Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему
Настоящее календарно-тематическое планирование разработано применительно к учебной программе курса литературы для 7 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной, Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 -11 классы (базовый уровень). Москва, Просвещение 2010
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l-ra_7_kl_ktp.docx | 104.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературе, 7 класс (2 часа в неделю, всего 70 часов), УМК под ред. В. Я.Коровиной.
№ темы, дата | Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты обучения | Практика, контроль. | Домашнее задание |
Наука читать книги | Изображение человека как важнейшая проблема литературы. Особенности труда писателя, его позиция. Талант писателя и талант читателя. Чтение и обсуждение высказываний о книгах, чтении, труде писателя. Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование. Знакомство с учебником литературы | Знать: основную проблему изучения литературы в 7 классе (проблема изображения человека); содержание и героев произведений, изученных в 5—6 классах. Понимать: отношение народа к чтению и книге; особенности труда писателя; значение изучения литературы. Уметь: усваивать высказывания и советы мастеров слова; строить собственные высказывания о книгах и чтении; объяснять смысл пословиц; пересказывать сюжеты прочитанных книг и характеризовать их героев | Тест, вопросы и задания (с. 5-6) | Сочинение-рассуждение по восточному высказыванию, приведенному В.П.Астафьевым (с. 5) | |
Предания как поэтическая автобиография народа. | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Чтение статьи Н.А. Криничной. Чтение преданий, обсуждение. Отношение народных сказителей к героям преданий и их поступкам. Наблюдения над художественными особенностями преданий | Знать: особенности жанра предания. Понимать: значение преданий в жизни народа как исторической памяти, поэтической автобиографии. Уметь: отмечать общее и различное в легендах, быличках, преданиях | Чтение преданий, вопросы к ним (с. 10) | Задание 3 (с. 10), чтение статьи В.П. Аникина «Былины» (с. 11-15), задание к ней (с. 15) | |
Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение нравственных идеалов русского народа, прославление мирного труда в былине | Понятие о былине. Чтение и составление тезисного плана статьи «О собирании, исполнении, значении былин». Воплощение нравственных идеалов русского народа, прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович». Микула — носитель лучших человеческих качеств: трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, доброты, щедрости, физической силы. Словарная работа. Иллюстрации к былине | Знать: особенности жанра былины; сюжет и содержание былины «Вольга и Микула Селянинович»; особенности композиции былин (зачин, повторы, диалог, концовка). Понимать: значение былин в развитии русского искусства, сохранении народных традиций, народной памяти. Уметь: выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Составление тезисного плана статьи «О собирании, исполнении, значении былин», выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания 1-4 (с. 17), 1-3, 5 (с. 23) | Задания 4, 6 (с. 23), чтение былины «Садко», выполнение иллюстрации к былинам | |
Киевский и новгородский циклы былин. Былина «Садко». Образ Садко | Киевский и новгородский циклы былин. Былина «Садко». История жизни и путешествий героя. Образ Садко: находчивость, предприимчивость, талантливость, мужество. Фантастический образ морского царя. Изобразительно-выразительные средства (повторы, гиперболы, постоянные эпитеты), их роль в былине. Словарная работа. Иллюстрации к былине | Знать: особенности жанра былины; особенности былин новгородского цикла; сюжет и содержание былины «Садко». Уметь: выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения фольклора и живописи | Выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания 1-4 (с. 35–36, к былине «Садко»), вопрос рубрики «Устное народное творчество и живопись» (с. 36) | Задание 5 (с. 36, к былине «Садко»), чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», вопросы и задания к ней (с. 36) | |
Эпос народов мира | «Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.) «Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя. | Знать: толкование понятия - героический эпос; истоки, историю возникновения и развития эпоса; примеры известных произведений эпоса. Понимать: художественное своеобразие эпоса «Калевала» и «Песни о Роланде». Уметь: соотносить эпос с определенной эпохой, стилем, направлением; образно, кратко и красиво пересказывать прочитанное и услышанное, устно создавать картину или портрет. | Выразительное чтение, характеристика героев | Вопросы и задания на с. 45, 59 | |
Пословицы и поговорки Выражение опыта, мудрости, нравственных представлений народа в пословицах и поговорках. | Развитие понятия о пословицах и поговорках. Темы пословиц и поговорок, их краткость, меткость, мудрость, образность, красота. Выражение опыта, мудрости, нравственных представлений народа в пословицах и поговорках. Употребление пословиц и поговорок в речи. Ритм и рифма в пословице. Пословицы и поговорки народов мира. Составители сборников пословиц и поговорок. Труд В.И.Даля. Конкурс на знание пословиц и поговорок | Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: переносный смысл пословиц и поговорок; значение пословиц и поговорок в жизни народа; общность тем пословиц и поговорок разных народов; гуманистический пафос пословиц и поговорок. Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи | Конкурс на знание пословиц и поговорок, вопросы и задания 1—2 (с. 62), 1-3 (с. 67), 1-4 (с. 68, рубрика «Обогащайте свою речь»), работа со словарем В.И.Даля, сборниками пословиц и поговорок | Творческое задание или проект (с. 68), выполнение рисунка по мотивам фольклорных произведений | |
«Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок) Нравственные заветы Древней Руси. | Книжность в Древней Руси. Развитие представлений о летописи. «Повесть временных лет». Жанры «Повести…» (сказания, предания, хождения, поучения, притчи и т. Д.). Язык «Повести…». Из похвалы князю Яро- славу и книгам (мудрость, метафоричность и красота языка). Отражение в «Поучении» Владимира Мономаха народных идеалов: трудолюбия, миролюбия, милосердия, сострадания, верности слову, смирения, почитания старших, уважительного отношения к людям, доброты. Нравственные заветы Древней Руси. | Знать: черты и основные жанры древнерусской литературы; содержание «Поучения» Владимира Мономаха. Понимать: актуальность поучений Владимира Мономаха; значение летописи в развитии литературы; гуманистический пафос древнерусской литературы. Уметь: выразительно читать текст (на древнерусском языке и в переводе), определять его основную мысль; выяснять значение незнакомых слов | Выразительное чтение, вопросы и задания 1-3 (с. 71), 1-2 (с. 73) | Творческое задание (с 73) | |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Внимание к личности, гимн любви, верности. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви, верности. Образы главных героев. Речевая характеристика Февронии. Реальное и фантастическое в «Повести…» Связь «Повести…» с фольклором (сказочный образ Февронии — мудрой девы, фантастические превращения змея, посмертные чудеса героев). Словарная работа. Иллюстрации к «Повести…» | Знать: черты древнерусской литературы; сюжет и содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских». Понимать: нравственные идеалы и заветы Древней Руси; связь «Повести…» с фольклором. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи | Вопросы (с. 82) | Подготовка к письменной работе по произведениям фольклора и древнерусской литературы | |
Письменная работа по темам «Устное народное творчество», «Древнерусская литература» | Темы: I. Народная мудрость в произведениях русского фольклора. 2. Художественные особенности русских былин. 3. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.4. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя? | Знать: жанры фольклора и древнерусской литературы; содержание и героев произведений. Понимать: выражение в произведениях фольклора и древнерусской литературы опыта народа, его нравственных идеалов. Уметь: писать небольшие сочинения-рассуждения; анализировать текст и определять его основную мысль; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Сочинение-рассуждение | Чтение вступительной статьи В.И. Коровина о М.В.Ломоносове (с. 84-86) | |
М.В.Ломоносов. Личность, судьба и творчество великого человека. Ода «К статуе Петра Великого», Ода «На день восшествия на престол её величества императрицы… | М.В. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. Стихотворения «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия...». Особенности языка XVIII века. Уверенность М.В. Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм М.В. Ломоносова. Признание труда, деяний на благо России важнейшей чертой гражданина. Понятие о жанре оды. Патриотизм М.В. Ломоносова. Признание труда, деяний на благо России важнейшей чертой гражданина. Понятие о жанре оды | Знать: сведения о жизни, творчестве, филологической и поэтической деятельности М.В. Ломоносова; содержание «Оды на день восшествия...», оды «К статуе Петра Великого»; Знать-теоретико-литературные понятия ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма, штиль. Понимать: особенности языка XVIII века. Уметь: выразительно читать оду, определять ее тему и идею | Вопросы и задания 1—3 (с. 86), 1-3 (с. 87). 1-2 (с. 87, рубрика «Обогащаем свою речь») | Чтение отрывка наизусть Чтение вступительной статьи В.И. Федорова о Г. Р. Державине (с. 89-90) | |
Слово о Г.Р. Державине. Философские размышления поэта о смысле жизни, судьбе. | Слово о Г.Р. Державине. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Философские размышления поэта о смысле жизни, судьбе. Понимание необходимости свободы творчества. Соединение «высокой» и «низкой» лексики. Начало развития реалистического языка. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, эпитеты), их роль в стихотворениях | Знать: сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина; содержание стихотворений «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Понимать: философский смысл и гуманистический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения; вести беседу по прочитанным произведениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение, вопросы и задания 1-4 (с. 91), 1-2 (с. 92, рубрика «Обогащаем свою речь») | Задание 3 (с. 92, рубрика «Обогащаем свою речь»), чтение статей об А.С. Пушкине (с. 93-96), задание 1 (с. 96) | |
А.С. Пушкин. Вн.ч. Поэма «Полтава» («Полтавский бой») Историческая основа поэмы | Слово об А.С. Пушкине. Сообщение о квартире А.С. Пушкина на Арбате (рубрика «Литературные места России»). Интерес А.С. Пушкина к истории России. Историческая основа поэмы «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Сопоставление полководцев Петра I и Карла XII. Обучение выразительному чтению. Мозаичная картина М.В. Ломоносова «Полтавская баталия» | Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; высказывания русских писателей о поэте. Понимать: патриотический пафос произведения; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать фрагмент поэмы; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику героев: сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства | Вопросы к статье об А.С. Пушкине (с. 95), вопросы и задания (с. 96) | Вопросы и задания (с. 97), задание 3 (с. 98) | |
А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...») Выражение чувства любви к Родине в поэме | Выражение чувства любви к Родине в поэме «Медный всадник». Прославление деяний Петра I. Образ автора во вступлении. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения), их роль в поэме. Ритм, настроение, мелодия фрагмента поэмы. Иллюстрации к поэме | Знать: историческую основу поэмы «Медный всадник». Понимать: чувства, пронизывающие текст (восхищение, гордость, любовь); высокий патриотический пафос произведения. Уметь: выразительно читать текст; прослеживать изменение ритма, настроения, мелодии в произведении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 100–101) | Чтение «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина | |
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Источники и своеобразие баллады | «Песнь о вещем Олеге» — живой, эмоциональный рассказ о старине. Летописный и исторический источники баллады. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания, формы, композиции баллады А.С. Пушкина. Своеобразие языка баллады. Основная мысль баллады. Смысл сопоставления Олега и волхва. Словарная работа. Иллюстрации к балладе | Знать: теоретико-литературное понятие баллада; историческую основу, сюжет и содержание «Песни о вещем Олеге». Понимать: аллегорический смысл баллады; мысль о тщете земного всевластия. Уметь: выразительно читать балладу; характеризовать героев и их поступки; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять балладу с летописным источником; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 107–108) | Составление устного рассказа «Памятник одному из героев "Песни..."» или создание киносценария по балладе А.С. Пушкина, чтение фрагмента драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов» | |
А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов» Образ летописца как образ древнерусского писателя. | «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Историческая основа драмы, история ее создания, публикации, сценической жизни. Персонажи драмы. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений. Характеры Пимена и Григория. Словарная работа. Иллюстрации к драме. Подготовка к сочинению | Знать:теоретико-литературные понятия драма, диалог, ремарка; историю создания, сюжет и содержание драмы «Борис Годунов». Понимать: значение драмы для русской культуры; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать текст; пересказывать сюжет драмы; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять разные варианты одного текста; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему | Вопросы и задания (с. 118–119) | Сочинение на тему «История России в произведениях А.С. Пушкина» | |
А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Станционный смотритель» Анализ эпизода повести | История создания цикла «Повести Белкина». Развитие понятия о повести. Точность, краткость, мужественность прозы А.С. Пушкина. Сюжет и герои повести «Станционный смотритель». Автор и рассказчик в произведении. Особенности детали в повести. Комментированное чтение. Элементы аналитического пересказа текста. Иллюстрации к повести Комментированное чтение и анализ эпизодов повести. Судьба Дуни. Сравнительная характеристика двух эпизодов «Самсон Вырин у Минского». Поведение героев. Речевая характеристика героев. Средства создания образов. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства | Знать: историю создания цикла «Повести Белкина»; особенности жанра повести; сюжет и содержание повести «Станционный смотритель». Понимать: душевное состояние героя; роль деталей в характеристике внутренней жизни героя; отношение автора к героям, роль эпизода в повести; значение открытия темы «маленького человека» для русской литературы; гуманистический пафос повести.. Уметь: выразительно читать и пересказывать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению | Описание иллюстраций, вопросы и задания 1—6 (с. 134), 1-2 (с. 135) | Задания 1–6 (с. 135–136), чтение вступительной статьи И.Л. Андроникова о М.Ю. Лермонтове (с. 137-140), сообщение о жизни и творчестве писателя | |
М.Ю. Лермонтов. Историческое прошлое Руси в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | Слово о М.Ю. Лермонтове (сообщения учащихся). Сообщение о доме-музее поэта в Москве (рубрика «Литературные места России»). Чтение статьи «Как работал Лермонтов». «Песня про... купца Калашникова» — поэма об историческом прошлом Руси. Особенности сюжета поэмы. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Комментированное чтение. Средства создания образов. Обучение выразительному чтению. Иллюстрации к «Песне...» | Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; сюжет и содержание «Песни про... купца Калашникова». Понимать: роль художественных средств, характерных для фольклорных произведений (зачин, повторы, диалоги, концовка; постоянные эпитеты, образный параллелизм), в создании образов; драматический пафос произведения. Уметь: выразительно читать произведение; объяснять значение картин старинного быта для понимания характеров, идеи произведения; объяснять значение устаревших слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему | Пересказ вступительной статьи о М.Ю. Лермонтове, вопросы к ней (с. 141), сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—2 (с. 158) | Вопросы и задания (с. 159-160) | |
Проблема долга и чести в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Суд царский и суд народный в поэме. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций парода. Образы гусляров. Понятие о фольклоризме литературы. Комментированное чтение | Знать: сюжет и содержание «Песни...». Понимать: смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным; отношение автора к изображаемому; роль фольклорных традиций в произведении. Уметь: выразительно читать произведение; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений | Выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания (с. 159–160) | Чтение статьи «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях» (с. 160–162), выразительное чтение стихотворений поэта | |
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании художественных образов. | Проблема гармонии человека и природы. Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании художественных образов. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллитерация), их роль в стихотворениях. Лирический герой стихотворения «Молитва». Мелодика стихотворения «Ангел». Впечатления Д.С. Мережковского от стихотворения «Ангел». Обучение выразительному чтению, анализу поэтического текста. Словесное рисование | Знать: элементы анализа поэтического текста; содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова; одно стихотворение наизусть. Понимать: авторское стремление к гармонии человека и природы. Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их жанр; сопоставлять свои впечатления от стихотворения «Ангел» с впечатлениями Д.С. Мережковского; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы 1—3 (с. 165), задание рубрики «Литература и изобразительное искусство» (с. 166) | Выразительное чтение одного из стихотворений наизусть, задания 2–3 (с. 166), выполнение иллюстрации к стихотворениям М.Ю.Лермонтова | |
Контрольная работа по творчеству АС Пушкина и М.Ю. Лермонтова | Творчество А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы | Знать: содержание и героев произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения | Контрольная работа | Сообщение о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, чтение повести «Тарас Бульба» | |
Н.В. Гоголь. Товарищество и братство в повести «Тарас Бульба» | Слово о Н.В. Гоголе (сообщения учащихся). Эпоха и герои повести «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести, Нравственный облик Тараса Бульбы и eго товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу. Подвиги запорожцев в борьбе за родную землю. Развитие понятия о литературном герое. Роль портрета, интерьера в изображении героев. Изобразительно-выразительные средства (гиперболы, эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), их роль в создании образов. Комментированное чтение. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; сюжет и содержание повести «Тарас Бульба». Понимать: патриотический пафос повести; роль портрета, интерьера, изобразительно-выразительных средств в создании характеров; отношение автора к героям. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших и диалектных слов | Сообщения, вопросы к статье о Н.В. Гоголе (с. 170), выразительное чтение, характеристика героев, элементы анализа текста | Составление словарика диалектных слов из повести, проект (с. 237) | |
Н.В. Гоголь. Товарищество и братство в повести «Тарас Бульба» | Слово о Н.В. Гоголе (сообщения учащихся). Эпоха и герои повести «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести, Нравственный облик Тараса Бульбы и eго товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу. Подвиги запорожцев в борьбе за родную землю. Развитие понятия о литературном герое. Роль портрета, интерьера в изображении героев. Изобразительно-выразительные средства (гиперболы, эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), их роль в создании образов. Комментированное чтение. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; сюжет и содержание повести «Тарас Бульба». Понимать: патриотический пафос повести; роль портрета, интерьера, изобразительно-выразительных средств в создании характеров; отношение автора к героям. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших и диалектных слов | Вопросы и задания 1, 3-5 (с. 236) | Вопросы и задания 2, 7 (с. 236) | |
Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Смысл противопоставления Остапа Андрию. Осуждение предательства. Бескомпромиссность Тараса Бульбы. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в произведении. Роль пейзажа. Голос автора в повести. Своеобразие, сочность, яркость, образность языка. Сочетание юмора, драматизма, трагизма в произведении. Иллюстрации к повести | Знать: сюжет и содержание понести. Понимать: роль пейзажа, изобразительно-выразительных средств в создании образов; поэтический характер изображения природы в повести; отношение автора к героям; патриотический пафос произведения. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших и диалектных слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями. | Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, художественный пересказ, вопросы и задания 2, 7 (с. 236), вопрос рубрики «Литература и другие виды искусства» | Составление устного рассказа-характеристики одного из героев повести | |
Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Обсуждение тем сочинения: 1. Остап и Андрий — братья и враги. 2. «Что такое Тарас?» (В.Г. Белинский) 3. Тарас Бульба — характер, рожденный временем. 4. Три смерти. 5. Лирическое и эпическое в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 6. Запорожская Сечь. Воплощение авторских идеалов. Составление плана, подбор материалов | Знать: сюжет и героев повести. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в создании образов; позицию автора, его нравственные идеалы. Уметь: писать творческие работы; анализировать текст и определять его основную мысль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Составление плана сочинения, подбор материалов | Сочинение, чтение рассказа И.С. Тургенева «Бирюк», сообщения о жизни и творчестве писателя и по рассказам цикла «Записки охотника» | |
И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | Слово об И.С. Тургеневе (сообщения учащихся). Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимоотношения помещиков и крестьян. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Портретная и речевая характеристика лесника. Нравственные проблемы в рассказе. Мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Изобразительно-выразительные средства (детали, метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения), их роль в рассказе. Смысл названия рассказа. Своеобразие языка рассказа. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу | Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Тургенева; сюжет и содержание рассказа «Бирюк». Понимать: роль пейзажа, портрета в создании образов; смысл названия рассказа; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; сопоставлять описание природы у разных авторов (произведения Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева) | Сообщения, выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания 1-2, 4, 6 (с. 249) | Вопросы и задания 3, 5, 7(с. 249) | |
И.С. Тургенев. Понятие о стихотворениях в прозе. | Понятие о стихотворениях в прозе. «Русский язык». И.С. Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворениях. Чтение статьи «В творческой лаборатории Тургенева» | Знать: особенности жанра стихотворений в прозе; содержание стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Понимать: авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Уметь: выразительно читать стихотворения в прозе; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—2 (с. 252) | Вопросы и задания 3 (с. 252), рубрика «Фонохрестоматия» (с. 252) | |
Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» Историческая основа поэмы. | Слово о Н.А. Некрасове. Поэма «Русские женщины». «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Особенности композиции поэмы. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Речевая характеристика героев. Диалог-спор. Словарная работа. Иллюстрации к поэме | Знать: сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова; историческую основу, сюжет и содержание поэмы «Русские женщины»; теоретико-литературные понятия композиция, диалог. Понимать: восхищение поэта силой духа, мужеством, самоотверженностью, настойчивостью, непреклонностью, уверенностью героини в своей правоте. Уметь: выразительно читать поэму; характеризовать героев и их поступки; анализировать эпизод поэмы; сопоставлять произведения литературы и живописи | Выразительное чтение, анализ эпизода, вопросы и задания 1—3 (с. 271) | Вопросы и задания 4-6 (с. 271) | |
Н.А.Некрасов. Стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...» Боль поэта за судьбу народа. | «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Значение риторических вопросов и восклицаний в стихотворениях. Изобразительно-выразительные средства, их роль в поэтических текстах. Словарная работа. Чтение статьи «Из воспоминаний А.Я. Панаевой» | Знать: содержание стихотворений «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...»; историю создания «Размышлений...»; теоретико-литературные понятия риторический вопрос, поэтическая интонация. Понимать: значение риторических вопросов и восклицаний в стихотворениях; эмоциональный накал, нравственную проблематику произведений. Уметь: выразительно читать стихотворения, определять их тему и идею; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 277–278) | Чтение отрывка наизусть | |
А.К.Толстой. Историческая основа баллад «Василий Шибанов», «Михайло Репнин» | Слово об А.К. Толстом. Историческая основа баллад «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел в произведениях. Конфликт «рыцарства» и самовластья. Образ Ивана Грозного. Осуждение деспотизма. Верность, мужество, стойкость Шибанова. Правдивость, мужество, благородство Репнина. Словарная работа. Чтение статьи «Из высказываний Ф.М. Достоевского о М.Ю. Лермонтове» | Знать: сведения о жизни и творчестве А.К. Толстого; историческую основу, сюжет и содержание баллад «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Понимать: нравственную проблематику произведений; позицию автора. Уметь: выразительно читать баллады; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять литературные произведения друг с другом («Песня про... купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова и баллады А. К. Толстого) | Выразительное чтение, характеристика героев, вопросы 1-8 (с. 288) | Задание 10 (с. 288), чтение «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина | |
М.Е. Салтыков-Щедрин«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Нравственные пороки общества. | Слово о М.Е. Салтыкове-Щедрине. Чтение вступительной статьи о писателе. Чтение статьи «Юмор, сатира. О смешном в литературном произведении». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм, тунеядство генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести...». Роль гротеска, гипербол. Речевая характеристика героев. Словарная работа. Иллюстрации к- повести | Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содержание «Повести...»; теоретико-литературные понятия гипербола, гротеск, аллегория, ирония. Понимать: сатирический пафос произведения; позицию автора и его отношение к героям. Уметь: выразительно читать сказку; давать сравнительную характеристику героев; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему | Выразительное чтение, сравнительная характеристика героев, вопросы и задания 1-3 (с. 300–301), 1-4 (с. 302), 1-2 (с. 301–302, рубрика «Обогащаем свою речь») | Чтение сказки «Дикий помещик» | |
М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» Смысл названия сказки. | «Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков. Отражение пореформенных процессов в сказке. Смысл названия сказки. Роль гротеска, гипербол в произведении. Физическое и нравственное одичание помещика. Рабское сознание мужиков. Словарная работа. Чтение статьи «Нужен ли нам Щедрин сегодня?» | Знать: сюжет и содержание сказки «Дикий помещик»; теоретико-литературные понятия гипербола, гротеск, аллегория, ирония. Понимать: сатирический пафос произведения: позицию автора и его отношение к герою. Уметь: выразительно читать сказку; характеризовать героя и его поступки; выяснять значение незнакомых слов и выражений | Выразительное чтение, характеристика героев, вопросы (с. 303) | Подготовка вопросов к викторине по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина | |
Викторина «Что? Где? Когда?» по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина | Ответы на вопросы по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, подготовленные учителем и учениками | Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения | Викторина | Сообщения о Л.Н.Толстом (Ясная Поляна, Хамовники в жизни писателя), чтение повести «Детство» | |
Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых | Слово о Л. Н. Толстом (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе. Сообщения о музеях-усадьбах Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, Хамовниках (рубрика «Литературные места России»). Чтение статьи И.Ф. Смольникова «В середине XIX столетия...». Автобиографический характер повести «Детство». Значение темы детства в творчестве Л.Н. Толстого. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Духовная близость героя с матерью и разобщенность с отцом. Доброта, самопожертвование и преданность Натальи Саввишны. Отношения с Карлом Иванычем. Комментированное чтение. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; сюжет и содержание повести «Детство»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям; роль лирических отступлений в повести. Уметь: объяснять особенности жанра автобиографической повести; выразительно читать и пересказывать повесть; характеризовать героев и их поступки; объяснять слова, называющие реалии XIX века | Сообщения, выразительное чтение, выборочный пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—2 (с. 315) | Чтение статьи Н.К. Гудзия «Как работал Толстой» (с. 323), вопросы и задания (с. 322), 2 (с. 324), задание к статье о Л.Н. Толстом (с. 278) | |
Духовный мир главного героя повести Л.Н.Толстого «Детство» | Психологизм повести. Свежесть, беззаботность, любовь, вера, присущие детству. Проявления чувств героя, анализ собственных поступков, беспощадность к себе. Детство как нравственный ориентир. Комментированное чтение. Словарная работа. Иллюстрации к повести | Знать: сюжет и содержание повести; способы изображения внутренней жизни героя. Понимать: роль лирических отступлений в повести; нравственную позицию автора. Уметь: определять, от чьего лица ведется повествование; выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; сопоставлять поступки героя с его внутренним миром; сопоставлять повесть с иллюстрациями к ней | Выразительное чтение, характеристика героя, вопросы и задания (с. 322, рубрика «Совершенствуем свою речь») | Задание 2 (с. 324, рубрика «Обогащаем свою речь»), сообщение о жизни и творчестве А.П. Чехова, чтение рассказа «Хамелеон» | |
А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». Средства создания комического в рассказе | Слово об А.П. Чехове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи А.И. Ревякина о писателе, воспоминаний о нем Л.Н. Толстого, Г.И. Россолимо, И.А. Бунина, К.И. Чуковского. Сообщение о доме-музее А. П. Чехова в Москве (рубрика «Литературные места России»). Рассказ «Хамелеон» — живая картина нравов. Смысл названия рассказа. Причины перемен поведения Очумелова. Осмеяние лицемерия, чинопочитания, трусости и угодничества. Словарная работа Развитие понятия о юморе и сатире. Средства создания комического в рассказе. Динамичность композиции. Сценичность диалогов. Повторы. Точность, лаконичность, образность языка. Роль детали. «Говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики. Речь персонажей как средство их характеристики. Прием контраста. Понятие о «хамелеонстве». Иллюстрации к рассказу | Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «Хамелеон»; теоретико-литературные понятия юмор, сатира, ирония. Понимать: нравственную проблематику рассказа; сатирический пафос произведения; отношение автора к героям; роль закулисного персонажа (генерал) в рассказе. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1— 2 (с. 328), 1-2 (с. 332) | Вопросы и задания (с. 332–333) | |
Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» | Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Выразительное чтение по ролям рассказа «Злоумышленник». Смысл названий рассказов. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведениях. Речь героев как источник юмора. Способы проявления авторского отношения к героям. Словарная работа. Чтение воспоминаний М. Горького об А.П. Чехове. Иллюстрации к рассказам | Знать: сюжеты и содержание рассказов «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Понимать: позицию автора и его отношение к героям. Уметь: выразительно читать по ролям и пересказывать тексты; выявлять особенности стиля чеховских рассказов; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение по ролям, характеристика героев, анализ текста, вопросы и задания (с. 339) | Создание киносценария по одному из рассказов А.П. Чехова, выразительное чтение наизусть одного из стихотворений русских поэтов XIX века о родной природе | |
«Край ты мой, родимый край...» Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Поэтическое изображение родной природы и выражение собственного настроения, миросозерцания. Изобразительно-выразительные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Развитие понятия о лирике. Обучение анализу лирического текста. В.А. Жуковский «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край...», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала...». И.А. Бунин «Родина». Репродукции картин и стихотворения на форзацах учебника | Знать: содержание стихотворений поэтов XIX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Понимать: настроения, выраженные авторами в стихотворениях. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи | Выразительное чтение наизусть, анализ текста, вопросы и задания 1—2 (с. 342), 1,3 (с. 345) | Чтение статей об И.А. Бунине (с. 3-7), рассказа «Цифры», задание 2 (с. 7) | |
И.А. Бунин. Рассказ «Цифры» Психологизм рассказа. | Слово об И.А. Бунине. Сообщение о писателе на основании высказываний К.Г. Паустовского. Рассказ «Цифры». Своеобразие образа рассказчика (рассказ от 1-го лица). Психологизм рассказа. Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых, авторское решение этой проблемы. Смысл названия произведения. Комментированное чтение. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина; сюжет и содержание рассказа «Цифры». Понимать: смысл названия рассказа; гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; сопоставлять рассказ с другими литературными произведениями (Л.Н. Толстой «Детство»); строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1—2 (с. 17), 1-3 (с. 17–18) | Задание «Учимся читать выразительно» (с. 18) | |
И.А. Бунин. Рассказ «Лапти» Образ Нефеда | Чтение и обсуждение отзывов на рассказы И.А. Бунина. Образ Нефеда: готовность к самопожертвованию, решительность, находчивость, сострадание, скромность. Роль детали (красные лапти), природы в рассказе | Знать: сюжет и содержание рассказа «Лапти». Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к герою. Уметь: выразительно читать текст; сопоставлять образ героя с образами героев других литературных произведений (Л.Н. Толстой «Детство», образ Натальи Саввишны) | Выразительное чтение, анализ текста, характеристика героя | Сообщение о жизни и творчестве М. Горького, чтение повести «Детство» | |
М. Горький. Повесть «Детство». «Свинцовые мерзости жизни» | Слово о М. Горьком (сообщения учащихся). Чтение статей «Из воспоминаний и писем...», «...Из писем М. Горького Павлу Максимову». Сообщение о музее-квартире писателя в Москве (рубрика «Литературные места России»). Автобиографический характер повести «Детство». Особенности повествования. Портрет как средство характеристики героев (бабушка, дед). Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Образ деда Каширина. Изображение быта и характеров. «Неумное племя». Составление плана характеристики литературного героя. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве М. Горького; сюжет и содержание повести «Детство». Понимать: отношение автора к героям. Уметь: пересказывать сюжет повести; характеризовать героев и их поступки; составлять план повести; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять повесть с другими литературными произведениями (Л.Н. Толстой «Детство», И.А. Бунин «Цифры»); выяснять значение незнакомых слов | Сообщения, вопрос и задание к воспоминаниям и высказываниям о М. Горьком (с. 22), аналитический пересказ, элементы анализа текста, составление плана характеристики героя, вопросы и задания 1-3 (с. 84) | Вопросы и задания 4 (с. 84), 1-2 (с. 89, рубрика «Совершенствуем свою речь») | |
М. Горький. Повесть «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Роль антитезы в изображении семьи Кашириных. Контраст между добротой и жестокостью, справедливостью и несправедливостью. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. Иллюстрации к повести. Обсуждение тем и планов сочинения | Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: идею произведения (влияние детства на формирование характера, вера в человека, его творческие силы); позицию автора и его отношение к героям. Уметь: определять тему и пересказывать сюжет повести; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | Аналитический пересказ, характеристика героев по плану, вопросы и задания 4 (с. 84), 1-2 (с. 89, рубрика «Совершенствуем свою речь») | Задание 3 (с. 89, рубрика «Совершенствуем свою речь») | |
Анализ эпизода повести М. Горького «Детство» | Обучение анализу эпизода. Тема эпизода, его место в композиции. Роль эпизода в раскрытии идеи произведения. Герои, их поступки и взаимоотношения. Речевая характеристика героев. Роль деталей, портрета, пейзажа, изобразительно-выразительных средств в повести. Автор-рассказчик | Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: роль деталей, портрета, пейзажа в повести; значение эпизода в раскрытии идеи произведения; роль автора-рассказчика; отношение автора к героям. Уметь: выделять эпизод в тексте произведения, пересказывать его, определять тему, место и значение в композиции произведения; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Аналитический пересказ, характеристика героев, анализ текста | Задание рубрики «Литература и другие виды искусства» (с. 85), вопросы и задания 1—3 (с. 84–85) | |
Легенда о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» | Понятие о романтическом характере. Легенда о Данко как утверждение подвига во имя людей. Романтический сюжет легенды и романтический образ Данко. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гиперболы), их роль в произведении. Контраст света и тьмы. Черты фольклора в легенде. Иллюстрации к легенде | Знать: сюжет и содержание легенды о Данко; теоретико-литературные понятия легенда, романтический герой. Понимать: идею легенды (идея подвига во имя общего счастья); позицию автора и его отношение к герою. Уметь: выразительно пересказывать легенду, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять легенду с иллюстрациями к ней; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Вопросы и задания 1—3 (с. 84–85), 4-5 (с. 85) | Чтение рассказа Л.Н. Андреева «Кусака» | |
Л.Н.Андреев. Рассказ «Кусака» Чувство сострадания к братьям нашим меньшим. | Своеобразие личности Л.Н. Андреева. Чтение воспоминаний К.И. Чуковского о писателе. Значимость проблем, поставленных Л.Н. Андреевым. Развитие в его творчестве традиций русской классической литературы. Рассказ «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим. Бессердечие героев. Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Ведущая роль олицетворения | Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Андреева; сюжет и содержание рассказа «Кусака»; способы создания образа Кусаки. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в настроении и поведении героев; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | Аналитический пересказ, характеристика героев, вопросы и задания 1-2 (с. 92–93), 1-4, 6 (с. 101) | Задание 5 (с. 101), сообщение о жизни и творчестве В.В. Маяковского | |
В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. | Слово о В,В. Маяковском (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе. Сообщение о Государственном музее В.В. Маяковского в Москве (рубрика «Литературные места России»). Чтение статьи «В творческой лаборатории В.В. Маяковского». «Необычайное приключение...». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма. Словотворчество Маяковского. Яркая метафоричность произведения. Юмор в стихотворении. Роль фантастики. Своеобразие художественной формы стихотворения, ритмики и рифмы. Изобразительно-выразительные средства (гиперболы, метафоры, олицетворения, эпитеты, звукопись), их роль в поэтическом тексте. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве В.В. Маяковского; теоретико-литературные понятия ритмика, рифма. Понимать: гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно читать стихотворение, определять его тему (назначение поэзии) и идею (противостояние серости жизни); характеризовать героев и их поступки; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять стихотворение с иллюстрациями к нему | Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1—2 (с. 111), 1-2 (с. 111-112), 1–2 (с. 114, рубрика «Обогащайте свою речь»), вопросы рубрики «Литература и другие виды искусства» (с. 114) | Выразительное чтение стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» | |
В.В. Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Два взгляда на мир | «Хорошее отношение к лошадям». Своеобразие стихотворного ритма. Яркая звукопись, игра слов. Понятие о лирическом герое. Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя. Злободневность стихотворения. Изобразительно-выразительные средства (гиперболы, звукопись), их роль в стихотворении | Знать: теоретико-литературные понятия лирический герой, ритмика, ритм, звукопись. Понимать: гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно читать стихотворение, определять его тему (противостояние гуманизма и бессердечия) и идею (сочувствие, сострадание, добро вселяют веру в жизнь); находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1—5 (с. 114), 1 (с. 113) | Чтение рассказа А.П. Платонова «Юшка» | |
А.П. Платонов. Рассказ «Юшка» Осознание необходимости сострадания и уважении к человеку. | Слово об А.П. Платонове. Чтение вступительной статьи о писателе. Рассказ «Юшка». Особенности жанра произведения. «Юшка» и произведения фольклора - общее и различное. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. «Детскость» героя. Речевая характеристика героя. Осознание необходимости сострадания и уважении к человеку. Роль образов природы в рассказе. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетворения, эпитеты), их роль в рассказе. Составление плана рассказа. | Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа «Юшка». Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям; роль образов природы в рассказе. Уметь: определять тему и идею рассказа; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять рассказ с фольклорными произведениями | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы 1—2 (с. 118), 1,3 (с. 125–126) | Вопросы и задания (с. 126) | |
А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» Вечные нравственные ценности. | Автобиографичность рассказа «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Вечные нравственные ценности. Положительный герой. Талант мастера и человека в рассказе. Идея доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы А.П. Платонова. Смысл названия рассказа. Роль изобразительно-выразительных средств в рассказе. Словарная работа | Знать: сюжет и содержание рассказа «В прекрасном и яростном мире». Понимать: гуманистический пафос и смысл названия произведения; отношение автора к героям; своеобразие языка рассказа. Уметь: определять тему и идею рассказа; выделять в тексте отдельные эпизоды и пересказывать их; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов | Вопросы и задания (с. 140-141) | Чтение статей о Б.Л. Пастернаке (с. 142-144), вопросы и задания 1—3 (с. 146) | |
Б.Л. Пастернак. Картины природы, преображенной поэтическим зрением | Слово о Б.Л. Пастернаке. Стихотворения «Никого не будет в доме...», «Июль». Картины природы, преображенной поэтическим зрением Б.Л. Пастернака. Способы создания поэтических образов (олицетворения, сравнения, метафоры, перифразы, звукопись). Единение с природой в творчестве Б.Л. Пастернака. Словесное рисование | Знать: сведения о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака; содержание стихотворений «Никого не будет в доме...», «Июль». Понимать: настроения, выраженные автором в стихотворениях. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 146) | Чтение автобиографической статьи А.Т. Твардовского (с. 148-149), статей «Из воспоминаний об А.Т. Твардовском», «Уроки Твардовского» (с. 150-151), задание 1 (с. 154) | |
А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике поэта. | Слово об А.Т. Твардовском. Философские проблемы в лирике поэта. Развитие понятия о лирическом герое. Образы природы в стихотворениях «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Память поколений. Художественные средства, передающие состояния природы и человека. Подведение итогов жизни. Размышления поэта о судьбе, смысле жизни | Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; теоретико-литературное понятие лирический герой. Понимать: настроения, выраженные автором в стихотворениях; философскую проблематику произведений. Уметь: выразительно читать стихотворения; определять их темы; сопоставлять литературные произведения друг с другом (Б.Л. Пастернак «Июль», А.Т. Твардовский «Июль — макушка лета...»); находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 150–151), 1 (с. 154) | Задание 2 (с. 154), чтение раздела «Час мужества» (с. 155-162) | |
Час мужества | Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, А.А. Суркова, Н.С. Тихонова и др. Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне | Знать: особенности жанра интервью; содержание стихотворений о Великой Отечественной войне. Понимать: чувства, настроения, интонации, выраженные в стихотворениях, их смену; высокий, патриотический пафос произведений; роль поэзии и искусства вообще в военное время. Уметь: формулировать вопросы для интервью; готовить интервью с участником Великой Отечественной войны; выразительно читать стихотворения | Выразительное чтение, вопросы 2 (с. 154), 1 (с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь») | Задание 1 (с. 164, рубрика «Совершенствуйте свою речь»), чтение рассказа Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади» | |
Ф.А. Абрамов. Рассказ «О чем плачут лошади» Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа | Слово о Ф.А. Абрамове. Чтение вступительной статьи о писателе. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа «О чем плачут лошади». Разговор автора-рассказчика с Рыжухой. Олицетворение как средство раскрытия образов. Роль диалога в композиции рассказа. Горечь автора от утраты народных традиций, искренности, связи человека и природы. Литературные традиции в рассказе. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Абрамова; сюжет и содержание рассказа «О чем плачут лошади»; понятие литературная традиция. Понимать: смысл названия рассказа; гуманистический пафос произведения; позицию автора. Уметь: определить тему и идею рассказа; пересказывать эпизоды; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать литературные традиции в рассказе (А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, А.П. Чехов и др.); выяснять значение незнакомых слов и выражений | Вопрос к статье о Ф.А. Абрамове, аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания (172–173) | Чтение статьи «Из автобиографии» Е.И. Носова (с. 174-176), рассказа «Кукла» | |
Е.И.Носов. Нравственные проблемы рассказа «Кукла» («Акимыч»). | Слово о Е.И. Носове. Нравственные проблемы рассказа «Кукла» («Акимыч»). Роль антитезы в рассказе. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Смысл названия рассказа. Сопоставление стихотворения К.К. Случевского «Кукла» с рассказом Е.И. Носова. Обучение целостному анализу эпического произведения | Знать: сведения о жизни и творчестве Е.И. Носова; сюжет и содержание рассказа «Кукла» («Акимыч»). Понимать: смысл названия рассказа; гуманистический пафос произведений; позицию автора (боль за человека, горечь от утраты нравственных ценностей). Уметь: определять тему и идею рассказов; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом (К.К. Случевский «Кукла», Е.И. Носов «Кукла») | Анализ текста, сравнительный анализ произведений, вопросы и задания (с. 176, 182) | Чтение рассказа «Живое пламя» | |
Е.И.Носов. Рассказ «Живое пламя» Смысл названия рассказа. | Рассказ «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Память о войне. Смысл названия рассказа. Обучение целостному анализу эпического произведения | Знать: сведения о жизни и творчестве Е.И. Носова; сюжет и содержание рассказа «Живое пламя». Понимать: смысл названия рассказа; гуманистический пафос произведений; позицию автора (боль за человека, горечь от утраты нравственных ценностей). Уметь: определять тему и идею рассказов; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Анализ текста, вопросы и задания (с. 185) | Чтение автобиографической статьи Ю.П. Казакова (с. 186-187), статьи «Писатели и критики о рассказах Ю.П. Казакова» (с. 187), рассказа «Тихое утро» | |
Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро» Речевая характеристика героев. | Слово о Ю.П. Казакове. Рассказ «Тихое утро». Особенности характеров героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Роль пейзажа в рассказе. Взаимоотношения детей. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. Речевая характеристика героев. Роль диалога в композиции. Изобразительно-выразительны с средства, их роль в произведении. Словарная работа. Чтение статьи «Из рассказа Ю. Казакова "О мужестве писателя"» | Знать: сведения о жизни и творчестве Ю.П. Казакова; сюжет и содержание рассказа «Тихое утро». Понимать: нравственную проблематику произведения; отношение автора к героям; искренность писателя. Уметь: анализировать рассказ; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в настроении и поведении героев; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | Комментированное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—3 (с. 201), 1 (с. 202) | Задания 4 или 5 (с. 201), 2 (с. 202), чтение главы из книги Д.С. Лихачева «Земля родная» | |
Д.С. Лихачев. Главы из книги «Земля родная» Значение публицистики Д.С. Лихачева | Слово о Д.С. Лихачеве — ученом, гражданине. «Земля родная» — духовное напутствие молодежи. Д.С. Лихачев о традициях, сокровищах прошлого, о формировании человека в детстве и юности, об открытости русской культуры, о ценности языка, об умении хорошо говорить и писать, о правилах публичного выступления. Публицистика. Воспоминания. Понятие о жанре мемуаров. Значение публицистики Д.С. Лихачева | Знать: сведения о жизни и творчестве Д.С. Лихачева; понятия публицистика, мемуары; содержание цикла «Земля родная». Понимать: значение трудов Д.С. Лихачева; нравственную проблематику, публицистический, патриотический пафос произведения. Уметь: анализировать текст; воспринимать напутствия и советы Д.С. Лихачева | Комментированное чтение, вопросы 1—3 (с. 209) | Задания рубрик «Обогащайте свою речь» и «Проект» (с. 210) | |
Искусство моего родного края | проект | Знать/ понимать: основные направления и имена выдающихся представителей различных видов искусства, работавших в регионе в различные исторические периоды; памятники материальной и духовной культуры региона; виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших Рязанский край. Уметь: выделять регионально значимые черты творческого наследия рязанских авторов; показывать элементарную обученность навыкам работы с источниками, преобразования информации в продукт (реферат, доклад, презентацию, проект и.т.п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства; организации личного и коллективного досуга; высказывания собственного суждения о деятелях искусства Рязанщины через анализ их произведений. | Работа с источниками, преобразование информации в продукт (реферат, доклад, презентацию, проект и.т.п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности | Чтение рассказа М.М. Зощенко «Беда», задания 2, 5 (с. 216–217) | |
М.М.Зощенко. Рассказ «Беда» Несоответствие реальности и мечты в рассказе | Слово о М.М. Зощенко. Гоголевские традиции в творчестве М.М. Зощенко. Влияние М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова на творчество М.М. Зощенко. Своеобразие языка писателя. Несоответствие реальности и мечты в рассказе «Беда». Смешное и грустное в произведении. Способы создания юмористического (значимые название деревни, фамилия героя, игра на несоответствии, диалог) | Знать: сведения о жизни и творчестве М.М. Зощенко; сюжет и содержание рассказа «Беда». Понимать: сатирический пафос произведения; особенности авторской иронии; отношение автора к герою. Уметь: выразительно читать и анализировать рассказ, определять его тему и идею; характеризовать героя и его поступки | Пересказ, выразительное чтение по ролям, анализ текста, вопросы 1, 3, 4 (с. 216–217) | Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений поэтов XX века о родной природе, вопросы и задания 1 (с. 219), 1–3 (с. 229) | |
«Тихая моя Родина...». Родная природа в стихотворениях поэтов XX века | Единство человека и природы. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами. Чтение фрагмента статьи К. Г. Паустовского «Заметки о живописи». Единство людей и природы перед волшебством обновления в стихотворении В.Я, Брюсова «Первый снег». Одиночество, скрашенное природой, в стихотворении Ф.К. Сологуба «Забелелся туман за рекой...». Одухотворение природы в стихотворении С.А. Есенина «Топи да болота...». Философские размышления в стихотворении Н.А. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой...». «Смертная связь» человека с малой родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя Родина». Развитие понятия о лирике | Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Понимать: лирический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; оценивать актерское чтение; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—2 (с. 219), 1-2 (с. 229), 1-2 (с. 229–230, рубрика «Литература и живопись») | Чтение раздела «Песни на стихи русских поэтов XX века» (с. 231-236), задания 1–2 (с. 237), сообщения об И.А. Гофф, А.Н. Вертинском, о Б.Ш. Окуджаве | |
Песни на стихи русских поэтов XX века | Сообщения об И.А. Гофф, Б.Ш. Окуджаве, А.Н. Вертинском. Лирические размышления о жизни, времени и вечности в стихотворениях И.А. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджавы «По Смоленской дороге», А.Н. Вертинского «Доченьки». Изобразительно-выразительные средства, характерные для лирических песен (повторы, рефрен (припев), образный параллелизм). Прослушивание песен в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о творчестве русских поэтов XX века; содержание песен; одну песню наизусть. Понимать: лирический пафос песен-стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; оценивать исполнительское мастерство; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Сообщения, выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания (с. 237) | Подготовка к контрольной работе | |
Итоговая контрольная работа | Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы | Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому; пафос произведений. Уметь: пересказывать сюжеты, отдельные эпизоды прочитанных произведений; анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки | Контрольная работа | Чтение раздела «Из литературы народов России» (с. 238-240) | |
Из литературы народов России. Творчество Р. Гамзатова | Слово о Р. Гамзатове. Размышления поэта об истоках и основах жизни в стихотворениях «О моей родине», «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю..,». Особенности художественной образности Р. Гамзатова. Любовь к малой родине, гордость за неё | Знать: краткие сведения о жизни и творчестве Р. Гамзатова; содержание стихотворений поэта. Понимать: патриотический пафос стихотворений; важность изучения многонациональной российской литературы. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы (с. 240) | Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Р. Бёрнса, задание 2 (с. 245) | |
Р. Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения | Слово о Р. Бёрнсе. Герои стихотворений Р. Бёрнса. Мастерство переводов С.Я. Маршака. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности, об истинных ценностях. Противопоставление бедности и богатства, чести и бесчестия. Чтение и обсуждение других стихотворений поэта | Знать: краткие сведения о жизни и творчестве Р. Бёрнса; содержание стихотворений поэта; одно стихотворение наизусть. Понимать: сатирический, гуманистический пафос стихотворений; значение просторечной лексики в произведениях. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть | Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания 1–2 (с. 247) | Задание 3 (с. 247), сообщение о жизни и творчестве Дж. Г. Байрона | |
Дж.Г. Байрон. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!..» | Слово о Дж.Г. Байроне (сообщения учащихся). Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!..». Прославление подвига во имя свободы Родины. «Высокая» лексика стихотворения. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению | Знать: краткие сведения о жизни и творчестве Дж.Г. Байрона; содержание стихотворения «Ты кончил жизни путь, герой!..». Понимать: патриотический пафос стихотворения; значение «высокой» лексики в произведении. Уметь: выразительно читать стихотворение | Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, задания (с. 247) | Чтение раздела «Японские трехстишия (хокку)» (с. 248-254), задание 2 | |
Японские трехстишия (хокку) | Особенности жанра хокку (хайку). Жизнь природы и жизнь человека в их нерасторжимом единстве. Лаконичные поэтические картины. Близость хокку к искусству живописи. Зрительные и звуковые образы в хокку. Хокку Мацуо Басё, Кобаяси Исса. Философичность хокку. | Знать: особенности жанра хокку. Понимать: лирический, философский пафос японских трехстиший. Уметь: воспринимать и выразительно читать стихотворения, раскрывать их смысл; создавать собственные трехстишия | Выразительное чтение, элементы анализа текста, задание 1 (с. 254) | Чтение статьи об О. Генри и рассказа «Дары волхвов» (с. 262), задания (с. 263) | |
О.Генри. Новелла «Дары волхвов» | Слово об О. Генри. Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. Сила любви и преданности, жертвенность во имя любви в рассказе «Дары волхвов». Особенности стиля писателя (лаконичность, динамичность сюжета, яркие герои, мягкий юмор, ироничность, непосредственность интонации, неожиданная концовка). Смысл названия рассказа. Иллюстрации к рассказу | Знать: сведения о жизни и творчестве О. Генри; сюжеты и содержание рассказа «Дары волхвов» и других произведений писателя. Понимать: смысл названия рассказа; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно пересказывать текст и читать его по ролям; оценивать актерское чтение; характеризовать героев и их поступки; определять голос автора в рассказе; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | Выразительный пересказ, чтение по ролям, задания (с. 263) | Чтение статьи о Р.Д. Брэдбери (с. 264-268), рассказа «Каникулы» | |
Р. Брэдбери «Каникулы» | Слово о Р. Брэдбери. Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра. | Знать: жизнь и творчество Р. Д. Брэдбери; идейное своеобразие произведения; содержание художественного произведения; понятия «фантастика» и «фэнтези». Уметь: анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами; анализировать поступки персонажей произведения; формулировать вопросы по произведению; воспроизвести программное произведение, его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям. | Выразительное чтение, элементы анализа текста | Чтение статьи учебника (с. 278–279), задания к ней. | |
Итоговый урок | Подведение итогов года. Задания для чтения летом | Знать: содержание и героев произведений, изученных в 5—7 классах. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного | Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания по материалу, изученному в курсе литературы 7 класса | Список литературы для чтения летом | |
Резервный | |||||
Резервный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...