

Вн. чт. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»

54

Вн. чт. М.Е. Салтыков-Щедрин «Коняга»

55

А.П. Чехов. Многообразие характеров и жизненных ситуаций в творчестве Чехова. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное

56

А.П. Чехов «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе

57

А.П. Чехов «Хамелеон». Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина

58

А.П. Чехов «На мельнице». Значимость фамилии главного персонажа рассказа. Роль кульминационной сцены (свидание Алексея Бирюкова с матерью). Причина очерствения души Алексея Бирюкова. Роль художественной детали

59

А.П. Чехов. Рассказы («Репетитор», «Гриша»)

60

А.П. Чехов. Рассказы («Злоумышленник»)

61

Рр Подготовка и написание сочинения по рассказам А.П. Чехова

Запечатленные мгновения

62

Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Я.П. Полонский. Лирика

63

Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Я.П. Полонский. Лирика. Сочетание моментальных зарисовок природы с раздумьями о жизни, о вечности как одна из характерных особенностей поэзии

Человек в движении времени

64

РК Ясная поляна и ее роль в творчестве Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой – автор повестей о становлении характера человека. «Детство» (главы из повести)

65

Л.Н. Толстой «Детство». Формирование характера, взглядов и чувств Николеньки Иртеньева. Повествование от лица героя-рассказчика

66

Л.Н. Толстой «Детство». Чувство сострадания – важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя

67

Л.Н. Толстой «Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева

68

Л.Н. Толстой «Отрочество». Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности

69

Л.Н. Толстой «Отрочество». Особенности построения повести (рассказ от лица героя, изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком)

70

Рр Сочинение по трилогии Л.Н. Толстого

71

Ф.М. Достоевский. Сведения о жизни писателя. «Мальчики»

72

Ф.М. Достоевский «Мальчики». Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке

73

Ф.М. Достоевский «Мальчики». Коля Красоткин – рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования

74

Максим Горький. Сведения о жизни писателя. Тема становления человека в творчестве Горького

75

М. Горький «Детство». Автобиографическая основа повести

76

М. Горький «Детство». Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького

77

М. Горький «Детство». Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на формирование характера Алеши

78

М. Горький «Детство». Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа

79

Рр Написание сочинения по произведениям М.Горького «Детство», «Отрочество»

80

В.А. Солоухин «Закон набата»

81

В.А. Солоухин «Моченые яблоки»

Содружество искусств

82

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

83

К.Г. Паустовский «Исаак Левитан»

84

С.П. Шевырев «Звуки»

85

А.А. Блок «Я никогда не понимал…», К.Д. Бальмонт «Грусть»

86

К.М. Фофанов «Художник», «Уснули и травы, и волны…»

Перекличка эпох

87

Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа. «Мещанин во дворянстве»

88

Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии ( с чтением и анализом отдельных сцен)

89

И.А. Крылов «Урок дочкам». Крылов-драматург

90

И.А. Крылов «Урок дочкам». Обзор содержания комедии  (с чтением и анализом отдельных сцен)

91

Сходство и различие проблематик комедий Мольера и Крылова

Жанры драмы. Комедия

92

В мире фантастики и приключений

93

В.А. Рождественский «Над книгой»

94

Антуан де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя. «Маленький принц»

95

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности

96

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Смысл афоризмов в сказке

97

Рэй Бредбери «Каникулы», «Земляничное окошко»

98

Рэй Бредбери «Каникулы», «Земляничное окошко»

99

Подведение итогов. Обобщение изученного в 7 классе

100

Итоговая контрольная работа

101

Резервный урок

102

Резервный урок

103

Резервный урок

104

Резервный урок

105

Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.

Рабочая  программа «Литература» для 5  класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...