Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Агафонкина Марина Николаевна

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса литературы  для 7 классов общеобразовательных учреждений  под редакцией В. Я. Коровиной, Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 -11 классы (базовый уровень). Москва, Просвещение 2010

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_literatura_korovina_poyasnitelnaya_zapiska.docx55.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО учителей       русского языка и литературы

 __________/Балашова С. Н./

Протокол № ___ от «___»___________2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ Сараевская СОШ

____________/Суханова С. А./

«___»___________2014 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ                        Сараевская СОШ

__________/Королькова Л. Н./

«___»___________2014 г.

Рабочая программа по литературе

для 7Б класса

учителя

муниципального образовательного учреждения

 «Сараевская средняя общеобразовательная школа»

Агафонкиной Марины Николаевны

2014 – 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса литературы  для 7 классов общеобразовательных учреждений  под редакцией В. Я. Коровиной, Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 -11 классы (базовый уровень). Москва, Просвещение 2010

        Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями на 1 февраля 2012 года).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253

  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год».

4. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 -11 классы (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Москва, Просвещение 2010

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 формирование умения давать развернутый ответ на вопрос, рассказывать о литературном герое, характеризовать героя; составлять отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; свободно владеть письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Программа рассчитана на учащихся 7 «Б» класса, детей творческих и любознательных, а главное читающих. Поэтому включены разнообразные формы творческих работ и заданий, инсценировки отдельных произведений и их анализ.

Основное её содержание составляют сведения об устном народном творчестве, произведениях древнерусской литературы и русских писателей 18 века, 19 века, 20 века и  зарубежной литературы.

Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

         В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для основного/среднего (полного) общего  образования  и в соответствии с учебным планом Моу Сараевская СОШ на изучение литературы в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.

          Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией В. Я. Коровиной, изд-во Просвещение

УМК состоит из:

  1. учебник: В. Я Коровина, Литература 7 класс, М.: «Просвещение»,2014 год
  2. программа: Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5 -11 классы (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Москва, Просвещение 2010

Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2014/2015 учебный год и рекомендован МО РФ

Система контроля по курсу литературы включает проведение письменных работ (сочинений), контрольных работ по творчеству писателей, викторин.

Используемые типы уроков, технологии, методы и средства обучения

В системе уроков планируется использование следующих типов уроков:

Урок изучения нового материала.

Урок закрепления знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал, разработанный учителем или учениками.

Урок-исследование. На уроке обучающиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. 

Урок–игра. На основе игровой деятельности обучающиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки техники тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок-зачет. Устный и письменный опрос обучающихся  по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.

Урок - самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа.

        Применяются технологии индивидуального, индивидуально–группового, группового и коллективного способа обучения,  технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесными (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядными (иллюстрационными и демонстративными), практическими, проблемно-поисковыми под руководством преподавателя и самостоятельной работой обучающихся;
  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательными играми, деловыми играми;
  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
  • степень активности и самостоятельности обучающихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения

 Содержание учебного предмета.

1.

ВВЕДЕНИЕ

1 час

2.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

5 часов

3.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

3 часа

4.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ  XVIII ВЕКА

2 часа

5.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ  XIX ВЕКА

26 часов

6.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА

25 часов

7.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

5 часов

8.

ИТОГОВЫЙ УРОК

1 час

9.

РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ

2 часа

Введение

  Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

  Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

  Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

  Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

ЭПОС НАРОДОВ МИРА

  Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения.)

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.)

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

  Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

  Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

   Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.

  Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).

  «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

  Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

  Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.

  «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

  Теория литературы. Ода (начальные представления).

  Гавриил Романович. Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

  Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

  «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

  Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

  «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

  «Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

  Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

   Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы  гусляров. Язык и стих поэмы.

   «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

   Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

  Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба».   Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл это противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

  Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

  Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношениe к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

  Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

  Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

   Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

  Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

  Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

   Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).

Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина»

  Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения.)

  Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).

   Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

   Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

  Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

  Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край...» (обзор)

Стихотворения русских поэтов ХIХ века о родной природе.

В. Жуковский «Приход весны», И. Бунин «Родина»; А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

   Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения.)

   Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш». (Для внеклассного чтения.)

  Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

    Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

   Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

    Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

   Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

   Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Июль», «Никого не будет в доме..,». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

  Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).

На дорогах войны (обзор)

  Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

   Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

  Теория литературы. Литературные традиции.

   Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

   Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина» (обзор)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

   Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

    Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.

  Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе.

Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки», И. Гофф. «Русское поле», Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

  Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

   Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родне».

  Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

   Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна...». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.

   Японские хокку (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

   Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

  О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

  Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления).

   Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,  осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей,  в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать

конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

    Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей ХГХ—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; « собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их  отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные  с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Литература

В соответствии с образовательной программой школы использован учебно-методический комплект  под редакцией В.Я. Коровиной

  1. Литература для учителя

Обязательная литература:

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. «Литература:7кл.: Учеб.- хрестоматия: В 2 ч.» – М.: Просвещение, 2014.
  2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…:дидактические материалы: 7 кл.» - М.: Просвещение, 2010.
  3. Коровина В.Я. «Литература: 7 класс: Метод. советы» - М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература:

  1. Багге М. Б., Белова М. Г., Шерстобитова И. А. «Литература: ЕГЭ 2012: Учебно – справочные  материалы» - М., СПб: Просвещение, 2012.
  2. Багге М. Б., Белова М. Г., Шерстобитова И. А. «Литература: ЕГЭ 2012: Контрольные тренировочные материалы» - М., СПб: Просвещение, 2012.
  3. Липина Е.Ю. «Литература. 5-8 классы» - М.: Дрофа, 2011.
  4. Беляева Н.В. «Литература. Проверочные работы. 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2010.
  5. «Контрольно-измерительные материалы. Литература. 7 класс» сост. Зубова Е.Н.- М.: ВАКО, 2010.
  6. Еремина О.А. «Поурочное планирование по литературе. 7 кл.» - М.: Экзамен, 2012.
  7. Золотарева И.В., Аникина С.М. «Поурочные разработки по литературе. 7 класс» - М.:ВАКО, 2011.
  8. Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. «Литература: Русские и зарубежные произведения: Игровые уроки. 7 кл.» - М.: изд. НЦ ЭНАС, 2002.
  9. Кулагина Н.В. «Литература: Рабочая тетрадь. 7 класс» - М.: РОЛЬФ, 2001.
  10. Критарова Ж.Н. «Конспекты уроков для учителя 7 класс: Пособие для учителя» - М.: ВЛАДОС, 2001.
  11. Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  12. Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной / авт.-сост. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2010.
  13. Литература. Поурочные планы. Программа под редакцией В.Я. Коровиной. 5-7 классы. Электронное пособие. Издательство «Учитель».
  14. Уроки литературы в 7 классе пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.Е. Кутейникова. – М.: Просвещение, 2011.

  1. Литература для обучающихся  

Обязательная литература:

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. «Литература:7кл.: Учеб.- хрестоматия: В 2 ч.» – М.: Просвещение, 2014.
  2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…:дидактические материалы: 7 кл.» - М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература:

  1. Произведения различных авторов, изучаемые в данном классе, в различных изданиях.

  1. Материалы на электронных носителях и  Интернет-ресурсы  

  1. http://fcior.edu.ru/,
  2. http://school-collection.edu.ru/   
  3. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
  4. https://1september.ru/
    ИД "Первое сентября"
  5. http://www.kasperik.ru/
    Большая электронная библиотека
  6. http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm
    Тест on-line
  7. Интернет урок
    http://interneturok.ru/
  8. http://www.staroeradio.ru/        

Старое радио (раздел школьной фонохрестоматии)

  1. Завуч инфо
    http://dev.zavuch.info/
  2. http://www.ict.edu.ru/
    Специализированный портал по информационно-коммуникационным технологиям в образовании
  3. http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm
    Педагогический журнал «Учитель»
  4. http://www.gramma.ru/
    Культура письменной речи
  5. http://yamal.org/ook/
    Опорный орфографический компакт
  6. http://bibliogid.ru/
    BiblioГид: Книги и дети
  7. http://www.rubricon.com/
    Рубикон. Крупнейший энциклопедический ресурс
  8. http://www.rulex.ru/
    Русский биографический словарь
  9. http://www.slovari.ru/
    Русские словари
  10. http://www.obrnadzor.gov.ru/
  11. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
  12. http://www.ege.edu.ru 
    Федеральный портал "ЕГЭ" Информационная поддержка Единого государственного экзамена
  13. http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm
    Система федеральных образовательных порталов
  14. http://www.ug.ru 
    Информационный сайт "Учительская газета"
  15. http://www.vestnik.edu.ru 
    Журнал «Вестник образования»
  16. http://www.gramota.ru
    Cправочно-информационый портал “Грамота.ru”
  17. http://pedsovet.org
    Всероссийский Интернет-педсовет
  18. http://www.edu-all.ru
    Портал ВСЕОБУЧ - всё об образовании
  19. http://www.megabook.ru
    Мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий»
  20. http://language.edu.ru/
    Коллекция "Диктанты — русский язык" Российского общеобразовательного портала
  21. http://www.philology.ru/
    Филологический портал Philology.ru
  22. http://evartist.narod.ru/text1/20.htm
    Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П
  1. .http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books
    справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию
  2. www. wikipedia.ru Универсальная энциклопедия "Википедия"
  3.  www.krugosvet.ru  Универсальная энциклопедия "Кругосвет"
  4.  www. rubrikon.ru  Энциклопедия " Рубикон"
  5.  www.slovari.ru Электронные словари
  6.  www.gramota.ru Справочно-информационный интернет - портал "Русский язык"
  7.  www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор".
  8. www.myfhologi.ru Мифологическая энциклопедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....